Основные элементы культуры как системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные элементы культуры как системы



Национальная, региональная или общечеловеческая культура всегда представляет собой сложную, многофункциональную, разветвленную систему. Это значит, что она состоит из определенного набора взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов. Рассмотрим их.

Субъект культурыэто отдельный человек, социальная группа или все общество в целом, являющиеся носителем и творцом культуры. Приобщение человека к культурному опыту поколений называется социализацией индивида в культуре. В процессе социализации человек усваивает социальные нормы и культурные ценности общества, к которому он принадлежит, формируются его мировоззрение и менталитет.

Основания культурыценности, идеалы, идеи, императивы, нормы, запреты, характерные для того или иного человеческого сообщества.

Идеал – это соответствующий требованиям гармоничности и совершенства образ, имеющий нормативное содержание и определяющий способ и характер поведения, коммуникации и деятельности человека. Существует классификация идеалов, обусловленная особенностями различных сфер культуры и ее субъекта:

- общественный идеал отражает видение субъектом культуры наиболее оптимальных условий социального развития и управления. Например, идеальное государство, идеальное право, гармоничное гражданское общество;

- моральный идеал акцентирует гуманизм и милосердие в поведении человека, его гармоничные отношения с окружающим миром;

- личный идеал, или «Я»-идеал, фиксирует потребность индивида в определенных эталонах совершенствования и самовоспитания. Он направляет индивидуальное восприятие существующих в культуре идеалов и может проецироваться на близких людей (идеал отца, матери, брата) или известных, великих личностей;

- эстетический идеал вводит представление о совершенстве человеческого тела, чувственных проявлений, половых отношений. Эстетические критерии совершенства применяются и к миру вещей, непосредственно окружающих человека, что выражается в феноменах моды, дизайна;

- религиозный идеал задает представление о поведении людей, их духовной жизни на основе личной веры в сверхъестественное начало мира;

- научный идеал представляет собой совокупность норм и принципов социально-организованной научно-познавательной деятельности человека.

Механизмы культуры – к ним относятся традиции и новации. Традиция – это особый тип отношения между последовательными стадиями развития социальной системы, при котором на каждом новом этапе воспроизводятся некоторые устойчивые характеристики предшествующего этапа.

Культурные технологии, или средства культуры, включают в себя устные, письменные средства массовой информации, современные радио-, теле-, видео, аудио-, компьютерные информационные сети. Культурные технологии представляют собой наиболее динамично развивающийся элемент культуры.

Продукты культуры выражаются в материальной и духовной форме.

Две основные сферы существования культуры: духовная и материальная.

Материальная культура
представляет собой совокупные результаты деятельности общества,
направленные на воспроизводство человека как природного существа
и удовлетворение его растущих потребностей.

Основными элементами материальной культуры являются промышленное, ремесленное, сельскохозяйственное производство, техника, технология, системы промышленных и сельскохозяйственных коммуникаций, бытовые вещи, урбанизированное пространство. Развитие материальной культуры обусловлено различными факторами. Его основу образует непрерывный процесс научно-технического прогресса, в рамках которого выделяются яркие периоды научных и технических революций. Своеобразными этапами в развитии материальной культуры стали неолитическая, промышленная, электротехническая, кибернетическая революции. Они стимулировали смену программ деятельности от охоты и собирательства в древности до информационных технологий в наши дни.

Духовная культура
охватывает сферу сознания
и имеет этический, эстетический, религиозный, научно-рациональный аспекты.

Являются общеизвестными дискуссии по поводу дефиниций духовной культуры, духовной жизни, духовной деятельности, идеологии, общественного сознания и т.п. С одной стороны это свидетельствует о диалектическом противоречии характера процесса проникновения человеческого познания в глубинные структурные уровни объективной реальности, а с другой – отсутствия должного уровня разработки методологии научного познания духовного мира личности, методологического осмысления и систематизации полученных знаний (Адуло, Т.И. методологическая роль марксизско-ленинской философии в интеграции научного знания о человеке в условиях НТР.).

Художественная культура выражается в системе произведений искусства и учреждений, руководящих производством, распределением, хранением и потреблением художественных ценностей. Для нее характерны образность и наличие стилей.

Уровни и типы культуры

Создавая и усваивая культурный опыт, субъект культуры ориентируется на определенные образцы, выработанные в той социальной группе или обществе, к которым он принадлежит. С этой точки зрения в культуре можно выделить несколько уровней. К ним относятся фольклорная, национальная или народная, массовая, элитарная культура, контркультура, субкультуры.

Типы культурной динамики в масштабах человеческой истории – одна из наиболее сложных проблем культурологи и философии культуры. Приведем примеры наиболее оригинальных подходов к типологизации культур, разработанных в рамках рассмотренного выше цивилизационного подхода.

Концепция культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского (1822-1885) основана на убеждении автора в том, что не существует единого для всех народов принципа объяснения исторического процесса. Идея эволюционного развития европоцентрична и поэтому не может быть распространена на всемирно-исторический процесс. Общество представляет собой сумму национальных организмов, развивающихся по собственным законам. Такие «организмы» Данилевский и называет «культурно-историческими типами», или цивилизациями. Решающую роль в истории сыграли 11 основных культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, европейский. Ряд народов не сложились в культурно-исторический тип. Их историческая роль заключается в том, что они, либо разрушают отжившие культуры, либо составляют основу для новых. В основе человеческой культуры в идеале должны участвовать четыре структуры: религия, наука, политика, общественно-экономическая деятельность. Известные нам культурно-исторические типы развивали какую-нибудь одну структуру. Первым «четырехосновным» культурно-историческим типом станет восточнославянский тип.

Концепция культуры Ф.Ницше (1844-1900) строится на противопоставлении дионисийского и аполлоновского начал в культуре Европы. Дионисийское начало, как более древнее, связано с природными культами, сам бог Дионис в греческой мифологии был покровителем виноделия, плодородия, могучих и темных для человека сил природы. Человек этого времени чутко реагировал на природные процессы и циклы, боялся опасностей, исходящих от природы, но не боялся смерти, так как воспринимал ее как естественный природный процесс. Аполлон – это бог знания, наук и искусств, возглавляющий свиту из муз – покровительниц искусства. Возвышение аполлоновского начала, считает Ницше, прослеживается уже в античной культуре и особенно ярко проявляется в Новоевропейской.

Культура и цивилизация в учении О.Шпенглера (1880-1936). В своей книге «Закат Европы» Шпенглер предпринял попытку доказать существование независимых друг от друга исторических обществ. Он называет их «культурами» и исследует особенности их развития. Шпенглер выделяет 8 таких культур: индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, западно-европейскую, майя, византийско-арабскую и египетскую. Каждая культура развивается по аналогии с живым организмом: она рождается, расцветает, стареет и гибнет. Конечная фаза жизни культуры называется у Шпенглера «цивилизацией». На этом этапе культура живет стереотипами, ее душа уже исчерпала свои потенциальные возможности и ничего нового она произвести не способна. Но так как этот этап обычно наступает в момент наивысшего расцвета культуры, то люди просто не замечают признаков упадка и гибели. Сравнительный анализ культур обнаруживает единство их судьбы, но содержание культуры, ее душа, ее символы, стили, чувство жизни уникальны и не передаются от одной культуры к другой.

Культура и цивилизация в учении А.Тойнби (1889-1975). В 12-томном труде «Исследование истории» Тойнби на богатом фактическом материале разработал концепцию истории, в основе которой лежит понятие «цивилизации». Под цивилизацией Тойнби понимает достаточно большие общности людей, объединенных культурой, в основе которой лежит религия. Всего автор выделяет 26 цивилизаций. Жизненный цикл каждой из них состоит из пяти фаз: рождение, рост, надлом, разложение, гибель. Внутренним стержнем жизни цивилизации является столкновение божественного Вызова и творческого Ответа, даваемого людьми. Удачный Ответ, правильный выбор и ведет к рождению «локальной цивилизации» со своими признаками, своеобразием, неповторимостью. Новые Вызовы и успешные Ответы способствуют росту цивилизации, раскрытию ее творческого потенциала. Надлом (брэйкдаун) происходит в результате роковой ошибки творческого меньшинства, элиты. Нарушается гармония, начинаются расколы, революции, появляются маргинальные слои населения и цивилизация идет к упадку. Но время ее жизни ничтожно по сравнению со временем существования человечества. Одни цивилизации не удались и рано погибли, другие – окаменели и остановились в развитии, третьи – проделали свой путь до конца. В настоящее время сохранилось всего 5 цивилизаций: западно-христианская, восточно-христианская, исламская, индийская и дальневосточная. Четыре из них, кроме первой, уже пережили надлом. Тойнби высказал надежду, что западная может дать начало новой мировой цивилизации с единым центром.

Культура и цивилизация в учении П.Сорокина (1889-1968). Исторический процесс Сорокин рассматривает с точки зрения психологии, полагая, что любое социальное взаимодействие обладает психическим характером. Поэтому, чтобы понять историю, культуру, цивилизацию, нужно выявить и проанализировать различные взаимодействия, реакции, мотивы людей. Все люди в обществе взаимодействуют под влиянием целого комплекса факторов. Объединяются они в систему благодаря культуре, которая несет в себе особый набор ценностей, норм, значений, образцов чувственной и мыслительной деятельности. Преобладание чувственных или рациональных образцов или их гармонизация и определяют специфику культуры, ее неповторимость и уникальность. Наибольшего успеха добиваются культуры, которые сумели найти оптимальный баланс между четырьмя ценностями: Истина, Красота, Добро и Польза.

Культура и цивилизация в учении К.Ясперса (1883-1969). В философской концепции Ясперса исторический процесс предстает как объединенный способностью людей к коммуникации, общению, самопознанию. Способность к богатой духовной жизни проявляется на определенном уровне развития человеческой культуры. Хронологически такая ситуация складывается между УШ и П веками до н.э. в Древних цивилизациях. В этот период, у разных народов, которые жили автономно друг от друга, возникают религии, развитое искусство, науки, философские системы. Поэтому данный период Ясперс называет «осевым временем» человеческой истории. Это время является свидетельством общности людей и их духовной жизни, в нем скрыты возможности взаимопонимания современных культур и народов, разобщенных политическими, идеологическими, социальными конфликтами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.007 с.)