Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания. История- гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом; в более узком смысле- наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. Становление исторической науки шло длительным и сложным путем. Выделяют три этапа в ее развитии: · древность — начало XVII в. история определялась как художественный рассказ, основанный на достоверных свидетельствах. · XVII — XVIII вв. признается, что история должна отражать не все факты прошлой жизни человечества, а лишь основные, обнаруживающие ее общий смысл, но при этом она не была самостоятельной наукой. · с начала XIX в. История стала пониматься как наука о законах исторической жизни человеческого общества · Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Одни историки считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, другие, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность). Наиболее распространенные методы исторических исследований: · 1)историко-генетический метод, последовательное раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения · 2)историко-сравнительный метод, основывается на сравнениях · 3)историко-типологический метод, общественно-исторические процессы с одной стороны, различаются, с другой, - тесно взаимосвязаны, важная задача выявление единого. · 4)историко-системный метод, основой применения данного метода в истории является единство в общественно-историческом развитии единичного, особенного и общего. Функции исторического знания: · 1)Научно-познавательная · 2)Практически-рекомендательная · 3)воспитательная 2.Этногенез восточнославянских племен. Формирование древнерусской государственности. Основные историографические теории образования государства. Восточные славяне расселились на Восточно-европейской равнине в VI–VII вв. Почти до самого конца IX столетия у восточных славян оставался в действии родоплеменной строй. Роды восточных славян объединялись в племена, а племена в более крупные образования – союзы племен. Для родовых общин восточных славян было характерно отсутствие частной собственности, все имущество являлось коллективным. На рубеже VIII–IX вв. у восточных славян складываются предпосылки для образования государства: · 1.экономические:переход к пашенному земледелию от мотыжного, развитие ремесла и торговли, рост городов. · 2)социальные: появление в обществе выраженного имущественного неравенства. Слои: волхвы, князья, люди, челядь (зависимое население). · 3) политические: формирование военной демократии. Образование больших племенных союзов, основанных не на родовых, а на территориальных связях. Во главе племени стоит военный вождь, выбираемый из числа представителей знатных семей. Князь опирается на дружину, племя облагается регулярной данью в пользу князя (полюдье). Так же появляются конфедерации, племенные союзы. Северная конфедерация-центр Новгород, южная- Киев. Возникновение древнерусского государства связывают с объединением политических центров в Новгороде и Киеве князем Олегом в 882 г. Древнерусское государство по своему устройству- раннефеодальная монархия: феодальные отношения существовали с пережитками родовых отношений, а не рабовладельческих. Великий князь киевский опирается на дружину (старшая- бояре(земля в собственности), младшая «Гриди»-посадники(земля на время))
В исторической науке существуют две основные версии о происхождении древнерусского государства: · норманнская теория; · антинорманнская теория. Норманнская теория. Русское государство было создано норманнами (варягами). В 862 г. славяне пригласили варяжского князя Рюрика с дружиной, он и стал основателем первой русской княжеской династии. Авторы: Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер. Антинорманнская теория. Пребывание варягов в IX–X вв. на территории Киевского княжества не доказывает, что датой образования государства можно считать 862 г. Государственность это закономерный процесс, результат исторического развития. Крещение Руси и его социокультурное значение. Датой введения на Руси христианства как государственной религии считается 988 г. Выбор пал на православие, так как: · на Руси было велико влияние Византии; Европа была православная. · христианство отвечало менталитету славян, было ближе, чем иудаизм или мусульманство. · ^ В католической церкви папа стоял выше князя, службы только на латыни, в православии- службы на любом языке, церковь служит князю. Русская церковь оказывала большое влияние на все сферы жизни славян · Крещение объединило восточных славян в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности. · политические отношения стали освещаться церковью: отношения господства и подчинения начали рассматриваться как правильные и богоугодные, при этом церковь получала право примирять, быть гарантом, судьей в политической сфере; · христианские храмы становились центрами не только религиозной, но и мирской жизни, там проводились сходы общины, хранились казна и различные документы; · Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Братья-монахи Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание. · Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала социальные протесты и насилие со стороны низов общества. При этом она формировала уважение к власти, воспитывала терпимость к ближнему. Достижения и особенности русской культуры XIII-XV. Монголо-татарское нашествие самым губительным образом отразилось на древнерусской культуре. Многие города, культурные центры земель, были обращены в руины, архитектурные и художественные памятники безвозвратно погибли. Между тем условием самого национального возрождения действительно было возрождение и развитие культурное. Сохранение и приумножение культурного наследия было фактором духовного выживания. На Русь еще обрушивались частыми волнами татарские рати, а безвестные книжники уже разыскивали и переписывали немногие уцелевшие рукописи. Работа по сохранению наследия тесно переплелась с созданием новых произведений. Возрождалось летописание. В литературе как никогда сильно зазвучала новая тема — тема патриотизма, призыва к борьбе против ордынского ига, надежды на освобождение Руси. Русская культура сохранила национальный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли земли, не подвергшиеся разгрому, такие как Новгород и Псков. Насильственное вмешательство чужеродной культуры не уничтожило национальную самобытность и самостоятельность русской культуры. Конец XIV-XV в. характеризовался началом длительного процесса слияния местных литературных, архитектурных, художественных школ в единую национальную общерусскую школу. Культура России XVIII в. В годы правления Петра I русская культура стремительно европеизировалась, приобретала светский, в отличие от религиозного, характер, включалась в процесс взаимодействия с культурами других стран. Петр верил в преобразующую силу государства, ломающего старые обычаи и насильственно внедряющего новые нравы. Бритье бород, запрет традиционной одежды, принуждение знати к обязательному посещению ассамблей, приобщение женщин к светскому образу жизни, направление тысяч молодых дворян на учебу за границу— все это радикально изменило быт. Петровские преобразования предопределили характер и направления развития русской культуры в XVIII в. В XVIII в. в России сложилась система светского образования. Открывались медицинские, горные, кораблестроительные, инженерные школы, а также цифирные школы для начального обучения. Отличительная особенность системы образования в XVIII в. — ее сословный характер. Учреждались закрытые учебные заведения для дворян, духовенства, купечества, солдат. Лишь школы, дававшие профессиональную подготовку в области медицины, горного дела, ремесла не были сословными. Были учреждены общеобразовательные школы: четырехклассные в губернских городах и двухклассных в уездных центрах. В XVIII в. было создано множество учебников. Их распространению способствовали успехи в издательском деле: создание новых типографий, открытие в Петербурге первой государственной библиотеки, становление периодической печати (газета «Ведомости», с 1702). Значительны достижения российской науки. В литературе XVIII в. торжествовал классицизм, ориентировавшийся на античные художественные образцы и гражданские доблести. В конце века его сменил сентиментализм, обратившийся к переживаниям и чувствам отдельного человека. Строительство новой столицы — Петербурга стало рубежным этапом в становлении русской архитектуры. В Россию пришла архитектура барокко — стиля яркого, блистательного, пышного. Увлечение античным искусством второй половины XVIII в. нашло выражение в строгом, сдержанном классицизме. Излюбленный жанр русских живописцев XVIII в. — портрет. Вместе с тем развивалась историческая и пейзажная живопись. В 1757г. была образована Академия художеств. Годом раньше в Петербурге открылся первый профессиональный театр. Культура России XIX в. XIX век стал поистине золотым веком культуры в России. Ряд факторов способствовал небывалому для России прогрессу культуры: · Рост производительных сил, а с их ростом усилилась подвижность населения: все это влекло за собой крупные перемены в духовной жизни народа: возрастала потребность в знаниях, в образованных людях для государственной службы, просвещения, промышленности, торговли; расширялся спрос на книги, журналы, газеты, культурные зрелища и развлечения. · Бурный рост национального самосознания народов России, который оживлял развитие отечественной культуры, придавал особую цельность, идейную зрелость и содержательность культурным ценностям · освободительное движение против крепостничества и самодержавия, которое по мере своего роста сильнее воздействовало на духовную жизнь страны. · связи со странами Запада, взаимные контакты и обмен культурными достижениями. Вместе с тем в России XIX в. сохранялись факторы, тормозившие развитие национальной культуры: это крепостное право, которое ограничивало возможности просвещения, и царский абсолютизм, сознательно затруднявший доступ к знаниям простому люду. Успехи просвещения в России XIX в. были всеохватывающими. Общий уровень грамотности населения вырос за вторую половину века более чем в 3 раза. Допуская рост просвещения, царизм управлял им так, чтобы оно было уделом только господствующих классов, а простонародье держал в темноте и религиозном смирении. Развивались естественные науки, это было вызвано экономическими потребностями страны, промышленным переворотом, расширением торговли, освоением новых земель. Ведущей областью духовной жизни в России XIX в. была литература. В условиях самодержавного гнета она имела особое значение. Освободительные идеи стимулировали подъем русской литературы. Культура народов России, со своей стороны, тоже позитивно воздействовала на русскую культуру. История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания. История- гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом; в более узком смысле- наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. Становление исторической науки шло длительным и сложным путем. Выделяют три этапа в ее развитии: · древность — начало XVII в. история определялась как художественный рассказ, основанный на достоверных свидетельствах. · XVII — XVIII вв. признается, что история должна отражать не все факты прошлой жизни человечества, а лишь основные, обнаруживающие ее общий смысл, но при этом она не была самостоятельной наукой. · с начала XIX в. История стала пониматься как наука о законах исторической жизни человеческого общества · Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Одни историки считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, другие, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность). Наиболее распространенные методы исторических исследований: · 1)историко-генетический метод, последовательное раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения · 2)историко-сравнительный метод, основывается на сравнениях · 3)историко-типологический метод, общественно-исторические процессы с одной стороны, различаются, с другой, - тесно взаимосвязаны, важная задача выявление единого. · 4)историко-системный метод, основой применения данного метода в истории является единство в общественно-историческом развитии единичного, особенного и общего. Функции исторического знания: · 1)Научно-познавательная · 2)Практически-рекомендательная · 3)воспитательная 2.Этногенез восточнославянских племен. Формирование древнерусской государственности. Основные историографические теории образования государства. Восточные славяне расселились на Восточно-европейской равнине в VI–VII вв. Почти до самого конца IX столетия у восточных славян оставался в действии родоплеменной строй. Роды восточных славян объединялись в племена, а племена в более крупные образования – союзы племен. Для родовых общин восточных славян было характерно отсутствие частной собственности, все имущество являлось коллективным. На рубеже VIII–IX вв. у восточных славян складываются предпосылки для образования государства: · 1.экономические:переход к пашенному земледелию от мотыжного, развитие ремесла и торговли, рост городов. · 2)социальные: появление в обществе выраженного имущественного неравенства. Слои: волхвы, князья, люди, челядь (зависимое население). · 3) политические: формирование военной демократии. Образование больших племенных союзов, основанных не на родовых, а на территориальных связях. Во главе племени стоит военный вождь, выбираемый из числа представителей знатных семей. Князь опирается на дружину, племя облагается регулярной данью в пользу князя (полюдье). Так же появляются конфедерации, племенные союзы. Северная конфедерация-центр Новгород, южная- Киев. Возникновение древнерусского государства связывают с объединением политических центров в Новгороде и Киеве князем Олегом в 882 г. Древнерусское государство по своему устройству- раннефеодальная монархия: феодальные отношения существовали с пережитками родовых отношений, а не рабовладельческих. Великий князь киевский опирается на дружину (старшая- бояре(земля в собственности), младшая «Гриди»-посадники(земля на время))
В исторической науке существуют две основные версии о происхождении древнерусского государства: · норманнская теория; · антинорманнская теория. Норманнская теория. Русское государство было создано норманнами (варягами). В 862 г. славяне пригласили варяжского князя Рюрика с дружиной, он и стал основателем первой русской княжеской династии. Авторы: Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер. Антинорманнская теория. Пребывание варягов в IX–X вв. на территории Киевского княжества не доказывает, что датой образования государства можно считать 862 г. Государственность это закономерный процесс, результат исторического развития.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.210 (0.01 с.) |