Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реставрация изделий с сохранением патины

Поиск

Археологические предметы. Мы уже говорили о ценности той информации, которую может нести коррозионный слой на археологических предметах из меди и медных сплавов. Стараясь сохранить археологический вид предмета, реставратор должен вместе с тем выявить его форму, показать детали украшения или конструктивные особенности, раскрыть гравировку или надпись и т.д. Основная задача реставрации - предотвратить разрушение предмета. Для этого в металле должны быть приостановлены все коррозионные процессы, т.е. он должен быть стабилизирован.

Прежде всего, с поверхности щетинной щеткой, скальпелем, промывкой в дистиллированной воде счищается земля и смешанные с ней рыхлые продукты коррозии. Для предметов, покрытых плотной, равномерной по толщине патиной, которая не скрывает рельеф, гравировку, другие мелкие детали, этого минимального вмешательства оказывается достаточно. Если при этом на поверхности предмета нет хотя бы маленьких редких точек рыхлого светло-зеленого вещества, то его лучше вообще не трогать. Хранить такие предметы нужно при относительной влажности не выше 50%, не допуская перепадов температуры, осматривая два раза в год. При малейшем подозрении о наличии в металле активных очагов коррозии предмет должен быть проверен во влажной камере. Появление влажных светло-зеленых точек свидетельствует о том, что металл нуждается в стабилизации. Очаги бронзовой болезни обрабатывают одним из способов, приведенных выше.

Большинство археологических бронз имеет толстый, неоднородный по толщине, составу и фактуре коррозионный слой, скрывающий поверхность предмета, искажающий его форму. Чтобы сохранить зеленую археологическую патину у такого предмета, его надо очистить механически, удалить все поверхностные рыхлые и бугристые образования. Косметическая очистка не должна повредить плотных слоев и не открыть тем самым доступ к поверхности металла и к очагам хлористой меди воздуха и влаги. После окончания очистки предмет проверяют во влажной камере. При необходимости очаги коррозии стабилизируют. Предмет высушивают в сушильном вакуумном шкафу и консервируют.

Обработка с сохранением археологического вида предметов из медного сплава более трудоемка, чем химическая очистка до обнажения металлической поверхности, более сложна, требует дальнейшего наблюдения за сохранностью предмета и хранения его при относительной влажности менее 55%. Недопустима очистка до обнажения металла и окрашивание поверхности под зеленую патину.

Музейные предметы. На большинстве старинных предметов из меди и медных сплавов, относящихся к категории мелкой пластики, имеется искусственная патина. Ее получали или химическим путем, тогда это крепко сцепленный с основой очень тонкий слой, или наносили слой органического вещества с пигментом. Предварительное исследование помогает определить, каков характер этого слоя и его состав.

Бронза с патиной, полученной химическим путем, очищается от загрязнений следующим способом. Если на предмете есть пятна коррозии меди, то их удаляет, протирая отжатым тампоном, смоченным очищающим составом. Предварительно на небольшом участке делают пробную расчистку. Затем обработанный участок промывают тампоном, смоченным в дистиллированной воде, проверяют рН влажной поверхности прикладыванием бумажного универсального индикатора, обезжиривают, сушат и консервируют; при необходимости обработанный участок тонируют химическим способом.

Реставрировать бронзовые предметы с живописной патиной на органической основе необходимо очень осторожно. Сцепление патины с поверхностью металла может оказаться нарушенным и при очистке от загрязнения влажным способом в зазоры может лопасть раствор, способствующий дальнейшей коррозии. Органические растворители могут воздействовать на слой живописной патины, разрушая его. К каждому предмету надо подбирать свой способ очистки путем проб на маленьких участках. Рекомендуется применять сульфидную обработку очагов коррозии.

При начавшемся процессе коррозии хранить такой предмет необходимо при относительной влажности, не превышающей 40%, т.е. в специальной витрине с осушителем и контролируемой атмосферой.

Патинирование

Необходимость в патинировании предметов из меди и медных сплавов встречается довольно часто. Например, после химической очистки обнаженный металл имеет яркий цвет свежетравленной меди, не отвечающий эстетическим требованиям музейной экспозиции. Со временем очищенные предметы покрываются естественной патиной, но образование патины происходит медленно. После химической обработки локальных очагов коррозии на поверхности предмета появляются участки светлого металла. Нужно, чтобы цвет очищенных участков не отличался от цвета предмета. Доделки утраченных фрагментов также требуют патинировки. Заданный цвет металла получают путем нанесения соответствующих химических составов на металл и образования на нем пленок, полученных химическим или электрохимическим способом. В специальной литературе существует множество рецептов патинирующих составов.

Различные сплавы меди по-разному воспринимают окраску. Труднее всего патинируется латунь - сплав меди с цинком, легче - чистая медь и сплав меди с оловом и свинцом. При кипячении в воде после очистки металл, окисляясь, приобретает коричневатый оттенок, приглушается блеск. Иногда уже этой операции оказывается достаточно для получения нужного оттенка металла. После высушивания предмет консервируют в таком виде, Для патинировки крупных предметов или в том случае, если нужен более интенсивный цвет, прибегают к химическим способам. Распространенной является патинировка серной печенью. Серную печень готовят сплавлением 1 вес. части поташа и 2 вес. частей серы. Полученную массу измельчают и в таком виде хранят, используя по мере необходимости. Рабочая концентрация - 10 г/л серной печени. Патинируют погружением, если предмет крупный, то многократно смачивают кистью, добиваясь равномерного потемнения поверхности. Варьируя температуру раствора, нагрев предмета, концентрацию раствора, время выдержки, можно получить широкий диапазон цветов. Прочная патина получается, если серную печень добавлять в раствор сернистого аммония. При температуре 80°С отполированная медная поверхность за одну минуту приобретает краснокоричневый цвет, при более длительной выдержке в растворе темно-коричневый и затем сине-черный. После получения нужного цвета экспонат ополаскивают чистой водой и после высушивания обрабатывают щеткой с абразивом для получения необходимого оттенка. Протирая поверхность предмета после патинирования сукном, высветляя рельеф, придают экспонату естественный вид.

Прочная патина различного цвета в зависимости от выдержки получается на бронзах и латуни при обработке смесью 1%-ного раствора нитрата серебра и 10%-ного раствора нитрата меди в соотношении 1:1, Патинирующий раствор наносят кистью, тщательно растирают. Патина получается коричневато-зеленоватого тона.

При патинировании очищенной археологической бронзы и монет рекомендуется применять следующий окисляющий раствор: 50 г/л сернокислой меди и 5 г/л маргацевокислого калия. Сначала в горячей воде растворяют медный купорос, затем добавляют марганцевокислый калий. Предмет, предварительно смоченный водой, несколько минут выдерживают в растворе. В зависимости от продолжительности обработки поверхность приобретает красивый коричневый цвет различной интенсивности.

Для придания латуни более темного коричневого оттенка применяют следующий раствор: 40 г/л нитрата калия, 20 г/л сульфата никеля, 120 г/л сульфата меди, 2 г/л перманганата калия. Латунь в этом растворе обрабатывают при температуре 60-70°С.

Подготовленный к патинированию предмет рекомендуется хранить в растворе спирта в дистиллированной воде (соотношение 1:20). Непосредственно перед патинированием предмет споласкивают раствором спирта в воде в соотношении 1:1. Этим достигается лучшая смачиваемость металлической поверхности.

СЕРЕБРО

Серебро является одним из самых древних металлов. Древнейшие серебряные изделия, датированные V тысячелетием до н.э., найдены на территории Ирана и Анатолии. Остатки листового серебра сохранились на одеянии царя и царицы, изображенных на троне Тутанхамона. Позднее серебро широко использовалось для чеканки монет. Мягкий, исключительно ковкий металл употреблялся для изготовления художественных изделий. Обладая прекрасными литейными качествами, серебро легко заполняло тончайшие формы при отливке, а способность его воспринимать мельчайшие штрихи гравировки и чеканки обеспечили ему широкое применение для изготовления высокохудожественных произведений, которые были почитаемы и любимы во все времена и у всех народов. Знаменитый английский исследователь древних ремесел Партингтон отмечает, что в ранние периоды цивилизации серебро ценилось выше золота. Увлечение художественным серебром достигает апогея у римлян в императорское время. В средневековье драгоценные металлы имели и сакральное значение. Состав серебряного сплава монет и изделий определял финансовое положение государства. Так как вес самого металла всегда играл роль денежного отсчета, то еще со времен Рижской империи слитки серебра клеймились. В напряженное для государства время предметы из драгоценных металлов переплавлялись на монеты. Качество поделочного серебра выгодно было поддерживать на уровне монетного, поэтому на предметах ставили клеймо, которое удостоверяло пробу, т.е. количество драгоценного металла в сплаве. Клеймение было введено в разных странах в разное время. В Византии клеймение велось с IX века. Из Византии клеймение распространяется по всей Европе; в XIII в. во Фракции и Германии, в 1300 г. - в Англии. Самое раннее московское клеймо относится к середине XVII в. До 1927 г. в нашей стране применялась золотниковая проба, выражавшая содержание благородного металла в золотниках, приходившихся на I фунт сплава (в фунте содержится 96 золотников). С 1927 г. установлена метрическая система проб, в которой содержание благородного металла соответствует количеству граммов в одном килограмме сплава. В 1951-1953 гг. Московский монетный двор ставил на реставрированных старых ювелирных вещах букву "Р" в круглом щитке.

Необыкновенно разнообразны способы декоративного украшения серебряных предметов. Технические приемы, применявшийся для декоративной отделки в различных странах, в основных чертах были сходными. В разные времена отдавали предпочтение этому или иному способу отделки. Благодаря своей мягкости серебро легко воспринимает гравировку. Гравировке часто сопутствовала чернь. Чернь - особый сплав, состоящий из серебра, меди (или олова), свинца и серы в определенных пропорциях. В западноевропейских странах чернь носит название "niello". Особый прием глубокой резьбы называется оброном, при этом фон вокруг изображения или надписи опускается, благодаря чему рисунок подымается и производит впечатление чеканного. Чеканка - один из самых эффективных приемов обработки серебра. Чеканке часто сопутствует канфаренный (зернистый) матовый фон, который получается обработкой поверхности специальным чеканом с острым концом. Для серебра характерно сочетание матовых и полированных поверхностей и многообразие фактур. Иногда серебряные изделия частично или полностью золотились. Выделение отдельных частей рельефа позолотой - распространенный прием в древней торевтике.

Можно выделить группу предметов, изготовленных особой техникой - сканью. Скань (западноевропейское обозначение той же техники - филигрань) - это ажурные напаянные на металлический фон узоры из тонкой скрученной в виде веревочек или гладкой проволоки. Скани часто сопутствует зернь.

Серебро употреблялось для украшения других металлов. С конца XVIII века широко стало использоваться не цельное серебро, а покрытие серебром меди, бронзы я латуни. Серебрение проводилось различными способами. Появляется так называемое накладное серебро, когда мелосу двумя серебряными пластинами закатывался медный или латунный лист. Наиболее ранние образцы такой техники относятся к первой половине ХУШ века (так называемое "шеффильдское серебро"). В России подобные изделия известны с конца XVШ века, однако расцвет такой техники приходится на 20-40-е годы XIXвека. Выколотка и обработка изделия происходит, таким образом, уже на трехслойной заготовке. Изделия накладного серебра отличаются значительной толщиной серебряного слоя. При сусальном серебрений на изделие наклеивают тончайшие листочки серебра. Техника серебрения такая же, как дерева, гипса и пр.

Для серебряных изделий применялась искусственная патинировка. Декоративная искусственная патина подчеркивала рельеф или акцентировала внимание на какой-нибудь детали. Однако такую отделку можно обнаружить только на поздних бытовых вещах, как правило, на накладном серебре или на сплаве-имитаторе.

Старинные серебрянные предметы, несмотря на то, что они периодически чистились, всегда покрыты темным слоем сернистого серебра, который быстро образуется на серебряном предмете. Иногда этот слой имеет черную блестящую поверхность. В таком случае серебро становится похожим на вороненую сталь; в других случаях поверхность обезображена темными пятнами или полностью вся покрыта тусклым коричневатым слоем. Цвет сернистой пленки зависит от толщины, длительности образования, состава металла и от техники обработки. При наличии общих закономерностей образования сернистой пленки, существует ряд предметов с характерным цветом поверхности. Известно образование сине-черного блестящего слоя, связанного, видимо, с большой нагортованностью металла. На некоторых предметах русской работы образуются бархатистые коричневые пленки, никогда не перерастающие в блестящие черные. В некоторых случаях цвет потемневшего серебра настолько красив, что его предпочитают сохранять, несмотря на то, что авторский вид предмета был, несомненно, другим. Сложность отличия авторского замысла от случайного потемнения в результате внешнего воздействия усугубляется недостаточностью наших знаний стилистических особенностей прикладного искусства отдельных исторических периодов и сложностью анализа тонких химических пленок на серебре. Очевидно, что темные пятна на серебре нельзя оставлять, ссылаясь на то, что предмет старинный. Признаком древности могут быть скорее стиль и технические, приемы, чем потемнение, которое может образоваться за короткое время при загрязненности воздуха или неправильном хранении.

Время накладывает свой отпечаток на предмет. От длительного употребления сглаживается гравированный орнамент, под темным слоем сернистого серебра скрывается многообразие авторской фактуры. В задачи реставратора входит не только тщательное и правильное проведение технической стороны реставрации, но в обоснованное восстановление авторского вида предмета. Изложенные рассуждения невозможно применить к археологическому серебру, авторская поверхность которого практически всегда покрыта толстой коркой рогового серебра, а сам металл претерпел существенные изменения кристаллического строения. Раскрытая очисткой поверхность археологического серебряного предмета потемнеет естественным образом в обозримое время при соприкосновении с загрязненным воздухом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.60.62 (0.013 с.)