Тема 3. Основные культурологические концепции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Основные культурологические концепции



Антропологическое понимание культуры. Эволюционизм: Э Тайлор, Г, Спенсер, Л. Морган, Д. Фрэзер.

О. Шпенглер – один из создателей концепции «локальных цивилизаций». Цикличность, замкнутость и неповторимость культур. Отличие теории культурно-исторических типов П.Сорокина от культурологических концепций О. Шпенглера и А. Тойнби.

Психоаналитические концепции культуры – З.Фрейд, К.Г.Юнг. Культура и искусство как результат сублимации психологической энергии человека в духовные и культурные материальные ценности в концепции З. Фрейда. Открытие К.Юнгом «коллективного бессознательного». Его культурный характер. «Архетип» как психический смысл. Архетипы коллективного бессознательного.

И. Хейзинга и его концепция игровой культуры. Природа и значение игры как явления культуры. Судебный процесс как состязание. Игровой элемент в различных формах и направлениях современной культуры.

Культурологические идеи в философии А.Шопенгауэра. Культура и цивилизация. Аполлоническая душа античной и фаустовская душа европейской культуры. Ф.Ницше и современная культурология. Аполлоническое и дионисийское начала культуры в концепции Ф.Ницше.

Философия культуры неокантианства: от «наук о духе» к «наукам о культуре» (В.Дильтей, Г.Риккерт). «Понимающая социология» М.Вебера.

Социальная антропология и структурный функционализм – Б.Малиновский, А.Радклифф-Браун, Т.Парсонс. Вариации структурного подхода в середине ХХ века: структурная антропология и структурализм – К.Леви-Стросс, М.Фуко, Р.Барт.

Особенности культурологической мысли в России. Понимание культуры как религиозно-духовного опыта человечества.Роль православия в становлении духовности русского народа. Западничество, славянофильство и выбор пути развития русской культуры. Культурологические теории в России как форма национального самосознания.

Проблематизация идеи культуры на рубеже XIX - XX вв. Опыт постижения культуры в русской культурологии первой трети XX столетия. Философия Н.Бердяева. Свободный человеческий дух как творец культуры. Культурологическое значение концепций «всеединства» В.Соловьева, П.Флоренского

Культурологическая школа русской медиевистики (И.Гревс, Л.Карсавин, Н.Анцыферов, О.Добиаш-Рождественская). Культурология русского символизма: А.Белый, Вяч.Иванов, П.Флоренский. Ф.Зелинский. «Исход к Востоку» в евразийской культурологии (Н.Трубецкой, П.Савицкий, Г.Вернадский) М.Бахтин и современная культурология. Становление русской семиотики. Ю. Лотман. Культурно-историческое направление в психологии (Л.С.Выготский, А.Р.Лурье). Идеи Д.С.Лихачева о пространственно-временных особенностях «русского мышления».

Тема 4. Структура, функции и типология культуры

 

Структура культуры. Предметный мир культуры: культура материальная и духовная. Художественная культура. Обыденная и специализированная культура. Носители культуры: мировая культура, национальная культура, культура социальных общностей. Культура как человеческая деятельность: экономическая, политическая, правовая культура. Структурная целостность культуры. Понятия материальной и духовной культуры. Основные формы духовной культуры ее функции.

Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры. Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры. Философские основы массовой культуры. Элитарная культура как антипод массовой культуры. Неоднозначность определения элиты в различных социологических и культурологических теориях (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Х. Ортега-и-Гассет). Возникновение культурологических теорий, противопоставляющих друг другу массовую и элитарную культуру, как своеобразная реакция на сложившиеся негативные процессы в культуре XX века.

Основные функции культуры. Культура как форма накопления, хранения и трансляции знания. Роль культуры как механизма регуляции социального поведения человека по отношению к окружающему и внутреннему миру. Нормативная функция культуры. Культура как способ социализации личности.

Многообразие подходов к понятию «тип культуры». Ведущие основания типологии культуры: исторические, формационные, цивилизационные, сословно-групповые, религиозные, этнические и др.

Типологизация культур в различных философско-исторических концепциях. Линейные и циклические теории культуры. Культурно-антропологическая типологическая модель классического эволюционизма. Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби о типологии исторических культур. Структурно-антропологические подходы к типологии культур. Социокультурные суперсистемы П.Сорокина. Типы культур, соответствующие типам социально-экономических формаций (К.Маркс). “Идеальные типы” культуры М.Вебера как инструмент культурологического исследования. Ось мирового времени К.Ясперса. Уникальность культур и культурное единство человечества. Тенденции культурной универсализации и «многомерный диалог» культур. Типология культур в философской школе «диалогики культур» (В.Библер и др.).

Современные типологические классификации культуры: традиционные, индустриальные и постиндустриальные типы культур. Модернизация как социокультурный процесс. Особенности перехода незападных обществ к современным формам жизни и критика моделей “вестернизации” как универсального пути в ХХI век.

Понятие менталитета. Ментальность как основа единства культурной традиции или сообщества. Ментальность как характеристика специфических уровней индивидуального и коллективного сознания. Изучение ментальности как типа культуры – информативный источник для специалистов в области юриспруденции.

 

Тема 5. Динамика культуры

Понятие «динамика культуры». Концепция социокультурной динамики П. Сорокина. Проблема происхождения и эволюции культуры. Антропо–социо–культурогенез. Основные концепции динамики культурно-исторического процесса: линейного, прогрессивного развития культуры (Гегель, О.Конт, К.Маркс); теории локальных культур (Н.Я. Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби), пассионарная теория Л.Н. Гумилева, синергетический подход к динамике культуры.

Культурная динамика как способ адаптации социокультурных систем к новым условиям. Целостность, упорядоченность, направленный характер культурной динамики.

Источники измененийв культуре. Инновационные процессы: открытия, изобретения, инновации. Культурная трансмиссия: социализация, инкультурация. Преемственность поколений как фактор социокультурной динамики. Традиции. Культурная диффузия. Каналы и условия культурной диффузии. Идеи диффузионизма в современной культурной политике и геополитике. Деятельность политических и культурных элит, политические и религиозные движения, экологические кризисы как факторы культурной динамики.

 

Тема 6. Искусство как феномен культуры

Понятие и сущность искусства. Искусство и художественная культура. Функции искусства.

Функции искусства: коммуникативная, познавательная, воспитательная, игровая, гедонистическая. Эстетический и социальный смыслы искусства. Искусство как творчество, сотворчество, познание, передача культурного опыта. Потребление искусства, его социокультурные смыслы.

Виды искусства: пространственные (пластические), временные (динамические), пространственно-временные виды искусства. Жанры, стили и направления в искусстве. Народное и профессиональное, элитарное и массовое искусство.

Происхождение и сновные вехи в развитии искусства. Различные способы отражения действительности в искусстве (историческая ретроспектива). Новые формы существования искусства и их существование наряду с традиционными художественными формами. Постепенное исчезновение народного искусства в мире высокоразвитых индустриальных цивилизаций и бурное развитие массовой культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.198.169.83 (0.005 с.)