Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ретроспектива самосознания человека и человечества.

Поиск

Русская философия.

План семинара:

1. Предфилософский этап развития в русской культуре. Русское Средневековье и Возрождение.

2. Философия русского Просвещения.

3. Русская религиозная философия начала 20 века.

4. Философские идеи русских врачей-естествоиспытателей.

5. Философия русского космизма.

 

Цель семинара: раскрыть сущностное содержание и проблематику русской философии и показать ее роль и место в истории философии и значение для современного мировоззрения.

Задачи семинара: сформировать общее представление о философских идеях русских мыслителей, показать сущность и значение проблем, затронутых ими, для современной философии и науки, познакомиться с концепциями бытия, познания и человека, разработанными в русских философских школах; показать значимость воззрений русских естествоиспытателей для дальнейшего развития медицинской науки.

Основные понятия темы: всеединство, ортобиоз, космизм, суперморализм.

Материальное оснащение: схемы, тематические таблицы.

Методика проведения: опрос по текущей теме – 45 мин.; рефераты – 20 мин., беседа по рефератам – 10 мин.; закрепление итогового материала – 15 мин.

 

Контрольные вопросы

1. Каковы отличительные особенности русской философии?

2. Что такое исихазм?

3. В чем суть спора иосифлян и нестяжателей?

4. Каковы воззрения Ломоносова на материю?

5. Каковы общественно-политические взгляды Радищева?

6. Как Чаадаев оценивал роль России в истории в прошлом и будущем?

7. В чем суть рационалистического реализма Герцена?

8. Как представлялся социализм Чернышевскому?

9. В чем суть почвенничества Достоевсого?

10. Каковы религиозно-этические взгляды Толстого?

11. В чем суть философии всеединства Соловьева?

12. Каковы были взгляды Бердяева на творчество?

13. Как представлялся Сеченову феномен жизни?

14. В чем суть мечниковской концепции ортобиоза?

15. Какова суть учения Федотова о супраморализме?

16. Каковы представления Циолковского о материи?

 

Темы рефератов

1. Мистика исихазма.

2. Концепция старца Филофея: «Москва – третий Рим».

3. Полемика иосифлян и нестяжателей.

4. Иосиф Волоцкий и ересь жидовствующих.

5. Естественнонаучные воззрения Ломоносова.

6. Чаадаев: безумец или пророк?

7. Религиозные и политические взгляды Достоевского.

8. Софиология Соловьева.

9. «Русская идея» Бердяева.

10. Взаимодействие человека и Космоса согласно Циолковскому.

 

Литература

1. Акулинин В.Н. Философия всеединства.- Новосибирск, 1990.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 608 с.

3. Губин Д. Философия: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 331 с.

4. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 438с.

5. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х тт. Ленинград, 1991.

6. Кохановский В.П. Диалектика Владимира Соловьева. Ростов н/Д., 1995.

7. Лосский Н.О. История русской философии. М.,1991.

8. Моисеев В.И. Логика всеединства. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 415 с.

9. Моисеев В.И. Логика Добра. Нравственный логос Владимира Соловьева. – М.: Эдиториал УРСС, 2004. – 400 с.

10. Философия: Учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю.Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 828 с.

11. Философия: Учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юрист, 2006. – 506 с.

 

 

При изложении первого вопроса следует обратить внимание на тесную связь средневековых философских поисков на Руси с православным миросозерцанием, которая в период русского Возрождения начинает ослабевать.

Во втором вопросе необходимо подчеркнуть, что в эпоху русского Просвещения основной вопрос философии – осмысление исторической судьбы России, ее места в мировой истории и путей ее дальнейшего развития.

В третьем вопросе необходимо рассмотреть, как вопросы, затронутые в предшествующих философских учениях русских мыслителей, получили свое освещение в русле русской философии всеединства.

В рамках четвертого вопроса следует уделить внимание, прежде всего, воззрениям на феномен жизни в рамках философских построений русских естествоиспытателей.

В пятом вопросе необходимо рассмотреть взгляды Вернадского, Федорова и Циолковского на соотношение человека и космоса.

 


Тема №3

Учение о бытии

План семинара

1. Проблема бытия.

2. Материальная субстанция как сущность бытия.

3. Атрибуты материи.

Цель семинара: добиться от студентов максимально возможного понимания сущности бытия и материи, а также умения адекватно воспринимать максимально абстрактные категории и рассуждать с их помощью.

Задачи семинара: рассмотреть категорию «бытие» в широком и узком смысле, в научном и обыденном обиходе, определить сущностные черты и раскрыть ее основные функции, проанализировать соотношение бытия и материи, особенности понимания материи и ее атрибутов в современной науке.

Основные понятия темы: субстанция и первоначало, сущность и существование, бытие, материя, атрибут, движение и развитие, пространство и время, онтология.

Материальное оснащение: тематические таблицы, схемы.

Методика проведения занятия: опрос по текущей теме (80 мин.), закрепление итогового материала (10 мин.).

 

Контрольные вопросы

1. Когда и почему в философии появилась проблема бытия?

2. Как развиваюсь проблема бытия в античности и в средние века?

3. Как связано мировоззрение Нового времени с проблемой бытия?

4. Какова суть проблемы бытия в ХХ веке?

5. Какие существуют определения материи, подходы к ее пониманию?

6. В чем конечная причина движения? В чем сущность развития?

7. Как трактует современная наука строение и движение материи.

8. Каковы основные подходы к пониманию сущности пространства и времени?

9. В чем специфика биологического и социального времени?

10. В чем проявляется специфика биологического пространства и времени?

 

Темы докладов и рефератов

1. Проблема бытия в античности.

2. Проблема бытия в европейской философии Нового времени.

3. Проблема бытия в европейской философии средних веков.

4. Русская религиозная картина бытия.

5. Проблема бытия в философии ХХ века.

6. Понятие «материя» в истории философии.

7. Движение как атрибут материи.

8. Пространство и время как формы материи.

9. Биологическое и социальное пространство-время.

10. Экзистенциальные истоки бытия.

 

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 608 с.

2. Архипцев Д. Материя как философская категория. – М., 1983.

3. Бунге М. Причинность. – М., 1962.

 

4. Бытие // Вопросы философии. 1989. № 4.

5. Гайденко П. Бытие и разум // Вопросы философии. 1997. № 7.

6. Губин В.Д. Онтология: проблема бытия в современной европейской философии. – М., 1998

7. Губин Д. Философия: учебное пособие. – М., 2003.

8. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М., 2003.

9. Диалектика биологического и социального // Человек и природа. – М., 1980.

10. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1987.

11. Канке В.А. Основы философии. – М., 2004.

12. Корольков А.А. Диалектика и теория медицины. – М., 1979.

13. Краснухина Е.К. Время как форма социально-исторического процесса // Вестник МГУ. 1990. Вып. 3.

14. Кремянский В.И. Структурные уровни живой материи // Вопросы философии, 1992. № 6.

15. Лобанов С.Д. Бытие и реальность. – М.,1999.

16. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. – М.,1977

17. Моисеева И.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. 1990. № 6.

18. Основы философии: Учебное пособие / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попов. – М., 1997.

19. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос. - М., 1994.

20. Слонов Н.Д. Материя и движение. – М., 1972

21. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2002.

22. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. – М., 1987.

23. Уемов А.Л. Вещи, свойства, отношения. – М., 1963.

24. Философия / под ред. З.Т. Фокиной. – М., 2006.

25. Философия: Учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юрист, 2006. – 506 с.

26. Философия: Учебник / отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д., 1997.

27. Хрусталев Ю.М. Введение в философию. Учебное пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов. – Ростов н/Д., 2003.

 

 

Приступая к рассмотрению первого вопроса, следует подробно остановиться на развитии представлений о бытии в истории философской мысли. При этом бытие мыслится в двух основных значениях:

1) это все когда-либо существовавшее, ныне существующее и все, имеющий потенциал к реализации в будущем. Здесь бытие означает мир в целом или «универсум»;

2) бытие как исходное начало и основание нашего мира, его сущность и метафизическая определенность. Это – абсолютное бытие, или Бог, Единое и т.п.

Если в древности преобладал первый подход, то в Новое время утвердился второй подход в качестве основного. Поэтому сегодня под бытием в широком смысле слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытиеэто философская категория, обозначающая реальность. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия – это синонимы. Бытие есть все то; что есть, что существует. Это и материальные вещи, и человек, и фантазии, и теории, и все процессы, и их свойства, связи и отношения. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их общей черты – их существования, что и задает миру целостность.

Из философского осмысления бытия вытекает представление о мире, как всеобщем единстве, которое включает в себя множество вещей, процессов, состояний. Разнообразие форм бытия предполагает постановку вопроса: имеется ли нечто объединяющее сами эти формы, можно ли говорить о единстве всего бесконечно многообразного мира. Идея такого единства приводит к представлению об общей основе всего сущего, для обозначения которой в философии выработана категория субстанции. Субстанцияэто некая всеобщая первичная основа всех вещей, которая является их последней сущностью. Эта категория фиксирует внутреннее единство вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые они существуют. Субстанция, таким образом, осмысливается не только в качестве всеобщего системного принципа, но и такой существенной функции, как активность. Следовательно,

Первый аспект проблемы бытия связан с осмыслением противоречивости единства бытия природы, как целого бытия вещей, состояний природы и человеческих существ, общества.

Второй аспект связан с пониманием целостного единства бесконечного мира.

Третий связан с идеей действительности, имеющей внутреннюю логику развития и предшествующей сознанию, действий отдельных личностей и человечества в целом.

Здесь возникает проблема, которую следует тщательно обсудить со студентами: что именно объединяет все процессы познания и что лежит в основе любого изучаемого предмета или явления. Вывод: материя является основой бытия и одной из форм существования бытия является движение – развитие.

Основные положения философской онтологии:

- окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он – мир вокруг – есть;

- окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;

- материя и дух – единые, но в то же время противоположные сущности;

- и материя и дух реально существуют, они есть.

Данные положения обобщаются понятием субстанциисамостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. Бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее. В заключение вопроса требуется рассмотреть основные формы бытия, которые иногда называют структурой бытия.

Структура (основные формы) бытия:

1) материальное бытие – существование материальных, т.е. объективно существующих предметов, тел:

а. бытие вещей,

б. бытие полевых структур,

в. бытие человека,

г. бытие общества,

д. бытие культуры;

е. бытие процессов и отношений;

2) идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной субстанции в виде:

а. индивидуальное духовное бытие,

б. объективизированное духовное бытие.

Рассмотрение второго вопроса стоит начать с простых фактов, постепенно переходя к философским обобщениям. У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания человека, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. Прежде всего по этому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии «материи». Таким образом, в определении материи, по существу, решается основной вопрос философии. При этом четко утверждается приоритет материи: она первична по отношению к сознанию. Она первична:

- по времени, ибо сознание возникло относительно недавно, а материя существует вечно;

- по сущности, ведь сознание есть свойство высокоорганизованной материи;

- по второй стороне основного вопроса философии: материя первична как объект отражения по отношению к его отображению, как модель первична по отношению к копии.

Материяэто объективная реальность, данная человеку в его ощущениях, которые копируются, отображаются нашими ощущениями и существуют независимо от них. Можно и короче: материя – это познаваемая объективная реальность.

В этом определении, которое восходит к известному ленинскому определению, дается, по существу, материалистический ответ на основной вопрос философии:

- признание объективности существования материи: материя – это все то, что существует вне сознания человека и независимо от него;

- признание ее первичности, субстанциональности: материя сама по себе есть источник бесконечного разнообразия вещей и процессов объективного мира. Она порождает и сознание – в логическом, и в историко-генетическом смыслах;

- признание ее познаваемости, чувственной данности. Вещи и явления внешнего мира носят чувственный, а не сверхчувственный характер, предметный и естественный, а не сверхъестественный характер.

Следует подчеркнуть, что современная научная философия признает субстанциональность материи, но только во вполне определенном смысле – в плане материалистического решения основного вопроса философии и раскрытия природы различных свойств и форм движения тел. Поэтому можно дать и более короткое и емкое определение материи: материяэто познаваемая объективная реальность.

Принципиальное значение имеет вопрос о структуре материи. Материя в физическом смысле имеет разнообразное, прерывистое строение. Она состоит из частей различной величины и качественной определенности: элементарных частиц, атомов, молекул, радикалов, ионов, макромолекул, коллоидных частиц, планет, звезд и их систем, галактик. Ныне обнаружено более 30 различных элементарных частиц, а вместе с резонансами (частицами, живущими очень короткое время) их насчитывается более 100. Предпринимаются попытки найти глубокую внутреннюю связь между элементарными частицами и создать для них нечто вроде Периодической таблицы Д.И. Менделеева. Элементарные частицы различаются по массе покоя.

От «прерывных» форм материи неотделимы «непрерывные» формы. Это разные виды полей – гравитационные, электромагнитные, ядерные. Они связывают частицы материи, позволяют им взаимодействовать и тем самым существовать. Так, без полей тяготения ничто не объединяло бы звезды в галактики, а само вещество – в звезды. Не было бы ни Солнечной системы, ни самого Солнца, ни планет. Вообще все тела перестали бы существовать: без электрических и магнитных полей ничто не связывало бы атомы в молекулы, а электроны и ядра – в атомы.

Студентам следует аргументировано разъяснить, что мир и все в мире – это не хаос, а закономерно организованная система, иерархия систем. Под структурностью материи понимается внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого. Бытие и движение материи невозможны вне ее структурной организации. Понятие структуры при этом применимо не только к различным уровням материи, но и к материи в целом. Устойчивость основных структурных форм материи обусловлена ее единой структурной организацией. Ее можно представить так.

Уровни организации материи:

- микро уровень:

- субмикроэлементарный уровень (кварки, глюоны, суперструны – мельчайшие единицы материи);

- микро элементарный уровень (адроны, состоящие из кварков, электроны);

- ядерный уровень (ядро атомов);

- атомарный уровень (атомы);

- молекулярный уровень;

- макро-уровень:

- уровень единичных вещей;

- уровень макротел;

- мега-уровень:

- уровень планет;

- уровень галактик;

- уровень метагалактик;

- уровень Вселенной, мира в целом.

Виды материи:

- вещество;

- поле (полевые структуры);

- плазма;

- вакуум

Типы материи:

- неорганическая материя;

- органическая материя;

- социальная.

В заключение второго вопроса следует резюмировать основные свойства материи. К ним относятся:

- вечность;

- количественная и качественная бесконечность;

- наличие движения;

- самоорганизация;

- размещенность в пространстве и времени;

- способность к отражению.

При рассмотрении третьего вопроса следует раскрыть взаимосвязь материи, движения, пространства и времени. В качестве общего знаменателя выступает понятие атрибута материи. Понятие «атрибут» фиксирует необходимое, неотъемлемое, существенное свойство объекта. Атрибуты материи – это такие неотъемлемые и существенные свойства, которые всегда и везде присущи как всей материи, так и любым отдельным (конкретным) материальным объектам. Таковыми являются пространство, время и движение.

Важнейшим атрибутом материи является движение. Быть – значит быть в движении, изменении. Мир находится в постоянном движении, у него нет «выходных дней» для покоя. Движение – это способ существования материи, включающий всякое изменение материальных объектов. Нет в мире неизменных вещей, свойств и отношений.

Оно также абсолютно, как абсолютен и мир. Раскроем основные свойства движения.

- движение материи возникает из самой материи, из заложенных в ней внутренних противоположностей, их единства и борьбы, оно не привносится извне Þ движение сущего есть самодвижение;

- поэтому материя не нуждается ни в каких внешних стимулах и причинах для своего изменения, для движения. Самодвижение представляет собой такое внутренне необходимое изменение материального предмета, объекта, которое определяется присущими ему противоречиями;

- движение всеобъемлюще, движется все;

- движение (как атрибут материи) несотворимо и неуничтожимо; Þ

- движение абсолютно, непреложно и всеобще, проявляясь в виде разнообразных конкретных форм движения, а покой относителен;

- покой представляет собой особый вид движения, в основном колебательного характера, при котором качество данного предмета практически не меняется и предмет остается в целом тождественным сам себе;

- движение представляет собой противоречие, его источником, внутренним импульсом является взаимодействие противоположностей – изменчивости и устойчивости, покоя;

- движение постоянно, оно существует всегда, прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения.

Если абсолютность движения обусловлена его всеобщностью, то относительность – конкретной формой его проявления. Формы и виды движения многообразны. Они соответствуют уровням структурной организации сущего. Каждой форме движения присущ определенный носитель – субстанция.

Движение может быть:

- количественным – перенос материи и энергии в пространстве;

- качественным – изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых свойств и качеств.

Последний тип движения называется также развитием. Развитие может идти в разных направлениях. Поэтому выделяют:

1. прогрессивное развитие – от простого к сложному, от низшего к высшему;

2. регрессивное развитие – от сложного к простому, от высшего к низшему.

Если содержанием движения материи является изменение материальных объектов, находящихся во взаимодействии, то формой движения материи выступает организация устойчивых связей между взаимодействующими материальными элементами.

Критерии классификации форм движения материи:

1. принцип взаимосвязи видов материи и форм движения (материальный носитель):

2. тип взаимодействия объектов;

3. определение законов, подчинение которым означало бы принадлежность к определенной форме движения материи.

Исходя из этого, можно говорить о разных формах движения. Под формой движения принято понимать некие группы изменений, объединенных материальным носителем и типом взаимодействия, а также обусловленной этим общностью своего подчинения действию определенных законов. Принято выделять пять основных форм движения:

- механическая (перемещение в пространстве),

- физическая (притяжение и отталкивание, электричество и магнетизм, звук и теплота),

- химическая (превращение веществ),

- биологическая (процессы жизнедеятельности организмов),

- социальная (взаимодействие людей друг с другом).

Материя имеет расположение во времени и пространстве. По поводу времени и пространства философы выдвигали два основных подхода: субстанциональный и реляционный. Сторонники субстанционального подхода (Демокрит, Эпикур) считали время и пространство отдельной реальностью, самостоятельной субстанцией – наряду с материей. Соответственно, отношения между материей и пространством и временем рассматривались ими как межсубстанциональные.

Сторонники второго, реляционного подхода (Аристотель, Г.В. Лейбниц, Г. Гегель) воспринимали пространство и время как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. В настоящее время, исходя из достижений науки, более достоверной и обоснованной выглядит реляционная теория. Согласно ей

Времяэто форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений, смены состояний данных объектов в процессе их развития.

Пространствоэто форма бытия материи, которая характеризует протяженность, структуру и взаимодействие элементов как внутри материальных объектов, так и между собой.

В научной картине мира конца ХХ в. исчезает жесткое различие между материей и пустым пространством, т.к. развитие субатомной физики разрушило былое представление о твердой материи. И когда мы выходим за пределы «зоны средних измерений» и углубляемся на другие уровни существования материи, то обнаруживаем, что элементарные частицы, из которых состоят атомы – невещественны. В квантовой физике один и тот же феномен может выступать и как частица, и как волна. Частицы непрестанно создаются из чистой энергии и возвращаются в собственно энергетическое состояние. Это сплошная динамика, которая не позволяет говорить о фиксированном месте в пространстве и о массе покоя. Элементарные частицы являют собой сгустки поля.

На субатомном уровне материя не просто существует, а «проявляет тенденцию к существованию», внутриатомные события выступают как неопределенные, случающиеся, спонтанно возникающие и могут быть описаны только на языке математических вероятностей. Таким образом, в области квантовых взаимодействий не может быть и речи о причинности, присущей ньютоновско-картезианскому отображению мира.

Работы Нобелевского лауреата И. Пригожина, посвященные т.н. диссипативным структурам в химических реакциях, положили начало новому принципу осмысления действительности: «порядок через флуктуации». Этот принцип признает за Вселенной первичную динамическую неопределенность. На этой основе оказалось возможным выработать новое понимание эволюции. Второй закон термодинамики не всесилен, ибо все существующие системы имеют прирожденную способность мутировать в направлении большей сложности. Одна и та же энергия, одни и те же принципы обеспечивают эволюцию на всех уровнях: от физико-химических процессов до человеческого сознания и социокультурной информации. Вселенная оказывается единой во всех своих пластах, живой, развивающейся, восходящей на новые ступени бытия.

Современная научная картина мира динамична, противоречива. В ней больше вопросов, чем ответов. Но поискам познающего разума нет границ.

В конце занятия преподаватель подводит итоги, чтобы сложилось целостное представление о базовых философских категориях: бытие и материя, движение, пространство и время.


Тема № 3

Человек во Вселенной

План семинара

Отношение «человек – мир» как стержневая проблема философии. Основные подходы к пониманию мироздания.

Картина мира и ее основные типы.

Цель семинара: сформировать у студентов правильное представление о роли человека в мире, о картине мира, а также умения опознавать и анализировать различные типы картины мира, аргументировать какую-либо точку зрения, опираясь на ту или иную картину мира.

Задачи семинара: рассмотреть основные мировоззренческие понятия философии, концепт «картина мира» и ее типологию, особенности различных картин мира.

Основные понятия темы: мир и вселенная, универсум, монизм и дуализм, гносеологический оптимизм и агностицизм, материализм и идеализм, дискурс, рационализм.

Материальное оснащение: тематические таблицы, схемы.

Методика проведения занятия: опрос по текущей теме (80 мин.), закрепление итогового материала (10 мин.).

 

Контрольные вопросы

1. Раскройте содержание и роль проблемы «человек – мир».

2. Что означает понятие «мир»? Для чего оно служит?

3. Как соотносятся понятия картина мира и мировоззрение?

4. Какие существуют картины мира, и вокруг каких отношений они строятся?

5. Каковы основные элементы картины мира?

6. Что такое онтология? Каковы ее основные положения?

7. Какие методологические проблемы связаны с понятием «мир», «материя»?

8. В чем выражается практический характер повседневного видения мира?

9. Как исторически изменяется научная картина мира?

10. Какова специфика философской картины мира?

Темы докладов и рефератов

1. Отношение «человек – мир» как стержневая проблема философии.

2. Философские версии места человека во Вселенной.

3. Понятие «мир», «универсум», «идеальность», «общее» и «различное».

4. Многообразие мира как проблема.

5. Единство картины мира и мировоззрения.

6. Мировоззрение и его роль в жизни человека и общества.

7. Религиозная картина мира и ее перспективы в современном обществе.

8. Противоречивость научной картины мира.

 

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для ВУЗов. – М., 2006.

2. Губин Д. Философия: учебное пособие. – М., 2003.

3. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М., 2003.

4. Золотухина А., Аболина Е.В. Страна философия. – Ростов н/Д, 1995.

5. Канке В.А. Философия. Исторический и теоретический курс. – М., 1996.

6. Канке В.А. Основы философии. – М., 2004.

7. Кураев А. О вере и знании – без антиномий // Вопросы философии. 1992. № 7.

8. Корольков А.А. Диалектика и теория медицины. – М., 1979.

9. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? – М., 1991.

10. Орынбеков М.С. Проблема субстанции философии и науке. – Алма-Ата, 1975.

11. Основы философии: Учебное пособие / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попов. – М., 1997.

12. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2002

13. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. – М., 1987.

14. Философия / под ред. З.Т. Фокиной. – М., 2006.

15. Философия: Учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2006.

16. Философия: Учебник / отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д., 2006.

17. Хрусталев Ю.М. Введение в философию. Учебное пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов. – Ростов н/Д., 2003.

 

 

Приступая к изучению первого вопроса, целесообразно вначале объяснить студентам содержание проблемы «человек – мир» и ее значение для философии и мировоззрения любого мыслящего человека. Ведь важнейшей особенностью человеческого самосознания во все времена было стремление найти свое место среди окружающих вещей, определить собственное положение в космической и природной иерархии. Кто мы? Каково наше предназначение и есть ли вообще оно? Какие силы и для чего создали сознающее «Я» в комке смертной плоти? Являемся ли мы и ответственными представителями вселенского разума или мы – не более чем побочный результат слепой звездной эволюции? Ответы на эти вопросы связаны с исторически изменяющимися представлениями о мире в целом. Поиски ответа на эти вопросы привели к формированию общего представления о «космическом доме», которое в дальнейшем стало называться картиной мира.

Студенты должны уяснить, почему проблема «человек – мир» выступает основополагающей в любой философской системе, в любой системе мировоззрения. Дело не только в ее самом общем характере. От ответа на этот вопрос зависят ответы на все другие мировоззренческие и философские вопросы. По нему можно проводить классификацию философов и философских школ. В сущности это – основной вопрос философии. Он касается самого главного и ключевого в самом предмете философии.

В общественном сознании исторически складываются и постепенно изменяются разные картины мира. Здесь важно сформировать у студентов четкое и содержательное представление о картине мира. Картина мира означает как бы зримый портрет мироздания, образно-понятийную концепцию, модель Вселенной и места человека в ней. Картина мира помогает человеку приобрести чувство близости к миру, делает его более понятным и осмысленным. Целенаправленность конкретных поступков человека невозможна без общего представления о мире в целом, на основании которого человек выстраивает свое поведение. Поэтому человек и стремится так или иначе создать простую и ясную картину мира.

С понятием «картина мира» сопряжено понятие «мировоззрение». Основная зада преподавателя в этом вопросе – раскрыть соотношение этих двух базовых концептов. Мировоззрение указывает не на мир сам по себе, а на наше отношение к нему. Разумеется, в реальной жизни объективное и субъективное тесно связаны, поэтому картина мира органично переходит в мировоззренческие представления и непосредственно сопряжена с ними. Картина мира всегда идейно-мировоззренчески окрашена и непременно включает в себя ценностные суждения.

Особо следует остановиться со студентами на вопросе: Что такое здесь «мир»? Под мир ом чаще всего понимается действительность, взятая как целое, схваченная в некотором ее качественном единстве. Исторически существующие картины мира могут формироваться либо стихийно в процессе повседневной жизни, либо являются итогом сознательной деятельности философов, ученых, религиозных пророков. Картины мира могут быть монистическими, если исходят из единого основания, дуалистическими, – если в рамках универсума полагаются два начала (материя и дух). Если же онтологических начал много, то можно говорить о плюралистической точке зрения. Каждая из возникающих в общественном сознании картин мира включает в себя несколько базовых стабильных компонентов:

- онтологические характеристики мира: единый или множественный, материальный или идеальный, статичный или динамичный, развивающийся;

- представления о пространстве и времени как неотъемлемых атрибутах нашей жизни и бытия мира;

- положение человека в мире, включая концепцию происхождения и перспектив человечества, возможностей человека как рода, системы ценностей и целей людей;

- язык и понятийный аппарат;

- смысловой центр: бог, или человек, или независимые от нас объекты (в науке), т.е. обесчеловеченная реальность;

- общее устройство мироздания, вселенной и его характеристика.

Типология картины мира:

- религиозная картина мира;

- обыденная картина мира;

- научная картина мира.

1. религиозная картина – это форма мировосприятия, основанная на иррациональной вере людей в наличие сверхъестественных сил, которые решающим образом влияют на жизнь человека и окружающий мир. Этот тип миропонимания отличает:

- принципиальное удвоение мира, его разделение на два мира: мир природный, естественный и мир божественный, потусторонний. Эти два мира тесно связаны друг с другом и влияют друг на друга;

- наша реальность – не самостоятельна и не самодостаточна, она – результат или проекция другой, истинной реальности (Бога) и поэтому носит производный, тварный характер;

- эмоционально-ценностное восприятие мира и человека, на основе которого формулируются моральные нормы и принципы, исходящие от Абсолюта;

- поиск высших целей и смыслов;

- высокая степень абстрактности и необъяснимости фигуры бога;

- провиденциализм.

2. обыденная картина мира – это эклектичная форма миропонимания, присущая всем людям в их повседневной жизни. Она характеризуется:

- мир воспринимается как единый и единственный – в силу его непосредственной чувственной переживаемости;

- пространство этого мира человекоразмерно и антропоцентрично, оно строится вокруг человека и обживается им;

- повышенный уровень субъективизма и эмоциональности;

- упрощенно-схематичный и прагматичный подход к окружающему миру;

- человек, его жизнь воспринимаются как безосновная и беспредпосылочная данность, как факт, который есть, а потому нет смысла копаться в отвлеченных и далеких от повседневных нужд вопросах, в делах давно минувших дней и в абстрактных проблемах;

- значительное влияние стереотипов и установок на сознание и поведение людей;

- ограниченность познавательных возможностей человека, невысокий уровень развития культуры и навыков мышления.

Комментируя данный вопрос, следует отметить. В повседневной жизни человек вполне понимает свою временность, конечность существования, но эмоционально стремится жить так, как будто смерти нет (парадокс).

3. научная картина мира – это рациональное, систематизированное и обоснованное, эмпирически проверенное и логически достоверное представление о мире на основе принципа презумпции естественности. Данный тип мировоззрения ориентирован на объективность и доказательность, логическую упорядоченность знания и на экспериментальную проверку любых положений и мнений. Научное мировосприятие отличается точностью и обобщенно-понятийным характером, специальным категориально-понятийным аппаратом.

Здесь целесообразно установить связь с предыдущим вопросом. Картины мира очень разнообразны, однако все они строятся вокруг отношения «человек – мир». На этом различении строятся две ведущие линии в философском знании, которые можно условно назвать



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.254.202 (0.012 с.)