Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Представления о душе в античной психологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Давайте с вами проследим, как возникали и развивались основные психологические научные понятия. Первые научные представления о душе возникли в недрах философии. Древние философы пытались ответить на вопрос о природе души. Демокрит (460-370 г.г. до н.э.) считал, что душа состоит из атомов. Следовательно, она материальна. Когда мы дышим, мы втягиваем в себя частицы, составляющие душу, которые находятся в воздухе. Выдыхая, мы выбрасываем какую-то часть своей души. Таким образом, душа непрерывно обновляется с каждым вдохом и выдохом. Одним из основных вопросов в психологических учениях древнегреческих философов был вопрос о взаимоотношении души и тела (позднее, в психологии это проблема получит название психофизической). Демокрит у считал, что душа материальная и не отделима от тела: когда тело умирает, умирает и душа. Мы говорили с вами о том, что предметы отражаются у нас в сознании в виде образов. Демокрит задался вопросом: как возникает психический образ, как достигается соответствие образа предмету, то есть адекватное отражение предмета. Тем самым, он поставил проблему соотношения образа и предмета, вызывающего этот образ (эта проблема в дальнейшем станет одной из важнейших в психологии). Демокрит попытался ответить на этот вопрос следующим образом. (Человек находится под потоком внешних воздействии. От вещей отделяются тончайшие пленочки кожи (эидолы) которые внешне подобны самому предмету. (Ми летают в пространстве и попадают в органы чувств (например, в глаз). При этом из глаза направляется встречный поток атомов души, которые улавливают образ. Большой образ сжимается до размеров, позволяющих ему войти в глаз. Когда поток образов, идущих извне сливается с потоком, исходящим у изнутри, то возникает отпечаток, то есть образ. Другой древнегреческий философ, Платон (427—347 гг. до н.э.), в объяснении души приходите противоположным взглядам. Он считал, что существует два мира — мир вещей и мир идей. Мир идей - существует изначально вне материи и независимо от индивидуального сознания. Соединение материи и идеи представляет собой вещь. Душа по Платону, есть идея тела. Она существует наряду с телом и независимо от него. Душа — начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело, наоборот, начало зримое, низменное, преходящее, тленное. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Отсюда Платон делает этические выводы: если бы со смертью тела погибла бы и душа, то дурным людям не о чем было бы беспокоиться, так как смерть была бы для них счастливым исходом, они бы избавлялись бы и от тела и от души. Но, так как душа бессмертна, то человеку нужно заботиться о ней и сделать свою жизнь как можно более разумнее и праведнее. Первое систематическое психологическое учение было создано Аристотелем (384—322 гг. до н.э.). Он является автором первого психологического трактата «О душе». В своем учении он как бы объединяет противоположны точки зрения Демокрита и Платона. Так, он решает проблему души и тела через оппозиции: материя — форма. Тело есть материя, а душа — форма живого органического тела. Душа делает тело живым, она суть тела, причина и цель его действии. Действует не душа, а тело, но тело одушевленное. Все душевные состояния сопровождаются телесными проявлениями. Покажем взаимоотношения между подходами Демокрита, Платона и Аристотеля в схеме:
Демокрит Платон (душа материальна, зависит от тела) (душа идеальна, не зависит от тела) Аристотель (душа идеальна, зависит от тела)
Проблему возникновения образа Аристотель решает через идею уподобления. Ощущения и восприятия есть процесс уподобления воспринимаемому объекту. Ощущение есть то, что способно воспринимать формы ощущаемого. Без его материи, подобно тому, как воск воспринимает оттиск печати. Однако этот отпечаток возникает только благодаря деятельности души. Деятельность, агентом которой является организм, превращает физическое воздействие в чувственный образ. Таким образом, только физического движения, идущего от объекта к воспринимающему органу, недостаточно для возникновения образа (как это было у Демокрита). Помимо этого, непременным фактором является процесс, исходящий не от вещи, а от организма. Образ, с одной стороны, передает знание о внешнем, то есть об объекте, а с другой, производится самим субъектом. Аристотель ставит также проблему ответственности человека за собственное поведение. Так, все действия (человека он разделил на две противоположные группы - произвольные и непроизвольные в зависимости от того; где находится основание действия: вне субъекта или в нем самом. Соответственно, в произвольных действиях основание действия находится внутри субъекта, в непроизвольных — вне субъекта. Существуют также волевые действия, это действия только по разумному стремлению, они опосредованы размышлением о цели и возможности достижения этой цели. Таким образом, в Античности были поставлены важнейшие психологические проблемы, которые станут предметом размышлений и споров психологов и в наше время. Это проблемы тела и души, психического образа и объективной реальности, детерминации человеческого поведения.
2.2. Душа: сознание — бессознательное (психологические взгляды Р.Декарта и Г. Лейбница) Говоря о душе, древние греки имели в виду мировую душу. Теперь нам надо перенестись в Новое Время, когда понятие «душа» сменяется понятием «сознание», которое впервые вводит французский философ - Р.Декарт (1596—1650). Как же Р.Декарт пришел к понятию индивидуального сознания? Он рассуждал следующим образом человек с детства впитывает в себя многие заблуждения, принимая на веру различные утверждения и суждения. Чтобы найти истину, нужно сначала подвергнуть все сомнению. Тогда человек легко может усомниться в показаниях своих органов чувств, в правильности своих логических рассуждений. Так, подвергнув все сомнению, мы можем прийти к выводу, что нет ни земли, ни неба, ни бога, ни нашего собственного тела. Но при этом у нас остается наше сомнение — верный признак того, что мы мыслим. И тогда мы сможем утверждать, что существуем, ведь мыслить должно нечто: «мыслю, следовательно существую». Таким образом, первое, что обнаруживает человек в себе — это мышление, которое отождествляется с сознанием и самосознанием, ибо обнаруживается, путем обращения мысли.на саму себя. Декарт считал, что все рассуждения о природе и сущности души нужно прекратить, а исследовать только то, что дано нам непосредственно в нашем сознании. Так было открыто сознание как особая реальность. Всю психику Декарт приравнял к сознанию, а сознание отождествил с рефлексией как знанием о феноменах (явлениях), для которых нет аналога в окружающей действительности. Тем самым, Декарт ограничил душевные явления сознанием, то есть осознаваемыми явлениями. Против отождествления психики и сознания выступил немецкий философ Г.Лейбниц (1646-1716), одним из важнейших нововведений которого явилось понятие о бессознательном. Лейбниц полагал, что душа представляет собой менаду (духовный атом). В сознании происходит постепенная смена моментов сознания. Моменты, которые возникают в душе под воздействием извне, Лейбниц назвал перцепцией. Однако, душа может задумываться над собой (рефлексия), это явление Лейбниц назвал апперцепцией. Кроме ясно осознаваемых восприятий, в душе есть многочисленные маловоспринимаемые явления. Они не входят в сознание, но воздействуют на него, определяя наши поступки, желания, страсти. В душе происходят постоянные переходы сознательных представлений в бессознательные и наоборот. Таким образом, Лейбниц вводит понятие противоположное «сознанию» — «бессознательное». Монада (душа) представляет собой единство противоположный состояний: сознательных и бессознательных.. (монада) сознательное ° бессознательное
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2869; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.94.180 (0.008 с.) |