Неклассическая философия истории: цивилизационный подход



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неклассическая философия истории: цивилизационный подход



На рубеже Х1Х-ХХ столетий начался постепенный переход от классической историографии к новой исторической науке и философии истории, которая получила название неклассической. На смену представлению о всемирной истории как едином процессе приходит концепция своеобразных, непохожих друг на друга «локальныхцивилизаций». На этом основании данный методологический подход и называется цивилизационным. В разработке цивилизационного подхода приняли участие Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Дж.Тойнби, представители философии жизни. Оригинальную интерпретацию цивилизационный подход получил в трудах французских историков школы «Анналы».

Зарождение методологии цивилизационного анализа было обусловлено целым комплексом причин.

Во-первых, историческая наука накопила богатый материал, в том числе и об удаленных от Европы обществах, который поставил под сомнение тезис о единстве исторического процесса. Обнаружилось, что представления об историческом процессе, которые выработала классическая философия истории, в значительной степени европоцентричны и не всегда могут быть перенесены на историю других стран. Неклассическая методология истории исходит из тезиса о том, что строгое научное исследование должно преодолеть взгляд на историю как всемирный и единый процесс, поскольку такой взгляд коренится в европейском историческом опыте и мешает увидеть своеобразие далеких в пространственном или временном отношении обществ. Поэтому отсутствие согласованной и всеобъемлющей картины истории оказывается не недостатком, а принципиально иным видением мира. Именно полицентрическая картина истории может помочь преодолеть субъективизм и неточности выводов историков.

Во-вторых, изменилась сама европейская культура. На рубеже столетий она вступила в полосу глубокого кризиса, который поставил под сомнение идею прогресса, духовного совершенствования, как цели и смысла истории. Прогресса, считают представители цивилизационного подхода, как общей направленности всемирно-исторического процесса не существует. Цивилизации рождаются, существуют, гибнут, на смену им приходят новые. Прогресс имеет место лишь «внутри» той или иной цивилизации, а не в их последовательности. Он представляет собой развертывание скрытых, заложенных в ней возможностей и он не беспределен.

В-третьих,сформировались новые представления об историческом времени. Философы этого направления видели свою главную задачу в том, чтобы преодолеть традицию отождествления исторического и физического времени. В естественных науках время трактуется как однородная длительность, как средство измерения того или иного природного процесса. Совершился ли этот процесс сейчас, вчера или тысячу лет назад – не имеет принципиального значения. Все отрезки физического времени равноценны. Для историка же конкретное время тесно связано с протекающими в нем событиями, поэтому оно содержательно наполнено. Каждому типу исторических явлений присуща своя плотность, своя система счисления, поэтому равные в физическом отношении отрезки времени могут оказаться неравными в историческом смысле. Более того, для истории нет единого времени, в ней всегда присутствует ансамбль времен. На них обратил внимание французский историк Ф.Бродель. Есть время краткосрочное, текущее. Оно отражает видимые события. Есть медленно текущее, циклическое и повторяющееся время. Оно отражает процессы, охватывающие несколько десятилетий. И, наконец, есть длительная временная протяженность, оперирующая событиями и процессами в пределах столетий. Эти процессы оказывают подчас совершенно неожиданное влияние на видимые и зафиксированные в исторической памяти события. Обращение к таким глубинным временам и есть достижение современной исторической науки, философии и методологии истории.

Ключевым понятием данного подхода является понятие «цивилизация» (от лат. – городской, государственный, гражданский). Это понятие имеет два значения.

Во-первых, понятием цивилизация обозначается выход культуры из первобытного состояния. Именно в таком смысле употреблял это понятие Ф.Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Он выделял периоды дикости, варварства и цивилизации в генезисе человеческого общества. В возникновении первых цивилизаций Древнего Востока большую роль сыграли природно-климатические условия, зерновое земледелие, переселения племен. Полный механизм формирования древних цивилизаций продолжает оставаться проблемой исторической науки. Ученые выделили комплекс черт, характеризующих новую по сравнению с доисторическим периодом организацию общества:

- наличие государства, системы налогов и централизованного накопления средств;

- развитие экономики на основе разделения труда и торгового обмена;

- наличие городов и монументальных общественных сооружений;

- социальная стратификация общества;

- наличие права как регулятора общественной жизни;

- наличие письменности, развитого искусства и зачатков наук (арифметики, геометрии, астрономии, медицины).

Во-вторых, понятием цивилизация обозначаются неповторимые, отличные от других общества или культуры. Каждая цивилизация уникальна, своеобразие пронизывает все сферы общественной жизни и проявления человеческой активности. Принадлежность человека к определенной цивилизации существенно определяет характер его деятельности, общения и поведения. На этом основании выделяется комплекс параметров, по которым можно выявлять специфику конкретных цивилизаций. Рассмотрим их.

На характер цивилизации накладывает отпечаток соотношение внешних ивнутренних факторов в ее становлении. Например, удаленность Древнего Китая от других культурных регионов и обширные культурные контакты Древней Греции.

Каждая цивилизация вырабатывает свой тип государства и его функций. Для многих древних цивилизаций было характерно соединение в верховной власти государственных и сакральных функций. Средневековое государство в Западной Европе строилось на системе вассальных договоров, поэтому его пределы менялись в зависимости от личных судеб властителей, отношений между ними. Современное государство основано на представлениях о территориальной целостности.

Как известно, постоянным спутником цивилизации являются города. Иногда переход человеческого общества к цивилизации даже называют «городской революцией». В городе сосредоточены функции политического, религиозного, экономического управления, торговля и ремесленное производство. Но города могут быть разными. У каждой цивилизации свой тип городов. Античный город был открыт в сторону сельских поселений. По выражению Ф.Броделя, здесь город еще только выделился из деревенской туманности. Для Средневековой цивилизации Европы свойственен тип закрытого города. Выйти за крепостные стены в то время - то же самое, что пересечь государственную границу сегодня. В новоевропейской цивилизации города возникали под опекой национального государства на основе рыночной системы.

Соотношение основных сфер общественной жизни – политической и экономической - существенно влияет на характер цивилизации. Эти сферы связаны между собой и тесно взаимодействуют, но не всегда четко выражены различия между ними. Например, в европейской цивилизации земельная собственность не может быть осмыслена в чисто экономических категориях, например, через понятие частной собственности. Сущность феодальной собственности на землю здесь – это власть феодала над людьми.

Любое цивилизованное общество представляет собой комплекс взаимодействующих групп, обладающих различным статусом, особыми функциями в социальной иерархии. Тип социальной стратификации складывается под влиянием разнообразных предпосылок. К ним относятся такие факторы, как войны, миграции, «бытовая кастовость», имущественное неравенство, собственность на средства производства. В Европе периода промышленного капитализма именно последний фактор играл решающую роль в формировании классов буржуазии и пролетариата. А вот характеристика античного общества с точки зрения двух основных классов – рабов и рабовладельцев, оказывается некорректной. Здесь рабы были противопоставлены свободным гражданам, следовательно, речь может идти не о классовых, а о сословно-правовых категориях. Важную роль в процессах социального расслоения играют правовые нормы и обычаи. Возможно существование групп людей, обладающих единым юридическим статусом, но по-разному относящихся к средствам производства. С другой стороны, группы, имеющие одинаковое отношение к средствам производства, могут принадлежать к разным правовым категориям. Поэтому изучение той или иной цивилизации предполагает точное воспроизведение реальной картины социальной стратификации и обусловивших ее причин.

Тип человеческой личности складывается в каждой цивилизации на основе конкретной роли традиций, обычаев, идеалов, ценностей, символов в человеческом поведении. Для подавляющего большинства обществ не абстрактная человеческая природа, а приобщение к традиции, включение в нее и следование ей выступает необходимым условием всякого осмысленного действия. Человек может быть личностью, не являясь автономной индивидуальностью.

На основе этих критериев историки создают типологии цивилизаций. Например, цивилизации аграрно-традиционного и индустриально-городского, техногенного типа; цивилизации Востока и цивилизации Запада; цивилизации западно-европейского и восточно-европейского типа. Главным принципом типологизации цивилизаций является утверждение нелинейности, многовекторности культурно-исторического развития человечества.

Понятие цивилизации прочно вошло в историческую науку. Оно выступает в качестве исследовательской модели, содержащей набор эмпирически фиксируемых параметров. Эта модель является важным средством периодизации исторического времени как качественно и содержательно наполненного.

В целом, методология цивилизационного анализа сыграла важную роль в развитии современной философии истории и исторической науки. Она способствовала глубокому изучению внутренней структуры, специфических особенностей конкретных культур прошлого и настоящего.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.187.155 (0.015 с.)