История частного коллекционирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История частного коллекционирования



Культуры и искусств»

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

__________________ А.А. Смирнова

«____»_______________201__год

Факультет мировой культуры/

Кафедра теории и истории культуры

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине

История частного коллекционирования

Специальность 033000 «Культурология»

 

Квалификация выпускника

специалист

 

 

Санкт-Петербург

 

 

 


Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «_»__________201_г.,

протокол №_.

Одобрено на заседании учебно-методического совета СПбГУКИ «14_» 02 2012г., протокол №1.

Учебно-методический комплекс подготовила:

Канд.филос.наук, доцент Москвина И.К..

Рецензенты:

Доктор философских наук, профессор Махлина С.Т..

Кандидат искусствоведения, доцент Арутюнян Ю.И.

 

Рабочая программа дисциплины «История частного коллекционирования», ее учебно-методическое, материально-техническое обеспечение (содержание дисциплины по темам, список рекомендуемой литературы, и др.), а также темы рефератов, методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по циклу дисциплин специализации (ДС.Ф.9) Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 031.401.65 "Культурология",

Аннотация содержания дисциплины

"Курс "История частного коллекционирования» дополнятет курсы истории культуры и дает представление о такой важнкейшей культурной институции как коллекционирование. Он предполагает ознакомление студентов с историей частного коллекционирования, его значением для истории культуры, сохранения и трансляции культурных ценностей, в развитии антикварного и художественного рынка Курс имеет непосредственное отношение к подготовке студентов к будущей исследовательской работе, к работе в художественных галереях, антикварных салонах.


I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Выписка из ГОС ВПО

Виды занятий и методы обучения.

 

В ходе обучения по данной учебной дисциплине применяются следующие методы:

Словесно-информационные, объяснительно-иллюстративные, исследовательские.

 

Теоретические занятия (лекции) организуются по потокам. Общий объем теоретических занятий составляет 54 академических часов на очной форме обучения; 28 академических часов на очно/заочной форме обучения; 20 академических часов на заочной форме обучения.

 

Семинарские занятия организуются по группам. Общий объем семинарских занятий составляет __18 академических часов на очной форме обучения; 10академических часов на очно/заочной форме обучения; 4 академических часов на заочной форме обучения.

 

Объем самостоятельной работы студентов по дисциплине, предусмотренный учебным планом СПбГУКИ по специальности, составляет _54_ академических часов на очной форме обучения; 80 академических часов на очно/заочной форме обучения; 88 академических часов на заочной форме обучения.

1. Цели и задачи учебной дисциплины

Цель дисциплины: является изучение частного коллекционирования как важнейшей социально-культурной институкции, важной части общего историко-культурного контекста эпохи, отражающий не только вкусы своего владельца, но и интересы, мировоззрения общества того времени, в которое они создавались.

 

Задачи курса:

1. раскрыть сущность и специфику частного коллекционирования как социально - культурной институции;

2. охарактеризовать типологические черты различных видов коллекционирования;

3. показать значение частного коллекционирования для сохранения и трансляции культурного наследия

4. проследить эволюцию частного коллекционирования в историко-культурном контексте;

5. выявить характерные особенности различных этапов развития коллекционирования в контексте эпохи;

6. показать особенности развития частного коллекционирования в России

7. охарактеризовать современное состояние частного коллекционирования и его роль в современной художественной культуре, его связь с антикварно-художественным рынком

В результате освоения учебной дисциплины студент должен:

знать:

основные характерологические черты социально-культурного института коллекционирования; основные этапы развития истории мирового и отечественного коллекционирования; основные закономерности взаимодействия института частного коллекционирования и художественного рынка; основные типологические черты различных видов коллекционной деятельности; важнейших представителей отечественных коллекционеров, из вклад в отечественную культуру

Уметь

: логично представлять освоенное знание, демонстрировать понимание системных взаимосвязей внутри дисциплины и междисциплинарных отношений в современной науке; охарактеризовать типологические черты основных видов коллекционной деятельности; анализировать основные этапы развития коллекционирования в историко-культурном контексте эпохи; критически осмыслять новейшие тенденции в развитии института коллекционирования, их взаимосвязь с антикварно-художественным рынком


владеть:

понятийным аппаратом по курсу; методикой культурологического подхода к анализу феномена коллекционирования: историко-культурологическим анализом эволюции развития институции коллекционирования; ценностным подходом к анализу явлений современного состояния отечественного коллекционирования

 

4. 4. Формы контроля.

 

Формами оперативного контроля результатов освоения студентом учебной дисциплины являются: посещаемость, выступление на семинарских занятиях,

Формами рубежного контроля результатов освоения студентом учебной дисциплины являются: контрольная работа (реферат)

Формой итогового контроля результатов освоения студентом учебной дисциплины является: зачет

 

Учебно-тематический план дисциплины

Очная форма обучения

 

4. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 108 академических часов. Учебно-тематический план дисциплины

для очной формы обучения

№ п/п Наименование раздела Всего ак. час./ зач.ед. № семестра В том числе, ак. час   Формы контроля
Аудиторные занятия Самост. работа
Лекции Семинары Практ. зан. Малогруп. зан. Инд. зан.
1. Вводная лекция. Коллекционирование как социально-культурный институт Основные характерологические черты коллекционирования 12 ч.   4ч. 2 ч. - - - 6.  
2. Зарождение и развитие частного коллекционирования в России.     4 ч. 2 ч. - - -    
3. Развитие коллекционирование во второй четверти XVIII столетия     4 ч. . 2 ч. - - -    
4. Коллекционирование в эпоху Просвещения     4 ч. . - - -    
5. Коллекционирование в первой половине XIX века. .12   4 ч.   - - -    
6. Коллекционирование в пореформенной России.     4 ч.   - - -    
7. Коллекционирование «Серебряного века».     4 ч. 2 ч. - - -    
  Коллекционирование в советский период     4 ч.            
  Коллекционирование в постсоветском пространстве     4 ч. 2.ч          
  Итого:                  
  Итоговый контроль:                 зачет

Учебно-тематический план дисциплины

для очно-заочной формы обучения

№ п/п Наименование раздела Всего ак. час./ зач.ед. № семестра В том числе, ак. час   Формы контроля
Аудиторные занятия Самост. работа
Лекции Семинары Практ. зан. Малогруп. зан. Инд. зан.
1. Вводная лекция. Коллекционирование как социально-культурный институт Основные характерологические черты коллекционирования 12 ч.   2ч.   - - -    
2. Зарождение и развитие частного коллекционирования в России.     2ч.   - - -    
3. Развитие коллекционирование во второй четверти XVIII столетия     2ч.   - - -    
4. Коллекционирование в эпоху Просвещения     2 ч.   - - -    
5. Коллекционирование в первой половине XIX века. .10   2 ч.   - - -    
6. Коллекционирование в пореформенной России.     2 ч.   - - -    
7. Коллекционирование «Серебряного века».     2 ч. 2 ч. - - -    
  Коллекционирование в советский период     2 ч.            
  Коллекционирование в постсоветском пространстве     2 ч. 2.ч          
  Итого:                  
  Итоговый контроль:                 зачет

Учебно-тематический план дисциплины

для заочной формы обучения

№ п/п Наименование раздела Всего ак. час./ зач.ед. № семестра В том числе, ак. час   Формы контроля
Аудиторные занятия Самост. работа
Лекции Семинары Практ. зан. Малогруп. зан. Инд. зан.
1. Вводная лекция. Коллекционирование как социально-культурный институт Основные характерологические черты коллекционирования 10 ч.       - - -    
2. Зарождение и развитие частного коллекционирования в России.         - - -    
3. Развитие коллекционирование во второй четверти XVIII столетия     2 ч.   - - -    
4. Коллекционирование в эпоху Просвещения     2 ч. .2 - - -    
5. Коллекционирование в первой половине XIX века. .10   .   - - -    
6. Коллекционирование в пореформенной России.     2ч.   - - -    
7. Коллекционирование «Серебряного века».     2 ч. . - - -    
  Коллекционирование в советский период     2 ч.            
  Коллекционирование в постсоветском пространстве     2 ч. 2.ч          
  Итого:                  
  Итоговый контроль:                 зачет

5. Содержание учебной дисциплины

5.1.Наименование и содержание разделов учебной дисциплины

Раздел 1.

Раздел 2.

Раздел 3.

Коллекционирование во второй четверти XVIII столетия.

Коллекции живописи и скульптуры при Анне Иоанновне. Тенденции нумизматического коллекционирования в 1730-е гг., систематизация и каталогизация коллекций. Коллекции Елизаветы Петровны. Картинные галереи как элементы дворцового убранства, демонстрирующие престиж государства. Формирование эстетических предпочтений русских собирателей. Частные коллекции государственных деятелей К. Г. Разумовского, М. И. Воронцова, И. И. Шувалова и др.

Раздел 4.

Раздел 5.

Раздел 6.

Коллекционирование в пореформенной России.

Переход от дворянского к буржуазному периоду коллекционирования. Основные черты коллекционирования в пореформенную эпоху: изменение состава коллекционеров; распространение в провинции; усложнение форм коллекционирования; «раскрепощение» частных собраний. Источники коллекционирования: антикварные рынки и магазины, аукционы и др. Интересы коллекционеров. Комплексные историко-бытовые, археологические, нумизматические и др. коллекции и их создатели. Театральный музей Бахрушина. Этнографическая коллекция княгини Тенишевой. Историческая коллекция Дашкова П.Я. Другие коллекционеры и их собрания второй половины XIX века. Организация музеев на основе частных коллекций. Коллекционирование произведений живущих художников как разновидность меценатской деятельности.

 

Раздел 7.

Раздел 8

Раздел 9

Коллекционирование в постсоветском пространстве. Развитие коллекционирования в условиях кризиса социалистической системы. Мотивация, интересы, деятельность коллекционеров. Формирование правовой базы коллекционирования в постсоветский период. Создание музеев частных коллекций. Массовое коллекционирование. Новые объекты коллекционирования. Собирание объектов нематериального наследия, как современное направление коллекционирования. Проблемы сохранности частных коллекций. Формы сотрудничества государственных музеев и владельцев частных коллекций.

Планы семинарских занятий

Семинар 1. Коллекционирование как социально-культурный институт. Основные характерологические черты коллекционирования

1.Коллекционирование как особое направление человеческой деятельности.. Цели, мотивы, функции коллекционирования.

2. Понятие «коллекция»; отражение понятия «коллекция» в Международных конвенциях и в Законодательстве РФ

3. Основные направления и формы коллекционирования: научное, учебное, любительское., художественное, естественнонаучное и проч.

5. Виды коллекционирования (нумизматика, филокартия, коллекционирование живописи и проч.)

Основная литература:

Учебники и учебные пособия

И.В.Саверкина. История частного коллекционирования в России: учебное пособие/ И.В.Саверкина.- СПб.: Изд.СПбГУКИ, 2006.- 208 с.

Москвина И.К. Государственный контроль перемещения культурных ценностей через таможенную границу Таможенного союза: учебное пособие./И.К.Москвина.- СПб.: Изд.ун-та Технологии и дизайна, 2012, 222 с.- илл.

Дополнительная литература

Антиквариат: энциклопедия мирового искусства / ред. Х. Маллалью. – Москва, 2003;

Бодрийяр, Ж. Маргинальная система: коллекция / Жан Бодрийяр // Бодрийар Ж. Система вещей. – Москва, 1995
Большой художественный справочник / ред. А. Бочкарева. – Москва, 2004. – Вып.1.

Бурков В.Г.Отечественные наградные знаки отличия и их документация как исторический источник и как предмет коллекционирования. Автореф.дис… Л.1979
Денисов, Б. А. Нетрадиционный бизнес: очерки для непосвященных / Б. А. Денисов. – Москва, 1997.

Дуров В.А. Русские и советские ордена. Л.-1973
Израэлит, М. О коллекционировании и собирательстве / И. Израэлит // Советский коллекционер. – 1971. – № 9.

Квадрин В., Корнажевский К. Российские императорские и царские ордена.- СПб., 1991
Машкевич, С. Трамвайные копейки: историч. исследование / Стефан Машкевич. – Киев: Курчъ, 2004.— 80 с.
Николаев, Р. Проездные билеты конки / Р. Николаев // Всемирный коллекционер. – 1997. – № 3 (11).
От «меморифилии» до «экзонумии» // Миниатюра. – 1996. – Вып. 31.
Потин В.М. Монеты. Клады. Коллекции: очерки нумизматики/ В.М.Потин. – СПб., 1993.
Рыбак И. Г. Антиквариат: История, основы атрибуции и экспертизы. – Москва, 2003;
Словарь коллекционера. — Санкт-Петербург:: Миниатюра, 1996.
Соколов, М. П. Спутник филателиста / М. П. Соколова, Л. М. Ниселевич, А. М. Смыслов. – Москва: Связь, 1971. – 118 с..
Суворов, Н. Н. Галерейное дело: введение в арт-бизнес / Н. Н. Суворов. – Санкт-Петербург, 2001.
Тагрин, Н. С. В поисках необычного. Из записок коллекционера Н. С. Тагрин. – Ленинград, 1962.
Твоя коллекция. Монеты, марки, этикетки, открытки. – [Москва], 1963.

Семинар2. Зарождение и развитие частного коллекционирования в России.

  1. Предпосылки частного коллекционирования в России.
  2. Развитие коллекционирования в первой четверти XVIII века, как показатель европеизации российского общества. Формирование личных коллекций Петра I. Коллекционерские интересы русского общества Петровской эпохи. Способы формирования коллекций.
  3. Коллекционеры – современники Петра I: А.Д. Меншиков, Б.П. Шереметев, Д.М., А.М. и Д.А. Голицыны и др. Коллекция барона С.Г.Строганова.

 

Основная литература:

Учебники и учебные пособия

И.В.Саверкина. История частного коллекционирования в России: учебное пособие/ И.В.Саверкина.- СПб.: Изд.СПбГУКИ, 2006.- 208 с.

 

Дополнительная литература

  1. История Эрмитажа и его коллекций: сб. науч. тр. – Л., 1989.

  2. Левинсон-Лессинг В.Ф. История Картинной галереи Эрмитажа: 1764-1917/В.Ф.Левинсон-Лессинг. – Л., 1986.
  3. Овсянникова, С. А. Частное собирательство в России в XVIII – первой половине XIX в. / С.А. Овсянникова // Очерки истории музейного дела в России. – М., 1961. – С.269-300.
  4. Полунина, Н. Кто есть кто в коллекционировании старой России: нов. Биограф. Слов./ Н. Полунина. – М., 2003.

  5. Равикович Д.А.Музейные деятели и коллекционеры в России XVIII – нач. XX в./ Д.А.Равикович// Музееведение: концептуальные проблемы музейной экспозиции. – М., 1990.

  6. Российская музейная энциклопедия: в 2 т. / редкол.: В. Л. Янин (предс.), В. А. Лебедева, М. Б. Пиотровский и др. – Москва: Прогресс; Рипол классик, 2001.

  7. Штелин, Я. Записки об изящных искусствах в России: в 2 т. / Якоб Штелин. – Москва, 1990.
  1. Семинар 3. Коллекционирование в эпоху Просвещения.

    1. Социокультурная обусловленность процессов собирательства и коллекционирования в России во второй половине XVIII столетия.

    2. Екатерина II как частный коллекционер.

    3. Бытовое и усадебное коллекционирование. Усадьбы Кусково и Останкино Шереметьевых. Подмосковный дворец кн. Юсупова в Архангельском как яркие примеры усадебного коллекционирования.

Основная литература:

Учебники и учебные пособия

И.В.Саверкина. История частного коллекционирования в России: учебное пособие/ И.В.Саверкина.- СПб.: Изд.СПбГУКИ, 2006.- 208 с.

Дополнительная литература

  1. История Эрмитажа и его коллекций: сб. науч. тр. – Л., 1989.
  2. Левинсон-Лессинг В.Ф. История Картинной галереи Эрмитажа: 1764-1917/В.Ф.Левинсон-Лессинг. – Л., 1986.
  3. Овсянникова, С. А. Частное собирательство в России в XVIII – первой половине XIX в. / С.А. Овсянникова // Очерки истории музейного дела в России. – М., 1961. – С.269-300.
  4. Полунина, Н. Кто есть кто в коллекционировании старой России: нов. Биограф. Слов./ Н. Полунина. – М., 2003.
  5. Полунина, Н. Основатели. Российские просветители / Н. Полунина, А. Фролов. – Москва, 1990.
    Равикович Д.А.Музейные деятели и коллекционеры в России XVIII – нач. XX в./ Д.А.Равикович// Музееведение: концептуальные проблемы музейной экспозиции. – М., 1990.

  6. Российская музейная энциклопедия: в 2 т. / редкол.: В. Л. Янин (предс.), В. А. Лебедева, М. Б. Пиотровский и др. – Москва: Прогресс; Рипол классик, 2001.
  1. Семинар 4. Коллекционирование в первой половине XIX века.
    1. Социокультурная обусловленность интересов и эстетических вкусов коллекционеров в первой четверти XIX столетия. Основные направления коллекционирования.
    2. Личные коллекции императоров.
    3. Н.П.Румянцев и его кружок. Идея создания национального русского музея и деятельность коллекционеров.
    4. Частный музей П.П.Свиньина.
    5. Коллекционеры Москвы и Петербурга

Основная литература:

Учебники и учебные пособия

И.В.Саверкина. История частного коллекционирования в России: учебное пособие/ И.В.Саверкина.- СПб.: Изд.СПбГУКИ, 2006.- 208 с.

Дополнительная литература

История Эрмитажа и его коллекций: сб. науч. тр. – Л., 1989.
Левинсон-Лессинг В.Ф. История Картинной галереи Эрмитажа: 1764-1917/В.Ф.Левинсон-Лессинг. – Л., 1986.
Овсянникова, С. А. Частное собирательство в России в XVIII – первой половине XIX в. / С.А. Овсянникова // Очерки истории музейного дела в России. – М., 1961. – С.269-300.

Пиотровский Б.Б. История Эрмитажа: крат. Очерк: Материалы и док./ Б.Б.Пиотровский. – М., 2000.

Полунина, Н. Кто есть кто в коллекционировании старой России: нов. Биограф. Слов./ Н. Полунина. – М., 2003.

Равикович Д.А.Музейные деятели и коллекционеры в России XVIII – нач. XX в./ Д.А.Равикович// Музееведение: концептуальные проблемы музейной экспозиции. – М., 1990.
Российская музейная энциклопедия: в 2 т. / редкол.: В. Л. Янин (предс.), В. А. Лебедева, М. Б. Пиотровский и др. – Москва: Прогресс; Рипол классик, 2001.


  1. Семинар 5. Коллекционирование в пореформенной России.
    1. Переход от дворянского к буржуазному периоду коллекционирования. Основные черты коллекционирования в пореформенную эпоху
    2. Источники коллекционирования: антикварные рынки и магазины, аукционы и др. Интересы коллекционеров. Комплексные историко-бытовые, археологические, нумизматические и др. коллекции и их создатели.
    3. Коллекционеры и их собрания второй половины XIX века.

Основная литература:

Учебники и учебные пособия

И.В.Саверкина. История частного коллекционирования в России: учебное пособие/ И.В.Саверкина.- СПб.: Изд.СПбГУКИ, 2006.- 208 с.

Дополнительная литература

Боханов, А. Н. Коллекционеры и меценаты в России / А.Н. Боханов. – Москва, 1989

Овсянникова, С. А. Частное коллекционирование в России в пореформенную эпоху (1861–1917 гг.) / С.А. Овсянникова // Очерки истории музейного дела в России. – Москва, 1960.

Полунина, Н. Кто есть кто в коллекционировании старой России: нов. Биограф. Слов./ Н. Полунина. – М., 2003.

Полунина, Н. Коллекционеры старой Москвы: иллюстр. биограф. словарь / Н. Полунина, А. Фролов. – Москва, 1997.

Российская музейная энциклопедия: в 2 т. / редкол.: В. Л. Янин (предс.), В. А. Лебедева, М. Б. Пиотровский и др. – Москва: Прогресс; Рипол классик, 2001.

Семинар 6. Коллекционирование «Серебряного века».

    1. Влияние новых эстетических ценностей на интересы коллекционеров.
    2. Коллекции и коллекционеры «серебряного века».
    3. Коллекционеры, коллекции, деятельность.


Учебники и учебные пособия

И.В.Саверкина. История частного коллекционирования в России: учебное пособие/ И.В.Саверкина.- СПб.: Изд.СПбГУКИ, 2006.- 208 с.

Дополнительная литература

Аксененко М. Б., История Государственного музея нового западного искусства, в книге: Музей. Художественные собрания СССР, [в.] 3, М., 1982.

Боханов, А. Н. Коллекционеры и меценаты в России / А.Н. Боханов. – Москва, 1989

Думова Н. Г., Московские меценаты, М., 1992.

Неверов. О. Частные коллекции Российской Империи. — М., 2004

Семенова Н. Жизнь и коллекция Ивана Морозова, М. 2007.

Семёнова Н. Московские коллекционеры. — М.: Молодая Гвардия, 2010

Семёнова Н.. Жизнь и коллекция Сергея Ивановича Щукина. — М.: Трилистник, 2002

Филаткина Н.А. Династия Морозовых: лица и судьбы./ Н.А.Филаткина. Москва. Издательский дом Тончу. 2011. — 584 с.

Учебники и учебные пособия

И.В.Саверкина. История частного коллекционирования в России: учебное пособие/ И.В.Саверкина.- СПб.: Изд.СПбГУКИ, 2006.- 208 с.

Москвина И.К. Государственный контроль перемещения культурных ценностей через таможенную границу Таможенного союза: учебное пособие./И.К.Москвина.- СПб.: Изд.ун-та Технологии и дизайна, 2012, 222 с.- илл.

Дополнительная литература

Грибанов, Борис Николаевич. Картины и жизнь: Записки коллекционера / Борис Грибанов. - М.: Права человека, 1999. - 270, [1] с.: ил., цв. ил., портр.

Лобанов-Ростовский, Никита Дмитриевич. Эпоха. Судьба. Коллекция / Никита Д.Лобанов-Ростовский. - Москва: Русский путь, 2010. - 583, [1] c.: ил., цв. ил., портр.

Немухин, Владимир Николаевич. По кругам андеграунда / Владимир Немухин; беседу вела Ольга Костина // Русское искусство. - 2008. - № 3. - C. 86-95: 5 цв. ил., 7 портр.

Савинов, Алексей. О Музее личных коллекций // Третьяковская галерея. - 2005. - № 1. - С. 76-81: 6 ил., 3 портр., 10 цв. ил

Шустер, Соломон Абрамович. Профессия - коллекционер / [сост. В.Шустер, А. Васильев]. - Москва: Трилистник, 2005. - 191 с.: ил., цв. ил., портр.

Ямщиков, Савва Васильевич. Мои коллекционеры / Савва Ямщиков // Русское искусство. - 2007. - № 1. - C. 92-103: 13 цв. ил.

Семинар 8. Коллекционерство в современном обществе.

  1. Развитие коллекционирования в Новейшей истории России.
  2. Мотивация, интересы, деятельность коллекционеров.
  3. Формирование правовой базы коллекционирования в постсоветский период.
  4. Создание музеев частных коллекций.
  5. Формы сотрудничества государственных музеев и владельцев частных коллекций.
  6. Коллекции икон

Основная литература:

Учебники и учебные пособия

И.В.Саверкина. История частного коллекционирования в России: учебное пособие/ И.В.Саверкина.- СПб.: Изд.СПбГУКИ, 2006.- 208 с.

Москвина И.К. Государственный контроль перемещения культурных ценностей через таможенную границу Таможенного союза: учебное пособие./И.К.Москвина.- СПб.: Изд.ун-та Технологии и дизайна, 2012, 222 с.- илл.

Дополнительная литература

Антиквариат: энциклопедия мирового искусства / ред. Х. Маллалью. – Москва, 2003;

Бодрийяр Ж. Система вещей/ Ж.Бодрияр;пер.с фр. – М., 1995.

Большой художественный справочник / ред. А. Бочкарева. – Москва, 2004. – Вып.1.

Денисов, Б. А. Нетрадиционный бизнес: очерки для непосвященных / Б. А. Денисов. – Москва, 1997.

Рыбак И. Г. Антиквариат: История, основы атрибуции и экспертизы. – Москва, 2003;

 

 

.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

Словарь основных терминов.


Антиквариат (лат. anticuus «старый») — старые и/или редкие художественные произведения или другие ценные вещи, которые являются объектами коллекционирования и торговли. К антикварным предметам относят различные категории старинных вещей: мебель, книги, картины, предметы домашнего обихода и т. д.

Библиофи́л — человек, собирающий редкие и ценные издания. Коллекционеры книг собирают коллекции изданий одного автора, иллюстратора, миниатюрные книги и т. д., а так же, не только книги, но и периодические издания, хромолитографии, листовки, комиксы и пр.

Коллекционирование — хобби, в основе которого лежит собирание чего-либо (как правило, однородных предметов) имеющего определённую ценность или не имеющего таковой. Это могут быть предметы культуры (книги, картины, почтовые марки) или объекты природы (насекомые, минералы).

Нумизматика (от лат. numisma, греч. nomisma — монета) — коллеционирование монет, а так же вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и другим памятникам (например, монетным штемпелям, документам).

Список рекомендуемой литературы.

Основная литература:

Учебники и учебные пособия

II. Учебно-методическое обеспечение

Задание для студентов отделения заочного обучения

  1. Письменная работа (реферат)
  2. Семинарские занятия
  3. Индивидуальное сообщение, доклад (устно)

 

 

§1. Темы рефератов

Темы рефератов

1. Коллекционирование как социально-культурный институт.

2. Личность коллекционера: ее социально-психологический портрет

3. Коллекционирование как особый вид деятельности

4. Понятие коллекции в свете Международных конвенций и российского законодательства

5. Статус коллекционера в современной России: социокультурный и правовой аспекты

6. Коллекционирование в Европейских странах: основные этапы развития

7. Выдающиеся коллекционеры в европейской культуре

8. Коллекционеры США

9. Коллекционирование в эпоху Петра I.

10. Дворцовое коллекционирование в XVIII веке.

11. Усадебное коллекционирование во второй половине XVIII – первой половине XIX века.

12. Коллекционирование в России в первой половине XIX века.

13. Роль коллекционеров пореформенной поры в России.

14. Коллекционирование, как форма меценатской деятельности в конце XIX – начале XX века.

15. Влияние новых эстетических ценностей на коллекционирование в эпоху «Серебряного века».

16. Коллекционеры Шукин и Морозов: их культурно-творческая роль

17. Княгиня Тенишева как коллеционер

18. Судьба частных коллекций после революции 1917 года

19. Дореволюционные частные собрания на мировых аукционах в 20-х-30-х гг. прошлого века

20. Коллекционирование в период Военного коммунизма и НЭП.

21. Художественный рынок. Особенности российского художественного рынка.

22. Современное состояние частного коллекционирования в России конца 20- начала 21 вв.

 

Фонды оценочных средств

Фонды оценочных средств, позволяющие оценить результаты обучения по данной дисциплине, включают в себя:

темы самостоятельных работ (рефератов) для студентов очной, вечерней и заочной форме обучения, приведены в УМК по дисциплине;

Требования к докладу (реферату).

Объем реферата – не менее 10-15 стр. Обязательно использование не менее 10/20 отечественных и не менее 2 иностранных источников, опубликованных в последние 10 лет. Обязательно использование электронных баз данных.

Процедура защиты реферата: выступление желательно с визуальной презентацией с последующим групповым обсуждением.

Критерии оценивания

соответствие целям и задачам дисциплины;

постановка проблемы, корректное изложение смысла основных научных идей, их теоретическое обоснование и объяснение;

логичность и последовательность в изложении материала;

способность к работе с литературными источниками, Интернет-ресурсами, справочной и энциклопедической литературой;

объем исследованной литературы и других источников информации;

способность к анализу и обобщению информационного материала, степень полноты обзора состояния вопроса;

обоснованность выводов;

правильность оформления (соответствие стандарту, структурная упорядоченность, ссылки, цитаты, таблицы и т.д.);

соблюдение объема, шрифтов, интервалов (соответствие оформления правилам компьютерного набора текста).

Культуры и искусств»

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

__________________ А.А. Смирнова

«____»_______________201__год

Факультет мировой культуры/

Кафедра теории и истории культуры

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине

История частного коллекционирования

Специальность 033000 «Культурология»

 

Квалификация выпускника

специалист

 

 

Санкт-Петербург

 

 

 


Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «_»__________201_г.,

протокол №_.

Одобрено на заседании учебно-методического совета СПбГУКИ «14_» 02 2012г., протокол №1.

Учебно-методический комплекс подготовила:

Канд.филос.наук, доцент Москвина И.К..

Рецензенты:

Доктор философских наук, профессор Махлина С.Т..

Кандидат искусствоведения, доцент Арутюнян Ю.И.

 

Рабочая программа дисциплины «История частного коллекционирования», ее учебно-методическое, материально-техническое обеспечение (содержание дисциплины по темам, список рекомендуемой литературы, и др.), а также темы рефератов, методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по циклу дисциплин специализации (ДС.Ф.9) Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 031.401.65 "Культурология",

Аннотация содержания дисциплины

"Курс "История частного коллекционирования» дополнятет курсы истории культуры и дает представление о такой важнкейшей культурной институции как коллекционирование. Он предполагает ознакомление студентов с историей частного коллекционирования, его значением для истории культуры, сохранения и трансляции культурных ценностей, в развитии антикварного и художественного рынка Курс имеет непосредственное отношение к подготовке студентов к будущей исследовательской работе, к работе в художественных галереях, антикварных салонах.


I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Выписка из ГОС ВПО



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 770; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.205.2.188 (0.194 с.)