Поведенческая составляющая Я — концепции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поведенческая составляющая Я — концепции



Поведенческая составляющая Я — концепции представлена действиями и поступками человека, которые вызваны образом Я. Американский семейный психотерапевт В.Сатир описывает четыре вида поведения людей с низкой самооценкой в тех случаях, когда они чувствуют угрозу отвержения и не хотят обнаружить свою слабость.

Итак, человек может:

1. Заискивать, чтобы другой человек не сердился. Миротворец разговаривает в заискивающей манере, пытаясь угодит!.. извиняясь и никогда ни о чем не споря. Это человек, который постоянно нуждается в чьем-либо одобрении.

2. Обвинять, чтобы другие его считали сильным. Обвинитель постоянно ищет, кто в том или ином случае виноват. Он хозяин, который ведет себя надменно, словно без конца упрекает: «Если бы не ты, все бы было хорошо»

3. Рассчитывать все так, чтобы избежать угрозы. Самооценка скрыта за высокими словами и абстрактными понятиями. Это человек—«компьютер», который очень корректен. Очень рассудителен и не выражает никаких чувств. Такой человек кажется спокойным, холодным и собранным. Тело его сковано, он часто мерзнет. Голос его монотонный, слова в основном носят абстрактный характер.

4. Отстраниться настолько, чтобы игнорировать угрозу, как будто ее и нет. Что бы ни делал отстраненный и что бы он ни говорил — это не относится к тому. что говорит или

делает другой, он не реагирует ни на какие вопросы.

Существует пятый тип поведения, который характерен для людей с позитивной самооценкой — «уравновешенный». Отношения открытые, честные. Человек в этом случае не унижается и не унижает достоинства других.

Давайте представим, что один человек случайно задел другого человека. Представим далее, как он попросит прошение в зависимости от позиции, в которой он находится:

Заискивающий (глаза опушены); «Пожалуйста, простите меня. Я просто неуклюжий болван!»

Обвиняющий: «Боже мой. я ведь просто задел вас! В следующий раз не размахивайте так руками, а то я вас могу и ударить!»

«Компьютер»: «Хочу принести свои извинения. Я случайно ударил вас по руке. Если есть какие-то повреждения, то пожалуйста, свяжитесь с моим адвокатом.»

Отстраненный (глядя на окружающих): «Что это он? С приветом? Нарывается!»

Уравновешенный тип реагирования (смотря прямо на человека): «Я случайно ударил вас. Я виноват. Вам не больно?»

 

Модальности Я — концепции

Существует, по крайней, мере три основные модальности Я — концепции: Реальное Я — установки, связанные с тем, как индии вид воспринимает свои актуальные способности, роли. свой статус, то есть с его представлением о том. каков он на самом деле.

Зеркальное Я (социальное Я) — установки, связанные с представлением индивида о том. как его видят другие.

Идеальное Я — установки, связанные с представлением индивида о том, каким он хотел бы стать.

Реальное и социальное Я должны быть согласованы по содержанию. Идеальное Я — представление, отражающее сокровенные чаяния и устремления индивида. Большие расхождения между реальным и идеальным Я ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала. Совпадение Я- реального и идеального Я — важный показатель психического здоровья. Идеальное Я нередко связывают с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения.

 

Значение Я — концепции

Я — концепция формируется в общении и деятельности субъекта, особенно важными для него являются контакты со значимыми другими, которые в сущности и определяют представление индивида о самом себе. Я — концепция играет троякую роль.

1-Я — концепция способствует достижению внутренней согласованности личности. Если представления, чувства, идеи вступают в противоречие с другими идеями. чувствами, то это приводит к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Например. человек считает себя общительным и. вместе с тем. испытывает трудности в общении. Возникает состояние, которое называют когнитивным диссонансом (Л.Фестингер). Человек, испытывая потребность в поддержании внутренней согласованности, устойчивости Я. предпринимает различные действия, чтобы восстановить утерянное равновесие. Так, он может либо отказаться видеть веши такими какие они есть (не видеть трудности в общении, игнорировать их), либо стремится изменить себя. Важным механизмом достижения внутреннего согласия выступает психологическая защита (подробнее о психологической защите будет рассказано позднее).

2. Я — концепция определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Например, два человека, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринимать его по-разному. Когда в автобусе молодой человек уступает место женщине, она может увидеть в этом поступке проявление доброты и хорошего воспитания, а может заподозрить обидный намек на свой возраст, а может воспринимать как попытку флирта. Каждая из этих интерпретаций теснейшим образом связана с Я — концепцией. Итак, Я — концепция действует как своего рода фильтр, внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя через этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

3-Я — концепция определяет ожидания индивида, т. е. его представления о том, что должно произойти. Люди, уверенные в своей собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом. Или дети, считающие, что они никому не могут нравится, либо ведут себя, исходя из этой предпосылки, либо соответствующим образом интерпретируют действия окружающих.

Ключевые понятия: самосознание, Я — концепция, образ — Я, самооценка, уровень притязаний; реальное, зеркальное (социальное), идеальное «Я».

Литература:

1. Берне Р. Развитие Я — концепции и воспитание. М.,1986.

2. Кон И.С. Открытие «Я». М..1970.

 

РАЗДЕЛ IV

ЛИЧНОСТЬ В КРИТИЧЕСКОЙ

СИТУАЦИИ

Лекция 19. Понятие критической ситуации и ее виды

Критическая ситуация определяется как ситуация невозможности реализации человеком внутренних необходимостей своей жизни: мотивов, стремлений, ценностей (Ф.Е.Василюк). Существует четыре вида критических ситуаций: стресс, фрустрация, конфликт, кризис.

 

Стресс

Стресс — это состояние психического напряжения, возникающее у человека в деятельности и повседневной жизни. Понятие «стресс» было введено канадским физиологом Г.Селье (1936) при описании адаптационного синдрома. Стресс может оказывать как положительное влияние. так и отрицательное, вплоть до полной дезорганизации поведения и деятельности человека.

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требований. С точки зрения стрессовой реакции, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату живым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий — горе и радость — совершенно различны, даже противоположны. но их стрессорное действие — неспецифическое требование приспособлении к новой ситуации — может быть одинаковым.

Стресс, таким образом, связан с приятными и неприятными переживаниями. Уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю (это означало бы, согласно Г.Селье, смерть). Вредоносный или неприятный стресс называется «дистресс».

Вопреки расхожему мнению, мы не должны —да и не в состоянии — избегать стресса.

 

Фрустрация

Фрустрация — психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели, удовлетворению потребности. Человек в состоянии фрустрации испытывает беспокойство и напряжение, чувство безразличия, апатии, утраты интереса, вину, тревогу, ярость, враждебность —

все это характеризует фрустрационное поведение. Фрустрацнонная ситуация нарушает внутреннее равновесие, вызывает напряжение или стремление восстановить равновесие с помощью нового действия. Таким образом, фрустрация выступает как новая мотивация. Необходимыми признаками фрустрационной ситуации являются наличие сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующие этому достижению. Вспомните Лису из басни И.Крылова, которая хочет достать виноград и не может этого сделать. Барьеры, преграждающие путь индивида к цели. могут быть следующими:

• физическими - узник, которому камера не дает возможности передвигаться; непогода, мешающая уборке урожая; недостаточный доход, мешающий хозяйке приобрести то, что ей хочется;

• биологическими - болезнь, возрастные ограничения, физические дефекты;

• психологическими — страх, интеллектуальные недостатки;

• социокультуриыми — нормы, правила, запреты, которые мешают человеку достичь его целей.

Человек может реагировать на фрустрирующую ситуацию различными способами. Опишем возможные модели фрустрационного поведения.

Двигательное возбуждение — человек совершает бесцельные и неупорядоченные действия.

Апатия — в эксперименте К.Левина один из детей в фрустрирующей ситуации просто лег на пол и смотрел в потолок.

Агрессия является частой реакцией на фрустрацию. Однако не всякая агрессия является негативной: некоторые действия могут быть вполне уместными и эффективными для достижения поставленной цели. Агрессивное поведение является негативным при подмене предмета. то есть когда объект агрессии не является причиной фрустрации. Агрессивное поведение направлено, в таком случае, на козла отпущения, независимо от того. является ли им человек или предмет. Выделяют следующие виды агрессивных реакций:

Экстрипунитивные реакции - это агрессивные реакции, направленные на предмет или посторонних людей, по отношению к которым человек ведет себя так, будто

они были причиной фрустрации. Эти реакции часто сопровождаются такими эмоциями как, гнев, раздражение или разочарование.

Интрапунитивные реакции — субъект может признать, что он сам является причиной фрустрации, тогда его агрессивность сопровождается стыдом, угрызениями совести или чувством вины. Такова реакция тех. кто бьется головой о стену и называет себя идиотом. Точно так же ведет себя автомобилист, который больше не хочет водить машину после несчастного случая.

Бегство — вспомните, Лиса. не доставшая виноград, убегает. Это неадекватное поведение, поскольку ее никто не преследует. Бегство лисы является реальным: лиса удаляется от места своего разочарования. Однако бегство может быть психологическим: так происходит с людьми. которые отказываются читать письма от определенных лиц или читать газеты, неприятные для них.

Фиксация - например, продавец в большом магазине выставляет свою кандидатуру на должность заведующего отделом. Ему объясняют, что его подготовка не дает никаких шансов занять должность. В подобной ситуации продавец может реагировать по-разному: отказаться от цели, сказав себе «не так уж плоха должность продавца», или продолжать добиваться своей цели (должность) всякий раз, когда она будет вакантной (фиксация). В последнем случае такое поведение кладет конец всякой попытке адаптации.

Было бы ошибочно утверждать, что фрустрация бесполезна. и следует ее подавлять. Она может быть источником прогресса. Именно потому, что перед людьми возникают препятствия, они вынуждены прибегать к обходным маневрам и проявлять изобретательность.

Фрустрация лежит в основе формирования воли: обостряет решительность. Нежелательно, однако, чтобы фрустрация была непреодолимой.

 

Внутриличностный конфликт

Конфликты внутри нас являются неотъемлемое! частью человеческой жизни. Мы часто бываем вынуждены выбирать между желаниями, влекущими нас в противоположных направлениях. Мы можем, например, хотеть побыть в одиночестве, но также побыть с другом; мы можем хотеть изучать медицину, но также — заниматься музыкой. Или может иметь место конфликт между желаниями и обязанностями: мы может испытывать желание побыть с любимым, когда кто-либо, попавший» беду, нуждается в нашей помощи.

Понятие «внутренний конфликт» широко разработано в психоанализе. Согласно К.Хорнн (1885-1952), тип, сфера, напряженность конфликтов в значительной степени определяются цивилизацией. Если цивилизация стабильна, и имеются прочно установленные традиции. тогда варианты возможных выборов ограничены и диапазон отдельных возможных конфликтов узок. Но даже и в этом случае в них нет недостатка. Преданность одному может мешать преданности другому, личные желания могут противоречить обязательствам перед группой. Но если цивилизация находится и состоянии быстрого изменения, где бок о бок сосуществуют крайне противоречивые ценности, а образ жизни разных людей расходится все сильнее, то выборы, которые приходится делать человеку, весьма многообразны и трудны

К.Хорни предлагает делить конфликты на две группы: нормальные и невротические конфликты. Нормальный конфликт относится к актуальному выбору между двумя возможностями, каждая из которых для человека реально желательна, или между убеждениями, каждое из которых представляет реальную ценность. У него, следовательно, есть возможность прийти к осуществимому решению, даже если оно может быть для него трудным и потребовать определенного самоотречения.

К.Хорни выделяет следующие предпосылки, необходимые для выявления узлов противоречий и принятия решений на этой основе. Прежде всего, мы должны осознавать. каковы наши желания, или, даже больше, каковы наши чувства. Действительно ли нам нравится человек или мы лишь думаем, что он нравится, потому что так считают другие? Действительно ли мы хотим стать адвокатом или врачом, или же эта должность привлекает нас лишь респектабельной и выгодной карьерой?

Поскольку конфликты часто связаны с убеждениями, мнениями или моральными ценностями, их осознание будет предполагать в качестве предварительного условия, то что мы выработали у себя собственную систему ценностей. Даже если мы осознаем конфликт как таковой, мы должны быть готовы отказаться от одной из двух несовместимых сторон конфликта и быть в состоянии это сделать. Наконец, принятие решения предполагает готовность и способность нести за него ответственность. Сюда относится риск принятия неправильного решения и готовность нести ответственность за его последствия, не обвиняя за них других. Здесь присутствует чувство. что «это мой выбор, мой поступок», и требуется большая внутренняя сила и независимость.

Сознательное переживание конфликтов, хотя оно, возможно и заставит нас почувствовать себя несчастными, может дать бесценное преимущество. Чем более осознанно и прямо мы смотрим в суть наших конфликтов и ищем собственных решений, тем большей внутренней свободы и силы мы достигаем.

Трудности осознания и разрешения конфликта чрезвычайно возрастают, если мы имеем дело с невротическим конфликтом. Этот конфликт во всех своих наиболее существенных элементам всегда бессознателен. Невротик, поглощенный конфликтом, не имеет свободы выбора. Его раздирают в противоположных направлениях одинаково непреодолимые силы, ни одной из которых он не хочет следовать. Поэтому принять решение в обычном смысле слова невозможно. Эти конфликты делают

человека беспомощным, они обладают разрушительной силой.

Невротический конфликт порождает, согласно К.Хорни, три направления движения человека или стратегии. с помощью которых человек пытается справиться со своим окружением: к людям, против людей и от людей. Этим трем стратегиям соответствуют три типа людей. Рассмотрим их подробнее.

Первый тип, уступчивый, обнаруживает все те черты, которые соответствуют «движению к людям». Этот тип демонстрирует заметно выраженную потребность в любви и одобрении и особую потребность в партнере друге, жене, муже. любовнике), который должен осуществить все его жизненные ожидания и взять ответственность за. Все происходящее в его жизни. Эти потребности почти не зависят от того, насколько внутренне ценны те или другие люди, к которым они обращены, а также от реального чувства к ним человека. Такой человек стремится избежать недобрых взглядов, ссор, соперничества. Он склонен подчиняться другим, занимать второстепенное положение. В этом контексте важна его тенденция автоматически брать на себя вину. От такого рода отношений существует незаметный переход к определенным внутренним запретам. Поскольку жизнь человека всецело ориентирована на других, его внутренние запреты часто не дают ему возможность что-либо делать для себя или самому получать удовольствие. Этому типу свойственно определенное отношение к себе: ощущение собственной слабости и беспомощности. Будучи предоставлен самому себе, он чувствует себя потерянным, подобно лодке, потерявшей свой якорь, или подобно Золушке, лишив- шейся своей крестной.

Второй тип, агрессивный, представляет собой «движение против людей». Для такого человека жизнь является борьбой всех против всех. Девиз жизни человека этого типа — «выживают сильнейшие». Отсюда его главной потребностью становится потребность управлять другими. Это может быть как прямое проявление власти. так и косвенное манипулирование под видом сверхзаботливости или обязывания людей. Такой человек нуждается в ощущении превосходства, в успехе, престиже или любой иной форме признания. Сильно выраженная потребность эксплуатировать других, стремление перехитрить кого-то и использовать в своих целях составляет часть общей картины. Любая ситуация или любые отношения рассматриваются с точки зрения «что я могу от

этого получить?» — относится ли она к деньгам, престижу, контактам или идеям. Агрессивный тип производит впечатление человека, полностью лишенного внутренних

запретов. Но в действительности у него ничуть не меньше внутренних запретов, чем у уступчивого типа. Они лежат в эмоциональной сфере и относятся к его способности дружить, любить, питать привязанности, проявлять сочувственное понимание, испытывать бескорыстное наслаждение.

Третий тип, отстраненный, представляет собой «движение от людей». Это не просто желание человека побыть одному, возникающее время от времени. Лишь в

том случае, если при общении с людьми возникает невыносимое напряжение, а одиночество становится прежде всего средством избежать его, желание быть одному указывает на невротическую отстраненность. Специфической чертой отстраненного типа является также отчуждение от себя, то есть нечувствительность к эмоциональным переживаниям, неопределенность в том, кто он такой, что он любит или ненавидит. Они отличаются сознательной или бессознательной решимостью никоим образом не допустить эмоциональной вовлеченности в дела других людей, касается ли это любви, борьбы, сотрудничества. Они производят вокруг себя своего рода магический круг, внутрь которого никто не может проникнуть.

Все невротические конфликты воздвигают мощный барьер на пути личностного развития человека.

 

Жизненный кризис

Кризис — критический момент и поворотный пункт жизненного пути. Внутренней необходимостью жизни является реализация человеком своего пути, своего жизненного замысла. Когда перед лицом событий, охватывающих важнейшие жизненные отношения человека, воля оказывается бессильна, то возникает специфическая ситуация — кризис.

Жизненные события квалифицируются как кризисные, если они создают актуальную или потенциальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей человека. Кризис ставит перед человеком проблему, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время привычным способом.

Можно выделить два рода кризисных ситуаций, различающихся по степени возможности для совладания с ними. Кризис первого рода может серьезно затруднят!, и

осложнять реализацию жизненного замысла, однако при нем все еще сохраняется возможность восстановления прерванного кризисом хода жизни. Это испытание, из которого человек может выйти сохранившим в существенном свой жизненный замысел. Ситуация второго типа, собственно кризис, делает реализацию жизненного замысла невозможной. Результатом этого является метаморфоза личности, перерождение ее, принятие нового замысла жизни, новых ценностей и жизненной стратегии.

Ключевые понятия: критическая ситуация, стресс, фрустрация, фрустрационное поведение; экстрапунтивные. интрапунтивные реакции: внутриличностный конфликт, нормальные и невротические конфликты, жизненный кризис.

Литература:

1. Ф.Е.Василюк. Психология переживания. М..1984.

2. Г.Селье. Когда стресс не приносит горя //Неизвестные силы в нас. М.,1992. С. 103-159.

3. К.Хорни. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов // Психоанализ и культура. М.,1995. С. 9- 190.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 866; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.107 (0.035 с.)