Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Антропоцентризм как методологический принцип медицины.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
План семинара 1. Бытие человека как философская проблема. Философское постижение человека и медицина. 2. Понятие антропоцентризма. Типы антропологических учений. 3. Бытие человека. Человеческая субъективность. Врач как личность. Цель семинара: сформировать у студентов общее и систематизированное представление о ценностно-мировоззренческой основе современной медицинской науки и практики, о принципе антропоцентризма. Задачи семинара: раскрыть содержание и значение принципа антропоцентризма, способы его воплощения в медицине, а также особенности философского постижения человека и его бытия, основные типы антропологических учений и теорий. Основные понятия темы: антропология и антропоцентризм, биологическое и социальное, гуманизм, экзистенциальные проблемы. Материальное оснащение: тематические таблицы, схемы. Методика проведения занятия: опрос по текущей теме (80 мин.), закрепление итогового материала (10 мин.).
Контрольные вопросы 1.Что означает «существование человека»? 2. Рассуждают ли теоцентристы о человеке? 3. Можно ли очеловечить природу? 4. Почему диктат социального принижает человека? 5. Как связаны медицина и философская антропология? 6. Кто родоначальник философии человека? 7. Почему до сих пор нет целостной концепции человека? 8. Может ли медицина создать общее учение о человеке? Темы докладов и рефератов 1. Человек как философская проблема. 2. И. Кант о философской антропологии. 3. Макс Шелер и программа философских исследований человека. 4. Разрозненность знания о человеке и современная медицина. 5. Роль медицины в развитии представлений о человеке. 6. Диалог антропологических идей. 7. Этологическая концепция К.Лоренца. 8. Психофизиологическое и социальное начало в человеке. 9. Совесть и воля личности. 10. Трагизм бытия личности в современном мире.
Литература: 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для ВУЗов. – М., 2006. 2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М., 2000. 3. Барулин B.C. Социально-философская антропология. – М., 1994. 4. Бережной Н.М. Человек и его потребности. – М., 2001. 5. Буржуазная философская антропология ХХ века. – М., 1986. 6.Витол Э.А. Основное противоречие антропосферы и пути его разрешения // Философия и общество. – 2003. № 3. 7. Губин Д. Философия: учебное пособие. – М., 2003. 8. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М., 2003. 9. Гуревич П.С. Философия человека. Ч. 1, 2. – М., 1999. 10. Канке В.А. Основы философии. – М., 2004. 11. Основы философии: Учебное пособие / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попов. – М., 1997. 12. Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. Материалы лекционных курсов 1992-1994 годов. – М., 1995. 13. Смирнов С.А. Опыты по философской антропологии. Человек в пространстве культуры. – Новосибирск, 1996. 14. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2002. 15. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. – М., 1992. 16. Философия / под ред. З.Т. Фокиной. – М., 2004. 17. Философия: Учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2006. 18. Философия: Учебник / отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д., 2006. 19. Хрусталев Ю.М. Введение в философию. Учебное пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов. – Ростов н/Д., 2003. 20. Человек как философская проблема: Восток – Запад. – М., 1991. 21. Человек: философско-энциклопедический словарь. – М., 2000. 22. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба человека // Общественные науки и современность. – 1998. № 1. 23. Шевяков Г.С. Человек и его судьба. – М., 2004. 24. Щепин О.П., Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Медицина и общество. – М., 1983.
Приступая к изучению первого вопроса, следует подчеркнуть, что философия изучает не только мир, но и прежде всего человека, его бытие и субъективность, смысл бытия человека в мире. Человек для нее не просто вещь среди вещей, но субъект, способный к изменению мира и самого себя. Как говорил испанский философ Х. Ортега-и-Гассет, философия оправдана тем, что выходит за пределы очевидности. Выходит она за такие пределы прежде всего в исследовании человека. Здесь следует остановиться на основных подходах к проблемам человека в истории философской мысли. Сущность человека есть социально-трудовая деятельность. Но человек несводим только к своей сущности. В своем реальном проявлении она обнаруживается в его существовании. И если сущность человека – это общая характеристика рода человек (homo sapiens), то существование каждого индивида всегда индивидуально в своем конкретно-эмпирическом выражении и не исчерпывается сущностью. Человеческое существование есть бытие индивида как целостного существа во всем многообразии форм, видов и свойств его проявления. Эта целостность выражается, в первую очередь в том, что человек есть единство трех основных начал – биологического, социального и психического. Следовательно, человек – это биопсихосоциальный феномен. Поэтому и развитие способностей человека, и его целостное формирование всегда связано с этими основными факторами: природными задатками, социальной средой и внутренним Я (волей, стремлениями, интересами, переживаниями и т.д.). И хотя проблема человеческого существования находит свое наиболее полное выражение в философии экзистенциализма, однако трудно согласиться с утверждением представителей этого течения, что существование предшествует сущности, ввиду того, что якобы сам по себе «человек – это ничто» и полная внутренняя свобода. На самом деле человек – это всегда уже и «нечто», с одной стороны, а с другой – он всегда развивается в определенной социальной среде, которая накладывает на него свой отпечаток и свои ограничения. Поэтому само индивидуальное существование человека невозможно вне этой необходимости, вне системы общественных отношений, составляющих его сущность. Вместе с тем и его сущность невозможна вне его существования. Следовательно, необходимо вести речь не о том, что чему предшествует, а о диалектике, о неразрывной связи и единстве сущности и существования человека. Его сущность формируется в процессе существования и постоянно присутствует в нем. С проблемой сущности и существования неразрывно связан и вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. По своей сущности человек есть существо социальное. В то же самое время он есть дитя природы и не может в своем существовании полностью выйти за ее рамки, функционировать безотносительно к своей собственной биологической природе. Содержательно биологическое начало в человеке включает: набор генов (генотип); - анатомическая структура; - морфофизиологические, электрохимические и нервно-мозговые процессы; - бессознательные инстинкты и витальные потребности; - включенность в общую природную систему обмена вещества и энергии. Соответственно, социальное начало в человеке представлено прежде всего как: коллективный образ жизни и - способность к целенаправленному и осмысленному взаимодействию с себе подобными; - социально-трудовая деятельность; - культура (искусственно созданная среда обитания); - сознание и мышление. Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого выступают личность как его «социальное качество» и организм, который составляет его природную основу. И вне социальных условий одна лишь биологическая основа еще не делает человека человеческой личностью. С другой стороны, биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме. Природно-биологическая сторона существования человека опосредуется и очеловечивается социокультурными факторами. Поэтому, подытоживая, можно сказать: биологическое начало в человеке не отменяется социальным, а существует благодаря нему, при этом социальное частично трансформирует биологическое, а оставшееся – опосредует и придает ему социокультурную форму выражения. Поэтому и медицина должна исходить из целостной природы человека как биосоциального существа. Если лечебное воздействие будет исходить только из биологической природы человека, игнорируя его социальные и психологические аспекты, то эффективность такого воздействия вряд ли будет высокой. Поэтому целостная биосоциальная природа человека должна стать во главе методологических принципов и установок медицины. Отсюда вытекает и принцип психосоматической природы заболевания Человек – это существо, которое осознает свое место во Вселенной, и пока жив, сохраняет это сознание. Важно не только то, что человек может активно воздействовать на окружающий мир и познавать его. Куда важнее то, что ему известно свое собственное отношение к миру, т.е. известно свое собственное бытие, стремясь определить основные феномены человеческого существования: страх, страдание, зло, лень, труд, любовь, игра, но, в первую очередь – смерть. Думается, не случайно самый ранний дошедший до нас отрывок из сочинений античных философов был посвящен этому важнейшему феномену человеческого бытия и гласил: то, что нас порождает, по необходимости приводит к гибели (Анаксимандр). Это универсальный закон: все предметы (камни, деревья, животные, люди), обретшие свободу индивидуального существования, тем самым предопределены к гибели и разрушению. Вся последующая философия была буквально пронизана этой мыслью Анаксимандра. Наше сознание не хочет принимать неизбежность смерти. Именно проблема смерти, точнее, страха смерти, и порождает религию, философию, и многие другие сугубо человеческие занятия. При этом люди по-разному переживают конечность своей жизни: от тупого смирения до сознательного самоотрицания. Э. Хемингуэй считал, что все, чем увлекается человек, служит «наркотиком», позволяющим выжить и на какие-то мгновения забыть о неизбежном. К числу таких наркотиков относятся и религиозная забота о спасении души, и алкоголь, и секс, и азартные игры и многое другое. Сегодня в роли такого «опиума для народа» выступает телевизор. Другим важнейшим аспектом человеческого бытия является вопрос о свободе нашей воли. Трудность этой проблемы не в формулировке, а в том, что самые неопровержимые логические доводы в пользу того, что свобода воли в принципе невозможна, оказываются почему-то неубедительными. Впрочем, противоположные доводы – тоже. Возможно потому, что действительный смысл вопроса о свободе состоит в том, способны ли мы к творческому самовыражению. Можно дать доклад на эту тему по книге Н.А. Бердяева «О назначении человека». В соответствующем ключе возможно обсудить со студентами такие экзистенциальные проблемы, как страх (опираясь на книгу С. Кьеркегора «Страх и трепет»), страдание (А. Шопенгауэр), лень, любовь, зло, счастье, скука, одиночество, интерес и т.п. Рассмотрение второго вопроса лучше всего начать с самого понятия «антропоцентризм». Антропологический принцип в философию ввел и обосновал Л. Фейербах, а в России – Н.Г. Чернышевский. Но в содержательном плане этот мировоззренческий принцип формируется еще в эпоху Возрождения. Если в философии Древнего Востока и античности человек понимался как часть единого космоса (микрокосм), а в средние века как «тварное создание», изначально греховное по своей природе, то в эпоху Возрождения утверждается культ человека. Гуманисты Ренессанса прославляли человека, его земную природу, автономию и творческую активность, безграничность его возможностей и способностей (Пико делла Мирандола и др.). Антропоцентризм – это философский подход, ставящий в центр мировоззрения концепт «человек» и разрабатывающий и обосновывающий всю систему взглядов на мир и общество, исходя из этой категории. И хотя собственно антропологический подход в узком смысле слова сегодня признается явно недостаточным в силу его известной абстрактности и односторонности, неумения учесть социальные аспекты человеческого бытия, однако как мировоззренческий и методологический принцип антропоцентризм и в наше время широко используется особенно в таких областях деятельности, связанных напрямую с человеческим бытием, как медицина. Как общий принцип медицинской науки и практики антропоцентризм означает: - самоценность человека, его жизни и здоровья; - именно человек, его жизнь и здоровье выступают главным критерием истины в медицинской деятельности; - человек как исходный пункт, главный объект и цель медицинского познания; - целостное восприятие и понимание человека как единства биологического и социального, материального и духовного, соматического и психического; - уважение к человеку, к его автономности, правам и свободам, к его личности; - гуманность, милосердие и сострадание – основа отношения медика к человеку. В узком смысле антропоцентризм (антропологизм) означает общую установку ряда философских школ и направлений на самодовлеющее изучение человека как основного предмета познания и главной активно преобразующей силы в Космосе. На Западе такие школы и теории особенно активно начали развиваться со второй половины XIX в. В настоящее время все разнообразие школ и направлений западного антропологизма можно свести к двум основным группам концепций: объективистские и субъективистские. Объективистские концепции рассматривают человека в основном с точки зрения его сущности, отвлекаясь практически от его существования и внутреннего мира. Это весьма разнородная группа, включающая: - природно-объективные и биологизаторские (А. Гелен, Х. Шельски); - идеалистические и религиозные (М. Бубер, М. Шелер); - социологические, акцентирующие внимание на социальном начале в природе человека (Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ю. Хабермас); Субъективистские теории воспринимают человека преимущественно через его существование и внутренний мир, фактически отвлекаясь от его сущности, от материального и социального начал в нем. Сюда относятся два направления: - психоаналитические (З. Фрейд, Г. Салливэн, Д. Рисмен, Г. Рохайм, Э. Фромм и др.); - экзистенциальные (М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.). И хотя единой антропологической теории человека так до сих пор не создано, различные антропологические школы и направления имеют много точек соприкосновения и даже разработали некие общие принципы. В формулировке O.F. Bollnow эти принципы звучат следующим образом: - антропологическая редукция: все сферы культуры и общественной жизни рассматриваются исключительно как продукты человеческого творчества (в результате социальное начало утрачивает свою самостоятельность и растворяется в общей природе человека); - принцип целостности – преодоление дуализма души и тела, духовного и материального начал в человеке; - принцип-органон: понимание самого человека через созданные им формы культуры (творческо-деятельностное начало отчуждается от человека); - антропологическая интерпретация отдельных внекультурных феноменов человеческой жизни, его телесной, чувственной и душевной организации; - принцип открытого вопроса, т.е. отказ от четкого определения природы человека. Последний пункт наиболее явно и выпукло демонстрирует имманентные недостатки западного антропологизма – его односторонность и узость, приводящие к релятивизму теории. Неслучайно поэтому, что ни одна из западных антропологических теорий не нашла широкого применения в медицинской науке и практике. При рассмотрении третьего вопроса наибольшие затруднения студентов обычно вызывает последний его аспект. Как, не впадая в излишний пафос и патетику, раскрыть специфику человеческой природы врача? Здесь требуется особая щепетильность, чувство меры и умение формулировать мысли на доступном языке.
Если суммировать все требования, предъявляемые к врачу, то его положение можно оценить как труднейшее среди всех существующих профессий. И это понятно. Еще древнее изречение гласило: «Избрав врачевание, отдай ему все!». Ибо ни одна профессия не имеет такого близкого, конкретного, повседневного отношения к самому важному для любого человека – его Жизни и Смерти. Врачу вверяется самое дорогое. И если он лечит больного, то он несет ответственность не только перед ним, его близкими, коллегами, но и перед обществом в целом, а главное – перед самим собой. Специфика положения и деятельности врача приводят к тому, что для оказания необходимой медицинской помощи недостаточно иметь только высокую профессиональную квалификацию и культуру клинического мышления. Необходимо обладать еще и такими личностными особенностями, как душевность, сердечность, чувство сострадания и т.п. Специальные знания сами по себе не дают тех свойств характера и ума, без которых совершенно не сможет обойтись практический врач, если в них ему отказала природа. Человечность – это качество должно быть основным достоинством и абитуриента, и студента-медика, и практического врача. Кого же природа и воспитание обошли своей щедростью на этот счет, тому нечего делать в медицине. Разумеется, нельзя требовать, чтобы врач был словно не от мира сего, каким-то сверхчеловеком. И все же врач должен быть личностью необычной, интересной и сложной, но непременно цельной и нравственной, выделяться пониманием нового, чувством сострадания и справедливости. К тому же врачевание как деятельность особого рода требует от медика полного соответствия слов и поступков. Врач должен всегда, в продолжение всей своей жизни иметь моральное право сказать всюду и каждому: делайте не только то, что я говорю, но и то, что я делаю… Врачевание есть не только обслуживание, ремесло, и врач не должен давать повода рассматривать его таковым. Врач лечит и силой своей личности. Есть личность – есть врачевание. В конце занятия преподаватель подводит итоги, чтобы сложилось целостное представление о человеке и о принципе антропоцентризма как аксиологической и методологической основе современной медицины.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1890; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.12.88 (0.011 с.) |