Философские основания культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские основания культуры



 

План семинара

Занятие 1

1. Культура как предмет философского анализа. Теоретические подходы к осмыслению культуры.

2. Общество и культура.

3. Структура, типология и социальные функции культуры. Медицина как элемент культуры.

4. Исторические модификации культуры, эпохи и ступени ее развития.

 

Занятие 2

1. Единство, многообразие и взаимодействие культур.

2. Культура и цивилизация. Современная цивилизация, ее особенности.

3. Россия как особая историко-культурная ценность. Самобытность отечественной культуры, ее вклад в мировую культуру.

Цель семинара: показать основные философские взгляды и мнения связанные с понятием культура; раскрыть исторические модификации понятия культура, особенности медицинской культуры.

Задачи семинара: сформировать понимание особенностей культуры как неотъемлемой части жизни общества.

Основные понятия темы:культура, цивилизация, контркультура, субкультура, материальная и духовная культура, элитарная, массовая, народная культура, цивилизация, теория пассионарности, общественно-экономическая формация.

Материальное оснащение: схемы, тематические таблицы, портреты.

Методика проведения: опрос по текущей теме – 80 мин.; закрепление итогового материала – 10 мин; поскольку на тему отводится по плану 2 занятия, то целесообразно второе из них начинать с повторения предыдущей темы (10 мин) и затем перейти к плановому опросу, оставив в конце занятия 10 мин на закрепление всего материала.

Контрольные вопросы

1. Что такое культура? Какие существуют подходы к ее пониманию и объяснению?

2. В чем специфика философского понимания культуры?

3. Какие философские концепции культуры Вы знаете?

4. Как взаимосвязаны общество и культура? Что означает активное обратное воздействие культуры на общество?

5. Раскройте социальные функции культуры.

6. Какова структура культуры? Как соотносятся материальная и духовная культуры?

7. Какие Вы знаете исторические типы, эпохи и ступени развития культуры?

8. Почему культуру называют ценностным отношением к миру?

9. Как соотносятся массовая и элитарная культура?

10. Какую роль в культуре играет просвещение и образование?

11. Объясните место медицины в культуре общества.

12. Как Вы понимаете единство и многообразие культур?

13. Раскройте взаимодействие различных культур.

14. Что такое цивилизация? Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»?

15. Чем отличается современная цивилизация?

16.Раскройте социокультурную специфику России. Что такое «российский менталитет»?

17. Как Вы понимаете тезис «Россия – мост между Востоком и Западом».

 

Темы докладов и рефератов

1. Философское понимание культуры.

2. Альтернативные теоретические подходы к осмыслению культуры.

3. Взаимодействие общества и культуры.

4. М. Вебер о взаимосвязи общества и культуры.

5. Структура и типология культуры.

6. Исторические типы культуры.

7. культура и цивилизация.

8. Единство и взаимодействие культур.

9. О. Шпенглер и Н.Я. Данилевский о развитии культуры.

10. Глобальная цивилизация.

11. Российская культура и ее место в мировой культуре.

12. Диалог культур и его перспективы в современную эпоху.

 

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 608 с.

2. Анурин В.Ф. Интеллект и социум. Введение в социологию интеллекта. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 1997.

3. Бабаков В.Г. Национальные культуры в общественном развитии России // СПЖ. –1995. - № 5.

4. Васильев Л.С. История Востока: в 2 т. – М., 1993.

5. Губин Д. Философия: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 331 с.

6. Гуревич П. Культура и контркультура // Свободная мысль. – 1994. - № 11.

7. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 438с.

Запад и Восток. Традиции и современность. – М., 1993.

8. Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.

9. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Для вузов. 4-е изд., перераб., доп. – М.: Логос, 2005.

10. Кефели И.Ф. Культура и общество // Социально политический журнал - 1995 - №3.

11. Лисицын Ю.П., Жиляева Е.П. Союз медицины и искусства. – М., 1985.

12. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. – Тарту, 1973.

13. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.

14. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. – М., 1983.

15. Межуев В.Н. Национальная культура и современная цивилизация. – М., 1991.

16. Немировский А.И. Античность: История и культура. – М.: Терра, 1999.

17. Осипов Г. Социальное мифотворчество и социальная практика. – М.: НОРМА, 2000.

18. Панкеев И. Обычаи и традиции русского народа. – М.: ОЛМА-Пресс, 1999.

19. Райков В.Л. Общая теория сознания: Иерархия сознаний и задачи человеческого существования. – М.: Дом Синергия, 2000.

20. Седов Л.А. Место русской культуры среди мировых культур // Политические исследования. – 1994. - № 4.

21. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). Учебное пособие. – М.: Механик, 1996.

22. Спиркин В.Г. Философия. - М., 2002.

23. Стариков Н.В. Россия. ХХ век. Политика и культура. Факты. Имена. Понятия. – М., 2001.

24. Сухарчук Г.Д. Восток – Запад: историко-психологический водораздел // Вопросы истории. – 1998. - № 1.

25. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. Изд. 2-е, дополненное: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ФАИР - ПРЕСС, 2006.

26. Философия. Учебник / Под ред. Лавриненко. - М.,2006.

27. Философия. Учебник.- Ростов-на-Дону, 2006.

28. Человек как философская проблема: Восток – Запад. – М., 1991.

29. Человек и культура. – М., 1989.

30. Шаповалов В.Ф. Как понять Россию? (Этюды о «российской экзотичности») // Общественные науки и современность. – 1998. - № 1.

31. Шубарт В. Европа и душа Востока // Общественные науки и современность. – 1992. № 6; 1993. № № 1 - 5.

32. Щепин О.П., Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Медицина и общество. – М.: Медицина, 1983.

 

 

При изучении первого вопроса необходимо обратить внимание на особенности самого понятия культуры и его исторические модификации. Следует добиться от студентов понимания многообразия подходов и теоретических особенностей в понимании культуры, особенно обратив внимание на такие теории, как теории Платона, Аристотеля, Руссо, Канта и др.

При изучении второго вопроса необходимо выявить понимание общего и особенного при взаимодействии культуры и общества. Культура – это важнейший институт человеческого общества, имеет социальную природу и выражается в социальных отношениях.

При изучении третьего вопроса необходимо обратить внимание на четкое разграничение структуры и типологии культуры, а также определить место медицины в структуре культуры.

При изучении четвертого вопроса, используя полученные знания в предыдущем семестре (история философии, культурология) необходимо добиться понимания особенностей культур свойственных той или иной эпохе, а также места медицины в вышеуказанные периоды.

При изучении пятого вопроса необходимо выявить понимание общего и особенного во взаимодействии различных культур.

При изучении шестого вопроса необходимо выявить понимание взаимосвязи культуры и цивилизации, особенности перехода культуры в цивилизацию. Сформулировать общие черты свойственные цивилизации. Рассмотреть теоретические подходы к пониманию взаимосвязи культуры и цивилизации (Гумилев, Шпенглер, Тоинби). Также следует вспомнить и альтернативный путь развития человечества предложенный Марксом и Энгельсом – теорию общественно-экономических формаций.

При изучении седьмого вопроса необходимо обратить внимание студентов на особенности развития культуры отечества используя знания полученные на занятиях культурологией и историей.

 


Тема №3

Теория ценностей

План семинара

Занятие 1

1. Проблемы личности и ее духовного содержания в истории социально-философской мысли.

2. Личность в мире социальности и культуры.

3. Личность в ходе истории. Типология личности.

4. Врач как личность.

Занятие 2

1. Природа ценностей, их роль в духовно-практической деятельности. Ценности медицинской профессии.

2. Свобода как социальный идеал и личная ценность. Грани свободы - свобода жить, мыслить, решать и действовать.

3. Необходимость и свобода. Проблема выбора и ответственности личности. Ее специфика в деятельности врача.

Цель семинара: Раскрыть сущностное понимание теории ценностей, выявить их роль в духовно-практической деятельности человека, особенности ценностного отношения в профессии врача.

Задачи семинара: Рассмотреть проблемы духовного содержания личности, ее место в ходе исторического процесса. Определить основные ценности человеческой жизни.

Основные понятия темы: личность, свобода, необходимость, своеволие, ценность, оценки, вера, идеал.

Материальное оснащение: схемы, тематические таблицы.

Методика проведения: работа с карточками - 10 мин.; опрос по текущей теме – 70 мин.; закрепление итогового материала – 10 мин.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое индивид, личность, индивидуальность?

2. Какова структура личного универсума?

3. В чем отличие личности человека от универсальности любой системы во Вселенной?

4. Как в человеке соотносятся «плоть» и «дух»?

5. Каковы основные типы личности? Всякий ли человек личность?

6. Как личная биография связана со всеобщей историей?

7. Что такое ценность человека?

8. В чем смысл бессмертия личности?

9. Что придает смысл человеческой жизни?

10. В чем состоят «ценности», «идеалы» и «святыни» человека?

11. Что такое космическое предназначение человека?

12. В чем суть современного взаимоотношения человека и природы?

13. Каковы пути преодоления кризиса личности на рубеже 20-21 вв.?

 

Темы докладов и рефератов

1. Специфика понимания личности в разных типах культуры.

2. Личность и свобода в зеркале мировых религий.

3. Диалектики свободы и ответственности личности в деятельности личности на современном этапе развития мировой цивилизации.

4. Диалектика свободы и необходимости в деятельности личности.

5. Новые проблемы жизни и смерти в конце 20 века и пути их разрежения.

6. Врач как личность.

7. Грани свободы.

8. Ценности медицинской профессии.

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 608 с.

2. Асмолов А.Г. Психология личности М., 1990.

3. Губин Д. Философия: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 331 с.

4. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 438с.

5. Зейгарник Е.Е. Теории личности в зарубежной психологии М., 1982.

6. Михайлов Ф.Т. Загадки человеческого «Я». - М., 1976.

7. Москаленко А.С., Сержантов В.Ф. Смысл жизни личности. - Новосибирск, 1989.

8. О человеческом в человеке. - М., 1991.

9. Прис Э. И др. О природе человека. - М., 1993.

10. Проблема ценностей в философии. - М.-Л., 1969.

11.Проблемы личности в социальной философии. / Очерки социальной философии. - М., 1994

12. С чего начинается личность. - М., 1984.

13. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. - М., 1989.

14. Спиркин В.Г. Философия. - М., 2002.

15. Сэв Л. Марксизм и теория личности. - М.,1992.

16. Тернер Д. Структура социологической теории человека. - М., 1995.

17. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. - Л., 1960.

18. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. - Л., 1968.

19. Философия. Учебник / под ред. Лавриненко. - М., 2006.

20. Философия. Учебник.- Ростов-на-Дону, 2006.

 

 

При изучении первого вопроса необходимо сформировать понимание целостного определения человека (индивид, индивидуальность, личность).

При изучении второго вопроса необходимо рассматривать личность как высшее развитие человека, влияние на ее развитие социальных аспектов жизни и культуры.

При изучении третьего вопроса необходимо показать последовательную смену понимания личности в ходе исторического процесса.

При изучении четвертого вопроса необходимо рассмотреть личность врача, ее особенности и стороны.

При изучении пятого вопроса необходимо выявить понимание ценностей, их роль в жизни человека, особенности ценностей медицинской профессии.

При изучении шестого вопроса рассматривается понимание свободы как социального идеала, определить грани свободы (жить, мыслить, действовать).

При изучении седьмого вопроса необходимо определить понятия свободы и необходимости, свободы и ответственности, свободы и своеволия, свободы и равенства. Выяснить специфику свободы в деятельности врача.


Тема №3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.10 (0.035 с.)