Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понимание сознания С.Л.РубинштейномСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Центральная тайна и центральная проблема психологии сознания — само, существование внутренних психических явлений, представленность в них предметов окружающей действительности, а также представленность внутренних психических явлений самому субъекту. Отечественная психология предложила свой путь решения проблемы сознания. Психическое, по С.Л.Рубинштейну, имеет двоякую форму своего существования. Первая, объективная форма —выражается в жизни и деятельности- это первичная форма существования. Вторая, субъективная форма — это рефлексия, отражение психического в самом себе — это вторичная, генетически более поздняя форма, появляющаяся Т^чежТвека. Представители интроспективной психологии, определяя психическое как явления сознания, считали, что бытие психического исчерпывается только его данностью сознанию —психическое есть то, что непосредственно открывается нам в сознании. То есть, они ошибочно принимали вторичную форму существовали и я или проявления психического за первичную, вернее, единственную форму его существования. Сознание сводилось к самосознанию и выводилось из него. Между тем, ощущения, восприятия, представления, образующие как бы состав психики, —это не то, что первично осознаются, а то, посредством чего нечто (предмет) осознается. Сознание первичное не означает смотрение внутрь на ощущения, восприятия и т д., а означает смотрение ими или посредством них на мир. Специфично для сознания, в отличие от психики в целом, предметное значение, т. е. смысловое, семантическое содержание. Значения имеет общественную природу, они вырабатываются обществом В процессе исторического развития. Таким образом, сознание индивида размыкается не только по отношению к предметному миру, но, вместе с тем, и по отношению к общественному сознанию. С.Л.Рубинштейн выделил три основных характеристики сознания, в которых сознание представлено как единство противоположных сторон: 1. Сознание есть единство переживания и знания. Действительно, психическое переживание есть непосредственная данность, есть то что открывается нам в самонаблюдении. Переживания человека—это субъективная, внутренняя сторона его реальной жизни. Однако всякое переживание есть всегда переживание чего-то, внутренняя природа переживания выявляется в его отношении ко внешнему. Осознание переживания—это всегда выяснение его объективного отношения к причинам, его вызывающим. Осознание переживания означает не замыкание его во внутреннем мире, а соотнесение его с внешним, предметным миром. Для того, чтобы осознать свое желание, вы должны осознать предмет, на который оно направлено. Например, человек может испытывать Беспокойство, истинные причины которого он не осознает. Он с меньшим вниманием занимается работой. Но вот работа окончена, его зовут обедать. Садясь за стол, человек начинает осознавать свое переживание: переживание стало определенным—это переживание голода или жажды. Таким образом, сознание есть не только переживание, но и знание. 2. Сознание есть единство непосредственного и опосредованного. Психическое переживание непосредственно дано субъекту То оно познается опосредованно через отношение к объекту. Средством такого опосредования выступает значение. 3. Сознание есть единство субъективного и объективного. Сознание человека—это не замкнутый в самом себе внутренними. 0но не является чистой, абстрактной субъективностью. Сознание—это осознанное бытие, оно формируется и проявляется в деятельности.
Понимание сознания в культурно-исторической теории Л.С.Выготского (Вершинная психология) Л.С.Выготский (1896-1934) является автором культурно-исторической теории. Он определил разрабатываемое им направление как «вершинную психологию», которая противостоит другим: «поверхностной» и «глубинной» психологии. Под «поверхностной» подразумеваются те психологические теории, которые исходили из постулата о непосредственной данности психических феноменов переживающему их субъекту. Тем самым психология выступала в качестве описательной науки, отождествляя явление с сущностью. «Глубинная» психология стремилась проникнуть за ширму сознания в сферу действия иррациональных сил. В феноменах, непосредственно выступавших перед субъектом, усматривалась не первичная данность, а производное механизмов, в которые можно проникнуть опосредованно, вскрывая недоступные интроспекции пласты. Но если «глубинная» психология искала эти пласты в бессознательных инстинктах, то Л.С.Выготский- в интимных связях личности с над индивидуальным миром развивающейся человеческой культуры. Эти связи осуществляются через значения, которые составляют ткань сознания. Л.С.Выготский понимал сознание как системное образование, единство аффективных (эмоциональных) и интеллектуальных процессов. Как отмечает М.Г. Ярошевскии, взамен диады «сознание-поведение», вокруг которой вращалась мысль остальных психологов, средоточием его исканий становится триада «сознание-культура-поведение». Л.С.Выготский считал, что поведение современного культурного человека является не просто продуктом биологической эволюции, но и продуктом развития исторического. Поворотным моментом от биологического, натурального способа существования человека к культурному является создание искусственного знака. Человек в процессе своего культурного развития создал особые, психические орудия (орудия духовного производства)—язык, различные формы нумерации, алгебраическую символику, произведения искусства, письмо. По аналогии с орудием труда, Л.С.Выготский приписывал орудийную, инструментальную функцию слову. Сходство между орудием и словом он усматривал в том, что непосредственные связи человека с миром они превращают в опосредованные. Различаются орудие и знак своей направленностью: орудие изменяет внешний объект, а знак — сознание человека. Знаки социальны по своей природе: они обращены на другого человека. Например, вы можете использовать указательный жест. чтобы привлечь внимание другого человека в чему-либо, либо обращаетесь к нему с какой-либо просьбой, указанием или замечанием. Но эти же знаки вы используете и по отношению к самим себе, организуя свое собственное поведение. Например, вы говорите себе: «мне нужно быть внимательнее», «завтра я планирую сделать то-то», «прекрати расстраиваться из-за пустяков». У ребенка знак вначале выступает как интерпсихически (то есть разделенный между людьми). Однако затем он вращивается (термин Л.С.Выготского)-превращаясь в интрапсихический (то есть внутренний). Он становится средством овладения человеком собственным поведением, средством автостимуляции. Человек с помощью слова оказывается способен сам определять свое поведение и управлять им. Овладение своим поведением — есть осознание своих действий.
Структура сознания. А.Н.Леонтьев, развивая идеи Л.С.Выготского о знаковой природе сознания, разработал трехкомпонентную структуру сознания. Развитое сознание отличается многомерностью. В явлениях сознания мы прежде всего обнаруживаем чувственную ткань. Это образы объективной реальности (актуальные либо образы прошлого или будущего). Особая функция чувственных образов состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, от:к^Ы1з^ющейся субъекту. Именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания. У человека чувственные образы приобретают новое качество – свою означенность. Значения являются важнейшими «образующими» человеческого сознания. Таким Образом, объективный мир в сознании человека как бы удваивается: он отражается в виде образов, с одной стороны, с другой, человек может назвать эти образы, означить их, причем независимо от наличия или отсутствия реальных предметов, значения отрываются от предметов, которые они обозначают, тем самым давая человеку свободу в оперировании ими. Человек таким образом может произвольно называть эти образы, произвольно управлять этим вторым миром. Сознание можно назвать удвоенным отражением, вторичным отражением с помощью знаковых средств. По мнению А.Н.Леонтьева, значения ведут двойную жизнь. Во-первых, они выступают перед субъектом в своем независимом существовании. Благодаря тому, что люди пользуются одной и той же системой значений, возможна коммуникация между ними. Во второй же своей жизни они индивидуализируются, «субъективируются», приобретают личностный смысл. В.П.Зинченко предлагает двухслойную, или двухуровневую структуру сознания, состоящую из бытийного и рефлексивного слоя. Бытийный слой образуют биодинамическая ткань живого движения и действия, чувственная ткань образа. Рефлексивный слой образуют значение и смысл. Биодинамическая ткань. В нее входят движения и действия, которые имеют внешнюю и внутреннюю формы существования. Чистую, лишенную внутренней формы биодинамическую ткань можно наблюдать, например, в хаотичных движениям младенцев. По мере освоения, построения движений и действий они становятся все более сложными, усложняется прежде всего их внутренняя форма. Подлинно целесообразными и произвольными действия и движения становятся тогда, когда слово входит в качестве составляющей во внутреннюю форму движения. Чувственная ткань. Она представляет собой строительный материал образа. Субъект обладает пространством сформированных образов, большинство из которых многозначны, то есть содержат в себе не одно предметное значение, а несколько. Значение. Понятие значения фиксирует то, что сознание человека развивается не условиях робинзонады, а внутри культурного пространства, в котором кристаллизован опыт деятельности общения, мировосприятия, который необходимо усвоить. Причем не только усвоить, но и построить на его основе свой собственный уникальный опыт. Различают операциональные, предметные и вербальные значения. Операциональные связывают значения с биодинамической тканью, предметные — с чувственной, вербальные — преимущественно со смыслом. Смысл. Он указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию, что сознание есть не только знание, но и отношение. Смыслы, как и значения, связаны со всеми компонентами структуры сознания. Наиболее очевидны отношения между значениями и смыслами, существующие в рефлексивном слое сознания. Например, на несовпадении значения и смыслов строятся многие техники комического. Они могут трансформироваться друг в друга: это процесс означения смыслов и осмысления значений, присутствующий в любом общении. Хотя, конечно, взаимопонимание не может быть абсолютным, полным. Всегда имеются элементы непонимания, связанного с трудностями осмысления значений или недосказанности. Непонимание и недосказанность являются не только негативными характеристиками общения, они же составляют необходимые условия создания нового, условия творчества, развития культуры. Итак, сознание выстукает как сложная система, способная к развитию и саморазвитию, несущая в своих структурах присвоенный субъектом общественный опыт. Человека помощью сознания моделирует мир и преобразует его в своей деятельности. Ключевые понятия: сознание, коллективные представления. знак, интсрпсихическое, интрапсихическое, психическое орудие, инструментальная функция, значение, чувственная ткань, личностный смысл, биодинамическая ткань. Литература: 1. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 15-36.
КАК ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЕТ МИР РАЗДЕЛ II Лекция 7. Внимание Понятие внимания
Внимание — это направленность и сосредоточенность сознании, обеспечивающие избирательность психической активности человека. Оно является важнейшим условием протекания всей психической деятельности. Направленность внимания проявляется в избирательности, в произвольном - непроизвольном выборе. Выделении объектов, соответствующих потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности. Сосредоточенность на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего, временное игнорирование других объектов. Благодаря этому отражение становится более ясным и отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании. Тем самым обеспечиваются контроль и регуляция деятельности. Внимание присутствует во всех актах психической деятельности человека, определяя то, что из окружающего мира будет отражаться им. К субъективным явлениям внимания традиционно относят—такие характеристики содержания сознания, как ясность и отчетливость, яркость и живость, выпуклость и рельефность или смутность, расплывчатость, сглаженность. К состоянию внимания относят также переживание напряжения и усилия, интереса и удивления, активности и погруженности в деятельность. Особо внимательны мы должны быть в критических ситуациях. В качестве житейских примеров внимания такого рода можно привести поведение рыбака, наблюдающего за поплавком, хозяйки, отслеживающей момент закипания молока. Существует даже особый класс задач, называемых «задачами на бдительность», в которых необходимо непрерывно поддерживать внимание, например, наблюдение за экраном радара в подводной лодке или контроль за продукцией, сходящей с конвейера. Внимание эффективно не во всех ситуациях, иногда оно будет вредно. Например, активное внимание может привести к ухудшению или разрушению сложной автоматической деятельности (вспомните притчу о сороконожке, которая задумалась о том, как она передвигает ножки - в результате, она не смогла сделать ни единого шага). Негативный эффект пристального внимания проявляется и в явлении смыслового или семантического пресыщения. Попробуйте многократно повторять какую-либо фразу или отдельное слово — через некоторое время их смысл испарится! Таким образом, круг явлений внимания не только велик, но и разнороден. С одной стороны, они выступают как свойства образов, идей воспоминаний, а с другой стороны, это характеристики аффективной и волевой сферы.
Виды внимания Существуют различные классификации видов внимания. 1 )в зависимости от объекта сосредоточении (то есть того, что находится в поле внимания) выделяют сенсорное (перцептивное), интеллектуальное и моторное (двигательное) внимание. 2) По характеру происхождения и но способам осуществления выделяют непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Здесь основанием для выделения этих видов внимания является наличие или отсутствие произвольной (то есть намеренной) регуляции внимания со стороны субъекта. Остановимся подробнее на характеристике этих видов внимания. Непроизвольное внимание — человек внимателен независимо от ближних и отдаленных сознательных целей и даже вопреки им—.Оно направляет психическую "активность на те объекты, которые либо обладают собственными особенными характеристиками (новизна сила раздражителей и т.д.). либо отвечают внутренним детерминантам человеческого поведения и деятельности (эмоциям. мотивам. Целям) и т.д. Произвольное внимание служит для достижения поставленной и принятой к исполнению цели. Круг объектов произвольного внимания потенциально безграничен так как он не определяется особенностями стимуляции или интересами личности. Сознательное намерение обратить и сосредоточить свое внимание на чем-либо —отличительная черта произвольного внимания По реализация этою намерения происходит при разных условиях. В зависимости от системы деятельности, в которую включены акты произвольного внимания. выделяют несколько его разновидностей. Процессы сознательного, намеренного обращения внимания могут протекать без помех и легко. Это собственно произвольное внимание. Здесь действия внимания лежат в русле обслуживаемой деятельности. Необходимость в волевом внимании возникает в ситуации конфликта между выбранным объектом или направлением деятельности и объектами или тенденциями непроизвольного внимания Чувство напряжения — характерное переживание для процессов внимания данного вида. Волевое внимание — неохотное, если источник конфликта лежит в мотивационной сфере субъекта. Неохотное, хотя и добровольное внимание, обеспечивает личностные инстанции. связанные с чувством долга и принятыми моральными обязательствами, отвлеченными идеями, установками на самопознание и самосовершенствование. В повседневной жизни этот вид внимания встречается редко, и развитию такого вида внимания служит множество техник религиозной практики. Следующая разновидность произвольного внимания — выжидательное внимание. Оно имеет место тогда, когда субъект заранее предупреждено появлении объекта и должен заранее подготовиться к его появлению. Однако не все ученые согласны с выделением такого вида внимания. Послепроизвольное внимание — этот вид внимания был предложен отечественным психологом Н.Ф. Добрыниным. Если в целенаправленной деятельности для личности интересными и значимыми становятся содержание и сам процесс деятельности, а не только ее результат есть основание говорить о послепроизвольном внимании. Деятельность так захватывает субъекта, что ему не требуется заметных волевых усилии для поддержания своего внимания. Послепроизвольное внимание поставляется вслед за произвольным. С непроизвольным его роднит отсутствие усилия, сильная эмоциональная вовлеченность. (произвольным же связывает целенаправленность, подчиненность намерению быть внимательным.
Свойства внимания Выделяются следующие свойства внимания: устойчивость. переключение, распределение и объем. 1.Устойчивость внимания определяется длительностью сохранения интенсивного внимания. С устойчивостью внимания мы имеем дело тогда, когда человек погружен и какую-то деятельность или сосредоточен на предмете в максимальной степени и не реагирует на посторонние раздражители. Устойчивость внимания характеризуется как длительностью его протекания, так и степенью его концентрации во все время его сохранения. Устойчивость внимания зависит от особенностей объектов сосредоточения и активности человека при направлённом сосредоточении. Выделены следующие факторы. влияющие на устойчивость снимания: 1. Подвижность объектов внимания. Так, невозможно длительно сосредотачиваться на одном и том же объекте. если он сам не меняется или если его нельзя каким-то образом изменить (например, рассмотреть с разных сторон). Однообразие значительно снижает устойчивость внимания. 2. Устойчивость внимания повышается с увеличением сложности объекта. Однако эта сложность не должна быть чрезмерной, так как в этом случае возможно быстрое утомление. 3. Активность человека также играет большую роль для сохранения устойчивого сосредоточения. Активность может проявляться как в наличии интереса к объекту или к какой-либо деятельности, так и в практических действиях человека по отношению к какому-то предмету. Устойчивость внимания не является показателем статичности внимания. Одной из динамических особенностей внимания являются его колебания (или флуктуации). Под колебаниями внимания понимается периодические кратковременные непроизвольные изменения интенсивности внимания. Например, вы замечали, что временами мы слышим тиканье часов в комнате, а порой перестаем, затем тиканье вновь появляется в поле наше- го сознания. 2. Переключение внимания — это преднамеренный переход с одного объекта на другой, от одной деятельности к другой от одного действия к другому. Выделяют следующие показатели переключения внимания: время, затрачиваемое на переход от одной деятельности к другой: продуктивность работы (объем работы или время выполнения определенного по объему материала по сравнению с деятельностью без переключения внимания); качество, точность работы. Различают полное, завершенное переключение и неполное, незавершенное. Так, при последнем виде переключения человек, приступив к новои работе, полностью отключается от предыдущей. Успешность переключения зависит от определенных факторов: — показатели успешности переключения значительно снижаются при переходе от легкой деятельности к трудной; — успешность переключения зависит от отношения человека к прежней и новой деятельности, чем интереснее была предыдущая деятельность и чем менее интересна последующая, тем сложнее происходит переключение! — переходить к новой деятельности значительно труднее, если не завершена предыдущая: — при глубоком сосредоточении переключение достигается с большим трудом., Наряду с переключением внимания выделяют его отвлечение- а именно, непроизвольное перемешен не внимания с Основной деятельности на объекты, не имеющие значения для се успешного выполнения. Отвлечение гораздо сильнее проявляется у лиц со слабым типом нервной системы. 3. Распределение внимания — одновременное успешное выполнение (совмещение) двух или более различных видов деятельности (нескольких действии) Высокий уровень распределения внимания является одним из обязательных условий успешности многих современных видов труда. Например, оператор, управляющий движущимися объектами, должен наблюдать за показаниями приборов и в то же время следить за меняющейся обстановкой, осуществлять операции контроля и управления. Возможность распределения внимания зависит от следующего ряда условии: 1. Чем сложнее совмещаемые виды деятельности или решаемые задачи, тем труднее распределять внимание. Если же одна из деятельностей становится очень сложной, практически невозможным. 2. Трудность представляет совмещение двух видов умственной деятельности. Более эффективным является сочетание умственной и двигательной деятельностей. З.Во всех случаях основным условием успешного распределения внимания является автоматизация, по крайней мере одного из одновременно осуществляемых видов деятельности. 4. Умение распределять внимание может быть развито в процессе упражнения и накопления соответствующих навыков. Объем внимания определяется количеством одновременно отчетливо воспринимаемых объектов в единицу времени. Установлено, что при восприятии множества простых объектов (букв. цифр и т.п.) в интервале времен и 0.07 — 0,1 секунды объем внимания у нормального человека равен в среднем 5-7 элементам. Объем внимания существенно зависит от особенностей воспринимаемых объектов. Так. при предъявлении осмысленного текста легко схватываются 14-буквенные слова. Вместе с тем, схватывая объект в целом, субъект восприятия именно потому может не замечать в нем ошибок. Основные условием расширения объема внимания является систематизация, группировка материала в более крупные единицы.
Явление невнимания Явление невнимания может быть вызвано следующими причинами: 1. Состояние рассеянности, которое может наступать в результате усталости, бессонницы. физического недомогания. При этом виде рассеянности сознание заполняется случайными, неконтролируемыми восприятием и воспоминаниями обрывочного характера. Можно и произвольно (то есть, намеренно) вызвать такое состояние с помощью релаксации и медитации. 2. Равнодушие к значимым аспектам/ситуации характерно и для состояния, субъективно прямо противоположного рассеянности первого вида. Эта рассеянность — следствие глубокой внутренней концентрации, мнимая рассеянность. Особый пример мнимой рассеянности — явление «Пустого взора» Считаем книгу, но думаем о чем-то своем. 3. Настоящая рассеянность — следствие чрезвычайной подвижности и отвлекаемости внимания. Внимание хаотично и непроизвольно перемещается с одного объекта на другой. Ключевые понятия: внимание (сенсорное, интеллектуальное, моторное); произвольное, непроизвольное, послепроизвольное внимание; устойчивость, колебания, распределение, переключение, объем внимания; невнимательность. Литература: 1. Гальперин П.Я. К проблеме внимания //Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. М., 1987.С. 169-174. 2. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Хрестоматия по вниманию/ Под ред. А.Н.Леонтьева. А.А.Пузырея и В.Я.Романова. М..1976. С.243-260. 3. Дормашев Ю.Б.. Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995. 352 с.
Лекция 8. Ощущения Понятие ощущения Ощущения —это психический познавательный процесс, состоящий к отражение отдельных качеств предметов окружающего мира. а также внутренних состояний организма при непосредственном действии раздражителей на органы чувств Ощущения составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состояниях организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили бы нужной информации, никакая сознательная жизнь не была бы возможна. Известны факты, говорящие о том, что человек, лишенный притока информации, впадает в сонное состояние. Такие случаи имеют место тогда, когда человек внезапно лишается зрения, слуха, обоняния, и когда осязательные ощущения ограничиваются каким-либо патологическим процессом. Многочисленные исследования показали, что нарушение притока информации в раннем детстве, связанное с глухотой и слепотой, вызывает резкие задержки психического развития. Если детей, рожденных с дефектами зрения или слуха, не обучать специальным приемам. компенсирующим эти дефекты за счет осязания, их нормальное психическое развитие станет невозможным, они вообще не смогут самостоятельно развиваться.
Классификация ощущений Издавна принято различать пять основных видов (мо-дальностей) ощущений: обоняние, вкус. осязание, слух, зрение. Эта классификация является верной, но не исчерпывающей. Для обеспечения более полного ответа на вопрос об основных видах ощущении используется классификация по месту расположения рецепторов и. соответственно, по тому. откуда поступает информация: извне человека или изнутри. В этой классификации выделяют: Интероцептивные ощущения, которые сигнализируют о внутренних состояниях организма (рецепторы расположены во внутренних органах). Это ощущения голода, жажды; ощущения, идущие, от сердечно-сосудистой системы, дыхательной и пр. Они относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют близость к эмоциональным состояниям. На тесную связь этих ощущений с эмоциями указывает тот факт, что чаще всего эти ощущения мы обозначаем как чувство: «чувство голода», «чувство напряжения» и т. д. Когда человек болеет, то именно эти ощущения составляют, так называемую, внутреннюю картину болезни и играют важнейшую роль в диагностике внутренних заболеваний. Эти ощущения могут быть неосознанными и появляться очень рано. Их выражение может принимать весьма своеобразные формы. например, форму предчувствий, вещих снов. которые иногда как-бы предваряют наступающее заболевание. Он и проявляются в изменении настроения и в эмоциональных реакциях, а у ребенка часто вызывают своеобразные поведенческие реакции. Известно, например, что заболевающий ребенок может начать нянчить и «лечить» свою куклу, таким образом проецируя в сознании изменения в собственных ннтероцептивных ощущениях. Объективное значение интероцептивных ощущений велико: они являются основными в регуляции баланса внутренних процессов обмена, или того что называют гомеостазом (уравновешенностью обменных процессов в организме). Интероцептивно возникающие сигналы поведение, направленное на удовлетворение влечений или устранение тех состояний напряжения, которые могут появляться в результате действия факторов, нарушающих уравновешенную работу внутренних органов. Проприоцептивные ощущения—рецепторы расположены в мышцах и связках. Они обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве, составляя афферентную основу движении человека. В результате выпадения проприоцептивной чувствительности, человек начинает испытывать большие затруднения в движениях, он оказывается не в состоянии определить положение своего тела в пространстве. К этим ощущениям относятся также ощущения равновесия или статические ощущения. Их периферические рецепторы расположены в полукружных каналах внутреннею уха. В отличие от аппаратов кинестетической (Глубокой) чувствительности, а аппараты вестибулярной чувствительности тесно связаны со зрением, которое также участвует в процессе ориентировки в пространстве. Поэтому, например, 'частое мелькание зрительных раздражителей (при поездке на автомобиле вдоль густого леса) может вызвать ощущение нарушения равновесия и тошноту. Аналогичное ощущение может быть вызвано также и в процессе полета при быстрых изменениях положения тела в пространстве. Экстероцептивные ощущения (рецепторы расположены на поверхности-тела). Эта самая большая группа ощущений. Они доводят до человека информацию, по- ступающую из внешнего мира, тем самым связывая человека с этим внешним миром. Эти ощущения делятся на две группы: контактные и дистантные. К дистантным относятся, при которых раздражитель действует на органы чувств с некоторой дистанции (зрение, слух. обоняние). К контактным — те, при которых воздействие, вызывающее ощущение, должно быть приложено непосредственно к поверхности тела (вкус и осязание). Таким образом, ощущения классифицируются следующим образом: интероцептивные проприоцептивные контактные экстерецептивные дистантные К экстсроцептивным ощущениям относятся еще два вида ощущений: промежуточные (или интермодальные) и неспецифические виды ощущений. Примером интермодальных ощущений может служить вибрационная чувствительность. Известно, что глухие могут слушать музыку, держа руки на крышке звучащего инструмента, а иногда, воспринимая звуки даже посредством вибраций пола или мебели. Таким образом, вибрационная чувствительность занимает промежуточное место между осязанием и слухом. Примером неспецифической чувствительности может служить фоточувствительность кожи—способность воспринимать цветовые оттенки кожей руки или «кончиками пальцев».
Свойства ощущений Качество — это основная особенность данного, конкретного ощущения, отличающая его от других видов ощущений. Ощущение всегда мономодально. т.е. существуют зрительные ощущения, слуховые, вкусовые и т.д. Качество ощущений может варьироваться в пределах данного вида ощущений. Так, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости: зрительные по насыщенности. цветовому тону и т.д. Интенсивность ощущения—это количественная характеристика ощущении, она определяется силой действующего раздражителя. Так. например, бывают ощущения тепла и холода. Длительность ощущения есть его временная характеристика. которая показывает, как долго ощущения сохраняются во времени. Под воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторый отрезок времени, который носит название латентного (скрытого) периода ощущении. Для разных видов ощущений этот период неодинаков. Для тактильных ощущений он составляет 130 миллисекунд, для болевых 37(Т"миллисекунд. Вкусовое ощущение возникает спустя 50 миллисекунд после нанесения на поверхность языка химического раздражителя. Подобно тому. как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением последнего. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом феномене последействия. Например, вы замечали, что зрительный образ остается еще некоторое время после того, как вызвавший его раздражитель перестал действовать. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. На инерции зрения, то есть на сохранении зрительного впечатления в течение некоторого времени, основан принцип кинематографа. Слуховые ощущения тоже могут сопровождаться последовательными образами. Так, всем вам хороню известно явление «звона в ушах», который остается после воздействия звуков большой громкости. Пространственная локализация — это соотнесение образа ощущения с пространственным расположением раздражителя. Например, когда вы слышите какой-то звук, вы соотносите этот звук с его источником: поворачиваете голову в сторону этого предполагаемого источника. Таким же образом вы безошибочно определяете на какой участок тела попало насекомое, когда вы гуляете в лесу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 3954; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.185.207 (0.012 с.) |