Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Переработка информации в памятиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(кратковременная, долговременная и оперативная память) Первый этап в процессе переработки информации в памяти называется сенсорный регистра Сенсорный регистр—это непосредственный отпечаток сенсорной информации. Эта система удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения отпечатков очень невелика— около 0.1-0.5 сек. Чтобы понять, что же такое сенсорный регистр (эту систему иногда называют иконической памятью), проведите небольшой эксперимент. Похлопайте четырьмя пальцами по своей руке. Проследите за непосредственными ощущениями, за тем, как они исчезают. У вас сначала еще сохраняется реальное ощущение похлопывания, а затем остается лишь воспоминание о том, что имело место. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследите за тем. как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает. Какова же функция системы «непосредственных отпечатков сенсорной информации? Эта функция заключается в том. чтобы обеспечить системам выделения признаков и распознавания образов время, необходимое для обработки сигналов, воздействующих на органы чувств. Система иконической памяти исходно содержит больше информации, чем используется на последующих этапах анализа. Кратковременная память — это необходимый промежуточный этап на пути переработки информации от сенсорного регистра до репрезентации ее в долговременной Памяти. Она удерживает материалы иного типа, нежели «непосредственный отпечаток» сенсорной информации. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпрстацию этих событий. Кратковременная память имеет очень малую емкость и короткую жизнь: след сохраняется около 20 сек. Удержать материал в кратковременной памяти возможно посредством повторения. Однако это осуществимо, если количество подлежащего удержания материала невелико. Хотя повторение может помочь удержать материал, оно не в состоянии увеличить объем памяти. Процесс повторения как бы просто подхватывает и освежает стирающийся след, вводя его вновь и вновь в кратковременную память. Долговременная память —самый сложный вид памяти. Существует предположение, что для закрепления консолидации) следов памяти переходимо некоторое время, а именно 10-15 минут. Следы долговременной памяти хранятся очень долгое время, даже всю жизнь. Если кто-то в детстве изучал иностранный язык, но долго не пользовался им. а потом через 20 лет снова стал изучать, то неожиданно для себя констатирует, что иностранный язык изучается гораздо легче, чем в первый раз. Кратковременная и долговременная память—это две стадии единого процесса Кратковременная память—это тот пропускник, через который информация поступает в долговременную память. Оперативная память — этим термином обозначаю мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком действия и операции. Пред- положим, вам нужно помножить 23 на 15. Вы множите 23 на 10 и получаете 230. Затем переходите ко второй операции: 23 на 5 и получаете 115, затем складываете результат первой операции с результатом второй. Удержание промежуточных результатов происходит в оперптивной памяти. Характерно, что удерживать результат промежуточной операции нужно до тех пор. пока он необходим для выполнения окончательной операции. Когда конечный результат получен, след промежуточной операции стирается.
Процессы памяти Запоминание —процесс закрепления новой информации путем ее связывания с уже известным, хранящимся в памяти. Различают следующие виды запоминания: Механическое и осмысленное Данные экспериментальных исследований показывают значение смысловых связей для процесса запоминания. Сравнение результатов заучивания бессмысленных слогов и осмысленных слов показало, что продуктивность запоминания находится в прямой зависимости от наличия смысловых связей (в 22 раз эффективнее!) Произвольное и непроизвольное запоминание. Под непроизвольным понимается такое запоминание, когда человек не ставит специальной цели запомнить. Например, вы идете по улице и запоминаете какую-то ситуацию, хотя специальная задача — запомнить — перед вами не стояла. При произвольном запоминании человек ставит специальную цель—запомнить. Какое же запоминание более продуктивно? Исследования Зинченко показали, что непроизвольное запоминание может оказаться продуктивнее произвольного, все зависит от того, какое место занимает запоминаемый материал в структуре деятельности. Так, проводился следующий эксперимент: в одном случае испытуемым предлагалось расклассифицировать предложенные картинки по группам, причем цель запомнить эти картинки перед испытуемым не ставилась. В втором случае ставилась цель именно запомнить картинки. Так вот, в случае классификации картинки запомнились лучше, нежели чем когда стояла задача просто запомнить их. Таким образом, непроизвольное запоминание может быть эффективнее произвольного. если материал занимает место цели деятельности. При произвольном запоминании цель сдвинута на сам процесс запоминания. Непосредственное и опосредованное запоминание. При непосредственном запоминании человек не использует вспомогательных средств, чтобы запомнить. Опосредованным называется такое запоминание, когда субъект использует такие средства. Например, он ставит цель запомнить, записывает, чтобы не забыть, завязывает узелок на память. Кстати, последний прием является весьма древним. Попытки использовать вспомогательные средства, чтобы запомнить (то есть овладеть своей памятью) встречаются уже у примитивных народов. Человек пытается запомнить один вещи с помощью других вешен, например, кладет камешек в карман, листочек с дерева при счете. Таким образом, наряду с тем, что мы запоминаем, появляется то, с помощью чего мы запоминаем. Выделяют следующие условия и приемы успешного запоминания: 1. Мнемическая направленность — направленность на запоминание. Важна, однако, не просто направленность на заучивание вообще, а на определенный тип заучивания, например, своими словами, дословно, частичное, полное и т.д. Направленность может влиять не только на сам факт запоминания, но и на длительность его сохранения. Это подтверждается следующим экспериментом: учащимся предлагалось запомнить два одинаковых по трудности отрывка. Причем было указано, какой текст должны будут воспроизвести на следующий день, а какой через неделю. Однако воспроизведение было отложено под каким-то предлогом на две недели. При проверке оказалось, что второй отрывок учащиеся воспроизвели лучше. 2. Опора на образные связи при запоминании сложных текстов. Состояние внимания. 4. Повторение материала —каждое повторение материала должно быть направлено на решение новой задачи, то есть это должно быть не механическом повторение, а целенаправленное. Для заучивания более целесообразным является распределение повторений во времени нежели их концентрация на небольшом промежутке времени. 5. Существенным условием запоминания является понимание запоминаемого. 6. Структурирование запоминаемого материала. Например, попробуйте запомнить 12 изолированных цифр 1,0,1.0.1.1,1,0,1,0.1,1, Это достаточно сложно сделать. Теперь я изменю этот ряд: 10,10,11.10,10,11. а затем, 101,011,101.011. Теперь этот ряд цифр гораздо легче запомнить. 7. Включение материала в деятельность. Так, известно, что для того. чтобы лучше запомнить правили, нужно его применить. 8. Применение правила «первой собственной формулировк и» (по Л.Л.Смирнову). Чтобы запомнить сложный словесный материал, нужно его переформулировать своими словами. 9. Высокая интеллектуальная активность при запоминании. Мыслительные процессы играют существенную роль в запоминании и делают запоминание особой деятельностью субъекта. Особую роль здесь играют: — смысловая группировка материала; — выделение смысловых опорных пунктов: — смысловое соотнесение или сопоставление того. Что запоминается, с чем-то уже известным: —- составление плана, причем важен даже не столько план сам по себе. сколько процесс его составления. Воспроизведение —процесс памяти, заключающийся в актуализации закрепленного ранее содержания путем извлечения его из долговременной памяти. Воспроизведение может осуществляться в трех видах:. => узнавание: => собственно воспроизведение: => припоминание. Особое место занимает историческая или биографическая память. Явление узнавания возникает в случае повторного предъявления материала. Например, вы идете по улице и узнаете в толпе знакомое лицо, хотя два дня назад пытались безуспешно вспомнить этого человека. Вам нужно было повторное восприятие, чтобы узнать это лицо. Собственно воспроизведение осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится. Воспроизведение бывает непроизвольным и произвольным. Непроизвольное имеет место тогда, когда мы не ставим цель вспомнить. Произвольное — тогда, когда человек ставит цель вспомнить. Часто воспроизведение связано с усилиями, активными поисками субъекта (вспомните, например, рассказ А. п. Чехова «Лошадиная фамилия»). В этом случае мы говорим о припоминании. Существуют следующие услония и приемы успешного воспроизведения: — направленность на воспроизведение; — четкое и ясное осознание репродуктивной задачи — что именно нужно вспомнить: — опора на ассоциации, то есть необходимо вспомнить место или условия, в который осуществлялось запоминание. Воспоминание — это воспроизведение образов нашего прошлого, локализованных во времени и пространстве; Они возможны там, где личность выделяет себя из своего прошлого, осознает свое прошлое. Опорными точками для воспоминания служат события жизни страны, общества. Если при запоминании и воспроизведении мы ставим мнемическую задачу вспомнить или воспроизвести, то при сохранении и забывании такой задачи нет. Сохранение — это не пассивное хранение материала, непростое его консервирование, а динамический процесс, включающий активную переработку материала. Забывание — процесс, постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала. На самом деле забывание является величайшим благом для человека, в противном случае он был бы перегружен ненужной информацией. Выделяют следующие причины забывания: 1.Отрицательная индукция — влияние сильных посторонних раздражителей во время заучивания, например шума на улице или в комнате, посторонних разговоров. 2. Ретроактивная интерференция —ухудшение сохранения материала А, вызываемое последующим заучиванием материала Б. Она является результатом взаимо действия многочисленных факторов. Например, на это явление влияет сходство между заданиями. Известно, что когда после заучивания материала А, заучивается другой, сходный с ним материал Б, то сохранение материала А ухудшается тем сильнее, чем больше степень сходства между двумя видами материала. Следовательно, при запоминании необходимо чередовать материал, отдыхать или переключаться на другую деятельность. Сон после заучивания упрочивает мнемические следы. 3. Проактивная интерференция —снижение сохранения материала Б, вызываемое предварительным заучиванием материала А.Она проявляется тем сильнее, чем больше число предварительных заданий. Повторение заучиваемого материала уменьшает влияние проактивной интерференции. Проактивная интерференция уменьшается при заучивании сходного материала—здесь действует эффект облегчения. 4. Существует зависимость между сохранением материала и местом, которое он занимает в общем ряду. Первые и последние элементы, как правило, удерживаются гораздо лучше, чем средние. Это явление получило название эффекта края. В чем же причины такого явления? Дело в том. что элементы ряда оказывают друг на друга тормозящее воздействие. Причем первые элементы испытывают влияние только последующих, а последние только предыдущих. Середина же испытывает влияние как первых. так и последних элементов, поэтому она воспроизводится намного хуже. 5. Другой эффект, связанный с сохранением и забыванием, называется эффектом Зейгарник. Суть его состоит и следующем: незавершенные действия человек запоминает лучше, чем завершенные. Причины этого—сохраняющееся мотивационное напряжение. Темпы забывания Забывание происходит неравномерно. Немецкий психолог Эббингауз. Изучая запоминание и забывание бессмысленных слогов, получил следующую кривую забывания. Абсциссы указывают время, прошедшее с момента заучивания, ординаты—объем сохранившегося о памяти материала. Как видно из графика, главная потеря падает на первые 1-2 суток, и особенно на первые полчаса. При этом общая утрата значительна: по истечении двух суток материал сохраняется лишь немногим больше, чем на четверть. Отсюда можно сделать вывод: при заучивании следует повторять материал, особенно в период наиболее интенсивного забывания. В ходе исследования забывания обнаружился ещё один феномен. Оказалось, что иногда со временем воспроизведение не ухудшается, а наоборот улучшается. Это явление получило название реминисценции или отсроченного воспроизведения. Например, дети не могут сразу воспроизвести материал, однако по прошествии некоторою времени они делают это очень успешно. Но всей видимости, материалу нужно время, чтобы отстояться. Ключевые понятия: память, представления, эйдетический образ, запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение. припоминание, узнавание', кратковременная. долговременная, оперативная память, сенсорный регистр; реминисценция, проактивное и ретроактивное торможение; эффект облегчения, эффект края, эффект незавершенного действия. Литература: 1. Зинченко П.И. непроизвольное запоминание и деятельность//Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М.. 1979. С.207-216. 2. Линдсей П., Норман Д. Системы памяти // там же. С. 220-243. 3. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти // Хрестоматия по психологии / Под ред А.В.Петровского. М..1987. С. 1987-201. 4. Смирнов А.А. Роль понимания и запоминания // Там же. С.388-395.
Лекция 11. Воображение. Понятие воображения. Воображение – психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путём переработки материала восприятия и представлений образов памяти, полученных в предшествующем опыте. В воображении преобразуются образы восприятия и памяти. Сравним эти три процесса. Если восприятие — "Образ настоящего, образ памяти — прошлого, то воображение можно назвать трансформированным, преобразованным образом восприятия или памяти. Сравним воображение с памятью. Воображение это преобразование образов памяти и создаете па этой основе новых образов. Основное отличие воображения от памяти заключается в ином отношении к действительности. Если функция памяти — как можно более точное сохранение результатов прошлого опыта, то функция воображения— динамическое их преобразование. Мы говорим о хорошей памяти, если человек сохраняет информацию максимально точно и полно, без ее искажения. Напротив, о богатом воображении свидетельствует максимальная трансформация образов. Однако, воображение находится в прямой зависимости от содержания опыта человека, то есть того материала, который хранится в памяти. Воображение также тесно связано с восприятием. В чем же их отличие. В восприятии отражается то, что содержится в объекте. Воображение – это отлет от восприятия, преобразование данного, создание нового, чего нет в образе восприятия. Например, в узоре на ковре или в чернильных пятнах можно увидеть и животного, и профиль человека и т. д. Воображение также тесно связано с мышлением. Этот вопрос является дискуссионным. Некоторые психологи считают, что воображения как специфического познавательного процесса не существует, а есть творческое мышление. Другие говорят, что воображение имеет самостоятельный статус. Мы будем придерживаться второй точки зрения. Если главная функция мышления — раскрыть сущность предметов и явлений, и оно оперирует с реальным содержанием образов (например. стул — предмет, предназначенный для сидения, мебель, мел — известняк, предназначенный для писания), то воображение—это реальный мир, взятый в ином измерении, это другое предметное содержание образа (в игре детей стул —вагон, машина; мел — сахар). Отметим, что реальное содержание образа при этом не исчезает, оно существует наряду с воображаемым. Например, когда ребенок скачет на палочке, он знает, что это палочка, а не лошадь. Воображение — это не уход в мир ирреального, а преобразование действительности.
Функции воображения Воображение выполняет следующие функции: 1. Познавательная- благодаря процессу воображения расширяются и углубляются знания о действительности. Воображение позволяет человеку действовать в ситуации неопределенности, домысливать, достраивать не хватающую и информацию. 2. Антиципации или предвосхищения результата деятельности. Воображение позволяет сформировать образ будущего продукта деятельности, то есть того. чего еще нет в действительности. 3. Воображение играет важную роль в процессе понимания человеком другого человека Благодаря воображению человек может поставить себя на место другого человека, представить его мысли и чувства. 4. Благодаря воображению формируется мечта. Она может выполнять функцию мотивации; то есть побуждать человека к деятельности. 5. Защитная функция — в воображении человек может пережить будущие возможные неприятности, что предохраняет его от стресса, подготавливает к реальным трудностям. Воображение и эмоции Деятельность воображения теснейшим образом связана с эмоциональной сферой личности. Связь эмоций и воображения двусторонняя: с одной стороны, эмоции влияют на воображении, с другой, образы воображения влияют на эмоции. Остановимся на влиянии эмоций на воображение, которое психологи описывают как закон двойного выражения чувств: любая эмоция стремится воплотиться в образы, соответствующие данному чувству. Например, под влиянием страха наше воображение рисует картины бесчисленных опасностей. С другой стороны образы воображения могут порождать определенные эмоции. Наверняка, каждый их вас испытал однажды страх при виде брошенной одежды в темной комнате, приняв ее за человека или какое-то существо. И хотя образ, который создаст ваше воображение, будет нереальным, чувства вы будете испытывать вполне реальными. Это закон реальности чувств, В ситуациях, когда эмоция находит свое выражение в образах фантазии, воображение ослабляет реальное проявление эмоций. Эта закономерность используется психотерапевтами с целью коррекции неврозов у детей. Например, детям предлагается нарисовать рисунок на тему: «Что мне снится страшного» или «Чего я боюсь дома». Переживая заново отрицательные эмоции, ребенок изживает их или уменьшает их действие.
Техника воображения Как же создается образ воображения? Существует множество приемов создания новых образов. Остановимся на некоторых из них. 1. Прием агглютинации (склеивания, то есть создание нового путем присоединения в воображаемом образе частей или свойств разных объектов. Примерами агглютинации могут служить кентавр (человек-лошадь), образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев. Склеиваться могут любые свойства, части, в результате чего появляется причудливое порождение вымысла. На использовании агглютинации построен следующий совет, который дает Леонардо да Винчи начинающему художнику: «Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное — пусть это будет, скажем, змея, то возьми для ее головы голову овчарки или легавой собаки, присоединив к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи». 2. Прием акцентирования некоторых сторон отражаемого предмета, явления, в результате которого преобразуется его облик. Этот прием лежит в основе шаржа, в котором соблюдается внешнее сходство с человеком, однако карикатурно подчеркнуты наиболее характерные черты. Примером акцентуации могут служить герои литературы 18 века: имена-характеристики — Скотинин, Хватайко. Акцентуация может происходит путем сравнения. Так, на основе сравнения созданы психологические портреты Анны и Вронского, Кити и Левина в «Анне Карениной» Л.Н.Толстого. 3. Прием гиперболизации, то есть увеличения величины предметов, явлений, или их отдельных частей. Ярким примером гиперболизации являются великаны, Гаргантюа и Пантагрюель Ф.Рабле. Этот прием мы находим и у Н.В.Гоголя. Помните, как хвастал Хлестаков: «И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры. Можете представить себе, 35 тыс. одних курьеров? Каково положение, я спрашиваю?» 4. Прием преуменьшения, с подошью которого созданы образы: гномы, карлики, Дюймовочка. 5. Прием схематизации, посредством которого отдельные черты сливаются, сглаживаются, а главные выступают более отчетливо. Примером могут служить на- скальные рисунки первобытных людей, различные эмблемы. 6. Прием превращения образов — оставаясь самим собой, образ, в то же время, приобретает новый вид, не соответствующий его природе. Вспомните, например, превращения в повести «Вий» Н.В.Гоголя или серию традиционных превращений в сказках: заяц -утка -щука. 7. Прием уподобления, примером которого служит метафора, то есть, оборот речи, заключающий уподобление, образное сближение слов на основе их переносного значения: Выходим на простор Степного океана. Воз тонет в зелени, Как челн в равнине вод. Меж заводей цветов В волнах травы плывет, Минуя острова багряного бурьяна. А.Мицкевич «Аккерманские степи». Примером уподобления могут служить символы: так, лермонтовский Парус символизирует свободу, лев символизирует в сказках мужество, кошка — лукавство. К уподоблению можно отнести и аллегорию, то есть воплощение абстрактного понятия в реальный образ или образы. Вспомните, например, картины Рембранта «Флора» и «Фауна». 8. Прием типизации, то есть обобщения типичных черт представителей какой-либо эпохи, времени и воплощение их в одном характере: Евгений Онегин, Печорин и другие герои литературных произведений. Формы и виды воображения Выделяют несколько видов воображения. Прежде всего — пассивное и активное. Пассивное воображение Имеет место тогда, когда воображение создает образы,которые не осуществляются и не предполагают осуществление. Пассивное воображение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное пассивное воображение выступает в форме снов, галлюцинаций, в которых комбинирование и перекомбинирование образов происходит независимо от сознания человека. Это низшие формы воображения. Если мы обратимся к сновидениям, то их интенсивность и содержание будет зависеть от физических и психологических воздействий на человека в течение дня, от внешних раздражителей, влияющих на спящего, от раздражителей, поступающих от внутренних органов. Воображение во время сна (в сновидениях) может проявляется в совершенно невероятном комбинировании образов. Вот пример причудливого сочетания событий в сновидении одной пятнадцатилетней девушки. Она видела Екатерину II в числе участников XII Всемирного фестиваля молодежи студентов в Москве. Все дело в том, что накануне вечером она смотрела репортаж о фестивале, а все последние дни увлеченно читала роман «Фаворит» В.Пикуля. Переживания легко совместились в сновидении, преодолев временной и пространственный барьер. Человек может также вызвать пассивное воображение преднамеренно, к нему относятся грезы, или дневные защитные фантазии. Посмотрим, какую функцию они выполняют в нашей жизни. В дневных мечтаниях человек «осуществляет» стремления, устраняет препятствия, превращает невозможное в возможное. Образы, мысли, противоречащие стремлению, тормозятся. В грезах, таким образом, находят свое решение нерешенные проблемы, неудовлетворенные желания. Фантазирование может усиливаться под влиянием внешних факторов: темнота, неподвижность, однообразный шум, тихая музыка. Дневным мечтаниям могут благоприятствовать такие индивидуально-психологические особенности человека, как пассивность, интровертированность, чувство неполноценности. Склонность предаваться грезам может усилиться после разочарований в результате глубоких переживаний, горя. «Чем реже нас балует счастье, тем слаще предаваться нам предположеньям и мечтам», — писал М.Ю. Лермонтов. Дневные грезы могут, с одной стороны, «защищать» личность от чрезмерного психического напряжения, подготовить к будущим неприятностям, изживать какие-то стремления, влечения. С другой стороны, грезы могут стать негативным фактором поведения: опасность для человека заключается в том, что образуется привычка вместо реального удовлетворения потребностей довольствоваться их эрзац-удовлетворением в психической сфере. Фантазирование заменяет деятельность, снижает целеустремленность, приводит к пассивности, созерцательности. Теперь охарактеризуем активное воображение. Образы активного воображения объективируются в проектах деятельности человека, оно направлено на осуществление образов. Формами активного воображения выступают воссоздающее воображение, творческое воображение и мечта. Воссоздающее воображение — создание образов предметов и явлении на основе их словесного описания, рассказа, схемы, чертежа, модели. Особенность этой формы воображения заключается в том, что человек создает образы, опираясь на чужой опыт. Воссоздающее воображение проявляется при чтении художественных произведений, при рассматривании карт, планов чертежей, по которым мы можем восстановить то, что на них изображено. Качество воссоздающего воображения зависит от богатства опыта человека. Если прочитать стихотворение А.Ахматовой и постараться представить то, о чем пишет автор, — эти образы и будут образами воссоздающего воображения: Дверь полуоткрыта, Веет липа сладко... На столе забыты Хлыстик и перчатка. Круг от лампы желтый... Шорохам внимаю. Отчего ушел ты? Я не понимаю. Воссоздающее воображение позволяет нам проникнуть во внутренний мир героя, другого человека. Это происходит благодаря эмпатии — понимания другого человека на эмоциональном уровне, сопереживания ему, сочувствия. Более способные к эмпатии люди имеют, как правило, достаточно развитое воображение. Благодаря воссоздающему воображению человек дополняет своими представлениями информацию о партнере по общению он ставит себя на его место, видит мир глазами другого человека. Это дает возможность понять состояния другого, сопереживать ему. Эмпатия играет большую роль в профессии психолога, врача, писателя, педагога. Мы с вами говорили о воссоздающем воображении, теперь рассмотрим творческое. Творческое воображение — самостоятельное создание новых и оригинальных образов, самостоятельность творческого воображения означает, что оно работает без опоры на чужой материал. Необходимо различать объективную и субъективную новизну результата. Если образы и идеи оригинальны и не повторяют имеющееся в опыте других, то это объективное для данного человека, и для других людей. Если же образы, идеи повторяют ранее созданное, но являются новыми и оригинальными для данного лица, то это будет лишь субъективно новым. Творческое воображение играет существенную роль в художественном, научном и техническом творчестве. Деление воображения на творческое и воссоздающее в определенной степени относительно, так как в каждом из них есть элементы и одного и другого. Особым видом активного воображения является мечта. В мечте человек создает образ желаемого будущего. Мечта не дает немедленное, непосредственное претворение в продукте, она направлена на будущую деятельность. Таким образом, мечта выступает как мотив нашей деятельности.
Ключевые понятия: воображение, приемы воображения, активное и пассивное воображение, творческое, воссоздающее воображение', закон реальности чувств, закон двойного выражения чувств. Литература: 1. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения // Хрестоматия по общей психологии / Под ред. А.В.Петровского. М.,1987. С. 217-222. Лекция 12. Мышление 12.1. Понятие мышления ' Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности и связан с процессом решения задач. Мышление опирается на ощущения и восприятия, которые являются источником получаемой информации о внешнем мире. Однако мышление выходит далеко за их пределы. Оно позволяет познать то, что не лежит на поверхности, что скрыто от непосредственного восприятия. В восприятии предметы и явления, их свойства даны в единичных, несущественных связях. Задача мышления — отвлечься от несущественных свойств и выявить сущность, раскрыть закономерности, увидеть существенные связи предметов и явлений окружающего мира. Итак, если ощущение и восприятие — познание действительности при непосредственном воздействии внешнего мира на органы чувств, то мышление — это опосредованное отражение действительности. В мышлении действительность отражается посредством понятий/знаков, символов. Именно они позволяют оторваться от наглядной ситуации, отвлечься от несущественных свойств и отношений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.209.250 (0.015 с.) |