ТОП 10:

Философия техники. Человек в информационно-техническом мире



 

План семинара

1. Понятие техники. Этапы развития техники.

2. Научно-техническая революция и ее социальные последствия.

3. Модели соотношения науки и техники.

4. Научно-технический прогресс и медицина.

Цель семинара: Раскрыть сущностное содержание понятия техники, показать ее роль в жизни человека, осветить основные стороны взаимодействия человека, техники и медицины.

Задачи семинара: Сформировать общие понятия и представления о роли и месте техники в жизни человека.

Основные понятия темы: техника, технология, научно-технический прогресс, научно-техническая революция, этапы научно-технической революции, механизация, автоматизация, компьютеризация, высокие технологии.

Материальное оснащение: схемы, тематические таблицы.

Методика проведения: повторение (логически связанных с текущей предыдущих тем – познание, наука) – 20 мин.; опрос по текущей теме – 60 мин.; закрепление итогового материала – 10 мин.

 

Контрольные вопросы

1. В чем суть понятия «техника»?

2. В чем заключается понятие «научно-техническая революция»?

3. Что подразумевает термин «научно-технический прогресс»?

4. Каковы этапы развития техники?

5. Что может интернет?

6. Является ли техника ценностью?

7. Ведет ли технический прогресс к деградации личности?

8. Что такое кибернетика и каково ее влияние на развитие медицины?

Темы докладов и рефератов

1. Человек и техника в современном мире.

2. Развитие техники в древнем мире и в Средние века.

3. Наука и техника в Новое время (16-18 вв.).

4. Человек в мире Интернета.

5. Технический прогресс и личность человека.

6. Н.Винер и кибернетика.

7. Наука и техника – грани взаимодействия.

8. Техническое развитие и медицина.

 

Литература

1. Алексеев П.В. Социальная философия. – М.: Проспект, 2003. – 256 с.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М.: Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 608 с.

3. Анисимов В.С. Основы медицинской кибернетики. - Воронеж, 1978.

4. Губин Д. Философия: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 331 с.

5. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 438с.

6. Длугач Т.Б. Человек в мире техники и техника в мире человека. - М., 1978.

7. Журавлев А.П. Диалог с компьютером. - М., 1987.

8. Зуев К.А. Компьютер и общество. - М., 1990.

9. Канке В.А. Философия.- М.,2004.

10. Киселев Н.В. Медицинская информатика и основы вычислительной техники. - Л., 1988.

11. Комаров В.Д. Основы философии техники // Философия и общество, 2000, №1.

12. Мельников В.Г. Медицинская кибернетика.- Киев,1978.

13. Моисеев Н.Н. Люди и кибернетика. - М., 1984.

14. Научно-техническая революция, общество и медицина. - М., 1973.

15. Новосельцев В.Н. Организм в мире техники: кибернетический аспект. - М., 1989.

16. Ракитов А.И.Философия компьютерной революции. - М., 1991.

17. Сидоренко Т.И. Кибернетика и терапия. - М., 1970.

18. Хрусталев Ю.М., Царегородцев Г.И. Философия науки и медицины. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2005. – 507с.

 

 

При изучении первого вопроса следует обратить внимание на понимание студентами взаимосвязи и, в тоже время, относительной самостоятельности понятий наука и техника. Следует вспомнить о том, что в античности занятие техническими науками и интерес к ним считался чем-то не значительным. Наибольший интерес в то время вызывали гуманитарные науки и искусства. Надо выявить специфику философского подхода к технике.

Необходимо четко разграничивать этапы развития техники (Древность, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время, 19-20 век, 21 век), выявить понимание связи между техникой и наукой, сложившееся в Новое время.

При изучении второго вопроса необходимо выявить понимание студентами самого понятия НТР, его связь с развитием мировоззрения человека Нового времени.

Рассматривая этапы развития техники, следует обратить внимание на то, что НТР влечет за собой серьезные социальные последствия. Необходимо обратить внимание студентов на теорию парадигмы Т. Куна, связанную с понятием НТР.

При изучении третьего вопроса следует сформировать понимание студентами основных черт линейной и эволюционной моделей соотношения науки и техники, а также выделить особенности периодов в истории взаимосвязи науки и техники.

При изучении четвертого вопроса необходимо обратить особое внимание студентов на ряд моментов в процессе взаимодействия науки, техники, медицины: 1) Влияние НТР на характер и условия труда, а также новые требования, характеризующие состояние здоровья человека в эпоху высоких технологий; 2) Взаимовлияние техники и медицины, роль врача в условиях НТР, возникновение биоэтических проблем, как следствие развития высоких технологий (в частности генной инженерии, новых репродуктивных технологий); 3) Особенности развития медицины в эпоху НТР.

 


Тема №3







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.229.90 (0.003 с.)