Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Экспозиционно-выставочная деятельность↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Оглавление Введение Глава 1.Экспозиционно-выставочная деятельность 1.1. Роль выставки в жизни музея 1.2. Музей «Истории Морского Флота России» школы №127 1.3.Экспозиционно-выставочная деятельность музея школы №127 ГЛАВА 2. Проектирование виртуальной выставки 2.1.Научная концепция «Ветераны войны - листая страницы памяти» 2.2.Тематико-эскпозиционный план выставки «Ветераны войны - листая страницы памяти» 2.3. Макет выставки «Ветераны войны - листая страницы памяти» Заключение Список источников и литературы Введение Актуальность заявленной темы связанная с тем что, современная социокультурная роль музеев в обществе должна исходить из понимания того, что музеи, как составная часть общемировой культуры, хранят, изучают, экспонируют подлинные экспонаты - свидетели жизнедеятельности человека, его духовной и материальной культуры. Культурное наследие народов, сохраняясь и накапливаясь в музеях, служит для удовлетворения социальных потребностей человека, таких, как память, системное изучение истории, ценностное отношение к национальному наследию, нравственность, патриотизм и т.д. Современное понимание музея, как собрание и демонстрация культурных и исторических ценностей, тесно связана с его экспозиционно-выставочной работой. Умение правильно преподнести информацию, стало таким же важным аспектом в музейной работе, как и сохранение экспонатов. Экспозиция - это совокупность всей научной деятельности музея, представленная в виде конечного результата изучения той или иной темы. Экспозицию необходимо рассматривать как одну из основных форм реализации образовательно-воспитательной функции музея. Школьные музеи, должны нести в себе общеобразовательные и воспитательные моменты. [22] Патриотическое воспитание в школах имеет большое значение для всего общества. Так как с юных лет закладываются самые основные жизненные приоритеты, моральные ценности, ответственность и самосознание начинающего свой путь человека. Этому и послужила созданная выставка «История морского флота» на базе музея школы №127. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения его культуры.[1] Одну из главных ролей в нравственно-патриотическом воспитании личности школьника сегодня должен играть именно школьный музей, как научно-просветительное и культурно-формирующее учреждение. На Алтае живут люди, которые защищали нашу Родину от врага и которые сегодня являются примером во всем для подрастающего поколения, автор работы предлагает разработать макет экспозиции «Ветераны войны - листая страницы памяти», где в окружении вещей прошлых лет и живом разговоре с ветеранами школьники и ветераны будут листать страницы памяти. Цель исследования: проанализировать экспозиционно-выставочную деятельность на примере музея школы № 127, Задачи исследования. 1. Выявить роль выставки в музее, ее значение. 2. Раскрыть методы и формы работы музея школы № 127 г. Барнаула «История морского флота России». 3. Проанализировать экспозиционно-выставочную деятельность музея школы № 127 г. Барнаула. 4. Разработать виртуальную выставку «Ветераны войны - листая страницы памяти» на основе фондов музея. 5. Создать научную концепцию виртуальной выставки Ветераны войны - листая страницы памяти» 6. Создать Тематико-экспозиционный план выставки 7. Разработать макет выставки Хронологические рамки. Работа охватывает весь период существования музея от его создания до сегодняшнего дня. Нижняя рамка обусловлена созданием музея в феврале 2005 года на базе школы. Верхняя рамка - последним годовым отчетом (2006г.), где представлена расширенная информация об экспозиционно- выставочной деятельности школьного музея. Объект исследования: музей школы № 127 г. Барнаула - «История морского флота России». Предмет исследования: экспозиционная деятельность школьного музея «История морского флота России». Научная значимость. Курсовая работа может послужить справочным материалом для создания подобных «уголков истории» в рамках значимости и развития школьных музеев. А так же поделиться оформительскими решениями в условиях малой экспозиционной площади. Практическая значимость. Курсовая работа предполагает создание новой выставки, которая в дальнейшем сможет воплотиться в реальности. Историография. В курсовой работе были использованы источники, такие как: книга учета О.Ф и Нв.Ф, годовые отчеты по работе музея за последние два года (2005-2006). А так же были учтены квартальные отчеты за прошедший год по проведению временных выставок и проведенных на их основе мероприятий. [2.3.4] Так, например, в апреле 2005 года была проведена викторина, посвященная дню Космонавтики, среди учащихся 5-х, 6-х классов. Среди школьников проводилась выставка рисунков, посвященная этой дате.[5] Пример дизайнерского решения выставки, помог определится в видении выставок самого руководителя музея А.Н. Журавлевой, которая на тот момент выполняла функции руководителя музея, что в свою очередь повлияло на предложенный проект выставки в этой работе. Из книг поступлений, в курсовую работу были включены сведения о новых экспонатах, поступивших в музей за последние два года. Рассмотрев данные материалы, автор работы предложил создать новую выставку, включив некоторые экспонаты, объединенные одной тематикой.[2] Так же в работе использована и научная литература. Вопросам музееведения посвящено очень много научных и учебных изданий. Например, в учебном пособии «Музееведение. Музеи исторического профиля» под ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста излагаются теоретические основы музееведения и научная методика работы музеев исторического профиля.[26] Рассматриваются социальные функции музеев, их научно-исследовательская деятельность, вопросы фондовой, экспозиционной и массовой идейно-воспитательной работы, характеризуются музейные здания. Юренева Т.Ю., в отличие от других авторов, в учебнике «Музееведение» излагает не только теоретические основы музееведения и методику музейной работы, но и историю музеев мира. На обширном фактическом материале автор анализирует причины и обстоятельства возникновения музеев в различных регионах мира, прослеживает становление и развитие музея как социокультурного института, показывает его место и роль в каждой конкретной исторической эпохе. [34]. По Н.А. Никишину, исследующего музейного средства экспозиционно-выставочной деятельности, число выставок организуемых современными российскими музеями, сильно колеблется.[17] Учебное пособие Тельчалова А.Д. «Основы музейного дела» посвящено одной из актуальных проблем современного гуманитарного образования - подготовке музейных работников разных уровней квалификации. Преподавание теории и истории музейного дела в системе как высшего, так и среднего специального образования сегодня нуждается в подкреплении современными учебными пособиями и материалами. В книге приводятся сведения о развитии музейного дела в России и формировании музейной системы, о классификации музеев и основных музейных технологиях, о направлениях и формах культурно-просветительной работы музеев.[23] В учебнике “Основы музееведения” под редакцией Э. А. Шулеповой, сказано о том что, в связи с развитием коммуникационного подхода утверждается взгляд на экспозицию как на знаковую систему и разрабатывается понятие языка экспозиции. Единицами языка в музее выступают музейные предметы; но лишь попав в музей, будучи “распредмечены ” в процессе изучения и приобретая новое значение, они начинают выступать в качестве знаков музейного языка. Фонды можно рассматривать как “словарь” а экспозицию - как “текст”,составленный из этих знаков. В исторической музейной практике постепенно сформировалась специфическая знаковая система, которая без труда “прочитывается ” музейными работниками и с большим трудом. [27] О взаимодействии музеев с образовательными учреждениями, о музеях образования вообще, и в частности о школьных музеях писали Панкратова Т. Н., Чумалова Т.В., Юхневич М.Ю..[35]. В монографии Юхневича М. Ю. «Я поведу тебя в музей» обобщен материал о музейно-педагогических традициях, которые складывались в России, начиная с середины XIX века. Книга знакомит с взглядами и трудами музейных деятелей прошлого, а также - с работой современных специалистов.[35] Роль выставки в жизни музея Как и всякое явление, концепция музейной коммуникации постоян-но меняется в зависимости от перемен, происходящих в обществе и в научном познании. В конце XX в., в период глобализации, мировое со-общество вышло на такой сложный период своей организации, который для успешного функционирования требовал координации, опирающей-ся на информационные процессы. По мнению одного из разработчиков теории коммуникации, Э. Тоффлера, работа с информацией и знаниями стала одной из производительных сил общества.[15.12] Музей является одной из таких координирующих систем. В данной статье сделана попытка представить историко-краеведческий музей, имеющий для российской действительности особое значение, в качестве комплексной коммуникативной системы. Поскольку проблема много-гранна, то основное внимание обращено на экспозиционную деятель-ность как квинтэссенцию музейной коммуникации.[12] XXI в., являясь веком глобальной информации, поставил перед му-зеями ряд проблем, которые связаны с его позицией в качестве социаль-ного института, выполняющего определенные функции в обществе, и, соответственно, его местом в общем информационном пространстве, как отечественном, так и мировом. Решение этих проблем связано с вы-бором модели музейной коммуникации, ее содержания и конкретной техники воздействия. Чтобы понять, какой выбор нам предстоит, обра-тимся к предшествующему опыту. В XX в. музей осуществлял отбор и сохранение образцов культуры, воплощающих общественные ценности. Он рассматривался в качестве дополнительного средства пополнения знаний, полученных в результате образования или чтения книг. Модель музейной коммуникации основывалась на непосредственном соприкос-новении с памятниками истории и культуры. Поэтому когда возник во-прос о представлении вещей в виртуальном информационном простран-стве, это вызвало сомнение у ряда музейных деятелей.[15.12] В российском музееведении одной из основных функций музея при-знавалась функция документирования общее шейных процессов и явле-ний посредством памятников. Это подчас приводило к тому, что вещи выставлялись в качестве знаков или воплощения этих процессов. Такой иллюстративный подход позволял манипулировать музейными предме-тами на основании какой-либо идеи авторов экспозиций, либо выстав-лять их в качестве воплощенных ценностей, благодаря чему музей пре-вращался в лавку антиквариата. В XXI в. на эти проблемы стали смотреть в ином ракурсе. Возник вопрос о качестве знаний, представляющих информацию об истории и культурном наследии страны. Музей стал выступать как институт по-знания исторических и культурных ценностей и расшифровки их значе-ний, а не только сопричастности к ним, рассчитанной на восприятие. Соответственно, изменилось представление о концепции и миссии музея в обществе. Он стал представляться в виде информационного центра, который разрабатывает и на основе различного вида источников ведет базы данных по истории, культурному наследию и окружающей среде региона. Такую концепцию взял на вооружение Государственный исторический музей - быть источниковым центром по российской ис-тории и культуре. Отличительной чертой этой информационной системы является под-линность, оригинальность и показ в едином пространстве временной перспективы, т.е. историзм.[21.15.] Изменились и требования к музею российского общества. В услови-ях кризиса, нарастающей неразберихи, неумения предвидеть в музей стали приходить в поисках жизненных ценностей, обретения душевного спокойствия, ощущения преемственности во времени и материала для формирования самобытности. В период перестройки россияне остро восприняли существенную смену общей картины мира. С позиций тео-рии коммуникации это рассматривается как вариант информационной агрессии на базовую культуру. Следует признать, что страна еще не имела опыта воздействия в таких масштабах, поэтому мы не можем ре-ально представить последствия такой агрессии. В исторической науке с конца 80-х гг. XX в. идет поиск теории, ко-торая представила бы адекватно основу для объяснения прошлого. Плюрализм подходов мало способствует пониманию масс населения, тех или иных исторических явлений, да и сама информация о научных исследованиях почти не доступна. Возникновение империи фольклор-ной истории А.П. Фоменко и его последователей, чьи работы, в отличие от других научных трудов, издаются массовыми тиражами, ведет к дез-ориентации в научном познании и представлениях об истории страны.[12.14.21] В образовании разнообразие учебников, каждый из которых отлича-ет свой подход (за 1997-1998 гг. было напечатано 28 учебников), еже-годная смена методик, введение тестовой системы не могут способство-вать получению адекватных знаний по истории страны. Согласно со-циологическим опросам, школьники лучше знают А. Шварценеггера, чем А.В.Суворова. Масс-медиа, воспроизводя ситуацию информационной агрессии, подчас еще больше усугубляют дезориентацию в историческом про-странстве. Наличие этих явлений вряд ли может способствовать социальной адаптации. В обществе, особенно у молодежи, развивается кризис само-идентификации, что представляет определенную угрозу его развитию. Показательны в этом отношении результаты опроса, который НИИ Мо-сковской гуманитарно-социальной академии/провел в 2001г. среди сто-личных студентов и старшеклассников. На вопрос, готовы ли вы, если будет необходимо, отдать жизнь за Отечество? "Да" ответили 32%, "нет" - 38%, иное - 12%, затруднились ответить 18%. Все эти факторы поставили музей в ряд немногих общественных ин-ститутов, способных на основе коммуникационной модели, о которой говорилось ранее, представить возможность такой самоидентификации. Переход общества на визуальную культуру еще более укрепил его по-зиции. Визуальное сообщение несет большее число информационных прочтений, чем вербальное, и является универсальным для процесса восприятия. Музейная экспозиция представляет собой именно такой канал. В едином пространстве и времени она может дать представление о тех или иных метрических событиях и явлениях. Однако осуществ-ление такой модели зависит от содержания коммуникации, которое тес-но связано с адекватном интерпретацией культурною наследия страны. Это предполагает умение на основании фрагментов прошлой реально-сти воспроизвести взаимосвязанную картину той культуры и общества, остатком котором они являются Та же задача поставлена перед музеями в государственной программе «Культура России 2001-2005» и является одним из основных требований при составлении концепций их развития и социальной оценки эффективности деятельности. Решение этой задачи связано с семиотической моделью коммуника-ции и представления музейной экспозиции в качестве комплексной се-миотической системы. В конце 80-х - начале 90-х гг. знаковый семиотический подход начал применяться ко всем культурным явлениям, в том числе и к 4музеям. В российском музееведении в целях исследования семиотической функции экспозиции были сделаны попытки использо-вания вербальных моделей. Признание лингвистической мутации гума-нитарного знания и моделей коммуникации, основанных на этом подхо-де, способствовало появлению представлений о существовании «языка вещей». Такие музеологи, как М.В. Гнедовский, связывали его с новыми способами осмысления предметного мира в области искусства, дизайна, архитектуры. Н.А. Никишиным была предпринята попытка разработки языка музейной экспозиции.[17.18.20] В результате произошедших перемен в научном познании выясни-лось, что для осуществления коммуникативной функции экспозиции возникла необходимость привлечения новых источников, иного прочте-ния тех, которые считались основополагающими, изменения способов работы с ними с целью извлечения и передачи социальной информации. Соответственно для того, чтобы процесс коммуникации происходил с наибольшей эффективностью коммуникатору (экспозиционеру) необхо-димо знать музейное собрание во всех ракурсах его коммуникативных свойств и соотносить характеристики источников с сообщениями, кото-рые они производят. Сложные операции по извлечению и передаче ин-формации могут иметь успешное воздействие в случае, когда они опи-раются на интересы, ценности и идеалы аудитории. Однако очень часто эти условия не берутся во внимание.[15] Современная маркетинговая стратегия, направленная на предоставление услуг и ориентацию на одиночного посетителя, предполагает концепцию гибкой экспозиции, которая рассчитана на разный уровень потенциальных посетителей Ее создание возможно в случае сочета-ния объема информации и структуры экспозиции, предполагает ис-пользование скрытых планов, читабельности текстов, применения ау-дио-, видео-, компьютерной техники Подводя итог можно сказать, что координирующая роль музея в случае осуществления функций коммуникационной системы, о которой го-ворилось выше должна возрастать Его информационные ресурсы ог-ромны Их умелое использование может служить российскому обществу в качестве адаптационных, ценностно-нормативных, социализирующих моментов в образовании и воспитании. Макет выставки Заключение Курсовая работа выполнена на основе информационных источников, непосредственно из самого музея. Был проанализирован материал по экспозиционно-выставочной деятельности музея школы №127. Выставка ориентирована на обширную аудиторию, но основным посетителем останется все же школьник. Курсовая работа охватывает весь период работы музея, от его создания до сегодняшних дней. Все источники о музее были изучены. Была произведена работа с книгами поступлений и уставом музея. В работу включена информация о сегодняшнем состоянии фондов в музее и его экспозиции, о том какая работа проводилась по комплектованию. Так же в работе затронуты проблемы школьного музея. В этой работе была предложена выставка, которую можно создать на основе фондов изучаемого музея. Выставка имеет вполне обоснованный характер, потому как сама специфика музея обусловлена общеобразовательной направленностью. Более детальное рассмотрение экспозиции позволило выделить ряд проблем, связанных с нехваткой площади и штатных единиц, и как следствие отсутствие четкой структуры фондов и экспозиций. Исходя из данных условий, мы попытались создать новую экспозицию при этом учитывая основную функцию и возможности музея. В работе был разработан тематико-экспозиционный план, основанный на книге поступлений. Так же прилагается виртуальная модель выставки, сделанная с помощью компьютерной программы Corel Draw. Новаторство работы заключается в предложенной разработке выставки. В работу включена информация о традиционных методах проектирования выставок в России. Таким образом, данная выставка оживит общую атмосферу экспозиции и станет дополнительным элементом стимулирования посетителя для похода в музей. Введение Актуальность Долгое время в нашей стране бытовала традиция обязательных музейных экскурсий: было принято считать, что музеи воспитывают в человеке гражданина. При этом многие не забывали искусство, хранилищем которого является музей. Он воспитывает в каждом из нас, прежде всего - Человека, помогая развить чувство прекрасного, создать красоту во всем ее многообразии. Сейчас большая часть того, что прививалось нам еще полтора десятилетия назад, отброшено. Отказались даже и от ежемесячных посещений музеев, которые когда-то практиковались во всех школах. Конечно, любить искусство «из-под палки» невозможно, но полный отказ от исторического наследия и воспитания приносит худшие плоды. В своей работе я хочу показать и привлечь внимание к одному из многих музеев, которые имеются в нашем городе. Этот музей находится на территории средней школы №116 и называется Морской историко-географический клуб-музей «Горизонт». Он необычен в своем роде, так как создан одним человеком, который руководит и творит в нем одновременно. Несмотря на это, он притягивает к себе внимание огромного количества людей, которые не только посещают его, но так же принимают содействие в пополнении фондов новыми экспонатами. В музей так же приезжают гости из дальнего зарубежья, каждый из которых оставляет в подарок частицу своей культуры. [9] Цели курсовой работы. 1. Показать историю комплектования музейных фондов. 2. Предоставить научно-фондовую работу музея «Горизонт». 3. Выявить и показать, какими вещественными памятниками и атрибуцией располагает Морской историко-географический клуб-музей «Горизонт» Задачи курсовой работы. 1. Определить проблемы комплектования фондов. 2. Поднять проблему скудного существования школьного музея и привлечения внимания к нему. Объект исследования. Объектом исследования является Морской историко-географический клуб-музей «Горизонт», где собраны подлинные памятники истории, культуры и природы. Музей создан и работает, при школе №116, под руководством преподавателя этой школы Гаврилова Валерия Андреевича.[6] Общие сведения о музее. Морской историко-географический клуб-музей «Горизонт» располагается в г.Барнауле Алтайского края, на территории средней общеобразовательной школы №116 по ул. Гущина. Согласно решению администрации Ленинского района г.Барнаула от 8 августа 2003года,он носит официальный статус краевого музея. Общее число посетителей в год составляет более 3 000 человек. Основными посетителями музея являются школьники, студенты, воспитанники детских домов и интернатов, ветераны войны и труда, гости города.[6;5] Положение о Морском историко-географическом клубе-музее «Горизонт» Общие положения. 1. Морской историко-географический клуб-музей «Горизонт» создан решением администрации Ленинского района г.Барнаула от 8 августа 2003года на базе средней школы №116. Музей является научно-исследовательским и просветительским учреждением. Является хранилищем природоведческих, исторических и других памятников материальной и духовной культуры. 2. Основными задачами музея являются: активная работа по воспитанию школьников в духе патриотизма, здорового образа жизни, в духе глубокого осознания и уважения общечеловеческих ценностей. В выше указанных целях музей проводит следующую работу: - изучает историю родного края, собирает и хранит памятники естественной истории, материальной и духовной культуры. - создает экспозиции, стационарные и передвижные выставки. - ведет работу по распространению научных знаний о природе, истории Отечества, края, района путем проведения экскурсий, лекций, публикаций в печати, радиоэфира, телеэфира. - способствует развитию духовности, нравственности, традиций народа, его культуры. 3. Музей общедоступный - бесплатный.[6] Учет и обеспечение сохранности фондов. Весь собранный материал составляет фонды музея и фиксируется в инвентарных книгах. Фонды музея делятся на основной и вспомогательный. Ответственность за организацию сохранности фондов, несет руководитель музея.[6] Периодика В работе использованы материалы из статей газет «Алтайская правда» и «Вечерний Барнаул» с 1999 по2004год. В газете «Алтайская правда» №229 от 13.10.99г., говорится об истории создания Морского историко-географического клуба-музея «Горизонт» В №26 (24279) от 30.01.03г., речь идет о мероприятиях, в которых принимал непосредственное участие музей за прошедший год. В №211 (24464) от 6.08.03г., говорится о намерении открыть ряд новых экспозиций. В газете «Вечерний Барнаул» в №121 (1843) от 13.08.03г., рассказывалось о жизни музея, а так же с какими трудностями приходиться сталкиваться директору музея. В №7 (1930) от 20.01.04г., была опубликована статья, в которой рассказывалось о биографии директора музея Гаврилова Валерия Андреевича. Заключение Курсовая работа выполнена по достоверным источникам непосредственно из самого музея. Так же осуществлялась большая помощь в сборе материала директором Морского историко-географического клуба-музея «Горизонт», Гавриловым Валерием Андреевичем. Курсовая работа охватывает весь период работы музея, от его создания до сегодняшних дней. Все источники и публикации о музее были изучены. Была произведена работа с книгами поступлений и уставом клуба-музея. В работу включена информация о сегодняшнем состоянии фондов в музее, о том какая работа проводилась по комплектованию. Был поднят архив газеты «Алтайская правда» с целью выявления публикаций о музее. Ее материалы тоже косвенно включены в работу. Так же в работе затронуты проблемы школьного музея. Будущее Морского историко-географического клуба-музея «Горизонт» определится заинтересованным руководством города, которые могут решить вопросы предоставления достойного помещения, выделение денежных средств на художественное оформление экспозиций музея и достойное хранение экспонатов. Решение этих вопросов создаст условия для пропаганды, рекламы клуба-музея среди населения города и всего края. Это даст возможность привлечь посетителей, а так же людей, которые помогут пополнить фонды музея новыми экспонатами. Оглавление Введение Глава 1.Экспозиционно-выставочная деятельность 1.1. Роль выставки в жизни музея 1.2. Музей «Истории Морского Флота России» школы №127 1.3.Экспозиционно-выставочная деятельность музея школы №127 ГЛАВА 2. Проектирование виртуальной выставки 2.1.Научная концепция «Ветераны войны - листая страницы памяти» 2.2.Тематико-эскпозиционный план выставки «Ветераны войны - листая страницы памяти» 2.3. Макет выставки «Ветераны войны - листая страницы памяти» Заключение Список источников и литературы Введение Актуальность заявленной темы связанная с тем что, современная социокультурная роль музеев в обществе должна исходить из понимания того, что музеи, как составная часть общемировой культуры, хранят, изучают, экспонируют подлинные экспонаты - свидетели жизнедеятельности человека, его духовной и материальной культуры. Культурное наследие народов, сохраняясь и накапливаясь в музеях, служит для удовлетворения социальных потребностей человека, таких, как память, системное изучение истории, ценностное отношение к национальному наследию, нравственность, патриотизм и т.д. Современное понимание музея, как собрание и демонстрация культурных и исторических ценностей, тесно связана с его экспозиционно-выставочной работой. Умение правильно преподнести информацию, стало таким же важным аспектом в музейной работе, как и сохранение экспонатов. Экспозиция - это совокупность всей научной деятельности музея, представленная в виде конечного результата изучения той или иной темы. Экспозицию необходимо рассматривать как одну из основных форм реализации образовательно-воспитательной функции музея. Школьные музеи, должны нести в себе общеобразовательные и воспитательные моменты. [22] Патриотическое воспитание в школах имеет большое значение для всего общества. Так как с юных лет закладываются самые основные жизненные приоритеты, моральные ценности, ответственность и самосознание начинающего свой путь человека. Этому и послужила созданная выставка «История морского флота» на базе музея школы №127. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения его культуры.[1] Одну из главных ролей в нравственно-патриотическом воспитании личности школьника сегодня должен играть именно школьный музей, как научно-просветительное и культурно-формирующее учреждение. На Алтае живут люди, которые защищали нашу Родину от врага и которые сегодня являются примером во всем для подрастающего поколения, автор работы предлагает разработать макет экспозиции «Ветераны войны - листая страницы памяти», где в окружении вещей прошлых лет и живом разговоре с ветеранами школьники и ветераны будут листать страницы памяти. Цель исследования: проанализировать экспозиционно-выставочную деятельность на примере музея школы № 127, Задачи исследования. 1. Выявить роль выставки в музее, ее значение. 2. Раскрыть методы и формы работы музея школы № 127 г. Барнаула «История морского флота России». 3. Проанализировать экспозиционно-выставочную деятельность музея школы № 127 г. Барнаула. 4. Разработать виртуальную выставку «Ветераны войны - листая страницы памяти» на основе фондов музея. 5. Создать научную концепцию виртуальной выставки Ветераны войны - листая страницы памяти» 6. Создать Тематико-экспозиционный план выставки 7. Разработать макет выставки Хронологические рамки. Работа охватывает весь период существования музея от его создания до сегодняшнего дня. Нижняя рамка обусловлена созданием музея в феврале 2005 года на базе школы. Верхняя рамка - последним годовым отчетом (2006г.), где представлена расширенная информация об экспозиционно- выставочной деятельности школьного музея. Объект исследования: музей школы № 127 г. Барнаула - «История морского флота России». Предмет исследования: экспозиционная деятельность школьного музея «История морского флота России». Научная значимость. Курсовая работа может послужить справочным материалом для создания подобных «уголков истории» в рамках значимости и развития школьных музеев. А так же поделиться оформительскими решениями в условиях малой экспозиционной площади. Практическая значимость. Курсовая работа предполагает создание новой выставки, которая в дальнейшем сможет воплотиться в реальности. Историография. В курсовой работе были использованы источники, такие как: книга учета О.Ф и Нв.Ф, годовые отчеты по работе музея за последние два года (2005-2006). А так же были учтены квартальные отчеты за прошедший год по проведению временных выставок и проведенных на их основе мероприятий. [2.3.4] Так, например, в апреле 2005 года была проведена викторина, посвященная дню Космонавтики, среди учащихся 5-х, 6-х классов. Среди школьников проводилась выставка рисунков, посвященная этой дате.[5] Пример дизайнерского решения выставки, помог определится в видении выставок самого руководителя музея А.Н. Журавлевой, которая на тот момент выполняла функции руководителя музея, что в свою очередь повлияло на предложенный проект выставки в этой работе. Из книг поступлений, в курсовую работу были включены сведения о новых экспонатах, поступивших в музей за последние два года. Рассмотрев данные материалы, автор работы предложил создать новую выставку, включив некоторые экспонаты, объединенные одной тематикой.[2] Так же в работе использована и научная литература. Вопросам музееведения посвящено очень много научных и учебных изданий. Например, в учебном пособии «Музееведение. Музеи исторического профиля» под ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста излагаются теоретические основы музееведения и научная методика работы музеев исторического профиля.[26] Рассматриваются социальные функции музеев, их научно-исследовательская деятельность, вопросы фондовой, экспозиционной и массовой идейно-воспитательной работы, характеризуются музейные здания. Юренева Т.Ю., в отличие от других авторов, в учебнике «Музееведение» излагает не только теоретические основы музееведения и методику музейной работы, но и историю музеев мира. На обширном фактическом материале автор анализирует причины и обстоятельства возникновения музеев в различных регионах мира, прослеживает становление и развитие музея как социокультурного института, показывает его место и роль в каждой конкретной исторической эпохе. [34]. По Н.А. Никишину, исследующего музейного средства экспозиционно-выставочной деятельности, число выставок организуемых современными российскими музеями, сильно колеблется.[17] Учебное пособие Тельчалова А.Д. «Основы музейного дела» посвящено одной из актуальных проблем современного гуманитарного образования - подготовке музейных работников разных уровней квалификации. Преподавание теории и истории музейного дела в системе как высшего, так и среднего специального образования сегодня нуждается в подкреплении современными учебными пособиями и материалами. В книге приводятся сведения о развитии музейного дела в России и формировании музейной системы, о классификации музеев и основных музейных технологиях, о направлениях и формах культурно-просветительной работы музеев.[23] В учебнике “Основы музееведения” под редакцией Э. А. Шулеповой, сказано о том что, в связи с развитием коммуникационного подхода утверждается взгляд на экспозицию как на знаковую систему и разрабатывается понятие языка экспозиции. Единицами языка в музее выступают музейные предметы; но лишь попав в музей, будучи “распредмечены ” в процессе изучения и приобретая новое значение, они начинают выступать в качестве знаков музейного языка. Фонды можно рассматривать как “словарь” а экспозицию - как “текст”,составленный из этих знаков. В исторической музейной практике постепенно сформировалась специфическая знаковая система, которая без труда “прочитывается ” музейными работниками и с большим трудом. [27] О взаимодействии музеев с образовательными учреждениями, о музеях образования вообще, и в частности о школьных музеях писали Панкратова Т. Н., Чумалова Т.В., Юхневич М.Ю..[35]. В монографии Юхневича М. Ю. «Я поведу тебя в музей» обобщен материал о музейно-педагогических традициях, которые складывались в России, начиная с середины XIX века. Книга знакомит с взглядами и трудами музейных деятелей прошлого, а также - с работой современных специалистов.[35] Глава 1. Экспозиционно-выставочная деятельность Роль выставки в жизни музея Как и всякое явление, концепция музейной коммуникации постоян-но меняется в зависимости от перемен, происходящих в обществе и в научном познании. В конце XX в., в период глобализации, мировое со-общество вышло на такой сложный период своей организации, который для успешного функционирования требовал координации, опирающей-ся на информационные процессы. По мнению одного из разработчиков теории коммуникации, Э. Тоффлера, работа с информацией и знаниями стала одной из производительных сил общества.[15.12] Музей является одной из таких координирующих систем. В данной статье сделана попытка представить историко-краеведческий музей, имеющий для российской действительности особое значение, в качестве комплексной коммуникативной системы. Поскольку проблема много-гранна, то основное внимание обращено на экспозиционную деятель-ность как квинтэссенцию музейной коммуникации.[12] XXI в., являясь веком глобальной информации, поставил перед му-зеями ряд проблем, которые связаны с его позицией в качестве социаль-ного института, выполняющего определенные функции в обществе, и, соответственно, его местом в общем информационном пространстве, как отечественном, так и мировом. Решение этих проблем связано с вы-бором модели музейной коммуникации, ее содержания и конкретной техники воздействия. Чтобы понять, какой выбор нам предстоит, обра-тимся к предшествующему опыту. В XX в. музей осуществлял отбор и сохранение образцов культуры, воплощающих общест
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.49.252 (0.02 с.) |