Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Иррационалистическая традиция в современной философии. Работа Ж. Ф. Лиотара «ситуация постмодерна»Содержание книги
Поиск на нашем сайте ПЕРВОИСТОЧНИК: ЛИОТАР Жан-Франсуа. «СОСТОЯНИЕ ПОСТМОДЕРНА». Краткие сведения об авторе: Лиотар Ж.Ф. (р. в 1924) — французский философ, теоретик «нерепрезентативной эстетики», создатель концепции «нарратологии», обосновывающей ситуацию постмодернизма в философии. На его творчество заметно повлияло неокантианство, философия жизни, экзистенциализм, аналитическая традиция и «философия власти» Фуко. Одно из основных сочинений - «Состояние постмодерна» (1979), в которой Лиотар выявляет доминирующую роль в европейской культуре тенденций формализации знания. Зафиксировал такие приемы в науке, которые позволили сделать вывод о начале новой эпохи постмодерна. Цитата из вступления: Предметом этого исследования является состояние знания в современных наиболее развитых обществах. Мы решили назвать его "постмодерн". Это слово появилось на свет на американском континенте из-под пера социологов и критиков.
Наряду с макронаррациями существуют также и «языческие» микронарративы, которые обеспечивают целостность обыденной жизни в ее повседневном опыте на уровне отдельных первичных коллективов (например, семьи), и не претендуют на позиции власти.
Структура работы: Гл. 1. Поле знания в информационных обществах. Установлен статус знаний. Высказывает опасения, что информация может заменить денежное обращение, станет управлять не государство, а предприятия. Гл. 2 Проблема легитимации. Гл. 3. Метод. Языковые игры. Законность, обретение знаний, научность. Любое научное знание должно быть легитимировано, в условия языковых игр. Гл. 4. Характер социальной связи. Альтернатива постмодерна. Гл. 5. Характер социальной связи. Перспектива постмодерна. Гл. 6. Прагматика нарротивного знания. Соотношение понятий постмодерна и инноваций. Гл. 7 Прагматика научного знания. Гл. 8 нарративная функция и легитицимация знания Гл. 9 рассказы, легитимирующие знание. и т.д. Специфика же нашего времени как «послесовременного» («постмодерна») заключается, согласно Лиотару, в утрате макронарративами своей легитимирующей силы после катастрофических событий 20 в. Постоянная смена идеологий подтверждает, что вера в господство разума, правовую свободу и социальный прогресс подорвана. Кризис ценностей и идеалов Просвещения, синтезированных в спекулятивной философии Гегеля, означает, с точки зрения Лиотара, отход от тотальности всеобщего и возврат к самоценности индивидуального опыта на микроуровне. «Проект современности», таким образом, ориентирован на автономию морального закона и с необходимостью обращается к метафизике Канта. Право на индивидуальный выбор в своей реализации приводит к практике сосуществования множества различных языков, гетерогенных «языковых игр», полное тождество которых невозможно ввиду различия их целей («денотативные», означивающие игры) и стратегий («прескриптивные», действующие языковые игры). Задачей социальной политики становится не насильственная унификация множественности в единое «коллективное тело» социума и даже не поиск универсального языка для возможности диалога между ними, но сохранение именно этой разнородности, поддержка практики различных «языковых игр». Лиотар приступает к конкретному рассмотрению терминологии языка власти, отталкиваясь от структуралистской модели соотношения «синхронии» и «диахронии».
Так появляются «режимы» предложений и «жанры» дискурса как методологические процедуры и «правила пользования» языком, посредством которых власть манипулирует им, присваивая себе его содержание различными способами словоупотребления. Несмотря на зависимость таких правил от контекста истории, «проигравшим» всегда неизбежно оказывается референт, потребитель, подчиненный. В сфере коммуникации власть реализуется как технология удержания выгодного для нее «баланса сил»: производимый посредством риторики дискурс власти захватывает позицию «центра» в коммуникативной среде и стремится подчинить себе все остальные дискурсивные практики, не допуская их смешения в распределении полномочий и ускользания из-под контроля в сферу «языковых игр». Современная ситуация представлена Лиотар как онтологическая экстраполяция «языковой игры», в которой преобладание «проскрипции» приводит к подавляющему доминированию экономического дискурса. Оппозиция по отношению к этой ситуации выражает радикализм Лиотара в его стремлении довести «разоблачение» практики центрирования власти до утопического предела ее полного исчерпания. Лиотар продолжает традиционную линию метафизики.
ОНТОЛОГИЯ И ЕЁ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ В НАУКЕ
Онтология- это фундаментальный раздел Ф., который сложился ещё в эпоху древней Греции, но сам термин был введён в 1613 г. Гоклениусом. Основные категории бытия Бытие, объективная реальность, субстанция, субстракт, материя, идея, движение, развитие, пространство, время. Центральной из них является категория «бытие». От её трактовки зависит характер фил. Система и духовная культура и наука. На Востоке бытие как (бытие продолжение небытия, Лао-Дзы). В западной философии бытие трактуется как объективная реальность, как совокупность многообразных проявлений мира. Эту трактовку заложил ещё Парменид в Др. Греции (представитель школы Элиатов).
Важнейшей онтологической проблемой является поиск первичных оснований бытия, которые делают мир единым целостным, устойчивым, гармоничным. В Греческой Философии также основания обнаруживались в различных феноменах: вода, огонь, атом, число, идея, зерно). Постепенно все эти представления стали тяготеть или группироваться к двум основным началам: ü материальному; ü идеальному; Любое начало бытия стало обозначаться категорией субстанция, от лат. «сущность»,»лежащее в основе». Представления о материальных началах бытия сформировались в ранней Греческой Философии, которая поэтому и называлась – натурфилософией. Эти представления развились в истории философской мысли и со временем дали толчок развитию естествознания, прежде всего физики. В начале 20 века В.И. Ленин в работе «Империализм и империокритицизм» дал определение материи:
Представления об идеальных началах бытия также сложились в Ф Др. Греции. Н-р логос - у Гераклита, число- у Пифагора, но первую развёрнутую концепцию идеализма создал Платон. В последствие фил. Идеализм стал мощным направлением в осмыслении онтологических проблем. Установив понятия, принципы, первичные основания бытия, Философия стремится выделить его неотъемлемые свойства или признаки. Они называются атрибутами бытия. Атрибутами бытия являются: Движение, пространство и время Методологическая роль в науке. 1. Сама трактовка бытия 2. Каждый принцип сильно влияет на развитие науки (системный подход, детерминизм) 3. Трактовка базовых категорий (идея развития появилась раньше, чем в науке и сегодня на науку очень влияет фил. Трактовка категории «Время»
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.141 (0.008 с.) |