Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диалектика необходимости и свободы в историческом процессе. Роль личности в истории.

Поиск

Историческая Определение фундаментальных оснований

необходимость общества сопровождалось неоднократной сменой парадигм. Для античности харак­терно целостное восприятие мира, единство социального, по­литического, государственного устройства, правовых и этичес­ких норм. Средневековье утверждает признание божественных законов, предопределяющих поведение и судьбу отдельной личности, народа, государства, правовых норм и освященных религиозными канонами норм этики. Индустриальная пара­дигма базируется на признании лидирующей роли экономи­ческой науки в объяснении общества. Ее представителями были классическая политическая экономия в лице Л-Смита и Д. Рикардо, марксизм, кейнсианство, либерализм, неолибера­лизм. Во всех этих концепциях история лишена субъективного, личностного начала. Общество предстает как бездушный меха­низм, в котором человеку отводится роль незаметного и вполне заменимого винтика. Современная постиндустриальная парадиг­ма утверждает примат человека, его сознания в системе источ­ников существования и развития общества.

Общеизвестно, что люди не свободны в выборе условий своего рождения и воспитания. Вступая в жизнь, каждый че­ловек застает сложившиеся цивилизацию и культуру, соци­альные системы, всю совокупность общественных отношений, связей, традиций, норм поведения, институты государства и права, быт, технику, производство. Общество существует для него как внеположная и не зависящая от него реальность. Оно так же объективно, как и природа, и человек в равной мере за­висит от них. Личность и общество на первый взгляд несоизме­римы по масштабам и силе воздействия. Общество формирует личность господствующими в нем социальными стандартами. Подчиняясь социальным требованиям, личность утрачивает многие черты собственной неповторимости. Социальная ма­шина способна раздавить любого, кто сделает неверный шаг. Человек беззащитен перед бездушным социальным механиз

мом, и его жизнь трагична. Такое мироощущение возникает в ситуации конфликта личности и общества. «Дух человечес­кий — в плену. Плен этот я называю «миром», мировой дан­ностью, необходимостью», — писал Н.А. Бердяев. {Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. С. 254).

Структура и взаимодействие элементов, обеспечивающих стабильность общества в состоянии динамического равнове­сия, составляет фундамент исторической необходимости. Она проявляется и в закономерностях общественного развития. Человек испытывает на себе и даже может стать жертвой цик­лических ритмов истории, неизбежных кризисных явлений в различных сферах общественного организма. В истории пери­одически чередуются эволюция и инволюция, интеграция и дезинтеграция, прогресс и упадок. Длительность циклов со­кращается во времени, что проявляется в глобальном ускоре­нии мирового развития. Специалисты определили: I млн. лет истории неолита эквивалентен 40 годам нашего времени. По­коление, родившееся в 1910 г., пережило две мировые войны, две революции, строительство коммунизма и... попытку воз­врата к той России, которую мы потеряли в 1917 г. Невозмож­но описать страдания и жертвы, которые выпали на его долю.

В какой мере люди ответственны за исторические события прошлого и настоящего? Если объективные законы определя­ют ход истории, то какова роль человека — субъекта и предпо­сылки общества? На протяжении всей истории философии дискуссионным оставался вопрос: люди формируются обсто­ятельствами или обстоятельства создаются людьми? Кто автор и кто актер той драмы, которая называется историей общества? Одни мыслители считают, что люди — единственные, всемо­гущие и полнокровные авторы истории. Другие полагают, что люди — лишь актеры, разыгрывающие сценарий исторических событий в соответствии с божественным замыслом или в силу неотвратимости законов общественной жизни: «Весь мир те­атр, и люди в нем актеры», — гениально определяет формулу общественной жизни В.Шекспир. К.Маркс утверждал, что люди — и актеры, и авторы разыгрываемой ими в истории дра­мы. Они участвуют в историческом процессе сознательно, ста

вят перед собой цели и реализуют ими не реализуют их, конкре­тизирует мысль К.Маркса Ф.Энгельс. Историческое событие закономерно происходит, являясь равнодействующей (т.е. суммой) разнонаправленных сил и воль множества людей. Об­щество движется от одной формации к другой в соответствии с присущими ему законами, люди же своей деятельностью мо­гут лишь ускорить либо замедлить исторический процесс, но не отменить его направление.

Современная наука стремится раскрывать особенности социальной динамики в терминах синергетики — науки о за­кономерностях самоорганизации сложных систем. Синерге­тика объясняет социальную динамику в понятиях «самоорга­низации», «нелинейности», «открытости», «хаоса». Она показывает, как неравновесность социальных сил, наличие обратных связей между социальными структурами обуслов­ливает эволюцию общества. Его развитие отличается неста­бильностью, так как относительно медленные процессы сме­няются обострением неустойчивости, угрожающей распадом сложной общественной системы. В некоторые периоды ис­тории неограниченное возрастание отдельных социальных про­цессов за конечное время может обусловливать либо чрезвычай­но быстрое развитие общества, либо его распад. В современной истории наблюдается гиперболический рост народонаселения, нарушение экологического равновесия в природе, безудержный рост техники. Каждый из названных процессов несет опас­ность сверхкатастрофы, гибели человечества. Это ситуация тотальной несвободы, когда человек может стать жертвой стихийного проявления законов протекающей эволюции.

С точки зрения синергетики случайность является необ­ходимой составляющей развития сверхсложных систем. Их развитие в период распада непредсказуемо в силу преобла­дания случайных, а не необходимых факторов. Поэтому представляются ошибочными попытки прогнозировать раз­витие общества от наличного состояния, ибо в момент сло­ма системы оно осуществляется чрезвычайно быстро и, как правило, под влиянием случайных факторов. Демоническая сила случайности делает непредсказуемой и судьбу отдель

ной личности. Не случайно говорят: «Человек предполага­ет, а Бог располагает...»

Субъект истории Однако факты истории только в библейс­ких сюжетах объясняются вмешательством Бога. Реальность такова, что ни одно исто­рическое событие не может быть объяснено без учета роли человека, действий личностей и социальных фупп. На осно­ве исследования огромного фактического материала А.Тойн- би пришел к выводу, что процесс роста цивилизации осуще­ствляется не сам по себе, а вследствие действий субъектов истории. Источником социального действия не может быть общество в целом, но лишь индивид или фуппа индивидов. Цивилизация, социум — посредник, с помощью которого отдель­ные люди взаимодействуют между собой. Поэтому личности, а не общество создают человеческую историю. «Цивилизации развиваются благодаря порыву, который влечет их от вызова через ответ к дальнейшему вызову; от дифференциации че­рез интефацию и снова к дифференциации». (Тойнби А. По­стижение истории, М. С. 214). Развитие общества — дело рук творческих личностей. Их историческая миссия состоит в том, чтобы успешно ответить на вызов истории. Именно творческое меньшинство вдыхает в общество новую жизнь. Косное большинство подражает творческому меньшинству, воспринимает их духовно-нравственный порыв. Без их дея­тельности общество останавливается в своем развитии.

Развитие общества многовариантно, имеет несколько аль­тернативных путей. Это открывает человеку путь к свободе. Люди могут сознательно направлять развитие по одному из альтернативных сценариев. Правда, конкретное общество содержит не любой вариант эволюции, а лишь определенный спектр возможностей. Поэтому сложноорганизованным си­стемам невозможно навязать пути их развития, но можно способствовать проявлению их собственных тенденций. И здесь приобретает особое значение поведение личности, ее способность понимания ситуации и влияния на ход событий. Синергетика позволяет по-новому раскрыть роль лично

Синергетика формирует представление о роли хаоса как конструктивного начала эволюции общества, фактора образо­вания сложных социальных структур. Хаос создает предпосыл­ки возникновения новых связей разных уровней общественной организации. Из хаоса могут возникать принципиально новые, неизвестные ранее сложные структурные образования в приро­де и обществе. Эта закономерность позволяет по-новому ос­мыслить причины гибели древних цивилизаций и возникнове­ния принципиально новых. По-иному видятся и возможности объединения народов, принадлежащих к разным цивилизаци­ям, не разрущая их культурно-исторической специфики.

Под хаосом можно понимать и множество разнонаправ­ленных действий личностей, деятельность которых в сово­купности обусловливает содержание и направленность об­щественных процессов. Упорядоченность общественной системы, характеризующаяся жесткой регламентацией лю­бых проявлений индивидуальности, — несвобода. Позитив­ный, животворящий хаос, напротив, означает свободу само­проявления личности, ее инициативы. Роль личности в истории и проявляется как «малое» воздействие, «подталкивающее» со­циальную систему на один из благоприятных человеку вариан­тов развития. Но значимость и содержание социальных дей­ствий личности зависит от степени ее свободы. «Творчество неотрывно от свободы. Лищь свободный творит, подчерки­вал Бердяев. {Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. С. 368)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.108 (0.013 с.)