Музейное дело в России в 19-начале 20 В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музейное дело в России в 19-начале 20 В.



Проведение в России буржуазных реформ в 1860-70-е г. затронуло и музеи. Идеи публичного музея стали реализовываться достаточно активно. Музей в России становится частью повседневной жизни, частью культуры страны. Окончательно формируется музей как социокультурный институт. Термин музей закрепился за учреждением, работающим на общество, где экспозиционный показ доступен широкой публики. Появление научно-просветительских обществ вело к созданию местных музеев. Научная специализация способствует определению профильности музеев. Большую роль в создании музеев играли Русское географическое общество, Губернские статистические комитеты, Ученые архивные комиссии. Входившие в них краеведы-энтузиасты собирали памятники истории и культуры, охраняли и пропагандировали их, создавали местные архивы и музеи. Создавались музеи краеведческого типа.

Первые проекты общенационального музея были разработаны Румянцевским кружком. Практическим воплощением этих идей стало создание в 1931 г. Румянцевского публичного музея – результат собирательской деятельности Румянцева и членов его кружка. Начало 1860-х гг. ознаменовалось переносом Румянцевского музея в Москву, после переезда он был объединен с Московским публичным музеем (в его основе коллекции Московского университета). Музей пополнял свои коллекции за счет частных даров: ежегодные пожертвования.

В провинции появились первые художественные музеи.

Музеи стали создаваться не только в губернских, но и в уездных центрах, их инициатарами выступали земства. Земские музеи имели типовую структуру: естественно-исторический, сельскохозяйственный, промышленный отделы.

Более активно развивается музейное дело и на окраинах: с 1861 по 1905 гг. было создано 45 музеев комплексного профиля, в основном краеведческих, из них почти половина в отдаленных от центра районах Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока.

Появление профильных музеев способствовало формированию новых подходов к экспонированию музейных собраний. Получают популярность систематические экспозиции.

В этот период появляются мемориальные музеи: Пушкина в Александрийском лицее, музей-архив Менделеева в Петербургском университете.

Начинается строительство специальных музейных зданий: Российский исторический музей, Третьяковская галерея, Политехнический музей.

Появился и первый в России Театральный музей. Это был плод усилий А.А. Бахрушина. Первые приобретения Бахрушина – портреты крепостных актеров Шереметьевского театра. Скоро собрание достигло размаха музея. В 1913 г. А.А. Бахрушин безвозмездно передает свое собрание (около 12 тыс. предметов) Академии наук, становясь его почетным попечителем, а с 1919 г. – пожизненным директором Театрального музея.

Коллекции размещались в арендованных помещениях. Коллекционеры передают свои собрания государству по завещанию, оставляя средства на содержание музеев и музейных зданий.

С 1881 г. открылась для публики галерея П.М. Третьякова – известнейшего собирателя отечественной живописи. После смерти П.М. Третьякова в 1892 г. брат покойного С.М. Третьякова обратился к городским властям Москвы с просьбой принять галерею в дар.

Нормой музейной деятельности становится экскурсионный показ и лекционная работа. В этот период публикуются первые каталоги и описания собраний музеев, методические рекомендации по комплектованию музейных собраний.

В начале 20 века музейное строительство охватило всю Россию. Появились новые естественнонаучные и этнографические музеи: Российский этнографический, Дарвиновский музей при Высших женских курсах в Москве.

Продолжает развиваться сеть местных, мемориальных музеев, появляются детские площадки – прообразы детских музеев.

В дореволюционное время возникла идея создания историко-революционных музеев. Первыми такую идею высказали социал-демократы.

Активно действовали различные общества. В 1909 г. было создано Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. Оно участвовало в подготовке проекта закона об охране памятников, который был внесен на рассмотрение в Государственную Думу в 1911 г., но был возвращен на доработку. Закон так и не успели принять, хотя работа по нему велась до марта 1917 г.

Февральская революция ознаменовала начало нового этапа в музейном деле. 4 марта 1917 г. по инициативе А.М. Горького собирается группа представителей творческой интеллигенции и решает привлечь внимание Советов и правительства к проблеме охраны дворцов и художественных ценностей. Речь шла о создании особого министерства, которое бы ведало музеями и бывшими дворцовыми собраниями.

 

 

МУЗЕЙНЫЙ МИР ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В 17 ВЕКЕ И В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Процесс становления музея как социального института начинается в эпоху Возрождения.

XVII век – золотой век коллекционирования.

В 17 в. в Европе создаются различные светские научные общества: первое научное общество математиков и естествоиспытателей (Германия 1622), Общество натуралистов.

Создателями естественнонаучных коллекций были врачи, аптекари, садовники, философы, государственные деятели.

В Дании в 1621 г. врачом создается первый специализированный научный кабинет (минералы, животные, растения) для оказания помощи в исследовательской работе Копенгагенского университета.

Происходит развитие кабинетного типа коллекций: кабинеты – картины, кабинет-сад, кабинеты фарфора, зеркальные кабинеты.

На рубеже XVI–XVII вв. формируются музейные потребности, стремление общества к публичности известных собраний.

К ним относится собрание банкирского дома Медичи, составившее позже основу художественного собрания галереи Уффици.

Тенденции и особенности музейных собраний:

- вовлечение в процесс коллекционирования (Англия, Швеция и Дания);

- высокий общественный престиж коллекционирования, восприятие коллекции как атрибута благородности и учености;

- расширение сословного состава коллекционеров;

- знатоки – люди преуспевшие в атрибуции предметов – это понятие возникло в Италии. Знатока противопоставляли искусствоведам.

В 16 в. огромные территории Европы входили в состав Священной Римской империи, управляемой императорами и королями из династии Габсбургов. Многие ее представители были увлеченными собирателями. Собранные ими сокровища стали впоследствии основой ряда европейских музеев. Фердинанд из династии Габсбургов в XVII в. собрал коллекцию портретов героев, их жизнеописаний и оружия.

Традиции художественного коллекционирования в Баварии заложил Вильгельм VI. Для украшения летнего павильона своей резиденции он заказал 15 картин на библейские и исторические сюжеты.

К концу 17 в. блестящий центр коллекционирования сложился в Дрездене. Создание галереи положено Фридрихом Мудрым - начало XVI в. Подлинное собирательство было начато Августом I, который основал кунсткамеру. Особый размах пополнение коллекции приобрело при Августе II. Дрезденский замок не вмещал все собрания, и картинная галерея стала размещаться в здании Конюшен. Расцвет Дрезденской галереи происходит с Августом III, тогда появилась «Сикстинская мадонна» Рафаэля.

В XVII в. Франция сохраняла лидирующие позиции в области коллекционирования.

Различные элементы коллекционирования уже в XVII веке стали называться музеями. Их облик и назначение не соответствовали современному представлению, но отдельные черты музейной деятельности здесь уже присутствовали. В 17-18 в. формируется новое научное понятие - музеография. Первой работой такого плана считается трактат врача Квиккеберга:

Методика коллекционирования, классификация различных кабинетов. В это время появляются пособия для начинающих коллекционеров. В 17-18 вв. выходят в свет труды, посвященные различным аспектам музейной работы: сбор, хранение, описание предметов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.008 с.)