Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Культура как предмет культурологии↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс
для студентов очной и очно-заочной формы обучения
направление подготовки 030900 юриспруденция
Москва 2011
Автор: Горностаева Людмила Геннадьевна, кандидат культурологии, старший преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплинРоссийской академии правосудия
Рецензенты: Антюшин С.С. - доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия. Беляев Г.Г. – доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и социально-экономических дисциплин Московской государственной академии водного транспорта.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр"). Одобрен на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия (протокол № 15 от 04 июля 2011 г.). Утвержден Учебно-методическим советом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол №____ от ____ __________ 2011 г.)
© Российская академия правосудия, 2011
© Горностаева Л. Г., 2011
СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………….4 Объем дисциплины и виды учебной работы ……………………………………..8 Тематический план (очная форма обучения)…………………………………….9 Тематический план (очно-заочная форма обучения)…………..……………….10 Программа курса ……… …………………………………………………….…...10 Планы семинарских (практических) занятий……….…………………………....18 Методические рекомендации по изучению дисциплины………………………..24 Задания для выполнения контрольных работ.……………………………………26 Литература ………………………………………………………………………….26 Вопросы к итоговому контролю (зачету)……………………………………29 Введение
Учебно-методический комплекс предназначен для реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр"). Значимость культурологии для подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием состоит, прежде всего, в инкультурации человека, то есть его включенности в культуру. Этот процесс протекает на протяжении всей жизни человека, но особенно интенсивно в годы становления личности, обучения молодежи в учебных заведениях. Высшее профессиональное образование не может сегодня считаться полноценным без изучения истории культуры, понимания обучающимися особенностей разнообразных культурных феноменов. Актуальность курса «Культурология» обусловлена также возрастающей ролью гуманитарного знания в современном обществе, необходимостью всестороннего интеллектуального развития студентов, ориентацией их в мире духовных ценностей, установкой на активную и творческую самостоятельную работу по осмыслению истории и теории культуры, адаптацией к социокультурной реальности своего региона, страны и мира. Во все времена люди видели в юристе высокообразованного и культурного человека. Многие из юристов в истории России являли собой образец в деятельности и образе жизни, представлялись обществу своеобразными символами интеллигентности и эрудированности. С учетом реалий сегодняшнего дня юрист не может быть человеком «свободным от культуры». Целью настоящего курса является изучение сущности культуры во всем ее многообразии, позволяющей будущим специалистам в области юриспруденции, не только объяснять историко-культурный процесс в его конкретном воплощении; но воспроизводить модели различного типа культур и проводить их сравнительный анализ в непосредственной практической деятельности.
Основные задачи: - способствовать широкой гуманитарной и общекультурной подготовке будущих юристов; - ориентация студентов в мире общечеловеческих ценностей; - изучение и осмысление истории, теории и философии культуры, адаптация теоретических положений к правовой реальности; - вооружить студентов основными методами анализа культуры; - дать студентам глубокие и всесторонние знания происхождения и сущности культуры, ее типов; - углубить понимание студентами отечественной культуры и ее роли в мировой культуре; - научить студентов осуществлять социально-философский анализ различных явлений культуры; - дать студентам рекомендации по исследованию с позиций культуры глобальных проблем современности; - изучить основные законодательные акты Российской Федерации по вопросам культуры.
Культурология относится к учебным дисциплинам гуманитарного и социально-экономического цикла основной образовательной программы направления подготовки бакалавра юриспруденции. Процесс изучения культурологии направлен на формирование у студентов общекультурных компетенций: - способность к восприятию, обобщению и анализу информации по вопросам культуры (ОК-3); - способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); - формирование культуры поведения и навыков работы в коллективе (ОК-5); - стремление к саморазвитию (ОК-7); - способность использовать основные положения и методы социальных и гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); - способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); - способность работать с информацией, в том числе в глобальных компьютерных сетях, используя основные методы, способы и средства получения и переработки информации (ОК-11, ОК-12);
профессиональных компетенций: - способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитой правовой культуры (ПК-2); - способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); - способность толковать различные правовые акты (ПК-15).
В результате изучения культурологии студенты должны знать: - сущность, структуру и функции культуры; - генезис культурологии как науки и ее подходы к исследованию социально-культурной реальности; - основные методы познания культуры и основные культурологические концепции; - общие закономерности, тенденции развития различных видов и жанров искусства; - явления классической художественной культуры, основные стили и направления современной культуры; - генезис и ментальность русской культуры, ее пути развития и доминанты; - выдающихся деятелей современной отечественной и зарубежной культуры;
уметь: - ориентироваться в основных культурологических концепциях, в проблемах современной культурной жизни; - рассматривать культуру, мораль и право в их взаимосвязях; - в общих чертах анализировать различные формы и типы культур; - анализировать явления элитарной и массовой культуры; - ориентироваться в многообразии направлений, форм и стилей художественной культуры современности; - использовать культурологические знания в юридической практике; - всемерно способствовать сохранению мирового и национального культурного наследия;
владеть: - навыками анализа влияния культуры на развитие современного общества; - основными методами исследования культуры; - навыками применения культурологических знаний в интересах юридической теории и практики; - навыками работы с учебной, периодической и научной литературой, вести дискуссию по основным проблемам культуры.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Тематический план а) очная форма обучения
б) очно - заочная форма обучения
Программа курса Тема 2. Культура и право Культура как сфера ценностей человека. Обычаи, табу – древние правила поведения людей в коллективном сообществе. Мораль как совокупность норм, принципов, оценок, регулирующих поведение человека в обществе. Роль общественного и индивидуального сознания в сфере моральной регуляции. Формирование морального сознания и правосознания как особой формы общественного сознания на базе развитой культуры и сложившихся в обществе культурных ценностей. Правосознание – особая форма общественного сознания; совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств человека, их объединений или всего общества относительно права и его роли. Право как высшая ценность культуры. Право, как необходимая форма, в которой возможна культура. Взаимодействие морали и права в обществе – сложный многогранный процесс, проявляющийся в реализации правовых норм. Противоречие права и нравственности как один из стимулов их дальнейшего изменения. Правовая культура как важная составная часть общей культуры и как достигнутый уровень развития правовой организации жизни людей. Основные элементы правовой культуры: правовые (государственно-правовые) воззрения, нормы, институты (учреждения) и поведенческие отношения. Тема 5. Динамика культуры Понятие «динамика культуры». Концепция социокультурной динамики П. Сорокина. Проблема происхождения и эволюции культуры. Антропо–социо–культурогенез. Основные концепции динамики культурно-исторического процесса: линейного, прогрессивного развития культуры (Гегель, О.Конт, К.Маркс); теории локальных культур (Н.Я. Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби), пассионарная теория Л.Н. Гумилева, синергетический подход к динамике культуры. Культурная динамика как способ адаптации социокультурных систем к новым условиям. Целостность, упорядоченность, направленный характер культурной динамики. Источники измененийв культуре. Инновационные процессы: открытия, изобретения, инновации. Культурная трансмиссия: социализация, инкультурация. Преемственность поколений как фактор социокультурной динамики. Традиции. Культурная диффузия. Каналы и условия культурной диффузии. Идеи диффузионизма в современной культурной политике и геополитике. Деятельность политических и культурных элит, политические и религиозные движения, экологические кризисы как факторы культурной динамики.
Планы практических и семинарских занятий
Литература Основная литература Антология культурологической мысли/Авт.- сост. Мамонтов С.П., Мамонтов А.С. М., 1996. Аронов А.А. Мировая художественная культура. Россия. Конец XIХ-XX век. М., 1998. Багдасарьян Н. Г.. Культурология. М.. 2010. Гуревич П.С. Культурология: Уч. пособие. М., 2008. 3оргиева Т.С. Русская культура: история и современность. М., 1998. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. М., 2005. Ионин Л. Г. Социология культуры: Уч. пособие. М., 2000. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. СПб, 2006. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1994. Кондаков И.В. Культура России. М., 2007. Культурология. Курс лекций /Под ред. проф. Радугина А.А. М., 2000 Культурология / Под редакцией С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. СПб., 2010. Культурология/под ред. Ю.Н.Солонина и М.С.Кагана. М., 2010. Садохин А.П. Культурология. Теория и история культуры. М., 2005. Розин В.М. Культурология. М., 2005. Культурология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 2008. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1990.
Дополнительная литература Барт Р. Мифологии М., 2000. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1999. Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права. М., 1998. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII века. 1992. Герман М. Модернизм. Искусство первой половины XX века. М.. 2008. Гнедич П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. М., 2002. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 2000. Ильина Т. История искусств. Отечественное искусство. М., 2000. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983. Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве. М., 2010. Рескин Д. Лекции об искусстве. М. 2007. Флиер А. Я. Культурология для культурологов. М., 2010. Фромм Э. Душа человека. М., 1998. Йохан Хейзинга. Осень средневековья. М., 2002. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М„ 1993; Т.2.М., 1998. Юнг К.Г. Сознательное и бессознательное. М., 1997. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
Интернет-ресурсы www.artclassic.edu.ru - коллекция материалов по теме "Мировая художественная культура" на Российском общеобразовательном портале. www.gumer.info – в разделе «Культурология» представлен широкий выбор литературы, посвященной культуре и искусству. www.countries.ru - сайт для студентов-культурологов, справочные и учебные материалы по теории и истории культуры.
Вопросы к итоговому контролю (зачету) 1. Культурология и ее место в системе гуманитарных наук. 2. Основные школы и направления культурологии. 3. Понятие культуры, основные подходы к его определению. 4. Культура и природа. 5. Культура и общество. 6. Динамика культуры. 7. Семиотика культуры. 8. Культура как знаково–символическая система. 9. Культура и цивилизация. 10. Исторические типы культуры. 11. Функции культуры. 12. Культура и религия. 13. Культура и мораль. 14. Культура и право. 15. Культура и искусство. Своеобразие художественной культуры. 16. Элитарная и массовая культуры. 17. Основные подходы к изучению культуры и специфические методы ее изучения. 18. Культура и этнос. Национальное своеобразие культур. 19. Культура и личность. 20. Культурная коммуникация. 21. Н.А.Бердяев: человек в мире культуры, свободы и творчества. 22. Культурологическая теория О.Шпенглера. 23. Учение З.Фрейда и его влияние на культуру. 24. Бессознательное К.Юнга и его проявление в культуре и искусстве. 25. Культурно-историческая теория П.А.Сорокина. 26. Игровая концепция культуры Й.Хейзинги. 27. Основные культурологические концепции ХХ века. 28. Особенности культурологической мысли в России. 29. Культура и процессы глобализации в современном мире. 30. Институты культуры и их значение. Памятники культуры. 31. Проблемы традиций, преемственности и новаторства в культуре. 32. Модернизм и постмодернизм в культуре XX века. 33. Культура постиндустриального и информационного общества. 34. Культура и глобальные проблемы современности. 35. Миф как явление культуры. 36. Особенности становления и развития русской культуры. 37. Традиционные установки русской культуры. 38. Место и роль России в мировой культуре. 39. Проявление культурных особенностей в правосознании. 40. Культура личности юриста. [1] По согласованию с преподавателем студент может предложить инициативную тему эссе. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс
для студентов очной и очно-заочной формы обучения
направление подготовки 030900 юриспруденция
Москва 2011
Автор: Горностаева Людмила Геннадьевна, кандидат культурологии, старший преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплинРоссийской академии правосудия
Рецензенты: Антюшин С.С. - доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия. Беляев Г.Г. – доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и социально-экономических дисциплин Московской государственной академии водного транспорта.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр"). Одобрен на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия (протокол № 15 от 04 июля 2011 г.). Утвержден Учебно-методическим советом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол №____ от ____ __________ 2011 г.)
© Российская академия правосудия, 2011
© Горностаева Л. Г., 2011
СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………….4 Объем дисциплины и виды учебной работы ……………………………………..8 Тематический план (очная форма обучения)…………………………………….9 Тематический план (очно-заочная форма обучения)…………..……………….10 Программа курса ……… …………………………………………………….…...10 Планы семинарских (практических) занятий……….…………………………....18 Методические рекомендации по изучению дисциплины………………………..24 Задания для выполнения контрольных работ.……………………………………26 Литература ………………………………………………………………………….26 Вопросы к итоговому контролю (зачету)……………………………………29 Введение
Учебно-методический комплекс предназначен для реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр"). Значимость культурологии для подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием состоит, прежде всего, в инкультурации человека, то есть его включенности в культуру. Этот процесс протекает на протяжении всей жизни человека, но особенно интенсивно в годы становления личности, обучения молодежи в учебных заведениях. Высшее профессиональное образование не может сегодня считаться полноценным без изучения истории культуры, понимания обучающимися особенностей разнообразных культурных феноменов. Актуальность курса «Культурология» обусловлена также возрастающей ролью гуманитарного знания в современном обществе, необходимостью всестороннего интеллектуального развития студентов, ориентацией их в мире духовных ценностей, установкой на активную и творческую самостоятельную работу по осмыслению истории и теории культуры, адаптацией к социокультурной реальности своего региона, страны и мира. Во все времена люди видели в юристе высокообразованного и культурного человека. Многие из юристов в истории России являли собой образец в деятельности и образе жизни, представлялись обществу своеобразными символами интеллигентности и эрудированности. С учетом реалий сегодняшнего дня юрист не может быть человеком «свободным от культуры». Целью настоящего курса является изучение сущности культуры во всем ее многообразии, позволяющей будущим специалистам в области юриспруденции, не только объяснять историко-культурный процесс в его конкретном воплощении; но воспроизводить модели различного типа культур и проводить их сравнительный анализ в непосредственной практической деятельности.
Основные задачи: - способствовать широкой гуманитарной и общекультурной подготовке будущих юристов; - ориентация студентов в мире общечеловеческих ценностей; - изучение и осмысление истории, теории и философии культуры, адаптация теоретических положений к правовой реальности; - вооружить студентов основными методами анализа культуры; - дать студентам глубокие и всесторонние знания происхождения и сущности культуры, ее типов; - углубить понимание студентами отечественной культуры и ее роли в мировой культуре; - научить студентов осуществлять социально-философский анализ различных явлений культуры; - дать студентам рекомендации по исследованию с позиций культуры глобальных проблем современности; - изучить основные законодательные акты Российской Федерации по вопросам культуры.
Культурология относится к учебным дисциплинам гуманитарного и социально-экономического цикла основной образовательной программы направления подготовки бакалавра юриспруденции. Процесс изучения культурологии направлен на формирование у студентов общекультурных компетенций: - способность к восприятию, обобщению и анализу информации по вопросам культуры (ОК-3); - способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); - формирование культуры поведения и навыков работы в коллективе (ОК-5); - стремление к саморазвитию (ОК-7); - способность использовать основные положения и методы социальных и гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); - способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); - способность работать с информацией, в том числе в глобальных компьютерных сетях, используя основные методы, способы и средства получения и переработки информации (ОК-11, ОК-12);
профессиональных компетенций: - способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитой правовой культуры (ПК-2); - способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); - способность толковать различные правовые акты (ПК-15).
В результате изучения культурологии студенты должны знать: - сущность, структуру и функции культуры; - генезис культурологии как науки и ее подходы к исследованию социально-культурной реальности; - основные методы познания культуры и основные культурологические концепции; - общие закономерности, тенденции развития различных видов и жанров искусства; - явления классической художественной культуры, основные стили и направления современной культуры; - генезис и ментальность русской культуры, ее пути развития и доминанты; - выдающихся деятелей современной отечественной и зарубежной культуры;
уметь: - ориентироваться в основных культурологических концепциях, в проблемах современной культурной жизни; - рассматривать культуру, мораль и право в их взаимосвязях; - в общих чертах анализировать различные формы и типы культур; - анализировать явления элитарной и массовой культуры; - ориентироваться в многообразии направлений, форм и стилей художественной культуры современности; - использовать культурологические знания в юридической практике; - всемерно способствовать сохранению мирового и национального культурного наследия;
владеть: - навыками анализа влияния культуры на развитие современного общества; - основными методами исследования культуры; - навыками применения культурологических знаний в интересах юридической теории и практики; - навыками работы с учебной, периодической и научной литературой, вести дискуссию по основным проблемам культуры.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Тематический план а) очная форма обучения
б) очно - заочная форма обучения
Программа курса Тема 1. Культура как предмет культурологии Этимология понятия «культура». Культура как антропологический феномен. Понятие артефакта. Культура как система ценностей, ориентаций, координат, символов. Знаки культуры или символические формы культуры. Культурология как теоретическая дисциплина. Место культурологии в системе общественных наук. Философия культуры – изучение культуры в контексте философских проблем: бытия, сознания, общества, личности. Антропология культуры – одно из направлений в западной этнографии, исследующей совокупность знаний о человеке, этнической и индивидуальной психологии и этнологии. История культуры. Социология культуры – специфическая отрасль знания, изучающая социальные закономерности развития культуры. Психология культуры – изучение культурно-исторических типов личности, характерных для данного общества. Предпосылки возникновения культуры. Первые материальные и духовные проявления культуры. Синкретический характер первобытной культуры. Культура как деятельность и поведение людей. Культура как социальная память человечества. Миф как первая историческая форма культуры. Зарождение термина «культура» в период античности. Лингвистическая многозначность термина: культура как возделывание, почитание, образ жизни, образование и развитие, совершенствование. Ренессансное представление о культуре, понимание гуманистами значения цивилизации и роли личности в развитии культуры. Философско-теоретическое осмысление культуры в Новое время и в эпоху Просвещения. Проблема определения сущности культуры. Соотношение понятий «культура», «природа» и «цивилизация». Возникновение понятия «цивилизация». формирование антитезы «цивилизация – культура». Различные подходы к разделению понятий «цивилизация – культура». Взаимодействие природы и культуры. Человек и природа. Экологическая культура и экологическое сознание. Природа в постиндустриальной цивилизации.
Тема 2. Культура и право Культура как сфера ценностей человека. Обычаи, табу – древние правила поведения людей в коллективном сообществе. Мораль как совокупность норм, принципов, оценок, регулирующих поведение человека в обществе. Роль общественного и индивидуального сознания в сфере моральной регуляции. Формирование морального сознания и правосознания как особой формы общественного сознания на базе развитой культуры и сложившихся в обществе культурных ценностей. Правосознание – особая форма общественного сознания; совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств человека, их объединений или всего общества относительно права и его роли. Право как высшая ценность культуры. Право, как необходимая форма, в которой возможна культура. Взаимодействие морали и права в обществе – сложный многогранный процесс, проявляющийся в реализации правовых норм. Противоречие права и нравственности как один из стимулов их дальнейшего изменения. Правовая культура как важная составная часть общей культуры и как достигнутый уровень развития правовой организации жизни людей. Основные элементы правовой культуры: правовые (государственно-правовые) воззрения, нормы, институты (учреждения) и поведенческие отношения.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.86 (0.018 с.) |