Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Основные культурологические концепцииСодержание книги Поиск на нашем сайте
Антропологическое понимание культуры. Эволюционизм: Э Тайлор, Г, Спенсер, Л. Морган, Д. Фрэзер. О. Шпенглер – один из создателей концепции «локальных цивилизаций». Цикличность, замкнутость и неповторимость культур. Отличие теории культурно-исторических типов П.Сорокина от культурологических концепций О. Шпенглера и А. Тойнби. Психоаналитические концепции культуры – З.Фрейд, К.Г.Юнг. Культура и искусство как результат сублимации психологической энергии человека в духовные и культурные материальные ценности в концепции З. Фрейда. Открытие К.Юнгом «коллективного бессознательного». Его культурный характер. «Архетип» как психический смысл. Архетипы коллективного бессознательного. И. Хейзинга и его концепция игровой культуры. Природа и значение игры как явления культуры. Судебный процесс как состязание. Игровой элемент в различных формах и направлениях современной культуры. Культурологические идеи в философии А.Шопенгауэра. Культура и цивилизация. Аполлоническая душа античной и фаустовская душа европейской культуры. Ф.Ницше и современная культурология. Аполлоническое и дионисийское начала культуры в концепции Ф.Ницше. Философия культуры неокантианства: от «наук о духе» к «наукам о культуре» (В.Дильтей, Г.Риккерт). «Понимающая социология» М.Вебера. Социальная антропология и структурный функционализм – Б.Малиновский, А.Радклифф-Браун, Т.Парсонс. Вариации структурного подхода в середине ХХ века: структурная антропология и структурализм – К.Леви-Стросс, М.Фуко, Р.Барт. Особенности культурологической мысли в России. Понимание культуры как религиозно-духовного опыта человечества.Роль православия в становлении духовности русского народа. Западничество, славянофильство и выбор пути развития русской культуры. Культурологические теории в России как форма национального самосознания. Проблематизация идеи культуры на рубеже XIX - XX вв. Опыт постижения культуры в русской культурологии первой трети XX столетия. Философия Н.Бердяева. Свободный человеческий дух как творец культуры. Культурологическое значение концепций «всеединства» В.Соловьева, П.Флоренского Культурологическая школа русской медиевистики (И.Гревс, Л.Карсавин, Н.Анцыферов, О.Добиаш-Рождественская). Культурология русского символизма: А.Белый, Вяч.Иванов, П.Флоренский. Ф.Зелинский. «Исход к Востоку» в евразийской культурологии (Н.Трубецкой, П.Савицкий, Г.Вернадский) М.Бахтин и современная культурология. Становление русской семиотики. Ю. Лотман. Культурно-историческое направление в психологии (Л.С.Выготский, А.Р.Лурье). Идеи Д.С.Лихачева о пространственно-временных особенностях «русского мышления». Тема 4. Структура, функции и типология культуры
Структура культуры. Предметный мир культуры: культура материальная и духовная. Художественная культура. Обыденная и специализированная культура. Носители культуры: мировая культура, национальная культура, культура социальных общностей. Культура как человеческая деятельность: экономическая, политическая, правовая культура. Структурная целостность культуры. Понятия материальной и духовной культуры. Основные формы духовной культуры ее функции. Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры. Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры. Философские основы массовой культуры. Элитарная культура как антипод массовой культуры. Неоднозначность определения элиты в различных социологических и культурологических теориях (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Х. Ортега-и-Гассет). Возникновение культурологических теорий, противопоставляющих друг другу массовую и элитарную культуру, как своеобразная реакция на сложившиеся негативные процессы в культуре XX века. Основные функции культуры. Культура как форма накопления, хранения и трансляции знания. Роль культуры как механизма регуляции социального поведения человека по отношению к окружающему и внутреннему миру. Нормативная функция культуры. Культура как способ социализации личности. Многообразие подходов к понятию «тип культуры». Ведущие основания типологии культуры: исторические, формационные, цивилизационные, сословно-групповые, религиозные, этнические и др. Типологизация культур в различных философско-исторических концепциях. Линейные и циклические теории культуры. Культурно-антропологическая типологическая модель классического эволюционизма. Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби о типологии исторических культур. Структурно-антропологические подходы к типологии культур. Социокультурные суперсистемы П.Сорокина. Типы культур, соответствующие типам социально-экономических формаций (К.Маркс). “Идеальные типы” культуры М.Вебера как инструмент культурологического исследования. Ось мирового времени К.Ясперса. Уникальность культур и культурное единство человечества. Тенденции культурной универсализации и «многомерный диалог» культур. Типология культур в философской школе «диалогики культур» (В.Библер и др.). Современные типологические классификации культуры: традиционные, индустриальные и постиндустриальные типы культур. Модернизация как социокультурный процесс. Особенности перехода незападных обществ к современным формам жизни и критика моделей “вестернизации” как универсального пути в ХХI век. Понятие менталитета. Ментальность как основа единства культурной традиции или сообщества. Ментальность как характеристика специфических уровней индивидуального и коллективного сознания. Изучение ментальности как типа культуры – информативный источник для специалистов в области юриспруденции.
Тема 5. Динамика культуры Понятие «динамика культуры». Концепция социокультурной динамики П. Сорокина. Проблема происхождения и эволюции культуры. Антропо–социо–культурогенез. Основные концепции динамики культурно-исторического процесса: линейного, прогрессивного развития культуры (Гегель, О.Конт, К.Маркс); теории локальных культур (Н.Я. Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби), пассионарная теория Л.Н. Гумилева, синергетический подход к динамике культуры. Культурная динамика как способ адаптации социокультурных систем к новым условиям. Целостность, упорядоченность, направленный характер культурной динамики. Источники измененийв культуре. Инновационные процессы: открытия, изобретения, инновации. Культурная трансмиссия: социализация, инкультурация. Преемственность поколений как фактор социокультурной динамики. Традиции. Культурная диффузия. Каналы и условия культурной диффузии. Идеи диффузионизма в современной культурной политике и геополитике. Деятельность политических и культурных элит, политические и религиозные движения, экологические кризисы как факторы культурной динамики.
Тема 6. Искусство как феномен культуры Понятие и сущность искусства. Искусство и художественная культура. Функции искусства. Функции искусства: коммуникативная, познавательная, воспитательная, игровая, гедонистическая. Эстетический и социальный смыслы искусства. Искусство как творчество, сотворчество, познание, передача культурного опыта. Потребление искусства, его социокультурные смыслы. Виды искусства: пространственные (пластические), временные (динамические), пространственно-временные виды искусства. Жанры, стили и направления в искусстве. Народное и профессиональное, элитарное и массовое искусство. Происхождение и сновные вехи в развитии искусства. Различные способы отражения действительности в искусстве (историческая ретроспектива). Новые формы существования искусства и их существование наряду с традиционными художественными формами. Постепенное исчезновение народного искусства в мире высокоразвитых индустриальных цивилизаций и бурное развитие массовой культуры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.206.87 (0.007 с.) |