Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Иррационалистическая традиция в современной философии. Работа Ж. Ф. Лиотара «ситуация постмодерна»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПЕРВОИСТОЧНИК: ЛИОТАР Жан-Франсуа. «СОСТОЯНИЕ ПОСТМОДЕРНА». Краткие сведения об авторе: Лиотар Ж.Ф. (р. в 1924) — французский философ, теоретик «нерепрезентативной эстетики», создатель концепции «нарратологии», обосновывающей ситуацию постмодернизма в философии. На его творчество заметно повлияло неокантианство, философия жизни, экзистенциализм, аналитическая традиция и «философия власти» Фуко. Одно из основных сочинений - «Состояние постмодерна» (1979), в которой Лиотар выявляет доминирующую роль в европейской культуре тенденций формализации знания. Зафиксировал такие приемы в науке, которые позволили сделать вывод о начале новой эпохи постмодерна. Цитата из вступления: Предметом этого исследования является состояние знания в современных наиболее развитых обществах. Мы решили назвать его "постмодерн". Это слово появилось на свет на американском континенте из-под пера социологов и критиков.
Наряду с макронаррациями существуют также и «языческие» микронарративы, которые обеспечивают целостность обыденной жизни в ее повседневном опыте на уровне отдельных первичных коллективов (например, семьи), и не претендуют на позиции власти.
Структура работы: Гл. 1. Поле знания в информационных обществах. Установлен статус знаний. Высказывает опасения, что информация может заменить денежное обращение, станет управлять не государство, а предприятия. Гл. 2 Проблема легитимации. Гл. 3. Метод. Языковые игры. Законность, обретение знаний, научность. Любое научное знание должно быть легитимировано, в условия языковых игр. Гл. 4. Характер социальной связи. Альтернатива постмодерна. Гл. 5. Характер социальной связи. Перспектива постмодерна. Гл. 6. Прагматика нарротивного знания. Соотношение понятий постмодерна и инноваций. Гл. 7 Прагматика научного знания. Гл. 8 нарративная функция и легитицимация знания Гл. 9 рассказы, легитимирующие знание. и т.д. Специфика же нашего времени как «послесовременного» («постмодерна») заключается, согласно Лиотару, в утрате макронарративами своей легитимирующей силы после катастрофических событий 20 в. Постоянная смена идеологий подтверждает, что вера в господство разума, правовую свободу и социальный прогресс подорвана. Кризис ценностей и идеалов Просвещения, синтезированных в спекулятивной философии Гегеля, означает, с точки зрения Лиотара, отход от тотальности всеобщего и возврат к самоценности индивидуального опыта на микроуровне. «Проект современности», таким образом, ориентирован на автономию морального закона и с необходимостью обращается к метафизике Канта. Право на индивидуальный выбор в своей реализации приводит к практике сосуществования множества различных языков, гетерогенных «языковых игр», полное тождество которых невозможно ввиду различия их целей («денотативные», означивающие игры) и стратегий («прескриптивные», действующие языковые игры). Задачей социальной политики становится не насильственная унификация множественности в единое «коллективное тело» социума и даже не поиск универсального языка для возможности диалога между ними, но сохранение именно этой разнородности, поддержка практики различных «языковых игр». Лиотар приступает к конкретному рассмотрению терминологии языка власти, отталкиваясь от структуралистской модели соотношения «синхронии» и «диахронии».
Так появляются «режимы» предложений и «жанры» дискурса как методологические процедуры и «правила пользования» языком, посредством которых власть манипулирует им, присваивая себе его содержание различными способами словоупотребления. Несмотря на зависимость таких правил от контекста истории, «проигравшим» всегда неизбежно оказывается референт, потребитель, подчиненный. В сфере коммуникации власть реализуется как технология удержания выгодного для нее «баланса сил»: производимый посредством риторики дискурс власти захватывает позицию «центра» в коммуникативной среде и стремится подчинить себе все остальные дискурсивные практики, не допуская их смешения в распределении полномочий и ускользания из-под контроля в сферу «языковых игр». Современная ситуация представлена Лиотар как онтологическая экстраполяция «языковой игры», в которой преобладание «проскрипции» приводит к подавляющему доминированию экономического дискурса. Оппозиция по отношению к этой ситуации выражает радикализм Лиотара в его стремлении довести «разоблачение» практики центрирования власти до утопического предела ее полного исчерпания. Лиотар продолжает традиционную линию метафизики.
ОНТОЛОГИЯ И ЕЁ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ В НАУКЕ
Онтология- это фундаментальный раздел Ф., который сложился ещё в эпоху древней Греции, но сам термин был введён в 1613 г. Гоклениусом. Основные категории бытия Бытие, объективная реальность, субстанция, субстракт, материя, идея, движение, развитие, пространство, время. Центральной из них является категория «бытие». От её трактовки зависит характер фил. Система и духовная культура и наука. На Востоке бытие как (бытие продолжение небытия, Лао-Дзы). В западной философии бытие трактуется как объективная реальность, как совокупность многообразных проявлений мира. Эту трактовку заложил ещё Парменид в Др. Греции (представитель школы Элиатов).
Важнейшей онтологической проблемой является поиск первичных оснований бытия, которые делают мир единым целостным, устойчивым, гармоничным. В Греческой Философии также основания обнаруживались в различных феноменах: вода, огонь, атом, число, идея, зерно). Постепенно все эти представления стали тяготеть или группироваться к двум основным началам: ü материальному; ü идеальному; Любое начало бытия стало обозначаться категорией субстанция, от лат. «сущность»,»лежащее в основе». Представления о материальных началах бытия сформировались в ранней Греческой Философии, которая поэтому и называлась – натурфилософией. Эти представления развились в истории философской мысли и со временем дали толчок развитию естествознания, прежде всего физики. В начале 20 века В.И. Ленин в работе «Империализм и империокритицизм» дал определение материи:
Представления об идеальных началах бытия также сложились в Ф Др. Греции. Н-р логос - у Гераклита, число- у Пифагора, но первую развёрнутую концепцию идеализма создал Платон. В последствие фил. Идеализм стал мощным направлением в осмыслении онтологических проблем. Установив понятия, принципы, первичные основания бытия, Философия стремится выделить его неотъемлемые свойства или признаки. Они называются атрибутами бытия. Атрибутами бытия являются: Движение, пространство и время Методологическая роль в науке. 1. Сама трактовка бытия 2. Каждый принцип сильно влияет на развитие науки (системный подход, детерминизм) 3. Трактовка базовых категорий (идея развития появилась раньше, чем в науке и сегодня на науку очень влияет фил. Трактовка категории «Время»
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.127.131 (0.006 с.) |