АНТИКВАРИАТ И АНТИКВАРНЫЙ РЫНОК КАК ИСТОЧНИК КОМПЛЕКТОВАНИЯ МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

АНТИКВАРИАТ И АНТИКВАРНЫЙ РЫНОК КАК ИСТОЧНИК КОМПЛЕКТОВАНИЯ МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ



 

Признаки (принципы), по которым вещь может быть причислена к категории антиквариата:

· Хронологический принцип - возраст (не менее 50 лет);

· Исторический - связь с исторической эпохой или с историческими событиями;

· Мемориальный – предметы, принадлежащие крупнейшим деятелям культуры и науки, которые сыграли существенную роль в своей стране.

· Принцип редкости (уникальности) – результат особенностей изготовления или функционирование (запрещенные, подпольные, уничтоженные, тамиздат, самиздат), автографы на предметах – как известные деятели культуры так и людьми неизвестными, но сумевшими выразить сущность своего времени.

· Языковой - редкие языки (для слабовидящих, кириллица);

· Принцип целостности комплекса - коллекции, комплекты (статуэтки, сервиз, полный комплект издательств);

· Принцип массовости - противоположность редкому (азбуки).

 

Антиквариат — культурные ценности, созданные более 50 лет назад. Указ РФ 1994г. «О реализации предметов антиквариата». Антикварный – старинный, но и ценный.

Древности – «Положение об охране древности 1912 год», памятники далекого прошлого у Ожегова.

Древностями подлежащие охране почитаются все памятники: зодчества, скульптуры, живописи до половины 19 в.

Раритет – ценная, редкая вещь.

Памятник – сохранившийся предмет культуры прошлого.

Диковинки – странная удивительная вещь или явление.

Артефакт – искусственно-сделанный, сделанный человеком.

Виды А.:

- по степени качества предмета: коллекционный, худ., бытовой.

- по сохранности: идеальное состояние, реставрированный, дефектный.

- по степени подлинности: подделка, фальсификация, ошибка печати, штамповка.

- предметы-призраки (макеты, известные по источникам информации): новодел – предмет созданный по образцу памятника, не содержащие их подлинных остатков.

- по материалу изготовления.

А.: подписной, наградной, мемориальный, юбилейный.

Классификация:

- тематическая

- хронологическая

- географическая

- будущая

- предметная (номенклатура)

Цена – денежное выражение стоимости предмета при его возвращении в сферу товарного обращения.

Структура цены: покупная, вознаграждение за торговое посредничество,

новая продажная, предельная, экспертная, прейскурантная, аукционная (стартовая), комиссионная (договорная), номинальная (розничная), твердая, условная, понижающаяся, повышающаяся,

тиражная, экземплярная, вариантная, комплексная, россыпная.

Ценообразование – это экономический процесс формирования цен на товар, определение их уровней и соотношения.

Принципы ценообразования на А.:

1.Факторы изменения стоимости предмета (затраты труда на производстве).

2. Конъюнктура рынка (спрос и предложение).

3.Сохранность и редкость предмета.

Сохранность:

1. Идеальная (нетронутый вид предмета)

2. Превосходная (что-то потускнело)

3. Отличная (небольшие изменения – выцвело, подсохло)

4. Хорошая (выцвело, но нет механич. повреждений)

5. Удовлетворительная (очень сильно пожелтело, пересохло, есть механич. повреждения, требуется реставрация)

6. Неудовлетворительная (необратимые изменения, связанные с условием хранения, обширные механич. повреждения, поражение плесенью и грибком)

4.Фактор географии спроса

5. Сезонность спроса

6. Мода

7. Престижность

Источники оценки антикварных товаров:

1. Документы (нормы, тарифы, разрешения, прейскуранты

2. Опыт может быть зафиксирован - каталог. Имеется полное описание предмета.

Цена дается по вариантам.

Приложения к каталогам:

- инструкции,

- служебная картотека цен.

Субъекты антикварного рынка – это люди присутствующие на этом рынке.

Антиквар – торговец – товаровед формирует товарный запас, ведет картотеки, учет наличия, информационно-рекламные мероприятия, контроль за хранением вещей, определяет спрос и предложение, картотеки покупателей.

Продавец – оперативный работник магазина, обслуживает покупателя, ориентирует покупателя.

Оператор антикварного рынка – покупатель, разыскиватель, продавец.

Профессиональный дилер

Аукционист

Специалисты: часовщик, мебельщик, искусствоведы, работники музеев (эксперты, покупатели).

Эксперты

Сдатчик: коллекционер, владельцы антиквариата, наследники, криминал, случайные люди, которые нашли предметы старины.

Покупатели: собиратель (профессионалы и любители, коллекционер, иностранцы, участники торгов, представитель покупателя, коллективный покупатель (музей и банк)).

Формы активной торговли:

1. Торговое обслуживание

Виды: - стационарная (постоянное место - магазин),

- передвижная

- виртуальная в сочетании с почтово-посылочной.

- розничная

Формы товарно-технологического процесса:

1.Традиционная, т.е. покупка у населения.

2. Комиссионная.

3. Обменная.

4. Аукционная.

2. Торговая специализация.

1. Хронологический (предметы одного времени).

2. Тематический признак (военный.)

3. Предметный (магазин монет, марки).

4. Стилистические признаки (стиль модерна).

Способы оплаты:

1. Наличные расчеты.

2. Безналичные для юридических лиц.

3. Пластиковые карты.

4. Оплата через банки для частных лиц и др.

Виды:

1. Антикварный магазин.

2. Галерея антиквариата, включает элементы выставочной деятельности.

3. Салон (зал, помещение для демонстрации продажи).

4. Антикварная выставка.

5. Антикварная ярмарка.

6. Блошинный рынок (любые сдатчики).

7. Барахолка.

8. Толкучка – рынок, где торгуют поддержанными вещами.

9. Развал.

Методы торговли:

1. Сходу 2. На выбор 3. В придачу 4. В подторжку т.е. покупают или продают с подставным человеком искусственно поднимающего цену.

Теневой рынок:

1. Не структурированный 2. Не исследован 3. Не совершенство базы регламентирующих документов 4. Существование теневого рынка А. (фальшивка, краденные вещи, подделка) 5. Отсутствие аттестованных экспертов, которые могут оценить произведения искусства

Организации курирующие антикварный рынок:

1. Управление по сохранению культурных ценностей федеральной службой по надзору за соблюдением законадательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия г. Москва

2. Территориальные органы федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурных ценностей. Делятся по округам: Центральный-Западный, Приволжский – Южный – Уральский- Сибирский – Дальневосточный.

3. Управление уголовного розыска ГУВД, антикварные отделы (Москва и С-П).

Существуют каталоги подделок произведений живописи 5 частей с илл., материалы проф. экспертов.

Каталоги немецких трофеев потери 20 томов.

Федеральный закон 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия народов России».

Объединение антикваров – это свободный, добровольный, профсоюзы, общественная организация, некоммерческие цели.

Задачи объединения:

1. Организационные. 2. Возрождение утраченных традиций антикварной торговли в России. 3. Юридические. 4. Информационные. 5.Формирование рынка в России или антикварного рынка.

Направление:

1. Помощь антикварам. 2.Популяризация. 3.Сотрудничество с вузами. 4.Разработка кодекса чести (антиквариата). 5. Выставочная деятельность.

6.Благотворительная.

 

 

СТРУКТУРА МУЗЕЕВЕДЕНИЯ

1. История и историография исследует историю появления музеев, их функционирование в различных исторических условиях, формирование музейной сети, а также отражение всей этой проблематики в науч. литературе и историю самой науки.

2. Теория музееведения изучает закономерности развития и функционирования музея.

3. Музейное источниковедение занимается исследованием музейных предметов с точки зрения источниковедения, комплектования.

4. Прикладное музееведение включает разделы: научная методика, техника музейной работы; организацию музейного дела и управление музейной деятельностью.

Четыре элемента теории музейного дела:

1. Общая теория музееведения познает объект, предмет, метод музееведения; исследует природу, феномен музейного предмета, музей как культ; разрабатывает классификацию музеев, терминологию.

2. Теория документирования изучает проблемы, связанные с комплектованием музейных фондов. Теория документирования рассматривается и как доказательная процедура исторического процесса через собрание музейных коллекций; собирание и фиксация всей возможной информации о предмете музейного значения, его связях со средой бытования и превращение его в музейный предмет.

3. Теория тезаврирования – это теория научно-фондовой работы. Она связана с процессом познания ценности музейных предметов и включает: их исследование (классификация, систематизация); учетная деятельность; охрана.

4. Теория коммуникации изучает музей как один из коммуникационных институтов, специфику передачи информации, проблему воздействия музейных средств на различные категории посетителей.

Музейная коммуникация – процесс общения посетителя с музейными экспонатами (Камерон). Язык вещей – реализуется сотрудниками музеев, дизайнерами -экспозиционерами, психологами. Музейный предмет, как документальное подтверждение исторической правды и логики, феномен истории и культуры.

В музейном собрании музейный предмет превращается в документальное свидетельство, знак, символ конкретного факта, события, явления, процесса. В ходе изучения музейного предмета специалисты реконструируют его отношение со средой обитания, выявляют ему присущие характеристики.

При выявлении музейных предметов обращают на такие качества, как информативность (его способность выступать в качестве источника сведений об исторических, культурных, общественных, и природных процессах и явлениях.), аттрактивность (способность привлекать внимание) и экспрессивность (способность вызывать у человека ассоциации, сопричастность к определенным событиям, явлениям) и репрезентативность (уникальность и мемориальная значимость).

В музейных собраниях выделяют 6 типов источников: вещественные, изобразительные, письменные фонические, фото-кино источники.

Методы исследования музейных предметов:

- вспомогательные исторические дисциплины как раздел источниковедения и история материальной культуры и быта.

Прикладное музееведение – исследует проблемы, пути решении практических задач музейной деятельности. Оно включает в себя три раздела:

1. Научная методика охватывает все формы музейной деятельности. Включает ряд принципов:

- методические принципы построения экспозиции как особой формы коммуникации,

- принципы хранения музейных фондов,

- принципы экскурсионной работы.

2. Техника музейной работы – совокупность музейных ресурсов, стратегий, позволяющие музею выполнять социальные функции:

- проектирование музейных зданий,

- техника экспонирования музейных материалов базируется на пяти факторах эффективности экспозиции – подлинный музейный предмет, новизна, раритетность, комфортные условия восприятия, отсутствие отвлекающих моментов,

- технические средства передачи информации (язык аудиовизуальных средств),

- техника исследования физического состояния музейных предметов, их консервацию и реставрацию.

3. Организация музейного дела и управление музейной деятельностью:

- музейный менеджмент (совокупность принципов, методов, средств и форм управления музейным делом через планирование, организацию и реализацию деятельности),

- музейный маркетинг (увеличение посещаемости музея, расширение аудитории).

4. Информационные технологии.

 

 

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Музееведение – наука, изучающая функционирование музея, его взаимодействие с наследием и обществом.

В 1727 г. Каспар Найкель ввел в научный оборот термин музеография – это издания о музее, характеризующее всю деятельность музея - путеводители, справочники, отчеты. Музеография - отрасль музееведения, задачи которой состоят в описании музеев, их экспозиций и коллекций.

Термин музеологияпоявился в 1877 г. в «Журнале по музеологии и антиквароведению». Его перевели как музееведение. Первоначально музеология воспринималась как раздел музееведения, посвященный группе музейных учреждений. Сегодня музеология – альтернатива традиционному музееведению.

Музееведение сегодня - общественная наука, изучающая процессы сохранения информации, передачи знаний и эмоций посредством музейных предметов. Оно охватывает все стороны музейного дела – история, теория и практика.

Музеи входят в систему научно-исследовательских учреждений. Музееведческие исследования: научные концепции деятельности музея, изучение фондов, исследования в области хранения и охраны фондов, музейные коммуникации, истории музейного дела, историография. Вся деятельность музея опирается на исторические науки: история, археологии, этнографии, историографии, источниковедения, вспомогательная история, геральдика, нумизматика, бонистика, палеография.

Объектом изучения музееведения является музей и его деятельность: собирание, изучение, хранение, демонстрация музейных предметов – памятников истории.

Предмет музееведения включает:

- историю музейного дела,

- организацию музейного дела,

- музейное источниковедение,

- практическое музееведение, объектом изучения являются музеи различных стран мира.

Основные подходы в определении предмета музееведения:

- Институциональный подход рассматривает предмет музееведения через определение музея как социального института.

- Предметный подход: предметом изучения является музейный предмет.

- Комплексный подход: накопление и сохранение социальной информации, передача знаний, традиций, представлений и эмоций посредством музейных предметов; возникновение, развитие и общественное функционирование музея, музейного дела.

Для музееведения характерно использование целой системы методов:

- общенаучные – рассмотрение предметов, явлений в их взаимосвязи и развитии,

- частнонаучные – ведущее место занимают исторический, археологический, этнографические методы.

Функции музееведения:

- документирование - работа с музейными фондами,

- научно- исследовательская деятельность – анализ, исследование музейных предметов,

- реконструкция минувших периодов истории – метод «погружения в эпоху»,

- культурно-просветительская – человек в ходе посещения музея получает новые знания,

- рекреативная – функция отдыха,

- идеологическая – музеи всегда функционируют в условиях конкретной исторической эпохи,

- нравственно-воспитательная – формирует отношение к нравственным постулатам общества.

Музейный предмет - движимый объект культурного и природного наследия, являющийся носителем социокультурной и естественнонаучной информации, изъятый из среды бытования.

Предмет музейного значения – движимые памятники естественной истории, объекты познавательного интереса, культурно-исторические ценности, как включенные в музейные собрания, так и не изъятые из среды обитания.

Вещественные памятники – информация закреплена на материальном носителе. Музейные предметы могут быть вещественными, изобразительными, письменными, фоническими, фото и кинодокументы, т.е. носителями информации.

Собрание музейное – совокупность музейных предметов и их коллекций, научно-вспомогательных материалов.

Коллекция – совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков (авторство, предметность, материал, тематика, время).

Методы и подходы музееведческих исследований:

- культурологический подход,

- аксиологический подход - связан с передачей ценностей,

- антропологический подход, т.е. обращение к человеку,

- информационный метод, позволяет выявлять, оценивать, систематизировать информацию,

- метод исторической науки, которая изучает процессы развития человеческого общества,

- источниковедческий анализ памятников при помощи методов источниковедения,

- методы вспомогательных исторических дисциплин – системный анализ внешних и внутренних особенностей документов:

1. Палеография – изучение внешних признаков рукописей.

2.Дипломатика – изучение происхождения и структуры различных официальных систем.

3. Историческая хронология – системы времяисчисления.

4. Историческая метрология - система мер.

5. Сфрагистика – изучение печатей.

6. Геральдика.

7.Нумизматика и бонистика – система денежного обращения.

8.Вексиология – гос. и военные регалии.

- методы археологических исследований – полевые исследования,

- методы этнографических исследований – наблюдение, анкетирование, полевые исследования,

- методы искусствоведения направлены на формирование эстетического отношения к прошлому, настоящему, будущему,

- педагогический подход – для выполнения образовательной, коммуникативной, и культурологической составляющей музейного института,

- методы естественных наук интересуют музееведение с позиции практического применения к обеспечению сохранности музейных раритетов и сохранения информации о развитии данных отраслей знаний,

- специфические методы используются в различных сферах музейной деятельности:

1. в области комплектования и охраны памятников истории культуры, т.е. изъятие предмета из привычной среды обитания с целью максимального сохранения,

2. в области экспозиционной – включение архитектурно-художественных приемов организации пространства для демонстрации музейных предметов.

3. в области хранительской – режим и система хранения.

4. в организационной сфере деятельности – при планировании и реализации деятельности.

5. в коммуникативной деятельности – инновационные и традиционные методы работы.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.52.11 (0.016 с.)