Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация истории музейного дела

Поиск

ОТВЕТЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО И ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ» - 2015

МОДУЛЬ I.

Дисциплина 1. История музейного дела

Развитие частного коллекционирования во вт. пол. 19 – нач. 20 в. и его вклад в развитие музейного дела

Во вт. пол. ХIХ в. составление уникальных коллекций было делом жизни представителей многих династий купцов и фабрикантов. Эти люди были либо выходцами из предприимчивого купечества, либо представителями богатейших торговых и промышленных династий России. Огромные состояния приобретались путем жестокой эксплуатации, часто способами несправедливыми, но семейные миллионы использовались на благотворительные цели, для развития науки и искусства, поддержки подлинных талантов. Такие причины объясняются по-разному: беззаветной влюбленностью в искусство, заботой о спасении души.

Одним из ярких представителей меценатства был Иван Яковлевич Словцов. Он сыграл огромную роль в становлении Тюменского Александровского Реального Училища. Благодаря стараниям Словцова, в этом учебном заведении за короткий срок были введены многие прогрессивные для своего времени формы обучения, собрана богатая библиотека. В Тюмень Словцовым были перевезены многие уникальные экспонаты, собранные в многочисленных экспедициях, ставшие основой собрания Тюменского краеведческого музея, основателем которого выступил ученый. Иван Словцов внес большой вклад в археологические исследования окрестностей Тюмени. Им были обнаружены скелеты ископаемых животных, а также древних городищ и курганов.

Коллекционирование памятников искусства и старины изначально было привилегией высшего сословия. Во вт. пол. ХIХ в. собирательство в России сделалось общим увлечением, почти модой. Это и было культурной почвой для возникновения музеев. И если идея Радищевского музея возникла у А.П. Боголюбова в Дюссельдорфе, то созидание его совершалось благодаря поддержке многих соотечественников, сочувствующих просветительской идее А.П. Боголюбова. Это Александр III, коллекционеры А.В. Звенигородский, братья П.М. и С.М. Третьяковы. В Саратове - люди разного звания: князь Куракин, и граф Нессельроде, крестьяне, нашедшие в земле золотоордынские монеты или глиняные сосуды, несли предметы старины. Судя по квитанционным книгам, музей всё принимал.

Этап модификации российского общества не закончился к сер. XIX в., т.к. европеизация охватила главным образом дворянскую культуру и близкие к дворянству круги. Со вт. пол. XIX в. дворянская культура постепенно приходит в упадок, усадьбы, особняки и коллекции переходят новым экономическим агентам. Начинается второй, после дворянской культуры, круг модификации, который не был завершен к 1917 г. Промышленники и купцы, осваивая через паттерн дворянской культуры европейские, прежде всего аристократические, ценности, получают образование в Европе, путешествуют и ведут дела с европейскими партнерами, в том числе, подражая и увлекаясь, начинают собирать коллекции. Частное коллекционирование отразило сложный и неоднозначный процесс европеизации. Не случайно исследователи разделяют Москву и Петербург как два противоположных по предмету коллекционирования города. Москва окончательно стала центром коллекционирования национальных древностей и искусства, именно здесь появятся первые общедоступные музеи. Петербург остался европейским городом в плане собирательских интересов коллекционеров и характера их собраний.

Со вт. пол. XIX в. в процесс европеизации и коллекционирования активно включается провинциальная Россия. Местные элиты ориентировались уже не столько на сугубо частное коллекционирование, сколько на раскрепощение собраний, создание музеев, научных обществ. Частное коллекционирование для многих становилось формой освоения европейских ценностей. Таким образом, вторая половина XIX в. – 1917 г. – третий период в истории частного коллекционирования в России. Для этого периода характерен публичный характер: коллекции собираются не столько для себя, сколько с ориентацией на общественность. Публичное коллекционирование рассматривается как общественно полезное и благородное занятие, которое еще и дает возможность изменить свой социальный статус, получив дворянство. В кон. XIX – нач. XX в. появляется новое поколение русских коллекционеров (С.И. Щукин), ориентированных на европейские ценности и помогающих состояться новому искусству, авангарду, противопоставляющему себя традиции.


Дисциплина 2. Теоретические проблемы музееведения

 

Музейный предмет в теоретическом контексте музееведения

Музей – это постоянное некомерческое учреждение организованное собственником для сохранения, изучения и публикации муз-х предметов.

Музейный предмет является основой любой музейной коллекции. Основное св-во муз. предмета – аутентичность, т.е. подлинность. М.п. – это предмет музейного значения, изъятый из первоначальной среды бытования, в связи с его подлинностью (аутентичностью) и способностью характеризовать ту среду и ту эпоху, во взаимосвязи с которой он находился в естественных условиях и включенный в музейное собрание. Он является носителем социальной или естественно-научной информации – аутентичным источником знаний и эмоций, культурно-исторической ценностью – частью национального достояния. В наше время музейный предмет рассматривается как подлинник, непосредственный результат деятельности человека или жизни природы, имеющий значение документа и соответствующий профилю музея. Поскольку предметы, созданные человеком, хранят и передают информацию, отражают действительность (любой предмет – зеркало событий, действий), они обладают функцией «исторической памяти».

Музейные предметы не только первоисточники знания, но и культурно-исторические ценности. Они являются специфическим средством прямой коммуникации и отсюда – средством образовательного, эмоционального, эстетического воздействия, воспринимаемого зрительно. В музейном предмете отражается особое отношение человека к действительности, являющихся источниками ценной семантической и эстетической информации при представляющих этическую ценность. Ценность музейного предмета выявляется и фиксируется в процессе музееведческого и профильно-научного исследования. Музейный предмет выступает как основа всей деятельности музея, реализующей его социальные функции. Каждый предмет обладает свойством влиять на чувства посетителя:

Информативность - предполагает способность муз. предмета выступать в качестве источника, несущего информацию как о самом предмете, так и о людях, событиях с ним связанных.

Репрезентативность муз. предмета - позволяет демонстрировать типичное или уникальное в действительности. Быть репрез-ным – быть единственным, в 1-м экз. Уникальным – т.е. самым лучшим (н-р, скелет мамонта – полный по сбору). Репрез-ть – сочетание типичного (виден сразу) и уникального (выделяется в процессе изучения).

Экспрессивность - это свойство музейного предмета воздействовать эмоционально через свои признаки (аттрактивность - внешняя сторона муз. предмета, его способность привлекать внимание посетителей своими внешними признаками: формой, размером, цветом впечатления внутренние, кот. Получены от внешнего вида предмета), либо вызывать чувство сопричастности, создавать эффект присутствия и т.д. (ассоциативность - проявление свойства экспрессивности. Оно вызывает у зрителя эмоциональные переживания на основе каких-либо ассоциаций).

Благодаря информативности, репрезентативности и экспрессивности музейный предмет является важнейшим средством образовательного процесса. Это движимый объект, изъятый из первоначальной среды в связи с его подлинностью (аутентичностью) и способностью характеризовать специфические особенности той среды и той эпохи, во взаимосвязи с которой он находился в естественных условиях.


Функция документирования предполагает целенаправленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов различных фактов, событий, процессов и явлений, происходивших в обществе и природе. Суть музейного документирования заключается в том, что музей выявляет и отбирает объекты природы и созданные человеком предметы, которые могут выступать подлинными (аутентичными) свидетельствами объективной реальности. После включения их в музейное собрание они становятся знаком и символом конкретного события и явления. Это присущее музейному предмету свойство отражать действительность в еще большей степени раскрывается в процессе изучения и научного описания предмета. Функция документирования отвечает научным и культурным потребностям общества и реализовывается главным образом в процессе комплектования музейных фондов, их хранения и изучения


МОДУЛЬ 2.

Дисциплина 3. Научное проектирование экспозиции

Область модернизации

область модернизации определяется на 3-х уровнях. 1 уровень экспонатов. 2 уровень оборудования. 3. уровень архитектуры залов.

модернизация на уровне экспонатов - одноуровневая: она может быть односторонней (один предмет заменяет другой такой же предмет и смысл его и экспозиции не меняется) и двусторонней (смена внешнего облика несет за собой смену содержания, смысла экспозиции)

модернизация на уровне оборудования и архитектуры - многоуровневая. она может быть согласованной (когда есть одна цель, одна идея) и независимой - этот вариант как правило неуспешной модернизации. Таким образом, оптимальная модернизация двусторонняя, согласованная и охватывает максимальное число уровней.

Параметры модернизации

1. содержательно-значащий - изменяющий содержание, но не внешний вид.

2. предметно - вещный. который делится на: технологическую модернизацию (реставрация) и формально-пластическую (новая организация пространства, меняется цвет, новое художественное оформление и т.д.)

Механизм модернизации

1. модернизация происходит путём добавления новых элементов. 1-й способ. делается новая постройка к зданию музея (напр. британский музей) 2-й способ добавление нового изнутри (добавление новых элементов экспозиции)

2. модернизация происходит путем изъятия элементов. Можно изменить фасад музея. но изъятие плохо тем, что когда делалось что-то что мы меняем, была идея, цель, и когда мы начали что-то изымать, цельность распадается.

3. модернизация происходит путем переструктурирования – т.е. создается новое пространственное отношение (решение)

МОДУЛЬ III.

Дисциплина История культуры

ОТВЕТЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО И ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ» - 2015

МОДУЛЬ I.

Дисциплина 1. История музейного дела

Периодизация истории музейного дела

Музе́й — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. До того, как музей стал социальным институтом новоевропейской культуры он прошел долгий процесс коллекционирования предметов культуры и природы, которые в разные исторические эпохи наделялись определенной ценностью. Этот процесс “музеефикации” предметов уходит истоками в первобытное общество.

Уже на ранней ступени развития общества образовался сакральный храм-святилище, – Протомузей - своеобразный медиум человеческой жизни, который являлся не только природным, но и ритуально-символическим пространством, где каждый предмет или изображение несли в себе глубокий культовый и магический смысл. Древний Протомузей выполнял задачу отбора, хранения и передачи наиболее значимых ценностей первобытной культуры, специфическим образом структуровал культурное пространство на этой ранней ступени его развития.

В Античную эпоху собирание предметов культуры и природы возникло в мусейонах, древнегреческих храмах, мусеях. На начальном этапе оно носило сакральный, культовый характер в виде даров богам, когда все предметы культа, через которые сохранялась связь с высшими божественными силами, считались особенными, которые следовало почитать в священных рощах и оберегать для потомков для непрерываемой связи времен, дабы не нарушить нерушимый порядок Космоса. Так появлялись первые коллекции, каждая вещь которых освящалась через мифологически-религиозное сознание, а первыми хранителями-коллекционерами стали особые служители - жрецы.

Процесс становления музея начинается в эпоху Возрождения, в Италии она охватывает период с середины 14 веков и до начала 17 века. Понятие «Возрождение» появилось в Италии на основе ошибочной, но широко распространенной концепции, согласно которой после гибели блестящей античной цивилизации наступила эпоха беспросветного невежества и варварства, пренебрежительно названная «средними веками». Рассматривая Средневековье как простой перерыв в развитии культуры, историки XVI в. считали свою эпоху первым со времен античности периодом возрождения искусства и гуманитарных наук. С приходом Возрождения стали возникать первые учреждения, которые в дальнейшем послужили возникновению музея как социокультурного института. Этому способствовало возвращение к жизни классической древности в качестве культурной ценности; освобождение человеческой мысли от богословского догматизма; развитие светской гуманистической культуры, науки и искусства; познание мира природы и человека.

Одним из следствий стремления образованных людей к постижению окружающего мира стал расцвет коллекционирования. В отличие от бессистемного собирательства средневековья оно приобрело целенаправленность. Коллекционеры обращали внимание, прежде всего, на античное наследие как на первоисточник знаний. Они пытались восстановить утраченные в средние века связи с культурными традициями античности, поэтому собирали любые материальные предметы греко-римской цивилизации – рукописи, фрагменты архитектуры, геммы, монеты, надписи на камне и металле, скульптуру. Одним из первых обладателем античных монет и медалей был Петрарка, а гуманист Браччолини коллекционировал древние надписи и античные монеты. Свою коллекцию из бюстов и архитектурных форм имел художник Скварчоне.

Музей в эпоху Просвещения в 17-18 вв. Социокультурные изменения, происшедшие в европейском обществе, повлияли на развитие коллекционирования и способствовали появлению первых публичных музеев. В данный период получили заметное развитие образовательные и воспитательные функции коллекций и музеев. Создавались учебные музеи. Появились коллекционеры которые обращали внимание историков на изучение памятников Античности и Средневековья.

Папа Климент XII учредил один из первых публич­ных музеев - Капитолийский (1734). В Италии были открыты и другие публичные музеи: галерея Уффици во Флоренции. Начиная с 1694 г. во Франции, не в меньших масштабах, чем в Италии, возникали частные коллекции (Безансон), а в последней трети XVIII в. часть таких коллекций в провинциальных городах страны была преобразована в публичные музеи. Однако самые богатые в стране кол­лекции - королевские - так и не были использованы для создания публичного музея.

Политический и культурный полицентризм Германии способствовал поиску разнообразных форм коллекционирования, который велся при дворах отдельных монархов. Правители крупных государств самим фактом создания коллекций демонстрировали свои претензии на первенство в регионе (Бавария, Пруссия, Саксония). В Речи Посполитой общеевропейская модель коллекционерства получила развитие только в эпоху Просвещения. Солидные коллекции возникли в период правления королей из династии Ваза, но подлинное развитие они получили только после воцарения Станислава Августа IV Понятовского.

В XVIII в. формирование художественных галерей происходило в результате распада архаических музейных структур. Оформлялась новая структура коллекций: экспозиции собраний представляли собой совокупность определенных групп коллекций и коллекционных предметов, связи внутри которых были хорошо продуманы и рационально аргументированы. Развитию деятельности научных коллекций музеев указанного периода способствовало внедрение эксперимента в изучение природы, успехи в развитии математических и природоведческих наук, популяризация научных достижений. Анатомические и зоологические коллекции и музеи были популярны в Голландии. Так, широко известным стал анатомический зал Лейденского университета.

В к. XVIII в. начинает формироваться музейная архитектура в качестве раздела гражданской архитектуры. Более совершенное оформление получают экспозиции музеев и коллекций. Путеводители и каталоги, отражающие их состав, становятся более систематизированными и информативными. Работа по подготовке окончательного оформления публичных музеев проходила именно в этот период, рассмотрение которого важно для лучшего понимания дальнейших судеб музейного дела и коллекционирования. (Британский музей, Кунскамера, Эрмитаж)

В к. XVIII – пер. пол. XIX вв. в музейном деле произошли заметные изменения. Количество публичных музеев существенно увеличилось. Во Франции они перешли под государственное управление. Стали возникать особые профильные музеи, что особенно отчетливо проявилось в многочисленных фактах организации исторических и археологических музеев. Воспитательной функции музеев стало уделяться большее, чем раньше, внимание. Музейная архитектура выделилась как особый вид архитектуры. Развитие музеев художественного и историко-археологического профилей на данном историческом этапе сыграло определенную роль в достижении более полного и глубокого осознания наиболее значительных ценностей европейской цивилизации. Этот процесс совпал с ростом национального самосознания в Европе. С другой стороны, заметное возрастание интереса общественности к музею как явлению культурной и общественной жизни, совпавшее по времени с промышленным переворотом, способствовало сохранению культурного наследия Древнего мира и Средневековья, которое в противном случае могло бы быть утрачено. В это время складывалась непростая «околомузейная» ситуация. Это было связано в первую очередь с тем, что музейные экспозиции, ставшие общедоступными, зачастую оставались непонятными для неподготовленных посетителей новых публичных музеев, ко­торым было трудно ориентироваться в представленных здесь коллекциях: ведь то, что видели в музеях рядовые граждане, к реальной жизни имело весьма далекое отношение.

В Париже были открыты, в основном на базе королевских коллекций, национальные музеи: Музей искусств во дворце Лувр, Музей естественной истории, Консерватория искусств и ремесел (науки и техники), Музей артиллерии.

Активное воздействие на развитие музейного дела во вт. пол. XIX – н. XX вв. оказал набиравший силу в Европе и Северной Америке научно-технический прогресс. На этом фоне продолжалась специализация музеев; в разных странах разворачивались промышленные, художественные и торговые выставки, которые нередко стимулировали создание новых музеев. Развитие музейного дела во вт. пол. XIX – н. XX вв. стимулировало становление профессии музейного сотрудника. В музеях появились штатные должности хранителей музейных коллекций. Их обычно занимали ученые - специалисты в конкретных областях естествознания, техники, гуманитарных наук, связавшие свою деятельность с работой в музеях. В этот период начинается профессиональная подготовка хранителей музеев в Школе музейных работников при музее Лувра. Возникают первые музееведческие объединения, среди них Музейная ассоциация в Великобритании (1888), такая же ассоциация в США (1906), Музейное общество в Германии (1917). Были созваны съезды музейных работников (Мангейм, Германия, 1903; Москва, 1912); на них обсуждались актуальные вопросы работы музеев.

Музейное дело в 1918-1945 гг. После завершения Первой мировой войны наступило естественное оживление в области музейного дела. Этому способствовали демократизация общественной жизни и либерализация политики правящих кругов многих стран. В условиях послевоенных хозяйственных трудностей, испытываемых государствами-участниками войны, на художественный рынок Европы, отличающийся давними музейными традициями, оказалось выброшено немало культурных ценностей. Многие коллекционеры и музеи Германии и Австрии также были вынуждены продать значительную часть принадлежащих им произведений искусства, и в первую очередь - коллекционерам и музеям США.

Между двумя мировыми войнами количество музеев во многих странах мира возросло. По-разному развивалось музейное дело в странах с различным политическим устройством. В Италии и Герма­нии с приходом к власти тоталитарных режимов оно оказа­лось поставленным на службу фашистской, нацистской идеологии. Развязанная германским нацизмом мировая война нанесла огромный ущерб музеям и собраниям европейских стран. Нацисты организовали крупномасштабный грабеж имущества музеев и частных коллекций в оккупированных Германией странах. Около 20 тыс. произведений искусства перешло в личную собственность Гитлера. Они предназначались для Музея фюрера, строительство которого предполагалось начать в австрийском городе Линце (Австрия). Немецкие войска и оккупационные власти уничтожили или повредили многие музеи и музейное имущество в оккупированных странах. В Польше гитлеровцами были закрыты все музеи. Многие из них перестали существовать ибо вследствие военных действий, либо потому, что экспонаты из них были вывезены или уничтожены, а здания попользовались оккупантами для собственных целей.

В странах Европы с либеральным политическим устройством музейное дело развивалось по традиционному пути. Тем не менее в музеях наметился поворот от воспевания достижений техники к гуманизации содержания подготавливаемых к демонстрации экспозиций. Вторая мировая война нанесла серьезный урон сохранности многонационального культурного наследия во многих странах и поставила перед мировым сообществом задачу создания организации по охране культурного достояния, которая бы действовала на межправительственном уровне.

Музейной дело с середины XX - XXI вв. После Второй мировой войны во всем мире стала остро ощущаться потребность в короткий срок возместить ущерб, нанесенный музеям, находившимся на территориях, которые стали театром военных действий, и восстановить поврежденые и разрушенные музейные здания и коллекции. В 1946 г. была создана межправительственная Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) как специализированное учреждение ООН. Цель ЮНЕСКО - содействие миру и международной безопасности путем развития сотрудничества между государствами в области просвещения, науки и культуры. Музеи и памятники истории и культуры стал курировать Отдел культурного наследия ЮНЕСКО, размещающийся в Париже и издающий ежеквартальный журнал «Музеум». После Второй мировой войны музейное дело в странах с традиционно либеральными политическими режимами продолжало развиваться. В Великобритании в первые послевоенные годы появился новый тип музеев - сельскохозяйственные фермы-музеи. С повышением интереса к памятникам истории техники и экономики возникли новые музеи промышленной археологии.

Сегодня в мировом культурном пространстве сложилась сложная и разветвленная музейная система, которая призвана формировать и организовывать отношения между нашим современником и культурным наследием человечества. Ее становление, охватывая практически все предметное разнообразие мира, происходило на протяжении нескольких столетий. Как социокультурный институт музей стал необходимой составной частью современного общества. В условиях складывающегося сегодня плюрализма в сфере культуры важно, чтобы музей, используя присущие ему публичность и общедоступность, работал в режиме диалога, проявлял столь необходимую в этих условиях толерантность и по возможности четко определял тот круг лиц, для которых его существование необходимо и полезно.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.58 (0.018 с.)