Нетрадиционные формы работы музеев с этнографическими коллекциями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нетрадиционные формы работы музеев с этнографическими коллекциями



По самой своей природе музей, несомненно, в концентрированной форме выражает духовные устремления не только прошлой, но и настоящей культуры.

Сегодня мнения одних специалистов, признающих значение музея не только как своего рода сгустка коллективной памяти, но и источника современного развития, нередко вызывают скептические, недоверчивые и пессимистические суждения на этот счет со стороны другой группы специалистов. Следует признать справедливыми обе позиции, имеющие, кстати сказать, давнюю традицию в музееведческой литературе (1). Часто посетители музея видят лишь собрание вещей. Экспозиционный "рацион" музея, как правило, скуден, а дефицит идей и оригинальных решений способствует ослаблению интереса к истории, падению престижа музея.

По мнению крупнейших представителей музейного дела у нас в стране и за рубежом, музей сегодня "поворачивается лицом к зрителю". Анализируя процессы, происходящие в сфере музеев, многие авторы не могут не отрицать начавшегося процесса изменения социальной роли музея, перестройки форм и методов работы, направленной на повышение эффективности взаимодействия музея с обществом (2).

Разговор о нетрадиционных формах музейной деятельности, таким образом, немыслим без учета теории коммуникации. Понятие "музейная коммуникация" -международное и трактуется очень широко. С одной стороны, с ним связаны попытки определить общественную роль и социальные задачи музеев на современном этапе развития, с другой— конкретные разработки, направленные на совершенствование форм и методов взаимодействия музеев с аудиторией. В определенной степени понятие это - средство, позволившее обосновать переход от ряда традиционных музееведческих концепций, регламентирующих отношения музея и аудитории, к нетрадиционным методам работы, основанным на свободе выбора посетителем своей роли в музее.

Наиболее полный обзор коммуникационных представлений в музееведении дан М.Б.Гнедовским (3). Сегодня пренебрежение к музею как к коммуникационной системе чревато потерей престижа, посетителей, а значит, и перспектив не только развития, но и существования.

И.Ульдал (Дания) считает, например, что характерная для традиционных музейных методов схема "однонаправленной коммуникации" таит в себе опасность "творческой безответственности" посетителя, вынужденного занимать в музее роль пассивного потребителя культуры (4). В сипу этого музей превращается в средство "культурного давления на умы". Традиционные формы работы музеев с посетителями основаны, как правило, на концепции передачи научных знаний и аппелируют к интеллекту человека, но совершенно не учитывают его эмоциональной сферы. Музейная коммуникация в идеале видится как диалог, подлинный процесс общения, в котором посетитель выступал бы как собеседник и партнер, имеющий возможность как-то реализовать свои индивидуальные интересы и мотивы посещения.

Коммуникация включает в себя также идею музея как центра информации, культурного центра, центра научной и художественной жизни, как места встречи различных возрастных, социальных, профессиональных или этнических групп, для


каждой из которых посещение музея имеет свой специфический смысл, не всегда сводящийся к воспитательному (5). Постижение этих смыслов может быть осуществлено как традиционными, так и нетрадиционными методами.

Здесь уместно кратко определить то, что понимается под нетрадиционными методами интерпретации источников, так как проблема эта, на наш взгляд, напрямую, самым непосредственным образом связана с проблемой утраты интереса к музею или роста его престижности.

К традиционным методам интерпретации источника можно отнести экспозиционную и выставочную деятельность, в том случае, когда на концептуальном уровне как цель закладывается предъявление предметной сущности источников (т.е. оперирования источниками на бытийном уровне сознания).

Способы противопоставления предмета и идеи, в нем заключенной, в результате которых посетитель приобретает понимание, знание образной, символической сущности источника, относится сегодня к нетрадиционным методам интерпретации. В народной культуре вещь и идея слиты воедино. Единство это достаточно непрочно. При его нарушении, когда связь между предметом и его смыслом разрушается, что случается довольно часто, мы сталкиваемся с такими понятиями, как "вещизм", "антикультура". Оперируя такими понятиями, как образ и символ, мы обращаемся к мифологическому слою сознания.

Общение зрителя с музеем включает множество уровней и компонентов, тяготеющих к этико-познавательному, социально-психологическому или коммуникативно-знаковому потенциалу (6). Одни характеризуют в большой мере предваряющую фазу восприятия, другие - ее течение, третьи свойственны эффекту "последствия".

В последние десятилетия произошел скачок в развитии и осмыслении знаково-символических систем народной культуры в музее. Можно утверждать, что вхождение в новую научную парадигму и новую методику интерпретации источника расширит возможности музея и облегчит вхождение музейного зрителя в национально-этнографическую традицию.

Нетрадиционные методы интерпретации источника в экспозиции подразумевают и обыгрывание его мифологической, знаковой сущности, требуют специального ввода зрителя в систему иных ценностных координат, иной традиции и, возможно, иного непривычного экспозиционно-художественного языка. Обращение к глубинным механизмам человеческой психики, мифологическому слою сознания может быть наиболее успешно осуществлено на базе этнографических источников.

Очень точно формулирует эту проблему Д.С.Лихачев: "Слушая серьезную музыку, хорошо знать историю музыки. Слушая джаз, хорошо знать историю джаза... Все это обогащает наше восприятие в десятки раз. Искусство существует для тех, кто обладает собственным тезаурусом" (7).

Современные философы ключом к пониманию целостной ситуации считают метафору и символ. Музейная символика заключается в бесчисленном количестве последовательностей и сочетаний. Объяснение знакового замысла важно, так как соучастие посетителя в нетрадиционных формах интерпретации источника в музее под открытым небом накладывается на это, пусть еще в первом приближении, значение. Примером нетрадиционной интерпретации этнографических источников может служить фонд вышивок Новгородского музейного объединения (8).

Анализ предметов народного искусства как многомерных моделей обнаруживает множественные и многомерные связи с другими объектами системы и может многое прояснить в сложных вопросах этногенеза и этнической истории народа, этнических взаимодействий, традиционно-бытовых укладов, архаических религиозных


воззрений. Создание экспозиционных комплексов источников, воспроизводящих или условно реконструирующих знаковый контекст их бытования, создает возможность интерпретации культурного наследия с позиций масштабных мировоззренческих, социальных, экологических проблем, волнующих современного человека. Например, позволяет посетителям музея ощутить смысл понятия "национальный характер", понять его динамику во времени через сложную систему связей, в первую очередь с природой, с историей народа, формирующей его духовный опыт. Об этом достаточно наглядно свидетельствуют материалы, демонстрирующие элементы жилища, костюма, орнамента. Показ на фоне такого богатого фактического материала, как различные сферы традиционной культуры, особенностей фольклора, народного искусства, этики, календарных обрядов и праздников связан с этническим самосознанием (задача экспозиционной интерпретации).

Таким образом, речь, в первую очередь, должна идти о категориях ценностного сознания, о семиотике и феноменологии пространства, о драматургии культурно-исторического диалога, развертывающегося в музейном пространстве.

Музей по сути своей является школой вещей, школой визуального пространственного восприятия, где осваивается язык вещей, постигается их скрытое культурное значение и факт их антропогенное™, рукотворности. Следовательно, на первый план выходят аспекты интерпретации памятников народной культуры в музейной экспозиции. Проблема интерпретации источника понимается как поиск оптимальных путей его использования, который, в свою очередь, определяется в процессе изучения и осмысления информационного потенциала. На наш взгляд, основная цель научных исследований в музее - повышение информационной отдачи уже имеющихся в фондах и экспозициях материалов интенсивным путем, т.е. путем их глубокого изучения.

Музей, концентрируя памятники культуры, может вступить в права наследования лишь при соответствующем осмыслении накопленного им богатства. Музейные источники могут при соответствующей интерпретации дать интереснейшую познавательную и эмоциональную информацию о культуре народа, корнях многих религиозно-мифологических представлений, понять истоки народной культуры, освоить ее как часть историко-культурного наследия. Цель современного музея, прежде всего, - это установка на культурное освоение, установка охранительная и в то же время творческая, что, собственно, и делает музей не собранием ненужных вещей, а частью живой культуры.

Наиболее интересные и разнообразные нетрадиционные формы интерпретации этнографических источников может создать музей под открытым небом.

Одно из ярких знамений нового - появляющиеся за рубежом музеи, на первое место выдвигающие проблемы сохранения эколого-культурной среды. Суть экомузея заключается в том, что он посвящен человеку в его культурном и природном окружении. Он выполняет функции лаборатории (предоставляя материал для изображения прошлого и настоящего), готовит специалистов, оказывает помощь в организации заповедников, сохраняющих и оценивающих местное культурное и природное наследие, функции школы, вовлекая жителей в свою деятельность не только по сохранению прошлого, но и приглашая их к творческой переоценке настоящего и к осознанию будущего.

Именно здесь возможно наиболее полное "погружение" в культуру и культурную среду.

Нынешнее состояние традиционной культуры достаточно плачевно. За многие предшествующие годы оно, существуя в режиме "наименьшего благоприятствования", свои естественные формы почти полностью утратило. В общественном сознании


практически все понятия, связанные с фольклором, народным творчеством значительно деформированы (9). Современный посетитель музея подчас лишен знания своей традиционной культуры. Музей под открытым небом имеет большие возможности воссоздания целостных комплексов традиционной жизни и видит свою задачу в том, чтобы вернуть культуру народу.

Хочется еще раз подчеркнуть, что музей под открытым небом в данном контексте трактуется очень широко и включает в себя: архитектурно-этнографические музеи под открытым небом, историко-культурные заповедники, включающие в себя сельскую и городскую среду, и др.

Некоторые исследователи отмечают тенденции, свидетельствующие о том, что развитие музейного дела в целом идет по пути формирования экомузеев (10). Т.Хансен высказал мнение, что идея "соприкосновения с реальностью" станет вообще основополагающей для развития музеев в будущем (11). Этот путь видится в живом включении в определенную историко-культурную и природную среду, в сложившиеся социальные, исторические и природные структуры. Цель такого включения -"...способствовать различным путями обретению целостности, включенности в мир, снятию конфликта отъединенности от физического и природного окружения" (12), преодоление фрагментарности впечатлений и знаний о своей собственной национальной культуре, возрождение национального самосознания.

Посетитель музея должен быть свободен не только в выборе тем (проблем) для собственных размышлений, в поиске ответов на волнующие его вопросы, но и в выборе различных видов, форм деятельности, выражения результатов собственного творчества.

В идеале музей лишь предоставляет в распоряжение посетителя определенные "инструменты", источники и условия для творчества,, дает каждому возможность свободного формирования собственного понимания и осмысления действительности. При всей кажущейся незначительности столь малого творческого акта, как возможность формирования у посетителя собственного суждения или самостоятельно-осмысленной оценки того или иного хранимого и представляемого музеем культурного феномена, этот акт - один из важнейших результатов музейной деятельности, знаменующий момент истинного включения музейного собрания в духовную жизнь личности, в сознание, мировоззрение, систему ценностей современного человека.

Прежде чем говорить о системе форм нетрадиционной интерпретации этнографических источников в условиях музея под открытым небом, попытаемся кратко вычленить ту базу, на основе которой возможна эта деятельность. В нее, очевидно, входит та часть национального менталитета, которую называют национальным укладом жизни:

1. историко-природная среда проживания (ландшафт);

2. архитектурно-построечная среда;

3. традиционные формы народной этики (воспитание, образование, религия);

4. традиционные формы хозяйства и быта;

5. политические и социальные институты.

В музее под открытым небом возможно создание статических и динамических экспозиций, наиболее точно соответствующих действительности, возрождение системы фольклорных праздников. "Актуализация живого образа (символа) национальной культуры, ценность которой увеличивается все более, по мере индустриализации общества. Музеи концентрируют информацию семиотически важную для национально-культурной идентификации и формирования менталитета этноса" (13).

Экспозиция в музее под открытым небом в идеале может представлять собой модель "свернутого" микрокосма национальной культуры, который сохраняет все важные элементы для возможности развернуть себя в макрокосме.


Предоставление возможности полного или частичного ролевого погружения в историческую и культурную среду - одна из основных целей деятельности музея в исследуемом направлении. Включаясь в то или иное действо (обряд, праздник и т.п.), посетитель общается с историей не на уровне знаний, а на символическом уровне, и в то же время приобретает личный опыт.

Концентрированным воплощением традиционно-мировоззренческих представлений народа является фольклор, который ранее охватывал все слои населения и полный годовой цикл всех основных видов деятельности. Музей под открытым небом имеет уникальные возможности воссоздания целостных комплексов традиционной праздничной жизни и перенесения элементов этих комплексов в современную жизнь региона. Праздник, как особого рода деятельность, воплощался в единстве действий, обрядов, ритуалов, художественно-прикладных и художественно-эстетических форм жизни. Элементами праздничного комплекса являются, например, такие бытовые реалии, как мыслительно осознаваемая сакральность, эмоционально-эстетическое переживание и др.

Разрабатывая систему календарных фольклорных музейных праздников, музей преследует определенные цели: способствовать обретению утрачиваемого населением региона чувства целостности, включенности в мир, снятию конфликтов отъединенности от физического и природного окружения, преодолению фрагментарности знаний и прерывистого характера деятельности человека. Музейная среда выступает как средство самопознания общества и личности.

Обращаясь к типологии праздника, напомним, что кроме традиционных календарных и семейных, в музее под открытым небом созданы все условия для проведения детских праздников и праздников, появившихся в наши дни, таких, как день строительного мастерства, фольклорные фестивали, праздники детских народных игр, фестивали охотников, рыболовов, ремесленников и т.д.

Календарные и семейные праздники создают уникальные возможности для реализации многообразных форм художественной активности населения, самовыражения индивидуума, творчества.

Организаторам музеев подобного типа можно порекомендовать обратиться к опыту деятельности некоторых научно-исторических центров народного творчества, в частности, к деятельности иркутского областного научно-методического центра (НМЦ), экспериментального постановочного сектора вологодского НМЦ и некоторых других. В деятельности первого вызывает интерес опыт использования фольклорных традиций при организации праздников (создание сценариев "Семик", "Масленица", разработка комплексной программы "Подгорная ярмарка") (14); в деятельности второго - разработка целевых тематических программ (народные календарные праздники, семейно-бытовые праздники, дни ремесел, детские праздники).

Думается, что путь развития работы музея с местным населением - в создании непрерывных комплексных долгосрочных программ, создаваемых в тесном взаимодействии со всеми партнерами. Одной из первых может стать экологическая программа.

Так, музеи и экспозиции, концентрируя семиотически важную информацию, участвуют в национально-культурной идентификации и формировании городского менталитета. Народная мифология через обряды и праздники транслируется в общественное сознание горожан. Таким образом, происходит постепенное формирование сознания поколения на качественно новой основе: человек не противопоставляет себя природе, а осознает свое истинное место в ней (15).

Музей буквально перенасыщен экологической информацией, просто посетители не привыкли воспринимать предлагаемые материалы с точки зрения освоения


культурного ландшафта, экономической жизни человека. Программа, построенная на междисциплинарной основе и нацеленная на интерпретацию источников в контексте определенной экологической системы, поможет музею обрести неповторимый аспект деятельности, возбудит интерес к нему. Несомненно, что к составлению и участию в реализации таких программ должны быть привлечены все возможные "партнеры" музея.

Помимо экологической программы возможно создание целого пакета программ: это и сохранение культурного наследия региона, и эстетическое воспитание подростков, и прочее. Непременным условием осуществления каждой прогрраммы являются компетентность, пропаганда ее на всех уровнях, сотрудничество с партнерами.

Таким образом, можно утверждать, что чем активнее, разнообразнее и интереснее музей использует новые формы в своей деятельности, тем больше у него шансов не подорвать бюджет региона, выжить в сегодняшних сложных условиях, а главное, наиболее полно реализовать свои функции.

Попытаемся показать возможный спектр новых подходов на примере опыта работы Новгородского музея-заповедника. Отдел работы с местным населением существует в музее всего несколько лет. Основная его задача - организация нетрадиционных форм музейной работы, совершенствование эстетического воспитания и воспитания музейной культуры местного населения, формирование навыков творческой деятельности у детей дошкольного и школьного возраста (16).

Важно отметить, что корректировка в переориентации музея, до недавнего времени работающего более на приезжих туристов, мыслится не только количественной, но и, что собственно важно, качественной. Оживлению и разнообразию форм деятельности музея с местными жителями, казалось бы, способствует богатая историко-культурная и архитектурная среда старой части города, а также наличие архитектурно-этнографического музея "Витославлицы". Такие исторические и архитектурные достопримечательности, как мост через Волхов, Торг, Ярославово дворище, Кремль, представляются великолепными гигантскими сценическими площадями, созданными для массовых празднеств, гуляний, театральных действ и пр.*

На схеме представлена реальная деятельность и потенциальные возможности отдела с выделением имеющихся сегодня и возможных будущих партнеров отдела в лице различных культурно-просветительских, научных, творческих и иных учреждений и общественных организаций.

В структуру деятельности сектора работы с детьми входит несколько компонентов.

/. Индивидуальные и общие программы сектора работы с детьми

1. Создана система занятий с детьми дошкольного возраста. В нее входит цикл
занятий "Здравствуй, музей", "Уроки волшебства", "Маленький новгородец",
"Путешествие в старину", "Красочный мир сказки", "Азбука", "В гостях у мальчика
Онфима", "Как смотреть картину" и др. Этот экспериментальный цикл - преддверие
музейного всеобуча - по замыслу сотрудников отдела имеет свое продолжение на
более углубленном уровне для школьников.

2. Система занятий с детьми школьного возраста (учащимися младших, старших
классов, учащимися лицеев, колледжей, ПТУ, ремесленно-художественных школ,
учащимися детских домов), предусматривает активную работу в музейных
экспозициях. Этот цикл строится путем разработки индивидуальных программ для


каждой школы, лицея или иного учебного заведения.

3. Если вышеуказанные формы работы являются традиционными, то создание
специальной детской экспозиции в соборе Входа в Иерусалим и планируемые в этой
экспозиции мероприятия должны стать новым словом в работе музея с детьми.
Проведение занятий в игровой форме в реконструируемой деревенской избе
подразумевает формирование творческой активности, воображения, вкусов,
эстетических идеалов, фантазии, развитие исторического сознания, умение мыслить и
ориентироваться в народной мифологии. Постоянные систематические мероприятия с
детьми, начиная с четырехлетнего возраста, должны охватывать 10 тыс. детей
ежегодно.

4. К нетрадиционным формам интерпретации музейных источников и работы с
местным населением можно причислить и созданную на хозяйственной основе студию
народного творчества, деятельность которой осуществляется на основе специально
разработанной программы, способствующей эстетическому воспитанию,
формированию навыков творческой деятельности у детей дошкольного и школьного
возраста. В ней дети обучаются ткачеству, вышивке, росписи по дереву, вязанию, лепке
из глины. Каждый учебный год завершается выставкой-распродажей работ учеников
студии.

5. Проведение производственной практики в музее. Двухлетний цикл
подготовки юных экскурсоводов музея себя оправдывает: часть выпускников школ
приходит работать в музей.

6. Перспективным начинанием Союза работников культуры следует признать
программу по эстетическому воспитанию, традициям и культуре, содержащую
предложения по созданию детской и подростковой ремесленно-художественной
школы. Одна из основных целей будущей школы - возрождение народного искусства
путем максимально возможного воссоздания среды бытования и репродуцирования
художественных традиций, реанимации художественных промыслов: обработки
дерева, ткани, металла, глины, камня, вышивки, плетения из природных материалов;
создание оригинальных произведений (живопись, графика). Принцип обучения:
передача навыков от мастера к подмастерью, "из рук в руки", как это и осуществлялось
в народной традиции. Программой предусматривается деятельность художественного
салона, открытие которого, как и самой школы, планируется в Юрьеве.

7. Среди программ, разрабатываемых Новгородским творческим союзом
работников культуры, программа содействия эстетическому развитию, нашедшая свое
претворение в работе клуба "Мозаика", знакомящего всех желающих с творческим
потенциалом Новгородчины (встречи с умельцами, художниками, мастерами, вечера
новгородского фольклора, распродажи, аукционы и т.д.). В рамках программ
проводятся театрализованные встречи с историческими персонажами: "Петровские
ассамблеи", "Литературный салон З.Волконской" и т.д.

//. Сектор работы со взрослым населением

1. Сектор проводит учебные семинары для учителей по программе "Музей и
дети". Занятия строятся с учетом особенностей детской психологии.

2. В рамках традиционных мероприятий - устраиваемые совместно с
музыкальными коллективами города концерты в лектории (собор Входа в Иерусалим,
Знаменский собор), абонемент духовной музыки "Забытые шедевры", публичные
лекции в лектории.

3. На базовых предприятиях Новгорода "Азот", "Волна" и в ряде других открыт
краеведческий лекторий, клуб выходного дня, организуются концерты.


В программу мероприятий входят встречи с сотрудниками музея, углубленное знакомство с памятниками архитектуры, посещение выставок, обзорные экскурсии. Для работы в клубах, состав которых достаточно постоянен, привлечены ведущие сотрудники музея. Для сельского населения проводятся платные выездные лекции и передвижные выставки.

III. Интересными и перспективными следует признать также мероприятия, направленные на организацию совместного познавательного отдыха семьи.

Дни семейного отдыха, в программу которых входят экскурсии (обзорные в экспозициях и на выставках), просмотр фильмов из фондов музея, обед в ресторане "Детинец" в Кремле или в детском кафе "Сказка". Для каждой группы составляется индивидуальная программа. Форма такой работы с местным населением очень перспективна и, по мнению сотрудников отдела, должна стать более распространенной.

Музей выступает здесь как наследник традиций. В центре внимания - миграция населения, продолжающаяся утрата новгородского менталитета, проблемы сохранения преемственности, незнание генеалогии своей семьи, исторических семейств Новгорода. Познанию собственных корней способствует занятие по теме "Создание личного и коллективного музея-выставки" (для школьников с третьего класса).

Особо следует отметить такие формы работы с местным населением, как разработка системы праздников, проводимых на базе музея. К таким праздникам относятся: День музея (18 мая), Праздник славянской письменности, фольклорной праздник в Витославлицах, Державинский праздник. Пристальное внимание следует обратить на разработку сценариев подобных праздников, предусматривающих участие в них потенциальных "партнеров" музея. Несомненна необходимость самых тесных контактов музея с НМЦ в этом направлении.

Заканчивая анализ деятельности отдела, следует признать, что система работы с местным населением в новгородском музее по сути в основе своей уже создана. В большей или меньшей степени эта система, на наш взгляд, присутствует в деятельности большинства крупных музеев. Наряду с традиционными мероприятиями достаточно большое место занимают в работе музеев и те новые формы, о которых говорилось выше. Естественно, что в меру сил и возможностей, учитывая сегодняшние реалии, музей должен стремиться расширить поле своей деятельности.

Подводя итоги, следует выделить следующие положения:

1. Главной задачей нетрадиционных форм культурной деятельности является
решение проблемы всемерного развития музейной коммуникации, одной из основных
целей которой станет включение посетителей в активную деятельность путем создания
свободы выбора "роли", ситуации ролевой определенности, т.е. свободы не только
осматривать неподвижные предметы, но и наблюдать процесс их взаимодействия,
принимать в нем активное участие.

Деятельность существующих структур музея в этой связи направлена на то, чтобы предоставить посетителю максимально широкий диапазон ролей: от любителя диковинок - до ценителя истории, искусства, человека, стремящегося к знаниям, пытающегося реализовать себя как "профессионала" в музейной работе, участника всевозможных видов деятельности музея.

2. Направление на развитие музейной коммуникации диктует необходимость
расширения состава участников музейной работы, развития структуры и содействия
деятельности музея. Необходимость междисциплинарного подхода приводит к
привлечению новых специалистов: психологов, социологов, специалистов по ABC,
музейных педагогов, программистов, философов. Ставка на музей как на центр


культурной жизни, учитывающий все каналы связи с внешним миром (бизнесменами, политиками, деятелями культуры и науки) требует качественной проработки, активизации и обновления всех возможных связей с потенциальными партнерами музея. Быть может, это единение должно произойти на основе какого-то межведомственного совета, ассоциации с привлечением мощных спонсоров, которых сегодня найти не так уж трудно, учитывая создание зон свободного предпринимательства, СП, частных фирм.

3. Создание системы нетрадиционных форм деятельности музея разных уровней,
включающих работу с источниками, с одной стороны, и посетителями музеев, с другой.

4. Разработка пакета долгосрочных и непрерывных программ.

К созданию пакета программ необходимо привлечь высококвалифицированные силы. Следует создать специальный стипендионный фонд, организовать пропаганду этой формы деятельности, сделать ее престижной, принимать предложенные проекты на конкурсной основе, использовать печать, телевидение, радио.

Литература

1. Бакушинский А.В. Искусство и музеи. Современные музеи искусства и музеи
будущего // Исследования и статьи. - М., 1981. - С.130; ФедоровН.Ф. Сочинения. - М.,
1982. - С.580,597; Флоренский П. Храмовое действо как синтез // Советская культура. -
1989.-18 мая.

2. Современные тенденции развития музейной коммуникации в
капиталистических странах. Теория и практика. Музейное дело и охрана памятников. -
М., 1986. - Вып.1; Коссонс Н. Новые традиции // Museum. - 1983. № 138. - C.I 1-17;
Хансен Т. Музей как просветительское учреждение // Museum. - 1984. № 144. - С.4-11.

3. Современные тенденции развития музейной коммуникации... - С.4.

4. Там же.

5. Там же. - С.9.

6. Волкова Е.В. Зритель и музей. - М., 1989. - С.12-13.

7. Лихачев Д.С. Прошлое - будущему. - Л., 1985. - С.68-69.

8. Галкина Е.Л. Изучение и использование этнографических источников в
музейном объединении (на примере фонда вышивок Новгородского музейного
объединения) // Музееведение. Вопросы совершенствования деятельности музейных
объединений. - М., 1985. -С.141-157.

9. Лапин В.П. Экология культуры и фольклор // Традиционные и новые обряды
народов СССР и их отражение в музеях под открытым небом. - Архангельск, 1989. -
С.З.

10. Волкова Е.В. Зритель и музей... - С.7-9.

11. Хансен Т. Музей как просветительское учреждение // Museum. - 1984. - №
144.-С.4-11.

12. Шейкин Т.Н., Матрунчик Н.Л. Историко-культурные заповедники и задачи
развития национального самосознания // Традиционные и новые обряды народов СССР
и их отражение в музеях под открытым небом. - Архангельск, 1989.

 

13. Давыдов А.Н. Экоскансен: Социальная активность музея под открытым
небом в свете теории "нового музееведения" // Традиционные и новые обряды... - С.9.

14. Казарин А.Д. Календарный обряд "Масленица". К вопросу использования
фольклорных праздников // Традиционные и новые обряды народов СССР...

15. Давыдов А.Н. Экоскансен: Социальная активность музея под открытым
небом в свете теории "нового музееведения" // Традиционные и новые обряды...

16. Основные направления работы отдела организации и методики работы с


местным населением (архив отдела НГОМЗ).



И. Черничке



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 3139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.057 с.)