Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представление числовой информации

Поиск

Информация

Количество информации

Количеством информации называют ее числовую характеристику, отражающую ту степень неопределенности, которая исчезает после получения информации. Для оценки и измерения количества информации в сообщении применяются различные подходы, среди которых следует выделить статистический и алфавитный.

Статистический подход. Для количественной оценки неопределенности или энтропии Н Хартли Р. предложил формулу, содержащую логарифм от числа равновероятных возможностей N

H = log 2 N, (1)

которую можно записать в следующем виде:

2 H = N, (2)

где H – количество информации.

Минимальной единицей количества информации, именуемой битом, будет выбор из двух возможностей.

При не равновероятной возможности выбора количество информации hi, зависящей от индивидуальной вероятности Pi i – го выбора, вычисляется по формуле К. Шеннона

, (3)

которую можно преобразовать к виду

. (4)

Удобнее в качестве меры количества информации пользоваться не значнем hi, а средним значением количества информации

. (5)

Алфавитный подход позволяет определить количество текстовой информации. Количество информации, которое несёт каждый символ вычисляется по формуле

i = log 2 N, (6)

где N – мощность алфавита, равная количеству символов в нём.

Текст, содержащий K символов, имеет объём информации, равный

I = K · i. (7)

Максимальное количество слов L из m букв, которое можно составить с помощью алфавита мощностью N, определяется как

L = N m. (8)

 

Примеры решения задач с равновероятными возможностями

 

П 1.1. Пусть имеется колода карт, содержащая 32 различные карты. При выборе одной карты имеется 32 возможности.

Решение: Число возможностей N = 32 при подстановке в формулу (1) дает количество информации H = 5 (2 H = 25).

П 1.2. При бросании монеты выбор одного результата (например, выпадения орла) несет один бит информации, поскольку количество возможных равновероятных результатов N = 2 (орел или решка). Действительно, подставляя N = 2 в формулу (1), получим H = 1 бит.

П 1.3. Какой объем информации содержит сообщение, уменьшающее неопределенность в 4 раза?

Решение: так как неопределенность знаний уменьшается в 4 раза, следовательно, она была равна 4, т.е. существовало 4 равновероятных события. Сообщение о том, что произошло одно из них, несет 2 бита информации (4 = 22).

Ответ: 2 бита.

П 1.4. В коробке лежат 16 кубиков. Все кубики разного цвета. Сколько информации несет сообщение о том, что из коробки достали красный кубик?

Решение: из 16 равновероятных событий нужно выбрать одно. Поэтому N = 16, следовательно, H = 4, (16 = 24).

Пояснение: события равновероятны, т.к. всех цветов в коробке присутствует по одному.

Ответ: 4 бита.

П 1.5. Сообщение о том, что ваш друг живет на 10 этаже, несет 4 бита информации. Сколько этажей в этом доме?

Решение: N = 24 = 16 этажей.

Пояснение: события равновероятны, т.к. номера этажей не повторяются.

Ответ: 16 этажей.

 

Примеры решения задач с не равновероятными событиями

 

П 1.6. В корзине лежат 8 черных шаров и 24 белых. Сколько информации несет сообщение о том, что достали черный шар?

Дано: N ч = 8; N б = 24. Найти: H ч =?

Решение:

1) N = 8 + 24 = 32 – шара всего;

2) Pч = 8/32 = ¼ - вероятность доставания черного шара;

3) H = log 2 (1/ ¼) = 2 бита.

Ответ: 2 бита.

П 1.7. В коробке лежат 64 цветных карандаша. Сообщение о том, что достали белый карандаш, несет 4 бита информации. Сколько белых карандашей было в коробке?

Дано: N ч = 64; H б = 4. Найти: К б =?

Решение:

1) H б = log 2(1/ P б); 4 = log 2(1/ P б); 1/ P б = 16; P б = 1/16 – вероятность доставания белого карандаша;

2) P б = К б/ N; 1/16 = К б/64; К б = 64/16 = 4 белых карандаша.

Ответ: 4 белых карандаша.

П 1.8. В корзине лежат белые и черные шары. Среди них 18 черных шаров. Сообщение о том, что из корзины достали белый шар, несет 2 бита информации. Сколько всего шаров в корзине?

Дано: К ч = 16, N = 2 бита. Найти: N -?

Решение:

1) 1/ P б = 21, 1/ P б = 22 = 4, P б = ¼ - вероятность доставания белого шара;

2) P б = К б/ N = К б/(К б + К ч), ¼ = К б/(К б + 18), К б + 18 = 4 * К б, 18 = 3 * К б, К б = 6 – белых шаров;

3) N = К б + К ч = 18 + 6 = 24 шара было в корзине.

Ответ: 24 шара лежало в корзине.

 

Примеры решения задач на измерение алфавитного объёма

 

П 1.9. Найти объем текста HT, записанного на языке, алфавит которого содержит N = 128 символов и K = 2000 символов в сообщении.

Решение:

1) H = log 2 N = log 2128 =7 бит – объем одного символа.

2) HT = H × K = 7 × 2000 = 14 000 бит – объем сообщения.

Ответ: 14 000 бит.

П 1.10. В алфавите некоторого языка всего N = 2 буквы, каждое слово в языке состоит точно из m = 7 букв. Какой максимальный запас слов в языке?

а) 128; б) 256; в) 64; г) 1024.

Решение:

Если мощность алфавита N, а максимальное количество букв в слове, записанном с помощью этого алфавита, – m, то максимально возможное количество слов определяется по формуле L = Nm, откуда N = 27, следовательно, N = 128.

 

Тестовые задачи

 

Т 1.1. «Вы выходите на следующей остановке?» - спросили человека в автобусе. «Нет», - ответил он. Сколько информации содержит ответ?

Варианты ответа: а) 1 бит; б) 2 бита; в) 3 бита; г) 4 бита.

Т 1.2. Сколько информации содержит сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в 8 раз?

Варианты ответа: а) 1 бит; б) 2 бита; в) 3 бита; г) 4 бита.

Т 1.3. При угадывании целого числа в некотором диапазоне было получено 8 бит информации. Сколько чисел содержит этот диапазон?

Варианты ответа: а) 128; б) 256; в) 64; г) 32.

Т 1.4. В школьной библиотеке 16 стеллажей с книгами. На каждом стеллаже 8 полок. Библиотекарь сообщил Пете, что нужная ему книга находится на пятом стеллаже на третьей сверху полке. Какое количество информации библиотекарь передал Пете?

Варианты ответа: а) 5 бит; б) 6 бит; в) 7 бит; г) 8 бит.

Т 1.5. При угадывании целого числа в диапазоне от 1 до N было получено 9 бит информации. Чему равно N?

Варианты ответа: а) 64; б) 128; в) 256; г) 512.

Т 1.6. В группе N = 30 студентов. За контрольную работу по математике получено К 5 = 15 пятерок, К 4 = 6 четверок, К 3 = 8 троек и К 2 = 1 двойка. Какое количество информации Н 5 в сообщении о том, что Андреев получил пятерку?

Варианты ответа: а) 1 бит; б) 2 бита; в) 3 бита; г) 4 бита.

Т 1.7. За семестр студент получил N = 100 оценок. Сообщение о том, что он получил пятерку, несет Н 5 =2 бита информации. Сколько пятерок К 5 студент получил за четверть?

Варианты ответа: а) 15; б) 20; в) 25; г) 30.

Т 1.8. В ящике лежат перчатки (белые и черные). Среди них – Кч = 2 пары черных. Сообщение о том, что из ящика достали пару черных перчаток, несет Нч = 4 бита информации. Сколько пар белых перчаток Кб было в ящике?

Варианты ответа: а) 20; б) 30; в) 40; г) 48.

Т 1.9. Для ремонта актового зала использовали белую, синюю и коричневую краски. Израсходовали одинаковое количество банок белой и синей краски Кб = Кс. Сообщение о том, что закончилась банка белой краски, несет Нб = 2 бита информации. Синей краски израсходовали Кс = 8 банок. Сколько банок коричневой краски Кк израсходовали на ремонт актового?

Варианты ответа: а) 8; б) 12; в) 16; г) 20.

Т 1.10. На остановке останавливаются троллейбусы с разными номерами. Сообщение о том, что к остановке подошел троллейбус с номером N1, несет НN1 = 4 бита информации. Вероятность появления на остановке троллейбуса с номером N2 в два раза меньше, чем вероятность появления троллейбуса с номером N1 (РN1 = 2РN2). Сколько информации НN2 несет сообщение о появлении на остановке троллейбуса с номером N2?

Варианты ответа: а) 5 бит; б) 6 бит; в) 7 бит; г) 8 бит.

Т 1.11. В корзине лежат 32 клубка шерсти. Среди них – 4 красных. Сколько информации несет сообщение о том, что достали клубок красной шерсти?

Варианты ответа: а) 1 бит; б) 2 бита; в) 3 бита; г) 4 бита.

Т 1.12. В корзине лежат красные и зеленые шары. Среди них 15 красных шаров. Сообщение о том, что из корзины достали зеленый шар, несет 2 бита информации. Сколько всего в корзине шаров?

Варианты ответа: а) 18; б) 20; в) 22; г) 24.

Т 1.13. Известно, что в ящике лежат N = 20 шаров. Из них – Кс = 10 синих, Кз = 5 – зеленых, Кж = 4 – желтых и Кк = 1 – красный. Какое количество информации несут сообщения о том, что из ящика случайным образом достали черный шар Нч, белый шар Нб, желтый шар Нж, красный шар Нк?

Варианты ответа:

а) Нч = 1 бит, Нб = 2 бита, Нж = 2,236 бит, Нк = 4,47 бит.

б) Нч = 2 бита, Нб = 4 бита, Нж = 2, 6 бит, Нк = 4,47 бит.

в) Нч = 1 бит, Нб = 2 бита, Нж = 3 бита, Нк = 4 бита.

г) Нч = 3 бита, Нб = 2 бита, Нж = 2,236 бит, Нк = 4,47 бит.

Т 1.14. В корзине находятся всего 128 красных, синих и белых шаров, причем красных шаров в три раза больше, чем синих. Сообщение о том, что достали белый шар, содержит 3 бита информации. Найти количество синих шаров. арианты ответа: а) 24;) 28; в) 32; г) 36.

Т 1.15. В озере обитает 12500 окуней, 25000 пескарей, а карасей и щук по 6250. Сколько информации мы получим, когда поймаем какую-нибудь рыбу?

Варианты ответа: а) 1, 5 бит; б) 1, 75 бит; в) 2 бита; г) 2, 25 бит.

Т 1.16. Сообщение, записанное буквами из 64-х символьного алфавита, содержит 20 символов. Какой объем информации оно несет?

Варианты ответа: а) 100 бит; б) 110 бит; в) 120 бит; г) 130 бит.

Т 1.17. Информационное сообщение объемом 1,5 Кбайта содержит 3072 символа. Сколько символов содержит алфавит, при помощи которого было записано это сообщение?

Варианты ответа: а) 8; б) 16; в) 24; г) 32.

Т 1.18. Для записи текста использовался 256-символьный алфавит. Каждая страница содержит 30 строк по 70 символов в строке. Какой объем информации содержат 5 страниц текста?

Варианты ответа: а) 850 байт; б) 950 байт; в) 1050 байт; г) 1150 байт.

Т 1.19. В алфавите некоторого языка всего две буквы: «А» и «Б». Все слова, записанные на этом языке, состоят из 11 букв. Какой максимальный словарный запас может быть у этого языка?

Варианты ответа: а) 22; б) 11; в) 2048; г) 1024; д) 44.

Т 1.20. Словарный запас некоторого языка составляет 256 слов, каждое из которых состоит точно из 4 букв. Сколько букв в алфавите языка?

Варианты ответа: а) 8; б) 4; в) 64; г) 1024; д) 256.

Системы исчисления

Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действия с числами.

Разнообразные системы счисления, которые существовали раньше и которые используются в наше время, можно разделить на непозиционные и позиционные. Знаки, используемые при записи чисел, называются цифрами.

В непозиционных системах счисления от положения цифры в записи числа не зависит величина, которую она обозначает.

Примером непозиционной системы счисления является римская система (римские цифры). В римской системе в качестве цифр используются латинские буквы:

I V L C D M

1 5 10 50 100 500 1000

П 1.11. Число CCXXXII складывается из двух сотен, трех десятков и двух единиц и равно 232.

В римских числах цифры записываются слева направо в порядке убывания. В таком случае их значения складываются. Если же слева записана меньшая цифра, а справа – большая, то их значения вычитаются, например:

VI = 5 + 1 = 6, а IV = 5 – 1 = 4.

П 1.12. Записать римское число MCMXCVIII в десятичной системе

MCMXCVIII = 1000 + (- 100 + 1000) + (-10 +100) + 5 + 1 + 1+ 1 = 1998.

В позиционных системах счисления величина, обозначаемая цифрой в записи числа, зависит от ее позиции. Количество используемых цифр называется основанием позиционной системы счисления.

Система счисления, применяемая в современной математике, является позиционной десятичной системой. Ее основание равно десяти, т.к. запись любых чисел производится с помощью десяти цифр:

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Позиционный характер этой системы легко понять на примере любого многозначного числа. Например, в числе 333 первая тройка означает три сотни, вторая – три десятка, третья – три единицы.

Для записи чисел в позиционной системе с основанием n нужно иметь алфавит из n цифр. Обычно для этого при n < 10 используют n первых арабских цифр, а при n > 10 к десяти арабским цифрам добавляют буквы. Вот примеры алфавитов нескольких систем:

 

Основание Название Алфавит
n = 2 двоичная 0 1
n = 3 троичная 0 1 2
n = 8 восьмеричная 0 1 2 3 4 5 6 7
n = 16 шестнадцатеричная 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F

 

Если требуется указать основание системы, к которой относится число, то оно приписывается нижним индексом к этому числу. Например: 1011012, 36718, 3В8F16.

В системе счисления с основанием q (q -ичная система счисления) единицами разрядов служат последовательные степени числа q. q единиц какого-либо разряда образуют единицу следующего разряда. Для записи числа в q -ичной системе счисления требуется q различных знаков (цифр), изображающих числа 0, 1, …, q – 1. Запись числа q в q -ичной системе счисления имеет вид 10. Развернутой формой записи числа называется запись в виде

Здесь Aq –само число, q – основание системы счисления, ai – цифры данной системы счисления, n – число разрядов целой части числа, m – число разрядов

дробной части числа.

Свернутой формой записи числа называется запись в виде

которой пользуются в повседневной жизни.

П 1.13. Записать в развернутом виде число А10 = 4718,63

А10 = 4*103 + 7*102 + 1*101 + 8*100 + 6*10-1 + 3*10-2.

П 1.14. Записать в развернутом виде число А8 = 7764,1

А8 = 7*83 + 7*82 + 6*81 + 4*80 + 1*8-1.

П 1.15. Записать в развернутом виде число А16 = 3АF

А16 = 3*163 + 10*161 + 15*160.

П 1.16. Все числа 1123, 1011012, 15FC16, 101,112 перевести в десятичную систему

1123 = 1*32 + 1*31 + 2*30 = 9 + 3 + 2 = 1410,

1011012 = 1*25 + 0*24 + 1*23 + 1*22 + 0*21 + 1*20 = 32 + 8 + 4 + 1 = 4510,

15FC16 = 1*163 + 5*162 + 15*161 + 12 = 4096 + 1280 + 240 + 12 = 562810,

101,112 = 1*22 + 0*21 + 1*20 + 1*2-1 + 1*2-2 = 4 + 1 + ½ + ¼ = 5 + 0,5 + 0, 25 = 5,7510.

П 1.17. У жителей села «Не десятичное» на ферме имеется 120 голов рогатого скота, из них 53 коровы и 34 быка. Какая система счисления используется сельчанами?

Решение: Самая большая цифра в рассматриваемых числах – это цифра 5. Значит, она входит в состав алфавита искомой системы счисления. Тогда основание системы счисления больше 5. Задачу можно решить методом подстановки оснований 6 и 7 или математически.

Примем за х основание искомой системы счисления. Тогда после перевода чисел, стоящих в правой и левой частях, в десятичную систему счисления получим следующее равенство: х 2 + 2 х = 5 х + 3 + 3 х + 4. После преобразований получим уравнение х 2 – 6 х – 7 = 0.

Ответ х = 7.

Тестовые задачи

 

Т 1.21. В саду 100 q плодовых кустарников, из них 33 куста малины, 22 куста смородины красной, 16 кустов черной смородины и 17 кустов крыжовника. В какой системе счисления подсчитаны деревья?

Варианты ответа: а) 7; б) 9; в) 11; г) 13.

Т 1.22. Было 53 q груши. После того, как каждую из них разрезали пополам, стало 136 половинок. В системе счисления с каким основанием вели счет?

Варианты ответа: а) 11; б) 13; в) 15; г) 17.

Т 1.23. Какое число больше?

Варианты ответа: а) 1527; б) 15210; в) 15212; г) 15216.

Т 1.24. Переведите двоичные числа в восьмеричную систему счисления:

а) 110000110101; 1010101 б) 11100001011001; 1000010101.

Т 1.25. Переведите двоичные числа в шестнадцатеричную систему счисления: а) 11011010001; 111111111000001 б) 10001111010; 100011111011.

Т 1.26. Переведите шестнадцатеричные числа в двоичную систему счисления: а) 1АС7 б) FACC.

Т 1.27. Переведите числа из восьмеричной системы счисления в шестнадцатеричную: а) 774; б) 665.

 

Тестовые задачи

Т 1.28. Выбрать фрагмент текста, имеющий минимальную сумму кодов в таблице ASCII.

Варианты ответа: а) 2b2d; б) файл; в) file; г) 1999; д) 2001.

Т 1.29. Какое минимальное количество бит потребуется для кодирования 26 прописных и строчных латинских букв.

Варианты ответа: а) 5 бит; б) 6 бит; в) 7 бит; г) 8 бит.

Т 1.30. В каком порядке будут идти фрагменты текста «excel», «байт», «8в», «10г», «9а», «10а», если упорядочить их по убыванию?

Варианты ответа:

а) байт, excel, 8в, 9а, 10г, 10а;

б) байт, excel, 8в, 9а, 10а, 10г;

в) 10а, 10г, 9а, 8в, байт, excel;

г) байт, excel, 10г, 10а, 9а, 8в;

д) excel, байт, 10г, 10а, 9а, 8в.

Т 1.31. Во сколько раз увеличиться информационный объем страницы текста при его преобразовании из кодировки Windows 1251 (таблица кодировки содержит 256 символов) в кодировку Unicode (таблица кодировки содержит 65536 символов)?

Варианты ответа: а) 2; б) 4; в) 6; г) 8.

 

Тестовые задачи

Т 1.32. Какой объем видеопамяти необходим для хранения двух страниц изображения при условии, что разрешающая способность дисплея равна 640×350 пикселей, а количество используемых цветов – 16?

Варианты ответа: а) 54,3 Кбайт; б) 124,3 Кбайт; в) 174,4 Кбайт; г) 218,7 Кбайт.

Т 1.33. Какой объем видеопамяти необходим для хранения четырех страниц изображения, если битовая глубина равна 24, а разрешающая способность дисплея – 800×600 пикселей?

Варианты ответа: а) 4,8 Мбайт; б) 5,5 Мбайт; в) 6,7 Мбайт; г) 7,2 Мбайт.

Т 1.34. Объем видеопамяти равен 1 Мбайт. Разрешающая способность дисплея – 800×600. Какое максимальное количество цветов можно использовать при условии, что видеопамять делится на две страницы?

Варианты ответа: а) 64; б) 128; в) 256; г) 512.

Т 1.35. Битовая глубина равна 32, видеопамять делится на две страницы, разрешающая способность дисплея – 800×600. Вычислить объем видеопамяти.

Варианты ответа: а) 3,7 Мбайт; б) 4,8 Мбайт; в) 5,5 Мбайт; г) 6,4 Мбайт.

Т 1.36. Видеопамять имеет объем, в котором может храниться 4-х цветное изображение размером 640×480. Какого размера изображение можно хранить в том же объеме видеопамяти, если использовать 256-цветную палитру?

Варианты ответа: а) 160×120; б) 320×240; в) 640×480; г) 800×600.

Т 1.37. На экране монитора необходимо получить 1024 оттенка серого цвета. Какой должна быть глубина цвета?

Варианты ответа: а) 10 бит; б) 20 бит; в) 30 бит; г) 40 бит.

Т 1.38. Объем видеопамяти – 2 Мбайта, разрешающая способность дисплея равна 800×600. Сколько оттенков серого цвета можно получить на экране при условии, что видеопамять делится на две страницы?

Варианты ответа: а) 512; б) 1024; в) 1536; г) 2048.

Ответ: 1024 оттенка.

Т 1.39. Объем видеопамяти равен 2,5 Мбайта, глубина цвета – 16, разрешающая способность экрана монитора – 640×480 точек. Найти максимальное количество страниц, которое можно использовать при этих условиях.

Варианты ответа: а) 2; б) 3; в) 4; г) 5.

Т 1.40. Видеопамять имеет объем, в котором может хранится 8-цветное изображение размером 640×350 точек. Какого размера изображение можно хранить в том же объеме видеопамяти, если использовать 512-цветную плитру? Варианты ответа: а) 151245; б) 182434; в) 253624; г) 273066.

Т 1.41. После преобразования графического изображения количество цветов увеличилось с 256 до 65536. Во сколько раз увеличился объем занимаемой памяти?

Варианты ответа: а) 3,5; б) 2,5; в) 1,5; г) 0,5.

Т 1.42. Растровый графический редактор предназначен для:

а) создания чертежей; в) построения диаграмм; б) построения графиков; г) создания и редактирования рисунков.

Т 1.43. Из предложенного списка графическими форматами является:

1) TIFF; 2) TXT; 3) MPI; 4) JPG; 5) BMP.

Верные утверждения содержатся в варианте ответа:

а) 2, 3, 5; б) 1, 4, 5; в) 4, 5; г) 1, 2.

Т 1.44. Энтропия в информатике – это свойство:

а) данных; б) знаний; в) информации; г) условий поиска.

Т 1.45. Семантический аспект информации:

а) определяет информацию с точки зрения ее практической полезности для получателя;

б) определяет отношения между единицами информации;

в) определяет значение символа естественного алфавита;

г) дает возможность раскрыть ее содержание и показать отношение между смысловыми значениями ее элементов.

Т 1.46. СMYK является:

а) графическим редактором; б) системой представления цвета;

в) форматом графических файлов; г) типом монитора.

Т 1.47. Если 1110 = 23х, то основание системы счисления Х равно:

а) 4; б) 8; в) 10; г) 16.82.

Т 1.48. Словарный запас некоторого языка составляет 256 слов, каждое из которых состоит точно из 4 букв. Сколько букв в алфавите языка?

а) 8; б) 4; в) 64; г) 1024; д) 256.


Тестовые задачи

Т 2.1. Установите хронологическую последовательность изобретения перечисленных приспособлений для счета:

а) аналитическая машина Ч. Беббиджа; б) арифмометр «Паскалина»;

в) абак; г) счеты.

Т 2.2. Первым программистом считается:

а) Готфрид Лейбниц; б) Ада Лавлейс;

в) Джон фон Нейман; г) Блез Паскаль.

Т 2.3. Продолжите фразу: «Деление электронной вычислительной техники на поколения обусловлено…»

а) исторической обстановкой; б) развитием элементной базы;

в) уменьшением размеров компьютеров; г) развитием науки.

Т 2.4. Установите соответствие между поколениями ЭВМ и основными составляющими элементной базы. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

  Поколение ЭВМ   Элементная база
  I поколение а Микросхемы
  II поколение б БИС, СБИС
  III поколение в Транзисторы
  IV поколение г Электронные лампы

 

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв без пробелов и других символов запишите в ответ.

 

Тестовые задачи

Т 2.5. В левой части таблицы приведены названия носителей, а в правой – их возможная емкость. К каждой позиции левого столбца подберите соответствующую позицию из правого столбца.

  Носитель   Емкость
  Жесткий диск а 256Мбайт – 2Гбайт
  Флоппи-диск б 700Мбайт
  CD-RW в 1,44Мбайт
  Флэш-память г 80Мбайт и более

 

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв без пробелов и других символов запишите в ответ.

Т 2.6. Что из перечисленного является носителем информации?

1. дистрибутив; 2. флоппи-диск; 3. блокнот; 4. пластинка; 5. дисковод.

Выберите правильный вариант ответа:

а) 2, 3, 4, 5; б) 2, 3, 4; в) 1, 2, 5; г) 1, 2, 4, 5.

Т 2.7. Что из перечисленного входит в состав системы НЖМД?

1. головки записи / чтения; 2. гибкий диск; 3. дисковод; 4. жесткий диск.

Выберите правильный вариант ответа:

а) 1, 2, 3; б) 1, 2, 4; в) 1, 2, 3; г) 1, 2, 4.

Т 2.8. К какому типу памяти относится жесткий диск персонального компьютера?

а) внутренняя; б) внешняя; в) центральная; г) переносная.

Т 2.9. Теоретические основы функционирования и структуры ЭВМ разработаны группой ученых под руководством:

а) Джона фон Неймана; б) Билла Гейтса;

в) Эмиля Поста; г) Алана Тьюринга.

Т 2.10. Во время исполнения прикладная программа хранится:

а) в видеопамяти; б) в процессоре;

в) в оперативной памяти; г) в ПЗУ.

Т 2.11. При отключении компьютера информация стирается:

а) из оперативной памяти; б) из постоянного запоминающего устройства;

в) на магнитном диске; г) на компакт-диске.

 

2.3. Устройства ввода (вывода)

С этой темой можно ознакомиться в разделе 2.3. пособия [1].

 

Тестовые задачи

 

Т 2.12. Установите соответствие между периферийными устройствами компьютера и их разновидностью в классификации. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

  Носитель   Емкость
  Сканер а Устройство ввода
  Плоттер б Устройство вывода
  Световое перо в  
  Джойстик г  
  Колонки д  
  Микрофон е  

 

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв без пробелов и других символов запишите в ответ.

Т 2.13. Какое из перечисленных устройств вывода можно использовать для ввода информации?

а) монитор с сенсорным экраном; б) принтер – копир; в) плоттер; г) звуковые колонки.


Тестовые задачи

 

Т 3.1. Выберите операционную систему:

а) Adobe; б) IBM PC; в) API; г) UNIX.

Т 3.2. Редактирование текста представляет собой:

а) процесс внесения изменений в имеющийся текст;

б) процедуру сохранения текста на диске в виде текстового файла;

в) процесс передачи текстовой информации по компьютерной сети;

г) процедуру считывания с внешнего запоминающего устройства ранее

созданного текста.

Т 3.3. Задан полный путь к файлу C:\KOD\MOD\text.doc. Каково содержимое корневого каталога диска С:

а) MOD; б) KOD; в) KOD\MOD; г) text.doc.

Т 3.4. В основные функции операционной системы не входит:

а) организация файловой структуры; б) обеспечение диалога с пользователем;

в) разработка программ для ЭВМ; г) управление ресурсами компьютера.

Т 3.5. Для управления файлами и папками в ОС Windows можно использовать:

а) панель управления; б) проводник; в) меню кнопки «Пуск»; г) панель задач.

Т 3.6. В текстовом редакторе при задании параметров страницы устанавливаются:

а) гарнитура, размер, начертание; б) отступ, интервал;

в) поля, ориентация; г) стиль, шаблон.

Т 3.7. Установите соответствие между приложениями, перечисленными в первом столбце, и их назначением во втором столбце таблицы.

 

  Приложение   Назначение приложения
  WinRar а Файловый менеджер
  Doctor Web б Восстановление поврежденных файлов и дисков
  Windows Commander в Архивация и разархивация данных
  ScanDick г Антивирусная проверка

Выберите правильный ответ.

а) г в а б; б) в г б а; в) в г а б; г) б г а в.

Т 3.8. Из предложенного списка файлов:

1).doc; 2).gif; 3).jpg; 4).exe; 5).bmp; 6).bak,

выберите расширения графических файлов:

а) 1,3,5; б) 2,3,4; в) 2,3,5; г) 3,5,6.


Основы логики

Тестовые задачи

Составить и записать сложные высказывания из простых с использованием логических операций.

Т 4.1. Неверно, что и Z < 0.

Варианты ответа:

а) ; б) ;

в) ; г)

Т 4.2. Z является min (Z, Х, Y).

Варианты ответа:

а) (Z < Y)Λ(Z < X); б) (Z > Y)Λ(Z < X);

в) (Z < Y)V(Z < X); г) (Z < Y)Λ(Z > X).

Т 4.3. А является max (A, B, C).

Варианты ответа:

а) (A > B) Λ (A < C); б) (A > B) Λ (A > C);

в) (A < B) Λ (A > C); г) (A > B) V (A > C).

Т 4.4. Любое из чисел X, Y, Z положительно.

Варианты ответа:

а) (X > 0) Λ (Y > 0) V (Z > 0); б) (X > 0) V (Y > 0) Λ (Z > 0);

в) (X > 0) V (Y > 0) V (Z > 0); г) (X > 0) Λ (Y > 0) Λ (Z > 0).

Т 4.5. Любое из чисел X, Y, Z отрицательно.

Варианты ответа:

а) (X < 0) V (Y < 0) V (Z < 0); б) (X > 0) V (Y < 0) Λ (Z < 0);

в) (X < 0) Λ (Y < 0) V (Z < 0); г) (X < 0) Λ (Y < 0) Λ (Z < 0).

Т 4.6. Все числа X, Y, Z равны 12.

Варианты ответа:

а) (X = 12) V (Y = 12) Λ (Z = 12); б) (X = 12) Λ (Y = 12) V (Z = 12);

в) (X = 12) Λ (Y = 12) Λ (Z = 12); г) (X = 12) V (Y = 12) V (Z = 12).

Т 4.7. Только одно из чисел X, Y отрицательно.

Варианты ответа:

а) (X < 0) Λ (Y > 0) Λ (X > 0) Λ (Y < 0); б) (X < 0) V (Y > 0) V (X > 0) Λ (Y < 0);

в) (X < 0) Λ (Y < 0) V (X > 0) Λ (Y < 0); г) (X < 0) Λ (Y > 0) V (X > 0) Λ (Y < 0).

Т 4.8. Какое логическое выражение соответствует высказыванию: «Точка Х принадлежит интервалу (А, В)»?

Варианты ответа:

а) (X < A) или (X > B); б) (X > A) и (X < B);

в) не (X < A) или (X > B); г) (X > A) или (X > B).

 

Таблицы истинности

 

Решение логических выражений принято записывать в виде таблиц истинности – таблиц, в которых по действиям показано, какие значения принимает логическое выражение при всех возможных наборах его переменных.

Для составления таблицы необходимо:

1) выяснить количество строк в таблице (вычисляется как 2 n, где n – количество переменных);

2) выяснить количество столбцов = количество переменных + количество логических операций;

3) установить последовательность выполнения логических операций;

4) построить таблицу, указывая названия столбцов и возможные наборы значений исходных переменных;

5) заполнить таблицу истинности по столбцам.

П 4.4. Построим таблицу истинности для выражения F = (A V B) Λ ( V ).

Количество строк = 22 (2 переменных) + 1(заголовки столбцов) = 5.

Количество столбцов = 2 логические переменные (А, В) + 5 логических операций (V, Λ, -, V, -) = 7.

Расставим порядок выполнения операций: 1 5 2 4 3

(А V B) Λ ( V )

Построим таблицу:

A B A V B V (A V B)Λ( V )
             
             
             
             

Логические схемы

Из трех логических операций конъюнкции, дизъюнкции и инверсии (отрицания), выполняемых соответствующими элементами конъюнктром, дизъюнктром и инвертором, можно реализовать любые логические выражения.

А В Результат А В Результат А  
Конъюнктор Дизъюнктор Инвертор
 

 

Построение логических схем

Правило построения логических схем:

1) Определить число логических переменных;

2) Определить количество логических операций и их порядок;

3) Изобразить для каждой логической операции соответствующий ей вентиль;

4) Соединить вентили в порядке выполнения логических операций.

П 4.5. Пусть Х = истина, Y = ложь. Составить логическую схему для следующего логического выражения: F = X Y X.

1) Две переменные – X и Y;

2) Две логические операции: 2 1

X Y X;

3) Строим схему:

       
   
 
 

 


Ответ: 1 V 0 Λ 1 = 1.

П 4.6. Построить логическую схему, соответствующую логическому выражению F = X Y . Вычислить значения выражения для Х = 1, Y = 0.

1) Переменных две: Х и Y;

2) Логических операций три: конъюнкция и две дизъюнкции: 1 4 3 2

X Y ;

3) Схему строим слева направо в соответствии с порядком логических операций:

 
 

 


 

4) Вычислим значение выражения: F = 1 0 = 0.

Тестовые задачи

Т 4.9. Составьте таблицы истинности для следующих логических выражений:

1) F = (X ) Z.

2) F = X Y X.

3) F = (Y X).

4) F = (Z Λ Y).

Т 4.10. Для какого из указанных значений числа X истинно высказывание:

(X > 4) \/ ((X > 1) U



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.199.240 (0.016 с.)