Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация музейного менеджмента и маркетинга в региональном музее↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Организация музейного менеджмента и маркетинга в региональном музее · Главная страница ·» · Читать журнал ·» · Архив ·» · 2011 ·» · №09 2011 · Рубрики журнала · Содержание · Анонс номера · Архив Назаров П.В., Шубина О.А., В настоящее время маркетинг и менеджмент находит активное применение не только в коммерческом секторе, но и успешно используется в сфере некоммерческих организаций, в т. ч. и в организациях сферы культуры. Маркетинг в сфере культуры понимается как удовлетворение и формирование спроса в пространстве свободного времени или досуга. Изменяется отношение к роли и функциям учреждений культуры. “Просветительская” модель культуры сменяется, так называемой, “гедонистической” концепцией, согласно которой культура должна доставлять удовольствие, развлекать, успокаивать[1]. В современном мире люди постоянно испытывают стресс, перегружены на работе, устают от бытовых проблем, поэтому в учреждениях культуры они ищут возможности отдохнуть, отвлечься от проблем, а если обучаться, то играючи. На Западе термин “посетитель” потерял былое значение. В данном контексте теперь принято использовать слово “клиент”, чем подчеркиваетсято, что музей должен предоставить продукт или услугу, обеспечив какую-то выгоду (духовную, эстетическую, информационную и пр.) для своего посетителя[2]. Работникам музеев в современных реалиях следует думать о том, что посетитель должен получить от визита в учреждение положительные впечатления, способные выдержать конкуренцию. Если клиент, покидая стены музея, остается удовлетворенным полученной услугой, то это означает, что он нетолько вернется еще раз, но и посоветуют посетить его своим друзьям и знакомым. Данные факторы дали достаточно мощный импульс для пересмотра места и роли музеев в обществе, управленческих технологий и способов работы учреждений с различными аудиториями. Анализ спроса и предложения Перед тем, как приступать к анализу системы менеджмента и маркетинга, существующей в музее, и тем более начинать ее построение, необходимо “осмотреться”. Сотрудникам музея нужно понять: каково предложение музейных услуг в городе; что предлагает каждое из учреждений-соседей и каковы сильные и слабые стороны этих учреждений; как можно охарактеризовать спрос на культурные услуги – чего хотят посетители учреждений и удовлетворены ли они качеством предоставляемых им услуг. Обладая этими знаниями, сотрудники музея смогут определить сегмент, не охваченный музейными услугами, и создавать новые программы там, где они на самом деле нужны. Это интереснее и потенциально выгоднее клонирования однотипных проектов, пользующихся прогнозируемым спросом, но не привносящих ничего нового в разнообразие услуг. Сделаем подобный анализ на примере г. Сургута Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Сургут представляет собой северный промышленный город.В 1960-е гг. в Среднем Приобье были открыты крупные нефтегазовые месторождения, вследствие чего поселок Сургут становится быстрорастущим центром нефтедобывающей промышленности страны. В 1963 г. поселок нефтяников получил статус города. Начавшееся промышленное освоение края значительно увеличило приток мигрантов как из РСФСР, так и из других республик СССР. С 1960 г. численность населения города выросла почти в сорок раз и в настоящее время составляет примерно 300 тыс. человек[3]. На сегодняшний день Сургут является крупнейшим промышленным и культурным центром Ханты-Мансийского автономного округа. Среди городов Тюменской области он занимает второе место по численности населения. Основой экономики города по-прежнему является топливно-энергетический комплекс, который включает в себя геологоразведочные и нефтегазодобывающие предприятия, электростанции и газоперерабатывающий завод. В социально-культурной сфере город представляет собой “разросшийся” рабочий поселок, в котором, благодаря специфике региона, преобладают в основном люди с рабочими специальностями, а также специалисты нефтегазовой промышленности. Кроме того, Сургут считается городом молодежи: средний возраст жителей города не превышает 35 лет[4]. Основные участники рынка экспозиционно-выставочной деятельности, представленные в Сургуте: · Сургутский краеведческий музей; · Сургутский художественный музей; · Историко-культурный центр “Старый Сургут”; · Галерея современного искусства “Стерх”; Сравнительный анализ данных учреждений осуществлялся по следующим критериям: · месторасположение; · имеющиеся экспозиционно-выставочные площади; · количество посетителей в год; · ассортиментная политика; · удовлетворенность посетителей качеством, предлагаемых услуг;
Проанализировав деятельность музеевг. Сургута, мы пришли к выводу, что данные учреждения культуры ведут работу в традиционных направлениях, характерных для экспозиционно-выставочной деятельности, но у каждого из них есть свои преимущества: · ИКЦ “Старый Сургут” занимает одно из самых удобных для доступа к нему транспортных положений, располагает удобной парковкой; это огороженная безопасная территория, живописное место для прогулок в центре города; на территории ИКЦ действуют сувенирная лавка и кофейня. Имеющиеся неоспоримые преимущества позволили ИКЦ “Старый Сургут” стать абсолютным лидером среди конкурентов по количеству посетителей в год. На протяжении многих лет ИКЦ является наиболее привлекательным культурно-досуговым учреждением города Сургута (рис. 1); · Галерея современного искусства “Стерх” специализируется на частых сменных выставках, тем самым поддерживается неподдельный интерес посетителей к деятельности учреждения, что, в конечном итоге, обеспечивает ей стабильное второе место в рейтинге по количеству посещений в год – 16% от общего числа посетителей; Рис. 1. Структура экспозиционно-выставочного рынка г. Сургута по количеству посетителей (2009 г.) По критерию занимаемых экспозиционно-выставочных площадей лидирует Сургутский краеведческий музей (рис. 2). Рис. 2. Структура экспозиционно-выставочных площадей г. Сургута в 2009 г. ■ Сургутский художественный музей верно выбрал политику, направленную на широкое вовлечение в свою деятельность партнеров, спонсоров, меценатов, городской и окружной администрации. Результаты этой деятельности позволяют организовывать и проводить выставки и культурные мероприятия любой сложности, включая международные; · Сургутский краеведческий музей осваивает новые формы работы с аудиторией, используетсвою площадку для развития культурной коммуникации в городском социуме. Несмотря на преимущественно краеведческуюнаправленность деятельности музея, в последние несколько лет в нем ведется поиск новых форм работы с городским сообществом, особенно с молодежной аудиторией[6]. Проведен анализ ассортимента по количеству наименований услуг каждого учреждения культуры г. Сургута. Ассортиментная политика за 2009г. представлена в таблице 1. Таблица 1 Ассортиментная политика учреждений культуры на рынке экспозиционно-выставочной деятельности г. Сургута в 2009 г.
По результатам социологических опросов, проведенных в 2008 и в 2009 гг., удовлетворенность населения качеством работы музеев составила 8,6 и 8,7 баллов соответственно, из максимально возможных 10 баллов (таблица 2)[7]. Следовательно, уровень качества оказания музейной услуги можно оценить как достаточный. За последние несколько лет не былозарегистрировано ни одного случая нарушения стандарта качества музейной услуги, соответственно, степень соблюдения стандарта качества музейной услуги остается неизменной и составляет 100%. Таблица 2 Динамика качества музейной услуги г. Сургута
Таким образом, в городе функционирует ряд учреждений культуры, занимающихся экспозиционно-выставочной деятельностью и предоставляющих возможность культурного досуга горожанам и гостям города. У каждого из четырех учреждений имеются свои неоспоримые преимущества и свои уникальные предложения на экспозиционно-выставочном рынке в г. Сургуте. Как таковых, конкурентов у Сургутского краеведческого музея в городе нет. Другие учреждения культуры занимаются смежными аспектами этой сферы: · Художественный музей – сбором, изучением и экспонированием регионального художественного искусства; · Галерея современного искусства “Стерх” – сменными выставками современного искусства; · Историко-культурный центр “Старый Сургут” – организацией и проведением массовых городских праздников. Разные профили сургутских учреждений культуры исключают конкуренцию предоставляемых услуг. Единственная объективная конкуренция возможна в борьбе за свободное время посетителя. Впрочем, в силу того, что предложения культурно-познавательного досуга в городе ограничены четырьмя учреждениями культуры, конкуренция имеет условный характер и вряд ли в ближайшее время перейдет в серьезное соперничество за посетителя. Кроме того, как показывает практика, конкуренция между некоммерческими учреждениями культуры оказывается искусственной, и есть огромные возможности для объединения усилий, сотрудничества и совместных действий[8]. Таким образом, деятельность сургутских музеев организована, как правило, в традиционных направлениях: фондовая работа, экспозиционно-выставочная, культурно-образовательная и научно-исследовательская деятельность, в рамках которых посетителям предлагаются различные виды экспозиционно-выставочных услуг. Пример Руководители музея лично принимают участие в работе с организациями-партнерами, спонсорами и другими учреждениями культуры. Сотрудники информационно-аналитического отдела поддерживают контакты с представителями муниципальной власти разных уровней, мотивируют представителей градообразующих и коммерческих предприятий на постоянную материальную и иную поддержку музейных проектов и мероприятий. Вывод Музей является некоммерческой социально-культурной организацией, не ориентированной на извлечение прибыли из своей деятельности. Тем не менее,он должен искать возможности модернизироваться к современным экономическим условиям. По результатам маркетингового исследования, направленного на изучение современных тенденций развития экспозиционно-выставочной деятельности музеев г. Сургута, было установлено, что зачастую музейные учреждения недооценивают значимость предложений, которыми располагают. Внимание акцентируется только на коллекциях и выставках, а то, что посетители приходят в музей в поисках спокойной атмосферы, встретиться с друзьями, “качественно” провести время с семьей, просто упускается из вида. Посетитель может получить все ожидаемое за время одного визита. Поэтому работникам музея следует более эффективно охватывать различные сегменты своей целевой аудитории и укреплять репутацию музея как одного из тех приятных мест, которое можно посещать регулярно. Соблюдая вышеперечисленные условия, Сургутский краеведческий музей сумеет удержать посетителей, удовлетворяя их эстетические, информационные, интеллектуальные и психологические потребности наиболее полно. Кроме того, названные в статье мероприятия помогут музею продолжать совершенствовать свою деятельность в сфере менеджмента и маркетинга.
Приложение · Анкета: Портрет посетителя Сургутского краеведческого музея Загрузить.doc
[1] Абакина Т. Социальный маркетинг в “цивилизации досуга” // Музеи. Маркетинг. Менеджмент. М., 2001. С. 31. [2] Майлз Р., Раньярд С. Как музей должен заботиться о посетителе // Музеи. Маркетинг. Менеджмент. М., 2001. С. 160. [3] О Сургуте. Численность населения [электронный ресурс] // Официальный web-сервер администрации г. Сургута. – Электрон. дан. – Сургут, 2003. – URL:www.admsurgut.ru/about.php?ttop=295967 (дата обращения: 15.03.2011). [4]О Сургуте. Сургут: история, события, люди [электронный ресурс] //Официальный web-сервер администрации г. Сургута. – Электрон. дан. – Сургут, 2003. – URL: www.admsurgut.ru/about.php?ttop=295967 (дата обращения: 15.03.2011). [5]О Сургутском художественном музее [электронный ресурс] // Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Электрон. дан. – Сургут, 2003. – URL:http://www.eduhmao.ru/info/2/5885/(дата обращения: 27.05.2011). [6] Подробнее об этом см.: П.В. Назаров. “Реализация молодежного проекта “Музей – территория равных: от стиляг до эмо” в Сургутском краеведческом музее”// Справочник руководителя учреждения культуры. 2010. № 9. [7]Музейная деятельность: Ведомственная целевая программа [электронный ресурс] // Официальный web-сервер администрации г. Сургута. – Электрон. дан. – Сургут, 2009 – URL: http://www.admsurgut.ru/docs.php?ttop=200530&id=214936(дата обращения:20.06.2011). [8] Абакина Т. Социальный маркетинг в “цивилизации досуга” // Музеи. Маркетинг. Менеджмент. М., 2001. С. 41. [9]Современный экономический словарь. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.,Москва: ИНФРА-М, 2007. [10] Абакина Т. Социальный маркетинг в “цивилизации досуга” // Музеи. Маркетинг. Менеджмент. М., 2001. С. 34–35. [11] Шекова Е.Л. Особенности маркетинга в сфере культуры // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 3. С. 31–34. [12] Шекова Е.Л. Особенности маркетинга в сфере культуры // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. №3. С. 31–34. [13]Бенчмаркинг (англ. benchmark – начало отсчета) – систематическое и непрерывное измерение: оценка процессов в компании и их сравнение с процессами мировых компаний-лидеров с целью получения информации, полезной для совершенствования собственной характеристики. [14]Фандрайзинг (англ. fund– денежные средства, raise – добывать) – комплекс работ, направленных на привлечение финансовых средств для реализации некоммерческих проектов. [15] Пряникова Е.А. Механизмы и формы привлечения музейной аудитории [электронный ресурс] // Материалы II научно-практической интернет-конференции “Западная Сибирь в академических и музейных исследованиях”Сургутский краеведческий музей. – Электрон. дан.:Сургут, 2008. Адрес в Интернете: www.kmuseum.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=21&Itemid=204 (дата обращения: 11.05.2011) [16] Готтесдинер Х. Франция: успехи в изучении посетителей // Museum. 1993. № 4. С.14. [17] Котлер Н. Распространение знаний. Маркетинг музейных ценностей // Музейные новости. 1999. № 5. С. 14. [18] Музей и коммуникация. Концепция развития музейного менеджмента и маркетинга [электронный ресурс] // Официальный web-сервер Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина. – Электрон. дан.: Москва–Самара, 1998.. Адрес в Интернете:www.future.museum.ru/lmp/projects/samara/site/concept/3_5.htm (дата обращения: 28.05.2011). [19] Там же. [20] Абакина Т. Социальный маркетинг в “цивилизации досуга” // Музеи. Маркетинг. Менеджмент. М., 2001. С. 42.
Организация музейного менеджмента и маркетинга в региональном музее · Главная страница ·» · Читать журнал ·» · Архив ·» · 2011 ·» · №09 2011 · Рубрики журнала · Содержание · Анонс номера · Архив Назаров П.В., Шубина О.А., В настоящее время маркетинг и менеджмент находит активное применение не только в коммерческом секторе, но и успешно используется в сфере некоммерческих организаций, в т. ч. и в организациях сферы культуры. Маркетинг в сфере культуры понимается как удовлетворение и формирование спроса в пространстве свободного времени или досуга. Изменяется отношение к роли и функциям учреждений культуры. “Просветительская” модель культуры сменяется, так называемой, “гедонистической” концепцией, согласно которой культура должна доставлять удовольствие, развлекать, успокаивать[1]. В современном мире люди постоянно испытывают стресс, перегружены на работе, устают от бытовых проблем, поэтому в учреждениях культуры они ищут возможности отдохнуть, отвлечься от проблем, а если обучаться, то играючи. На Западе термин “посетитель” потерял былое значение. В данном контексте теперь принято использовать слово “клиент”, чем подчеркиваетсято, что музей должен предоставить продукт или услугу, обеспечив какую-то выгоду (духовную, эстетическую, информационную и пр.) для своего посетителя[2]. Работникам музеев в современных реалиях следует думать о том, что посетитель должен получить от визита в учреждение положительные впечатления, способные выдержать конкуренцию. Если клиент, покидая стены музея, остается удовлетворенным полученной услугой, то это означает, что он нетолько вернется еще раз, но и посоветуют посетить его своим друзьям и знакомым. Данные факторы дали достаточно мощный импульс для пересмотра места и роли музеев в обществе, управленческих технологий и способов работы учреждений с различными аудиториями. Анализ спроса и предложения Перед тем, как приступать к анализу системы менеджмента и маркетинга, существующей в музее, и тем более начинать ее построение, необходимо “осмотреться”. Сотрудникам музея нужно понять: каково предложение музейных услуг в городе; что предлагает каждое из учреждений-соседей и каковы сильные и слабые стороны этих учреждений; как можно охарактеризовать спрос на культурные услуги – чего хотят посетители учреждений и удовлетворены ли они качеством предоставляемых им услуг. Обладая этими знаниями, сотрудники музея смогут определить сегмент, не охваченный музейными услугами, и создавать новые программы там, где они на самом деле нужны. Это интереснее и потенциально выгоднее клонирования однотипных проектов, пользующихся прогнозируемым спросом, но не привносящих ничего нового в разнообразие услуг. Сделаем подобный анализ на примере г. Сургута Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Сургут представляет собой северный промышленный город.В 1960-е гг. в Среднем Приобье были открыты крупные нефтегазовые месторождения, вследствие чего поселок Сургут становится быстрорастущим центром нефтедобывающей промышленности страны. В 1963 г. поселок нефтяников получил статус города. Начавшееся промышленное освоение края значительно увеличило приток мигрантов как из РСФСР, так и из других республик СССР. С 1960 г. численность населения города выросла почти в сорок раз и в настоящее время составляет примерно 300 тыс. человек[3]. На сегодняшний день Сургут является крупнейшим промышленным и культурным центром Ханты-Мансийского автономного округа. Среди городов Тюменской области он занимает второе место по численности населения. Основой экономики города по-прежнему является топливно-энергетический комплекс, который включает в себя геологоразведочные и нефтегазодобывающие предприятия, электростанции и газоперерабатывающий завод. В социально-культурной сфере город представляет собой “разросшийся” рабочий поселок, в котором, благодаря специфике региона, преобладают в основном люди с рабочими специальностями, а также специалисты нефтегазовой промышленности. Кроме того, Сургут считается городом молодежи: средний возраст жителей города не превышает 35 лет[4]. Основные участники рынка экспозиционно-выставочной деятельности, представленные в Сургуте: · Сургутский краеведческий музей; · Сургутский художественный музей; · Историко-культурный центр “Старый Сургут”; · Галерея современного искусства “Стерх”; Сравнительный анализ данных учреждений осуществлялся по следующим критериям: · месторасположение; · имеющиеся экспозиционно-выставочные площади; · количество посетителей в год; · ассортиментная политика; · удовлетворенность посетителей качеством, предлагаемых услуг;
Проанализировав деятельность музеевг. Сургута, мы пришли к выводу, что данные учреждения культуры ведут работу в традиционных направлениях, характерных для экспозиционно-выставочной деятельности, но у каждого из них есть свои преимущества: · ИКЦ “Старый Сургут” занимает одно из самых удобных для доступа к нему транспортных положений, располагает удобной парковкой; это огороженная безопасная территория, живописное место для прогулок в центре города; на территории ИКЦ действуют сувенирная лавка и кофейня. Имеющиеся неоспоримые преимущества позволили ИКЦ “Старый Сургут” стать абсолютным лидером среди конкурентов по количеству посетителей в год. На протяжении многих лет ИКЦ является наиболее привлекательным культурно-досуговым учреждением города Сургута (рис. 1); · Галерея современного искусства “Стерх” специализируется на частых сменных выставках, тем самым поддерживается неподдельный интерес посетителей к деятельности учреждения, что, в конечном итоге, обеспечивает ей стабильное второе место в рейтинге по количеству посещений в год – 16% от общего числа посетителей; Рис. 1. Структура экспозиционно-выставочного рынка г. Сургута по количеству посетителей (2009 г.) По критерию занимаемых экспозиционно-выставочных площадей лидирует Сургутский краеведческий музей (рис. 2). Рис. 2. Структура экспозиционно-выставочных площадей г. Сургута в 2009 г. ■ Сургутский художественный музей верно выбрал политику, направленную на широкое вовлечение в свою деятельность партнеров, спонсоров, меценатов, городской и окружной администрации. Результаты этой деятельности позволяют организовывать и проводить выставки и культурные мероприятия любой сложности, включая международные; · Сургутский краеведческий музей осваивает новые формы работы с аудиторией, используетсвою площадку для развития культурной коммуникации в городском социуме. Несмотря на преимущественно краеведческуюнаправленность деятельности музея, в последние несколько лет в нем ведется поиск новых форм работы с городским сообществом, особенно с молодежной аудиторией[6]. Проведен анализ ассортимента по количеству наименований услуг каждого учреждения культуры г. Сургута. Ассортиментная политика за 2009г. представлена в таблице 1. Таблица 1 Ассортиментная политика учреждений культуры на рынке экспозиционно-выставочной деятельности г. Сургута в 2009 г.
По результатам социологических опросов, проведенных в 2008 и в 2009 гг., удовлетворенность населения качеством работы музеев составила 8,6 и 8,7 баллов соответственно, из максимально возможных 10 баллов (таблица 2)[7]. Следовательно, уровень качества оказания музейной услуги можно оценить как достаточный. За последние несколько лет не былозарегистрировано ни одного случая нарушения стандарта качества музейной услуги, соответственно, степень соблюдения стандарта качества музейной услуги остается неизменной и составляет 100%. Таблица 2 Динамика качества музейной услуги г. Сургута
Таким образом, в городе функционирует ряд учреждений культуры, занимающихся экспозиционно-выставочной деятельностью и предоставляющих возможность культурного досуга горожанам и гостям города. У каждого из четырех учреждений имеются свои неоспоримые преимущества и свои уникальные предложения на экспозиционно-выставочном рынке в г. Сургуте. Как таковых, конкурентов у Сургутского краеведческого музея в городе нет. Другие учреждения культуры занимаются смежными аспектами этой сферы: · Художественный музей – сбором, изучением и экспонированием регионального художественного искусства; · Галерея современного искусства “Стерх” – сменными выставками современного искусства; · Историко-культурный центр “Старый Сургут” – организацией и проведением массовых городских праздников. Разные профили сургутских учреждений культуры исключают конкуренцию предоставляемых услуг. Единственная объективная конкуренция возможна в борьбе за свободное время посетителя. Впрочем, в силу того, что предложения культурно-познавательного досуга в городе ограничены четырьмя учреждениями культуры, конкуренция имеет условный характер и вряд ли в ближайшее время перейдет в серьезное соперничество за посетителя. Кроме того, как показывает практика, конкуренция между некоммерческими учреждениями культуры оказывается искусственной, и есть огромные возможности для объединения усилий, сотрудничества и совместных действий[8]. Таким образом, деятельность сургутских музеев организована, как правило, в традиционных направлениях: фондовая работа, экспозиционно-выставочная, культурно-образовательная и научно-исследовательская деятельность, в рамках которых посетителям предлагаются различные виды экспозиционно-выставочных услуг.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.43.200 (0.018 с.) |