Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музей как социокультурное явлениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие «Музей» появилось в культурном обиходе более 2,5 тысяч лет назад. Уже во второй половине XVI века термин «музей» все чаще начинает употребляться не только по отношению к собранию предметов, но и к помещению, в котором оно хранится и экспонируется. В XX веке музеи обычно трактуются как научно-исследовательские и культурно-просветительские учреждения, которые в соответствии со своими социальными функциями осуществляют комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории, культуры, а также природных объектов. В ФЗ «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ» (1996) музей определен как «Некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и коллекций». В международной практике обычно используется определение, выработанное Международным советом музеев (ИКОМ) и включенное в его Устав в 1974 г.: Музей – это «постоянное некоммерческое учреждение, находящееся на службе общества и его развития и открытое для людей, оно приобретает, сохраняет, изучает, популяризирует и экспонирует в образовательных, просветительных и развлекательных целях материальные свидетельства человека и окружающей его среды ». Вт. пол. ХХ в. стала временем больших концептуальных изменений в музейном мире. Становление музея как социокультурного института произошло, когда активные поиски путей обновления традиционного музея способствовали его качественной трансформации. Начали появляться новые способы и приемы подачи материала, разрабатываться культурно-образовательные программы, направленные на привлечение различных категорий посетителей, что стало способствовать более глубокой интеграции музея в современный социум. В ХХ в. стали возникать новые типы музеев, которые занимались собиранием, хранением, популяризацией предметов не только материального мира, но и нематериального наследия, способствуя сохранению ритуалов, традиций, обычаев, ремесла своего народа. Усиливается процесс переноса музейных экспозиций в виртуальное информационное пространство. Музей адаптировался к воздействию экономических, политических, социальных, духовно-идеологических факторов, стал объектом государственной политики и управления. Латентной функцией музея можно считать функцию культурной ориентации и идентификации, проявляющуюся на общественном (этническая, национальная, общечеловеческая), групповом (профессиональная, территориальная, классовая, конфессиональная и проч.) и личностном уровнях. Эта функция служит делу объединения и самопознания обществ, групп, личностей при осмыслении ими культурного наследия. Не менее важна аксиологическая функция, ориентирующая личность и общество в мире ценностей, формирующая и расширяющая представления об идеалах, нормах, канонах. Связанная с ней идеологическая функция музея постоянно осознавалась и использовалась властью, хотя сегодня о ней предпочитают не говорить. Через селективность, избирательность материала, оценочное к нему отношение музей способен воздействовать на человеческое сознание и мышление, способствовать их регуляции, формировать определенное мировосприятие и мировоззрение. Неразрывно взаимосвязаны эстетическая, этическая и когнитивная функции музея, содействующие становлению картины мира человека. Среди социальных функций музея можно назвать: хранительную (сохранение культурно-исторического наследия); информационную (передача и получение, приращение новых знаний); интегрирующую (способствует социальной сплоченности и ответственности); коммуникативную (предполагает общение и личностное взаимодействие); транслирующую (приобретение человеком социального опыта); воспроизводства социальных отношений (обеспечивает устойчивость общества); культурной идентификации личности; организации досуга; социализирующую и культурно-образовательную. Социокультурные тенденции развития современного музея приводят к переориентации на выполнение музеем функции дополнительного образовательного центра с досуговоразвлекательными задачами. Совершается поворот от модели музея как учреждения, удовлетворяющего общественные потребности в сохранении и использовании предметов реального мира в качестве документальных средств хранения социокультурного опыта, к модели коммуникационного обмена в более широкой интерпретации. Современные музеи превращаются в компонент индустрии развлечений, развивается их досуговая функция, разрабатываются новые технологии, направленные на привлечение максимального количества посетителей. От основных целей: собирания и представления социально значимой информации, заключенной в музейных предметах, осуществляется переход к таким целям, как разработка технологий воздействия на эмоциональное восприятие посетителей и использование этих технологий не только в просветительских целях, но, зачастую, и в коммерческих проектах. Музей часто рассматривается как «консервативное, скучное заведение, безжизненный зал, заполненный непонятными экспонатами». Но это мнение постепенно изменяется, и образ музея приобретает черты культурного и досугового центра общественной жизни. Музей заявляет о своих ресурсах и культурном потенциале, о возможностях, которые можно использовать в различных социальных целях: воспитание молодежи, формирование политического, гражданского самосознания, помощь в социализации и адаптации личности, повышение его культурного и образовательного уровня. Новые времена требуют расширения функций музея. В период перехода России к рыночной экономике начался новый поиск адаптации музеев к запросам и требованиям нового общества. Важным инструментом осмысления и совершенствования новых форм и методов музейной деятельности стала теория коммуникации. Это способствовало тому, что музеи превращались в компонент индустрии развлечений, активно развивалась их досуговая функция, начали разрабатываться новые технологии, направленные на привлечение различных категорий посетителей. Конкуренция со стороны учреждений культуры и предприятий индустрии досуга и развлечений заставила осознать, что необходимо активно использовать такие компоненты, как интерактивность и развлекательность, чтобы музейные экспозиции стали занимательными и к ним проявляли неподдельный интерес широкие слои населения, даже такая малочисленная группа посетителей, как молодежь. Музей должен идти в ногу со временем, своевременно отвечая запросам и потребностям современного социума. В настоящее время музеи стараются стать привлекательным местом для посещения, используя новые и нестандартные методы работы с публикой, используя элементы развлекательности и интерактивности, не боясь превращаться в центр современного досуга. Шоу и игры используются не только учреждениями досуга и развлечения, появляются они в культурно-образовательной деятельности музеев. Нельзя считать противоестественным тот факт, что сегодня музей является формой проведения досуга, но не просто досуга, а именно культурного, когда человек не загорает на солнышке и не лежит на пляже, а в прохладных и тихих залах музея наслаждается диалогом прошлого и настоящего. Музей вышел на новый уровень развития и игнорирование рыночных механизмов современной действительности является дикостью». Чтобы не быть скучным и непонятным для публики, музей использует различные приемы привлечения посетителей, начиная от проведения концертов, ролевых игр, театрализованных мероприятий, вплоть до виртуальных информационных технологий. Развлекательность может не наносить ущерба образованию, а наоборот, помогает разработать интересные культурно-образовательные программы, направленные на самую широкую аудиторию. Проблема состоит в том, как соединить развлекательные элементы с теми, которые несут полезную и значимую информацию. Задачи музея не должны сводиться только к знаниям о явлениях, событиях, процессах и музейных предметах. Обращение к посетителю, воздействие на его эмоциональную сферу, сознание, погружение в историческую и культурную среду, использование его воображения, мышления, ассоциативного восприятия являются приоритетами новой концепции современного музея. Музей не конкурирует с другими формами проведения досуга. Музей и кинотеатры, ночные клубы, рестораны - это достаточно разные организации, предлагающие разные услуги и формы проведения свободного времени. Конкурентами для музея являются: филармония, консерватория, библиотеки. Но музей в большей степени старается сотрудничать с этими организациями, создавая совместные проекты и программы. Сегодня музей должен учитывать новые способы диалога с посетителями, в том числе и новые информационные технологии. Реклама играет важную роль в музее, так как выступает не только в качестве непосредственного стимула посещения и покупки музейной продукции, но и как средство суммирования и оформления впечатлений. В качестве носителя рекламы используются сувенирная продукция, упаковочные средства с символикой и названием музея. Музей как социокультурное явление обладает рядом признаков: 1. Музей имеет обязывающую силу в сохранении социокультурного наследия, осуществляет контроль за формированием, использованием и хранением экспонатов. 2. Деятельность музея регулярна, самовозобновляема, прогнозируема. Можно описать типы поведения посетителя музея и сотрудника, например экскурсовода. 3. Требования, предъявляемые к посетителям и сотрудникам музея, деперсонифицированы. Поведение человека в музее определяется общими правилами, установленными музеем. 4. Музей имеет четкое разделение труда и высокий уровень профессионализации. Дифференциация музейного труда осуществляется по разным направлениям: научно-исследовательская, экспозиционная, фондовая, реставрационная, просветительская, маркетинговая, педагогическая и т.п. 5. Наличие культурных символов. В музее они дифференцируются в соответствии с их типами и видами. 6. Особые институциональные установки и образцы поведения. В музее уважение к прошлому, к социальной памяти и опыту. В наст. время в России рыночных отношений начался поиск новых подходов к исследованию музеев, которые соответствовали бы реалиям времени и способствовали модернизации музейной деятельности. Музей стал трактоваться как социально-культурное явление, когда в роли субъекта, формирующего собрание, выступает музейный работник, в роли второго субъекта - посетители, а музейному собранию отводится роль посредника. Совершился поворот от модели музея как учреждения, удовлетворяющего общественные потребности в сохранении и использовании предметов реального мира в качестве документальных средств социальной информации, к модели социально-культурного явления. Несмотря на появление новых видов музейной деятельности, общепринятое представление о музее остается в целом неизменным. Специфика и социально-культурная сущность музея заключается в том, что основу его деятельности составляют памятники материальной и духовной культуры, которые он выявляет, собирает, хранит, изучает и демонстрирует. Музейные ценности уникальны, они не тиражируются, поэтому посещение музея нельзя заменить ни чтением книг, ни просмотром телепередач, ни путешествием в Интернете.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.53 (0.008 с.) |