Методы и источники изучения истории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и источники изучения истории.



Ответы на 72 вопроса. Сущность, формы, функции исторического знания.

Методы и источники изучения истории.

Понятия и классификация исторического источника.

Основные направления в изучении отечественной истории

Россия и её место в мировом историческом процессе

Восточные славяне в древности. Предпосылки образования государства.

Формирование Киевской Руси. Норманнская теория, её роль в русской истории.

Принятие христианства на Руси. Особенности формирования феодальных отношений на Руси.

Древнерусское государство и общество в ΧΙ – начале ΧΙΙ вв.

Становление русской культуры в XI – первой трети XII вв. Борьба христианской культуры с язычеством.

Начало феодальной раздробленности на Руси.

Русская культура в XII – начале XIII в. Сочетание в культуре идей единства Руси, начало её регионального обособления.

Феодальная раздробленность на территории Руси в XII – XIII вв. Особенности развития земель.

Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII в.

Монголо-татары и Русь: проблемы взаимовлияния. Современные оценки монголо-татарского ига на Руси.

Предпосылки и альтернативы воссоединения русских земель. Причины возвышения Москвы. Воссоединение земель вокруг Москвы в XIV- первой половине XV вв.

Завершение объединения земель вокруг Москвы и образование централизованного государства. Внутренняя политика Ивана III и Василия III.

Иван IV и его реформы. «Избранная рада»

Опричнина. Иван Грозный и его время в российской историографии.

Характерные черты сформировавшегося российского типа феодализма, его отличия от западноевропейского.

Культура и быт России в XVI в.

Смутное время: причины, основные этапы, исторические итоги.

Государство и церковь в России в XVI-XVII вв.

Стабилизация положения в стране при первых Романовых.

Традиции и новаторство в русской культуре XVII века

Предпосылки и начало преобразований Петра I. «Великое посольство» в Западную Европу. Первые петровские реформы.

Северная война, её итоги.

Государственные и церковные реформы. Социально-экономические

Преобразования Петра I.

Итоги правления Петра I, его место в истории России.

Культурный переворот петровского времени.

Россия во второй четверти – середине XVIII в. Эпоха дворцовых переворотов.

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

Особенности правления Павла I.

Международное положение и внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в.

Русская культура в век Просвещения.

Реформы Александра I: замыслы и реализация.

Отечественная война 1812 г., её историческое значение.

Движение декабристов. Историческое место декабристов в общественном движении, их нравственное и политическое наследие.

Россия во второй четверти XIX века. Внутренняя политика Николая I.

Официальная идеология самодержавия и общественная мысль России второй четверти – середины XIX в.

Великие реформы Александра II. Причины свертывания реформаторского процесса.

«Патриархальное правление» Александра III.

Внешняя политика России во второй половине XIX в.

Духовная жизнь России во второй половине XIX в.

Национальный вопрос в России и политика властей в конце XIX – начале ХХ в. Отношение общественно-политических сил к решению национального вопроса.

Россия в начале XX в.: революция или реформы.

Первая русская революция 1905–1907 гг.

Становление российской многопартийности (до февраля 1917 г.).

Столыпинская модернизация и ее результаты.

Первая мировая война и участие в ней России.

Г. в России: основные события, их характер и значение.

Культура России в начале XX в. (1900–1917).

Гражданская война в России. «Военный коммунизм».

Формирование однопартийного политического режима В 1920-е гг.

Россия, СССР и международные отношения в 1920–1930-е гг.

Россия, СССР в период НЭПа.

СССР на пути форсированного строительства социализма (в конце 20-х – 30-е гг.).

«Великий перелом»: сущность, практика и итоги.

Общественный строй СССР в 30-е годы. Современные оценки.

Культура СССР в 20–30-е гг. ХХ в.

Основные периоды и события Второй мировой и Великой Отечественной войны в 1939–1942 гг.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны.

Завершающий этап Великой Отечественной и Второй мировой войны. Источники и значение победы стран антигитлеровской коалиции.

Вторая мировая война и поляризация послевоенного мира. Внешняя политика СССР в 1945-1953 гг. «Холодная война».

Советское общество в послевоенный период (1945 – март 1953 гг.).

Варианты послесталинского развития. Реформы 50 – начала 60-х гг. ХХ в.

СССР в середине 60 – 80-х гг. ХХ в.: нарастание кризисных явлений.

Советский Союз в 1985 – 1991 гг. Перестройка.

Распад СССР: причины и последствия. Становление новой российской государственности.

Социально-экономическое и политическое развитие России в 1990-е гг.: достижения и проблемы.

Сущность и формы исторического знания.

Сущность История рассматривается, с одной стороны, как процесс развития природы и человечества, а с другой, как система на­ук, изучающих прошлое и настоящее природы и общества.

Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывает­ся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических ис­точниках. Историческая наука пытается дать целостное представление об историческом процессе в единстве всех его характеристик.

История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупно­стью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук.

По традиции, «отцом» истории считается Геродот (5 в. до н.э.) - древнегреческий ученый, автор сочинений о Греко-персидских войнах, Египте, жизни и быте скифов.

Объектом изучения для истории является вся совокупность фактов, характери­зующих жизнь общества, как в прошлом, так и в настоящем.

Предметом истории является изучение развития человеческого общества как еди­ного противоречивого процесса.

История - наука многоотраслевая, она включает в себя целый ряд самостоятель­ных отраслей исторического знания: история экономическая, политическая, социальная, военная и т.п. К историческим наукам относятся этнография, изучающая быт и культуру народов, археология, изучающая историю по вещественным памятникам древности.

Кроме того, существуют вспомогательные исторические дисциплины: источни­коведение, историография, хронология, метрология, палеография, генеалогия, геральдика и др. Они имеют достаточно узкий предмет исследования и изучают его детально, что способствует более глубокому пониманию исторического процесса в целом.

История подразделяется и по широте изучения объекта: всемирная (всеобщая) история, история континентов, стран, цивилизаций, отдельных народов.

Функции

1. Познавательная функция заключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции исто­ризма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

2. Воспитательная функция способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.

3. Прогностическая функция заключается в возможности предвидения будущего на ос­нове анализа исторических событий прошлого и настоящего.

4. Функция социальной памяти заключается в том. что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

5. Практически-рекомендательная заключается в том. что на основе истори­ческих знаний возможна выработка иаус;но обоснованного политического курса.

 

Методология истории.

Методология - учение о способах исследования, освещение исторических фактов, научного познания. Методология истории основывается на научных принципах и подхо­дах к изучению исторических фактов.

К основополагающим принципам изучения исторических фактов относятся:

1. принцип историзма, который предполагает изучение исторических явлений в разви-^ тии, в соответствии с конкретно-исторической обстановкой;

2. принцип объективности, который предусматривает опору исследователя на объектив­ные факты, рассмотрение явления во всей его многогранности и противоречивости;

3. принцип социального подхода предполагает рассмотрение явлений и процессов с уче­том социальных интересов различных слоев населения, учет субъективного момента в практической деятельности партий, правительств, личностей;

4. принцип альтернативности определяет степень вероятности того или иного события, явления, процесса на основе объективного анализа реальной обстановки.

Соблюдение этих принципов обеспечивает научность и достоверность в изучении прошлого.

Феодальная раздробленность

Развитие Руси в период раздробленности. Со 2трети 12в до конца15в на Руси длился период феодальной раздробленности. Главные предпосылки: ослабление центральн.власти киевского князя, укрепление власти феодалов на местах.(восстание в Киеве-1113г.бедствие народа из-за усобиц князей)Росло крупное феодальное землевладение. У крупных феодалов есть свои дружины, аппарат управления: рост желания отд.от Киева. Особая опора на служивых-дворян, составлявш.дружину которые получали за службу деньги, землю. Рост владений церкви. ''Русская правда''- юридически закрепленное. господство феодалов и зависимость смердов. В конце12-нач13в.

В условиях господства натурального хозяйства у каждого княжества была возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества. К середине 12в. на основе Киевской Руси сложилось 15 самостоятельных княжеств, а к началу 13в. – 50 княжеств. Феодальная раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях развития феодального способа производства, которая стала закономерным этапом развития Древней Руси. Титулов великого князя в 12в. назвали не только Киевских, но и других князей. Процесс дробления привел к тому, что княжества делились на более мелкие уделы. В результате этого процесса самостоятельными княжествами стали: Киевская, Черниговская, Муромская и т.д. В каждой из земель правила своя династия – одна из ветвей Рюриковичей. Наиболее крупными были княжества: Галицко-волынское, Владимиро-Суздальское и Новгородская боярская республика.

Северо-восточная Русь – Владимиро-Суздальская /ранее Ростово-Суздальская/ располагалась в междуречье Оки и Волги.Экономическому подъему способствовал приток населения, спасавшийся от нападения врагов и в поиске спокойных условий для ведения хозяйства... На его территории было много городов: Дмитров, Звенигород, Ростов, Суздаль – территория была защищена от врагов лесами, реками. Выгодные торговые пути способствовали отделению от Киевской держав. Важнейшим был Волжский торговый путь, связывающий северо-восточную Русь с странами Востока.Это княжество укрепилось при князе Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбенном, при Всевладе Большое гнездо. На юго-западе Руси важную роль играло Галицко-волынское княжество. Здесь были плодородные земли, богатые города, значительные запасы каменной соли. Князья Ярослав I и Роман Мстиславович успешно вели борьбу с польскими феодалами и половцами. Крупнейшим политическим центром была Новгородская боярская республика. Высшим органом республики было вече, где избирали посадника и епископа. Основу экономики власти составляло сельское хозяйство. Русские земли в 12-13 вв. были самостоятельными имели различные формы управления, а экономическую основу составляло сельское хозяйство. Северо - Западная РусьНовгородская земля располагалась от Ледовитого океана до верховья Волги и от Прибалтики до Урала. Город находился на перекрестке торговых путей, связывающих его с Западной Европой, а через нее с Востоком и Византией. Новгородом владел тот, кто правил Киевом. Новгород был боярской республикой, т.к. бояре победили князей в борьбе за власть, они владели экономической мощью. Высшим органом власти было вече. На котором избиралось правление, рассматривались вопросы внутренней и внешней политики. Выбирался епископ. На случай военных походов вече приглашало князя, который управлял армией.

Полит. дробление не повлекло культурного разобщения.Общее религиозное сознание И единство церкви замедлили процессы обособлен. И создали предпосылки для будущ.воссоединения русских земель. Позитивным моментом раздробленности являлось развитие регионов страны.Негативные:1. Междуусобицы 2. Борьба за территорию княжества 3. Русь оказалась обеспеченной накануне очередного нашествия кочевников.

 

Причины

Уже нарвское поражение дало мощный толчок проведению реформ, прежде всего военной.

"Реформы Петра" - этот своего рода феномен экономической, политической и социальной жизни России XVIII в. - всегда вызывали бурные споры в отечественной исторической науке, одним из самых спорных вопросов был следующий: петровские реформы - эволюция или революция? И та, и другая точки зрения имели своих сторонников, но истина, как это часто бывает, где-то посередине. Нельзя отрицать тот факт, что предпосылки преобразований времени Петра зрели на протяжении предшествующего столетия. Но нельзя сбрасывать со счетов и такие обстоятельства, как личность самого Петра, влияние затяжной и тяжелой войны (не случайно реформы начинаются с армии и флота). В ходе Северной войны в стране были созданы мощная армия и военно-морской флот, оснащенные передовым для того времени вооружением, артиллерией.

Но все-таки важнейшими являлись реформы государственного аппарата, управления.

Петр предпринял летом 1695 г. поход на Азов — турецкую крепость у впадения Дона в Азовское море. Осада была безуспешной, но Петр повторил ее летом 1696 г, впервые использовав флот, построенный в Воронеже, и взял крепость, договором с Турцией закрепив ее за собой. Был сделан первый шаг к морям.

В 1697 г. Россия заключила с Австрией и Венецией наступательный союз против Османской империи. Для его укрепления за границу было отправлено великое посольство для обучения кораблестроению и военно-морскому делу. Ехал и Петр под именем урядника Петра Михайлова.

Крайне важным оказался поворот в русской внешней политике: оценив обстановку в Европе, Петр вместо борьбы за южные моря поставил задачу выхода на Балтику.

В начале 17 в. Балтийское море контролировала Швеция. Государства, не согласные с таким положением вещей, заключили в 1699 г. «Северный союз» (Россия, Дания, Саксония) и в 1700 г. начали против Швеции Северную войну. Дания капитулировала сразу.

 

Северная война, её итоги.

Война для России началась с неудачной осады Нарвы осенью 1700 г. Это поражение заставило Петра 1 форсировать военные реформы в России, а также занялся созданием экономической базы для армии, ее комплектованием, вооружением и обучением.

Армия стала формироваться на основе рекрутских наборов (с 1699 г.); полки «нового строя» с единообразным вооружением, снаряжением, обмундированием, системой комплектования, обучения и боевых действий заменили стрелецкое войско. К 1708 г. вместо 40 тыс. человек петровская армия насчитывала уже 113 тыс.; на армию работали не менее 30 русских мануфактур.

В 1706 г. Карл 12 победил Саксонию и заставил короля Августа выйти из «Северного союза». Россия и Швеция остались один на один. В 1708 г. Карл 12 вторгся в Россию через Украину, гетман которой Мазепа обещал королю поддержку. Однако украинский народ не стал союзником Карла.

В 1709 г. русские войска одолели Карла 12 в Полтавском сражении, оказавшемся поворотным в ходе войны. Армия Карла три месяца безуспешно осаждала Полтаву, а Петр успел за это время подвести главные силы к городу.

Военные действия были перенесены в Прибалтику и на море, где 1714 г. у м.Гангут русский Балтийский флот одержал победу над шведским.

В 1721 г. был заключен Ништадтский мир, передававший России ряд земель.

Россия завоевала выход на Балтику, чем укрепила свой международный авторитет и создала предпосылки для экономического и культурного развития во взаимодействии с Европой («окно в Европу»). 1721-империя.

 

 

Второй этап реформ

В эти же годы сам Александр уже почувствовал вкус власти и стал находить преимущества в самодержавном правлении. Разочарование в ближайшем окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А. А. Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 военным министром, и М. М. Сперанского, которому Александр поручил разработку нового проекта государственной реформы. Проект Сперанского предполагал фактическое преобразование России в конституционную монархию, где власть государя была бы ограничена двухпалатным законодательным органом парламентского типа. Реализация плана Сперанского началась в 1809, когда была отменена практика приравнивания придворных званий к гражданским и был введен образовательный ценз для гражданских чиновников. 1 января 1810 был учрежден Государственный совет, заменивший Непременный. Предполагалось, что изначально широкие полномочия Государственного совета будут затем сужены после учреждения Государственной думы. В течение 1810-11 в Государственном совете обсуждались предложенные Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ. Реализация первой из них привела к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было завершено преобразование министерств. Между тем сам Александр испытывал сильнейшее давление придворного окружения, включая членов его семьи, стремившихся не допустить радикальных реформ. Определенное влияние на него, по-видимому, оказала и «Записка о древней и новой России» Н. М. Карамзина, которая дала, очевидно, повод императору усомниться в правильности избранного им пути. Немаловажное значение имел фактор и международного положения России: усиливавшееся напряжение в отношениях с Францией и необходимость подготовки к войне давали возможность оппозиции трактовать реформаторскую деятельность Сперанского как антигосударственную, а самого Сперанского объявить наполеоновским шпионом. Все это привело к тому, что склонный к компромиссам Александр, хотя и не веривший в вину Сперанского, в марте 1812 отправил его в отставку.

Россия, СССР в период НЭПа.

В ходе гражданской войны была введена особая чрезвычайная экономическая политика - военный коммунизм. Она была направлена на то, чтобы всю экономику подчинить нуждам фронта. Цель ее выстоять, выжить, победить. Суть ее: Буржуазию обложить чрезвычайным налогом. Ускорили национализацию промышленности. Ввели трудовую повинность. Руководство промышленностью было строго централизовано. Ввели продразверстку (т.е. продовольственный налог): все крестьяне должны были отдавать гос-ву излишки продовольствия. Купля продажа основных товаров была запрещена. Ввели натурализацию зарплаты. Распределение было уравнительным. Были введены бесплатные коммунальные услуги. Подобная политика вскоре вызвало недовольства, которые переходили в так называемые "кулацкие восстания", они жестоко подавлялись. Причинами их был упадок производства, продразверстка, с которой крестьяне не хотели мирится с окончанием войны.

Нэп - новая экономическая политика. Это идея Ленина, которая была утверждена на 10 съезде партии в 1921 году. Ленин понял, что если оставить политику военного коммунизма, о страну не успокоить и поэтому предложил заменить ее НЭПом. Он существовал с 1921 года по 1929 год. Задача НЭПа была восстановить в ограниченных рамках рыночную экономику при руководящей роли в народном хозяйстве партийно-государственного аппарата. Суть его: Продразверстку заменили продналогом (он был в два раза меньше и объявлялся заранее). Разрешили торговлю. Отменили декрет о национализации мелкой, кустарной промышленности. В городах частным лицам разрешалось открывать или брать в аренду мелкие и средние предприятия. Разрешили наемный труд. Вводили рыночные отношения (купля продажа), упразднили уравнительную оплату труда, вместо нее вводилась зарплата зависимая от квалификации рабочего и от кол-ва произведенной продукции. Появился новый класс - нэпманы. Больше всего их появилось их в торговли, т.к. в ней быстрее идет отдача. Появилось много арендных предприятий. В 1922 году была отменена карточная система. Была проведена денежная реформа. Совзнак заменили на червонец (1\60 тысячам). Он стал конвертируемым (1 червонец = 5,145$). Конвертируемость его достигалась гибкой налоговой системой. Налог состоял из 2 частей: основного, прогрессивного. Основной платили все, прогрессивный - те, кто имел дополнительный доход. Существовало более 12 косвенных налогов: на чай, на соль, на спички и т.д. Иностранцам разрешили брать предприятию концессии, создавать смешанные предприятия. Концессии давали возможность приобретать машины и оборудование. Было создано много кооперативных предприятий. Кооперация была в два раза эффективней гос-ва. Особенно много было коопераций в с\х. Она насчитывала около 50 различных типов объединений: кредитная, свекловичная, картофельная, маслодельная и т.д. Были отменены все бесплатные услуги. У НЭПа было много недоброжелателей. По этому вопросу в партии и в стране постоянна велась дискуссия о его необходимости. Особенно были недовольны НЭПом левые коммунисты. Они говорили о гибельной мелкобуржуазной стихии, которая рождает частника-эксплуататора, и тосковали по порядкам военного коммунизма. Недовольных было много и в партии и в правительстве, т.к. им приходилось отказаться от метода приказных решений. Товарно-денежные отношения требовали гибкой профессиональной политике, знаний, опыта, которых у них не было. Они умели управлять только приказным методом. Но многое было и выгодно, т.к. они имели гарантированную зарплату, дачу, которые не зависили от эффективности работы. Недовольны НЭПом были бедные крестьяне и батраки, их устраивал военный коммунизм с его принципом - хоть не много, но всем. Итоги НЭПа: НЭП значительно поднял производительность труда, заинтересовал людей в нем. Рынок стал насыщаться промышленными и продовольственными товарами. Значительно возросла товарность хлеба, масла, сыров: они шли на продажу за рубеж. Но после смерти Ленина НЭП свернули.

 

 

Варианты послесталинского развития. Реформы 50 – начала 60-х гг. ХХ в.

В марте 1953 года умер Сталин. На этом закончилась целая эпоха. Началась борьба за власть, Берия, будучи силовым министром стоял на сохранении сталинского режима (пытался ввести ЧП). Хрущев настаивал на свержении культа личности (он располагал секретной партийной документацией). Каждый стемился стать первым лицом. Но Хрущеву повезло, вернув с Урала Жукова, и тем самым заручившись поддержкой армии, ему удалось нейтрализовать Берию. Его обвинили в привышении полномочий и шпионаже - он был арестован и растрелян.

В 09.1953 года Хрущев был избран 1 секретарем ЦК. В жизни страны с этого момента начинается оттепель: В печати стали появляться статьи о вреде культа личности Сталина. Открыли для свободного посещения Кремль. Хрущев начинает поездки по стране (это было новшество в политической жизни). Был ликвидирован ГУЛАК. Миллионы безвинно репрессированных людей вернулись домой. А в хозяйственной деятельности Хрущева в первые годы прославился освоением целины (Казахстан, Ю-Сибирь, Урал, Поволжье, С-Кавказ). Целью было решить острую зерновую проблему. Для этого привлекалась молодежь и армия. В первые годы целина дала хорошие урожаи, но вскоре стали сказываться негативные моменты: отсутствие систематизации, бесхозяйственность, нехватка зернохранилищ, техники, горючего. На 20-том съезде КПСС в 02.1956 г. Хрущев официально разоблачил культ личности Сталина (злоупотребления, репрессии, развал С/Х, бездействие в начале ВОВ). Перед съездом была создана спец. комиссия, которая расследовала это дело. Опубликовано было только через 33 года. Эпоха правления Хрущева была противоречивой, как и личность самого лидера. Противоречия сказывались в экономике, политике и идеологии. Промышленность. В 1957 году отраслевые министерства были заменены Совнархозами (вместо 10 - 100). Целями было: упростить управление и ослабить бюрократию. Обе цели провалились (вместо центр.бюрократии появилась местная, появилось местничество - ухудшалось качество).

Реформы С/Х (освоение цилины, повышение закупочных цен, с колхозов списали долги, увеличили подсобное хоз-во), также окончились неудачно. Ликвидировали МашТракСтанции, технику передали в колхозы, но они не могли расплатиться за нее и содержать, пытались укрупнить колхозы, но это не помогло ежегодно они разорялись. В 1956 родилась «кукурузная эпопея», после посещения Хрущевым США, в приказом порядке было дано задание засевать поля кукурузой, из-за не тех климатических условий, урожая не получилось. Провалилась идея сдачи мяса, было уничтожено много молочного скота. Не смотря на все, жизненный уровень народа повышался. Повысили мин. зарплату и пенсию. Сократили пенсионный возраст (М-60 лет, Ж-55 лет). Развивалось жилищное строительство. За 10 лет жил фонд увеличился на 80%. В культурной жизни страны тоже наступила оттепель. Были проведены реформы образования: Увелич. срок обучения на 1 год (с 10 до 11). Ввели 2 дня производ. обучения. Студенты Технарей обязательно работали простым рабочими. Частично это удалось. Потеря Хрущевым авторитета. В области истории: пересмотр роли Сталина в истории страны. При этом имелись и перегибы.

Весь мир в тот период был охвачен НТР. Но наша НТР развивалась в рамках ВПК: освоение космоса (первый спутник, Гагарин), применение атомной энергии (создан инст-т ядерн исслед, перв атомный ледокол), хим. пром. В отношении литературы были свои перегибы: идеалогия вмеш в творческий процесс, низкий худ. вкус власти. Гласность в ней допускали до определенного предела, особенно то что касалось Сталина, репрессий и власти. Хрущев с трибуны критиковал и махал кулаком и учил, как писать. В то же время возникали новые журналы (в.ч. иностр.лит). В Москве открылся театр "Современник", в быт входило телевиденье. Конец политической карьеры Хрущева. На протяжении всего периода правления Хрущева у него постоянно была оппозиция. Неоднократно его пытались сместить, но не удачно. Вначале 60-х годов авторитет Хрущева стал падать, это было вызвано повышением цен на продукты. Стали нарастать кризисные явления в экономике, замедлялись ее темпы. Каждая область боролась за создание своего Совнархоза. Началось возрождение министерств. В 1962 году был создан ВСНХ (высший совет народного хозяйства), который встал над гос. планом, гос. строем и другими органами. Централизация управления, усиливались. Недовольство общества нарастало. В 1963 году исчез хлеб (неурожай на целине). В итоге были использованы резервы, стали закупать хлеб в США. Однако это проблему не решило, и была введена карточная система. Хрущев был обречен.

В октябре 1964 года Пленум ЦК освободил Хрущева от занимаемой должности. Его отставка явилось результатом заговора партийных руководителей: Брежнев, Козлов, Суслов.

 

Ответы на 72 вопроса. Сущность, формы, функции исторического знания.

Методы и источники изучения истории.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.043 с.)