Метод восхождения от абстрактного к конкретному. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод восхождения от абстрактного к конкретному.



Переход от абстрактных и односторонних представлений к конкретному воспроизведению в теоретическом мышлении. Обоснован и исследован Гегелем (работа «Наука логики») и применял его в саморазвитии и реализации мирового духа и абсолютной идеи. Далее его применял в своих работах К. Маркс и изложил его в «Капитале» и методологическую основу у него составило изучение товара в качестве элементарной клеточки, на которой строится исследования. Суть: при изучении мы получаем общее представление о каких-то объектах, только потом детально анализирует приходим к конкретным понятиям.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному является в науке наиболее эффективным. Под абстрактным понимается одностороннее, неполное знание, которое не раскрывает сущности предмета в целом. Объективным содержанием абстрактного являются отдельные стороны, свойства и связи предметов, процессов или явлений. Термин «конкретное» используется в двух основных смыслах. С одной стороны, под конкретным понимается сама действительность, взятая во всем многообразии ее свойств, связей и отношений. С другой стороны, термин «конкретное» употребляется для обозначения какого-либо фрагмента действительности. В этом отношении конкретное выступает как противоположность абстрактного (знания неполного, одностороннего).

Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой всеобщую форму движения научного знания. Согласно этому методу процесс познания как бы разбивается на два относительно самостоятельных этапа. На первом из них осуществляется переход от чувственно-конкретного познания к абстрактному. Единый объект расчленяется, описывается при помощи абстрактных понятий и суждений. Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении познания абстрактных (а значит, неполных) определений ко всестороннему знанию об объекте, к конкретному в познании. На этом этапе восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей полноте в мышлении. В итоге получается всестороннее знание об объекте как целом. Следовательно, конкретное в научном плане – это результат научного исследования, выраженный в системе понятий и категорий.

Процесс абстрагирование (отвлечение – лат) он проходит этапы:

1) Мы группируем явления и выделяем их общие черты (происходит абстрагирование). Пример, если возьмем группу предметов несмотря на различие они имею схожее. Разные люди (рабочий Джон, владелец завода Смит и арендатор Франц они различаются возрастом, национальность и т.п., но они извлекают прибыль из труда другого. Каким образом они это делают нас не интересует, мы отождествляет тип общественных отношений. Мы абстрагируем от реальности общие свойства и фиксируем в идеальном образе. В процессе жизнедеятельности они конкретизируются и уточняются;

2) Используем полученное понятие для изучения конкретной ситуации: явления или процесса.

Аксиоматический метод – метод теоретического познания, служащий установлению внутренней структуры научных теорий, раскрытию их дедуктивных возможностей.

Аксиоматический метод предполагает такое построение определенной научной теории или дисциплины, когда ряд утверждений принимается без доказательства, а все остальное знание выводится из них по определенным логическим правилам. Принимаемые без доказательства положения называются аксиомами, а выводное знание фиксируется в виде дилемм, теорем, законов.

При этом методе в содержание теории включается несколько понятий, первичных терминов, положений, не требующих доказательства. Например, в геометрии точка, прямая, плоскость. Историческая попытка использования этого метода геометрия Евклида, Пифагор, Аристотель.

Отличительная черта: в качестве таких исходных положений берутся аксиомы или постулаты, не требующие доказательств (аксиомы параллельности, движения и т.п.).

К аксиоматически построенной системе знаний предъявляется ряд требований:

- требование непротиворечивости, согласно которому в системе аксиом не должны быть выводимы одновременно какое-либо предложение и его отрицание;

- требование полноты, согласно которому любое предложение, которое можно сформулировать в данной системе аксиом, можно в ней доказать или опровергнуть: из аксиом выводимо или предложение, или его отрицание.

Недостатки: страдает ограниченностью.

Представители: Гильберт, Гёдель (указывает границы возможностей методов).

 

Гипотетико-дедуктивный метод.

Это метод, основанный на выведении заключения из определенных посылок, истинность которых однозначно не установлена.

В качестве таких посылок могут выступать:

Гипотезы, эмпирические обобщения, полученные на основе наблюдений, измерений или эксперимента.

Знание, полученное с помощью этого метода, носит вероятностный характер. Метод впервые использован в античности, широко используется в математике, логике.

В Новое время этот метод широко использовали и внедрили в астрономию и физику Галилей и Ньютон. Сегодня он находит применение в астрофизике, астрономии и тех областях науки, где эксперимент затруднен или невозможен.

Существует ряд требований к самим гипотезам, которые должны быть не противоречивыми, обоснованными и т.д. Гипотезы в современной науке иногда боле обоснованы, чем теории. Широко используется в юридической практике.

 

Исторический и логический методы.

Логический метод состоит в выявлении основных наиболее важных и существенных черт, характеристик при последовательном переходе от исходных понятий, отражающих эти свойства и черты ко все более сложным конкретным понятиям, дающим нам более полное всестороннее знание об изучаемых явлениях и процессах.

Исторический метод познания состоит в последовательном рассмотрении и описании всех этапов становления, развития и формирования, изучаемых явлений или процессов. Наиболее трудоемкий, но позволяет ответить на многие вопросы: последовательность, направление, теденция.

Эти методы диалектически дополняют друг друга (диагноз и история болезни). Изучая экономику страны выявляем ее структуру, отрасли хозяйства.

Какой метод первичен зависит от исследования.

Диалектически мыслить – это значит рассматривать любое явление с точки зрения того как оно возникло и какие этапы в своем развитии прошло, чем является в настоящее время и как связано с другими явлениями.

Анализ и синтез.

Общелогические приемы мышления.

Одна из форм классификация.

Особенности анализа – мысль движется от сложного к простому, от случайного к необходимому, к многообразия к тождеству.

Цель анализа – познание частей как элементов сложного целого.

Синтез – метод научного исследования, состоящий в соединении разнообразных явлений, вещей, качеств, противоположностей или противоречивого множества в единстве, в котором противоречия или противоположности сглаживаются или снимаются.

Синтез дополняет анализ.

 

Индукция и дедукция. Это парные, взаимосвязанные методы познания, занимающие несколько особое положение в системе научных методов. Они в сравнительно большей мере включают в себя использование чисто формальных правил. Разделение этих методов основано на выделении двух типов умозаключений – дедуктивного и индуктивного.

Дедуктивным называют такое умозаключение, в котором вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества. Известно, как умело пользовался этим методом знаменитый Шерлок Холмс.

Под индукцией обычно понимается умозаключение от частного к общему, когда на основании знания о части предметов класса делается вывод о классе в целом. Однако можно говорить и об индукции в более широком смысле слова – как о методе познания, как о совокупности познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к положениям более общим. Следовательно, разница между дедукцией и индукцией обнаруживается прежде всего в прямо противоположной направленности хода мысли.

Индукция полная и неполная (популярная и научная). Популярная индукция – это прямое перечисление по одному признаку, степень достоверности не высокая (дурная бесконечность – говорил Гегель), но иногда дает достоверное знание (все папоротники размножаются спорами).

Научная индукция устанавливает причинно-следственные связи по ряду признаков.

Связь между дедукцией и индукцией. Менделеев Д.И. создавал таблицу на основе дедукции, а затем открывал новые элементы уже на основе дедукции, зная принцип.

 

Абстрагированиеэто особый прием мышления, при котором знание об объекте формируется путем отвлечения от несущественных свойств и выделения существенных свойств.

Результатом абстрагирования являются понятия и категории. Они выражаются определенными знаками. Например, 5 пальцев выражаются словом 5 или знаком (цифрой).

 

Обобщениеэто метод объединения объектов в единый класс на основе общего признака (например, береза, дуб, клен – дерево; дерево и заяц – живая природа; заяц, река и горы – природа в целом).

 

Аналогия и моделирование.

Модель – это такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая отображает и воспроизводит объект так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте.

Следовательно, модель – это искусственно созданный объект, который помещается между исследователем и реальностью.

Модели бывают двух типов:

1) Материальные (плотина на реке). Виды: функциональные (физические и формальные), геометрические, функционально-геометрические.

2) Идеальные (система уравнений). Виды: Образные, знаковые, образно-знаковые, и информационные

Моделирование – главный способ познания нас самих и окружающего мира.

Можно модели также разделять:

Условные

Аналоговые

Математические

Исторически первыми моделями были языковые знаки, которые постепенно составили разговорный язык.

Второй этап: знаковые изображения от зарубок до чисел (прототипами стали римские цифры).

Письменность и символика.

 

В Античности греки создали модель солнечной системы, Гипократ использовал для исследования глаза – глаз быка.

Ньютон сформулировал условия моделирования (требования к нему).

Логоритм изобрел Непер конец 16 века.

 

Аналогияэто метод, при котором на основе сходства объектов по одним признакам заключают об их сходстве по другим признакам (сходство объектов по их качественному и количественному признакам).

Виды: логические (свойства дыхания присуще как человеку, так и животному) и ассоциативные (химик Кукуле увидел в зоопарке 5 обезьян в клетке, которые сцепились руками друг с другом и у него в сознании возникла формула бензола).

Основные виды по качественному признаку: химическая, физическая и кибернетическая.

Абстракция – это особый род соответствии между моделью и прототипом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 3762; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.013 с.)