Развитие музеев и музейного дела беларуси во второй половине XIX– начале XX вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие музеев и музейного дела беларуси во второй половине XIX– начале XX вв.



Развитие музеев и музейного дела Беларуси во второй половине XIX– начале XX вв.

XIX в. - уничтожение высокохудожественной бел. церковной живописи, древних книг и рукописей. Церковно-археологические музеи существовали во всех белорусских епархиальных городах – Вильне, Витебске, Гродно, Минске, Могилеве.


Частное коллекционирование Беларуси во второй половине XIX– начале XX вв.

Существовал ряд интересных частных собраний живописи и декоративно-прикладного искусства. Собрание князей Паскевичей в Гомеле Могилевской губернии. Крупное собрание картин и предметов декоративно-прикладного искусства, среди которых выделялась коллекция фарфора, сформировалось во второй половине XIX в. в Обринском дворце (Новогрудского уезда), который принадлежал роду Кашицов. Собрания картин имели Незабытовские в Бацевичах Бобруйского уезда (коллекции древних часов, уречского стекла, саксонского и венского фарфора), Голынские — в Кричевском дворце (портретный зал, насчитывавший 42 полотна XVII—XIX вв.), Святополк-Завадские — в Крошине Новогрудского уезда (коллекции древнего оружия, фарфора и семейных портретов). Коллекция живописи художника Г. Вейсенгофа в Русаковичах Игуменского уезда. Там можно было увидеть много зарисовок белорусских пейзажей, типов крестьян, шляхты и мещан, а также поместий и дворцов. Одну из лучших коллекций польской и белорусской живописи собрал И. Корвин-Милевский. Коллекцию голландской и французской живописи собрал в своем поместье Клевница Витебской губернии известный библиофил А. Уместовский. Собрание археолога, этнографа и общественного деятеля И.И. Луцкевича нах. в Вильно, в помещении редакции первой белорусской газеты «Наша нива». Одно из крупных частных этнографических собраний находилось у М. Федоровского.

Возникновение музеев в странах Азии и Востока в XIX – начале XX вв.

Индийский музей в Калькутте основан в 1814 г. (Джонсон) – первый музей всего азиатского региона. Мадрасский музей – 1851 г., возг. Бельфор. (геолог. образцы, зоолог. коллекция, монеты, медали, изделия из бронзы, гербарий.) Музей в Сарнате (1904 г., эксп. Львиная капитель). Музей принца Уэльского в Бомбее (1909 г., колл. живописи, худ. ремесел, ткани, оружия). Нац. музей в Дели (1949). В Чинили Кешк в 1874 г. откр. 1-ый турецкий публ. музей. 1891 г. – археолог. музей. 1914 г. – Исламский музей в мечети, 1923 г. – преобр. в музей тур. и ислам. ис-ва (ранние ислам. рукописи, изд. из металла, камня, глины и дерева пер. 13-19 вв., колл. ковров и килимов). 1934 г. – музей в соборе св. Софии. 1967 г. – музей анатолийских цивилизаций в Анкаре, 97 г. премия лучшего европ. музея года. 1872 г. – Токийский нац. музей (эксп. Всем. париж. выставки 67г., яп. и азиат. нац. иск-во). 1877 г. – Нац. научный музей. 1940 г. – храм. ансамбль Хорюдзи. 1959 – Нац. музей зап. ис-ва в Токио. В Китае появл. музеев связано с носителями европ. к-ры. 1869 – музей в Шанхае, 72 – экспон. колл. Северокит. отделение Брит. кор. азиат. общества. 1-ый кит. музей откр. в 1905 г. – Центр естеств. истории в Наньтун. 1925 г.– в бывш. импер. резид. откр. ист.-худ. музей Гугун (изд. из цвет. керамики неолита, живопись и каллиграфия, скульптура, изд. худ. рем-л из бронзы, нефрита, яшмы).

Развитие музейной деятельности в либерально-демократических странах в межвоенный период (1920-40-е гг.).

В 1926 г. организовано Междунар. муз. управление при Лиге Наций. При управлении был создан Институт интеллектуальной кооперации, который организовывал конференции, способст. объединению муз. работников разных стран, издавал журнал «Мусейон». К наиболее важным музейным журналам во Франции относились «Музей», «Музеи и коллекции», «Научные музеи»; в Германии «Природа и музей»; в США — «Музейные новости», «Музеолог»; в Японии — «Музеолог. этюды». Многоч. фондовые коллекции крупных европ. музеев стали преградой для их дальнейшего развития. 1934 г. Междунар. муз. съезд в Мадриде. 1939 г. — в Муниципальном музее Женевы была открыта Международная художественная выставка. Знач. увелич. кол-ва музеев современного искусства. Нац. музей нового искусства в Париже (1937), переведенный в 70-е гг. в Центр Жоржа Помпиду. В 1939 г. откр. музей человека в Париже Ривьером.


 

Новые явления в развитии музеев США в 1920-40-х гг.

Использ. публичных музеев как средств распространения знаний, организ. экскурсии, лекции и муз. клубы. Возникли залы определенных исторических периодов, диорамы, группы экспонатов в их природной среде и залы, посвященные отдельным ист. экспонатам. 1929 г. - Музей современного искусства в Нью-Йорке, нач. истории относ. к выставке авангардного искусства 1918 г. Дж. Квина. 1930 г. - музей амер. искусства «Уитни», 1939 г. - музей Соломона Гугенгейма, посвящ. абстрак. ис-ву. 1941 г. - Национальная галерея в Вашингтоне, мил-р Меллон (произв. Ван Дейка, Рубенса, Рембрандта, Ботичелли, Рафаэля, Тициана). Преобраз. в крупн. центр научной и просветит. работы, которым руководил независимый совет опекунов. Традиция финансирования амер. музеев. Музей под открытым небом был основан Генри Фордом в Гринфилд Вилидж штат Мичиган. Быстрое развитие автомобильного транспорта в США обусловило появление в 20—30-х гг. XX в. большого количества музеев. В 1934 г. откр. город-музей XVIII в. «Колониальный Уильямсбург» в штате Виргиния (Дж. Рокфеллер). «Колониальный Уильямсбург» в отличие от большинства современных ему музеев показывал условия жизни людей, которые не принадлежали к привилегированным слоям общества.


Особенности развития музейной деятельности в тоталитарных странах Европы (Италия, Германия) в межвоенный период (1920-40-е гг.).

В Италии периода фашизма (1922—1943) его идеология в наибольшей степени проявилась в создании двух новых музеев: Музея Римской империи (1926 г.) и Музея Муссолини (1938 г.). По всем провинциям страны разослали запросы с целью выявления и доставки в столицу всех памятников Древнего Рима. Значение в экспозиции приобрели предметы, дававшие представление об одежде и вооружении легионеров, которые завоевали три континента, о кораблях, которые вели римские моряки к победам. Музей Муссолини первоначально был расположен в здании римского монастыря Сан-Амброджа. Экспонировал предметы классической археологии, которые относились к Риму как к центру империи. Главную задачу исторических музеев итальянские фашистские власти опред. как ведение пропагандистской работы среди населения, необходимость вернуть Италии положение мировой империи как правопреемницы Древнего Рима. 1929 г. - Союз немецких музеев местного края. Особые пропаг. задачи возлаг. на местные и военные музеи. Выставка «Поход в Польшу». В Ватик. Пинакотеке в Риме провед. реорган. и систем., провод. реконструкция Нац. галереи в Берлине, закр. отдел соврем. ис-ва. Серия выставок под названием «Германское искусство со времен Дюрера», прославлявших арийский дух. 1937 г. – в Мюнхене откр. выставка «Дегенеративное искусство». 20 марта 1939 г. предм. Деген. ис-ва были сожжены. 1945 г. – создан каталог утраченного искусства. 35.Становление советской музейной системы и музейное дело в эпоху тоталитаризма (1917 – 40-е гг.).

В октябре 1917 г. пострадали многие культурные и худ. ценности (кражи, грабежи и разрушения). В марте 1918 г. при Нар. комиссариате просвещения была образ. Коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины (рук. Троцкая). В 1918—1920 гг. вышли декреты о нац-ии собраний Третьяковых, Щукина, Мо­розова, Остроухова, Троице-Сергиевой лавры. Нац-я имущества, которое хранилось в поместьях аристократов, в том числе в Архангельском Юсуповых, Кусково и Останкино Шереметьевых. 1919 г. - Всероссийская музейная конференция в Петрограде. 1920 г. – спец. комиссии по преобраз. центр. музеев Сов. России. Преобраз. Румянцевский музей, прекр. сущ. и передавший коллекции Историческому музею, Третьяковской галерее, Музею изящных искусств. 1930 г. – I всерос. муз. съезд в Москве (пропаг. работа). Тематич. метод экспонирования. Чистка кадров. Выделены центр. обл. и местные музеи. Военно-истор., ист.-революц., ист.-археолог., культ., бытовые музеи. Осн. цель музеев – пропаганда. В 20-е гг. формир. музеи, кот. прин. разл. ведомствам и обществам. 30- гг. – выставки отраж. индустриализ., коллективиз., борьбу пролетариата. В 1939 г. появл. центр. музей Ленина.


 

Развитие музеев и музейного дела Беларуси во второй половине XIX– начале XX вв.

XIX в. - уничтожение высокохудожественной бел. церковной живописи, древних книг и рукописей. Церковно-археологические музеи существовали во всех белорусских епархиальных городах – Вильне, Витебске, Гродно, Минске, Могилеве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.207.129 (0.006 с.)