Тема 5. Немецкая классическая философия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Немецкая классическая философия



 

121. (П) Кто из немецких философов проанализировал историческое движение человеческой мысли и выразил ее целостное, закономерное развитие в понятиях "мирового разума", "абсолютной идеи":

а) Кант, б) Фихте, в) Гегель, г) Фейербах?

Ответ: в.

122. (П) Какое из приведенных ниже положений соответствует нравственной позиции И.Канта?

а) "Все люди злы и неизбежно будут поступать в соответствии со своими дурными намерениями всегда, когда представится удобный случай".

б) "Всякий перед всеми за всех виноват".

в) "Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также силу принципа всеобщего законодательства".

Ответ: в.

123. (П) Какое из приведенных ниже положений соответствует гегелевскому пониманию источника развития?

а) Источником всякого развития выступает саморазвитие понятия, а значит, оно имеет логическую, духовную природу.

б) Конечной причиной развития является внешний толчок, импульс, действие внешних сил на тело.

в) Источником развития является борьба противоположных сторон, тенденций, свойственных материальным образованиям.

г) Конечным источником всякого развития является Бог - "неподвижный перводвигатель".

Ответ: а.

124. (С) Из всех представителей немецкой классической философии только Л.Фейербах:

а) материалистом, б) идеалистом, в) метафизиком, г) диалектиком.

Ответ:а,в.

 

125. (П) Что означает кантовское понятие "априори":

а) неразрешимое противоречие;

б) опытное знание;

в) внеопытное знание;

г) отрицание возможности познания мира?

Ответ: в.

126. (П) Какое из приведенных ниже объяснений возникновения религии принадлежит Л.Фейербаху?

а) Религия возникла там и тогда, где и когда первый обманщик встретил первого дурака.

б) Религия - это опиум для народа.

в) Религия есть результат отчуждения сущности человека.

г) Религия есть коллективный невроз навязчивости.

Ответ: в.

127. (П) Какую характерную черту философии Гегеля отражает следующее его высказывание: "Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречий - критерий заблуждения":

а) скептицизм, б) рационализм, в) априоризм, г) диалектика?

Ответ: г.

 

128. (П) Какие из указанных ниже терминов характеризуют учение И.Канта:

а) абсолютная идея, б) антиномия, в) императив, г) апория,

д) априори, е) наукоучение, ж) вещь в себе?

Ответ: б, в, д, ж.

 

129. (П) Установите соответствие представителей немецкой классической философии и философских направлений:

Философские направления:

а) материализм;

б) субъективный идеализм;

в) объективный идеализм.

Представители немецкой классической философии:

1. Л.Фейербах; 2. И.Фихте; 3. Ф.Шеллинг, 4. Г. Гегель.

Ответ: (а-1), (б-2), (в-3), (в-4).

 

130. (П) Некоторые новации классиков немецкой философии (конец XVIII - начало XIX в.в.) можно представить следующим перечнем:

а) идея познавательной активности субъекта;

б) трактовка религии как процесса отчуждения сущности человека;

в) систематика законов и категорий диалектики.

Определите авторство этих идей, поставив им в соответствие имена философов: И.Канта, Г.Гегеля, Л.Фейербаха.

Ответ: а - И.Кант; б - Л.Фейербах; в - Г.Гегель.

 

131. (С) Установите соответствие классиков немецкой философии и ключевых понятий их философской системы:

Ключевые понятия философских систем:

а) априори; б) “абсолютное Я”; в) наукоучение; г) категорический императив; д) абсолютная идея; е) антропологический материализм; ж) мировой дух (разум).

Классики немецкой философии:

1. И. Кант, 2. И. Фихте, 3. Г. Гегель

Ответ: (1-а),(1-г); (2-б),(2-в); (3-д),(3-е).

 

132. (П) Установите соответствие работ классиков немецкой философии и их авторов:

Работы классиков немецкой философии:

а) “Критика чистого разума”;

б) “Феноменология духа”;

в) “Наука логики”;

г) “Сущность христианства”;

д) “Критика практического разума”.

Авторы работ:

1. И.Кант; 2. Г.Гегель; 3. Л.Фейербах.

Ответ: (а-1); (б-2); (в-2); (г-3); (д-1).

 

133. (С) Как можно сформулировать суть главного гносеологического открытия И.Канта:

а) обоснование принципа отражения в познании;

б) введение категории “практика” в гносеологию;

в) суть научного познания заключается не в пассивном созерцании его предмета, а в деятельности по его конструированию, порождающей идеализированные объекты, которые только и могут быть предметом науки;

г) обоснование значения опыта, научного эксперимента в познании?

Выберите правильное суждение.

Ответ: в.

 

134. (П) Выберете среди перечисленных ниже способностей те, которые выделил И.Кант в своей теории познания:

а) чувственность,

б) рассудок,

в) разум,

г) память

д) мышления.

Ответ: а,б,в.

 

135. (С) Историческое значение гносеологии И.Канта заключалось в:

а) демонстрации границ возможностей научного познания;

б) обосновании безграничности возможностей человеческого разума;

в) обосновании принципиальной невозможности существования всеобщего и необходимого, т.е. закономерного или научного знания;

г) подчинении научного знания религии.

Укажите верное суждение.

Ответ: а.

 

136. (П) Из нижеприведенных суждений только два представляют собой формулировки И.Кантом категорического императива. Укажите, какие именно?

а) “Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.”

б) “Поступай по отношению к другим так же, как ты желал бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе.”

в) “Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.”

г) Поступай по принципу: жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб.”

Ответ: а, в.

 

137. (П) В какой из своих работ И.Кант разрабатывает учение о морали (этику)?

а) “Всеобщая естественная история и теория неба”

б) “Критика чистого разума”

в) “Критика практического разума”

г) “Критика способности суждения”

Ответ: в.

 

138. (С) В “Критике чистого разума” И.Кант формулирует несколько антиномий, т.е. пар противоречащих друг другу суждений, которые либо оба доказуемы, либо оба недоказуемы (“Мир имел начало во времени - мир не имеет начала во времени”). Какова, по И.Канту, причина антиномичности разума:

а) следствие логических ошибок;

б) выход разума за пределы конечного опыта при рассуждении о всеобщем (мире в целом, Боге и пр.);

в) неумение пользоваться диалектическим методом;

г) недостаточность современного опыта, возможно, могущего быть восполненным в будущем по мере развития познания и практики?

Ответ: б.

 

139. (П) Выделите трактовку пространства и времени, отстаивавшуюся И.Кантом:

а) пространство и время являются всеобщими формами бытия материальных систем и процессов;

б) пространство и время суть априорные формы чувственности познающего субъекта;

в) пространство и время суть “упорядоченные системы рядов ощущений”;

г) пространство и время суть особые, самостоятельные природные объекты.

Ответ: б.

 

140. (С) Что означает в философии И.Г.Фихте категория “абсолютное Я”:

а) сознание человека;

б) общественное сознание;

в) не просто сознание человека, но творящая сила, “вместилище” окружающего мира, некая высшая субстанция, синтез “Я” и “не-Я”;

г) идеал развитого человека?

Ответ: в.

 

141. (П) Философию И.Г.Фихте можно охарактеризовать как:

а) материалистическую,

б) объективно-идеалистическую,

в) субъективно-идеалистическую,

г) диалектическую,

д) метафизическую,

е) агностическую,

ж) рационалистическую,

з) иррационалистическую.

Укажите верные характеристики философии И.Г.Фихте (3 пункта).

Ответ: в, г, ж.

 

142. (П) Укажите в нижеприведенном перечне те характеристики (3 пункта), которые применимы к философской системе Ф.Шеллинга:

а) материалистическая,

б) объективно-идеалистическая,

в) субъективно-идеалистическая,

г) диалектическая,

д) метафизическая,

е) агностическая,

ж) рационалистическая,

з) иррационалистическая.

Ответ: б, г, ж.

 

143. (С) В чем именно в философской системе Ф.Шеллинга обнаруживается абсолютное тождество субъекта и объекта, природы и духа, осознание “мировой душой” самой себя:

а) в сознании человека;

б) в науке;

в) в искусстве и интеллектуальной интуиции;

г) в религии;

д) в морали?

Ответ: в.

 

144. (С) Установите соответствие ступеней развития духа в философии Г. Гегеля и форм, в которых находят воплощение эти ступени развития духа:

Ступени развития: I – объективный дух; II –субъективный дух; III – абсолютный дух.

Формы воплощения духа:

а) в сознании человека;

б) в семье, гражданском обществе, государстве;

в) в искусстве, религии, философии?

Ответ: а - I; б - II; в - III.

 

145. (П) Диалектический механизм развития любого объекта по Г.Гегелю включает в себя непременно три ступени, кратко обозначаемые (терминология Гегеля): тезис - антитезис -....

Вставьте завершающее понятие.

Ответ: синтез.

 

146. (П) В чем Г.Гегель видел главный критерий исторического прогресса:

а) в нарастании сознания свободы, объективирующемся в государстве, праве, искусстве, религии, философии и пр.;

б) в уровне развития производительных сил;

в) в степени гуманности общественных отношений, “смягчении нравов”;

г) в степени демократичности политических порядков?

Ответ: а.

 

147. (С) Установите соответствие работ Г. Гегеля и их содержания:

 

Содержание работ Работа Г. гегеля
А Б
1. учение о бытии “Философия природы” Наука логики
2. механике    
3. учение о сущности    
4. физика    
5. органическая физика    
6. учение о понятии    

Ответ: (А-2),(А-4),(А-5; (Б-1),(Б-3),(Б-6).

 

148. (ПС) Известный современный философ К.Поппер считал Г.Гегеля (наряду с Платоном) идейным вдохновителем политического тоталитаризма, сформировавшегося в ХХ веке во многих странах (Германии, Италии, СССР и др.). Какие социально-политические идеи Г.Гегеля дали тому основание? (Укажите два пункта.)

а) “Существование государства - это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума...”.

б) Право - наличное бытие (воплощение) свободы.

в) Общие интересы выше частных; отдельный человек и его интересы могут быть принесены в жертву общему благу.

г) Богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность.

д) Противоречия, конфликты в обществе - не зло, а благо, двигатель прогресса.

е) Развитое государство предполагает разделение властей на законодательную, правительственную и власть государя (конституционного монарха).

Ответ: а, в.

 

149. (П) Укажите в нижеприведенном перечне те характеристики, которые применимы к философии Л.Фейербаха:

а) материалистическая,

б) объективно-идеалистическая,

в) субъективно-идеалистическая,

г) метафизическая,

д) диалектическая,

е) агностическая,

ж) рационалистическая,

з) иррационалистическая.

Ответ: а, г, ж.

 

150. (С) Что именно предлагал Л.Фейербах, раскрывая земные корни религии и ее иллюзорную сущность:

а) упразднить религию;

б) сохранить традиционную (христианскую) религию в качестве воспитателя нравственных чувств;

в) объединить все мировые религии в одну;

г) упразднить традиционную религию и заменить ее религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека.

Ответ: г.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2915; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.047 с.)