РЕСТАВРАЦИЯ И КОНСЕРВАЦИЯ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РЕСТАВРАЦИЯ И КОНСЕРВАЦИЯ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ



Консервация - возможность длительного хранения музейных предметов; создание определенного режима хранения, приостанавливающегося процессы их естественного старения с последующим укреплением.

При проведении консервации выполняются следующие правила:

- создание наиболее благоприятных условий существования предметов;

- устранение причин, препятствующих сохранению музейного предмета;

- материалы консервации должны быть легко отличимы от подлинной части;

- жесткая документация проведенного вмешательства.

Реставрация – восстановление облика предмета, устранение искажений, произошедших в результате его естественного старения, нанесенных повреждений или преднамеренных изменений.

Перед проведением реставрационных работ реставратор изучает памятник, выявляет его подлинную структуру, авторство, технику исполнения, сохранность, причины, виды разрушений. Все этапы реставрационных работ фиксируются в документации. Современная реставрация занимается как спасением памятников, так и глубоким изучением их.

Реконструкция – воссоздание на основе научных данных несохранившихся или частично сохранившихся объектов: сооружений, исторической обстановки, интерьеров, музейных предметов.
Реконструкцию выполняют в виде рисунка, чертежа, модели.

Поновление (переделка) – это один из методов восстановления памятника, включающий 3 основных раздела реставрации: укрепление, расчистка, восстановление.

Задачами консервации и реставрации в музее являются: продление жизни музейного предмета и подготовка к экспонированию.

Первые в мире реставрационные работы были предприняты Александром Македонским: он повел войско в Вавилон восстановить ступенчатую башню Этеменанки, солдаты очистили зиккурата от мусора. Римское коллекционирование привело не только к формированию художественного рынка, но и разрабатываются методы консервации памятников от воздействия атмосферных воздействий. Известны случаи реставрации икон в Византии.

Проводились реставрационные работы в I в. до н.э. афинским скульптором Эвандра. Реставрация предметов декоративно-прикладного была затруднена из-за отсутствия информации о связующих материала. Использовался метод частичного включения ценных материалов (камней) в др. изделия.

Факт реставрации на Руси называют «возобновление» Владимирской Богоматери в сер. 18 в. В рукописях Феофилата и Дионисия предлагаются советы по очистке-раскрытии и поновлению икон. В Европе починение произведений искусства находилась в руках художников, скульпторов и живописцев. В конце 18 века разрабатывается элемент технической реставрации - дублирование. Эта техника стала широко применяться и привела к появлению рецептурных справочников для проведения реставрационных работ.

Основные направления работ в области реставрации определены в 18 веке. Разрабатывается другая техника – перенос живописи с одной основы на другую. Начинаются поиски регенерирующих составов: возвращение к краскам, материалам первоначальных свойств.

В нач. 19 в. во Франции Дюк разрабатывает принципы систематической реставрации – консервация национальных Памятников Средневековья.

Начало реставрации в России – 1743 г. Первый русский художник, освоивший реставрацию станковой живописи – Щедрин Семен. Митрохин Андрей разработал новые методики и создал реставрационную русскую школу.

Наибольшую роль в становлении принципов реставрации сыграли Императорская Археологическая комиссия в Петербурге, комиссия по сохранению древних памятников. Она получила право на раскопки и реставрацию в России.

Основоположником теоретической концепции реставрации в России стал Сахаров: укрепление, стирание старой олифы, уничтожение приписок, восстановление утрат при сочетании 2-х методов: реставрация и условное восстановления цвета и формы.

Во второй пол. 19 в. появляются частные реставрационные мастерские.

В нач. 20 в. начинают применять технико-технологические методики в реставрационной деятельности (химические лаборатории).

В 1920-е г. под руководством Грабаря возникают Центральные реставрационно-художественные мастерские. Главный принцип – максимальное сохранение произведения и минимальное вмешательства кисти. Реставрация состоит из: раскрытия и восстановления.

В музеях художник-реставратор организует свою деятельность в соответствии с «Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в гос. музеях СССС».

Реставрационная документация: реставрационный паспорт, дефектный акт, акты приема и выдачи, книга учета поступлений музейных предметов на реставрацию, протокол заседаний, задание на реставрацию, иллюстрационный материал.

Процесс музейной консервации:

1. Временная консервация (принятие срочных мер к предотвращению разрушения до проведения полной реставрации и консервации).

2. Консервация (разработка определенного режима хранения).

Сегодня вопросы реставрации памятников истории и культуры курирует ЮНЕСКО.

 

УЧЕТ МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ

Учет музейных фондов – деятельность, связанная с закреплением принадлежности предметов к данному музею, а также гарантирования юридических прав на них.

Учет необходим для юридического оформления положения предмета в фондах музея: его принадлежности к музейным предметам, фиксация предметов за определенными научными сотрудниками, хранителями.

Учет музейных предметов необходим с точки зрения оформления движения музейных предметов внутри и вне музея.

Учетная документация, которая фиксирует движение и состояние музейных предметов, коллекций, собраний.

Учетная документация составляется по установленным нормам:

- содержит данные об отдельных предметах,

- порядке поступления в музей и фондовые подразделения (акты приема, книги поступлений, научные инвентари, учетные картотеки, карточки научного описания),

- о группах предметов, объединенных общностью происхождения, принадлежности, местонахождения (акты приема, коллекционные описи, полевые описи)

Задачи учета музейных фондов:

- закрепление принадлежности предметов данному музею гарантирование его прав на них;

- оформление юр. положение предмета в фондах музея, его принадлежности к основному или научно-вспомогательному фонду;

- закрепление предметов за конкретными научными сотрудниками;

- оформление предметов временного хранения;

- оформление перемещения предметов внутри музея;

- контроль наличия принадлежащих музею предметов и оформление происходящих в них изменениях;

- возможность быстрого получения сведений о наличии и местонахождении предметов;

- установление ответственности музея, хранителей, подразделений музея за принадлежащие музею предметы.

Различают фондовую и учетную документацию. Фондовая документация отражает историю развития фондов. Учетная документация фиксирует движение и состояние музейных предметов, коллекций, собраний

Учет музейных фондов производится в 2-а этапа:

1.Первичная обработка поступивших в музей предметов, оформляются:

- акты приема, наименование, краткое описание, сохранность, количество;

- в книге поступлений фиксируется – номер по порядку, дата записи, время и источник поступления, наименование и краткое описание предмета, количество, материал, техника, размер, вес, стоимость, номер науч. инвентаря, собрание, куда поступил предмет, акты движения предмета. Вторичная обработка предполагает его дальнейшее изучение. Предмет классифицируется, передача его ответственному сотруднику происходит на основании акта, который имеет заверительную подпись директора и печать музея.

2.Научная инвентаризация – фиксация информации о предмете в инвентарных книгах (шифр, номер по порядку, дата записи, фамилия лица, сделавшего запись, номер по книге поступлений, наименование и развернутое описание предмета, история предмета, публикации о нем, материал и техника изготовления, сохранность, размер и вес, источник поступления, старые инвентари, примечания). Одновременно с инвентарными книгами составляются инвентарные карточки, каталоги, картотеки. Вся документация является документами внутреннего пользования и из фондов не выдается.

Музейные предметы основного фонда проходят второй этап учета – инвентаризацию. Научный инвентарь включает описание предмета с клеймами, монограммами, подписями и надписями, данные об авторе, месте и времени создания, история предмета, публикация о предмете, технике изготовления, вес, размер, степень сохранности. В соответствующих графах указывают данные первичного учета, старые учетные обозначения, данные об источнике и способу поступления, цена.

Информация инвентарных книг составляется на основе карточек научного инвентаря. Сведения в карточках в процессе работы могут дополняться и уточняться. На основе этих карточек составляется инвентарная картотека.

В работе отечественных музеев используются системы КАМИС (комплексная автоматизированная муз. информационная система), НИКА-Музей, АИС МУЗЕЙ. Используемые в российских музеях программы принципиально отличаются друг от друга. В КАМИС учет и хранение взаимосвязаны, в АИС учет и хранение состоит из двух частей, поэтому в каждой из модулей формируются свои документы. НИКА успешно внедрена и используется в ведущих российских музеях.

Новые информационные технологии используются в музее при проектировании экспозиций и выставок. Посетитель может получить углубленную информацию о событиях, связанных с темой экспозиции, об экспонируемых предметах, совершить виртуальную экскурсию по музею с помощью электронного путеводителя.

Применение информационных технологий в фондовой работе: автоматизированная подготовка документов, создание каталога музейных собраний: учетно-хранительская работа, реставрационная деятельность (составление реставрационных паспортов), научная работа (составление научных описаний и ведение инвентарных книг), выставочно-экспедиционная работа (подбор экспонатов, подготовка выставочных каталогов), пропаганда музейных коллекций (публикации, создание мультимедийных изданий, сайты).

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.236.13 (0.018 с.)