Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интроспективная психология В.ВундтаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Идеи Декарта о сознании оказали огромное влияние на психологию 19 века. В 1879 году немецкий психолог В.Вундт (1832—1920) открыл первую психологическую лабораторию. С этого времени берет свое начало - экспериментальная психология, психология как научная дисциплина получила свое оформление. В.Вундт и его коллеги сделали предметом психологии сознание, его содержание и состояния. Содержания сознания весьма разнообразны: это образы предметов окружающего мира, непосредственно действующих на человека, образы-воспоминания и мимолетные ощущения себя. В поле сознания одновременно могут находиться зрительные и слуховые образы, желания, воспоминания, эмоциональные состояния. Далее В.Вундт обнаружил, что процессы сознания делятся на два больших класса. Одни из ни происходят как бы сами по себе, другие организуются и направляются субъектом. Первые он назвал непроизвольными, вторые, соответственно, произвольными. Например, когда вы едете в поезде, то стук колес непроизвольно (помимо вашего желания) начинает выстраиваться в определенный ритм. Но вы можете произвольно изменить ритмический рисунок стука колес. Этот пример демонстрирует не только наличие произвольных и непроизвольных процессов в нашем сознании, но и то, что сознание по своей природе ритмично. В.Вундт выделил еще одну важную характеристику сознания — его объем, то есть количество впечатлении, которое может одновременно вместить наше сознание. В.Вундт сделал вывод о том, что сознание может беспредельно насыщаться, если оно активно объединяет содержание более крупные единицы. Каков же был метод В.Вундта? Главным и единственным методом его лаборатории стал метод интроспекции («интроспекция» означает буквально: «смотрение внутрь себя»). Почему же именно этот метод был признан главным? Здесь мы с вами подходим к очень важному моменту. Дело в том, что метод в психологии определяется тем, как понимается предмет исследования. Предметом исследования В.Вундта было сознание, в понимании которого были важны два момента: — процессы сознания обладают таким свойством, как непосредственная представленность (репрезентированность) субъекту— процессы сознания закрыты для постороннего наблюдателя: никто не может пережить состояния моего сознания так, как я их переживаю. И я никогда не проникну в образы и переживания других людей. Именно из такого понимания предмета исследования сознания — и возникает метод интроспекции. Интроспекция была самоотчетом испытуемого о своих ощущениях, состояниях, возникающих при предъявлении определенных предметов (или, выражаясь научным языком, раздражителей). Не каждый человек мог стать испытуемым в лаборатории В.Вундта, а только тот, кто был специально обучен интроспекции. Приведу пример интроспективного эксперимента: испытуемому предъявляли яблоко. Однако он не мог сказать в своем самоотчете, что ему было предъявлено большое, красное яблоко. Он должен был сообщить примерно следующее: «Сначала я получил ощущение красного, и оно затмило все остальное; потом оно сменилось впечатлением круглого, одновременно с которым возникло легкое щекотание в языке, по-видимому, след вкусового ощущения. Появилось так же быстро преходящее мускульное ощущение в правой руке...» Таким образом, в интроспекции необходимо было описывать непосредственные содержания и состояния сознания, а не сам объект. Пытаясь утвердить новую психологию В.Вундт искал основания в других науках (психология как наука только зарождалась). Наиболее разработанными, точными были естественные науки, в частности, химия. Поэтому В.Вундт обратился к химии как к модели науки. Следствием этого явился элементаризм его системы — психика состоит из элементов (ощущений), которые объединяются друг с другом по принципу ассоциации. Обобщим основные положения теории В.Вундта: 1.Сознание представляет собой непосредственный внутренний опыт, замкнутый в самом себе, внешне оно никак не проявляется и познается только с помощью интроспекции. 2. Психика отождествляется с сознанием, то есть с тем, что осознается. 3. Сознание понимается как совокупность элементов, связанных друг с другом по принципу ассоциации. Ключевые понятия: душа, психофизическая проблема, уподобление, произвольные и непроизвольные действия, сознание, бессознательные явления, перцепция, апперцепция, рефлексия, интроспекция. Литература:
Лекция 3. Критика интроспективной психологии. Изменение предмета психологии Критика интроспективной психологии Какие вопросы вызывают три основных тезиса теории В.Вундта. Первый тезис о том, что сознание представляет собой непосредственный внутренний опыт, замкнутый в себе, вызывает следующие вопросы. Во-первых, можно ли доверять данным интроспекции, насколько они объективны. Ведь часто бывало так, что разные испытуемые на один и тот же раздражитель давали разные отчеты. Во-вторых, можно ли изучать с помощью этого метода маленьких детей, животных, психически больных людей, то есть те категории испытуемых, которые ещё неспособны (или вообще не-способны) к вербальному (словесному) самоотчету Второй тезис об ограниченности психики явлениями - сознания, вызывает, вопрос, а как быть с бессознательными или малоосознаваемыми явлениями. Ведь, согласно идеям В.Вундта, их вообще быть не может. Тем не менее, клинический опыт (опыт работы с душевными расстройствами) показывал, что такие явления существуют. Наконец, третий тезис, утверждавший идею элементаристского строения сознания, также вызывает сомнения: есть такие содержания сознания, которые нельзя свести к отдельным элементам или к сумме элементов. Например, если вы возьмете какую-нибудь мелодию и проиграете ее в другой тональности, то изменится высота каждого звука, но мелодия не изменится. Следовательно, не сами по себе звуки определяют данную мелодию, а определенные отношения между ними, это качество целостной структуры, а не суммы элементов. Критика основных положений теории В.Вундта привела к возникновению новых теорий, новых предметов изучения (а, следовательно, и методов): бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа.
Бихевиоризм
Название этого направления происходит от английского слова «ЬеЬауюг», то есть «поведение». Бихевиоризм сформировался на основе острой критики субъективности предмета психологии и метода интроспекции. Основателем этого направления является американский психолог Д.Уотсон (1878-1958). Бихевиористы рассуждали так: если сознание никак не выражено внешне (как утверждал В.Вундт), то как его можно изучать? Д.Уотсон предложил психологам отказаться от лишних хлопот с сознанием, а изучать поведение, то есть, то, что внешне можно наблюдать и регистрировать. Таким образом, понятие сознание превращается в свою противоположность — поведение, а на место субъективному методу приходит объективный. Как же понимали поведение бихевиористы? По их мнению, поведение есть система реакций человека на внешние стимулы. Внешние стимулы рассматривались как причина человеческих реакций, тем самым утверждался причинный подход к пониманию человеческого поведения (чего совершенно не было в интроспекционизме — вопрос о том, как возникают содержания сознания, был совершенно не объясним). Стимул-реакция (S → R) становится единицей человеческого поведения. В качестве примеров, иллюстрирующих данную формулу, Д.Уотсон приводил следующие: поднесите быстро руку к глазам и вы получите мигательную реакцию, рассыпьте в воздухе толченый перец — и последует чихание. Однако возможны и более сложные реакции. Например, правительство издает новый непопулярный закон, и психологи должны уметь ответить, какова будет реакция населения. Таким образом, с помощью формулы S → R бихевиоризм пытался объяснить все поведение человека, а также жизнь общества. Отметим, что большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных, так как с их точки зрения они являются наиболее «чистыми» объектами — ведь к их поведению не примешивается сознание. Правда, полученные результаты они смело переносили на человека. Отметим, однако, заслуги бихевиоризма и тот вклад, который они внесли в развитие психологии: — бихевиористы показали, что причина человеческого поведения находится во внешней среде, а не в самом человеке (как утверждали психологи школы В.Вундта); — в психологию был введен объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий; — расширился класс исследуемых объектов: так, стало возможным изучать поведение животных, детей, находящихся на доречевой стадии развития. Однако серьезным недостатком бихевиоризма стало игнорирование процессов сознания, внутреннего мира человека, личности во всем многообразии ее проявлений.
Гештальтпсихология. Против атомизма и элементаризма теории В.Вундта выступила Гештальтпсихология (от немецкого ОезЫ!— образ, структура), которая зародилась в Германии. История гештальтпсихологии начинается с книги М.Вертгаимера (1880—1943) по восприятию движения (1912 г.). Центральной в гештальтпсихологии является проблема целостности и целостного подхода, в противоположность элементаризму интроспекционизма и бихевиоризма. Гештальтпсихология была ориентирована на физику как на модель науки. Гештальт — это структура, определяющая отношения между элементами. Идею В.Вундта о том, что элементы объединяются по принципу ассоциации в целое, гештальпсихологи заменяют прямо противоположной: целое определяет характер связи между элементами:
элементы -> целое целое —> элементы (В.Вундт) (Гештальтпсихология)
Например, если вы посмотрите на эти три точки, то вы сразу скажете, что это треугольник, хотя, на самом деле, точки не соединены воедино. Рис.1 В структуре есть отдельные элементы, но они вторичны и подчиняются внутренним законам структуры всего целого. Центральной категорией гештальтпсихологии становится психический образ. Феноменальный мир (мир явлений, окружающих человека), процессы, происходящие в мозгу и психические явления изоморфны друг другу, то -есть совпадают друг с другом (принцип изоморфизма). И первое, и второе, и третье представляют собой целостные структуры — гештальты. Поэтому нет специфических психических законов, психика уподобляется по своему строению физическому миру. Основным методом гештальпсихологии стал метод феноменологическое наблюдения — описания явлении сознания и переживания с позиции «наивного наблюдателя»: что вижу, то и говорю, не членя на отдельные элементы целостные структуры.
Психоанализ Против тезиса о том, что психика отождествляется с сознанием, выступил З.Фрейд (1856-1939). Его главной идеей было то, что, существует глубинная бессознательная психика. Таким образом, предметом его теории становится бессознательное. Сознание не отрицается, но оно является как бы плоскостью, на которую проецируются бессознательные явления. Главное содержание бессознательного — мотивы, желания, влечения. З.Фрейд впервые серьезно поставил проблему личности и ее детерминации. Центральной категорией психоанализа становится мотив. По З.Фрейду, бессознательное может проявляться и обнаружиться в различных фактах, которые не поддаются контролю: сновидениях, неловких поступках (забывании имен, оговорках, описках и пр), шутках, в невротических симптомах. Вот классические примеры таких явлений: • «Заседание закрыто...Ах, простите, заседание открыто», — объявляет председатель, который этой оговоркой «бессознательно» выдал свое стремление закончить собрание как можно скорее. • Молодая женщина утверждает, что она ненавидит мужчин. Между тем, по ночам ее часто посещают одни и те же кошмары: ее преследуют волосатые мужчины, от которых она не может убежать либо потому, что повредила ногу, либо потому, что упала...Только внезапное пробуждение дает ей возможность выйти из этого «затруднительного» положения. Во всех этих фактах, которые являются материалом для психоанализа, проявляются наши желания, в которых мы не хотим себе признаться, так как они неприемлемы для нас или не одобряются обществом. Направление, разработанное З.Фрейдом, получило название глубинная психология или психоанализ. Основным методом стал метод свободных ассоциаций. Ключевые понятия: бихевиоризм, поведение, стимул, реакция, гештальтпсихология, гештальт, принцип изоморфизма, психоанализ, бессознательное. Литература: 1. Келер В. Об изоморфизме // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М.,1980. С.160-163. 2. Уотсон Д. Бихевиоризм // Там же. С. 34-44. 3. Фрейд 3. О психоанализе. Пять лекций //Там же. С.207—243.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 5607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.26.184 (0.008 с.) |