Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный Исторический Музей. История и современность

Поиск

Государственный Исторический Музей (ГИМ) - крупнейший национальный исторический музей России, собрания которого наиболее полно отражают ее многовековую историю и культуру с древнейших времен до наших дней. ГИМ основан указом императора Александра II 21 февраля 1872г. в специально построенном архитектором Шервудом здании. Основой экспозиции стали экспонаты Политехнической выставки того же года. Члены императорской семьи передали музею свои коллекции предметов светского и религиозного искусства. 27 октября 1917г. возле здания Исторического Музея произошла стычка революционных солдат-двинцев (бывших узников Двинской тюрьмы, куда они были заключены за выступление против войны и временного правительства) и кремлевских юнкеров. Площадь огласилась залпами, и немало погибших осталось лежать здесь. Им посвящена мемориальная табличка на стенах музея. Московская городская дума в апреле 1874г. выделила для постройки музея землю на Красной площади, где ранее находилось здание земского приказа, первых в России аптеки, китайского ресторана и московского университета. По итогам конкурса на проектирование здания музея победил проект В.О.Шервуда и А.А.Семенова. Строительство продолжалось в течение 1875-1881 гг. Здание было исполнено в русском стиле, как сказочный теремок с шатрами и башенками. Оригинальный проект должен был воплотить в себе архитектурный образ России. С этой целью в оформлении были использованы фрагменты многих известных сооружений России XVI-XVII вв.

После Октябрьской Революции музей стал называться Государственный Российский Исторический музей. Новые власти организовали специальную комиссию для реорганизации музея, и в результате возникла угроза изъятия части собраний. В 1922г. к ГИМ был присоединен музей Дворянского быта 40-х гг., а также закрытые церкви и другие здания: «Музей-собор Василия Блаженного», «Музей быв. Грузинская церковь», «Музей архитектурных памятников села Коломенского», «Музей Пафнутьев-Боровского монастыря», «Генуэзская крепость» в г. Судак в Крыму, «Музей Александровского монастыря», Палаты бояр Романовых, «Новодевичий монастырь». С 1928г. работа Государственного Исторического Музея была нацелена на коммунистическую пропаганду. А в 1936-1937 годах в связи с открытием новой экспозиции, посвященной 20-летию Октября, многие росписи и детали интерьеров залов были уничтожены. В 1935г. с башен здания исчезли двуглавые орлы и геральдические фигуры львов и единорогов.

В 1986г. Государственный Исторический Музей закрыли на капитальный ремонт. Целью было возвращение зданию его исторического облика, и он предстал именно в том виде, как он проектировался в к. XIX-нач. XX вв. Окончательно облик Государственного Исторического музея был восстановлен в декабре 2003г., когда на башни здания вернулись львы и единороги (двуглавые орлы были возвращены в 1997 г.).

Интерьер залов богато украшен В.М.Васнецовым. Например, фриз «Каменный век», созданный в 1885г. в живописных образах передает дух эпохи. Все, что изображено на полотне, отражает уровень знаний ученых XIX в. об этом периоде. Именно так они представляли себе жилища древних людей, их повседневные занятия. Особенно впечатляет сцена коллективной охоты на мамонта. Интерьеры музей стилизованы: в зале «Неолит» можно увидеть копии наскальных рисунков с берегов Ангары, Онежского озера и Белого моря. Архитектура зала «Восточная Европа и Античный мир» воспроизводит ступенчатый свод склепа из царского кургана Куль-Оба, раскопанного в Крыму в XIX в. Стены зала «Восточная Европа и Азия» украшены копиями шиферных плит из древнейших киевских храмов XI-XII вв. В оформлении зала «Древнерусское государство» использованы элементы, характерные для древнерусской архитектуры, — сводчатые перекрытия, трехчастные окна, арочные завершения дверных проемов. А в декоре наличников и мозаике мраморных полов воспроизведены орнаменты живописных заставок из древнейших русских книг — Остромирова Евангелия 1056г. и «Изборника» Святослава 1073г. В оформлении зала «Древнерусский город», первоначально названного Новгородским, использованы копии фресок церкви Спаса-на-Нередице, построенной в 1199г. Ценность этих копий особенно возросла после гибели самого храма в 1942г. во время оккупации города фашистскими войсками. Источником богатого убранства зала «Внутренняя и внешняя политика государства (сер. XII–пер. пол. XIII вв.)» послужили архитектурные памятники древнего Владимира. В основу живописного декора легли фрагменты росписи Успенского собора XII века, а стены украшают гипсовые слепки белокаменной резьбы Дмитриевского собора. В основу оформления зала «Культура Древней Руси XI–пер. пол. XIII веков» легла белокаменная резьба стен Георгиевского собора, построенного в 1234г. в городе Юрьеве Польском. Свод зала «Государев двор и государственное управление России в XVI–XVII вв.» украшен по золотому фону травным орнаментом, созданным по образцу росписей галерей Покровского собора.

Экспозиция Государственного Исторического Музея. Сейчас в музее на двух этажах в 39 залах представлена история России с древнейших времен до начала XX века. На 4 тысячах квадратных метров представлено около 22 000 предметов. Чтобы обойти экспозицию необходимо сделать более 4 тысяч шагов, что составляет около 3км. Если на каждый экспонат потратить около минуты для осмотра, то всего потребуется где-то 360 часов времени, а это только 0,5% коллекций музея. Таков масштаб музея в цифрах.

Наиболее интересные экспонаты: Копия погребения со стоянки Сунгирь Владимирской области. Возраст ее более 25 000 лет. Погребенные оказались подростками, причина их одновременной смерти и захоронения в одной могиле неизвестны. Обряд был довольно сложным: умерших положили на одной линии, голова к голове, в одежде, расшитой тысячами бусинок из бивня мамонта; вдоль тела поместили несколько коротких и длинное копье также из бивня мамонта.

Подлинные бивни мамонта. В к. XIX в. иркутский купец И.Громов нашел их на берегу Енисея в слое вечной мерзлоты и преподнес в дар музею.

Огромный, длиной в 7,5м челн, обнаруженный на берегу Дона, недалеко от Воронежа, местными жителями в 1954г. Лодка выдолблена из целого ствола дуба каменными топорами. С внутренней части бортов можно увидеть парные отверстия — места крепления сидений для гребцов.

Маски погребального культа таштыкцев. Главная их особенность — портретность, благодаря чему можно представить, как выглядели люди, населявшие в древности Южную Сибирь.

Таманский саркофаг, один из памятников античной культуры IV века до н.э. Он происходит с территории Боспорского царства, древнегреческого государства, занимавшего Таманский и Керченский полуострова. Найден в начале XX в. Скорее всего, он был привезен из Греции по заказу знатного боспорского вельможи. Для его изготовления использовали мрамор, добытый в горах Малой Азии.

Копия ритуального серебряного ковша, найденного в Западной Сибири, на котором изображен распространенный сюжет — единоборство богатырей. Так на ковше запечатлен древний ритуал передачи верховной власти, бытовавший у многих тюркских народов: правитель в рукопашной схватке должен был или победить, или уступить престол более удачливому сопернику.

Сборник XV в., в состав которого вошла «Русская Правда», — древнейший свод законов, записанный при Ярославе Мудром и его сыновьях.

«Изборник», составленный по приказу князя Святослава Ярославича в 1073г. На одной из первых страниц можно видеть портрет самого князя с женой и сыновьями.

Древнейшие русские монеты, златники и сребреники, которые начал чеканить в конце X веке Владимир I. Надпись на самых ранних монетах гласит: «Володимер на столе а се его сребро».

Список «Повести временных лет», древнейшей русской летописи начала XII в., написанный и иллюстрированный миниатюрами XV в.

Ритоны — сосуды для питья, сделанные из рогов дикого быка — тура. Они украшены серебряными накладками, в обработке которых применены золочение, гравировка, чеканка, чернение. Ученые заметили, что растительный орнамент верхней части большого ритона и изображения в его нижней части связаны с художественной традицией Евразийских степей. Для него характерны эти сюжеты: орел с распростертыми крыльями, терзание пернатым хищником собаки, единоборство двух спешившихся богатырей.

Самая первая берестяная грамота, найденная в новгородской земле в 1951г. Она датируется XIV в. и представляет собой отчет управляющего крупной боярской вотчиной о сборе оброка. Надо отметить, что археологи очень рады таким находкам, ведь часто берестяные грамоты могут много рассказать о жизни людей в определенное время. Конечно, больше всего таких находок в Новгороде, но и в Москве уже обнаружено 3 грамоты. Причем 2 из них написаны чернилами. Возможно столь малое количество берестяных грамот в Москве по сравнению с Новгородом (обнаружено уже более 1 000 находок) можно объяснить тем, что в Новгороде грамоты писались вдоль, а в Москве поперек бересты. При том береста от времени трескалась и распадалась на полоски. В Новгородских берестах оставались отдельные строки, а в Московских столбики, из которых потом очень сложно было собрать полный текст.

Копия врат Новгородского Софийского собора, изготовленная специально для музея в XIX в. Врата, созданные в XII в. в немецком городе Магдебурге, были украшены литыми бронзовыми пластинами с рельефами на темы Ветхого и Нового Завета. Позднее врата попали в Новгород, где в XIV в. были перемонтированы. В нижнем ярусе левой створы можно видеть фигуры мастеров с кузнечными инструментами в руках. Две фигуры по краям изображают немецких мастеров XII века, отливших эти врата. Центральная фигура, с прической «под горшок», в сапогах, — автопортрет новгородского мастера Авраама, который сумел починить врата.

Берестяные грамоты мальчика Онфима, жившего в начале XIII в. Судя по характеру рисунков, ему было 5-7 лет, и он учился грамоте. На одном кусочке бересты он учится писать буквы, на другом изобразил рогатое чудище и написал «аз звере». Еще одна грамота XIII в с предложением выйти замуж обращена к женщине, следовательно, грамотным было не только мужское население городов.

Первое издание (1800г.) «Слова о полку Игореве», написанного в 1180-е гг. Рассказ о походе новгород-северского князя Игоря на половцев в 1185г. дает яркую картину жизни Руси периода раздробленности.

Икона с изображением Василия III. Эта икона происходит из Архангельского собора Московского Кремля — она располагалась около гробницы великого князя. В конце XIX века икона была передана на хранение в музей. В процессе реставрации выяснилось, что икона написана в начале XVI в., а изображены на ней святые Василий Великий и Пафнутий Великий. В 1670-е гг. на месте лика Пафнутия появилось лицо великого московского князя Василия III.

Андрониково Евангелие, созданное для Спасо-Андроникова монастыря в начале XV века. Книга уникальна тем, что ее страницы украсил мастер круга Андрея Рублева.

Герса — самая древняя крепостная решетка, дошедшая до наших дней. Герсу с помощью ворота и цепей поднимали или опускали в воротах проездной башни, контролируя проход внутрь крепости. Уникальный памятник происходит из Новодвинской крепости с берегов Белого моря и датируется началом XVIII века.

Деревянные резные врата иконостаса церкви в селе Монастырщина, где, по легенде, были похоронены участники Куликовской битвы. Тонкая резьба покрыта золотой фольгой.

Копия «Царского места» Ивана IV, изготовленного в 1551г. для Успенского собора в Московском Кремле. Копия сделана специально для музея в конце XIX века и интересна тем, что представляет собой реконструкцию памятника в его первоначальном виде с восстановлением утраченных оригиналом деталей декора, золочения и полихромной росписи. «Царское место» играло роль символа самодержавной власти российских государей. В документах XVI–XVII веков оно даже именуется «престолом», троном. На его дверных створках помещен текст легенды, которая рассказывает о том, как в XII веке великий киевский князь Владимир Мономах получил в дар от византийского императора Константина Мономаха государственные регалии, среди которых была и знаменитая шапка Мономаха. Три стенки «Царского места» украшают 12 сюжетных рельефов, иллюстрирующих этот рассказ. Венчает «Царское место» двуглавый орел.

Покаянная моленная одежда царя Ивана IV, власяница. Эта вещь поступила в собрание музея из Александровской слободы, которая во времена Ивана IV в течение 10 лет была центром формирования опричного войска.

Комплекс оборудования соляной варницы и орудия солевара, привезенные в музей из Вологодской области в 1930-е гг.

Одна из самых первых европейских карт с изображением Российского государства. Она была составлена английским купцом и путешественником Антонином Дженкинсоном в 1552г. В поисках сухопутного пути в Индию англичанин посетил Россию, был принят Иваном Грозным. В итоге Московское государство заключило с Англией торговый договор. Основной статьей экспорта из Англии стали олово и оловянная посуда.

Икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», представляющая мироздание: над плоскостью Земли простираются небесные сферы, к которым прикреплены светила и планеты, а над сферой звезд — Царство Небесное. Все изображение венчает сцена предстояния Богоматери перед Иисусом Христом в молитве за людей. Икона иллюстрирует «Космографию» Козьмы Индикоплова, жившего в VI веке и описавшего фантастическую картину мира, — плоскую Землю в океане на трех китах, песьеголовых людей на краю Земли.

«Апостол» 1564г. Ивана Федорова, первая датированная русская печатная книга без единой опечатки или помарки. «Апостол» до сих пор является непревзойденным образцом печатного искусства.

Медный, вставленный в оправу резного дерева глобус, изготовленный в Голландии в начале 1690-х гг. фирмой наследников картографа Виллема Блау по заказу шведского короля Карла XI. Его наследник, Карл XII, отказался выкупать глобус, а в 1697г., будучи с Великим посольством в Европе, его приобрел Петр I. В 1733г. его поместили в Сухареву башню, где располагалась московская математико-навигационная школа. Там глобус служил учебным пособием до 1752г. Затем его перевезли в Санкт-Петербург, позднее он вернулся в Москву в Румянцевский музей, откуда в 1912г. был передан на хранение в ГИМ.

«Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» И.Я. фон Вальхаузена. Этот учебник по военному искусству, переведенный с немецкого языка и изданный Московским печатным двором, стал первой в России печатной книгой светского содержания.

Сабля и меч-палаш в украшенных драгоценными каменьями ножнах. Оружие принадлежало героям борьбы русского народа с иноземной интервенцией — князьям Д.М.Пожарскому и М.В.Скопину-Шуйскому. Молодой талантливый полководец Михаил Скопин-Шуйский одержал победы над интервентами и не позволил им отторгнуть от Российского государства Северо-Западные земли. Князь Дмитрий Пожарский возглавил в 1612г. народное ополчение, штурмом взял Московский Кремль, где засели поляки, и освободил город от захватчиков. По преданию, благодарные москвичи преподнесли князю эту саблю. Она считается самым древним русским наградным оружием.

Исполненные неизвестным польским художником в начале XVII в., картины обручения Марины Мнишек в Кракове, ее торжественного въезда в Москву и венчания в Успенском соборе Кремля в мае 1606г. Но особый интерес представляют парадные портреты Марины Мнишек и Лжедмитрия I. Марина и Лжедмитрий изображены в соответствующих моменту одеяниях, в торжественных позах. Как полагается, портреты сопровождают пояснительные надписи, в которых оба названы «императорами Московскими», причем подчеркнуто — Дмитрий является зятем Сандомирского воеводы Юрия Мнишка, что отражает зависимое положение Самозванца. На самом деле, возведение на престол Лжедмитрия было организовано на деньги польской знати и самого короля. Представленная живописная коллекция уникальна, так как других современных портретов участников событий начала XVII в. не существует.

Русская «мумия» — мумифицированные останки женщины 25-ти лет, чей возраст сравним со знаменитыми египетскими мумиями.

Источник: https://liveinmsk.ru/places/muzei/gim



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.3 (0.01 с.)