Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Метод восхождения от абстрактного к конкретному.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Переход от абстрактных и односторонних представлений к конкретному воспроизведению в теоретическом мышлении. Обоснован и исследован Гегелем (работа «Наука логики») и применял его в саморазвитии и реализации мирового духа и абсолютной идеи. Далее его применял в своих работах К. Маркс и изложил его в «Капитале» и методологическую основу у него составило изучение товара в качестве элементарной клеточки, на которой строится исследования. Суть: при изучении мы получаем общее представление о каких-то объектах, только потом детально анализирует приходим к конкретным понятиям. Метод восхождения от абстрактного к конкретному является в науке наиболее эффективным. Под абстрактным понимается одностороннее, неполное знание, которое не раскрывает сущности предмета в целом. Объективным содержанием абстрактного являются отдельные стороны, свойства и связи предметов, процессов или явлений. Термин «конкретное» используется в двух основных смыслах. С одной стороны, под конкретным понимается сама действительность, взятая во всем многообразии ее свойств, связей и отношений. С другой стороны, термин «конкретное» употребляется для обозначения какого-либо фрагмента действительности. В этом отношении конкретное выступает как противоположность абстрактного (знания неполного, одностороннего). Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой всеобщую форму движения научного знания. Согласно этому методу процесс познания как бы разбивается на два относительно самостоятельных этапа. На первом из них осуществляется переход от чувственно-конкретного познания к абстрактному. Единый объект расчленяется, описывается при помощи абстрактных понятий и суждений. Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении познания абстрактных (а значит, неполных) определений ко всестороннему знанию об объекте, к конкретному в познании. На этом этапе восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей полноте в мышлении. В итоге получается всестороннее знание об объекте как целом. Следовательно, конкретное в научном плане – это результат научного исследования, выраженный в системе понятий и категорий. Процесс абстрагирование (отвлечение – лат) он проходит этапы: 1) Мы группируем явления и выделяем их общие черты (происходит абстрагирование). Пример, если возьмем группу предметов несмотря на различие они имею схожее. Разные люди (рабочий Джон, владелец завода Смит и арендатор Франц они различаются возрастом, национальность и т.п., но они извлекают прибыль из труда другого. Каким образом они это делают нас не интересует, мы отождествляет тип общественных отношений. Мы абстрагируем от реальности общие свойства и фиксируем в идеальном образе. В процессе жизнедеятельности они конкретизируются и уточняются; 2) Используем полученное понятие для изучения конкретной ситуации: явления или процесса. Аксиоматический метод – метод теоретического познания, служащий установлению внутренней структуры научных теорий, раскрытию их дедуктивных возможностей. Аксиоматический метод предполагает такое построение определенной научной теории или дисциплины, когда ряд утверждений принимается без доказательства, а все остальное знание выводится из них по определенным логическим правилам. Принимаемые без доказательства положения называются аксиомами, а выводное знание фиксируется в виде дилемм, теорем, законов. При этом методе в содержание теории включается несколько понятий, первичных терминов, положений, не требующих доказательства. Например, в геометрии точка, прямая, плоскость. Историческая попытка использования этого метода геометрия Евклида, Пифагор, Аристотель. Отличительная черта: в качестве таких исходных положений берутся аксиомы или постулаты, не требующие доказательств (аксиомы параллельности, движения и т.п.). К аксиоматически построенной системе знаний предъявляется ряд требований: - требование непротиворечивости, согласно которому в системе аксиом не должны быть выводимы одновременно какое-либо предложение и его отрицание; - требование полноты, согласно которому любое предложение, которое можно сформулировать в данной системе аксиом, можно в ней доказать или опровергнуть: из аксиом выводимо или предложение, или его отрицание. Недостатки: страдает ограниченностью. Представители: Гильберт, Гёдель (указывает границы возможностей методов).
Гипотетико-дедуктивный метод. Это метод, основанный на выведении заключения из определенных посылок, истинность которых однозначно не установлена. В качестве таких посылок могут выступать: Гипотезы, эмпирические обобщения, полученные на основе наблюдений, измерений или эксперимента. Знание, полученное с помощью этого метода, носит вероятностный характер. Метод впервые использован в античности, широко используется в математике, логике. В Новое время этот метод широко использовали и внедрили в астрономию и физику Галилей и Ньютон. Сегодня он находит применение в астрофизике, астрономии и тех областях науки, где эксперимент затруднен или невозможен. Существует ряд требований к самим гипотезам, которые должны быть не противоречивыми, обоснованными и т.д. Гипотезы в современной науке иногда боле обоснованы, чем теории. Широко используется в юридической практике.
Исторический и логический методы. Логический метод состоит в выявлении основных наиболее важных и существенных черт, характеристик при последовательном переходе от исходных понятий, отражающих эти свойства и черты ко все более сложным конкретным понятиям, дающим нам более полное всестороннее знание об изучаемых явлениях и процессах. Исторический метод познания состоит в последовательном рассмотрении и описании всех этапов становления, развития и формирования, изучаемых явлений или процессов. Наиболее трудоемкий, но позволяет ответить на многие вопросы: последовательность, направление, теденция. Эти методы диалектически дополняют друг друга (диагноз и история болезни). Изучая экономику страны выявляем ее структуру, отрасли хозяйства. Какой метод первичен зависит от исследования. Диалектически мыслить – это значит рассматривать любое явление с точки зрения того как оно возникло и какие этапы в своем развитии прошло, чем является в настоящее время и как связано с другими явлениями. Анализ и синтез. Общелогические приемы мышления. Одна из форм классификация. Особенности анализа – мысль движется от сложного к простому, от случайного к необходимому, к многообразия к тождеству. Цель анализа – познание частей как элементов сложного целого. Синтез – метод научного исследования, состоящий в соединении разнообразных явлений, вещей, качеств, противоположностей или противоречивого множества в единстве, в котором противоречия или противоположности сглаживаются или снимаются. Синтез дополняет анализ.
Индукция и дедукция. Это парные, взаимосвязанные методы познания, занимающие несколько особое положение в системе научных методов. Они в сравнительно большей мере включают в себя использование чисто формальных правил. Разделение этих методов основано на выделении двух типов умозаключений – дедуктивного и индуктивного. Дедуктивным называют такое умозаключение, в котором вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества. Известно, как умело пользовался этим методом знаменитый Шерлок Холмс. Под индукцией обычно понимается умозаключение от частного к общему, когда на основании знания о части предметов класса делается вывод о классе в целом. Однако можно говорить и об индукции в более широком смысле слова – как о методе познания, как о совокупности познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к положениям более общим. Следовательно, разница между дедукцией и индукцией обнаруживается прежде всего в прямо противоположной направленности хода мысли. Индукция полная и неполная (популярная и научная). Популярная индукция – это прямое перечисление по одному признаку, степень достоверности не высокая (дурная бесконечность – говорил Гегель), но иногда дает достоверное знание (все папоротники размножаются спорами). Научная индукция устанавливает причинно-следственные связи по ряду признаков. Связь между дедукцией и индукцией. Менделеев Д.И. создавал таблицу на основе дедукции, а затем открывал новые элементы уже на основе дедукции, зная принцип.
Абстрагирование – это особый прием мышления, при котором знание об объекте формируется путем отвлечения от несущественных свойств и выделения существенных свойств. Результатом абстрагирования являются понятия и категории. Они выражаются определенными знаками. Например, 5 пальцев выражаются словом 5 или знаком (цифрой).
Обобщение – это метод объединения объектов в единый класс на основе общего признака (например, береза, дуб, клен – дерево; дерево и заяц – живая природа; заяц, река и горы – природа в целом).
Аналогия и моделирование. Модель – это такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая отображает и воспроизводит объект так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте. Следовательно, модель – это искусственно созданный объект, который помещается между исследователем и реальностью. Модели бывают двух типов: 1) Материальные (плотина на реке). Виды: функциональные (физические и формальные), геометрические, функционально-геометрические. 2) Идеальные (система уравнений). Виды: Образные, знаковые, образно-знаковые, и информационные Моделирование – главный способ познания нас самих и окружающего мира. Можно модели также разделять: Условные Аналоговые Математические Исторически первыми моделями были языковые знаки, которые постепенно составили разговорный язык. Второй этап: знаковые изображения от зарубок до чисел (прототипами стали римские цифры). Письменность и символика.
В Античности греки создали модель солнечной системы, Гипократ использовал для исследования глаза – глаз быка. Ньютон сформулировал условия моделирования (требования к нему). Логоритм изобрел Непер конец 16 века.
Аналогия – это метод, при котором на основе сходства объектов по одним признакам заключают об их сходстве по другим признакам (сходство объектов по их качественному и количественному признакам). Виды: логические (свойства дыхания присуще как человеку, так и животному) и ассоциативные (химик Кукуле увидел в зоопарке 5 обезьян в клетке, которые сцепились руками друг с другом и у него в сознании возникла формула бензола). Основные виды по качественному признаку: химическая, физическая и кибернетическая. Абстракция – это особый род соответствии между моделью и прототипом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 3868; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.237 (0.008 с.) |