Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и функции культуры. Культура и цивилизация.

Поиск

Таков далеко не полный обзор разнообраз-

культуры ных концепций, сформировавшихся на

протяжении истории. В нихдается характе­ристика важнейших особенностей культуры. Современное по­нимание культуры вбирает в себя названные характеристики. Понятие культуры имеет своим содержанием систему матери­альных и духовных ценностей, способов их создания, форми­рования человека, способного осваивать опыт предшествую­щих поколений и современников и использовать его для создания новых ценностей. Культура целостна и несводима ни к одному из названных элементов. Она имеет сложное строе­ние, элементы которого выделяются по разным основаниям. Всякая культура включает в себя устойчивые элементы, т.е. культурные универсалии, и элементы преходящие, возникаю­щие и исчезающие в конкретных исторических условиях.

Культурные К культурным универсалиям относятся

универсалии все родовые, общечеловеческие формы

общественной жизни: общественное про­изводство, труд и игра, досуг и общение, общественный по­рядок и управление, образование и воспитание, духовная жизнь (правовое и нравственное сознание, искусство и т.д). Они изначально складываются как деятельность по преоб­разованию природной среды и как формы созидания ново­го. Существуют и элементарные культурные универсалии

уход за телом, воспитание детей, приготовление пищи, убор­ка жилища, погребение умерших и т.д. Эти формы жизне­деятельности в специфическом виде присущи образу жизни всех цивилизованных обществ на протяжении их истории.

Исторически преходящие элементы присущи конкретным типам культуры, возникающим и исчезающим в процессе эволюции общества. Тип культуры неотделим от своей соци­ально-психологической почвы, менталитета населения, поро­дившей его цивилизации. Присущий типу культуры образ жизни, ценностные ориентации поддерживаются преем­ственностью традиций. Изменения, которым подвержена культура, обусловлены наследованием новых признаков, воз­никающих необходимо или случайно. Внутреннее единство богатейшего спектра разнообразных явлений конкретного типа культуры обнаруживается в языке и логических проце­дурах, психических стереотипах и художественной стилисти­ке, ритуалах и этикете, отличающих его от других типов куль­туры. Античная, средневековая, культура Возрождения и т.д. суть конкретно-исторические типы культуры, соответствую­щие различным эпохам истории общества в целом и отдель­ных народов в особенности. Исторически предшествующая культура не всегда исчезает, а переносится в последующие эпохи, так что наряду с различиями (иногда существенными) имеют место черты сходства, свидетельствующие о культур­ной общности народа на протяжении его многовековой ис­тории. D свою очередь конкретно-исторический тип культу­ры включает в себя субкультуры, т.е. части, обусловленные этнической, региональной или религиозной спецификой.

Внутреннее Внутреннее строение всякой культуры

строение обусловлено особенностями ее функцио-

культуры нирования. Бытие культуры обеспечива-

ется специфической деятельностью субъекта, создающего особую культурную предметность, в которой воплощен опыт человечества. Соответственно в культуре можно выделить в качестве важнейших следующие компоненты: субъект куль­туры, человеческая деятельность, культурная предметность

коммуникация между людьми, связанная с реализацией ос­новной функции культуры — хранением, передачей и усво­ением духовного опыта поколений.

Субъект культуры — индивид (личность), социальная фуп-па или общество в целом. Культура формируется и становит­ся возможной лишь как развертывание потенциала человека, его способностей, умений и навыков. Она выражает целостную характеристику социальных качеств, разума, воли, стремлений человека, его отношений к другим людям и самому себе, при­роде и обществу. Культура — одухотворенная деятельность че­ловека, она характеризует меру развития его познавательных способностей, знаний и эмоциональной отзывчивости, спо­собности понимания и эстетического вкуса, волевых качеств и способности к творчеству, отвечающему идеалу совершен­ства и красоты. Но главным, стержневым началом культур­ного человека является нравственность. Немецкий писатель Г. Гессе охарактеризовал место нравственности в культуре ла­коничной формулой: «Каждое классическое самовыражение культуры есть свидетельство определенной этики, есть дове­денный до пластической выразительности прообраз челове­ческого поведения».

Поскольку субъектом культуры является отдельный инди­вид или социальная фуппа, различаются многообразные фор­мы групповой и индивидуальной культуры. Под фупповой куль­турой понимается национальная, поселенческая (культура малого, большого города или мегаполиса, деревни, села, по­селка); культура класса, профессиональной группы и т.д. Под влиянием конкретных условий фупповая культура изменяет­ся, возникают ее новые формы. К примеру, в современном об­ществе особое место занимает массовая и элитарная культура.

Элитарная культура выступает как поиск и утверждение личностного начала. Она сложна, серьезна, изысканна, имеет новаторский характер. Ее продукция рассчитана на утонченную интеллектуальную элиту общества, способную понять и оце­нить искусность, виртуозность новаторского поиска ее созда­телей. Возникновению массовой культуры способствовало раз­витие средств массовой коммуникации — газет, популярных

журналов, радио, грамзаписи, кинематофафа, телевидения, магнитной и видеомагнитной записи. Благодаря этим сред­ствам на рынок хлынули многочисленные боевики, «мыльные оперы» и бестселлеры. Названные процессы оцениваются нео­днозначно. С одной стороны, они привели к демократизации культуры, открыв к ней доступ широкой аудитории. С другой стороны, коммерциализация средств массовой информации обусловила использование ряда приемов, снижающих ее твор­ческий потенциал, опощляющих высокую культуру.

Индивидуальная культура — мера социальности человека. Каков человек, такова и его культура. Она характеризуется в понятиях уровня культуры, ее наличия или отсутствия. Инди­видуальная культура может иметь более или менее системный характер, но может быть и «мозаичной», складывающейся под влиянием множества случайных разрозненных факторов. Че­ловек— не только творение, но и творец культуры. Он куль­турен постольку, поскольку осваивает и реализует высшие цен­ности общества, превращает их в свое внутреннее духовное достояние. О человеке можно судить не по тому, какие у него суждения о культуре, а по тому, как он реализует эти представ­ления. Культура есть реализованное, воплощенное человеческой деятельностью индивидуальное и общественное сознание, идеалы и вкусы, нравственные установки и политические устремления. Поэтому важнейшим элементом культуры является культурная деятельность.

Культурная Культура— это мир человека, только ему

деятельность свойственный способ деятельности, в про-

цессе которой он одухотворяет создаваемые им предметы, очеловечивает природу, среду его обитания. Куль­турная деятельность сознательна и ценностно ориентированна. В ней гармонически сочетаются приверженность нормам и отно­сительная самостоятельность от них, целесообразность и вне-утилитарность.

Избыточность культуры объясняется тем, что она порожда­ет субъективные ценностные переживания, имеющие глубоко личностный смысл. Она проявляется даже на уровне естествен­ных потребностей человека, которые удовлетворяются в соответ­ствии с простейшими культурными универсалиями. Культура одухотворяет потребности человека, придает им эстетическую форму, окружает символикой, зачастую весьма отдаленной от самой природной потребности. Культура в известном смысле противоположна природе, знаменуя выделение человека из мира природы. Даже самые простые, витальные потребности челове­ка как живого существа (потребность в пище, продолжении рода, защите от опасностей и т.п.) опосредованы этикетными форма­ми поведения. Культура — специфически человеческий способ удов­летворения потребностей. Отступление от ее норм — проявление бескультурья, одичания человека. Но культура не противоречит природе, как утверждали Руссо, Фрейд и некоторые другие мыс­лители, а является ее продолжением.

Потребительское отношение к природесимптом одичания, варваризации человека. Ста­новление культуры изначально связано с осознанием и уче­том ритмов природы, сохранением возможностей ее воспро­изводства. Всемирно известный деятель культуры А. Швейцер (1875—1965) в своей работе «Культура и этика» подчеркива­ет, что в основе новой этики должен лежать принцип бла­гоговения перед жизнью в любых ее проявлениях.

Культурная Человеческая деятельность — необходи-

предметность мейший элемент культуры, который пред­ставляет ее как процесс производства цен­ностей. Будучи реализованным, воплощенным в деятельности сознанием, культура включает в себя культурную предмет­ность, делающую возможной передачу последующим поколе­ниям социального опыта, способов и профамм деятельности. Культурная предметность — предельно широкое понятие, в ко­тором мыслится все то, в чем воплощаются знания, умения, нормы, ценности общества

Культурная Реализация богатств культуры предполага-

коммуникация ет их освоение, т.е. превращение в духов­ное и практическое достояние личности и общества. Поэтому важнейшим компонентом культуры явля­ется деятельность по трансляции, восприятию, осмыслению названной выше предметности. Любой предмет культуры на­поминает текст, который необходимо кому-то прочитать, чтобы он стал мыслью, а не случайным и бессмысленным на­бором знаков. Взаимообмен знаниями, опытом, оценками — необходимое условие бытия культуры. При создании культур­ной предметности человек «опредмечивает», «превращает в предмет» свои духовные силы и способности. А при освоении культурного богатства человек «распредмечивает», выявляет духовное содержание культурной предметности и превраща­ет его в собственное достояние. Поэтому бытие культуры воз­можно лишь в диалоге тех, кто создал, и тех, кто восприни­мает явление культуры. Смысловое значение предмета культуры мертво, если оно изолировано от общества, а народ отчужден от культуры. Диалог культур является формой вза­имодействия, понимания и оценки культурной предметнос­ти и находится в центре культурного процесса.

Понятие диалога в культурном процессе имеет

Функции Как общественное явление культура вы-

культуры полняет многочисленные функции. Она

включает в себя познавательную деятель­ность человека, выполняет информативную функцию, явля­ясь средством передачи социального опыта и освоения куль­туры других народов. Развитие культуры с необходимостью обусловлено ее коммуникацией с другими культурами

Культура выполняет также нормативную функцию: она ре­ализует нормы, сформировавшиеся в конкретной цивили­зации, а также создает собственные нормы и ценности, рас­пространяя их влияние на все сферы жизни и деятельности человека. В социокультурном процессе существенное значе­ние имеют ценности государственной жизни: идеократичес-кое, теократическое или политическое государства опира­ются на существенно различные культурные ориентиры. Государство обеспечивает доминирование тех норм, кото­рые укрепляют его основание и вытесняют все, что несет ему потенциальную угрозу. В свою очередь и культура осуществ­ляет отбор, селекцию общественного опыта, закрепление его в знаковых системах.

Важнейшая функция культуры — человекотворческая: инди­вид становится личностью в процессе овладения культурой. По­скольку культура является нормативно регулируемой деятель­ностью, она предстает как область производства ценностей. Явления культуры руководят социальными изменениями, на­правляя их к реализации социально значимых целей. Ценно­сти культуры выполняют функцию социальной ориентации и регулирования в данном конкретном сообществе. Культура обслуживает систему социальных отношений, опосредует и подготавливает происходящие здесь изменения и сдвиги, со­здавая специфические механизмы, обеспечивающие регуля­цию поведения человека. Это может быть прямое, непосред­ственное регулирование (право, мораль, табу). Это может быть и косвенное регулирование, осуществляемое посредством предписания к осуществлению некоторых действий, символи­зирующих те или иные ценности и требования общества. Так, этикет подменяет прямую информацию об отношении чело­века к другому человеку нейтральными формами вежливости, скрывающими их истинное содержание. Культура создает раз­ветвленную систему символов, свидетельствующих о месте че­ловека в обществе (одежда, быт, украшения), о его религиоз­ной принадлежности или приверженности к политическим взглядам и организациям. Зачастую непосредственная принад­лежность к названным группам или ценностям подменяется

символикой: индивид не ищет в религиозном ритуале духов­ного утешения, но демонстрирует свою религиозность; он не стремится к достижению конкретных политических целей, но заявляет о своих намерениях, и т.д. Тем не менее и ритуаль­ная практика, и прямое выполнение общественных требова­ний обеспечивают целостность этноса, его социальной, эко­номической, политической и культурной жизни.

Важнейшие функции культурыадаптационная и негэн-тропийная. Как область творческого поиска она находит но­вые возможности ответа на «вызов» истории и природы, для решения назревших в обществе проблем. Культура обеспе­чивает адаптацию общества к переменам и взаимодействию с другими цивилизациями. Негэнтропийная функция — со­хранение общества как качественно своеобразного феноме­на. Культура противостоит разрушительным тенденциям, поскольку содержит механизмы селекции ценностей, в ре­зультате чего одни феномены цивилизации, имеющие огра­ниченное историческое значение, уходят в небытие, другие включаются в сокровищницу общечеловеческого достояния. В отличие от цивилизации, вмещающей в себя как созида­тельные, так и разрушительные явления, культура гуманис­тична, позитивна, она носитель творческого начала челове­ческого деятельности.

Не всякий созданный человеком предмет — явление куль­туры, и не всякий человек культурен. Бескультурье или низкий уровень культуры означают отделение части населения от сво­ей культуры. Неграмотность, безнравственность, отсутствие отвечающих культурным нормам навыков поведения, обще­ния, труда, элементарных гигиенических навыков, бездумное отношение к природе и тому подобные проявления низкой культуры — результат плохой культурной политики или ее пол­ного отсутствия. Бескультурье может быть и результатом со­знательной политики, которую можно назвать антикультурой. Нигилистически упрощенное представление о культурном процессе превосходно отразил И.С. Тургенев в своем романе «Отцы и дети». Нигилизм усматривает условие прогресса в ниспровержении веками создававшихся народом культурных

ценностей. Имели место попытки создать принципиально но­вую пролетарскую культуру и в первые годы после революции 1917 г. Теоретическое обоснование подобных претензий пред­лагали деятели «Пролеткульта», отрицавшие преемственность в культурном процессе. И хотя установки «Пролеткульта» нео­днократно и весьма жестко критиковались В. И. Лениным, они реализовались на практике. Нигилистическое отношение к культуре в России в послереволюционный период выражалось в уничтожении храмов, икон, картин, забвении или осуждении трудов выдающихся деятелей культуры. Невосполнимый ущерб культуре принесло физическое истребление выдающих­ся ученых, философов, художников, служителей церкви.

Но в каких бы условиях ни существовала культура, она противостоит хаосу и дезорганизации общества. «Культура есть начало вечности», — писал Н.А. Бердяев. (Бердяев НА. Смысл истории. М., 1990. С. 94). В произведениях искусст­ва, предметах быта, в научных трудах и архитектурных памят­никах, во всем многообразии культуры человеческий дух про­должает жизнь, обеспечивая бессмертие человеческого рода.

Культура охватывает все сферы человеческой деятельно­сти, связывает воедино экономическую, социальную, поли­тическую и духовные подсистемы общества. Но координаты культурного процесса определяются цивилизацией, ее нор­мами. Культура прочно укоренена в цивилизации, составля­ет ее плоть от плоти. Связь и взаимозависимость культуры и цивилизации настолько велики, что многие философы и уче­ные отождествляют эти понятия. И это не случайно: при нор­мальном состоянии общества они практически неразличимы. Цивилизация и культура едины: не существует цивилизации без своей культуры, не существует и культуры без цивилиза­ции. И культура, и цивилизация имеют нормативную приро­ду. Различие между ними состоит в том, что цивилизация со­здает предпосылки культурного процесса, регламентирует его. В свою очередь культура создает условия развития цивилиза­ции, являясь творчеством нового. Но культура не тождествен­на цивилизации, как цивилизация не тождественна культуре. Культура есть свободная деятельность, предполагающая воп

Как один из элементов цивилизации культура соответству­ет ей, но как элемент, способный к самостоятельному разви­тию, она может вступать в противоречие с цивилизацией. На­личие названного противоречия — источник развития и культуры, и цивилизации. Тождество между ними теоретичес­ки возможно лишь как полное подавление цивилизацией куль­туры. Это означало бы утверждение господства технико-меха­нических, бездуховных форм жизнедеятельности, подавление творческой инициативы личности. Жесткая регламентация поведения человека во всех сферах его жизни превращает об­щество в царство застоя. Оно утрачивает способность адапти­роваться к меняющимся условиям. Поэтому смерть культуры неминуемо ведет к гибели всего социума. Это неоднократно бы­вало в истории цивилизаций, оставивших после своей гибели руины некогда процветающей культуры.

Но и радикальное расхождение культуры и цивилиза­ции приводит к гибели последней. Поэтому в цивилизации имеются собственные механизмы социального контроля над культурой. Определяя и стимулируя развитие культу­ры, цивилизация ограничивает его, подчиняет интересам целого. Жизненность, динамизм цивилизации зависят от способности ее механизмов подчинять разнообразие куль­турных форм своим идеалам и образцам. Ведь средствами культуры решаются проблемы развития цивилизации, ее адаптации к новому. В то же время существование цивили­зации во многом зависит от того, способна ли культура пре­одолевать консерватизм ограничений, обязывающих ее придерживаться сложившихся стандартов, норм и правил. Культура по своей природе — область творчества, не тер­пящего рутины и шаблона. И если она не сможет преодо­левать жесткие нормативные ограничения, то цивилизация может погибнуть, например, от экологической катастрофы или под давлением нарастающих противоречий между ро­стом народонаселения и способностью защитить его о

массовой гибели, от голода и болезней. Поэтому противо­речия между культурой и цивилизацией являются источни­ком их развития, а их тождество означает застой и гибель.

Цивилизация создает общие предпосылки культурного процесса, это явление глобального масштаба, охватываю­щее огромные регионы и континенты. Культура— конк­ретное воплощение этих предпосылок, она индивидуали­зирована, уникальна, имеет ярко выраженный этнический характер. Как выражение индивидуального начала каждо­го социума культура обусловливает различия между наро­дами, принадлежащими к одной цивилизации. Она отража­ет в нормах поведения, привычках, духовной жизни то, что специфично для данного народа, что составляет его этно­социальную индивидуальность: язык, историческую судь­бу, религию, контакты с другими народами и т.д. Одна и та же цивилизация создает множество культур. Так, европей­ская цивилизация включает французскую, немецкую, анг­лийскую и т.д. культуры.

Цивилизация вмещает в себя как положительные, утвер­дительные условия бытия человека, так и негативные. В от­личие от цивилизации, культура представляет сферу ценно­стей, она либо есть, либо ее нет. Все, что создано в рамках данной цивилизации, принадлежит ей, является ее достоя­нием. Однако было бы ошибочным называть культурой все, созданное человечеством в сфере общественного производ­ства. Не все, созданное цивилизацией, культурно. Так, средства массового уничтожения людей — несомненный продукт ев­ропейской цивилизации XX в. Но это не культура, это про­тивостоит культуре, представляя реальную угрозу ее суще­ствованию.

Как совокупность норм, правил, запретов, предписа­ний, цивилизация подчиняет себе, регламентирует дея­тельность людей. Культура — свободная духовная и мате­риальная деятельность в соответствии с этими нормами. Но не всякое нормативно одобряемое действие культур­но. Так, каменное орудие в равной мере может быть на­звано предметом культуры, а может быть и средством вы

живания. Возделывание почвы свободным греческим кре­стьянином может быть культурной деятельностью, а ее обработка рабом, подгоняемым бичом надсмотрщика, культурной называть невозможно, хотя раб выполняет те же правила земледелия, что и свободный человек. Циви­лизация XX в. оставила после себя гниющие искусствен­ные моря, созданные человеком сообразно инженерным расчетам, в соответствии со строительными нормами и правилами. Она уничтожила Аральское море, но перепол­нила Каспий, в результате чего происходит затопление объектов культуры. Подход, воплотившийся в классичес­кой формуле И.В. Мичурина: «Мы не можем ждать мило­стей от природы, взять их у нее — наша задача», мог быть и во многом реализовался как культурная деятельность (достижения в селекции растений и животных). Этот же принцип существования цивилизации породил гигантс­кий конфликт человека и природы со всеми последстви­ями вакханалии бескультурья.

Культура неотделима от человеческой деятельности, ее прогресс обусловлен участием индивидов и социальных групп в культурно-историческом творчестве. А.Тойнби под­черкивает: «Культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации. В сравнении с ним экономический и тем более политический планы кажутся искусственными, несущественными, заурядными создани­ями природы и движущих сил цивилизации». {ТойнбиА. По­стижение истории. М., 1991. С. 355—356). Цивилизация — самоподдерживающаяся неизменность общества, носитель социальной статики. Культура — носитель социальной ди­намики, она формирует и одновременно формируется сама творческим меньшинством личностей, способных дать «от­вет» на «вызов» истории и сообщить импульс социальным изменениям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.101 (0.016 с.)