Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музейное дело в России в 19-начале 20 В.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проведение в России буржуазных реформ в 1860-70-е г. затронуло и музеи. Идеи публичного музея стали реализовываться достаточно активно. Музей в России становится частью повседневной жизни, частью культуры страны. Окончательно формируется музей как социокультурный институт. Термин музей закрепился за учреждением, работающим на общество, где экспозиционный показ доступен широкой публики. Появление научно-просветительских обществ вело к созданию местных музеев. Научная специализация способствует определению профильности музеев. Большую роль в создании музеев играли Русское географическое общество, Губернские статистические комитеты, Ученые архивные комиссии. Входившие в них краеведы-энтузиасты собирали памятники истории и культуры, охраняли и пропагандировали их, создавали местные архивы и музеи. Создавались музеи краеведческого типа. Первые проекты общенационального музея были разработаны Румянцевским кружком. Практическим воплощением этих идей стало создание в 1931 г. Румянцевского публичного музея – результат собирательской деятельности Румянцева и членов его кружка. Начало 1860-х гг. ознаменовалось переносом Румянцевского музея в Москву, после переезда он был объединен с Московским публичным музеем (в его основе коллекции Московского университета). Музей пополнял свои коллекции за счет частных даров: ежегодные пожертвования. В провинции появились первые художественные музеи. Музеи стали создаваться не только в губернских, но и в уездных центрах, их инициатарами выступали земства. Земские музеи имели типовую структуру: естественно-исторический, сельскохозяйственный, промышленный отделы. Более активно развивается музейное дело и на окраинах: с 1861 по 1905 гг. было создано 45 музеев комплексного профиля, в основном краеведческих, из них почти половина в отдаленных от центра районах Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока. Появление профильных музеев способствовало формированию новых подходов к экспонированию музейных собраний. Получают популярность систематические экспозиции. В этот период появляются мемориальные музеи: Пушкина в Александрийском лицее, музей-архив Менделеева в Петербургском университете. Начинается строительство специальных музейных зданий: Российский исторический музей, Третьяковская галерея, Политехнический музей. Появился и первый в России Театральный музей. Это был плод усилий А.А. Бахрушина. Первые приобретения Бахрушина – портреты крепостных актеров Шереметьевского театра. Скоро собрание достигло размаха музея. В 1913 г. А.А. Бахрушин безвозмездно передает свое собрание (около 12 тыс. предметов) Академии наук, становясь его почетным попечителем, а с 1919 г. – пожизненным директором Театрального музея. Коллекции размещались в арендованных помещениях. Коллекционеры передают свои собрания государству по завещанию, оставляя средства на содержание музеев и музейных зданий. С 1881 г. открылась для публики галерея П.М. Третьякова – известнейшего собирателя отечественной живописи. После смерти П.М. Третьякова в 1892 г. брат покойного С.М. Третьякова обратился к городским властям Москвы с просьбой принять галерею в дар. Нормой музейной деятельности становится экскурсионный показ и лекционная работа. В этот период публикуются первые каталоги и описания собраний музеев, методические рекомендации по комплектованию музейных собраний. В начале 20 века музейное строительство охватило всю Россию. Появились новые естественнонаучные и этнографические музеи: Российский этнографический, Дарвиновский музей при Высших женских курсах в Москве. Продолжает развиваться сеть местных, мемориальных музеев, появляются детские площадки – прообразы детских музеев. В дореволюционное время возникла идея создания историко-революционных музеев. Первыми такую идею высказали социал-демократы. Активно действовали различные общества. В 1909 г. было создано Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. Оно участвовало в подготовке проекта закона об охране памятников, который был внесен на рассмотрение в Государственную Думу в 1911 г., но был возвращен на доработку. Закон так и не успели принять, хотя работа по нему велась до марта 1917 г. Февральская революция ознаменовала начало нового этапа в музейном деле. 4 марта 1917 г. по инициативе А.М. Горького собирается группа представителей творческой интеллигенции и решает привлечь внимание Советов и правительства к проблеме охраны дворцов и художественных ценностей. Речь шла о создании особого министерства, которое бы ведало музеями и бывшими дворцовыми собраниями.
МУЗЕЙНЫЙ МИР ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В 17 ВЕКЕ И В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ Процесс становления музея как социального института начинается в эпоху Возрождения. XVII век – золотой век коллекционирования. В 17 в. в Европе создаются различные светские научные общества: первое научное общество математиков и естествоиспытателей (Германия 1622), Общество натуралистов. Создателями естественнонаучных коллекций были врачи, аптекари, садовники, философы, государственные деятели. В Дании в 1621 г. врачом создается первый специализированный научный кабинет (минералы, животные, растения) для оказания помощи в исследовательской работе Копенгагенского университета. Происходит развитие кабинетного типа коллекций: кабинеты – картины, кабинет-сад, кабинеты фарфора, зеркальные кабинеты. На рубеже XVI–XVII вв. формируются музейные потребности, стремление общества к публичности известных собраний. К ним относится собрание банкирского дома Медичи, составившее позже основу художественного собрания галереи Уффици. Тенденции и особенности музейных собраний: - вовлечение в процесс коллекционирования (Англия, Швеция и Дания); - высокий общественный престиж коллекционирования, восприятие коллекции как атрибута благородности и учености; - расширение сословного состава коллекционеров; - знатоки – люди преуспевшие в атрибуции предметов – это понятие возникло в Италии. Знатока противопоставляли искусствоведам. В 16 в. огромные территории Европы входили в состав Священной Римской империи, управляемой императорами и королями из династии Габсбургов. Многие ее представители были увлеченными собирателями. Собранные ими сокровища стали впоследствии основой ряда европейских музеев. Фердинанд из династии Габсбургов в XVII в. собрал коллекцию портретов героев, их жизнеописаний и оружия. Традиции художественного коллекционирования в Баварии заложил Вильгельм VI. Для украшения летнего павильона своей резиденции он заказал 15 картин на библейские и исторические сюжеты. К концу 17 в. блестящий центр коллекционирования сложился в Дрездене. Создание галереи положено Фридрихом Мудрым - начало XVI в. Подлинное собирательство было начато Августом I, который основал кунсткамеру. Особый размах пополнение коллекции приобрело при Августе II. Дрезденский замок не вмещал все собрания, и картинная галерея стала размещаться в здании Конюшен. Расцвет Дрезденской галереи происходит с Августом III, тогда появилась «Сикстинская мадонна» Рафаэля. В XVII в. Франция сохраняла лидирующие позиции в области коллекционирования. Различные элементы коллекционирования уже в XVII веке стали называться музеями. Их облик и назначение не соответствовали современному представлению, но отдельные черты музейной деятельности здесь уже присутствовали. В 17-18 в. формируется новое научное понятие - музеография. Первой работой такого плана считается трактат врача Квиккеберга: Методика коллекционирования, классификация различных кабинетов. В это время появляются пособия для начинающих коллекционеров. В 17-18 вв. выходят в свет труды, посвященные различным аспектам музейной работы: сбор, хранение, описание предметов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 792; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.5.161 (0.008 с.) |