Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Сознание как предмет философского анализа. Познание, его возможности и границы.

Поиск

271. (П) Т.Гексли утверждал, что не верит в существование души потому, что не может “обнаружить ее в пробирке”. Прав ли знаменитый естествоиспытатель?

А) Прав, потому что факт существования любого явления для науки должен быть подтвержден опытным путем, наблюдением.

Б) Неправ, потому что его суждение опирается на возможности современной ему науки, но может быть в будущем развитие науки позволит получить “душу в пробирке” (“дети из пробирки” уже ведь реальность).

В) Неправ, поскольку не учитывает принципиальную разницу в природе материальных и идеальных объектов.

Г) Ни прав, ни неправ, поскольку существование “души” или чего-либо подобного - это вопрос именно веры, а не знания, и поэтому никакие рациональные аргументы здесь не пригодны.

Ответ: в.

 

272. (С) Сознание и материя - противоположности. Но согласно диалектике противоположности взаимополагают друг друга, т.е. друг без друга не существуют. Значит, если нет сознания без материи, то и материи без сознания быть не должно. Следовательно, сознание - всеобщее свойство материи, т.е. присуще всем материальным объектам?

А) Да, поскольку сознание по сути своей есть отражение реальности, а свойство отражения присуще всем материальным объектам.

Б) Да, поскольку сознание человека - это наивысшая степень развития и концентрации идеальности, всем же остальным объектам это свойство присуще в столь незначительной степени, что современными средствами познания просто не обнаруживается.

В) Нет, поскольку сознание - это свойство только высокоорганизованной материи, связанное со становлением социального образа жизни человека. Поэтому тезис о взаимообусловленности противоположностей (материи и сознания) применим только к вышей форме движения материи - социальной.

Г) Нет, поскольку признание сознания всеобщим свойством материи означает гилозоизм, т.е. всеобщее одушевление природы, что свойственно мифологическому мировоззрению, давно отвергнутому наукой.

Ответ: в.

 

273. (П) Могла ли история, описанная Р.Киплингом в сказке “Маугли”, случиться в реальности?

А) Да, писатель использовал некий реальный случай, разукрасив его, конечно, сказочным вымыслом.

Б) Да, но не такой благополучной: сознание попавшего в животную среду младенца могло развиться лишь незначительно.

В) Нет, поскольку главный элемент сознания - абстрактное мышление - не наследуется человеком биологически, а формируется в процессе его воспитания исключительно в социально-культурной среде.

Г) Нет, поскольку человек - существо социальное, а не биологическое, и поэтому беспомощный младенец выжить в животной среде не может в принципе.

Ответ: в.

 

274. (П) Расположите перечисленные ниже формы отражения в порядке возрастания уровня сложности:

а) чувствительность,

б) сознание,

в) психика,

д) раздражимость.

Ответ: д, а, в, б.

 

275. (П) Как соотносятся понятия: “психика”, “сознание”, “мышление”?

Выберите схему истинного соотношения этих опнятий:

 

 

А Б

       
   


 

В Г

 

Ответ: А.

 

276. (П) Д.Дидро отмечал, что частицы некоторых веществ (соли, сахара, воды), попадая с пищей в наше тело и, следовательно, в мозг, становятся мыслящей, ощущающей материей. Значит, эти частицы должны были обладать такими способностями и до того, как они попали в мозг. Из чего следует, что и неживая материя может мыслить. Верно ли это?

А) Верно, поскольку мыслящий человек состоит в принципе из тех же атомов, что и любые другие материальные объекты.

Б) Неверно, поскольку мышление идеально, а не материально, и с атомарной материей в принципе никак не связано.

В) Неверно, поскольку, если бы неживая материя могла мыслить, такие факты давно были бы зафиксированы наукой, а их нет.

Г) Неверно, поскольку мышление - это системное свойство, т.е. такое, которое возникает у совокупности элементов в результате их объединения в систему, но не присуще каждому элементу в отдельности. Причем для мышления - это система намного более высокого порядка, нежели атомарная или молекулярная системы.

Ответ: г.

 

277. (С) Говорят, что великий русский физиолог И.П.Павлов штрафовал своих сотрудников за выражения типа: “собака подумала, что...”, “собака вообразила...” и т.д. А почему, собственно, собака не может о чем-то подумать?

А) Еще как может. В зоопсихологии даже есть официальное понятие “интеллект животных”. Они тоже “думают”, хотя и не так изощренно, как человек. Так что, И.П.Павлов был неправ.

Б) Не может потому, что маловат для этой цели объем головного мозга.

В) Не может потому, что “нечем” думать: человек мыслит понятиями, абстракциями, которые формируются только на основе специфической предметно-практической деятельности в социальной среде.

Г) Не может потому, что рефлекторный тип поведения (стимул - реакция) не создает потребности в мышлении и, соответственно, его не формирует.

Ответ: в.

 

278. (С) Сознание создает образ внешнего мира. Сознание есть только в том случае, если работает мозг человека, и следовательно является его продуктом. На что “похож” этот продукт, с чем у него больше сходства?

А) С фотографией, фиксирующей реальность почти такой, какая она есть сама по себе.

Б) С произведением живописи в реалистическом стиле, где все очень похоже, но все же чуть искажено личными пристрастиями художника.

В) С произведением живописи в духе абстракционизма, где сквозь нагромождение непонятных конструкций все-таки проглядывает отдаленное сходство с изображаемым объектом.

Г) С азбукой Морзе, где любая реальность может быть представлена комбинациями точек и тире.

Ответ: г.

 

279. (П) Какие два фактора сыграли решающую роль в возникновении сознания человека:

а) предметно-практическая деятельность и речь;

б) увеличившийся объем мозга и прямохождение;

в) мутагенез и изменение климата;

г) коллективный (стадный) образ жизни и моногамия?

Ответ: а.

 

280. (П) Какое понятие может быть определено следующим образом:

“... - отношение представленности, в котором некий предмет, оставаясь самим собой, тем не менее представляет (символизирует, обозначает) нечто совсем другое, никак не связанное с природой представляющего предмета”?

Укажите определяемое понятие:

а) сознание, б) идеальность, в) виртуальность, г) психика, д) бессознательное.

Ответ: б.

 

281. (С) Могут ли идеальные феномены обладать свойством объективности?

А) Нет, поскольку идеальное невозможно без участия сознания, а сознание принадлежит субъекту (человеку), т.е. представляет собой субъективную реальность.

Б) Нет, поскольку идеальные объекты не обладают материальными свойствами, и их нельзя зафиксировать эмпирически.

В) Могут, поскольку идеальны не только психические явления, но и, например, законы природы.

Г) Могут, поскольку идеальность не ограничена пределами человеческой психики, а опредмечена, объективирована в предметах, нормах, институтах культуры и в таком виде противостоит субъекту в качестве объекта.

Ответ: г.

 

282. (С) И.Кант, желая продемонстрировать различие между реальным (материальным) и идеальным, привел в качестве примера разницу между сотней “талеров в кармане” и той же сотней монет в сознании (в воображении, в мечтах). Удачен ли данный пример?

А) Да, поскольку точно воспроизводит разницу объектов материальных (талеры в кармане) и идеальных (в сознании).

Б) Нет, поскольку “талеры в кармане” - реальность, существующая вовсе не объективно (сама по себе, независимо от сознания), а чисто субъективно - только в сознании людей, да и то не всех, а лишь жителей Прусского королевства. Поэтому они идеальны. Объективно же талеры - лишь куски металла или разноцветные бумажки.

В) Нет, поскольку “талеры в кармане” - предмет одновременно и материальный, и идеальный, поскольку в нем объективированы, опредмечены некие представления людей.

Ответ: в.

 

283. (П) Какова смысловая разница понятий “человеческая психика” и “сознание”?

А) Понятие “сознание” включает в себя абстрактное мышление, а понятие “человеческая психика” - нет.

Б) Понятие “человеческая психика” включает и сферу бессознательных, не контролируемых сознанием явлений.

В) “Человеческая психика” - термин медицинский, а “сознание” - философский, но обозначают они одно и то же.

Г) “Сознание” - это только абстрактное мышление, а “человеческая психика” включает, кроме мышления, также память, эмоции, волю, воображение и пр.

Ответ: б.

 

284. (С) Сознание обладает способностью к объективации, материализации в продуктах труда, произведениях искусства и т.д. Материализуется ли человеческое бессознательное?

А) Нет, поскольку оно не попадает в сферу сознания, а человеческая созидательная деятельность всегда сознательна.

Б) Нет, поскольку бессознательное ограничено пределами индивидуальной психики человека.

В) Нет, поскольку, даже обуреваемый бессознательными импульсами, человек всегда контролирует свое поведение сознанием.

Г) Да, но в скрытой, сублимированной форме.

Ответ: г.

 

285. (П) Концепцию какого мыслителя ХХ века можно идентифицировать по таким “ключевым понятиям” как: “коллективное бессознательное”, “архетип”, “тень”, “самость”:

а) З.Фрейд, б) К.Г.Юнг, в) Э.Фромм, г) А.Адлер?

Ответ: б.

 

286. (П) Укажите формы чувственного познания:

а) понятие, б) воображение, в) ощущение, г) умозаключение, д) восприятие, е) суждение, ж) представление, з) память.

Ответ: в, д, ж.

 

287. (П) “Все мысли и действия нашей души вытекают из ее собственной сущности и не могут быть сообщены чувствами.”

Определите, какую гносеологическую позицию занимает автор данного суждения:

а) сенсуализм,

б) эмпиризм,

в) рационализм,

г) солипсизм,

д) агностицизм?

Ответ: в.

 

288. (П) Как гласит легенда, один из древнегреческих мудрецов ослепил себя, залил уши воском и удалился в пещеру, чтобы “глубже познать мир”. Какое гносеологическое направление он выразил своим поведением:

а) сенсуализм,

б) эмпиризм,

в) солипсизм,

г) рационализм,

д) агностицизм?

Ответ: г.

 

289. (П)

“На мир мы все по-своему глядим.

И каждый прав - с воззрением своим.”

(И.В.Гете)

На какую характеристику истины обращает внимание поэт:

а) объективность,

б) субъективность,

в) абсолютность,

г) относительность,

д) конкретность?

Ответ: б.

 

290. (П) “Простота - это печать истины”, - говорили древние. Верно ли данное суждение?

А) Верно, ибо “все гениальное - просто”, как говорил Л.Н.Толстой.

Б) Неверно, ибо эволюция Вселенной состоит как раз в усложнении ее организации и порядка, а значит усложняться должна и истина как знание, соответствующее усложняющейся действительности.

В) Верно частично, ибо простота относительна: ныне мысль о шарообразности Земли кажется безумно простой, но ведь когда-то принять ее было очень сложно.

Ответ: в.

 

291. (П) Что означает принцип конкретности истины?

А) Связь истины с условиями существования того явления, знание о котором мы считаем истинным.

Б) Всякая истина обязательно имеет конкретного автора (даже если он сегодня забыт).

В) Невозможность установления истины без обращения к конкретному опыту, эксперименту.

Г) Идеологическую нагруженность истины, т.е. ее зависимость от каких-либо социальных интересов.

Ответ: а.

 

292. (П) Может ли практика быть критерием истины в суждениях об историческом прошлом?

А) Нет, поскольку ничего изменить в прошлом или поэкспериментировать с ним уже нельзя.

Б) Нет, поскольку новая практика изменяет перспективу (точнее - ретроспективу) видения прошлого, но это новое “видение” ничуть не более истинно, чем то, которое было, или которое будет в следующую эпоху.

В) Да, поскольку только сегодняшняя практика и придает смысл прошедшему, справедливо рассматривая прошлые этапы истории как подготовку, движение к этапу нынешнему.

Г) Да, поскольку могут быть найдены новые исторические документы, архивные материалы, археологические объекты, а их поиск - тоже практика.

Ответ: г.

 

293. (П) Установите соответствие методов познания и их определений:

Определение методов познания Методы познания
дедукция индукция абстрагирование анализ
Познавательная процедура мысленного (или реального) расчленения, разложения объекта на составные элементы в целях выявления их системных свойств и отношений. А Б В Г
Способ рассуждения, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок.        
Прием мышления, заключающийся в отвлечении от несущественных, не значимых для субъекта свойств и отношений исследуемого объекта с одновременным выделением тех его свойств, которые представляются важными и существенными в контексте исследования.        
Способ рассуждения или метод движения знания от общего к частному, т.е. процесс логического перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях.        

 

Ответ: (А-4); (Б-2); (В-3); (Г-1).

 

294. (П) “... - способ рассуждения или метод движения знания от общего к частному, т.е. процесс логического перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях.”

Вставьте определяемое понятие.

Ответ: дедукция.

 

295. (П) “... - способ рассуждения или метод получения знания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок.”

Вставьте определяемое понятие.

Ответ: индукция.

 

 

296. (П) Каково соотношение абсолютной и относительной истин?

Выберите схему истинного соотношения этих понятий: А Б

       
   
 
 

 

 


В Г

 

Ответ: г.

 

297. (С) Гносеологию интересуют вопросы: истина объективна или субъективна? Абсолютна или относительна? Конкретна или абстрактна? Вариантов ответа множество. Укажите верный:

а) истина объективна, абсолютна, конкретна;

б) истина субъективна, относительна, конкретна;

в) истина объективна, относительна, абстрактна;

г) истина объективна и субъективна, относительна, конкретна;

д) истина объективна и субъективна, абсолютна и относительна, конкретна, но не абстрактна;

е) истина субъективна и объективна, абсолютна и относительна, абстрактна и конкретна.

Ответ: д.

 

298. (П) Для иллюстрации такого свойства истины как “абсолютность” часто приводят примеры следующего рода: “Наполеон умер 5 мая 1821г.”. Удачен ли такой пример?

А) Да, потому что это знание соответствует действительности и ни в каком будущем изменено уже не будет.

Б) Нет, поскольку такое суждение истинно только в одной системе отсчета; в другой системе летоисчисления (по другому календарю) это суждение будет ложным.

В) Не совсем, поскольку в те времена смерть фиксировали по остановке дыхания и сердцебиения, а нынче - по прекращению работы головного мозга. Так что вполне возможно, что данное суждение нуждается в уточнении, и будет изменено.

Ответ: в.

 

299. (П) Для иллюстрации такого свойства истины как “относительность” часто приводят примеры следующего рода: раньше считалось, что атом неделим, или что Солнце вращается вокруг Земли, а сегодня считают по-другому. Демонстрируют ли такие примеры относительность истины?

А) Да, поскольку раньше эти суждения (атом неделим) искренне считали истиной, но истина изменчива (относительна), и сегодня считают иначе.

Б) Нет, поскольку истина - это знание, соответствующее действительности, но знание “атом неделим” никогда действительности не соответствовало, чтобы там ни считалось, а значит, всегда было не истиной, а заблуждением. Поэтому такие примеры демонстрируют не относительность истины, а просто ее рождение.

Ответ: б.

 

300. (П) Установите соответствие философских суждений об истинном знание и теорией истины:

Философские суждения о истинном знании:

А) Истина - это знание, соответствующее действительности.

Б) Свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применимо.

В) Истина - результат условного соглашения, исходящего из соображений удобства, простоты и т.д.

Г) Истинность есть непротиворечивость знания, его внутренняя согласованность.

Теории истины:

1) Когерентная; 2) корреспондентская; 3) прагматистская; 4) конвенционалистская.

Ответ: а - 2; б - 3; в - 4; г - 1.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.76.135 (0.01 с.)