Теоретический уровень познания. Методы и формы теоретического познания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретический уровень познания. Методы и формы теоретического познания.



Основные формы теоретического знания
теоретического суть: научная проблема, гипотеза, теория,
знания принципы, законы, категории, парадигмы.

Научная проблема. В обычном смысле термин «проблема» употребляется как обозначение трудности, преграды, задачи, требующей своего разрешения. Проблемы сопутствуют всем формам жизнедеятельности человека: они могут быть утилитар­но-практическими, нравственными и политическими, право­выми и философскими, религиозными и научными и т.д. На­учная проблема представляет собой осознание противоречий, возникших между старой теорией и новыми научными факта­ми, которые не удается объяснить с помощью старых теорети­ческих знаний. Потребность объяснения новых научных фактов образует проблемную ситуацию, позволяющую констатировать, что нам недостает некоторых знаний для решения этой задачи. Научная проблема и является специфическим знанием, а имен­но, знанием о незнании. Правильно сформулировать и поста­вить научную проблему — задача трудная, так как процесс кри­сталлизации проблемы сопряжен с подготовкой отдельных компонентов ее решения. Поэтому постановка проблемы — первый шаг в развитии нашего знания о мире. Когда научная проблема поставлена, начинается научный поиск, т.е. органи­зация научного исследования. В нем используются как эмпи­рические, так и теоретические методы. Важнейшая роль в раз­решении научной проблемы принадлежит гипотезе

Гипотеза — это идея, содержащая обоснованное предпо­ложение о существовании закона, который объясняет сущ­ность новых фактов. Гипотеза формируется учеными с це­лью предположительного объяснения научных фактов, приведших к постановке научной проблемы. Имеется целый ряд критериев состоятельности гипотезы: принципиальная проверяемость, обобщенность, предсказательные возможно­сти и простота. Гипотеза должна быть проверяемой, она при­водит к следствиям, допускающим эмпирическую проверку. Невозможность такой проверки делает гипотезу научно не­состоятельной. Гипотеза не должна содержать в себе фор­мально-логических противоречий, должна обладать внут­ренней стройностью. Один из критериев оценки гипотезы — ее способность объяснять максимальное число научных фактов и следствий, выводимых из нее. Не является научно состоятельной гипотеза, объясняющая только те факты, ко­торые были связаны с постановкой научной проблемы.

Предсказательная сила гипотезы означает, что она пред­сказывает нечто, вообще ранее неизвестное, появление но­вых научных фактов, еще не обнаруженных в эмпирическом исследовании. Требование простоты заключается в том, что гипотеза объясняет максимум явлений из немногих основа­ний. Она не должна включать излишних допущений, не свя­занных с необходимостью объяснения научных фактов и следствий, выводимых из самой гипотезы.

Как бы ни была состоятельна гипотеза, она не становит­ся теорией. Поэтому следующим шагом научного познания является обоснование ее истинности. Это процесс многопла­новый и предполагает необходимость подтверждения воз­можно большего числа следствий изданной гипотезы. С этой целью проводятся наблюдения и эксперименты, гипотеза со­поставляется с полученными новыми фактами и вытекающи­ми из нее следствиями. Чем большее число следствий под­твердилось эмпирически, тем меньше вероятность того, что все они могли быть выведенными из другой гипотезы. Наи­более убедительное доказательство гипотезы — открытие в эмпирическом исследовании новых научных фактов, под

тверждающих предсказанные гипотезой следствия. Таким образом, гипотеза, всесторонне проверенная и подтверж­денная практикой, становится теорией.

Теория— это логически обоснованная, проверенная на практике система знаний об определенном классе явлений, о сущности и действии законов бытия данного класса явле­ний. Она формируется в результате открытий общих законов природы и общества, раскрывающих сущность исследуемых явлений. Гипотеза включает в себя комплекс идей, направ­ленных на объяснение или истолкование какого-либо фраг­мента бытия. В структуру теории входят все элементы, кото­рые существуют как ее предпосылки, предшествуют ей и обусловливают ее возникновение. Неотъемлемым компонен­том теории является исходная теоретическая основа, т.е. мно­жество постулатов, аксиом, законов, в своей совокупности составляющих общее представление об объекте исследова­ния, идеальную модель объекта. Теоретическая модель есть одновременно и профамма дальнейшего исследования, опи­рающаяся на систему исходных теоретических принципов.

Теория выполняет такие важнейшие функции, как объяс­нительная, предсказательная, практическая и синтезирую­щая. Теория упорядочивает систему научных фактов, вклю­чает их в свою структуру и выводит новые факты в качестве следствий из образующих ее законов и принципов. Хорошо разработанная теория несет в себе возможность предвидеть существование еще неизвестных науке явлений и свойств. Те­ория служит основанием практической деятельности людей, ориентирует их в мире природных и общественных явлений. Благодаря научным открытиям люди преобразуют природу, создают технику, осваивают космос и т. д. Центральное мес­то в теории принадлежит научным идеям, т.е. знаниям фун­даментальных закономерностей, действующих внутри того класса объектов, которые в ней отражены. Научная идея объединяет законы, принципы, понятия, образующие данную теорию, в цельную логически стройную систему.

Теория обладает способностью проникать в другие тео­рии и тем самым вызывать их перестройку. Она стимулирует

объединение различных теорий и превращение их в систему, составляющую ядро научной картины мира. Теория являет­ся той почвой, на которой возникают новые идеи, способные определять стиль мышления целой эпохи. В процессе своего формирования теория опирается на имеющуюся систему принципов, категорий и законов и открывает новые.

Принципы науки представляют собой основополагающее теоретическое знйние, руководящие идеи, являющиеся ис­ходными для объяснения научных фактов. В качестве прин­ципов могут, в частности, выступать аксиомы, постулаты, не являющиеся ни доказуемыми, ни требующими доказательств.

Категории в философии — предельно общие понятия, отра­жающие наиболее существенные стороны, свойства, отношения реального мира. Аналогичным является и определение катего­рий науки. Но в отличие от философских категорий, имеющих всеобщий характер, категории науки отражают свойства неко­торого фрагмента реальности, а не реальности в целом.

Законы науки раскрывают необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями. Это могут быть законы функционирования и развития явле­ний. Познание законов природы, общества и человеческо­го мышления — важнейшая задача науки. Оно проходит путь от раскрытия всеобщих и существенных сторон исследуемых объектов, фиксируемых в понятиях и категориях, к: установ­лению устойчивых, повторяющихся, существенных и необходи­мых связей. Система законов и категорий науки образует ее парадигму.

Парадигма — совокупность устойчивых принципов, об­щезначимых норм, законов, теорий, методов, определяю­щих развитие науки в конкретный период ее истории. Она признается всем научным сообществом в качестве базисных образцов, определяющих способы постановки и решения за­дач, возникающих на данном уровне науки. Парадигма ори­ентирует исследовательскую деятельность, организацию на­учных экспериментов и интерпретацию их результатов, обеспечивая предсказание новых фактов и теорий. Она ис­ключает не согласующиеся с ней концепции и служит образ

цом для решения исследовательских задач. Понятие парадиг­мы было введено в теорию познания американским филосо­фом Т. Куном. Согласно его определению, для «нормальной науки» характерно решение конкретных задач, опирающее­ся на соответствующую научную парадигму. Нормальные пе­риоды в развитии науки сменяются революциями. Они свя­заны с открытиями явлений, которые не вписываются в рамки старой парадигмы. В результате в науке начинается пе­риод кризиса, завершающийся ломкой старой парадигмы и возникновением новой. Утверждение новой парадигмы зна­менует революцию в науке. «...Последовательный переход от одной парадигмы к другой через революцию является обыч­ной моделью развития зрелой науки», — отмечает Т. Кун. (Структура научных революций. М., 1977. С. 31)

Другой современный философ Й. Лакатос представил развитие науки в виде серии сменяющих друг друга теорий, опирающихся на общие для них методологические принци­пы. Названная совокупность теорий получила наименова­ние научно-исследовательской программы. Естественным следствием множества научно-исследовательских программ является их конкуренция. Конкурентоспособной и прогрес­сирующей является та программа, в рамках которой возни­кает теория, способная предсказать новые дополнительные факты и объяснить старые, которые были успешно объясне­ны предшествующей теорией. В этом случае новая теория выступает как развитие старой. Если же новая теория огра­ничивается истолкованием фактов, открытых другими науч­но-исследовательскими программами и не предсказывает новые, то можно считать, что программа вырождается.

Методы Существует группа методов научного по-

теоретического знания, которая используется как на эм- познэния

пирическом, так и на теоретическом

уровнях. Специфика этой группы методов состоит в том, что они являются универсальными в умственной деятельности человека и поэтому без них невозможен сам мыслительный процесс, самодвижение знания. К названным методам от

носятся: абстрагирование, обобщение, анализ и синтез, ин­дукция, дедукция и умозаключение по аналогии.

Абстрагирование состоит в том, что наше мышление идет по пути мысленного отвлечения от несущественных или слу­чайных свойств, связей и отношений познаваемого объекта с одновременным фиксированием внимания на тех сторо­нах, которые важны для нас в настоящий момент.

Обобщение предполагает нахождение общих свойств, связей и отношений в исследуемых объектах, установление их сходства, свидетельствующего об их принадлежности к некоторому классу явлений. Результатом абстрагирования и обобщения являются как научные, так и обыденные поня­тия (плод, стоимость, закон, животное и т.п.)

Анализ — это метод познания, состоящий в мысленном расчленении предмета на составляющие его части с целью познания. Синтез предполагает мысленное воссоединение составных частей изучаемого явления. Цель синтеза заклю­чается в том, чтобы представить себе объект исследования во взаимосвязи и взаимодействии образующих его элемен­тов в целостной системе. Анализ и синтез связаны между со­бой. Синтез можно определить как движение мысли, обога­щенное анализом.

Индукция — метод познания, основанный на умозаключе­ниях от частного к общему, когда ход мыслей направлен от установления свойств отдельных предметов к выявлению об­щих свойств, присущих целому классу предметов. Индуктив­ное умозаключение имеет вероятностный характер. Научная индукция устанавливает причинные связи, основываясь на повторении и взаимосвязи существенных свойств части пред­метов некоторого класса и от них— к установлению всеоб­щих причинных связей, имеющих силу для всего класса.

Дедукция основывается на умозаключениях от общего к частному. В отличие от индукции, в дедуктивных умозаклю­чениях ход мыслей направлен на применение общих поло­жений к единичным явлениям.

Индукция и дедукция так же тесно связаны между собой, как анализ и синтез. Взятые в отдельности и абсолютно про

тивопоставляемые друг другу они не могут удовлетворять требованиям научного познания.

Аналогия — сходство предметов в некоторых признаках. Умозаключение, основывающееся на сходстве предметов, называется умозаключением по аналогии. Из сходства двух объектов в некоторых признаках делается вывод о возмож­ности их сходства в других признаках. Оно носит вероятно­стный характер, и его доказательная сила невелика.

Наряду с рассмотренными выше существует группа ме­тодов, которые имеют преимущественное значение для те­оретического познания. Особенность этих методов в том, что они служат для разработки и построения теорий. К ним, в частности, относятся: метод восхождения от абстрактно­го к конкретному, метод исторического и логического ана­лиза, метод идеализации, аксиоматический метод и другие. Рассмотрим их более подробно.

Восхождение от абстрактного к конкретному.

Для понимания этого метода необходимо раскрыть такие важнейшие понятия, как «конкретное в действительности», «чув­ственно-конкретное», «абстрактное», «мысленно-конкретное».

Конкретное в действительности — это любое явление бы­тия, представляющее собой единство многообразных сто­рон, свойств, связей.

Чувственно-конкретное — результат живого созерцания отдельного объекта. Чувственно-конкретное отражает объект с его чувственной стороны, как нерасчлененное це­лое, не раскрывая его сущности.

Абстрактное, или абстракция, — результат мысленного выделения отдельных сторон, свойств, связей и отношений изучаемого объекта и отделения его от совокупности других свойств, связей и отношений.

Мысленно-конкретное представляет собой систему абстрак­ций, воспроизводящую в нашем мышлении объект познания в единстве его многообразных сторон и связей, выражающих его сущность, внутреннюю структуру и процесс развития. Как можно заметить уже из определения, чувственно-конкретное и абстрактное односторонне воспроизводят предмет: чувствен

но-конкретное не дает нам знания о сущности объекта, а аб­стракция раскрывает сущность односторонне. Чтобы преодо­леть эту ограниченность, наше мышление использует метод восхождения от абстрактного к конкретному, т.е. стремится достичь синтеза отдельных абстракций в мысленно-конкрет­ном. В результате таких последовательных шагов получается мысленно-конкретное (система взаимосвязанных между собой в определенной последовательности переходящих друг в дру­га понятий).

Исторический и логический методы познания. Каждый раз­вивающийся объект имеет свою историю и объективную ло­гику, т.е. закономерность своего развития. Соответственно этим особенностям развития познание использует историчес­кий и логический методы. Исторический метод познания представляет собой мысленное воспроизведение последова­тельности хода развития объекта во всем его конкретном многообразии и неповторимости. Логический метод являет­ся мысленным воспроизведением тех моментов процесса раз­вития, которые закономерно обусловлены. Этот метод явля­ется необходимым моментом процесса восхождения от абстрактного к конкретному, ибо мысленно-конкретное дол­жно воспроизвести развитие объекта, освобожденное от ис­торической формы и нарушающих его случайностей. Логи­ческий метод начинается так же, как исторический — с рассмотрения начала истории самого объекта. В последова­тельности переходов от одного состояния к другому воспро­изводятся узловые моменты развития и тем самым его логи­ка, закономерности развития. Таким образом, логический и исторический методы едины: логический метод опирается на знание исторических фактов. В свою очередь историческое исследование, чтобы не превратиться в нафомождение раз­розненных фактов, должно опираться на знание закономер­ностей развития, раскрываемых логическим методом.

Метод идеализации. Особенность данного метода состо­ит в том, что в теоретическом исследовании вводится поня­тие идеального объекта, не существующего в действительно­сти, но являющегося инструментом построения теории

Пример такого рода объектов — точка, линия, идеальная жидкость, идеальный газ и т.п. Конструируя такого рода объекты, ученый упрощает действительные объекты, созна­тельно абстрагируется от тех или иных реальных свойств ис­следуемого объекта или наделяет их свойствами, которых ре­альные объекты не имеют. Такое мысленное упрощение действительности позволяет более рельефно выделять иссле­дуемые свойства и представлять их в математической форме. В современной науке математические методы играют всевоз­растающую роль. Они применяются в лингвистике, социоло­гии, биологии, не говоря уже о физике или астрономии.

Прием идеализации реализуется и в методе формализаиии. или структурном методе. Сущность структурного метода со­стоит в выявлении отношений между частями, элементами предмета, независимо от их содержания. Отношения легче поддаются исследованию, чем реальные компоненты отно­шений. Например, площадь круга, объем шара можно вычис­лить независимо от того, является шар металлическим или резиновым, является он планетой или футбольным мячом.

Отношения между компонентами структуры могут быть различными. Среди всего многообразия отношений выделя­ются те, которые характеризуют данную совокупность эле­ментов как систему. Системный подход позволяет устанавли­вать закономерности системных отношений (независимо от свойств конкретных систем) и затем применять их к конк­ретным системам. Сложность систем, их надежность, эф­фективность, тенденции развития и т.п. раскрываются как в общей теории систем, так и в исследовании таких конкрет­ных систем, как знаковые системы (их изучает семиотика); управляющие системы (они являются предметом киберне­тики); конфликтующие системы (теория игр и т.п.).

Аксиоматический метод представляет собой такую орга­низацию теоретического знания, при которой формулируют­ся исходные суждения, принимаемые без доказательств. Эти исходные суждения называются аксиомами. На базе аксиом по определенным логическим правилам выводятся положе­ния, образующие теорию. Метод аксиом широко применяет

ся в математических науках. Он покоится на точности опре­деления исходных понятий, на строгости рассуждений и по­зволяет исследователю оградить теорию от внутренней про­тиворечивости, придать ей более точную и строгую форму.

Для научного познания огромную роль играет выработка критериев научности теоретических концепций. Один из важнейших современных критериев научности — параллель­ное существование и конкуренция исследовательских про­грамм, достоинство которых состоит не в критике теории как таковой, но в создании альтернативных концепций, позволя­ющих увидеть проблемы с возможно более разных точек зре­ния. Сегодня на передний план выступают такие критерии научности, как соображения простоты, поиски внутреннего совершенства организации знания, а также ценностные со­циокультурные моменты в развитии познания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 945; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.197 (0.026 с.)