Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классическая немецкая философия. Работа Ф. Энгельса «людвиг фейербах и конец немецкой классической философии»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Немецкая философия конца XVIII – середины XIX веков заслуженно названа классической. В ней получили дальнейшее развитие прогрессивные идеи философии нового времени – вера в могущество разума, гуманизм, права личности. Философии они вверяли высочайшую духовную миссию – быть критической совестью культуры. Особое внимание они уделяли и человеческой истории как таковой, и человеческой сущности. Хронологически немецкая классическая философия (далее – НКФ) занимает небольшой временной промежуток (основные произведения выход в 1770-1831 гг.)
НКФ отличается: 1) разнообразием философских традиций (дуализм Канта, объективный идеализм Гегеля, материализм Фейербаха); 2) несомненной преемственной связью между ними.
Иммануила Канта (1724-1804) считают родоначальником НКФ – грандиозного этапа в истории мировой философской мысли, охватывающего более чем столетие духовно-интеллектуального развития – напряженного и очень яркого по своим результатам и чрезвычайно важного по воздействию на человеческую духовную историю. Он связан с поистине великими именами: наряду с Кантом это Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814), Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), Людвиг Андреас Фейербах (1704-1872). И.Кант (1724-1804). Докритический (до 70 годов) и критический периоды жизни. Работы: докритический период: «Всеобщая естественная теория и история неба». Кантовская концепция происхождения мира – до сих пор считается основной. критический период. Работы «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). Также «Религия в пределах только разума» (критика всех доказательств бытия Бога, отверг как нелогичные). «Вещь в себе» - недоступна пониманию на уровне сущности, можно познать только на уровне явления. Категорический императив Канта (по Адуло): поступай по отношению к другим так, как если бы хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе (есть несколько формулировок). Фихте разработал наукоучение, преподаватель, бунтарь еще тот. Философия как фундамент всего научного знания. Шеллинг (1775-1854) в основном вопросы натурфилософии. Работы: «О мировой душе», «Система трансцендентального идеализма», «Бруно, или О божественном и природном начале вещей», «Об отношении реального и к идеальному в природе» и др. Природа как динамический процесс, к-ый включает в себя эволюцию неорганической и органической материи. Идея о внутреннем единстве природы. Трансцендентальный идеализм Шеллинга представляет собой объективный идеализм, основанный на понятии тождества духа и природы. Гегель. Вершина КНФ. Работы: «Феменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Философия права» и др. В центре фил. Гегеля стоит разработка логики, теории познания, учения о мире в философских категориях. Фейербах. Развил антропологический материализм. Работы: «Сущность христианства», «Происхождение религии». Идея: человек есть начало, продолжение и конец всякой религии. Первоисточник религии – чувство ограниченности человека, бессилие человека перед природой, ее стихиями. При этом каждый из названных философов настолько своеобразен, что трудно не задать вопроса, а можно ли говорить о немецкой классической философии, как относительно едином, целостном образовании? Можно, потому что при всем богатом разнообразии идей и концепций немецкую классику отличает преемственность, которая характерна для всего этого этапа развития философии. Они – то и дают возможность сделать вывод о немецкой философии как едином духовном образовании. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель описывали философию и как науку, науку специфическую по сравнению с естествознанием и с дисциплинами, конкретно изучающими человека. По их убеждению, философия не просто опирается на науку, но и сама дает науке и научности гуманистические и методологические ориентации.
Философы рассуждая о мире в целом, закономерностях его развития, выходили на онтологический аспект философии – учение о бытии, неразрывно связывая его с учением о познании – гносеологией. Сама же философия разрабатывается ими в первую очередь как учение о человеке, т.е. в центре внимания немецких философов стоит философская антропология. И, выходя на человека, они размышляют об обществе, общественном человеке. Здесь предметом их анализа становится философия права, нравственность, всемирная история, искусство, религия. И труды каждого из представителей классической немецкой философии – это разветвленная система идей, связанных с предшествующей философией. Здесь они получают обобщение и дальнейшее развитие. Немецких философов объединяет то, что проблемы философии рассматриваются на основе широких и фундаментальных мировоззренческих размышлений о мире, человеке, взаимодействия его с окружающим миром, о бытии в целом.
Отличают немецкую классическую философию и некоторые общие принципы подхода к проблеме исторического развития. Несмотря на довольно существенные различия в анализе особенностей развития общества Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля их объединяет то, что к истории и ее пониманию они делают попытки приложить рациональные мерки и критерии. Историческое развитие они полагали исследовать не с помощью прозрения – интуиции, а научно-теоретически, с попытками выделения закономерностей. Законы же истории воспринимались ими через призму исторической "разумности". Вместе с тем немецкие философы полагали, что главной движущей силой истории являются взгляды, идеи, побуждения людей, т.е. идеальные мотивы, которые они связывали с понятиями сознания, "духа", мышления, познания, – центральных для немецкой классической философии. В своем рассмотрении человека и истории классическая немецкая философия сконцентрировала внимание вокруг темы свободы и других гуманистических ценностей. При этом она не просто пропагандировала гуманистические принципы, но пыталась проанализировать противоречия и трудности, которые возникали на пути реализации, воплощения в жизнь этих принципов. Есть много вопросов, которые осмысливаются и современным человеком, потому что они – общечеловеческие. И немецкие философы выводят нас на общечеловеческий тип ответов на них.
|
|||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.141 (0.008 с.) |