Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глобальные проблемы целостного мира и социальное прогнозирование

Поиск

 

План семинара

1. Глобализация – новая тема философии.

2. Основные глобальные проблемы, их взаимосвязь и иерархия.

3. Общечеловеческие ориентиры решения глобальных проблем.

4. Социальное прогнозирование, формы и методы.

Цель семинара: Раскрыть сущностное содержание глобальных проблем современности, показать их роль в жизни человека, осветить основные стороны взаимодействия человека и окружающего мира.

Задачи семинара: Сформировать общие понятия и представления о современном этапе развития человеческой цивилизации.

Основные понятия темы: глобализация, глобалистика, постиндустриальное общество,

Материальное оснащение: схемы, тематические таблицы.

Методика проведения: опрос по текущей теме – 80 мин.; закрепление итогового материала – 10 мин.

 

Контрольные вопросы

1. Почему возникла новая тема в философии?

2. Когда и почему появились глобальные проблемы?

3. Почему существуют разные модели глобалистики?

4. Какие идеи лежат в основе технократических философских концепций?

5. Какова роль философии в решении глобальных проблем?

6. Каковы критерии глобальности проблем?

7. Зачем нужны классификация и иерархизация глобальных проблем?

8. Что означает понятие «новый гуманизм»?

9. В чем суть концепции «устойчивого развития»?

10. Какие проблемы медицины и здравоохранения относятся к глобальным?

Темы докладов и рефератов

1. Философия и глобальные проблемы цивилизации.

2. Сущность и основные особенности глобальных проблем.

3. Проблемы и перспективы современной цивилизации.

4. Глобальные проблемы современного здравоохранения.

5. Гуманизация общественных отношений как условие выживания человечества.

6. Альтернативные пути выживания человечества.

7. Глобальные проблемы в истории человечества.

8. Футурология, ее предмет, методы и формы деятельности.

 

Литература

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. – М., 1994.

2. Андрианова Т.В., Уваров Л.И. Введение в глобальное мировоззрение. – М., 2000.

3. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М., 1998.

4. Бутенко А.П. Глобализация: сущность и современные проблемы // Социально-гуманитарные знания. – 2002. № 3.

5. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. – М., 2005

6. Вайцзеккер Э., Ловинг Л. Фактор четыре. Новый доклад Римскому клубу. – М., 2000.

7. Гвишиани Д.М. Римский клуб. История создания, избранные доклады и выступления. – М., 1998.

8. Глобализация. Модернизация. Россия (Круглый стол) // Политические исследования. 2003. № 2.

9. Глобализация: человеческое измерение / Отв. ред. А.В. Торкунов. – М., 2002.

10. Глобальное сообщество: новая система координат. Подходы к проблеме. – СПб., 2000.

11. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

12. Гудожник Г.Е., Елисеева В.С. Глобальные проблемы в истории человечества. – М., 2000.

13. Давидович В., Аболина Р. Кто ты, человечество? Теоретический портрет. – М., 1975.

14. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация: системные кризисы индустриальной эпохи // Вопросы философии. – 1999. № 5.

15. Канке В. А. Философия. – М., 2004

16. Капица С.П. Население земли и предвидимое будущее цивилизации // Социологические исследования. – 2003. № 1.

17. Мартин Г., Шуманн Х. Западня глобализации: Атака на процветание и демократию. – М., 2001.

18. Медоуз А., Медоуз Д. За пределами роста. – М., 1992.

19. Моисеев Н.Н. Быть или не быть человечеству? – М., 1999.

20. Наше глобальное соседство. Доклад комиссии по глобальному сотрудничеству и управлению. – М., 1996.

21. Научно-техническая революция, общество и медицина. – М., 1973.

22. Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.

23. Панарин А.С. Глобальное прогнозирование. – М., 2000.

24. Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1985.

25. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М., 1991.

26. Тарасов Ю.Н. Философия. – Воронеж, 2003

27. Тоффлер О. Футурошок. – СПб., 2005.

28. Философия: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д., 2005

29. Философия: Учебник / под ред. А.Ф. Зотова, А.В. Миронова, А.В. Разина. – М., 2004

30. Федотов А.П. Глобалистика: начала науки о современном мире. – М., 2002.

31. Хесле В. Философия и экология. – М., 1994.

32. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. – М., 1994.

 

 

При изучении первого вопроса следует обратить внимание на появление глобалистики как новой философской дисциплины, имеющей ряд направлений, таких как технократическая глобалистика, постиндустриальная глобалистика, эколого-популистскаяглобалистика экзистенциально-культурная глобалистика, эволюционно-детерминистская глобалистика.

При изучении второго вопроса необходимо выявить понимание студентами, что глобальные проблемы имеют общепланетарный характер и делятся на 3 группы. Обратить внимание на то, что наибольшую озабоченность вызывают две проблемы:проблема предотвращения мировой термоядерной войны и гонка вооружений.

При изучении третьего вопроса необходимо обратить особое внимание студентов на то, что только при консолидации всего человечества возможно решение глобальных проблем.

При изучении четвертого вопроса необходимо обратить внимание студентов различие форм и методов социального прогнозирования (предвидение, основные типы прогнозов, поисковые и нормативные прогнозы).


Тема № 4

1. Философские вопросы биологии и медицины:

Введение в проблему

План семинара

1. Феномен жизни.

2. Витализм и редукционизм в биологии

3. Философские основания понятий «здоровье» и «болезнь»

Цель семинара: раскрыть содержание философского понятия «жизнь» и показать многообразие философской проблематики «жизни» и ее связь с естественно-научными теориями.

Задачи семинара: сформировать представление о философской проблематике жизни и ее связи с соответствующими естественно-научными представлениями, представить основные признаки феномена жизни, рассмотреть основные современные подходы к анализу феномена жизни и раскрыть главные особенности современных теорий происхождения жизни.

Основные понятия темы: феноменология жизни, пространство и время живого, принцип жизни, сильный и слабый редукционизм, рациональный и иррациональный витализм, жизнь как эмерджентное свойство, мера жизни, здоровье, болезнь, критерий оптимальности, функция благополучия, интегральная медицина, частная медицина.

Материальное оснащение: схемы, тематические таблицы.

Методика проведения: опрос по текущей теме – 30 мин.; рефераты – 30 мин., беседа по рефератам – 15 мин.; закрепление итогового материала – 20 мин.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое феноменология жизни?

2. Насколько адекватно, с вашей точки зрения, феномен жизни выражается в современной биологии и медицине?

3. Можно ли привести аргументы существования у живых организмов собственного пространства и времени?

4. В чем особенности органической формы?

5. Каковы принципы обеспечения способности самодвижения живых существ?

6. Как выражается и может быть обоснована относительная автономность живого от внешней среды?

7. В каком интегральном принципе можно было бы выразить феноменологическую специфику жизни?

8. Что такое витализм в биологии и медицине?

9. Что такое редукционизм в биологии и медицине?

10. Какова основная тенденция развития биомедицинского знания с точки зрения витализма и редукционизма?

11. Объясните, как вы понимаете категорию «мера жизни» и какую роль она играет в философии медицины.

12. Что такое критерии оптимальности и какова методология их использования в современных биомедицинских науках?

13. Как можно связать основные понятия медицины (здоровье, болезнь, саногенез, патогенез) с методологией критериев оптимальности?

14. Как вы понимаете идею интегральной медицины и ее соотношение с частными медицинами?

Темы докладов и рефератов:

1. Проблема сущности жизни

2. Витализм и редукционизм в истории биологии и медицины

3. Понятия здоровья и болезни

4. Критерии оптимальности в современной биологии и медицине

5. Принцип оптимальной конструкции

6. Тенденции синтеза в современной медицине

7. Западная и восточная медицина: сравнительный анализ

 

Литература

1. Владимирский Б.М., Темурьянц Н.А., Мартынюк В.С. Космическая погода и наша жизнь. – Фрязино: «Век 2», 2004. – 224 с.

2. Геном, клонирование, происхождение человека / Под ред. Л.И.Корочкина. – Фрязино: «Век 2», 2004. – 224 с.

3. Гладышев Г.П. Супрамолекулярная термодинамика – ключ к осознанию явлений жизни. Что такое жизнь с точки зрения физико-химика. – Москва-Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 2003. – 144 с.

4. Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем. – К.: София; М.: ИД «Гелиос», 2002. – 336 с.

5. Матурана У., Варела Ф. Древо познания. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 224 с.

Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. Введение. – М.: Эдиториал УРСС, 2003. – 344 с.

6. Палюшев Б. Физика Бога 2: Пограничные пространства. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 318 с.

Черепащук А.М., Чернин А.Д. Вселенная, жизнь, черные дыры. – Фрязино: «Век 2», 2003. – 320 с.

7. Шредингер Э. Что такое жизнь? - Ижевск, 1999.

8. Юсуфов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2003. – 238 с.

 

 

При раскрытии первого вопроса темы необходимо обратить внимание на адекватное раскрытие феномена жизни. При этом следует указать на многообразие проявлений жизни и ее основные признаки и отличия живого от неживого:

- обладание собственнным пространством и временем;

- способность регенерации и самоорганизации;

- особенности геометрии живого;

- питание;

- размножение;

- самодвижение;

- автономность реакции живого на внешние и внутренние воздействия;

- наличие внутреннего мира (диалогическая рациональность);

- нередуцируемость живого к физико-химическим процессам (принцип жизни).

Раскрывая содержание второго вопроса, необходимо показать, в чем заключается сущность спора между витализмом и редукционизмом как теорий, претендующих на объяснение феномена жизни, продемонстрировать студентам сильные и слабые стороны каждого их этих подходов. При этом важно отметить существование различных разновидностей как витализма (рациональным и иррациональным витализмом), так и редукционизма (сильный и слабый редукционизм) и указать на проблему синтеза этих объяснительных моделей как одну из задач современной науки. Необходимо подвести студентов к пониманию таких концептов как холизм, эмерджентное свойство и т.п.

При рассмотрении третьего вопроса, необходимо раскрыть содержание основных понятий медицины «здоровье» и «болезнь», показать, каким образом понятие меры жизни позволяет нам провести границу между сильной и слабой жизнью, критерии оптимальности использоваться для оценки здоровья и болезни. При этом следует указать обучающимся на интергральный и частные аспекты медицины.


Тема № 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.17 (0.01 с.)