Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Темперамент и индивидуальный стиль деятельности↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Исследователи, занимающиеся связью свойств темперамента с деятельностью человека, часто ставят перед собой следующие вопросы: зависит ли результат деятельности от особенностей темперамента, благоприятствуют ли отдельные свойства темперамента достижению лучших результатов и существуют ли такие особенности темперамента, которые бы затрудняли осуществление какой-либо деятельности. Результаты исследований не дают однозначного ответа на эти вопросы, ибо оказывается, что отношение между свойствами темперамента и эффективностью действий связана с условиями, в которых совершаются эти действия, а также со структурой самих действий. Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, то есть конечным результатом деятельности и темпераментом, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Темперамент определяет стилевые характеристики деятельности, а не ее результат. М.Р.Щукин проводил эксперименты с целью выявить, существует ли связь ориентировочной и исполнительной деятельности с подвижностью нервных процессов при усвоении начальных умений и навыков в работе токарей. Выполнение поставленного перед учащимися задания, которое требовало развитой ориентировочной деятельности (то есть подготовительного этапа выполнения каких- либо действий) и умелых исполнительных действий, протекало по-разному в зависимости от определенных свойств темперамента. Учащиеся с высокой подвижностью нервных процессов выполняли задание быстрее, чем инертные. Процесс усвоения материала у инертных был более растянут во времени. У инертных учащихся ориентировочные действия занимают больше времени, по сравнению с подвижными. Эти испытуемые медленнее переходили от знакомства с инструкцией (ориентировочный этап) к исполнительным действиям. Если у подвижных несомненно ценным качеством является быстрое усвоение материала и выполнение различных заданий, то отрицательным — пропуски элементов задания из-за тенденции быстрее выполнить его. У инертных же медленное усвоение и выполнение заданий является нежелательным, однако пунктуальность выполнения является ценным свойством. Ключевые понятия: темперамент, общая психическая активность, моторная активность, эмоциональность, сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Литература 1. Небылицын В.Д. Темперамент// Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я- Романова. М., 1982.С.153-159. 2. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.,1982. 231с.
Лекция 22. Характер Понятие характера. Характер и темперамент Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обусловливая типичные для человека способы поведения. Каковы взаимоотношения между темпераментом и характером? Здесь можно выделить несколько точек зрения: 1) отождествление темперамента и характера; 2) их противопоставление; 3) признание темперамента в качестве природной основы характера. Темперамент есть предпосылка характера, который, в свою очередь, представляет собой конечный результат воспитательного процесса. Если темперамент очень тесно связан с биологическими особенностями человека, то характер целиком определяется социальными факторами, он формируется при жизни человека. Характер как совокупность черт Характер есть совокупность черт. Черты характера — это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и последовательностью вытекает линия его поведения. Характер определяется через отношение человека к окружающей действительности. Выделяют четыре системы отношений человека, в которых так или иначе проявляются черты характера: - отношение к людям (общительность-замкнутость, правдивость-лживость, тактичность-грубость и т.д.); - отношение к делу (ответственность — недобросовестность, трудолюбие-леность и т.д.); - отношение к себе (скромность-самовлюбленность, гордость-приниженность и т.д.); - отношение к собственности (щедрость-жадность, бережливость-расчетливость, аккуратность-неряшливость и т.д.). Характер проявляется в поведении человека, его делах и поступках. Взаимосвязь характера и поступка опосредована взаимозависимостью свойств характера и мотивов поведения. Мотивы поведения, переходя в действие и закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив поведения, который приобретает устойчивость, — это в потенции будущая черта характера в ее развитии. В мотивах черты характера выступают впервые в виде тенденций, действие переводит их в устойчивые свойства. Таким образом, путь к формированию характера лежит через формирование надлежащих мотивов и закреплении их в поступках. Как правило, характер определяется всем образом жизни человека. Характер формируется в зависимости от объективных общественных условий и конкретных жизненных обстоятельств, в которых проходит жизненный путь человека на основе его природных свойств, в результате его деяний и поступков. Развитие характера тесным образом связано с развитием воли человека. Не случайно говорят о человеке с сильной волей как о «человеке с характером». Учение о характере А.Адлера А.Адлер рассматривал характер как психологическую модель, отражающую качество и природу взаимоотношений индивида с той средой, в которой он живет. Это поведенческая установка, согласно которой он ведет борьбу за самоутверждение в соответствии со своим социальным чувством. Черты характера являются внешними проявлениями стиля жизни и поведенческой установки индивида. Они дают нам возможность понять его отношение к окружающей действительности, к себе подобным, к обществу, в котором он живет, и к проблемам существования вообще. Черты характера являются инструментами, орудиями, которые личность использует для обретения признания и самоутверждения. Они являются как бы жизненным шаблоном, который позволяет каждому человеку жить и самовыражаться в любой ситуации, будучи избавленным от необходимости сознательно ее осмысливать. А.Адлер подробно описал негативные черты характера. Вот некоторые из них: Тщеславие. Тщеславный человек ставит перед собой такую цель, которой в этой жизни достичь невозможно. Ему хочется быть важнее и удачливее всех на свете, и эта цель — не более чем прямое следствие его чувства неполноценности. Для этих людей часто свойственен так называемый комплекс порицания. Этот комплекс ясно демонстрирует, что основной мишенью тщеславного человека является значимость и достоинство других людей. Необходимость признать ценность другого человека честолюбец воспринимает как личное оскорбление. Тщеславие проявляется в каждой социальной установке человека, в манере одеваться, говорить и контактировать с другими. Есть люди, которые глубоко убеждены, что они начисто лишены тщеславия. Они принимают во внимание только внешнюю сторону, между тем, как тщеславие лежит гораздо глубже. Тщеславие может выражаться в стремлении всегда пробиваться в центр внимания своего социального окружения, играть на публику, судить о ценности того или иного коллектива в зависимости от своей способности всегда быть на авансцене. Также тщеславный человек может отказаться от жизни в обществе и стараться его всячески избегать. Это стремление уйти от общества может выражаться самыми разнообразными способами. Отказ от приглашений, опоздания или привычка заставлять хозяина долго уговаривать или улещивать себя, чтобы прийти, — это типичные симптомы тщеславия. Ревность. Под ревностью подразумевается ревность не только в любовных, но и во всех остальных человеческих взаимоотношениях. Ревность способна принимать тысячу образов. Ее можно распознать в недоверчивости и стремлении рыть другим яму, в чрезмерной придирчивости к другим людям и постоянном страхе быть забытым и заброшенным. Одна форма ревности выражается в самоуничижении, другая — в чрезмерном упрямстве. Желание испортить удовольствие другим, бессмысленные возражения по любому поводу, ограничение свободы другого человека и подчинение его себе — это лишь некоторые из бесчисленных обличий этой черты характера. Одна из любимых уловок ревнивого человека — заставить другого жить по заданным правилам. Ревность может также применяться для того, чтобы унизить или пристыдить другого человека. Все это — только средства для достижения одной цели: лишить ближнего свободы воли. Ревность, таким образом, это особо ярко выраженная форма стремления к власти. Зависть и жадность. Там, где есть стремление к власти и превосходству, всегда найдется, место и зависти. Проявлением этой черты является желание иметь больше, чем у соседа, или даже иметь все. Чувство зависти возрастает в ответ на постоянное сопоставление своих успехов с чужими. Мало кто из людей не испытывает зависти хотя бы время от времени. Пока жизнь идет гладко, ее трудно заметить. Однако когда человек болен или чувствует, что его притесняют, или ему не хватает денег, еды, одежды, когда его надежды на будущее омрачена, тогда на сцене появляется зависть. Жадность тесно связана с завистью. Причем, имеется в виду не та форма жадности, которая выражается в накапливании денег. Есть и другая, более широкая ее форма, выражающаяся главным образом в нежелании доставлять удовольствие другим. Ненависть. Склонность ненавидеть может иметь как большую степень выраженности, как, например, при вспышках гнева, или проявляться в более мягкой форме, например, в придирках и злобе. Ненависть может быть направлена на разные объекты. Она может быть обращена против различных дел, которые нам приходится выполнять, против отдельных людей, против нации, класса, расы или против другого пола. Ненависть может принимать завуалированные формы. Например, она может маскироваться и проявляться в критическом отношении ко всему вокруг или в отказе от любых контактов с окружающими.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.157.241 (0.007 с.) |