Введение в психологию (курс лекций). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в психологию (курс лекций).



Савина Е.А.

Введение в психологию (курс лекций).

М.: «Прометей», 1998. 252с.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Что изучает психология: развитие представлений

О предмете и методе психологии

Лекция 1. Предмет психологии. Житейская и научная психология

1.1. Природа психологического знания..................... 4

1.2. Житейская психология............................ 6

1.3. Сравнение житейской и научной психологии............ 6

1.4. Психические явления и психологические факты......... 8

Лекция 2. От идеи души к сознанию как предмету психологии

2.1. Представления о душе в античной философии.......... 9

2.2. Душа: сознание и бессознательное (психологические

идеи Р.Декарта и Г.Лейбница)...................... 10

2.3. Интроспективная психология В.Вундта................ 11

Лекция 3. Критика интроспективной психологии. Изменение предмета психологии

3.1. Критика интроспективной психологии.................12

3.2. Бихевиоризм.................................... 13

3.3. Гештальтпсихология..............................

3.4. Психоанализ....................................

Лекция 4. Теория деятельности

4.1. Принцип единства сознания и деятельности............

4.2. Принцип предметности..........'..................

4.3. Структура деятельности (по А.Н.Леонтьеву)............

4.4. Деятельность внешняя и внутренняя..................

Лекция 5. Психология как наука о порождении, строении

И функционировании психического отражения реальности

5.1. Понятие психического отражения....................

5.2. Психика и объективная реальность...................

5.3. Основные характеристики психического отражения......

Лекция 6. Сознание: дилемма непосредственного и опосредованного

6.1. Развитие взглядов на природу сознания...............

6.2. Понимание сознания С.Л.Рубинштейном..............

6.3. Понимание сознания в культурно-исторической теории

Л.С.Выготского..................................

6.4. Структура сознания..............................

Раздел II. Как человек познает мир

Лекция 7. Внимание

7.1. Понятие внимания................................

7.2. Виды внимания..................................

7.3. Свойства внимания...............................

7.4. Явление невнимания..............................

Лекция 7. Ощущения

8.1 Понятие ощущения................................

8.2 Классификация ощущений.........................

8.3 Свойства ощущений...............................

8.4 Психофизиологические закономерности................

8.5 Чувствительность и ее измерение.....................

Лекция 9. Восприятие

9.1. Понятие восприятия..............................

9.2. Восприятие как перцептивная деятельность............

9.3. Свойства восприятия..............................

9.4. Внешние и внутренние факторы восприятия............

9.5. Классификация восприятия.........................

Лекция 10. Память

10.1. Понятие памяти. Память и восприятие...............

10.2. Виды памяти...................................

10.3. Переработка информации в памяти (кратковременная,

долговременная и оперативная память)...............

10.4. Процессы памяти...............................

Лекция 11. Воображение

11.1. Понятие воображения...........................

11.2. Функции воображения...........................

11.3. Воображение и эмоции..........................

11.4. Техника воображения...........................

11.5. Формы и виды воображения......................

Лекция 12. Мышление

12.1. Понятие мышления.............................

12.2. Мышление как процесс решения задач..............

12.3. Мышлении и эмоции............................

12.4. Виды мышления.............................

12.5. Операциональный состав мышления................

12.6. Знание и мышление.............................

Лекция 13. Речь

13.1. Понятие речи.........................'.........

13.2. Функции речевой деятельности....................

13.3. Процессы речи.................................

13.4. Виды речевой деятельности.......................

Раздел III. Личность

Лекция 14. Различные подходы к пониманию личности

14.1. Понятие личности..............................

14.2. Психодинамический подход к проблеме личности......

14.3. Индивидуальная теория личности А.Адлера..........

14.4. Проблема личности в гуманистической психологии.....

14.5. Личность как субъект жизненного пути..............

Лекция 15. Потребности и мотивы как побудительные силы личности

15.1. Определение потребности........................

15.2. Классификация потребностей.....................

15.3. Мотивы и мотивация............................

15.4. Личностные и ситуационные детерминанты мотивации.

15.5. Теория «поля» К.Левина.........................

Лекция 16. Эмоции

16.1. Понятие эмоций................................

16.2. Функции эмоций...............................

16.3. Различные подходы к пониманию эмоций............

1.6.4. Эмоциогенные ситуации..........................

16.5. Фундаментальные эмоции (по К.Изарду).............

16.6. Эмоции и когнитивные процессы...................

Лекция 17. Воля

17.1. Импульсивная, произвольная и волевая активность....

17.2. Структура волевого процесса.....................

17.3. Роль воли в процессе становления личности..........

17.4. Личность как самоопределяющийся субъект..........

Лекция 18. Я-концепция

Раздел IV. Личность в критической ситуации

Лекция 19. Понятие критической ситуации и ее виды

Лекция 20. Способы преодоления критической ситуации

Раздел V. Личность: неповторимое-типичное

Лекция 21. Темперамент

Лекция 22. Характер.

Лекция 23. Способности.


РАЗДЕЛ 1

ЧТО ИЗУЧАЕТ ПСИХОЛОГИЯ:

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О ПРЕДМЕТЕ И МЕТОДЕ

ПСИХОЛОГИИ

 

Лекция 1. Предмет психологии.

Житейская и научная психология

 

Житейское психологическое знание

Психологические знания позволяют человеку превратить собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Эти знания имеет каждый человек, независимо от того, занимается он психологией или нет. Житейские психологические знания есть результат стихийного освоения мира человеческих отношений.

Они делают жизнь разумной, обеспечивают рациональную организацию опыта человека, позволяя воспринимать бесконечное разнообразие уникальных явлений как проявление ограниченного количества общих сущностей и причинно-следственных отношений. Здравый смысл часто понимается преимущественно как архаический этап знания, включающий массу сведений, которые не изменились в течение тысячелетий и родились из нашего непосредственного восприятия людей и предметов.

Обычно житейские знания не осознаются, то есть не становятся предметом размышления. Люди, разделяющие обыденные знания, в своей повседневной жизни не «рассуждают» по их поводу и не могут поместить и перед собой как «предмет», анализировать их содержание, не будучи в них вовлеченными. Обыденное знание противоречиво и непоследовательно в том смысле, что взаимоисключающие, моменты, в нем - мирно уживаются, он сочетает веру в истинность с возможностью ошибки.

Чтобы лучше понять, что же это такое житейские психологические знания, задумайтесь: «Л что я знаю о других людях или что я знаю о себе?» Наверняка вы скажете что-то подобное: «он (она) уверен или не уверен в себе», то есть будете характеризовать отношение этого человека к самому себе, его самооценку; «он (она) любит придумывать что-нибудь интересное»— это будет характеристика воображения; «я хорошо запоминаю номера телефонов, но совершенно не помню лица»— то есть, характеризуете свою память.

Для чего же человеку нужны эти знания? Эти знания нужны ему, для того чтобы взаимодействовать с другими людьми, чтобы регулировать свою деятельность и поведение.

 

Таблица № 1

Житейская и научная психология

 

Житейская психология Научная психология
Носит эмпирический характер, конкретна, привязана к конкретной ситуации конкретным людям Носит теоретический, системный характер, стремится и к обобщениям, для чего использует научные понятия.  
Имеет интуитивный характер, что связано с особым способом получения этого знания: оно приобретается го познания путем проб и ошибок. Это знание рационально (интуиция сохраняется в качестве особого этапа научного познания)
Методы получения знания и сферы его применения ограничены. Имеет разработанный исследовательский аппарат и возможность экстраполяции (то есть, распространения на более широкий круг явлений) полученных результатов.  

Лекция 2. От идеи души к сознанию как

Предмету психологии

Лекция 3. Критика интроспективной психологии.

Изменение предмета психологии

Бихевиоризм

 

Название этого направления происходит от английского слова «ЬеЬауюг», то есть «поведение». Бихевиоризм сформировался на основе острой критики субъективности предмета психологии и метода интроспекции. Основателем этого направления является американский психолог Д.Уотсон (1878-1958). Бихевиористы рассуждали так: если сознание никак не выражено внешне (как утверждал В.Вундт), то как его можно изучать? Д.Уотсон предложил психологам отказаться от лишних хлопот с сознанием, а изучать поведение, то есть, то, что внешне можно наблюдать и регистрировать. Таким образом, понятие сознание превращается в свою противоположность — поведение, а на место субъективному методу приходит объективный. Как же понимали поведение бихевиористы? По их мнению, поведение есть система реакций человека на внешние стимулы. Внешние стимулы рассматривались как причина человеческих реакций, тем самым утверждался причинный подход к пониманию человеческого поведения (чего совершенно не было в интроспекционизме — вопрос о том, как возникают содержания сознания, был совершенно не объясним). Стимул-реакция (S → R) становится единицей человеческого поведения.

В качестве примеров, иллюстрирующих данную формулу, Д.Уотсон приводил следующие: поднесите быстро руку к глазам и вы получите мигательную реакцию, рассыпьте в воздухе толченый перец — и последует чихание. Однако возможны и более сложные реакции. Например, правительство издает новый непопулярный закон, и психологи должны уметь ответить, какова будет реакция населения. Таким образом, с помощью формулы S → R бихевиоризм пытался объяснить все поведение человека, а также жизнь общества.

Отметим, что большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных, так как с их точки зрения они являются наиболее «чистыми» объектами — ведь к их поведению не примешивается сознание. Правда, полученные результаты они смело переносили на человека. Отметим, однако, заслуги бихевиоризма и тот вклад, который они внесли в развитие психологии:

— бихевиористы показали, что причина человеческого поведения находится во внешней среде, а не в самом человеке (как утверждали психологи школы В.Вундта);

— в психологию был введен объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий;

— расширился класс исследуемых объектов: так, стало возможным изучать поведение животных, детей, находящихся на доречевой стадии развития. Однако серьезным недостатком бихевиоризма стало игнорирование процессов сознания, внутреннего мира человека, личности во всем многообразии ее проявлений.

 

Гештальтпсихология.

Против атомизма и элементаризма теории В.Вундта выступила Гештальтпсихология (от немецкого ОезЫ!— образ, структура), которая зародилась в Германии. История гештальтпсихологии начинается с книги М.Вертгаимера (1880—1943) по восприятию движения (1912 г.). Центральной в гештальтпсихологии является проблема целостности и целостного подхода, в противоположность элементаризму интроспекционизма и бихевиоризма. Гештальтпсихология была ориентирована на физику как на модель науки.

Гештальт — это структура, определяющая отношения между элементами. Идею В.Вундта о том, что элементы объединяются по принципу ассоциации в целое, гештальпсихологи заменяют прямо противоположной: целое определяет характер связи между элементами:

 

элементы -> целое целое —> элементы

(В.Вундт) (Гештальтпсихология)

 

Например, если вы посмотрите на эти три точки, то вы сразу скажете, что это треугольник, хотя, на самом деле, точки не соединены воедино.

Рис.1

В структуре есть отдельные элементы, но они вторичны и подчиняются внутренним законам структуры всего целого. Центральной категорией гештальтпсихологии становится психический образ. Феноменальный мир (мир явлений, окружающих человека), процессы, происходящие в мозгу и психические явления изоморфны друг другу, то -есть совпадают друг с другом (принцип изоморфизма).

И первое, и второе, и третье представляют собой целостные структуры — гештальты. Поэтому нет специфических психических законов, психика уподобляется по своему строению физическому миру.

Основным методом гештальпсихологии стал метод феноменологическое наблюдения — описания явлении сознания и переживания с позиции «наивного наблюдателя»: что вижу, то и говорю, не членя на отдельные элементы целостные структуры.

 

Психоанализ

Против тезиса о том, что психика отождествляется с сознанием, выступил З.Фрейд (1856-1939). Его главной идеей было то, что, существует глубинная бессознательная психика. Таким образом, предметом его теории становится бессознательное. Сознание не отрицается, но оно является как бы плоскостью, на которую проецируются бессознательные явления. Главное содержание бессознательного — мотивы, желания, влечения. З.Фрейд впервые серьезно поставил проблему личности и ее детерминации. Центральной категорией психоанализа становится мотив.

По З.Фрейду, бессознательное может проявляться и обнаружиться в различных фактах, которые не поддаются контролю: сновидениях, неловких поступках (забывании имен, оговорках, описках и пр), шутках, в невротических симптомах. Вот классические примеры таких явлений:

• «Заседание закрыто...Ах, простите, заседание открыто», — объявляет председатель, который этой оговоркой «бессознательно» выдал свое стремление закончить собрание как можно скорее.

• Молодая женщина утверждает, что она ненавидит мужчин. Между тем, по ночам ее часто посещают одни и те же кошмары: ее преследуют волосатые мужчины, от которых она не может убежать либо потому, что повредила ногу, либо потому, что упала...Только внезапное пробуждение дает ей возможность выйти из этого «затруднительного» положения.

Во всех этих фактах, которые являются материалом для психоанализа, проявляются наши желания, в которых мы не хотим себе признаться, так как они неприемлемы для нас или не одобряются обществом. Направление, разработанное З.Фрейдом, получило название глубинная психология или психоанализ. Основным методом стал метод свободных ассоциаций.

Ключевые понятия: бихевиоризм, поведение, стимул, реакция, гештальтпсихология, гештальт, принцип изоморфизма, психоанализ, бессознательное.

Литература:

1. Келер В. Об изоморфизме // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М.,1980. С.160-163.

2. Уотсон Д. Бихевиоризм // Там же. С. 34-44.

3. Фрейд 3. О психоанализе. Пять лекций //Там же. С.207—243.

 

Принцип предметности

Позже, в 70-е годы категория деятельности разрабатывалась А.Н. Леонтьевым. Ему принадлежит наиболее разработанная общепсихологическая теория деятельности. Основополагающим в теории является принцип предметности. Представьте какой-нибудь предмет. Возьмем, к примеру, обычную ложку. Подумайте, какие противоположные стороны можно выделить в предмете? Ложка сделана из металла, она обладает определенной формой, размером и пр., то есть, я сейчас говорю об ее физических свойствах. Однако ложка —это столовый прибор, человек пользуется ею при приеме пищи и вряд ли он будет использовать ее в качестве инструмента для забивания гвоздей. Это значит, что в предмете закреплены способы обращения с ним, которые диктуют формы человеческого поведения таким образом, предмет представлен нам как со стороны своих физических свойств, так и общественного значения. Кстати, маленький ребенок постепенно усваивает эти общественные значения. Например, ту же самую ложку ребёнок вначале использует часто совершенно не по назначению: он может ею, например, стучать, то есть использовать в качестве источника звука.

Итак, человеческая деятельность выступает как деятельность с предметами и при помощи предметов. Предметом деятельности может выступать не только материльная вещь, но и идея, проблема, за которыми также стоят предметы, В процессе деятельности человек опредмечивает свои психические способности, которые кристаллизуются в предметах труда. Пользуясь предметами, мы присваиваем те способности, которые заключены в них, развиваем свои собственные психические способности. Таким образом, в категории «деятельность» можно выделить еще одну пару противоположностей, единство которых также раскрывает сущность деятельности: опредмечивание и присвоение.

 

Структура сознания.

А.Н.Леонтьев, развивая идеи Л.С.Выготского о знаковой природе сознания, разработал трехкомпонентную структуру сознания. Развитое сознание отличается многомерностью. В явлениях сознания мы прежде всего обнаруживаем чувственную ткань. Это образы объективной реальности (актуальные либо образы прошлого или

будущего). Особая функция чувственных образов состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, от:к^Ы1з^ющейся субъекту. Именно благодаря

чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания.

У человека чувственные образы приобретают новое качество – свою означенность. Значения являются важнейшими «образующими» человеческого сознания. Таким

Образом, объективный мир в сознании человека как бы удваивается: он отражается в виде образов, с одной стороны, с другой, человек может назвать эти образы, означить их, причем независимо от наличия или отсутствия реальных предметов, значения отрываются от предметов, которые они обозначают, тем самым давая человеку свободу в оперировании ими. Человек таким образом может произвольно называть эти образы, произвольно управлять этим вторым миром. Сознание можно назвать удвоенным отражением, вторичным отражением с помощью знаковых средств.

По мнению А.Н.Леонтьева, значения ведут двойную жизнь. Во-первых, они выступают перед субъектом в своем независимом существовании. Благодаря тому, что люди пользуются одной и той же системой значений, возможна коммуникация между ними. Во второй же своей жизни они индивидуализируются, «субъективируются»,

приобретают личностный смысл.

В.П.Зинченко предлагает двухслойную, или двухуровневую структуру сознания, состоящую из бытийного и рефлексивного слоя. Бытийный слой образуют биодинамическая ткань живого движения и действия, чувственная ткань образа. Рефлексивный слой образуют значение и смысл.

Биодинамическая ткань. В нее входят движения и действия, которые имеют внешнюю и внутреннюю формы существования. Чистую, лишенную внутренней формы биодинамическую ткань можно наблюдать, например, в хаотичных движениям младенцев. По мере освоения, построения движений и действий они становятся все более сложными, усложняется прежде всего их внутренняя форма. Подлинно целесообразными и произвольными действия и движения становятся тогда, когда слово входит в качестве составляющей во внутреннюю форму движения.

Чувственная ткань. Она представляет собой строительный материал образа. Субъект обладает пространством сформированных образов, большинство из которых многозначны, то есть содержат в себе не одно предметное значение, а несколько.

Значение. Понятие значения фиксирует то, что сознание человека развивается не условиях робинзонады, а внутри культурного пространства, в котором кристаллизован опыт деятельности общения, мировосприятия, который необходимо усвоить. Причем не только усвоить, но и построить на его основе свой собственный уникальный опыт. Различают операциональные, предметные и вербальные значения. Операциональные связывают значения с биодинамической тканью, предметные — с чувственной, вербальные — преимущественно со смыслом.

Смысл. Он указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию, что сознание есть не только знание, но и отношение. Смыслы, как и значения, связаны со всеми компонентами структуры сознания. Наиболее очевидны отношения между значениями и смыслами, существующие в рефлексивном слое сознания. Например, на несовпадении значения и смыслов строятся многие техники комического. Они могут трансформироваться друг в друга: это процесс означения смыслов и осмысления значений, присутствующий в любом общении. Хотя, конечно, взаимопонимание не может быть абсолютным, полным. Всегда имеются элементы непонимания, связанного с трудностями осмысления значений или недосказанности. Непонимание и недосказанность являются не только негативными характеристиками общения, они же составляют необходимые условия создания нового, условия творчества, развития культуры.

Итак, сознание выстукает как сложная система, способная к развитию и саморазвитию, несущая в своих структурах присвоенный субъектом общественный опыт.

Человека помощью сознания моделирует мир и преобразует его в своей деятельности.

Ключевые понятия: сознание, коллективные представления. знак, интсрпсихическое, интрапсихическое, психическое орудие, инструментальная функция, значение, чувственная ткань, личностный смысл, биодинамическая ткань.

Литература:

1. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 15-36.

 

КАК ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЕТ МИР

РАЗДЕЛ II

Лекция 7. Внимание

Понятие внимания

 

Внимание — это направленность и сосредоточенность сознании, обеспечивающие избирательность психической активности человека. Оно является важнейшим условием протекания всей психической деятельности. Направленность внимания проявляется в избирательности, в произвольном - непроизвольном выборе. Выделении объектов, соответствующих потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности.

Сосредоточенность на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего, временное игнорирование других объектов. Благодаря этому отражение становится более ясным и отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании. Тем самым обеспечиваются контроль и регуляция деятельности. Внимание присутствует во всех актах психической деятельности человека, определяя то, что из окружающего мира будет отражаться им.

К субъективным явлениям внимания традиционно относят—такие характеристики содержания сознания, как ясность и отчетливость, яркость и живость, выпуклость и

рельефность или смутность, расплывчатость, сглаженность. К состоянию внимания относят также переживание напряжения и усилия, интереса и удивления, активности и погруженности в деятельность. Особо внимательны мы должны быть в критических ситуациях. В качестве житейских примеров внимания такого рода можно привести поведение рыбака, наблюдающего за поплавком, хозяйки, отслеживающей момент закипания молока. Существует даже особый класс задач, называемых «задачами на бдительность», в которых необходимо непрерывно поддерживать внимание, например, наблюдение за экраном радара в подводной лодке или контроль за продукцией, сходящей с конвейера.

Внимание эффективно не во всех ситуациях, иногда оно будет вредно. Например, активное внимание может привести к ухудшению или разрушению сложной автоматической деятельности (вспомните притчу о сороконожке, которая задумалась о том, как она передвигает ножки - в результате, она не смогла сделать ни единого шага). Негативный эффект пристального внимания проявляется и в явлении смыслового или семантического пресыщения. Попробуйте многократно повторять какую-либо

фразу или отдельное слово — через некоторое время их смысл испарится!

Таким образом, круг явлений внимания не только велик, но и разнороден. С одной стороны, они выступают как свойства образов, идей воспоминаний, а с другой стороны, это характеристики аффективной и волевой сферы.

 

Виды внимания

Существуют различные классификации видов внимания. 1 )в зависимости от объекта сосредоточении (то есть того, что находится в поле внимания) выделяют сенсорное (перцептивное), интеллектуальное и моторное (двигательное) внимание.

2) По характеру происхождения и но способам осуществления выделяют непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Здесь основанием для выделения этих видов внимания является наличие или отсутствие произвольной (то есть намеренной) регуляции внимания со стороны субъекта. Остановимся подробнее на характеристике этих видов внимания.

Непроизвольное внимание — человек внимателен независимо от ближних и отдаленных сознательных целей и даже вопреки им—.Оно направляет психическую "активность на те объекты, которые либо обладают собственными особенными характеристиками (новизна сила раздражителей и т.д.). либо отвечают внутренним детерминантам человеческого поведения и деятельности (эмоциям. мотивам. Целям) и т.д.

Произвольное внимание служит для достижения поставленной и принятой к исполнению цели. Круг объектов произвольного внимания потенциально безграничен так как он не определяется особенностями стимуляции или интересами личности. Сознательное намерение обратить и сосредоточить свое внимание на чем-либо —отличительная черта произвольного внимания По реализация этою намерения происходит при разных условиях. В зависимости от системы деятельности, в которую включены акты произвольного внимания. выделяют несколько его разновидностей.

Процессы сознательного, намеренного обращения внимания могут протекать без помех и легко. Это собственно произвольное внимание. Здесь действия внимания лежат в русле обслуживаемой деятельности. Необходимость в волевом внимании возникает в ситуации конфликта между выбранным объектом или направлением деятельности и объектами или тенденциями непроизвольного внимания Чувство напряжения — характерное переживание для процессов внимания данного вида. Волевое внимание — неохотное, если источник конфликта лежит в мотивационной сфере субъекта. Неохотное, хотя и добровольное внимание, обеспечивает личностные инстанции. связанные с чувством долга и принятыми моральными обязательствами, отвлеченными идеями, установками на самопознание и самосовершенствование. В повседневной жизни этот вид внимания встречается редко, и развитию такого вида внимания служит множество техник религиозной практики.

Следующая разновидность произвольного внимания — выжидательное внимание. Оно имеет место тогда, когда субъект заранее предупреждено появлении объекта и

должен заранее подготовиться к его появлению. Однако не все ученые согласны с выделением такого вида внимания.

Послепроизвольное внимание — этот вид внимания был предложен отечественным психологом Н.Ф. Добрыниным. Если в целенаправленной деятельности для личности интересными и значимыми становятся содержание и сам процесс деятельности, а не только ее результат есть основание говорить о послепроизвольном внимании. Деятельность так захватывает субъекта, что ему не требуется заметных волевых усилии для поддержания своего внимания. Послепроизвольное внимание поставляется вслед за произвольным. С непроизвольным его роднит отсутствие усилия, сильная эмоциональная вовлеченность. (произвольным же связывает целенаправленность, подчиненность намерению быть внимательным.

 

Свойства внимания

Выделяются следующие свойства внимания: устойчивость. переключение, распределение и объем.

1.Устойчивость внимания определяется длительностью сохранения интенсивного внимания. С устойчивостью внимания мы имеем дело тогда, когда человек погружен

и какую-то деятельность или сосредоточен на предмете в максимальной степени и не реагирует на посторонние раздражители. Устойчивость внимания характеризуется

как длительностью его протекания, так и степенью его концентрации во все время его сохранения. Устойчивость внимания зависит от особенностей объектов сосредоточения и активности человека при направлённом сосредоточении. Выделены следующие факторы.

влияющие на устойчивость снимания:

1. Подвижность объектов внимания. Так, невозможно длительно сосредотачиваться на одном и том же объекте. если он сам не меняется или если его нельзя каким-то образом изменить (например, рассмотреть с разных сторон). Однообразие значительно снижает устойчивость внимания.

2. Устойчивость внимания повышается с увеличением сложности объекта. Однако эта сложность не должна быть чрезмерной, так как в этом случае возможно быстрое утомление.

3. Активность человека также играет большую роль для сохранения устойчивого сосредоточения. Активность может проявляться как в наличии интереса к объекту или к какой-либо деятельности, так и в практических действиях человека по отношению к какому-то предмету.

Устойчивость внимания не является показателем статичности внимания. Одной из динамических особенностей внимания являются его колебания (или флуктуации). Под колебаниями внимания понимается периодические кратковременные непроизвольные изменения интенсивности внимания. Например, вы замечали, что временами мы слышим тиканье часов в комнате, а порой перестаем, затем тиканье вновь появляется в поле наше- го сознания.

2. Переключение внимания — это преднамеренный переход с одного объекта на другой, от одной деятельности к другой от одного действия к другому. Выделяют

следующие показатели переключения внимания: время, затрачиваемое на переход от одной деятельности к другой: продуктивность работы (объем работы или время выполнения определенного по объему материала по сравнению с деятельностью без переключения внимания);

качество, точность работы. Различают полное, завершенное переключение и неполное, незавершенное. Так, при последнем виде переключения человек, приступив к новои работе, полностью отключается от предыдущей.

Успешность переключения зависит от определенных факторов:

— показатели успешности переключения значительно снижаются при переходе от легкой деятельности к трудной;

— успешность переключения зависит от отношения человека к прежней и новой деятельности, чем интереснее была предыдущая деятельность и чем менее интересна последующая, тем сложнее происходит переключение!

— переходить к новой деятельности значительно труднее, если не завершена предыдущая:

— при глубоком сосредоточении переключение достигается с большим трудом.,

Наряду с переключением внимания выделяют его отвлечение- а именно, непроизвольное перемешен не внимания с Основной деятельности на объекты, не имеющие значения для се успешного выполнения. Отвлечение гораздо сильнее проявляется у лиц со слабым типом нервной системы.

3. Распределение внимания — одновременное успешное выполнение (совмещение) двух или более различных видов деятельности (нескольких действии) Высокий уровень распределения внимания является одним из обязательных условий успешности многих современных видов труда. Например, оператор, управляющий движущимися объектами, должен наблюдать за показаниями приборов и в то же время следить за меняющейся обстановкой, осуществлять операции контроля и управления. Возможность распределения внимания зависит от следующего ряда условии:

1. Чем сложнее совмещаемые виды деятельности или решаемые задачи, тем труднее распределять внимание. Если же одна из деятельностей становится очень сложной, практически невозможным.

2. Трудность представляет совмещение двух видов умственной деятельности. Более эффективным является сочетание умственной и двигательной деятельностей.

З.Во всех случаях основным условием успешного распределения внимания является автоматизация, по крайней мере одного из одновременно осуществляемых видов деятельности.

4. Умение распределять внимание может быть развито в процессе упражнения и накопления соответствующих навыков.

Объем внимания определяется количеством одновременно отчетливо воспринимаемых объектов в единицу времени. Установлено, что при восприятии множества простых объектов (букв. цифр и т.п.) в интервале времен и 0.07 — 0,1 секунды объем внимания у нормального человека равен в среднем 5-7 элементам. Объем внимания существенно зависит от особенностей воспринимаемых объектов. Так. при предъявлении осмысленного текста легко схватываются 14-буквенные слова. Вместе с тем, схватывая объект в целом, субъект восприятия именно потому может не замечать в нем ошибок. Основные условием расширения объема внимания является систематизация, группировка материала в более крупные единицы.

 

Явление невнимания

Явление невнимания может быть вызвано следующими причинами:

1. Состояние рассеянности, которое может наступать в результате усталости, бессонницы. физического недомогания. При этом виде рассеянности сознание заполняется случайными, неконтролируемыми восприятием и воспоминаниями обрывочного характера. Можно и произвольно (то есть, намеренно) вызвать такое состояние с помощью релаксации и медитации.

2. Равнодушие к значимым аспектам/ситуации характерно и для состояния, субъективно прямо противоположного рассеянности первого вида. Эта рассеянность — следствие глубокой внутренней концентрации, мнимая рассеянность. Особый пример мнимой рассеянности — явление «Пустого взора» Считаем книгу, но думаем о чем-то своем.

3. Настоящая рассеянность — следствие чрезвычайной подвижности и отвлекаемости внимания. Внимание хаотично и непроизвольно перемещается с одного объекта на другой.

Ключевые понятия: внимание (сенсорное, интеллектуальное, моторное); произвольное, непроизвольное, послепроизвольное внимание; устойчивость, колебания, распределение, переключение, объем внимания; невнимательность.

Литература:

1. Гальперин П.Я. К проблеме внимания //Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. М., 1987.С. 169-174.

2. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Хрестоматия по вниманию/ Под ред. А.Н.Леонтьева. А.А.Пузырея и В.Я.Романова. М..1976. С.243-260.

3. Дормашев Ю.Б.. Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995. 352 с.

 

Лекция 8. Ощущения

Понятие ощущения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.88.17 (0.138 с.)