Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музейное дело в России в XIX – начале XX в.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные предпосылки развития музейного дела в данный период: · Общеевропейская тенденция утверждения идеи общественного значения музея, влияние идей революционной Франции, создание в Европе публичных музеев. · Патриотический подъем и рост национального самосознания как результат победы в Отечественной войне 1812 г., формирование убеждения, что будущее народа зависит от сохранения древностей, от изучения прошлого. Интерес к отечественной истории и русским «достопамятностям». · Дифференциация научного знания, усложнение общественной мысли, появление самостоятельных и самобытных идейных течений, учитывающих национальную специфику. · Деятельность научных обществ и кружков (Вольное Экономическое общество, Русское географическое общество, научные общества при университетах Москвы, Харькова, Казани; Румянцевский кружок), появление в них новаторских музейных проектов. · Развитие личной инициативы различных деятелей эпохи, частных коллекционеров, выдвижение инициативных проектов общественных и частных музеев (В. П. Аделунг, Б.-Г. Вихман, П. П. Свиньин, З. А. Волконская). · Развитие исторической науки, вспомогательных исторических дисциплин («археологический бум» - открытие уникальных памятников в Причерноморье). · Развитие промышленности, курс на модернизацию и первый опыт проведения промышленных и сельскохозяйственных выставок. · «Великие реформы» 60-70-х г. XIX в. (земская, городская, народного образования, военная) – развитие местного самоуправления, широкий рост и демократизация образования. · Формирование буржуазии, развитие меценатства · Рост городов, географическое и экономическое освоение новых российских территорий, расширение культурного пространств.
Основные тенденции развития музейного дела: · Преобразование музеев дворцового ведомства (Эрмитаж, Оружейная палата) в музеи с открытым для публики доступом, а в дальнейшем - демократизация их деятельности музеев, потеря лидирующих позиций в художественной жизни страны. · Преобразование в музейные учреждения ряда протомузейных форм - Модель-камеры в Морской музей, Царскосельский арсенала, кабинетов и коллекций Вольного экономического общества в музей. · Формирование музеев общегосударственного значения (Императорский Российский исторический музей, 1872; Музей изящных искусств им. Императора Александра III ( Петербург, 1912); Русский музей Александра III, в дальнейшем положивший начало Этнографическому и Русскому музеям;). · Формирование профильной группы государственных исторических музеев (Румянцевский музей, 1831;археологические музеи в районе раскопок в городах Причерноморья,), мемориализация исторических объектов ( Петровский музей, 1803в Переславльском уезде на месте, где в конце XVIII в. зарождался русский военно-морской флот; м емориальный музей «Кутузовская изба» в д. Фили под Москво; мемориальный музей Александра I в Таганроге, 1825). ·. Создание первых промышленных музеев. (Мануфактурный музеум (1811) в Санкт-Петербурге; Музей г. Барнаула был открыт к 100-летию горной промышленности на Алтае (1823); Нижнетагильский музеум естественной истории и древностей (1841). · Формирование сети профильных музеев различных ведомств. Военно-исторические: воинские («полковые») музеи; 1889 г. – открытие Артиллерийский исторический музей (открыт в 1889 г. на основе реорганизованного «Достопамятного зала»). Сельскохозяйственный музей (1859, Санкт-Петербург). Музей прикладных знаний (Санкт-Петербург) создан в 1872 г. по инициативе Русского технического общества. Политехнический музей (Москва) создан в 1872 г. по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.Церковно-археологические музеи при духовных академиях (1872 г. – при Киевской; 1879 – при Петербургской, в 1880 – при Московской. К 1910-м г. сеть церковных музеев составляла около 50 единиц). · Формирование просветительской функции музеев и группы педагогических музеев, не имевших аналогов в мире. В 1864 г. был основан Педагогический музей военно-учебных заведений (Санкт-Петербург). Основу коллекции составляли наглядные пособия и педагогическая литература. Музей изготавливал дешевые наглядные пособия, выпускал обзоры педагогической литературы, устраивал народные чтения и публичные лекции, проводил временные учительские курсы. В 1875 г. музей принял участие во Всемирной выставке в Париже, получил множество наград. После выставки аналогичные музеи возникли во Франции, Бельгии, Англии, Германии и др. странах. Музей стал действенным средством переустройства образования. В 1918 году Педагогический музей был преобразован в Центральный педагогический музей. · Повсеместное создание провинциальных музеев. Музеи в провинции создавались учреждениями, программа деятельности которых включала изучение края. Статистические комитеты разбирали местные архивы, описывали памятники, проводили исторические и этнографические обследования. В ходе их деятельности стали возникать коллекции памятников истории края, археологические и этнографические музеи (Вятский музей, 1866). Музеи при земствах стали организовываться с 1880-х г. (Нижний Новгород, 1885; Кишинев, 1889; Полтава, 1890 и др.). Музеидревности губернских ученых архивных комиссий формировались на основе научных исследований в области истории и этнографии, археологических раскопок и носили комплексный характер(Тверь. Рязань, Тамбов, Кострома, Нижний Новгород, Ярославль, Симбирск, Владимир). Большую роль в создании провинциальных музеев сыграли научные общества, проводившие исследования в различных регионах страны (например, Русское географическое общество).Немалое значение имела личная инициатива представителей передовой интеллигенции. Так, музей в г. Минусинске был основан в 1876 г. Н. М. Мартьяновым, получившим в Минусинске место провизора двумя годами раньше. · Развитие, а в дальнейшем расцвет частного коллекционирования, как столичного, так и провинциального, «раскрепощение коллекций», всплеск меценатства. Художественное коллекционирование - картинная галерея А. С. Строганова, «Русский музей» П. Свиньина, Голицынский музей, Кушелевская галерея, Третьяковская галерея). Художественные музеи становятся новой формой музейного учреждения. Историческое - древлехранилище М. П. Погодина. П. Ф. Карабанов, С. Г. Строганов, музей древностей П. И. Щукина. Некоторые события и факты: в Румянцевский музей по завещанию владельца передано собрание русской живописи К. Т. Солдатенкова (1901); И. К. Айвазовский выстроил на свои средства в Феодосии галерею и открыл ее для публики; художник А. П. Боголюбов пожертвовал свою коллекцию картин г. Саратову, основав первый публичный художественный музей в России – музей им. А. Н. Радищева; собрание западноевропейской живописи П. П. Семенова-Тян-Шанского создается с намерением передать его в Эрмитаж, что впоследствии и происходит. Эрмитаж становится обладателем лучшей в мире коллекции классической нидерландской живописи; собрание гравюр Д. К. Ровинского поступает в Эрмитаж, а т.ж. музеи и библиотеки Москвы и Петербурга; Театральный музей А. А. Бахрушина передан АН. Самые влиятельные купеческие фамилии – Третьяковы, Морозовы, Бахрушины, Найденовы, Щукины сыграли значительную роль в истории музейного дела как крупнейшие коллекционеры и меценаты. Продажа коллекций музеям спасала произведения от вывоза за границу. «Раскрепощение коллекций» происходило в форме издания каталогов и обзоров, а т.ж. выставок. К началу XX в. музей стал важным элементом культурной жизни России. По неполным данным музеи были открыты в 104 городах, коллекции Эрмитажа имели мировую известность, а Исторический, Политехнический и, чуть позднее, Русский музей приобрели значение национальных. Для музеев строятся специальные здания (Этнографический, Политехнический, Исторический, Минусинский, Красноярский, Саратовский и др.). Формируются основы научного коллекционирования, вырабатываются основные принципы музейной технологии, в т.ч. документации. Музейное дело данного периода связано с именами видных ученых, предпринимателей, государственных деятелей. Вместе с тем, оно остается уделом энтузиастов, а не элементом государственной культурной политики. Музеи стали важным ресурсом развития экономики, науки, были постоянными участниками всемирных выставок. Они способствовали оформлению самостоятельных научных дисциплин, стали базой для создания в XXв. научно-исследовательских институтов. Завершился процесс, в результате которого музеи приобрели статус культурной нормы, а музейное дело сложилось в особую форму культурной деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 8366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.159 (0.006 с.) |