Раздел 3. Достижения и ценности античной культуры. Психологический портрет античной цивилизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Достижения и ценности античной культуры. Психологический портрет античной цивилизации



Собственно история начинается в наиболее развитых частях ойкумены (долины Нила, Тигра и Ефрата и т.д.)ок 3 тыс. лет до н.э. Приметы новой эры: земледелие и скотоводство, металлы, города, государства, письменность.

В перечне достижений, обозначающих рубеж между историей и доисторией, чаще других фигурирует письменность. В общераспространенном значении письменность – это запись и передача информации, в менее распространенном – форма существования книжного, образованного человека, во всяком случае его интеллектуально – духовного «Я». Жизнь, отраженная в зеркале письменности, становиться особой вербальной жизнью.

Европейская древность называется Античностью. Это история Древней Греции и Древнего Рима вместе с народами, вовлеченными в их культурную и военно – политическую жизнь. Европейское общество видит в древних эллинах и римлянах своих прямых исторических предков. И в связи с этим отводит себе особое место, противопоставляясь неевропейскому кругу народов. Отсюда обозначение культурной преемственности эпох: Античность - Средние века – Возрождение – Новое время – Новейшее время (современность)

Античное начало европейской истории также имеет свои истоки, которые называются эгейской цивилизацией (III –II тыс. до н.э.) О первоначальной истории греков мы узнаем из двух поэм, приписываемых легендарному слепому поэту Гомеру – «Илиады» и «Одиссеи». Они повествуют о троянской войне, которая разразилась из-за того, что Парис, сын царя Трои Приама, похитил у спартанского царя Менелая его жену Елену.

Особый интерес к античному периоду истории со стороны исторической психологии, а также других гуманитарных наук определяется не только тем, что здесь лежат истоки европейской культуры, но и тем, что Древняя Эллада дает, пожалуй, единственную возможность проследить формирование логического мышления и научно – рационального сознания от примитивных до зрелых форм.

Наши знания о жизни древних греков гораздо более обширны и многосторонни, чем о каком – либо другом народе древности Они касаются идеологии, политики, науки, литературы, быта и т.д. На протяжении нескольких веков Древня Греция претерпела огромные изменения в социальной и духовных областях. Исследователю представляется редкая возможность, взяв исторически обозримый промежуток проследить изменения различных психологических функций мышления, памяти, воображения, организации жизни, воли, личности и т.д.

Античность играет роль истока «родовых» свойств европейского человечества», которые проявляются в открытиях философии, науки и соответствуют свойствам личности и ума: рациональном сознании и логическом мышлении, рефлексии, индивидуалистичности

В Античности зарождается рациональное сознание. Для этого периода характерен переход от мифа к логосу (научному познанию и пониманию окружающего мира).

Греческий разум направлял все свои усилия на воспитание, совершенствование и образование, а не на взаимодействие с природой, как в первобытном обществе.

Язык и речь стали играть многообразные функции. Слово и мысль отделяются от голоса и живого общения: появляются различные жанры литературы (религиозной и светской); развивается наука и искусство.

Изменяется характер социальной и политической жизни. Особенности политического уклада способствовали тому, что эллины изобрели приемы логически аргументированного доказательства и самое главное, эти приемы стали массовыми и общедоступными. В этом заключается уникальность древнегреческого опыта. Таким образом, в Древней Греции можно наблюдать переход от общинного человека к политической личности. Слово сделалось инструментом политической жизни. На площадях древнегреческих городов слово играла роль не внушения (как при магической его функции), а убеждения.

Это была целая революция в способах общения, формах рефлексии, организации отдельных психических процессов и строения психической системы в целом, так как речь опосредует все явления психической жизни человека.

Изменяется характер религиозных верований. Индивидуальный выбор религиозного культа и поклонения частным божествам свидетельствует о развитии идивидуализации человека. Эллин приобретает опыт человеческой индивидуальности.

С развитием Древней Греции появляется единая эпическая картина мира, иные способы видения и оценки человеческой жизни, увеличение значимости сознательного выбора и расширения диапазона способов мировосприятия и поведения. Исторический психолог Барбу пишет: «Греки были первыми, кто построил тип цивилизации, которая сделала человека способным осознавать себя индивидом». Греческая история привела к «развитию специфической формы сознания членов греческих общин, которая определила возникновение личности индивида как основной единицы и высшей ценности жизни».

На протяжении развития Древней Греции можно на примере литературы проследить, как эпические поэты Гомер, Гесиод и др прославляют коллективные ценности, а поколение греков более позднего периода: Архилоха, Сапфо, Анакреонта сосредотачивают в своих произведениях внимание на событиях и переживаниях жизни отдельной личности.

Указанное положение подтверждается, например, тем, что у Гомера нет представления о единстве душевной жизни человека, а есть несколько автономных центров психической деятельности. Настоящими авторами и управленцами человеческих поступков считались боги, которые, как об этом рассказывается в «Илиаде» и «Одиссее». Просто «вкладывают» смертным определенные чувства и мысли.

Человек «Илиады» не имеет субъективности, как мы; он не имеет осознания своего мира и внутреннего умственного пространства, не имеет представления о том, что можно пронаблюдать в своем внутреннем мире. Человек обретает возможность видеть и свою внутреннюю жизнь в процессе расцвета Древней Греции: развития письменности. Мы находим описания, определения и понятия такого явления, как человек с его внутренней жизнью.

При этом необходимо помнить, что в античности устное исполнение находилось в равновесии с письменной культурой. Философия, наука, политика творились и развивались в публичных дискуссиях.

Одна из существенных особенностей античности – это равновесие между идеей и материей. Гегель писал, что греки стоят на золотой средине между природным и духовным. Для греческого сознания идеалом является красота, которая имеет в себе и духовную и природную сущность. Природа Древней Греции, традиции и другое создали идеальные условия для развития эстетической чувственности. Древний грек – это человек, который не создает, не исследует и не преобразует мир: он в нем находится, как зритель и как зрелище. Он прежде всего созерцатель. Античное искусство именуется мимезисом – т.е. подражанием. А художник – подражаетелем, зеркально копирующим то, что он видит.

Фигура греческого божества еще не отделена от телесной оболочки, не стала духовной формой, как христианский Бог. Поэтому религия Древней Греции – это религия видения. Греческие боги воплощают собой гармонию. И в понимании человека этой эпохи гармония – это эстетическое созерцание окружающего мира, не требующее отречения от чувственного бытия. Это гармония тела и духа.

 

Задание для самостоятельной работы

Написать эссэ на тему «Влияние особенностей полисной идеологии на мировоззрение древнего грека»

 

Раздел 4. Ментальность периода Средневековья и Возрождения.

 

Период Средневековья

Общественный строй Средневековья (по крайней мере в крупных и развитых странах Европы) – феодализм. Средневековые европейцы – христиане, их мировосприятие теоцентрично, т.е. сводит все сущее к промыслу всемогущего Бога.

Термин «средневековья» условен. Итальянские гуманисты эпохи Возрождения противопоставляли «темным» средним векам золотой век античности и современность, когда происходит восстановление классики.

В советской историографии, определявшей этот период как становление, расцвет и начало упадка феодализма, средние века датировались с V по XVII вв. В немарксистской науке, как правило (для Западной Европы), указывают VI – XV вв. После Средневековья начинается Возрождение.

Христианская культура основные принимала достижения античности, но отрицала языческое отношение к миру. Политеизму она противопоставляет монтеизм, натурализму, интересу к предметному миру – духовность, культивирование внимания и сосредоточение на внутреннем мире; гедонизму (культу удовольствий – направление в этике и философии, утверждающее наслаждение и удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого повдеения. В Античности развит (Аристипом и киренской школой) – аскетический идеал; познанию окружающего мира через наблюдение и логику – книжное знание, опирающееся на Библию и толкование ее авторитетами церкви.

Есть ряд вспомогательных дисциплин, данные которых помогают нам в восстановлении и понимании картины прошлого. В частности одной из таких дисциплин является так называемая история повседневности (как некоторое направление исторического познания мира) Основные темы истории повседневности – это история питания, история демографического поведения, история болезней. Какие же данные относительно Средневековья представляет нам история повседневности?

История питания – один из разделов исторической биологии, пытается воссоздать картину режима питания, качества рационов, гастрономических привычек, характерных для определенного географического региона или исторической эпохи и выявить некоторые закономерности. В частности допустимо считать, что характерной особенностью быта подавляющего большинства населения Западной Европы на протяжении веков, в частности в эпоху Средневековья, было недоедание. Например, можно привести ряд фактов: при нормальном потреблении энергии в 3000 ккал/день для взрослого человека, обычный рацион в Провансе XIV – XV вв. составлял 2000 ккал/день. Следует также помнить, что перед нами общество тяжелого физического труда. Даже при самом благоприятном питании тяжелый продолжительный физический труд сопровождается гораздо более интенсивными и резкими ощущениями голода, чем при легком физическом и умственном труде. Среднее количество калорий еще не может дать ясного представления о характере питания. Необходимо знать его качественную сторону. В целом для средневековья характерно однообразие питания. По своему качеству оно отличается от нашего: преобладанием растительной пищи, почти полным отсутствием сахара, недостаточным количеством витаминов, высоким удельным весом алкоголя. Голод был постоянным спутником европейских обществ, он сопутствовал всем политическим катаклизмам и войнам. Голод был тяжелым испытанием для всего общества, иногда голодные года, возникающие нередко, ставили целые народы на грань физического исчезновения.

Также интересны данные, относительно средневековья, которые дает нам историческая демография. Для психолога представляет немалый интерес тот факт, что европейское общество очень долго состояло преимущественно из молодых людей. Ряд исследований показывают, что для общество, где средняя продолжительность жизни не превышает 23 лет (например, во Франции до конца XVIII века) существуют совершенно иные представления о жизни и смерти, о супружестве, детях и т.д. Т.е. такой показатель, как средняя продолжительность жизни сказывается на особенностях людей, их социальной жизни и мировоззрении. Работы в этой области дают историческому психологу (наряду с данными истории литературы, искусства и др.) материал для воссоздания межличностных отношений и эмоционлаьной жизни прошлого.

«В этом невероятно молодом обществе половине населения было меньше 22 лет… Человек со способностями рано достигал удачи в жизни и также рано сходил со сцены».

Также интерсны данные исторической медицины (занимается историей болезней и др.) Опустошительные эпидемии чумы, холеры, хронический тоберкулез, венерические и психические заболевания – неотъемлемые спутники человеческой жизни прошлого.

Чума – «самый великий персонаж вчерашней истории» «Черная смерть» с 1348 – 1349 гг. унесла 25% населения Европы и оставила след в экономике, обществе, сознании на несколько поколений. «Спаси нас, Господи, от голода, войны и чумы» - таково самое распространенное обращение к Богу в средние века. Современные исследования показывают обширную мифологию чумы, проказы, сифилиса в средневековой культуре. Средневековый человек был, видимо, глубоким ипохондриком, и не без оснований

Подводя итоги вышеизложенному, необходимо отметить взаимосвязь и взаимовлияние всех этих факторов. Голод, болезни, малая продолжительность жизни образуют социальный феномен, известный под названием нищеты. Нищета (обозначающая помимо ненадежности материального положение еще и существование двух социальных полюсов) является способом социального, физиологического и психологического существования. Вся предшествующая человеческая история прошла под знаком неудовлетворенных потребностей в пище, одежде, крове. Поэтому для понимания человека прошлого к нему нельзя подходить с мерками относительного физиологического благополучия индустриальных обществ нашего времени.

Специфику средневекового характера видят прежде всего в эмоциональной сфере. У современной цивилизации достаточно средств, чтобы нейтрализовать воздействие слишком сильных эмоций на течение социальной и политической жизни. В феодальной Европе был распространен тип необузданного и фантазирующего правителя.

Из-за постоянных контрастов, пестроты форм всего того, что затрагивало ум и чувства, каждодневная жизнь возбуждала и разжигала страсти, проявляющиеся то в неожиданных взрывах грубой необузданности и зверской жестокости, то в порывах душевной отзывчивости, в переменчивой атмосфере которых протекала жизнь средневекового города. Указанную особенность психики называют поляризованность эмоциональной сферы.

Элементом средневековой чувствительности была нерасчлененность интеллектуальной и эмоциональной сфер. Под этим понимается такое состояние мыслительной деятельности, когда знание эмоционально окрашено. Средневековый человек, как его рисуют исторические источники, предстает перед нами чрезвычайно чувствительным. Слезы, рыдания, заламывания рук, обмороки часты как у мужчин, так и у женщин. Средневековый человек любил яркие, контрастирующие цвета, его притягивали драматические, часто кровавые зрелища. «Жесткое возбуждение и грубое участие, вызываемое зрелищем эшафота, были составной частью духовной жизни народа». Эту черту можно назвать сверхчувствительностью (гиперсензитивностью).

Еще одна особенность средневекового человека, на которую обращают внимание исторические психологи, состоит в том, что такие виды восприятия окружающего мира, как слух, осязание, обоняние – представлены в познании средневековья шире, чем в современном. Чувственная опора интеллектуальной деятельности наших дней – зрение. В средние века люди в основном слушают, а не читают. Медики определяют болезнь по звуки и запаху. Музыка производит на людей глубочайшее впечатление. Один из исследователей, Л. Февр, назвал эту особенность строения восприятия визуальной отсталостью. Он считал, что люди средневековья еще не нашли достаточно применения для зрения в познавательной деятельности.

В сфере групповых отношений характерной особенностью средневековой личности был конформизм по отношению к своим и агрессивность по отношению к чужим. Средневековую личность можно назвать корпоративной. Она вращалась в своей среде и принадлежала к своей касте (сословию, общине, фамилии, гильдии, цеху). Поэтому, как сичтают историки культуры в средние века обе стороны самосознания – по отношению к внешнему миру и своему внутреннему Я познавались чрез общую призму. Человек познавал себя только по кастовым особенностям или по признакам, различающим народ, партию, семью – другими словами понятие личность связывалось всегда с какой – нибудь общей формой. Средневековый человек имеет идею человеческой личности, ответственной перед Богом и обладающей бессмертной душой, но не признает индивидуальности. Разумеется, это лишь типичная особенность этого времени, преобладающая, но не единственная.

И еще один характерный момент жизни средневекового человека: жизнь его окрашена страхом. «Чувство неуверенности – вот что влияло на умы и души людей средневековья и определяло их поведение». Неуверенность в материальной обеспеченности и неуверенность духовная. Творимые дьяволом опасности погибели были столь многочисленны, что страх неизбежно преобладал над надеждой. Поэтому для средневековья было характерным стремление к выработке иерархии земных и небесных сил. «Все в руке божьей. Человек видел в Боге творца незыблемого порядка, в котором ему, человеку, отводилось неизменное место и влиять ни на что он не был способен. Эта лежащая в основе неуверенность в конечном счете была неуверенностью в будущей жизни, блаженство в которой не было обещано никому и не гарантировалась ни добрыми делами, ни благонравным поведением.

 

Период Возрождения

Историки, писавшие о Возрождении, понимают это слово по-разному. Одни вкладывают в это понятие возрождение классической античности, другие считают Возрождение культурным течением.

А.К. Дживелегов, под Возрождением понимает культурный процесс, уничтоживший средневековое миросозерцание, освободивший человеческую личность от средневековых уз. Главный признак Возрождения — поиск опоры в древности. Идеи этого культурного процесса основывались на экономических, социальных и политических отношениях того времени. Чтобы понять суть эпохи Возрождения необходимо вспомнить, в чем заключаются характерные особенности средневековой культуры, что подготовило ее крушение.

В экономическом отношении феодализм держался на натуральном хозяйстве, в социальном отношении — на землевладении и на делении людей на свободных и крепостных. Главным богатством являлась земля, она же составляла источник могущества. Собственник земли мог уступить ее в пользование другому свободному человеку. Ценой такой уступки было обязательство вассальной службы. При этом крестьяне, жившие на земле барона, становились крепостными, с которыми помещик волен был поступать по своему усмотрению.

Необходимо сказать, что феодальный король, не абсолютный монарх — его власть ограничена в пользу вассалов, которые имели определенные договором вассалитета права и привилегии. Однако в любом случае в своем поместье каждый барон был государем, не признававший никакого суда над собой, кроме суда себе равных. Даже власть короля была ограничена условиями договора, во всяком случае, о верховной власти короля нет речи, ибо король — только первый между равными ему баронами. Рыцарские обязанности барона — сохранение верности королю, почитание церкви и ее служителей, борьба с неверными и защита слабых. Такова была светская организация феодального общества.

Что же касается характеристики ее теократической части, то здесь католическая церковь царствовала над миром. Это царствование подразумевало:

1. Во-первых, практически полное подчинение светской власти церковью. Государи, принимая какое-либо решение, обязаны были испросить разрешение у церкви. Т.е. государственная норма, как инструмент власти, принималась с учетом канонических требований. Кроме того, папа, направляя воинственный дух рыцарства, время от времени отправлял их на борьбу с неверными.

2. Во-вторых, католическая церковь господствовала над душами паствы. Для верующего авторитет догмы в делах разума был неприкосновенен, что позволяло духовенству вмешиваться в житейские и общественные отношения.

Слабая, ограниченная договором вассалитета, королевская власть не могла эффективно бороться с папой. В результате в светских вопросах церковь становилась все более и более независимой от государства и, будучи крупнейшим феодалом, освобождалась от обязательных и повинностей, которые были у всех прочих землевладельцев. Она смогла исключить вмешательство светской власти в дела церковного управления и суда. Что касается решения вопросов, имеющих отношение к духовности, то и здесь государство постепенно уступало церкви свое право — контроль над судом по брачным и наследственным делам стал прерогативой духовенства. Католическая Европа подчинилась церкви, а церковь, в свою очередь, полностью подчинялась непогрешимому наместнику Бога на земле — папе.

Для всего христианского мира папа стал верховным судьей и законодателем. Властные амбиции церкви были столь велики, что папы стали контролировать не только внутреннюю и внешнюю политику европейских государств, но и личную жизнь королей. Такому контролю и вмешательству всегда можно было найти догматическое обоснование: святость брака, греховность применения силы и т.д.

Естественно, что для такой политики церкви требовалось каноническое и философское обоснование-оправдание и юридическая охрана. Этим, собственно, и занялась средневековая философия — схоластика, представители которой служили церкви и были специалистами по каноническому праву. Не услышавших слово церкви вольнодумцев и общественно-активных граждан ждала инквизиция, ее монастырские застенки и костры.

К этой характеристике средневековья можно еще добавить идею аскетизма, которая была чрезвычайно распространена и выражалась в следующей формуле: “Бог противоположен миру и мир противоположен Богу”. Кто хочет возлюбить Бога, должен уйти от мира; другого выбора нет. Мир и мирское — все предано проклятию. Все помыслы необходимо направить на небесное, на загробное существование. Любовь — гнусность, ибо она мешает единственной законной любви, любви к Богу; брак не делает земной любви законной: он только едва ее оправдывает. Женщина — нечто в высокой степени отвратительное; это сосуд греховный и источник скверны.

Таким образом, в средневековье такое отношение к браку и любви – это отрицание брака. Отрицая брак, аскетизм отрицает семью; отрицая семью, он отвергает ее материальную основу — собственность и то, что ее производит — труд. Бедность становится идеалом.

Однако простого удаления от мира и отказа от всего мирского еще недостаточно для того, чтобы сделаться хорошим аскетом. Необходимо активное подвижничество — истязание плоти. Изнурению плоти должно было соответствовать подавление воли и разума. Воля подавлялась рабской покорностью духовному начальству и смирением; разум убивался притупляющей дисциплиной и бесплодной умственной работой над вопросами богословия. Так, принципы аскетизма стали господствующей идеологией средневековья.

Натуральное хозяйство практически исключает торговлю, ее повсеместное отсутствие не создает условий для развития финансовых отношений, да и церковь осуждает ростовщичество, страхуя тем самым то же натуральное хозяйство от экономических потрясений, а значит, развития. Общество в современном понимании этого слова отсутствует, свободомыслие и его пропаганда невозможна — человек житейски и духовно подавлен и полностью контролируем, он подчинен и несвободен. Все несвободны идейно, так как находятся под давлением навязанной им сверху чужой мыслью, многие же не свободны физически, так как подчинены еще и другому человеку... одни в силу договора (вассалы) или устава (монахи), другие в силу крепостной зависимости. Существуют, правда, вольности и привилегии, но они распространены на сословия, корпорации и отдельных лиц — понятие свобода человека отсутствует...

Однако случайные до Х в. противоцерковные выступления позже стали приобретать постоянный характер. Почему? Существенное значение для процесса духовного раскрепощения имел хозяйственный переворот, признаки которого были налицо уже в ХII в.

Крестовые походы активизировали торговлю, которая подтачивает основы натурального хозяйства — фундамент феодализма. Причина проста — выгоднее купить какой-то товар на рынке, чем производить его дома, и наоборот, выгоднее продать то, что производишь и не копить запасы. Земледелие отделяется от промышленности, а она, в свою очередь, специализируется на отрасли. Все это приводит к распаду феодальных отношений.

Традиционные натуральные сельские повинности — барщина и оброк заменяются денежными выплатами помещику. Процесс этот затянулся надолго и завершился в Европе только к ХV в. Однако он привел к отмене крепостного права (Италия и Германия) и появлению свободы.

Возникают города, а с ними из народной толщи выделяются горожане. Необходимо сказать, что городов было мало, да и положение крестьянина и горожанина до Х в. мало чем отличалось, единственно, что городскими сеньорами чаще всего были епископы, а не рыцари. Торговля привела в движение и обогатила городское население, появилось купечество. Торговый капитал позволил горожанам вступить в борьбу
с сеньорами за свободу. Кроме того, торговые города силу своей открытости давали возможность любому стать свободным, для чего обычно требовалось прожить в городе год.

За всем этим следовало раскрепощение духа человека, который, став свободным, задумался о смысле жизни и постепенно стал освобождаться от средневековых умственных и моральных оков. Процесс раскрепощения личности проходил в оппозиции по отношению к церкви, стремясь к освобождению от ее опеки над человеком. Этому способствовали глубокие противоречия внутри самого христианского мировидения, многочисленные внутренние разногласия и парадоксы, коренившиеся в разнообразии истоков христианства.

Освобождение человека, как это ни странно, проходило под патронажем все той же торговли. Средневековый купец, сопровождая свой товар, наблюдает мир... Он подвергается всевозможным опасностям и случайностям, он изучает жизнь, культуру и традиции других народов. Чтобы заниматься торговлей требовалась сильная воля, хитрость, смелость, дипломатичность... Торговый быт средневекового купца создавал питающую почву для индивидуализма — именно эти качества воспитывала экономическая и общественная практика жизни горожанина. Это делало из него человека, обладающего сильной индивидуальностью и самостоятельностью действий.

Естественно, что занятый торговыми или промышленными делами горожанин все больше и больше отрывался от церкви, задумывался о смысле. Первыми рухнули те оковы средневековой культуры, которые мешали, сковывали инициативу такого рода людей. Каноническое учение о лихве (ростовщичестве, проценте) было заменено возрожденным римским правом. На ниве восстановления римского права более всего преуспела юридическая школа Болонского университета в Италии, которая начала вновь разрабатывать главный римский источник общих юридических построений — Пандекты, т.е. приспосабливали римские правовые нормы для нужд нового общества.

Торговля немыслима без терпимости к другим народам и верам. Однако сравнение вероисповеданий приводит к вопросам и критике религии собственной, не случайно большинство ересей в средние века возникло в городах. Появляются течения, противоположные церковной точке зрения. Прежде всего, критике подвергаются аскетическое и теократическое начала жизни.

Рост богатого торгового класса, сначала в Италии, а затем в других странах, его превосходство над феодальной аристократией и духовенством привели к тому, что простой народ обратил свой взор на купца, который был ближе к городским низшим классам и воспринимался как защитник гражданской свободы. Демократические тенденции выдвинулись на передний план, что привело к освобождению экономической жизни от церковного контроля.

Другой причиной, положившей конец средневековью, было возникновение сильных национальных монархий во Франции, Англии и Испании. Подавив внутреннюю анархию и заключив союз с богатыми купцами против аристократии, короли, начиная со второй половины ХV в., почувствовали себя достаточно сильными, чтобы вступить в борьбу с папой во имя национальных интересов.

Главным итогом Возрождения явилось появление нового человека, который, отрицая авторитеты, с помощью науки стал смелее и активнее проникать в тайны мироздания, который вышел за пределы известного его предшественникам мира и совершил великие географические открытия. Основываясь на собственном суждении, он осмелился проповедовать иную, нежели официальная, истину, бросив тем самым вызов религиозным и светским нормам, традициям и авторитетам.

Возрождение дало человеческой жизни и деятельности иную значимость. Оставаясь в высшей степени религиозным, человек стал, тем не менее, сознавать свою ценность, он все больше и больше думает о жизни земной и не заостряет своего внимания на загробном существовании человеческой души.

Рост грамотности, развитие образования и науки, появление массы полезных прогрессу изобретений, прежде всего печатного станка, способствовало невиданной скорости распространения информации о новых, нередко вредных, опасных для светской и религиозной власти или просто бунтарских идей.

Кроме того, индивидуальное чтение предполагало возможность для широкого круга читателей изучить чужой опыт и знания, сопоставления различных точек зрения, отхода от коллективного, “вечевого” мышления и как следствие развитие самосознания и индивидуализма.

Достижения исследователей естественного мира, техников и путешественников вдруг обнаружило ошибки и даже невежество ученых прошлого, порождало настроения превосходства учеников над учителями и создавало предпосылки для формирования иных подходов к пониманию природы, местоположения в ней человека и бога. Открывшаяся возможность познакомиться с укладом жизни других народов, новыми культурами, иными религиями расширяла горизонты западноевропейского общественного сознания и порождала трансформацию традиций, стереотипов и ценностей, критику существующих общественных отношений и моделирование идеального общества и государства.

Постепенно стал меняться идеальный образ человека. Раньше индивидуальность средневекового человека-христианина не идентифицировалась и как бы растворялась в обществе, теперь идеал олицетворялся с личным достоинством, свободой и одаренностью. С появлением городов-государств, а позднее самоуправляющихся городов-общин, возвысившихся за счет торговли, ремесел, искусства и науки процесс самосознания и самозначимости еще более ускорился.

Самопостижения и самосовершенства можно было достигнуть не только в келье монастыря, а в служении своему городу, на ниве общественно-политической деятельности, литературы, искусства, науки, в торговле и предпринимательстве.

Раньше незыблемость государства и его структур определялась традицией, в том числе религиозной, авторитетом власти, законом и правопорядком и невозможностью существовать без его защиты. Теперь же, для наиболее начитанных и способных механизм государственной власти стал результатом усилий различных великих личностей, например Н. Макиавелли. Этот опыт стал открыт и постигаем.

В соответствии с его взглядами добродетельно любое поведение, направленное на обеспечение или увеличение индивидуальной власти. При этом, Макиавелли считал лучшим вариантом отношения к власти, когда правителя бояться, нежели любят. В настоящее время термином «макиавеллизм» обозначаются действия людей, пренебрегающих нормами и ценностями общечеловеческой морали ради достижения политических целей.

Подобного рода работы и воззрения демонстрировали человеку, что механизм власти дается не от Бога, что он подвержен влиянию человеческой воли и разума, нашлось немало людей, желающих воспользоваться этим механизмом. И достигнуть этой вершины общественного положения и власти стало возможным не за счет знатности рода, богатства, не через многолетнее служение церкви в сане священника или монаха, а путем активной личной деятельности в светской жизни.

Так на фоне естественного ослабления контроля за индивидуальным сознанием со стороны общества и власти формировался характер нового западного человека. Возникло новое мировоззрение, которое, явившись плодом переплетения событий, научных открытий, новых идей, деятельности исторических личностей, дало жизнь иному взгляду на мир и место человека в нем.

Задания для самостоятельной работы

1. Прочитать введение в работе А. Я. Гуревич «Категории средневековой культуры» и выписать тезисно все аспекты при изучении которых можно понять культуры средневекового человека

2. Выбрать любое произведение изобразительного искусства периода Возрождения презентовать его и проанализировать на его примере ценности человека этого исторического периода



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 753; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.052 с.)