ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания.



История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания.

История- гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом ; в более узком смысле- наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.

Становление исторической науки шло длительным и сложным путем. Выделяют три этапа в ее развитии:

· древность — начало XVII в. история определялась как художественный рассказ, основанный на достоверных свидетельствах.

· XVII — XVIII вв. признается, что история должна отражать не все факты прошлой жизни человечества, а лишь основные, обнаруживающие ее общий смысл, но при этом она не была самостоятельной наукой.

· с начала XIX в. История стала пониматься как наука о законах исторической жизни человеческого общества

· Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Одни историки считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, другие, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность).

Наиболее распространенные методы исторических исследований:

· 1)историко-генетический метод, последовательное раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения

· 2)историко-сравнительный метод, основывается на сравнениях

· 3)историко-типологический метод, общественно-исторические процессы с одной стороны, различаются, с другой, - тесно взаимосвязаны, важная задача выявление единого.

· 4)историко-системный метод, основой применения данного метода в истории является единство в общественно-историческом развитии единичного, особенного и общего.

Функции исторического знания:

· 1)Научно-познавательная

· 2)Практически-рекомендательная

· 3)воспитательная

2.Этногенез восточнославянских племен. Формирование древнерусской государственности. Основные историографические теории образования государства.

Восточные славяне расселились на Восточно-европейской равнине в VI–VII вв.

Почти до самого конца IX столетия у восточных славян оставался в действии родоплеменной строй. Роды восточных славян объединялись в племена, а племена в более крупные образования – союзы племен. Для родовых общин восточных славян было характерно отсутствие частной собственности, все имущество являлось коллективным.

На рубеже VIII–IX вв. у восточных славян складываются предпосылки для образования государства:

· 1.экономические:переход к пашенному земледелию от мотыжного, развитие ремесла и торговли, рост городов.

· 2)социальные: появление в обществе выраженного имущественного неравенства. Слои: волхвы, князья, люди, челядь (зависимое население).

· 3) политические: формирование военной демократии. Образование больших племенных союзов, основанных не на родовых, а на территориальных связях. Во главе племени стоит военный вождь, выбираемый из числа представителей знатных семей. Князь опирается на дружину, племя облагается регулярной данью в пользу князя (полюдье). Так же появляются конфедерации, племенные союзы. Северная конфедерация-центр Новгород, южная- Киев.

Возникновение древнерусского государства связывают с объединением политических центров в Новгороде и Киеве князем Олегом в 882 г. Древнерусское государство по своему устройству- раннефеодальная монархия: феодальные отношения существовали с пережитками родовых отношений, а не рабовладельческих. Великий князь киевский опирается на дружину (старшая- бояре(земля в собственности), младшая «Гриди»-посадники(земля на время))

 

В исторической науке существуют две основные версии о происхождении древнерусского государства:

· норманнская теория;

· антинорманнская теория.

Норманнская теория. Русское государство было создано норманнами (варягами). В 862 г. славяне пригласили варяжского князя Рюрика с дружиной, он и стал основателем первой русской княжеской династии. Авторы: Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер.

Антинорманнская теория. Пребывание варягов в IX–X вв. на территории Киевского княжества не доказывает, что датой образования государства можно считать 862 г. Государственность это закономерный процесс, результат исторического развития.

Крещение Руси и его социокультурное значение.

Датой введения на Руси христианства как государственной религии считается 988 г.

Выбор пал на православие, так как:

· на Руси было велико влияние Византии; Европа была православная.

· христианство отвечало менталитету славян, было ближе, чем иудаизм или мусульманство.

· ^ В католической церкви папа стоял выше князя, службы только на латыни, в православии- службы на любом языке, церковь служит князю.

Русская церковь оказывала большое влияние на все сферы жизни славян

· Крещение объединило восточных славян в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности.

· политические отношения стали освещаться церковью: отношения господства и подчинения начали рассматриваться как правильные и богоугодные, при этом церковь получала право примирять, быть гарантом, судьей в политической сфере;

· христианские храмы становились центрами не только религиозной, но и мирской жизни, там проводились сходы общины, хранились казна и различные документы;

· Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Братья-монахи Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание.

· Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала социальные протесты и насилие со стороны низов общества. При этом она формировала уважение к власти, воспитывала терпимость к ближнему.

Достижения и особенности русской культуры XIII-XV.

Монголо-татарское нашествие самым губительным образом отразилось на древнерусской культуре. Многие города, культурные центры земель, были обращены в руины, архитектурные и художественные памятники безвозвратно погибли. Между тем условием самого национального возрождения действительно было возрождение и развитие культурное. Сохранение и приумножение культурного наследия было фактором духовного выживания. На Русь еще обрушивались частыми волнами татарские рати, а безвестные книжники уже разыскивали и переписывали немногие уцелевшие рукописи. Работа по сохранению наследия тесно переплелась с созданием новых произведений. Возрождалось летописание. В литературе как никогда сильно зазвучала новая тема — тема патриотизма, призыва к борьбе против ордынского ига, надежды на освобождение Руси.

Русская культура сохранила национальный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли земли, не подвергшиеся разгрому, такие как Новгород и Псков. Насильственное вмешательство чужеродной культуры не уничтожило национальную самобытность и самостоятельность русской культуры.

Конец XIV-XV в. характеризовался началом длительного процесса слияния местных литературных, архитектурных, художественных школ в единую национальную общерусскую школу.

Культура России XVIII в.

В годы правления Петра I русская культура стремительно европеизировалась, приобретала светский, в отличие от религиозного, характер, включалась в процесс взаимодействия с культурами других стран. Петр верил в преобразующую силу государства, ломающего старые обычаи и насильственно внедряющего новые нравы. Бритье бород, запрет традиционной одежды, принуждение знати к обязательному посещению ассамблей, приобщение женщин к светскому образу жизни, направление тысяч молодых дворян на учебу за границу— все это радикально изменило быт. Петровские преобразования предопределили характер и направления развития русской культуры в XVIII в.

В XVIII в. в России сложилась система светского образования. Открывались медицинские, горные, кораблестроительные, инженерные школы, а также цифирные школы для начального обучения. Отличительная особенность системы образования в XVIII в. — ее сословный характер. Учреждались закрытые учебные заведения для дворян, духовенства, купечества, солдат. Лишь школы, дававшие профессиональную подготовку в области медицины, горного дела, ремесла не были сословными. Были учреждены общеобразовательные школы: четырехклассные в губернских городах и двухклассных в уездных центрах. В XVIII в. было создано множество учебников. Их распространению способствовали успехи в издательском деле: создание новых типографий, открытие в Петербурге первой государственной библиотеки, становление периодической печати (газета «Ведомости», с 1702). Значительны достижения российской науки. В литературе XVIII в. торжествовал классицизм, ориентировавшийся на античные художественные образцы и гражданские доблести. В конце века его сменил сентиментализм, обратившийся к переживаниям и чувствам отдельного человека. Строительство новой столицы — Петербурга стало рубежным этапом в становлении русской архитектуры. В Россию пришла архитектура барокко — стиля яркого, блистательного, пышного. Увлечение античным искусством второй половины XVIII в. нашло выражение в строгом, сдержанном классицизме. Излюбленный жанр русских живописцев XVIII в. — портрет. Вместе с тем развивалась историческая и пейзажная живопись. В 1757г. была образована Академия художеств. Годом раньше в Петербурге открылся первый профессиональный театр.

Культура России XIX в.

XIX век стал поистине золотым веком культуры в России. Ряд факторов способствовал небывалому для России прогрессу культуры:

· Рост производительных сил, а с их ростом усилилась подвижность населения: все это влекло за собой крупные перемены в духовной жизни народа: возрастала потребность в знаниях, в образованных людях для государственной службы, просвещения, промышленности, торговли; расширялся спрос на книги, журналы, газеты, культурные зрелища и развлечения.

· Бурный рост национального самосознания народов России, который оживлял развитие отечественной культуры, придавал особую цельность, идейную зрелость и содержательность культурным ценностям

· освободительное движение против крепостничества и самодержавия, которое по мере своего роста сильнее воздействовало на духовную жизнь страны.

· связи со странами Запада, взаимные контакты и обмен культурными достижениями.

Вместе с тем в России XIX в. сохранялись факторы, тормозившие развитие национальной культуры: это крепостное право, которое ограничивало возможности просвещения, и царский абсолютизм, сознательно затруднявший доступ к знаниям простому люду.

Успехи просвещения в России XIX в. были всеохватывающими. Общий уровень грамотности населения вырос за вторую половину века более чем в 3 раза. Допуская рост просвещения, царизм управлял им так, чтобы оно было уделом только господствующих классов, а простонародье держал в темноте и религиозном смирении. Развивались естественные науки, это было вызвано экономическими потребностями страны, промышленным переворотом, расширением торговли, освоением новых земель. Ведущей областью духовной жизни в России XIX в. была литература. В условиях самодержавного гнета она имела особое значение. Освободительные идеи стимулировали подъем русской литературы. Культура народов России, со своей стороны, тоже позитивно воздействовала на русскую культуру.

История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания.

История- гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом ; в более узком смысле- наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.

Становление исторической науки шло длительным и сложным путем. Выделяют три этапа в ее развитии:

· древность — начало XVII в. история определялась как художественный рассказ, основанный на достоверных свидетельствах.

· XVII — XVIII вв. признается, что история должна отражать не все факты прошлой жизни человечества, а лишь основные, обнаруживающие ее общий смысл, но при этом она не была самостоятельной наукой.

· с начала XIX в. История стала пониматься как наука о законах исторической жизни человеческого общества

· Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Одни историки считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, другие, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность).

Наиболее распространенные методы исторических исследований:

· 1)историко-генетический метод, последовательное раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения

· 2)историко-сравнительный метод, основывается на сравнениях

· 3)историко-типологический метод, общественно-исторические процессы с одной стороны, различаются, с другой, - тесно взаимосвязаны, важная задача выявление единого.

· 4)историко-системный метод, основой применения данного метода в истории является единство в общественно-историческом развитии единичного, особенного и общего.

Функции исторического знания:

· 1)Научно-познавательная

· 2)Практически-рекомендательная

· 3)воспитательная

2.Этногенез восточнославянских племен. Формирование древнерусской государственности. Основные историографические теории образования государства.

Восточные славяне расселились на Восточно-европейской равнине в VI–VII вв.

Почти до самого конца IX столетия у восточных славян оставался в действии родоплеменной строй. Роды восточных славян объединялись в племена, а племена в более крупные образования – союзы племен. Для родовых общин восточных славян было характерно отсутствие частной собственности, все имущество являлось коллективным.

На рубеже VIII–IX вв. у восточных славян складываются предпосылки для образования государства:

· 1.экономические:переход к пашенному земледелию от мотыжного, развитие ремесла и торговли, рост городов.

· 2)социальные: появление в обществе выраженного имущественного неравенства. Слои: волхвы, князья, люди, челядь (зависимое население).

· 3) политические: формирование военной демократии. Образование больших племенных союзов, основанных не на родовых, а на территориальных связях. Во главе племени стоит военный вождь, выбираемый из числа представителей знатных семей. Князь опирается на дружину, племя облагается регулярной данью в пользу князя (полюдье). Так же появляются конфедерации, племенные союзы. Северная конфедерация-центр Новгород, южная- Киев.

Возникновение древнерусского государства связывают с объединением политических центров в Новгороде и Киеве князем Олегом в 882 г. Древнерусское государство по своему устройству- раннефеодальная монархия: феодальные отношения существовали с пережитками родовых отношений, а не рабовладельческих. Великий князь киевский опирается на дружину (старшая- бояре(земля в собственности), младшая «Гриди»-посадники(земля на время))

 

В исторической науке существуют две основные версии о происхождении древнерусского государства:

· норманнская теория;

· антинорманнская теория.

Норманнская теория. Русское государство было создано норманнами (варягами). В 862 г. славяне пригласили варяжского князя Рюрика с дружиной, он и стал основателем первой русской княжеской династии. Авторы: Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер.

Антинорманнская теория. Пребывание варягов в IX–X вв. на территории Киевского княжества не доказывает, что датой образования государства можно считать 862 г. Государственность это закономерный процесс, результат исторического развития.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.40.250 (0.012 с.)