Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неклассическая философия истории: цивилизационный подход
На рубеже Х1Х-ХХ столетий начался постепенный переход от классической историографии к новой исторической науке и философии истории, которая получила название неклассической. На смену представлению о всемирной истории как едином процессе приходит концепция своеобразных, непохожих друг на друга «локальныхцивилизаций». На этом основании данный методологический подход и называется цивилизационным. В разработке цивилизационного подхода приняли участие Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Дж.Тойнби, представители философии жизни. Оригинальную интерпретацию цивилизационный подход получил в трудах французских историков школы «Анналы». Зарождение методологии цивилизационного анализа было обусловлено целым комплексом причин. Во-первых, историческая наука накопила богатый материал, в том числе и об удаленных от Европы обществах, который поставил под сомнение тезис о единстве исторического процесса. Обнаружилось, что представления об историческом процессе, которые выработала классическая философия истории, в значительной степени европоцентричны и не всегда могут быть перенесены на историю других стран. Неклассическая методология истории исходит из тезиса о том, что строгое научное исследование должно преодолеть взгляд на историю как всемирный и единый процесс, поскольку такой взгляд коренится в европейском историческом опыте и мешает увидеть своеобразие далеких в пространственном или временном отношении обществ. Поэтому отсутствие согласованной и всеобъемлющей картины истории оказывается не недостатком, а принципиально иным видением мира. Именно полицентрическая картина истории может помочь преодолеть субъективизм и неточности выводов историков. Во-вторых, изменилась сама европейская культура. На рубеже столетий она вступила в полосу глубокого кризиса, который поставил под сомнение идею прогресса, духовного совершенствования, как цели и смысла истории. Прогресса, считают представители цивилизационного подхода, как общей направленности всемирно-исторического процесса не существует. Цивилизации рождаются, существуют, гибнут, на смену им приходят новые. Прогресс имеет место лишь «внутри» той или иной цивилизации, а не в их последовательности. Он представляет собой развертывание скрытых, заложенных в ней возможностей и он не беспределен.
В-третьих, сформировались новые представления об историческом времени. Философы этого направления видели свою главную задачу в том, чтобы преодолеть традицию отождествления исторического и физического времени. В естественных науках время трактуется как однородная длительность, как средство измерения того или иного природного процесса. Совершился ли этот процесс сейчас, вчера или тысячу лет назад – не имеет принципиального значения. Все отрезки физического времени равноценны. Для историка же конкретное время тесно связано с протекающими в нем событиями, поэтому оно содержательно наполнено. Каждому типу исторических явлений присуща своя плотность, своя система счисления, поэтому равные в физическом отношении отрезки времени могут оказаться неравными в историческом смысле. Более того, для истории нет единого времени, в ней всегда присутствует ансамбль времен. На них обратил внимание французский историк Ф.Бродель. Есть время краткосрочное, текущее. Оно отражает видимые события. Есть медленно текущее, циклическое и повторяющееся время. Оно отражает процессы, охватывающие несколько десятилетий. И, наконец, есть длительная временная протяженность, оперирующая событиями и процессами в пределах столетий. Эти процессы оказывают подчас совершенно неожиданное влияние на видимые и зафиксированные в исторической памяти события. Обращение к таким глубинным временам и есть достижение современной исторической науки, философии и методологии истории. Ключевым понятием данного подхода является понятие «цивилизация» (от лат. – городской, государственный, гражданский). Это понятие имеет два значения. Во-первых, понятием цивилизация обозначается выход культуры из первобытного состояния. Именно в таком смысле употреблял это понятие Ф.Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Он выделял периоды дикости, варварства и цивилизации в генезисе человеческого общества. В возникновении первых цивилизаций Древнего Востока большую роль сыграли природно-климатические условия, зерновое земледелие, переселения племен. Полный механизм формирования древних цивилизаций продолжает оставаться проблемой исторической науки. Ученые выделили комплекс черт, характеризующих новую по сравнению с доисторическим периодом организацию общества:
- наличие государства, системы налогов и централизованного накопления средств; - развитие экономики на основе разделения труда и торгового обмена; - наличие городов и монументальных общественных сооружений; - социальная стратификация общества; - наличие права как регулятора общественной жизни; - наличие письменности, развитого искусства и зачатков наук (арифметики, геометрии, астрономии, медицины). Во-вторых, понятием цивилизация обозначаются неповторимые, отличные от других общества или культуры. Каждая цивилизация уникальна, своеобразие пронизывает все сферы общественной жизни и проявления человеческой активности. Принадлежность человека к определенной цивилизации существенно определяет характер его деятельности, общения и поведения. На этом основании выделяется комплекс параметров, по которым можно выявлять специфику конкретных цивилизаций. Рассмотрим их. На характер цивилизации накладывает отпечаток соотношение внешних ивнутренних факторов в ее становлении. Например, удаленность Древнего Китая от других культурных регионов и обширные культурные контакты Древней Греции. Каждая цивилизация вырабатывает свой тип государства и его функций. Для многих древних цивилизаций было характерно соединение в верховной власти государственных и сакральных функций. Средневековое государство в Западной Европе строилось на системе вассальных договоров, поэтому его пределы менялись в зависимости от личных судеб властителей, отношений между ними. Современное государство основано на представлениях о территориальной целостности. Как известно, постоянным спутником цивилизации являются города. Иногда переход человеческого общества к цивилизации даже называют «городской революцией». В городе сосредоточены функции политического, религиозного, экономического управления, торговля и ремесленное производство. Но города могут быть разными. У каждой цивилизации свой тип городов. Античный город был открыт в сторону сельских поселений. По выражению Ф.Броделя, здесь город еще только выделился из деревенской туманности. Для Средневековой цивилизации Европы свойственен тип закрытого города. Выйти за крепостные стены в то время - то же самое, что пересечь государственную границу сегодня. В новоевропейской цивилизации города возникали под опекой национального государства на основе рыночной системы. Соотношение основных сфер общественной жизни – политической и экономической - существенно влияет на характер цивилизации. Эти сферы связаны между собой и тесно взаимодействуют, но не всегда четко выражены различия между ними. Например, в европейской цивилизации земельная собственность не может быть осмыслена в чисто экономических категориях, например, через понятие частной собственности. Сущность феодальной собственности на землю здесь – это власть феодала над людьми. Любое цивилизованное общество представляет собой комплекс взаимодействующих групп, обладающих различным статусом, особыми функциями в социальной иерархии. Тип социальной стратификации складывается под влиянием разнообразных предпосылок. К ним относятся такие факторы, как войны, миграции, «бытовая кастовость», имущественное неравенство, собственность на средства производства. В Европе периода промышленного капитализма именно последний фактор играл решающую роль в формировании классов буржуазии и пролетариата. А вот характеристика античного общества с точки зрения двух основных классов – рабов и рабовладельцев, оказывается некорректной. Здесь рабы были противопоставлены свободным гражданам, следовательно, речь может идти не о классовых, а о сословно-правовых категориях. Важную роль в процессах социального расслоения играют правовые нормы и обычаи. Возможно существование групп людей, обладающих единым юридическим статусом, но по-разному относящихся к средствам производства. С другой стороны, группы, имеющие одинаковое отношение к средствам производства, могут принадлежать к разным правовым категориям. Поэтому изучение той или иной цивилизации предполагает точное воспроизведение реальной картины социальной стратификации и обусловивших ее причин.
Тип человеческой личности складывается в каждой цивилизации на основе конкретной роли традиций, обычаев, идеалов, ценностей, символов в человеческом поведении. Для подавляющего большинства обществ не абстрактная человеческая природа, а приобщение к традиции, включение в нее и следование ей выступает необходимым условием всякого осмысленного действия. Человек может быть личностью, не являясь автономной индивидуальностью. На основе этих критериев историки создают типологии цивилизаций. Например, цивилизации аграрно-традиционного и индустриально-городского, техногенного типа; цивилизации Востока и цивилизации Запада; цивилизации западно-европейского и восточно-европейского типа. Главным принципом типологизации цивилизаций является утверждение нелинейности, многовекторности культурно-исторического развития человечества. Понятие цивилизации прочно вошло в историческую науку. Оно выступает в качестве исследовательской модели, содержащей набор эмпирически фиксируемых параметров. Эта модель является важным средством периодизации исторического времени как качественно и содержательно наполненного. В целом, методология цивилизационного анализа сыграла важную роль в развитии современной философии истории и исторической науки. Она способствовала глубокому изучению внутренней структуры, специфических особенностей конкретных культур прошлого и настоящего.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.009 с.) |