Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ценности и идеалы – фундамент культуры.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Аксиология (от греч. axia – ценность) – раздел философии, изучающий ценности. Ценность – значимость для человека или группы какого-либо объекта, выступающая ориентиром человеческого поведения. Ценности представляют собой разделяемые обществом убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Это представления о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное. Ценности всегда идеальны (не материальны). Ценность – это не вещь, а ее значение. Когда мы говорим о материальных ценностях, то имеется в виду значимость материальных объектов, а не то, что сами ценности материальны. По содержанию можно выделить следующие типы ценностей: Биологические ценности( сама жизнь, здоровье, рождение детей). Материальные ценности. Социально-политические (напр.,свобода, равенство, справедливость). Духовные: п ознавательные;эстетические;религиозные;этические. Идеал - представление о совершенстве, являющееся высшей целью и ориентиром человеческой деятельности. Идеал – это абсолютное воплощение какой-либо ценности. Например, если справедливость считается ценностью, разделяемой в обществе, то идеалом, т. е. конечной целью является абсолютно справедливое общество; если ценностью является знание, то идеалом является абсолютное знание. Идеал и ценность отличаются своим отношением к действительности. Идеал есть нечто недостижимое или достижимое лишь в бесконечности. Он, как горизонт, все время отодвигается в будущее по мере приближения к нему. Ценности и идеалы являются фундаментом каждой конкретной культуры, определяют ее лицо. Эту мысль развивал выдающийся русский-американский философ Питирим Сорокин (1889-1968).Он разъяснял это на примере культуры Запада Средних веков. Главной ценностью этой культуры являлся Бог. Соответственно все важные ее разделы выражали данную фундаментальную ценность. Архитектура, скульптура, живопись, музыка, литература, этика служили главной цели – достижению единства с Богом. Для современной культуры главной ценностью является материальный мир. Она исходит из принципа, что реально существует только то, что поддается восприятию органами чувств. Соответственно, на принцип "вещности" опираются все стороны жизни данной культуры - ее политика и экономика, искусство и литература, этика и право. Система ценностей является основным регулятором человеческой деятельности, от нее зависят мысль, творчество и верования представителей каждой культуры. 6) Врач как социальное явление и феномен культуры. Феноменальность врача в культуре объясняется особенностью его профессиональной деятельности. Профессия врача отличается рискованностью, ответственностью, рутинностью и характеризуется гносеологическим, праксиологическим, психофизиологическим, экономическим, аксиологическим аспектами, которые подчеркивают многогранность его образа. Глубокое философско-этическое значение образа врача заключается в его отношении к жизни, здоровью человека, к его правам. В силу профессии врач оказался в пространстве между Жизнью и Смертью. Объяснение его единства в многообразии черт, порожденных культурами: профессиональной, морально-правовой, экономической, политической, художественной, а также понимание этого образа в различных исторических типах культуры. Раскрываются основные исторические типы образа врача и их отражение в философии. В первобытной культуре формой врачебной деятельности было коллективное врачевание, отличающееся синкритичностью. В поздней родовой общине на основе мифологических воззрений появляется жречество и магия, для которых было характерно са кральность и символичность. Для первобытного человека врачеватель был своеобразным символом, выражающим мужество, выдержку, бесстрашие перед силами духов и одновременно – надежду на чудо исцеления. Сострадание как черта древних врачевателей формировалась посредством ритуала инициации болезни, которые совершались при посвящении в целителя. В культуре Древнего Востока сформировались две формы врачебной деятельности – профессиональное и культовое целительство. Но при этом образ врача-профессионала и образ целителя формировался на общей нравственно-религиозной основе. В античной культуре профессия врача была достаточно свободна от религиозно-мифологических влияний. Телесное и духовное здоровье были предметом восхищения, эталоном красоты и гармонии. В такой системе ценностных координат врачу отводилась роль сохранения гармонии человеческого существования в мире. Но в чем виделось содержание гармонии и красоты? Этот вопрос стал идейной основой рождения двух крайне противоположных образов античного врача Гиппократом и Платоном. Гиппократовский образ врача в своем содержании основан на милосердии. Он сохранялся в культуре на протяжении тысячелетий и был моделью идеального врача. Платоновский образ врача более рационален и прагматичен. Его содержание раскрывается в основной функции – служить воцарению справедливости в государстве, применяя и такие методы, как эвтаназия. Такой образ врача нашел свое наиболее яркое выражение в западно-европейской культуре Нового времени, а философское объяснение у Ф.Бэкона и Ф.Ницше. В средневековой Европе зависимость врача от церкви и сословия сформировали такие черты его личности как сословная замкнутостью, корпоративностью, преобладание универсального над индивидуальным, ограниченность в свободе, схоластический характер мышления и оторванность от практики врачевания. В культуре Возрождения образ врача достаточно противоречив. С одной стороны, он стремился к поиску истины опытным путем. Но с другой, - оказавшись один на один с миром, стал социально неустойчивым, неуверенным, бессильным и одиноким. В культуре Нового времени содержание образа врача составлял профессионализм, прагматизм и рационализм суждений. Именно такую философскую интерпретацию он получил у Ф.Бэкона. Эти черты стали наиболее востребованными и необходимыми личностными качествами врача в ХIХ в., в то время, как человеколюбие, сострадание и бескорыстие становились вторичными качествами врача. В ХХ в. в западной рационально-прагматической культуре сформировался образ врача – борца за биологическую чистоту. С одной стороны, такой образ есть отражение системы господствующих ценностей в культуре, с другой – предостережение будущему поколению о том, что забвение и игнорирование высшими человеческими ценностями ведет к антропологической катастрофе. Яркое философское выражение он получил у Ф.Ницше: врач – это искусный в своем профессионализме человек, мужественный и тонкий психолог. Его сущность выражается в жестком прагматизме: «больной – паразит общества», реализовалась в нацистской Германии. Человечество, потрясенное преступлениями нацистских врачей, испытавшее страх перед медициной теперь желает видеть врача-гуманиста. Появились различные научные концепции, объясняющее гуманистический смысл врачебной профессии. Это социология профессий Т.Парсонса, где отмечается, что профессия врача не может и не должна иметь рыночного характера. Она ориентирована на пациента и отличается от занятий врачеванием, тем, что врач, исходя из клятвы Гиппократа обязан лечить людей, не требуя материального вознаграждения; социология медицины Е.Фрейдсона, которыйсвязывал торжество гуманизма в отношении врача и больного с ликвидацией монополии врачей на врачевание; этика А.Швейцера, который убеждал, что только «благоговение перед жизнью» может возвысить врача до идеалов гуманизма; психоанализ К.Юнга, где образ врача гиппократовской модели оценивается как сложившейся культурный архетип. В настоящее время происходит деконструкция образа-концепта врача, что обусловлено кризисом культуры. Рождается образ врача, содержание которого составляют экономический расчет, либеральные ценности, прагматизм, небрежность, коррумпированность, алчность, высокомерие и др. Врачебное призвание представляет собой единство природных способностей и субъективных познавательных интересов врача к своей профессии, в процессе которой осуществляется наиболее полная самореализация его индивидуальности и творческих возможностей. Оно всегда объективно обусловлено и актуализировано общественной практикой. Рельефные очертания призвание получает в целях профессии. Развитие призвания связано с социализацией и инкультурацией личности и является условием формирования идеального (должного) образа врача в культуре. Кроме того, целесообразно рассмотреть такой рельефно проявляющийся в настоящее время феномен как медикализация культуры – сложный социокультурный процесс, связанный с повышенным интересом людей к медицине, с их возрастающими потребностями в качественном медицинском обслуживании. Его результатом явилось изменение характера социальных отношений в сфере профессиональной деятельности врача, формирование новых нормативных и этико-правовых положений, гуманизация её практической деятельности. При этом медикализация культуры еще не стала условием формирования медицинской культуры общества, что связано господствующим в сознании людей недоверием к профессии врача, с тем его негативным образом-архетипом, который сформировался в этнокультурной традиции. Образ знахаря, народного врачевателя остается в ментальном мире наших современников более положительным и альтернативным образу врача-профессионала. Волна медицинского оккультизма активизировало наступление на культуру чуждых ей медицинских практик и деятельность различного рода экстрасенсов, биоэнергокорректоров, магов, что нашло отражение в смешении понятий «народная медицина», «традиционная медицина» и «целительство». Народная медицина, совокупность накопленных народом эмпирических сведений о целительных средствах, лекарственных травах и гигиенических навыках, а также их практическое применение для сохранения здоровья, предупреждения и лечения болезней. Традиционная медицина – понятие более узкое, более конкретное и исторически более молодое. В ее основе обязательно лежит религиозно-философское учение, в которое органически вплетается эмпирический опыт народного врачевания данного народа. Традиционная медицина жизнеспособна там, где есть очаг и носители этой культуры, т.е. на родине. Примером являются традиционная китайская медицина, традиционная аюрведическая медицина древней Индии, тибетская традиционная медицина. Целительство - оказание лечебной помощи средствами народной медицины, чаще всего не зарегистрированными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Темы докладов и рефератов 1. Культура как мера развития человека. 2. Философское понятие культуры. 3. Культура и цивилизация. 4. Единство и многообразие культур. 5. Традиция и новаторство в культуре. 6. Социальные и личностные функции культуры. 7. Культура врача. 8. Врач как социальное явление и феномен культуры. 9. Будущее культуры. Литература 1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.1975. 2. Бахтин М.М. К философии поступка //Философия и социология науки и техники. М. 1986. 3. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. М., 1994 4. Виндельбанд В. Философия культуры: Избранное - М., 1994. 5. Волков Г. Три лика культуры. М 1986. 6. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М. 1965 7. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М.,2003 8. Давыдов Ю.Н. Культура – природа – традиция // Традиция в истории культуры. М. 1978. 9. Зиммель Г. Философия культуры. Т. 1. М., 1996. 10. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л.1987. 11. Ильенков Э.В. Философия и культура. М. 1991. 12. Каган M.C. О субстанции, строении и функциях культуры (к вопросу об основаниях культурологии) // Личность. Культура. О-во = Culture. Personality. Soc. - М., 2004. 13. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб., 1997. 14. Каменецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М. 1990. 15. Камю А. Бунтующий человек. М.1990. 16. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб. 2002 17. Культурология. ХХ век. М., 1995 18. Культурология: учебник / [В.М. Дианова, С.Н. Иконникова, М.С. Каган и др.]; С.-Петерб. гос. ун-т. - М. 2005. 19. Малиновский Б. Научная теория культуры. — М., 2000. 20. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М. 1983. 21. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М. 1991. 22. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. М.,1990. 23. Соколов Э.В. Культурология. М. 1994 24. Философия культуры. Становление и развитие. Под редакцией М. С. Кагана.СПб.1998 25. Флоренский П.А. Культ, религия, культура //Богословские труды. М. 1977. 26. Фромм Э. Иметь или быть? М. 1986. 27. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984. 28. Швейцер А. Культура и этика. М. 1973.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.214.139 (0.014 с.) |