Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фундаментальные эмоции (по К.Изарду)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Американский психолог К.Изард рассматривает эмоции не только как основную мотивирующую систему, но и как личностные процессы, которые придают смысл человеческому существованию. Он предложил выделить десять фундаментальных эмоций. Каждая из этих эмоций обладает свойственной ей уникальными мотивационными качествами, особенностями выражения и переживания их субъектом. Опишем коротко эти эмоции. Интерес-возбуждение. Интерес — наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Он является исключительно важным видом мотивации в развитии навыков. знаний, интеллекта. У индивида, испытывающего эмоцию интереса, существует желание исследовать, расширить опыт путем включения и своими формации и подойти по-новому к лицу или объекту, возбудившему интерес. Если бы человек жил в стабильном, вечно неизменном мире. то. возможно, в эмоции интереса не было бы нужды. Основной детерминантой интереса является восприятие изменения или новизны. Изменение и новизна могут быть связаны с чем-то вне индивида, но могут исходить и изнутри его при процессах воображения, памяти, мышления. Интерес имеет чрезвычайно важное значение для познавательного развития человека, для развития его отношений с другими людьми. Радость. Радость характеризуется чувством уверенности и значительности, чувством, что ты любишь и любим. Уверенность и личная значимость, которые приобретаются в радости, дают человеку ощущение способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью. Радость облегчает взаимодействие щ^цливает отзывчивость. Восприятие радостной улыбки увеличивает радость того. кто ее видит. Другая функция радости состоит в том, чтобы облегчать повседневную жизнь. Повторяющаяся радость увеличивает устойчивость к фрустрации, таким образом способствуя уверенности человека. Радость может приводить человека к успокоению, если он охвачен напряжением, страданием, гневом. Радость тесно связана с счастьем. Счастливый человека чаще радуется, чем несчастливый. Кроме того, счастливые люди более уверены в себе, более оптимистичны и более успешны в жизни. Удивление. Каждому знакомо чувство удивления, но его трудно описать. Одной из причин этого является то, что оно длится очень недолго. Однако более важной причиной является впечатление, что в момент удивления отсутствуют мысли, как будто обычные мыслительные процессы остановлены. Если удивление столь быстро проходит, то какова его функция? Она состоит в подготовке индивида к успешным действиям с новым или внезапным событием или рядом таких событий. Удивление играет важную роль в познавательном развитии. Горе — страдание. Страдание весьма важная фундаментальная эмоция. Страдать — значит быть печальным, упавшим духом, обескураженным. Страдая, человек может чувствовать одиночество, изолированность, оторванность от людей. Он чувствует себя потерпевшим поражение и отвергнутым, причем отвержение может быть как явным, так и воображаемым. Страдание выполняет (согласно Томкинсу) три функции: сообщает человеку и тем. кто его окружает, что ему плохо; побуждает пред- принять определенные действия, чтобы уменьшить страдание или устранить его причину; обеспечивает умеренную негативную мотивацию, которая является необходимой, чтобы заставить человека решать свои проблемы и проблемы других. Горе — это обычно реакция на потерю, утрату. Утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть), действительной или воображаемой, физической или психологической. Горе обладает большим приспособительным значением для индивида. Оно дает возможность человеку «превозмочь себя», приспособиться к потере. В некотором смысле горе является способом отдать дань потерянному любимому человеку. Некоторые внешние проявления горя могут выполнять коммуникативную функцию, вызывая сочувствие и помощь. Гнев — ярость. Очень частой причиной гнева является чувство физического или психологического препятствия тому, что мы очень хотим сделать. Другие причины гнева включают в себя личное оскорбление, повседневные фрустрации, прерывание ситуаций интереса или радости, обман, принуждение сделать что-то против желания. Низкие уровни гнева можно подавлять в течение длительного времени, что сопряжено с вредом для здоровья и с риском крайнего взрыва гнева. В ряде случаев небольшой, регулируемый гнев может быть источником психологической силы (веры в себя) субъекта. Неспособность выразить соответствующим образом справедливый гнев может мешать ясному мышлению, ухудшать отношения и приводить психосоматическим расстройствам. Отвращение-возмущение. В некоторых отношениях отвращение тесно связано с гневом, однако обладает рядом отличительных черт. Само по себе оно не столь опасно, как гнев. Можно предполагать, что объект гнева захватывает внимание сильнее, чем объект отвращения, который должен, скорее, способствовать переключению внимания на что-либо другое. Презрение-неуважение. Ситуации, вызывающие презрение, — это те, в которых индивиду необходимо чувствовать себя сильнее, умнее, культурнее, лучше в каком-то отношении, чем презираемое лицо. Ситуации, вызывающие ревность, жадность и соперничество, создают почву, питающую презрение. Презрение — основная эмоция во всех видах предрассудков, включая расовые. Оно является отстраненным переживанием, побуждающим к агрессии, проявляющимся в обмане. Страх. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся сигналом опасности. Угроза, так же как и потенциальный ущерб, может быть как физической, так и психологической. Страх является эмоцией большой силы, которая оказывает заметное воздействие на восприятие, мышление и поведение индивида. По сравнению с другими эмоциями, она оказывает наиболее сдерживающее влияние. При страхе ограничивается восприятие, человек становится функционально невосприимчивым к большей части перцептивного поля. Страх может замедлить мышление, сделать его более узким по объему и более негибким по форме. Страх очень сильно сокращает число степеней свободы в поведении. Страх, в зависимости от своей интенсивности переживается как предчувствие, неуверенность, полная незащищенность. Появляется чувство недостаточной надежности, опасности и надвигающегося несчастья. Человек ощущает угрозу своему существованию или своему психологическому Я. Стыд-застенчивость. Стыдясь, человек чувствует себя объектом презрения и насмешки. Присутствует ощущение беспомощности и неадекватности. Взрослый человек чувствует себя ребенком, слабость которого выставлена на всеобщее обозрение. Переживание стыда начинаются с интенсивного усиления осознания своего Я. Осознание Я настолько доминирует в сознании, что когнитивные (познавательные) процессы резко затормаживаются, приводя к резкому увеличению вероятности ошибок. Стыд обычно возникает в присутствии других людей, но может возникать и в уединении. У застенчивых людей часто встречается самосознание, центрированное на производимом впечатлении и на социальных оценках. Стыд имеет две функции: он увеличивает чувствительность индивида к мнениям и чувствам других и таким образом способствует социальной ответственности. В то же время, он может играть значительную роль в развитии самоконтроля и самостоятельности. Вина-раскаяние. Вина связана прежде всего с осуждением своего поступка самим индивидом. Она включает такие реакции, как раскаяние, осуждение самого себя и понижение самооценки. Вина возникает в ситуациях, в которых человек чувствует личную ответственность. Причины вины широко варьируют от индивида к индивиду, от культуры к культуре. С психоаналитической точки зрения, вина возникает как напряжения между Ид и Супер-Эго. Она может возникать при нарушении ценностей или стандартов поведения, которые характеризуют Супер-Эго. В гуманистической психологии одной из возможных причин возникновения вины является «потеря возможностей». Возможности развития человека существуют в интеллектуальной, социальной, эмоциональной и физической сферах. Однако субъект может пренебрегать этими возможностями и отказываться от их развития. Этот отказ, согласно американскому психологу Р.Мэю. приводит к развитию вины. Вина дополняет стыд в воспитании социальной ответственности, а развитие вины и совести способствует психологической зрелости.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.161.115 (0.006 с.) |