Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1.Комплектование и учет музейных фондов.

Поиск

В отечественном музееведении комплектование фондов традиционно рассматривалось, как важнейший вид деятельности музеев, являлось основным направлением научно-фондовой работы.

В 70-80-е гг. наметилась более глубокая связь комплектования фондов с социальными функциями музеев. Комплектование фондов стало рассматриваться, как важнейшее звено документирующей функции музеев.

Комплектование фондов все больше определялось не только закономерностями развития ее типологических (систематических) коллекций, но и пониманием необходимости целенаправленно выявлять и привлекать в свои фонды первоисточники различных типов и видов, отражающие развитие различных сфер жизни общества.

Наиболее ярко, последовательно и глубоко осуществлял эту деятельность Государственный исторический музей. Сотрудники музея проводили самостоятельные научные исследования по изучению и документированию всех сфер жизни общества конца XlX-XX вв. [8]

Историко-бытовые экспедиции 50-80х гг., методика их проведения заслуживают внимания и в наши дни. Особенно ценен опыт ГИМа по документированию «современности»(40-80-е гг.)

Но лучший опыт центральных и региональных музеев, к сожалению, мало влиял на подавляющее большинство музеев, которые чаще всего комплектовали фонды путем сбора материалов для выставок и экспозиций в соответствии с экспозиционной документацией.

При проведении целенаправленного комплектования на основе планов комплектования редко, к сожалению, прибегали к самостоятельному изучению исторической действительности, чаще выбирали из жизни. Первоисточники, подтверждающие заранее намеченные линии развития, факты, события в соответствии с историко-партийной литературой. Музеи как бы иллюстрировали профильные дисциплины.[11]

С изменением социально-экономической и общественно-политической ситуацией в стране недостатки тематического комплектования фондов (иллюстратизм, схематизм, узость тематики, фрагментарность и др.) стали более очевидны.

Типологическое комплектование, менее зависящее от внешних факторов, продолжало развиваться, опираясь на предшествующий опыт.

Тематическое комплектование в большинстве музеев просто прекратилось или ограничилось поиском первоисточников, раскрывающие «запретные темы», которые могли устранить, так называемые «белые пятна». И лишь отдельные музеи продолжают совершенствовать комплектование фондов, стремясь их сделать разнообразнее, приблизить к жизни, не упустить возможности выявить и привлечь в фонды первоисточники различных типов и видов, отражающие «современность».

Комплектование музея является частью реализации концепции развития музея и имеет свою собственную концепцию.

Комплектование может быть систематическим, тематическим и комплексным. Следствием его является формирование систематических, тематических и комплексных, как в краеведческих музеях, коллекций.[11;10]

Основой всей системы комплектования является разработка его научной концепции.

Работа по комплектованию фондов может быть разовой, текущей и постоянно плановой. Поэтому формы комплектования могут быть различными.

Все работы по комплектованию должны быть строго юридически документированы, поскольку музейные предметы обладают не только культурно-исторической ценностью, но и финансовой.

Основными юридическими документами являются акты приема предметов на хранение (полевая опись), фиксирующие поток поступлений в музей. Каждому предмету дают порядковый номер, наименование и описание. Учитывается количество предметов, определяется датировка, размер, сохранность, место происхождения, история. Указывается принадлежность, от кого поступил предмет, его адрес и дата приобретения. Если предмет был продан в музей, записывается его стоимость: счет, акт по которому шла купля-продажа. В последствии вносят шифр и номер фондового отдела, в который был продан каждый предмет. Таким образом, все виды работы по комплектованию фондов завершаются сбором предметов музейного значения в соответствии с профилем музея. Прежде чем они попадут в фонды, они должны пройти коллективную экспертизу, осуществляемую фондово-закупочной комиссией музея, которая создается дирекцией из музейных специалистов и привлеченных к работе комиссии вне музейных экспертов.[12;13]

Фондово-закупочная комиссия является совещательным органом при дирекции музея, создаваемым для рассмотрения вопросов отбора и приобретения предметов музейного значения с целью формирования музейного собрания.

После рассмотрения фондово-закупочной комиссией предметы музейного значения, поступая в фонды, становятся музейными предметами. Первоначально они поступают на временное хранение, что обуславливается их актами приема и легендами. Впоследствии они подвергаются экспертизе специалистов, дающих свое письменное заключение. При переводе предметов на постоянное хранение возможно заключение договора дарения, если они поступают в дар, или договора купли-продажи при покупки их музеем. При приеме предметов в обмен заключается договор мены. Следующим юридическим документом является акт приема предметов на постоянное хранение. В случае приема коллекций составляется коллекционная опись. На этом завершается первоначальное оформление документов. Все они подписываются заинтересованными лицами. На них ставятся печати музея и других учреждений, если предметы поступили из них. Таким образом, документы получают юридическую силу. Однако, на этом включение музейных предметов в фонды не завершается. Далее следует музейный учет музейных предметов.

Поступившие в фонды музейные предметы проходят определенную обработку и регистрацию, юридически закрепляют за данным музеем. Происходит учет музейных фондов и входящих в них музейных предметов и коллекций. Основными юридическими документами являются акты приема, акты выдачи, книги поступлений, книги научной инвентаризации, подлежащие регистрации и вечному хранению. Дополнением к ним являются топографические описи и картотеки. [13]

Направление фондовой работы, целью которого является юридическая охрана музейных фондов и права музея на полученные в результате изучения предметов научные данные о них, называется учетом музейных фондов. А полученная в процессе учета документация - учетной документацией. Учетная документация отражает данные об отдельных предметах, порядке их поступления в музей и фондовые подразделения, а также по группам однозначных по происхождению, принадлежности, местонахождению предметов.[10;13]

Различают фондовую и учетную документацию, входящую в фондовую документацию. Фондовая документация отражает историю развития фондов, тогда как учетная документация фиксирует движение и состояние музейных предметов, коллекций, собраний.

Учет музейных фондов предполагает два этапа. На первом происходит первичная обработка поступивших в музей предметов. В ходе ее оформляется акт приема, отражающий наименование, краткое описание, сохранность, количество принятых предметов. Книга поступлений заводится при поступлении в музей первого предмета и продолжается на все время деятельности музея. В конце каждого года подводится итог количеству поступивших за год предметов. Записи нового года начинаются с первой записи, нумерацией. Выбывшие по различным причинам предметы сохраняют за собой свой номер. Вторично он не используется. В примечаниях отмечается причина выбытия. Одновременно с заполнением книги поступлений заполняются учетные карточки, выполняющие функции этой книги. Таким образом, при первичном учете предметов оформляются акты приема предметов, коллекционные описи, книги учета предметов основного фонда, научно-вспомогательного фонда, сырьевого фонда, возможно дополнение книг поступлений юридическими документами и соответствующим образом оформляются. Одновременно оформляются карточки учета предметов, используемые в последствии в учетных каталогах и картотеках.[11;13]

Особо важным вопросом является проставление первичных номеров музейных предметов. Если нумеруется один предмет, то ему присваивается один номер. Нумерация идет сквозная по книге поступлений. Номер маркируется на предмете. В зависимости от предмета выбирается место маркировки. Маркировка производится так, чтобы она была вечной, и чтобы ее не было видно при экспонировании предмета. На этом завершается первичная обработка предмета.

Вторичная обработка предмета предполагает его углубленное изучение специалистами. Предмет классифицируется, и в зависимости от классификации попадает в тот или иной фонд. Передача его материально-ответственному хранителю фонда производится по акту на материально-ответственное хранение. В нем, как и в акте приема, приводится список передаваемых предметов с указанием их кратких характеристик. После подписания акта сдатчиком и приемщиком, документ утверждается директором музея, в последствии приобретая юридическую силу. Затем происходит научная инвентаризация предметов.

Количество инвентарных книг зависит от классификации музейных предметов. Так, например, хранение изобразительных источников может быть расписано в инвентарных книгах по типу этих источников - живопись, графика, скульптура и т.д. Одновременно с инвентарными книгами составляются инвентарные карточки. В них указываются те же данные, что и в инвентарных книгах. Добавляются сведения о движении музейного предмета и его фотография. Инвентарные книги оформляются в соответствии с оформлением юридических документов. Инвентарные карточки служат для оформления музейных каталогов и картотек.[10;11]

В ходе инвентаризации музейного предмета продолжается развитие его номера. К инвентарному номеру по книге поступлений добавляется номер по инвентарной книге. Таким образом, номер получает законченный вид, принадлежит только одному музейному предмету и не заменяется даже в случае его выбытия по каким либо причинам.

Акты, инвентарные книги и книги поступлений, будучи юридическими документами, являются документами внутреннего пользования и никому из фондов не выдаются. Как правило, они хранятся в сейфах, и переходят от одного поколения хранителей к другому. Чтобы иметь представление о месте хранения тех или иных предметов, хранители составляют топографические описи с указанием мест хранения предметов и на их основе топографические карточки и картотеки. Топографические описи и картотеки служат для поиска хранителями музейных предметов и никому так же не выдаются. Для внутримузейного и внемузейного пользования предназначены картотеки, составленные в основном из инвентарных карточек, наиболее полно отражающих сведения о музейном предмете. Они могут быть тематическими, комплексными, систематическими. Обычно в музее существуют учетная, инвентарная, топографическая, систематическая картотеки и картотеки сохранности музейных предметов. Для исследователей особое значение имеют систематические и тематические картотеки, дающие первичные знания о музейном предмете.[10]

Поскольку фонды находятся в постоянном движении, сведения о них подводятся ежегодно по полугодиям и в годовом отчете и паспорте музея. В целях контроля, за состоянием, постоянно производятся проверки фондов. Их проводят специально назначаемые приказом директора музея комиссии в составе ответственного, главного хранителя и членов фондовой службы. Проверки проводятся путем сличения реальных музейных предметов с отчетной документацией. В результате проверки составляется акт сверки наличия, утверждаемый директором музея. При обнаружении отсутствия музейных предметов, акты с объяснением директора музея направляются в Министерство культуры или местные органы культуры. Если попытки найти исчезнувшие предметы ни к чему не приводят, они списываются выше стоящими организациями по акту, который остается в музее на вечное хранение.[8;10]

В последнее время в системе учета приобретает создание единой информационной сети. Она основана на компьютерной обработке данных инвентарных книг и других учетных документов. Однако, ее введение, заметно облегчая труд исследователей, не отменяет имеющую юридическую силу документы на бумажной основе.

В результате информатизации, достигнуто повышение

оперативности получения достоверной и точной информации о музейных коллекциях, освобождение высококвалифицированных специалистов от трудоемкого поиска и оформления научных данных. Открыт доступ в Интернет, созданы предпосылки функционирования виртуальных музеев, созданы условия для формирования каталогов, путеводителей и другой музейной продукции с наименьшей затратой времени и усилий. На основе компьютеризации музейных фондов, достигнуто создание в системе Интернета виртуальных музеев - это является высшим достижением внедрения в музейную практику информационных систем.[7;8;9;10;11;12;13]

Вывод: комплектование музейных фондов является одним из основных направлений музейной деятельности. Это целевой, плановый, опирающийся на методологические принципы музееведения и профильных дисциплин, процесс выявления, сбора, научной организации музейных предметов. В результате создается источниковая база, необходимая для работы музея. Благодаря комплектованию происходит документирование текущих в природе и обществе процессов и явлений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.36.106 (0.013 с.)