Музей как социокультурное явление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музей как социокультурное явление



Понятие «Музей» появилось в культурном обиходе более 2,5 тысяч лет назад. Уже во второй половине XVI века термин «музей» все чаще начинает употребляться не только по отношению к собранию предметов, но и к помещению, в котором оно хранится и экспонируется. В XX веке музеи обычно трактуются как научно-исследовательские и культурно-просветительские учреждения, которые в соответствии со своими социальными функциями осуществляют комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории, культуры, а также природных объектов.

В ФЗ «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ» (1996) музей определен как «Некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и коллекций». В международной практике обычно используется определение, выработанное Международным советом музеев (ИКОМ) и включенное в его Устав в 1974 г.: Музей – это «постоянное некоммерческое учреждение, находящееся на службе общества и его развития и открытое для людей, оно приобретает, сохраняет, изучает, популяризирует и экспонирует в образовательных, просветительных и развлекательных целях материальные свидетельства человека и окружающей его среды ».

Вт. пол. ХХ в. стала временем больших концептуальных изменений в музейном мире. Становление музея как социокультурного института произошло, когда активные поиски путей обновления традиционного музея способствовали его качественной трансформации. Начали появляться новые способы и приемы подачи материала, разрабатываться культурно-образовательные программы, направленные на привлечение различных категорий посетителей, что стало способствовать более глубокой интеграции музея в современный социум. В ХХ в. стали возникать новые типы музеев, которые занимались собиранием, хранением, популяризацией предметов не только материального мира, но и нематериального наследия, способствуя сохранению ритуалов, традиций, обычаев, ремесла своего народа. Усиливается процесс переноса музейных экспозиций в виртуальное информационное пространство.

Музей адаптировался к воздействию экономических, политических, социальных, духовно-идеологических факторов, стал объектом государственной политики и управления. Латентной функцией музея можно считать функцию культурной ориентации и идентификации, проявляющуюся на общественном (этническая, национальная, общечеловеческая), групповом (профессиональная, территориальная, классовая, конфессиональная и проч.) и личностном уровнях. Эта функция служит делу объединения и самопознания обществ, групп, личностей при осмыслении ими культурного наследия. Не менее важна аксиологическая функция, ориентирующая личность и общество в мире ценностей, формирующая и расширяющая представления об идеалах, нормах, канонах. Связанная с ней идеологическая функция музея постоянно осознавалась и использовалась властью, хотя сегодня о ней предпочитают не говорить. Через селективность, избирательность материала, оценочное к нему отношение музей способен воздействовать на человеческое сознание и мышление, способствовать их регуляции, формировать определенное мировосприятие и мировоззрение. Неразрывно взаимосвязаны эстетическая, этическая и когнитивная функции музея, содействующие становлению картины мира человека.

Среди социальных функций музея можно назвать: хранительную (сохранение культурно-исторического наследия); информационную (передача и получение, приращение новых знаний); интегрирующую (способствует социальной сплоченности и ответственности); коммуникативную (предполагает общение и личностное взаимодействие); транслирующую (приобретение человеком социального опыта); воспроизводства социальных отношений (обеспечивает устойчивость общества); культурной идентификации личности; организации досуга; социализирующую и культурно-образовательную.

Социокультурные тенденции развития современного музея приводят к переориентации на выполнение музеем функции дополнительного образовательного центра с досуговоразвлекательными задачами. Совершается поворот от модели музея как учреждения, удовлетворяющего общественные потребности в сохранении и использовании предметов реального мира в качестве документальных средств хранения социокультурного опыта, к модели коммуникационного обмена в более широкой интерпретации. Современные музеи превращаются в компонент индустрии развлечений, развивается их досуговая функция, разрабатываются новые технологии, направленные на привлечение максимального количества посетителей. От основных целей: собирания и представления социально значимой информации, заключенной в музейных предметах, осуществляется переход к таким целям, как разработка технологий воздействия на эмоциональное восприятие посетителей и использование этих технологий не только в просветительских целях, но, зачастую, и в коммерческих проектах.

Музей часто рассматривается как «консервативное, скучное заведение, безжизненный зал, заполненный непонятными экспонатами». Но это мнение постепенно изменяется, и образ музея приобретает черты культурного и досугового центра общественной жизни. Музей заявляет о своих ресурсах и культурном потенциале, о возможностях, которые можно использовать в различных социальных целях: воспитание молодежи, формирование политического, гражданского самосознания, помощь в социализации и адаптации личности, повышение его культурного и образовательного уровня.

Новые времена требуют расширения функций музея. В период перехода России к рыночной экономике начался новый поиск адаптации музеев к запросам и требованиям нового общества. Важным инструментом осмысления и совершенствования новых форм и методов музейной деятельности стала теория коммуникации. Это способствовало тому, что музеи превращались в компонент индустрии развлечений, активно развивалась их досуговая функция, начали разрабатываться новые технологии, направленные на привлечение различных категорий посетителей. Конкуренция со стороны учреждений культуры и предприятий индустрии досуга и развлечений заставила осознать, что необходимо активно использовать такие компоненты, как интерактивность и развлекательность, чтобы музейные экспозиции стали занимательными и к ним проявляли неподдельный интерес широкие слои населения, даже такая малочисленная группа посетителей, как молодежь. Музей должен идти в ногу со временем, своевременно отвечая запросам и потребностям современного социума. В настоящее время музеи стараются стать привлекательным местом для посещения, используя новые и нестандартные методы работы с публикой, используя элементы развлекательности и интерактивности, не боясь превращаться в центр современного досуга.

Шоу и игры используются не только учреждениями досуга и развлечения, появляются они в культурно-образовательной деятельности музеев. Нельзя считать противоестественным тот факт, что сегодня музей является формой проведения досуга, но не просто досуга, а именно культурного, когда человек не загорает на солнышке и не лежит на пляже, а в прохладных и тихих залах музея наслаждается диалогом прошлого и настоящего. Музей вышел на новый уровень развития и игнорирование рыночных механизмов современной действительности является дикостью». Чтобы не быть скучным и непонятным для публики, музей использует различные приемы привлечения посетителей, начиная от проведения концертов, ролевых игр, театрализованных мероприятий, вплоть до виртуальных информационных технологий. Развлекательность может не наносить ущерба образованию, а наоборот, помогает разработать интересные культурно-образовательные программы, направленные на самую широкую аудиторию. Проблема состоит в том, как соединить развлекательные элементы с теми, которые несут полезную и значимую информацию. Задачи музея не должны сводиться только к знаниям о явлениях, событиях, процессах и музейных предметах. Обращение к посетителю, воздействие на его эмоциональную сферу, сознание, погружение в историческую и культурную среду, использование его воображения, мышления, ассоциативного восприятия являются приоритетами новой концепции современного музея.

Музей не конкурирует с другими формами проведения досуга. Музей и кинотеатры, ночные клубы, рестораны - это достаточно разные организации, предлагающие разные услуги и формы проведения свободного времени. Конкурентами для музея являются: филармония, консерватория, библиотеки. Но музей в большей степени старается сотрудничать с этими организациями, создавая совместные проекты и программы. Сегодня музей должен учитывать новые способы диалога с посетителями, в том числе и новые информационные технологии. Реклама играет важную роль в музее, так как выступает не только в качестве непосредственного стимула посещения и покупки музейной продукции, но и как средство суммирования и оформления впечатлений. В качестве носителя рекламы используются сувенирная продукция, упаковочные средства с символикой и названием музея.

Музей как социокультурное явление обладает рядом признаков:

1. Музей имеет обязывающую силу в сохранении социокультурного наследия, осуществляет контроль за формированием, использованием и хранением экспонатов.

2. Деятельность музея регулярна, самовозобновляема, прогнозируема. Можно описать типы поведения посетителя музея и сотрудника, например экскурсовода.

3. Требования, предъявляемые к посетителям и сотрудникам музея, деперсонифицированы. Поведение человека в музее определяется общими правилами, установленными музеем.

4. Музей имеет четкое разделение труда и высокий уровень профессионализации. Дифференциация музейного труда осуществляется по разным направлениям: научно-исследовательская, экспозиционная, фондовая, реставрационная, просветительская, маркетинговая, педагогическая и т.п.

5. Наличие культурных символов. В музее они дифференцируются в соответствии с их типами и видами.

6. Особые институциональные установки и образцы поведения. В музее уважение к прошлому, к социальной памяти и опыту.

В наст. время в России рыночных отношений начался поиск новых подходов к исследованию музеев, которые соответствовали бы реалиям времени и способствовали модернизации музейной деятельности. Музей стал трактоваться как социально-культурное явление, когда в роли субъекта, формирующего собрание, выступает музейный работник, в роли второго субъекта - посетители, а музейному собранию отводится роль посредника. Совершился поворот от модели музея как учреждения, удовлетворяющего общественные потребности в сохранении и использовании предметов реального мира в качестве документальных средств социальной информации, к модели социально-культурного явления. Несмотря на появление новых видов музейной деятельности, общепринятое представление о музее остается в целом неизменным. Специфика и социально-культурная сущность музея заключается в том, что основу его деятельности составляют памятники материальной и духовной культуры, которые он выявляет, собирает, хранит, изучает и демонстрирует. Музейные ценности уникальны, они не тиражируются, поэтому посещение музея нельзя заменить ни чтением книг, ни просмотром телепередач, ни путешествием в Интернете.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.006 с.)