Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общество, многообразие культур, цивилизаций, социального опытаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
План семинара Занятие 1 1. Общество как подсистема объективной реальности. Способ существования социальной действительности, связь и соподчинение социального и природного. 2. Теоретические модели общества, их философские основы. 3. Социальная структура: A) элементы социального целого, Б) основные сферы общественной жизни, B) социально-стратификационная структура Занятие 2 1. Взаимосвязь общественных сфер и воспроизводство общественной жизни. 2. Общество как саморазвивающаяся система: А) источники и механизмы социокультурных изменений, Б) формы социальной динамики.
Занятие 3 1. Понятие истории. Субъекты реальной истории. Проблемы типологии истории 2. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического прогресса. 3. Направленность исторического процесса. Гипотезы общественного прогресса. 4. Исторические судьбы России.
Цель семинара: Раскрыть сущностное содержание понятия общества, показать его роль в жизни человека. Задачи семинара: Сформировать общие понятия и представления о взаимосвязи общества и человека. Основные понятия темы: общество, государство, социальная структура, стратификация, формации, цивилизация. Материальное оснащение: схемы, тематические таблицы. Методика проведения: опрос по текущей теме – 80 мин.; закрепление итогового материала – 10 мин.
Контрольные вопросы 1. Что такое общество? 2. Назовите различные интерпретации общества в истории социально-философской мысли. 3. Что отличает общество как систему от других систем? 4. Раскройте связь и соподчинение социального и природного в социуме как надорганической реальности? 5. В чем заключается способ существования социальной реальности? 6. Назовите основные теоретические модели общества и раскроите их философские основания. 7. В чем заключается сущность субстанционально-деятельностного подхода в понимании общества? Каковы его основные принципы? 8. Каковы основные исторические подходы к пониманию основания социальной дифференциации общества? 9. Что является элементом социального целого? 10. В чем специфика стратификационного подхода к анализу социальной структуры? 11. Что такое социальная деятельность? Каковы ее основные признаки? 12. Согласуется ли идея первичности потребностей и интересов перед отражающим их познанием с принципом «свободы воли»? 13. Каков социально-философский смысл категории «производство» и ее связь с категорией «деятельность»? 14. Как решается различными философскими школами вопрос об определяющей роли той или иной сферы жизнедеятельности общества? 15. Дайте определение понятию «история». 16. Правильно ли ограничивать историю прошлым человечества? 17. Существует ли направленность исторического процесса? 18. Существуют ли законы истории? 19. Кто является субъектом истории? 20. Зависит ли ход исторического процесса от поведения отдельного «простого человека»? 21. В чем заключается единство и различие формационного и цивилизационного подходов к анализу исторического процесса? 22. Возможен ли синтез К. Маркса и А. Тойнби? 23. Возможен ли ответ на вопрос «зачем осуществляется человеческая история»? 24. Возможна ли научная концепция истории как прогресса? 25. Разрешима ли проблема надындивидуальных смыслов бытия? 26. Правомерна ли гуманистическая интерпретация прогресса? 27. Как соотносятся между собой идея восходящего развития и концепция локальной цивилизации? 28. Какова сущность концепции историцизма при рассмотрении всемирной истории? 29. Какие принципы являются основными в культурологическом подходе к пониманию истории? 30. Что означает понятия «осевая эпоха» в концепции К.Ясперса? 31. Почему история - единство сущности и существования общественной жизни? 32. Как решается проблема законообразности исторического процесса? 33. Что изучает философия? В чем специфика исторического познания? 34. В чем суть полемики вокруг идеи «нищеты историцизма» К.Поппера? 35. Как раскрывается проблема субъекта истории в европейской социальной философии?
Темы докладов и рефератов 1. Социальное и природное: поиск линии демаркации. 2. Принципы субстанционально-деятельностного подхода к пониманию общества. 3. Способ существования социальной реальности. 4. Различные интерпретации общества в истории социально-философской мысли. 5. Общество как форма совместно деятельности людей. 6. Проблемы строения общества в истории социально-философской мысли. 7. Элементы социального целого. 8. Сферы общественной жизни и их взаимодействие. 9. Социальные группы как «субкомпоненты» общества. 11. Функциональный анализ обществ в истории социальной мысли: от социальной физиологии» к концепциям структурного функционализма. 12. Проблема направленности функциональных связей в истории социальной мысли. 13. Механизмы социальной деятельности. 14. Взаимосвязь общественных сфер. 15. Воспроизводство общественной жизни. 16. Источники социокультурных изменений. 17. Механизмы социокультурных изменений. 18. Формы социальной динамики. Литература 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 608 с. 2. Аутвейт У. Действия, структура и философия реализма. - М., 1991. 3. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. — Изд. 2-е. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 560 с. 4. Губин Д. Философия: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 331 с. 5. Губман Б.Л. Смысл истории. Очерки современных западных концепций. - М., 1991. 6. Гуревич А.Я. Теория формации и реальность истории // ВФ, 1990, №11. 7. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 438с. 8. Князева Ц.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировоззрение // ВФ, 1992, № 12. 9. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997. 10. Современная западная социология. - М., 1990. 11. Современная западная философия. - М., 1991. 12. Философия. Учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 2006. 13. Философия. Учебное пособие для вузов. - Ростов-на-Дону, 2006.
При изучении первого вопроса следует обратить внимание студентов на то, что понятие общества может употребляться в разных значениях. Следует сконцентрировать внимание студентов на восстановление знаний, полученных при изучении 1 части курса философии (история философии). При изучении второго вопроса необходимо остановиться на различии подходов в понимании общества, среди которых выделяют: натуралистический, идеалистический, философский анализ, также выявив особенности понимания общества в различные историко-философские эпохи (Аристотель, Локк, Гоббс, Гегель, Маркс и др.). При изучении третьего вопроса следует подчеркнуть, что структура общества изучалась студентами на смежных предметах (социология, политология, культурология). При изучении четвертого вопроса необходимо обратить внимание на то, что данный вопрос изучался студентами на смежных предметах (социология, политология, культурология). При изучении пятого вопроса необходимо обратить особое внимание на наличие 2-х подходов объясняющих истоки социокультурных изменений. Неоднозначны и представления о механизмах и движущих силах социокультурного развития. К формам социальной динамики следует отнести – эволюцию, реформы, конфликт. При изучении шестого вопроса следует определить характерные черты истонрии как общественного процесса. Обращаясь к вопросу типологии истории, необходимо обратить внимание на уже известную типологию общества и культуры, выявить общие и характерные черты именно исторического процесса. Седьмой вопрос целиком посвящен повторению уже известного из предыдущих занятий в рамках истории философии вопросов. Формационный подход (тема: Марксизм), Цивилизационный подход (тема: Философские Альтернативы XX века). При изучении восьмого и девятого вопроса следует обратить внимание на различие среди 2 противоположных тенденций: движение к единству и движение к многообразию. Особенность контакта – Запад-Восток, а также место России в общемировом процессе.
Тема №3
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.145 (0.009 с.) |