ТОП 10:

Музейное дело в России в XIX – начале XX в.



 

Основные предпосылки развития музейного дела в данный период:

· Общеевропейская тенденция утверждения идеи общественного значения музея, влияние идей революционной Франции, создание в Европе публичных музеев.

· Патриотический подъем и рост национального самосознания как результат победы в Отечественной войне 1812 г., формирование убеждения, что будущее народа зависит от сохранения древностей, от изучения прошлого. Интерес к отечественной истории и русским «достопамятностям».

· Дифференциация научного знания, усложнение общественной мысли, появление самостоятельных и самобытных идейных течений, учитывающих национальную специфику.

· Деятельность научных обществ и кружков (Вольное Экономическое общество, Русское географическое общество, научные общества при университетах Москвы, Харькова, Казани; Румянцевский кружок), появление в них новаторских музейных проектов.

· Развитие личной инициативы различных деятелей эпохи, частных коллекционеров, выдвижение инициативных проектов общественных и частных музеев (В. П. Аделунг, Б.-Г. Вихман, П. П. Свиньин, З. А. Волконская).

· Развитие исторической науки, вспомогательных исторических дисциплин («археологический бум» - открытие уникальных памятников в Причерноморье).

· Развитие промышленности, курс на модернизацию и первый опыт проведения промышленных и сельскохозяйственных выставок.

· «Великие реформы» 60-70-х г. XIX в. (земская, городская, народного образования, военная) – развитие местного самоуправления, широкий рост и демократизация образования.

· Формирование буржуазии, развитие меценатства

· Рост городов, географическое и экономическое освоение новых российских территорий, расширение культурного пространств.

 

Основные тенденции развития музейного дела:

· Преобразование музеев дворцового ведомства (Эрмитаж, Оружейная палата) в музеи с открытым для публики доступом, а в дальнейшем - демократизация их деятельности музеев, потеря лидирующих позиций в художественной жизни страны.

· Преобразование в музейные учреждения ряда протомузейных форм - Модель-камеры в Морской музей, Царскосельский арсенала, кабинетов и коллекций Вольного экономического общества в музей.

· Формирование музеев общегосударственного значения (Императорский Российский исторический музей, 1872; Музей изящных искусств им. Императора Александра III (Петербург, 1912); Русский музей Александра III, в дальнейшем положивший начало Этнографическому и Русскому музеям;).

· Формирование профильной группы государственных исторических музеев(Румянцевский музей, 1831;археологические музеи в районе раскопок в городах Причерноморья,), мемориализация исторических объектов(Петровский музей, 1803в Переславльском уезде на месте, где в конце XVIII в. зарождался русский военно-морской флот; мемориальный музей «Кутузовская изба» в д. Фили под Москво; мемориальный музей Александра I в Таганроге, 1825).

· .Создание первых промышленных музеев.(Мануфактурный музеум (1811) в Санкт-Петербурге; Музей г. Барнаула был открыт к 100-летию горной промышленности на Алтае (1823); Нижнетагильский музеум естественной истории и древностей (1841).

· Формирование сети профильных музеев различных ведомств. Военно-исторические:воинские («полковые») музеи; 1889 г. – открытие Артиллерийский исторический музей (открыт в 1889 г. на основе реорганизованного «Достопамятного зала»). Сельскохозяйственный музей (1859, Санкт-Петербург). Музей прикладных знаний (Санкт-Петербург) создан в 1872 г. по инициативе Русского технического общества. Политехнический музей (Москва) создан в 1872 г. по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.Церковно-археологические музеи при духовных академиях (1872 г. – при Киевской; 1879 – при Петербургской, в 1880 – при Московской. К 1910-м г. сеть церковных музеев составляла около 50 единиц).

· Формирование просветительской функции музеев игруппы педагогических музеев, не имевших аналогов в мире. В 1864 г. был основан Педагогический музей военно-учебных заведений (Санкт-Петербург). Основу коллекции составляли наглядные пособия и педагогическая литература. Музей изготавливал дешевые наглядные пособия, выпускал обзоры педагогической литературы, устраивал народные чтения и публичные лекции, проводил временные учительские курсы. В 1875 г. музей принял участие во Всемирной выставке в Париже, получил множество наград. После выставки аналогичные музеи возникли во Франции, Бельгии, Англии, Германии и др. странах. Музей стал действенным средством переустройства образования. В 1918 году Педагогический музей был преобразован в Центральный педагогический музей.

· Повсеместное создание провинциальных музеев.Музеи в провинции создавались учреждениями, программа деятельности которых включала изучение края. Статистические комитеты разбирали местные архивы, описывали памятники, проводили исторические и этнографические обследования. В ходе их деятельности стали возникать коллекции памятников истории края, археологические и этнографические музеи (Вятский музей, 1866). Музеи при земствахстали организовываться с 1880-х г. (Нижний Новгород, 1885; Кишинев, 1889; Полтава, 1890 и др.). Музеидревности губернских ученых архивных комиссий формировались на основе научных исследований в области истории и этнографии, археологических раскопок и носили комплексный характер(Тверь. Рязань, Тамбов, Кострома, Нижний Новгород, Ярославль, Симбирск, Владимир). Большую роль в создании провинциальных музеев сыграли научные общества, проводившие исследования в различных регионах страны (например, Русское географическое общество).Немалое значение имела личная инициатива представителей передовой интеллигенции. Так, музей в г. Минусинске был основан в 1876 г. Н. М. Мартьяновым, получившим в Минусинске место провизора двумя годами раньше.

· Развитие, а в дальнейшем расцвет частного коллекционирования, как столичного, так и провинциального, «раскрепощение коллекций», всплеск меценатства. Художественное коллекционирование - картинная галерея А. С. Строганова, «Русский музей» П. Свиньина, Голицынский музей, Кушелевская галерея, Третьяковская галерея). Художественные музеи становятся новой формой музейного учреждения. Историческое - древлехранилище М. П. Погодина. П. Ф. Карабанов, С. Г. Строганов, музей древностей П. И. Щукина. Некоторые события и факты: в Румянцевский музей по завещанию владельца передано собрание русской живописи К. Т. Солдатенкова (1901); И. К. Айвазовский выстроил на свои средства в Феодосии галерею и открыл ее для публики; художник А. П. Боголюбов пожертвовал свою коллекцию картин г. Саратову, основав первый публичный художественный музей в России – музей им. А. Н. Радищева; собрание западноевропейской живописи П. П. Семенова-Тян-Шанского создается с намерением передать его в Эрмитаж, что впоследствии и происходит. Эрмитаж становится обладателем лучшей в мире коллекции классической нидерландской живописи; собрание гравюр Д. К. Ровинского поступает в Эрмитаж, а т.ж. музеи и библиотеки Москвы и Петербурга; Театральный музей А. А. Бахрушина передан АН. Самые влиятельные купеческие фамилии – Третьяковы, Морозовы, Бахрушины, Найденовы, Щукины сыграли значительную роль в истории музейного дела как крупнейшие коллекционеры и меценаты. Продажа коллекций музеям спасала произведения от вывоза за границу. «Раскрепощение коллекций» происходило в форме издания каталогов и обзоров, а т.ж. выставок.

К началу XX в. музей стал важным элементом культурной жизни России. По неполным данным музеи были открыты в 104 городах, коллекции Эрмитажа имели мировую известность, а Исторический, Политехнический и, чуть позднее, Русский музей приобрели значение национальных. Для музеев строятся специальные здания (Этнографический, Политехнический, Исторический, Минусинский, Красноярский, Саратовский и др.). Формируются основы научного коллекционирования, вырабатываются основные принципы музейной технологии, в т.ч. документации. Музейное дело данного периода связано с именами видных ученых, предпринимателей, государственных деятелей. Вместе с тем, оно остается уделом энтузиастов, а не элементом государственной культурной политики. Музеи стали важным ресурсом развития экономики, науки, были постоянными участниками всемирных выставок. Они способствовали оформлению самостоятельных научных дисциплин, стали базой для создания в XXв. научно-исследовательских институтов. Завершился процесс, в результате которого музеи приобрели статус культурной нормы, а музейное дело сложилось в особую форму культурной деятельности.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.249.15 (0.005 с.)