Иррационалистическая традиция в современной философии. Работа Ж. Ф. Лиотара «ситуация постмодерна» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иррационалистическая традиция в современной философии. Работа Ж. Ф. Лиотара «ситуация постмодерна»



ПЕРВОИСТОЧНИК: ЛИОТАР Жан-Франсуа. «СОСТОЯНИЕ ПОСТМОДЕРНА».

Краткие сведения об авторе: Лиотар Ж.Ф. (р. в 1924) — французский философ, теоретик «нерепрезентативной эстетики», создатель концепции «нарратологии», обосновывающей ситуацию постмодернизма в философии. На его творчество заметно повлияло неокантианство, философия жизни, экзистенциализм, аналитическая традиция и «философия власти» Фуко.

Одно из основных сочинений - «Состояние постмодерна» (1979), в которой Лиотар выявляет доминирующую роль в европейской культуре тенденций формализации знания.

Зафиксировал такие приемы в науке, которые позволили сделать вывод о начале новой эпохи постмодерна.

Цитата из вступления: Предметом этого исследования является состояние знания в современных наиболее развитых обществах. Мы решили назвать его "постмодерн". Это слово появилось на свет на американском континенте из-под пера социологов и критиков.

 

Основной формой «употребления» знания являются «нарративы» -
повествовательные структуры,
характеризующие определенный тип дискурса в различные исторические периоды.

 

Великие метанарративы –
это великие идеи,
которые объединяют общество
для достижения каких-либо целей
на конкретных этапах его развития (коммунизм, демократия, правовое государство, идея прогресса)

 

Лиотар выделяет «легитимирующие» макронарративы, цель которых —
обосновать господство существующего политического строя,
законов, моральных норм,
присущего им образа мышления и структуры социальных институтов.

Наряду с макронаррациями существуют также и «языческие» микронарративы, которые обеспечивают целостность обыденной жизни в ее повседневном опыте на уровне отдельных первичных коллективов (например, семьи), и не претендуют на позиции власти.

Дискурс – метанаррация, которая создает «социальную мифологию»,
поддерживает функционирование всех механизмов управления.

Структура работы:

Гл. 1. Поле знания в информационных обществах.

Установлен статус знаний. Высказывает опасения, что информация может заменить денежное обращение, станет управлять не государство, а предприятия.

Гл. 2 Проблема легитимации.

Гл. 3. Метод. Языковые игры.

Законность, обретение знаний, научность. Любое научное знание должно быть легитимировано, в условия языковых игр.

Гл. 4. Характер социальной связи. Альтернатива постмодерна.

Гл. 5. Характер социальной связи. Перспектива постмодерна.

Гл. 6. Прагматика нарротивного знания. Соотношение понятий постмодерна и инноваций.

Гл. 7 Прагматика научного знания.

Гл. 8 нарративная функция и легитицимация знания

Гл. 9 рассказы, легитимирующие знание. и т.д.

Специфика же нашего времени как «послесовременного» («постмодерна») заключается, согласно Лиотару, в утрате макронарративами своей легитимирующей силы после катастрофических событий 20 в.

Постоянная смена идеологий подтверждает, что вера в господство разума, правовую свободу и социальный прогресс подорвана. Кризис ценностей и идеалов Просвещения, синтезированных в спекулятивной философии Гегеля, означает, с точки зрения Лиотара, отход от тотальности всеобщего и возврат к самоценности индивидуального опыта на микроуровне.

«Проект современности», таким образом, ориентирован на автономию морального закона и с необходимостью обращается к метафизике Канта. Право на индивидуальный выбор в своей реализации приводит к практике сосуществования множества различных языков, гетерогенных «языковых игр», полное тождество которых невозможно ввиду различия их целей («денотативные», означивающие игры) и стратегий («прескриптивные», действующие языковые игры). Задачей социальной политики становится не насильственная унификация множественности в единое «коллективное тело» социума и даже не поиск универсального языка для возможности диалога между ними, но сохранение именно этой разнородности, поддержка практики различных «языковых игр».

Лиотар приступает к конкретному рассмотрению терминологии языка власти, отталкиваясь от структуралистской модели соотношения «синхронии» и «диахронии».

С точки зрения практического использования языка в качестве инструмента власти, существуют различные методы обработки языкового материала:
начиная с минимальных нарративных единиц — слов, из которых строятся предложения,
и заканчивая специальными типами дискурса, подчиненными конкретной цели.

Так появляются «режимы» предложений и «жанры» дискурса как методологические процедуры и «правила пользования» языком, посредством которых власть манипулирует им, присваивая себе его содержание различными способами словоупотребления. Несмотря на зависимость таких правил от контекста истории, «проигравшим» всегда неизбежно оказывается референт, потребитель, подчиненный. В сфере коммуникации власть реализуется как технология удержания выгодного для нее «баланса сил»: производимый посредством риторики дискурс власти захватывает позицию «центра» в коммуникативной среде и стремится подчинить себе все остальные дискурсивные практики, не допуская их смешения в распределении полномочий и ускользания из-под контроля в сферу «языковых игр». Современная ситуация представлена Лиотар как онтологическая экстраполяция «языковой игры», в которой преобладание «проскрипции» приводит к подавляющему доминированию экономического дискурса. Оппозиция по отношению к этой ситуации выражает радикализм Лиотара в его стремлении довести «разоблачение» практики центрирования власти до утопического предела ее полного исчерпания. Лиотар продолжает традиционную линию метафизики.

 

ОНТОЛОГИЯ И ЕЁ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ В НАУКЕ

Онтология -это философское учение о бытии как таковом,
об основополагающих принципах,
первичных основаниях и атрибутах бытия.

Онтология- это фундаментальный раздел Ф., который сложился ещё в эпоху древней Греции, но сам термин был введён в 1613 г. Гоклениусом.

Основные категории бытия

Бытие, объективная реальность, субстанция, субстракт, материя, идея, движение, развитие, пространство, время.

Центральной из них является категория «бытие». От её трактовки зависит характер фил. Система и духовная культура и наука.

На Востоке бытие как (бытие продолжение небытия, Лао-Дзы). В западной философии бытие трактуется как объективная реальность, как совокупность многообразных проявлений мира. Эту трактовку заложил ещё Парменид в Др. Греции (представитель школы Элиатов).

Основные виды бытия
1. Бытие природы(органическая и неорганическая)
2. Бытие общества (социальное бытие) Как отмечал Т.И. Адуло «задача исследователя обществоведа сводится отнюдь не к пропоганде материалистического тезиса об определдяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, а к поиску ответов на практические запросы сегодняшнего и завтрашнего дня в сфере общественного и индивидуального бытия (Т.И. Адуло. Философия в системе духовной культуры: проблема социального функционирования, Мн.: 1993.
Материально-производственное, политико-правовое, духовное.
3. Бытие культуры (мат. Дух. Худож., фальклор, национал., элитарной, классовой, региональной, общечеловеческой культуры)
4. Индивидуально-личностное бытие человека, которое проявляется в таких формах активности как деятельность, творчество, духовность, свобода, любовь, коммуникация.
Обнаруживая различные сферы бытия, Философия стремится выделить их универсальные и фундаментальные принципы:
1. Принцип единства мира и его целостности.
2. Принцип взаимосвязи и взаимодействия всех явлений и процессов в мире.
3. Принцип развития.
4. Принцип системности.
5. Принцип глобального эволюционизма и коэволюции (согласованности в развитии)
6. Принцип сложной причинно-следственной обусловленности явлений и процессов (детерминизм)

 

Важнейшей онтологической проблемой является поиск первичных оснований бытия, которые делают мир единым целостным, устойчивым, гармоничным. В Греческой Философии также основания обнаруживались в различных феноменах: вода, огонь, атом, число, идея, зерно). Постепенно все эти представления стали тяготеть или группироваться к двум основным началам:

ü материальному;

ü идеальному;

Любое начало бытия стало обозначаться категорией субстанция, от лат. «сущность»,»лежащее в основе».

Представления о материальных началах бытия сформировались в ранней Греческой Философии, которая поэтому и называлась – натурфилософией.

Эти представления развились в истории философской мысли и со временем дали толчок развитию естествознания, прежде всего физики. В начале 20 века В.И. Ленин в работе «Империализм и империокритицизм» дал определение материи:

М А Т Е Р И Я – это философского категория для обозначения объективной реальности,
которая дана человеку в ощущениях его,
которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями,
существуя независимо от них.

 

Представления об идеальных началах бытия также сложились в Ф Др. Греции. Н-р логос - у Гераклита, число- у Пифагора, но первую развёрнутую концепцию идеализма создал Платон. В последствие фил. Идеализм стал мощным направлением в осмыслении онтологических проблем.

Установив понятия, принципы, первичные основания бытия, Философия стремится выделить его неотъемлемые свойства или признаки. Они называются атрибутами бытия.

Атрибутами бытия являются:

Движение, пространство и время

Методологическая роль в науке.

1. Сама трактовка бытия

2. Каждый принцип сильно влияет на развитие науки (системный подход, детерминизм)

3. Трактовка базовых категорий (идея развития появилась раньше, чем в науке и сегодня на науку очень влияет фил. Трактовка категории «Время»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.183.14 (0.009 с.)