Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Истоки возникновения исторической психологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Возникновение исторической психологии как самостоятельной научной дисциплины связано с формированием и распространением в общественном и научном сознании гуманистического восприятия истории, идеи социокультурной обусловленности психических процессов и свойств, культурно-исторического своеобразия личности, а также с идеей исторического измерения психологических явлений. Перечисленные мировозренческие предпосылки исторической психологии сложились в результате развития в гуманитарных науках Х1Х в. определенных философских и научных тенденций. 1. В научном сознании Х1Х в. прочно утверждается представление об истории как о процессе общественного развития. Это представление связано с развитием историко-генетического метода как общенаучного метода анализа природных и социальных явлений. Принцип историзма в анализе любого объекта предполагает соблюдение следующих аналитических операций: исследование происхождения объекта, процесса его становления, знание общих законов, которыми этот процесс управляется, рассмотрение объектов в конкретных исторических условиях и связях. Использование исторического метода приводит к расширению временных и дисциплинарных рамок исследования социальных и психологических явлений. Важнейшим в исторической науке становится вопрос о законах исторического процесса, для чего выявляются биологические, климатические, географические и психологические факторы исторического процесса. Для психологической науки 19 века введение исторического измерения означало выход за пределы непосредственного опыта, использование косвенного метода наблюдения. В психологические исследования включаются явления культуры, политики, что является вполне типичным для гуманитарных наук XIX века. 2. К середине Х1Х в. изменяется объект социально-исторических исследований. В значительной мере под влиянием Великой Французской революции сфера интересов историков и социологов смещается в область массовых движений. Проблемы, связанные с проявлением активности народных масс, изучаются историками, психологами, медиками, социологами на протяжении всего Х1Х в. Философскую традицию эпохи Просвещения, согласно которой субъектом исторического процесса признавалась отдельная личность, сменяет представление о народе как об историческом индивидууме, который порождает язык, нравы и право и является аналогом личности. Массовидные социальные явления предпочитаются индивидуальным, отдельная личность рассматривается как частица "коллективного индивида", как носитель его свойств, история отдельных стран изучается как история народной жизни. Этот принцип ярко выражен в философии истории Г.Спенсера, О.Конта, в историко-философских рассуждениях Л.Н.Толстого (в романе "Война и мир"), в марксизме. 3. Представление об истории как о результате исторических действий героев и масс, представление о психической деятельности человека как об определяющем факторе общественного развития обуславливает психологизацию социальной науки. Вопросы о психологических причинах массовых действий, о соотношении стихийности и сознательности в поведении героев и масс, о влиянии психологических особенностей исторических деятелей на ход исторического процесса и о влиянии массовых действий на ход истории становятся центральными проблемами исторических и социальных исследований. 4. Анализ первобытных культур, открытых археологией и этнографией в Х1Х в., изучение обычаев, культуры, языка, искусства различных народов и эпох, использование исторического метода для исследования социальных и психических явлений закрепляет в научном и обыденном сознании идею культурно-исторических и психических различий людей и обществ в различные исторические эпохи. Эти теоретические положения послужили методологический основой для первых историко-психологических исследований. Реализация идеи психологизации истории начинается с поиска естественных проявлений человеческой природы в исторических событиях, с поиска проявлений "народного духа" в историческом процессе, что порождает представление об истории как психологическом явлении. "Мировая история для нас является историей человечества, а в еще более тесном смысле она даже является, в конечном счете, историей человеческого духа, - напишет В.Вундт в переведенной на русский язык в 1912 г монографии "Элементы психологии народов", - поэтому существенным содержанием истории являются события, вытекающие из духовных мотивов человеческого поведения; и это содержание, в то же время сообщает во взаимной связи и в изменении мотивов этим событиям ту внутреннюю непрерывность, которую мы требуем для всякой истории". Акцент на процессуальности как атрибуте истории (исторический процесс представляется подобно эволюционным моделям органической природы, как, главным образом, процесс развития человеческих достижений, культуры, мифотворчества, обычаев, науки, искусства) серьезно повлиял на содержание первых историко-психологических объяснительных моделей. В рамках представления о психике как о некотором множестве психических процессов и в пределах общепсихологической теории создается специальный понятийный аппарат. Для обозначения множества "духовных" исторических явлений используются названия отдельных психических процессов, "соответствующих" специфике выделенных элементов, а по аналогии с интегральной психологической категорией "психика" разрабатывается новая категория - "народный дух". Научная традиция психологической интерпретации исторического процесса и включения в психологическое исследование исторических материалов, характеризующих развитие культуры, языка, образа жизни отдельных народов, для объяснения и понимания их истории была заложена первыми историко- психологическими исследованиями, проведенными в рамках народной психологии, основанной в 50-х гг. 19 века в Германии Х.Штейнталем и М.Лацарусом. По мнению основателей новой науки целью "народной психологии" является изучение методами психологической, филологической, исторической и философской наук феномена "народного духа". "Народный дух" рассматривался как особый склад мыслей и чувств, свойственный данному народу, и проявляющийся в народной жизни в совместных действиях людей, составляющих данную общность. Объектами "народной психологии" считались мифология, религия, культура, наука, народное творчество и обычаи, для изучения которых проводились аналогии с психическими процессами. Понятием "народный дух" обозначается сходство, одинаковость сознания множества людей, которое возникает "сперва из многих внешних условий одинакового происхождения и близости места жительства. Но еще важнее, - считают создатели народной психологии, - что через одинаковость рождения судьбы должны быть одинаковы". Включение в психологическое исследование материалов историко-этнографического характера, попытка выйти за пределы непосредственно наблюдаемых явлений, попытка описать и объяснить массовые и обыденные представления, предпринятая немецкими учеными являлась безусловно, революционной и открыла большие перспективы для психологической науки. Однако, это направление получило весьма одностороннее развитие: исследование языка, культуры, религии, мифологии в историческом и психологическом плане становится в основном прерогативой этнографов и языковедов, как например, исследования русского языковеда А.А.Потебни. Следующий важнейший опыт теоретического описания "психологии народов" предпринял известный немецкий психолог В.Вундт, который разработал обширную программу исследований в этой области. В фундаментальном 10-томном труде "Психология народов. Исследование закона развития языка, мифов и обычаев" (1900 - 1920) В.Вундт развивает идею своих предшественников о психологическом исследовании явлений народной культуры как продукта духовной деятельности народа, как проявления "народной души". Рассматривая психологию народов как часть психологии В.Вундт распространяет на исследования в этой области методы индивидуальной психологии. В каждом классе духовных и материальных явлений он ищет объективацию определенной психической функции: "язык содержит в себе особую форму живущих в духе народа представлений и законы их связи. Миф таит в себе первоначальное содержание этих представлений в их обусловленности чувствами и влечениями. Обычаи представляют собой возникшие из их представлений и влечений общие направления воли" (3, с.32). Уже в 1863 году в "Лекции о душе человека и животных" В.Вундт обосновывает необходимость наряду с экспериментальной культурно-исторической психологии, поскольку именно психология народов может разрешить "проблемы психогенезиса": "психология народов ведет нас по пути истинного психогенезиса, изучая различные ступени духовного развития, на которых еще и теперь находится человечество. Она показывает здесь нам замкнутое первобытное состояние, от которого, благодаря почти непрерывному ряду промежуточных ступеней, можно перебросить мост к более сложным и более высоким культурам. Таким образом, психология народов есть в полном смысле слова психология развития". Исторический метод, лишь обозначенный у предшественников, является для В.Вундта основным методом исследования в рамках народной психологии. В.Вундт считает, что для решения проблемы развития психики, для обнаружения законов психического развития существует два пути: 1 - "брать одно за другим отдельные важные явления общественной жизни и рассматривать их в их развитии, подобно тому, как это обычно делает общая психология при анализе индивидуального сознания"; 2- "употребляя прежнее сравнение, проводить не продольные, а поперечные разрезы, причем мы будем рассматривать одну за другой плавные ступени народно-психологического развития и каждую из них во всей взаимной связи ее явлений." Идея исторического своеобразия человека, то есть психологических различий людей в разные периоды мировой истории человечества была выражена В.Вундтом как историческая периодизация "народно-психологических явлений" по аналогии с развитием индивидуального сознания ("поскольку эволюция сознания основана на психологических законах, постольку "все возникающее из общности духовной жизни процессы эволюции становятся проблемами самостоятельного психологического исследования") (4, с.26). Аналогия между этапом психологического развития человечества и онтогенеза восходит к эволюционной теории Г.Спенсера, который расценивает доисторическое и цивилизованное состояние общества в качестве ступеней онтогенетического развития - как детство и зрелость человека. В. Вундт выделяет 4 ступени развития народов, специфика которых определяется "преобладанием одного из психологических качеств" (представления, чувства и мотивы поведения), около которых группируются народно-психологические явления. Следующим шагом в изучении историко-психологических закономерностей становится исторический подход к психологическому изучению мышления, памяти, представления, личности французскими психологами Л.Леви-Брюлем, П.Жане. Активный научный интерес к историческому изменению обыденных представлений начинается с популярных в 20- е годы работ Л.Леви-Брюля, посвященных психологии первобытного человека: "Умственные функции в низших обществах"(1910), "Первобытное мышление" (1922), "Первобытная душа" (1927). С работами Л.Леви-Брюля связано распространение понятия " ментальность ". Именно здесь впервые слово mentalitй употребляется не только как традиционное для французской психологии обозначение мышления, но как система коллективных представлений, как определенная направленность мыслей. Объектом исследований для Л.Леви-Брюля выступают "коллективные представления" (традиции изучения коллективных представлений как самостоятельных психических явлений восходят к социологии Э.Дюркгейма). По мнению Л.Леви-Брюля "коллективные представления имеют свои собственные законы, которые не могут быть обнаружены изучением взрослого и цивилизованного человека. Лишь изучение коллективных представлений и их связей и сочетаний в низших обществах сможет пролить свет на генезис наших категорий и логических принципов" (5, с.5). Мировозренческие истоки этого утверждения восходят к позитивистской философии О.Конта, согласно которой "не человечество следует определять исходя из человека, а напротив - человека исходя из человечества", и следовательно, различным типам общества соответствуют различные формы мышления, и сравнительное изучение разных типов обществ неотделимо от сравнительного изучения коллективных представлений, господствующих в этих обществах. В своих работах Л.Леви-Брюль излагает теорию "пралогического мышления", характерного для "архаической психики". Явления "архаической психики", по мнению Л.Леви-Брюля, свойственно не только первобытному человеку, или "отсталым" народам современности, но и цивилизованному человеку в некоторых индивидуальных и коллективных проявлениях (поведение в ситуации неопределенности, угрозы, в религиозных обрядах, в ситуации толпы). "Пралогическое мышление" отличается от логического "современного" мышления специфическим характером связи между представлениями, управляемой законом партиципации (сопричастия): ассоциация мыслительных элементов происходит путем приписывания предметам и явлениям мистических свойств, при этом несколько различных предметов мыслятся как идентичные. Особая форма категоризации обусловливает такие свойства "пралогического мышления" как нечувствительность к противоречиям, непроницаемость для опыта, мистичность содержания (мистицизм). Исследования Л.Леви-Брюля явились стимулом для изучения психологии первобытного человека, для сравнительно-исторических исследований мышления. Историческое развитие отдельных психических функций и личности исследовал П.Жане. По мнению французского психолога усложнение и совершенствование психических функций, появление новых форм психической деятельности людей происходит в процессе совместной деятельности. В работе "Развитие памяти и представления о времени" (1928) мнемические действия рассматриваются как произвольные, социальнорегулируемые операции запоминания и воспроизведения информации, значимой в процессе социального взаимодействия. Исторически развитие памяти связано с необходимостью передачи друг другу сведений о наблюдаемых явлениях, с потребностью сотрудничать в условиях пространственного удаления друг от друга. Совершенствование и своеобразие "культурных орудий" (составление, сохранение и воспроизведение рассказа о важнейших событиях в племени, техника запоминания и воспроизведения информации с помощью камешков, узелков и других подручных средств, появление письменности) определило, по мнению П.Жане этапы исторического развития памяти. П.Жане одним из первых ставит вопрос о проведении генетического исследования личности для улучшения понимания характеристик ее структуры. В рамках историко-генетическое понимания П.Жане личность трактуется как формирующийся в ходе истории человеческого общества в целях, необходимых для этого общества, психологический механизм: "Личность представляется нам как конструкция, человеческое изобретение; как многие вещи, она была создана людьми, которые конструируют как придется, более или менее плохо. Вопрос о том, чтобы определить, как, в какую эпоху, посредством каких переходов могла создаваться эта конструкция". В монографии "Психологическое развитие личности" (1929), описывая процесс становления личности, П.Жане выделяет насколько уровней индивидуального развития личности, соответствующих стадиям развития личности в истории человечества: 1 - личность как "персонаж" (усвоение и принятие индивидом определенной роли в семье и профессиональной группе); 2 - личность как "субъект" (образование системы внутренних побуждений к активной социальной деятельности); 3 - личность как "Я" (надстройка к системе внутренних побуждений системы интересов, определяющих поведение человека); 4 -личность как "индивидуальность" (появление у человека чувства личной ответственности, оригинальности поведения, прогрессивных тенденций, выражающихся в стремлении содействовать социальному прогрессу). Сформировавшаяся к началу ХХ в. общенаучная тенденция антропологизации определила становление множества новых научных дисциплин: культурантропология, этнопсихология, историческая и социальная антропология, этнология, психосоциология. В середине ХХ в. появляются специальные научные дисциплины, в рамках которых изучается изменчивость человеческой психики в процессе общественного развития, осуществляется психологический подход к историческому процессу: историческая психология во Франции, психоистория в США. Исходной философской предпосылкой для историко-психологических исследований является признание исторической значимости социальных действий как отдельных личностей, так и социальных групп, изменение социальной действительности рассматривается как результат прежде всего человеческой активности. Использование психологических моделей для изучения исторических событий в значительной мере связано с распространением психоаналитических и бихевиористских теорий. Формированию гуманистического восприятия истории способствовали следующие теоретические положения, непосредственно связанные с психоанализом и бихевиоризмом: - прошлое человеческое поведение может быть изучено научно; - исторический процесс может быть исследован через понимание законов человеческого поведения; - для понимания исторической действительности необходимо изучать проявления сферы бессознательного в поведении исторических личностей и народных масс. В 1948 г. французский психолог И.Мейерсон предлагает термин "историческая психология" для обозначения специальной научной дисциплины, изучающей психику человека в конкретно-исторических условиях, изменение психического склада личности в процессе социального развития. Конкретное историко- психологические исследования французских психологов и историков Ж.Вернана, М.Детьена, П.Франкастеля, Л.Февра, Р.Мандру, Ж.Ле Гоффа, Ж.Дюби посвящены реконструкции мировоззрения, индивидуального и коллективного сознания людей различных эпох, выявлению исторического своеобразия личности, истории чувств и ментальности. В 60-х годах в США формируется психоистория - научная дисциплина, в рамках которой осуществляется психологический подход к истории (для объяснения исторических событий и деятелей используются психологические модели), изучаются взаимосвязи между историческими и психологическими феноменами. Американские психоисторики Л. де Моз, Б.Мэзлиш, Дж. Ковел, Дж.Плэтт, Э.Эриксон и другие в своих исследованиях рассматривают такие проблемы, как влияние психологических особенностей исторических деятелей на исторические события, проблемы психологических истоков распространения различных идеологий, психологических причин социальных революций, национально-освободительных движений.
Определение ИП В настоящее время нет четкой формулировки определения исторической психологии как науки. В широком значении ИП – это психологические интерпретации свидетельств прошлого. В. А. Шкуратов определяет историческую психологию как «область знания, направленную на изучение психологического склада отдельных исторических эпох, а также изменений психики и личности человека в истории» Свое определение исторической психологии дается Е. Ю. Бобровой: «историческая психология – это научная дисциплина, целью которой является измерение истории человека и истории человечества. Здесь изучаются законы взаимоизменчивости общества и человека в ходе истории, выявляются зависимости между историческими и психологическими письменами, описывает закономерности формирования личности как объекта и субъекта историческогопроцесса» Мы будем придерживаться мнения В.Н.Дружинина, который историческую психологию определяет как науку, выявляющую зависимость между историческими и психологическими феноменами и описывающую закономерности формирования личности как объекта и субъекта исторического процесса
Задачи ИП В связи с этим, задачей исторической психологии является воссоздание особенностей отдельных черт психического склада или психики в целом людей прошлого. Но, несмотря на это, исследователи в своих работах неоднозначно подходят к задачам исследования исторической психологии. Можно выделить несколько задач ИП: 1. Изучение исторической обусловленности психики. Например, Белявский считает, что главная задача ИП - раскрытие историогенеза психики. 2. Не менее важной является задача структурно – функциональное изучение психики на разных этапах развития цивилизации и истории. Так, представляет интерес анализ психологических особенностей человека и социально – психологических характеристик первобытного общества, античной, средневековой культур и т.д. Эту задачу специально выделяет Шкуратов. 3. Историческая психология так же ставит перед собой задачу исследования психологических факторов исторического процесса. В качестве примера может быть приведена работа В. Райха, в которой он с фрейдистских позиций раскрывает психологические предпосылки формирования фашистской идеологии.
Интересный подход к задаче исследования предлагает В. А. Шкуратов. Он выделяет в качестве задачи ИП реконструкцию психологических особенностей человека и социально-психологических характеристик отдельных эпох: первобытного общества, античной и средневековой культур, нового и новейшего времени. В целом мы будем придерживаться именно этой задачи.
Методы исследования ИП Очень актуален содержании исторической психологии вопрос, заданный В. А Шкуратовым, о возможности изучения психологии человека без самого живого человека. Ведь, действительно, нельзя протестировать лежащие в земле поколения. Значит, это должен быть перевод изучения психики опосредованным путем, через артефакты, т.е. продукты соответствующей культуры эпохи. И метод наблюдения заменяется анализом результатов сделанного людьми. Для практической реализации поставленных задач в рамках исторической психологии необходимы методы, базирующиеся, например, на способности погружения, проникновения во внутреннюю жизнь людей прошлого, а так же методы психолого-исторической реконструкции. А.Д.Барская, объясняя метод психолого- исторической реконструкции, говорит о том, что задачей исторической психологии является воссоздание отдельных черт психического склада или психики в целом людей прошлого. По определению А. Д. Барской, построения историков могут считаться искусством, зависящим от интуиции и честности исследователя, а психология претендует на достоверность полученных данных о психике людей далекого прошлого, например, античности. Чем далее в глубь веков, тем уже круг источников, а, следовательно, выше вероятность привнесения субъективности исследователя. Метод психолого- исторической реконструкции состоит в понимании психики людей прошлого и использовании для исследовательских целей психологических моделей. Конечно, объективно воссоздать психику в целом людей прошлого представляется достаточно трудно, так как не всегда можно определить психику и поступки людей и в современности. Вопрос о методе и методике исследования остается одним из ключевых и одновременно наименее разработанных в исторической психологии. Историческая психологии развивается на стыке двух наук, одна из которых базируется на естественнонаучной методологии, а другая – на принципах гуманитарного знания. Поэтому при построении метода историко – психологического исследования необходимо учитывать эту двойственность. Этот вопрос решался, в частности коллективом сотрудников ИП РАН. Была разработана процедура психолого – исторической реконструкции. Это реальная возможность получения объективных знаний о психике людей минувших эпох. Основные блоки процедуры: 1. Формулировка психологической проблемы. 2. Подбор и обоснование теоретической модели, отвечающей задачам и предмету исследования. Теоретическая модель служит концептуальной рамкой, с помощью которой проводится анализ и интерпретация исторических данных 3. Выделение и обоснование круга источников в соответствии с поставленной проблемой и заданной теоретической моделью. 4. Анализ и реконструкция отобранных источников.
Дальнейшие разработки в области исторической психологии, а также осмысление опыта других исследователей привели к выводу о невозможности использования строго фиксированной процедуры психолого – исторической реконструкции при решении различных задач. Обнаружилась необходимость модифицировать процедуру в зависимости, во-первых, от научной проблемы, во-вторых от особенностей изучаемого периода. Хотя названные основные блоки являются универсальными. Рассмотрим также классификацию существующих на данный момент методов исторической психологии. 1. Метод исторической рефлексии, который изучает психологическое наследие исследуемой эпохи. В содержание данного метода входит изучение специфических субкультур, таких как реконструкторы, поединщики, ролевики и т.д. Ролевики - самоназвание молодежной субкультуры, имеющего своей целью проведение мероприятий, в которых имитируются условия фантастических или исторических миров.
2. Исследование культурно-психологического наследия выбранной эпохи, психологических открытий, которыми пользуются в настоящее время. 3. Исследование общественного мнения и установок об изучаемом периоде. 4. Аналитические методы: – метод физиогномической реконструкции, включающий в себя также анализ пищи и болезней; – анализ архитектурных сооружений всех назначений; – анализ изобразительного искусства, включающий скульптуры, барельефы, денежную массу, медали, картины, гравюры, иконы и др.; – контент-анализ письменных источников 5. Анализ вербальной составляющей: звука, ритма, языка и т.д. выбранной эпохи. Задание для самостоятельной работы Выберите любую предпосылку развития исторической психологии и напишите эссэ на тему «Как данная предпосылка способствовала развитию исторической психологии»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 777; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.7.53 (0.012 с.) |