Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диалектика – общая теория развития.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
План семинара 1. Понятие и принципы диалектики, ее исторические формы. 2. Законы диалектики. 3. Категории диалектики. 4. Методологическое значение диалектики и ее альтернативы Цель семинара: сформировать у студентов основные навыки диалектического мышления и рассуждений на основе диалектической логики. Задачи семинара: рассмотреть диалектику как теорию развития и как метод познания, ее законы и основные категории, научить студентов оперировать диалектическими категориями и законами в своих рассуждениях, а также применять диалектический метод при изучении любых вопросов науки и практики. Основные понятия темы: диалектика, категории, становление, противоположность и противоречие, скачок, отрицание. Материальное оснащение: тематические таблицы, схемы. Методика проведения занятия: опрос по текущей теме (80 мин.), закрепление итогового материала (10 мин.).
Контрольные вопросы: 1. Каковы основные исторические формы диалектики? 2. Назовите основные принципы диалектики. 3. В чем заключается тождество и различие субъективной и объективной диалектики? 4. Почему противоречие есть источник движения и развития? 5. Назовите основные типы противоречий и способы их разрешения. 6. Почему закон единства и борьбы противоположностей является ядром диалектики? 7. Почему скачок является всеобщей формой перехода количественных изменений в качественные? 8. Какие две тенденции развития синтезирует закон отрицания отрицания? 9. Раскройте соотношение формы и содержания, структуры и функции, системы и элементов. 10. Что означает выражение: «сущность является, явление существенно»? Темы докладов и рефератов 1. Каковы основные исторические формы диалектики? 2. Назовите основные принципы диалектики. 3. В чем заключается тождество и различие субъективной и объективной диалектики? 4. Почему противоречие есть источник движения и развития? 5. Назовите основные типы противоречий и способы их разрешения. 6. Почему закон единства и борьбы противоположностей является ядром диалектики? 7. Почему именно скачок является всеобщей формой перехода количественных изменений в качественные? 8. Какие две тенденции развития синтезирует закон отрицания отрицания? 9. Раскройте соотношение формы и содержания, структуры и функции, системы и элементов. 10. Что означает выражение: «сущность является, явление существенно»? Литература 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для ВУЗов. – М., 2006. 2. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М., 1991. 3. Андреев И.А. Диалектическая логика. – М., 1985. 4. Глядков В.А. Закон отрицания отрицания и его методологические функции. – М., 1982. 5. Губин Д. Философия: учебное пособие. – М., 2003. 6. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М., 2003. 7. Диалектика отрицания отрицания. – М., 1983. 8. Диалектическая логика. – М., 1985. 9. Диалектическое противоречие. – М., 1979. 10. Дудель С.П., Штракс Г.М. Закон единства и борьбы противоположностей. – М., 1967. 11. Зак С.Е. Принципы, основные законы материалистической диалектики. – М., 1974. 12. Закон, необходимость, вероятность. – М., 1967. 13. Канке В.А. Основы философии. – М., 2004. 14. Категории диалектики как ступени познания. – М., 1971. 15. Категории социальной диалектики (Под ред. Ю.А. Харина). – Минск, 1978. 16. Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. – М., 1973. 17. Материалистическая диалектика. В 5-ти т. – М., 1985. 18. Оруджев З.М. Диалектика как система. – М., 1973. 19.Основы философии: Учебное пособие / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попов. – М., 1997. 20. Петров Ю.А. Логические функции категорий диалектики. – М., 1985. 21. Пилипенко Н.В. Диалектика необходимости и случайности. – М., 1981. 22. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2002. 23. Столяров В.И. Диалектика как логика и методология науки. – М., 1975. 24. Философия /под ред. З.Т. Фокиной. – М., 2004. 25. Философия: Учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2006. 26. Философия: учебник. / отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д., 2006 27. Хрусталев Ю.М. Введение в философию. Учебное пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов. – Ростов н/Д., 2003. 28. Чайковский Ю.В. О природе случайности – М., 2001. 29. Шептулин А.П. Диалектика единичного, особенного и общего. – М., 1963.
При рассмотрении первого вопроса надлежит сформировать общее представление о диалектике, ее основных принципах и подходе, о ее историческом пути развития. Диалектика (греч. — искусство вести беседу) — теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через свои законы, категории и принципы. Такое разнообразие значений объясняется тем, что хотя диалектика и характеризует развитие природы, но создается людьми. Поэтому целесообразно различать диалектику объективную и субъективную. Диалектика объективная – это процессы развития самого мира. Диалектика субъективная – это диалектическое мышление. Субъективная диалектика вторична по отношению к объективной диалектике и является ее отражением в сознании человека. Однако субъективная диалектика субъективна только по своей форме, как система разрабатываемых людьми принципов, законов и категорий. По содержанию же, которое она черпает из материального мира, она тождественна объективной диалектике, выступая более или менее полным и постоянно развивающимся отражением ее. Иначе говоря, поскольку наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам, то поэтому противоречия между ними быть не может. Очень важно раскрыть специфику диалектики через сравнение ее с метафизикой. Исторически сложились два альтернативных способа понимания связей и развития, и, соответственно, два метода философского размышления, – диалектический и метафизический. Определяющей особенностью метафизического способа мышления является односторонность, абсолютизация того или иного момента в составе целого при рассмотрении явлений и процессов. Кроме того, метафизика абсолютизирует аналитический подход, практически исключая синтетический. На этой основе сложились следующие отличия метафизики от диалектики: - если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое; - согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний (божественный) первотолчок; - сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством, по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение), качество изменяется благодаря качеству, т.е. само по себе улучшается или ухудшается; - если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития; - и, наконец, если диалектика признает всеобщую связь и взаимозависимость, то метафизика отрицает их, рассматривает мир как состоящий из отдельных вещей и явлений. Законы диалектики. Их рассмотрение следует начать с общей характеристики законов. Закон – это объективные, существенные, общие, необходимые и повторяющиеся связи и отношения между сущностями и внутри сущностей. Они указывают на определенный порядок, последовательность, устойчивую тенденцию развития явлений. В зависимости от сферы действия законы делятся на частные, общие и всеобщие (универсальные). К универсальным законам относятся, прежде всего, законы диалектики. Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Смысл этого закона состоит в том, что все сущее состоит из противоположных начал, сторон, тенденций, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу. Именно единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего. Здесь следует остановиться на основных категориях этого закона: тождество, различие, противоположность и противоречие, а также раскрыть структуру, типологию и этапы развития противоречия. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений показывает, как происходит развитие. Он характеризует внутренний механизм движения и развития вещей. Иначе говоря, закон раскрывает характер процесса развития, пути и формы перехода от старого к новому. Студенты должны четко уяснить основные категории данного закона, в особенности категорию скачка, смысл выражения «скачок есть прерывание постепенности». Желательно рассмотреть действие данного закона в медицине. Закон отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой переход явлений из одного качественного состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некоторые черты старого качества. Словом, этот закон выражает и процесс коренного изменения старого качества, повторяющуюся связь между различными этапами развития, т. е. основную тенденцию развития и преемственность между старым и новым. Преподаватель раскроет смысл этого закона на примере заболевания, ходе лечения которого приобретается иммунитет. Категории диалектики – это наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. Студентам следует раскрыть роль и значение категорий, их характер и отличия от законов диалектики. Различия категорий и законов возникают на основе предмета отражения. Если категории отражают общие связи, отношения, свойства и стороны объективной действительности, то законы отражают только всеобщие связи и отношения объективной действительности, но не отражают свойства и стороны. Категории и законы различаются также по форме отражения. Категории являются особым видом понимания. Законы диалектики, как и любые другие законы, представляют собой особый вид суждений. Философские понятия, отражающие универсальные связи бытия, образуют группу категорий диалектики. Эти категории, как правило, парные, они отражают «полярные» стороны явлений, вещей, процессов – в соответствии с законом единства и борьбы противоположностей. В процессе познания можно выделить два категориальных ряда: 1. первый категориальный ряд выражает «устройство» и «организованность» бытия. К этому ряду можно отнести следующие парные категории диалектики: «единичное и общее», «многое и единое», «сходство и различие», «качество и количество», «простое и сложное», «часть и целое», «конечное и бесконечное», «форма и содержание» и т.д. 2. другой категориальный ряд выражает универсальные связи детерминации. К ним относятся: «явление и сущность», «причина и следствие», «случайность и необходимость», «возможность и действительность» и др. Первый ряд категорий можно назвать «горизонтальным», а второй – «вертикальным». В рамках этой типологии и следует раскрывать содержание категорий. Важно при этом показать проявление рассматриваемых категорий в медицине. При рассмотрении четвертого вопроса следует особо остановиться методологической роли диалектики для медицины. Здесь возможно дать студенту подготовить реферат книги Г.И. Царегородцева «Диалектический материализм и медицина». В конце занятия преподаватель подводит итоги, чтобы сложилось целостное представление о диалектике, ее законах и категориях, ее альтернативах и методологическом значении.
Тема №3
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.190 (0.007 с.) |