Основные категории диалектики



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные категории диалектики



Язык философии носит категориальный характер, это значит, что в его основе лежит система понятий и терминов особого свойства. Наиболее значимые из них называются категориями.

Категория(от греч. – высказывание, обвинение, признак) – понятие для обозначения отвлеченных от действительности и зафиксированных в языке наиболее общих и существенных характеристик исследуемого фрагмента реальности в любой системе знания.

Философская категорияпонятие предельной общности, в котором отражаются универсальные характеристики действительности.

Необходимость такого предельно общего языка объясняется тем, что философская рефлексия имеет дело со сложными, развивающимися системными объектами, поэтому в категориально-понятийном аппарате философии должны отражаться важнейшие грани и особенности мира как целого.

Категории философии формировались постепенно, по мере развития человеческой практики, абстрактно-логического мышления, самой философии. Современная философия оперирует большим количеством категорий и понятий. Среди них уже известные нам: материальное, идеальное, бытие, пространство, время, движение, развитие. Особое место в системе философских понятий занимают категории диалектики. Они представляют собой внутренне связанные пары, поэтому и называются парными категориями. Почему категории диалектики образуют пары? Потому что они отражают противоположные стороны целостных явлений, объектов, процессов.

Условно категории диалектики можно разделить на две группы. Категории первой группы отражают закономерности в развитии объективной реальности,механизмы детерминации в ней. Это такие категории как:

- причина и следствие;

- необходимость и случайность;

- возможность и действительность.

Категории второй группы отражают закономерности в развитии познавательнойдеятельности, т.е. гносеологические механизмы. К ним относятся:

- единичное, особенное и общее;

- содержание и форма;

- сущность и явление.

Рассмотрим их подробнее.

Причина (лат. – causa) и следствие философские категории, отражающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечет за собой другое явление; последнее называется следствием.

Проблему исследования многообразных связей между явлениями и процессами в мире впервые сформулировал Аристотель. Он выделил и описал категории причины и следствия. В Новое время, благодаря успехам механики и физики, были установлены и изучены жесткие причинно-следственные связи механического характера, при которых если мы знаем причину, то с необходимостью можем предсказать следствие. Эта концепция получила название лапласовского детерминизма(от лат. – определяю, влияю, воздействую) по имени французского ученого Лапласа.

Достоинства и недостатки лапласовского детерминизма раскрыл Ф.Энгельс в работе “Диалектика природы”. С одной стороны, концепция Лапласа отвергала религиозное понимание причинности и утверждала научные принципы исследования взаимосвязи между явлениями. С другой – она имела ограниченный характер, т.к. распространялась только на один тип связей – механический.

Развитие науки показало, что характер связи зависит от условий ее осуществления, от степени сложности системы. Так, Ч.Дарвин проследил генетические связи в конкретных условиях эволюции живых организмов. Позднее в физике элементарных частиц, квантовой механике был обнаружен новый, более универсальный, тип связей на уровне микромира, где невозможно однозначно предсказать связи между причиной и следствием. Некоторые ученые высказали предположение об отсутствии причинной обусловленности в мире. Подобная точка зрения получила название индетерминизма. В современной науке интерес к изучению причинно-следственных связей не только восстановлен, но и получил дополнительный импульс в связи с развитием новых направлений и концепций в естествознании. Так, например, в синергетике актуализирована проблема анализа случайных факторов в развитии системных объектов.

Различные аспекты, типы связей, степень детерминированности и характер зависимости явлений конкретизируют категории необходимость и случайность.

Необходимость –философская категория, отражающая закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения, существования и развития. Необходимость может быть внешней и внутренней, динамической и статистической.

Случайность – философская категория, отражающая такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними, неустойчивыми, единичными для данного явления причинами. Случайность может быть внешней и внутренней, субъективной и объективной.

Понимание необходимых и случайных причинных связей часто осложняется недооценкой диалектики возможности и действительности. Например, любой природный объект потенциально богаче, чем выглядит, его возможности шире действительности. Реализация же этих возможностей в значительной степени зависит от деятельности человека, которая выступает случайным фактором по отношению к необходимым и объективным природным связям. Категории возможности и действительности характеризуют две основные ступени в становлении и развитии системы.

Возможность – философская категория для отражения объективной тенденции становления предмета, которая выражается в наличии условий для его возникновения. Различают абстрактную (формальную) и реальную (конкретную) возможности. Численная мера возможности выражается понятием вероятности.

Действительность – философская категория для отражения объективно существующего предмета, явления или процесса как результата реализации некоторой возможности, в широком смысле – совокупности всех реализованных возможностей.

Единичное - философская категория, отражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность объектов друг от друга в пространстве и во времени, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определенность.

Особенное - философская категория, отражающая реальный предмет как целое в единстве его противоположных моментов - единичного и общего.

Общее – философская категория, отражающая определенное свойство или отношение, характерное для данного класса предметов, явлений.

Важная методологическая и познавательная роль этих категорий была обнаружена уже античными философами, когда возникла проблема перехода от единичных предметов к знанию о них. Логический аспект и взаимосвязь единичного, особенного и общего были установлены Гегелем. Он показал, что единичное – это предмет во всей совокупности его чувственных свойств. Особенное – это уже знание о предмете, которое фиксирует в нем признаки, позволяющие отнести этот единичный предмет к определенному классу объектов. Общее – это знание о предмете, которое фиксирует проявление в нем всеобщих, закономерных, универсальных связей. Общее никогда не исчерпывает единичного, в единичном всегда остаются некоторые не фиксируемые свойства.

Субъект теоретической и практической деятельности неизбежно обнаруживает различие определенной совокупности признаков, свойств и тенденций объектов и способов их выражения, что закрепляется в категориях содержание, форма, сущность и явление.

Содержаниефилософская категория, отражающая единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций.

Форма – философская категория, отражающая способ существования и выражения содержания. Форма может быть внешней и внутренней. Понятие внутренней формы близко по содержанию к понятию структуры.

Сущность – философская категория, отражающая внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Это понятие связано с проблемой определения места и роли объекта в действительности.

Явление – философская категория, отражающая то или иное выражение (обнаружение) предмета, внешней формы его существования.

Таким образом, категории диалектики,

во-первых, воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде;

во-вторых, отражают основные этапы становления и развития предметно-практической и теоретико-познавательной деятельности человека.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.219.62 (0.007 с.)