Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классическая немецкая философия. Работа Ф. Энгельса «людвиг фейербах и конец немецкой классической философии»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Немецкая философия конца XVIII – середины XIX веков заслуженно названа классической. В ней получили дальнейшее развитие прогрессивные идеи философии нового времени – вера в могущество разума, гуманизм, права личности. Философии они вверяли высочайшую духовную миссию – быть критической совестью культуры. Особое внимание они уделяли и человеческой истории как таковой, и человеческой сущности. Хронологически немецкая классическая философия (далее – НКФ) занимает небольшой временной промежуток (основные произведения выход в 1770-1831 гг.)
НКФ отличается: 1) разнообразием философских традиций (дуализм Канта, объективный идеализм Гегеля, материализм Фейербаха); 2) несомненной преемственной связью между ними.
Иммануила Канта (1724-1804) считают родоначальником НКФ – грандиозного этапа в истории мировой философской мысли, охватывающего более чем столетие духовно-интеллектуального развития – напряженного и очень яркого по своим результатам и чрезвычайно важного по воздействию на человеческую духовную историю. Он связан с поистине великими именами: наряду с Кантом это Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814), Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), Людвиг Андреас Фейербах (1704-1872). И.Кант (1724-1804). Докритический (до 70 годов) и критический периоды жизни. Работы: докритический период: «Всеобщая естественная теория и история неба». Кантовская концепция происхождения мира – до сих пор считается основной. критический период. Работы «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). Также «Религия в пределах только разума» (критика всех доказательств бытия Бога, отверг как нелогичные). «Вещь в себе» - недоступна пониманию на уровне сущности, можно познать только на уровне явления. Категорический императив Канта (по Адуло): поступай по отношению к другим так, как если бы хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе (есть несколько формулировок). Фихте разработал наукоучение, преподаватель, бунтарь еще тот. Философия как фундамент всего научного знания. Шеллинг (1775-1854) в основном вопросы натурфилософии. Работы: «О мировой душе», «Система трансцендентального идеализма», «Бруно, или О божественном и природном начале вещей», «Об отношении реального и к идеальному в природе» и др. Природа как динамический процесс, к-ый включает в себя эволюцию неорганической и органической материи. Идея о внутреннем единстве природы. Трансцендентальный идеализм Шеллинга представляет собой объективный идеализм, основанный на понятии тождества духа и природы. Гегель. Вершина КНФ. Работы: «Феменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Философия права» и др. В центре фил. Гегеля стоит разработка логики, теории познания, учения о мире в философских категориях. Фейербах. Развил антропологический материализм. Работы: «Сущность христианства», «Происхождение религии». Идея: человек есть начало, продолжение и конец всякой религии. Первоисточник религии – чувство ограниченности человека, бессилие человека перед природой, ее стихиями. При этом каждый из названных философов настолько своеобразен, что трудно не задать вопроса, а можно ли говорить о немецкой классической философии, как относительно едином, целостном образовании? Можно, потому что при всем богатом разнообразии идей и концепций немецкую классику отличает преемственность, которая характерна для всего этого этапа развития философии. Они – то и дают возможность сделать вывод о немецкой философии как едином духовном образовании. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель описывали философию и как науку, науку специфическую по сравнению с естествознанием и с дисциплинами, конкретно изучающими человека. По их убеждению, философия не просто опирается на науку, но и сама дает науке и научности гуманистические и методологические ориентации.
Философы рассуждая о мире в целом, закономерностях его развития, выходили на онтологический аспект философии – учение о бытии, неразрывно связывая его с учением о познании – гносеологией. Сама же философия разрабатывается ими в первую очередь как учение о человеке, т.е. в центре внимания немецких философов стоит философская антропология. И, выходя на человека, они размышляют об обществе, общественном человеке. Здесь предметом их анализа становится философия права, нравственность, всемирная история, искусство, религия. И труды каждого из представителей классической немецкой философии – это разветвленная система идей, связанных с предшествующей философией. Здесь они получают обобщение и дальнейшее развитие. Немецких философов объединяет то, что проблемы философии рассматриваются на основе широких и фундаментальных мировоззренческих размышлений о мире, человеке, взаимодействия его с окружающим миром, о бытии в целом.
Отличают немецкую классическую философию и некоторые общие принципы подхода к проблеме исторического развития. Несмотря на довольно существенные различия в анализе особенностей развития общества Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля их объединяет то, что к истории и ее пониманию они делают попытки приложить рациональные мерки и критерии. Историческое развитие они полагали исследовать не с помощью прозрения – интуиции, а научно-теоретически, с попытками выделения закономерностей. Законы же истории воспринимались ими через призму исторической "разумности". Вместе с тем немецкие философы полагали, что главной движущей силой истории являются взгляды, идеи, побуждения людей, т.е. идеальные мотивы, которые они связывали с понятиями сознания, "духа", мышления, познания, – центральных для немецкой классической философии. В своем рассмотрении человека и истории классическая немецкая философия сконцентрировала внимание вокруг темы свободы и других гуманистических ценностей. При этом она не просто пропагандировала гуманистические принципы, но пыталась проанализировать противоречия и трудности, которые возникали на пути реализации, воплощения в жизнь этих принципов. Есть много вопросов, которые осмысливаются и современным человеком, потому что они – общечеловеческие. И немецкие философы выводят нас на общечеловеческий тип ответов на них.
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.250 (0.007 с.) |