Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политология: возникновение, предмет, объект, методы, структура, функции.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Политология: возникновение, предмет, объект, методы, структура, функции. Возникновение обусловлено общественной потребностью в научном познании политики, её рациональной организации, эффективном государственном управлении; развитием самого политического знания. Предмет - феномен политической власти (её сущность, институты, закономерности происхождения, функционирования, развития и изменения). Объект - политическая сфера общества (особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством).
МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ
1.Общефилософские методы – анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, абстрагирование. 2.Общенаучные методы – системный подход, комплексный подход, моделирование, типологизация. 3.Методы прикладной политологии – контент-анализ, политический мониторинг, метод сценариев, метод оценки расстановки политических сил, метод оценки и упреждения политических рисков, метод разработки и принятия политических решений.
4.Методы теоретической политологии – · Структурно-функциональный анализ – рассмотрении политической сферы общества как сложноорганизованной целостности. · Институциональныйметод – исследование функционирования и взаимодействия политических институтов · Исторический метод – изучение политических явлений и процессов в их последовательном развитии во времени. · Сравнительный метод – сопоставление однотипных политических явлений и процессов для нахождения оптимальных путей решения возникших политических проблем. · Бихевиористский метод - анализа поведения, действий людей по достижению своих конкретных политических целей. Структура политологии: Теория и методология политики – раскрывает философско-методологические основы политики и власти, их содержание, признаки, функции и закономерности. Теория политических систем – исследует сущность, структуру и функции политических систем, дает характеристику основных политических институтов – государства, партий, общественных движений и организаций. Теория управления социально-политическими процессами – изучает цели, задачи и формы политического руководства и управления обществом, механизмы принятия и реализации политических решений. История политических учений и политическая идеология – раскрывает генезис политической науки, содержание основных идейно-политических доктрин, роль и функции политической идеологии. Теория международных отношений – рассматривает проблемы внешней и мировой политики, различные аспекты международных отношений, глобальные проблемы современности. Функции Гносеологическаяфункция - наиболее полном и конкретном познании политической реальности. Мировоззренческая функция - развитии политической культуры и политического сознания граждан, формировании их политических убеждений, целей, ценностей, ориентации в системе общественно-политических отношений и процессов. Идеологическая функция – теоретическое обоснование политических целей, ценностей и стратегии развития государства и общества. Инструментальная функция - обосновывает необходимость создания одних и ликвидации других политических институтов, разрабатывает оптимальные модели и структуры управления, прогнозирует развитие политических процессов. Прогностическая функция - предсказании будущего развития политических явлений, событий, процессов.
Политическая мысль цивилизаций Древнего Востока и Античности. Египет.( III тыс. до н.э.) Во главе государства – фараон – наместник Бога, он и властелин, и духовный правитель, главный жрец. Таким образом формируется форма правления – восточная деспотия. Индия. (II тыс. до н.э.) Книги «Веды»: кастовая система, социальное неравенство. В VI в. до н.э. возникла философия буддизма, которая ликвидировала кастовую систему, создание социального равенства через благородные поступки. Вавилон (около 1750г. до н.э.) Законы Хаммурапи – первые правовые и политические памятники культуры человечества, где письменно закреплена ответственность за нарушение законов. Китай (Vв.до н.э.)Конфуций. Основной принцип государственного устройства – патриархальность, которая выражена в словах Конфуция: «Император должен быть императором, отец – отцом, сын - сыном». Принцип социальной справедливости выражен в словах: «Стыдись быть бедным, когда в стране есть путь. Стыдись быть знатным и богатым, когда в ней нет пути». На Древнем Востоке представление о политике и власти носило религиозно-мифологический характер, где основная форма правления – восточная деспотия. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима. Характерные черты: · постепенное освобождение знаний о политике от мифологии; · возникновение классической философии; · формирование политических терминов, анализ устройства государства, классификация его форм, поиск наилучшей формы правления. Сократ (V в. до н.э.): «власть, основывающаяся на воле народа и закона – демократия, а правление антинародное игнорирующее законы - тирания». Выдвигает основную социальную и политическую добродетель – справедливость, в основе которой находится мораль. Платон (427-347 гг. до н.э.) разрабатывает концепцию идеального государства в работах: «Законы» и «Государство», основанную на принципах солидарности, общности, равенства, справедливости. Управлять государством должны люди мудрые, т.е. философы. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) его работа «Политика». Разрабатывает патриархальную концепцию государства: семья – полис – государство. Правильные формы правления – монархия, аристократия, полития. Неправильные: тирания, олигархия, демократия. Цицерон (103 – 44 г. до н.э.): впервые ставит вопрос о правовом государстве и о принципе разделения властей. Является основателем ораторского. Политические идеи Средневековья и эпохи Возрождения. Характерные черты эпохи: · формирование политических идей, преимущественно религиозными мыслителями; · обоснование приоритетов церкви над государством в политике; · теоцентрическое мировоззрение и восприятие мира. А. Августин (354 – 430 гг.). Работы «О граде божьем и граде земном», «О святой Троице». Отдается приоритет христианской церкви над индивидом и государством. Разрабатывает концепцию разделения светской и церковной властей. Фома Аквинский (1225-1274 гг.) Работа «Сумма теологии», обосновал теологическую концепцию происхождения государства, где лучшей формой правления является монархия. М. Подуанский (1280 – 1342 гг.) Работа «Защитник мира». Подвергает критике теологическую концепцию происхождения государства, консервативную роль церкви, поставил вопрос об отделении церкви от государства и подчинении духовной власти светской. В средние века господствовал теологический подход к анализу политики государства и права.
ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ Управленческая - разработке основных направлений политического, экономического, социального и духовного развития общества. Мобилизационная - сосредоточении материальных, духовных и трудовых ресурсов для эффективного решения задач, стоящих перед обществом Социализирующая - включение человека в жизнь государства и общества. Интеграционная - объединению различных групп общества на основе общих идей и интересов. Распределительная - распределении социальных благ с учетом групповых приоритетов. Прогностическая - прогнозировании различных аспектов политической деятельности. Границы политики в обществе и механизм контроля. Механизм контроля за полит.со стороны общества: 1) выборы 2) институт представительного управления (парламент) 3) политические партии 4) общественные мнения (соц.опросы; прессы; встречи лидеров и представителей соц.групп путем наблюд.) 5) действие отдельных людей или групп
Характерные черты Жесткий государственный контроль над обществом, личностью. Монополизация власти на СМИ, единая идеология преследования, инакомыслия и идейных оппонентов (фашизм, сталинизм, маосизм). Государственная собственность, административно-командные методы управления экономикой. власть регулирует все сферы жизни общества, включая и частную жизнь граждан.
Характерные черты Характерна власть одного человека или группы лиц, которая закреплена в законе. Власть постоянно выступает за демократическое общество, при этом проявляет политическую нетерпимость аппозиции, конкуренции, проводит манипулирование обществом. Неразвитость демократических институтов общества, низкий уровень политической культуры граждан. Политическая система отличается слабой адаптивностью к окружающей среде, невосприимчива к инновациям.
Унитарное государство Федерация Конфедерация Под формой государственного правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. Различают две основные формы правления – монархию и республику. Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Известны две основных формы монархии: абсолютная и конституционная. Республика представляет собой форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Различают три формы республиканского правления: парламентскую, президентскую, смешанную(полупрезидентскую).
22.Понятие правового государства. Основные принципы правового государства. Правовое государство – это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Иначе говоря, правовое государство можно определить как государство, в котором господствуют право и закон. Основополагающими принципами правового государства являются: ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА господство закона во всех сферах общественной жизни. Местное самоуправление Республика Беларусь — унитарное государство, поэтому местное самоуправление решает в основном местные вопросы. Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы. К компетенции местных Советов депутатов относится: 1.утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчётов об их исполнении; 2.установление в соответствии с законом местных налогов и сборов; 3.определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью; 4.назначение местных референдумов. Партийная система в Республике Беларусь не развита, что объясняется различными причинами, в числе которых отсутствие традиции партийности, проведение всех выборов по мажоритарной системе, сложные условия для регистрации и деятельности партий, слабое развитие гражданского общества и др. Партии практически не оказывают влияния на политику.
Политические партии 1. Понятие и происхождение политических партий. Слово "партия" происходит от латинского слова "pars", "partis", что в переводе означает "часть".До формирования современных полити-ческих партий этим термином обозначались сословные групп-пировки, которые отражали интересы разных слоев господ-ствующего класса и вели между собой борьбу за государственную власть или влияние на неё. Современные поли-тические партии берут свое начало в XIX в., решающую роль в процессе их формирования сыграли такие факторы как: 1. введение в ряде западных стран всеобщего избирательного права, (Либеральная и Консерваторская партии Великобритании, Республиканская и Демократическая партии США) 2. становление и развитие массового рабочего движения (соц.и социал-демократические партии) Политическая партия – это добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении. 2. Основные признаки, структура, функции политических партий. Можно выделить наиболее существенные признаки, отличающие современную политическую партию от других политических организаций: - наличие организационной структуры; - наличие определённой идеологии или политической ориентации, отражающей интересы, цели, идеалы социальных групп, общностей, классов; - наличие программы совместной деятельности; - выдвижение основной цели – «завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении»; - особый правовой режим; - наличие связи с элементами государственного аппарата, участие в формировании и функционировании правительственных механизмов. Структуру политической партии можно представить следующим образом: Парт.рук-во->Ряд.членыпартии->блок избират. Современные политические партии выполняют ряд функций: 1. Функция представительства. Политические партии осуществляют связь между обществом и государством. 2. Функция борьбы за завоевание государственной власти либо участия в ее осуществлении; 3. Идеологическая функция. Политические партии разраба-тывают идеологические доктрины и стремятся распространить их в массы; 4. Функция отбора и формирование политических лидеров и элит. Политические партии осуществляют подготовку и выдвижение кадров для государственного. 5. Функция социальной интеграции граждан. Межпартийная борьба сглаживает политические и социальные конфликты; 6. Функция политической социализации и мобилизации граждан. Партии призваны усилить политическую активность граждан, создать основу долгосрочной политической деятельности; 7. Функция контроля над властью. Существование и активная деятельность политических партий предотвращает узурпацию власти, способствует реализации принципов демократии. Виды общественных движений. Различают общественные движения неполитического и политического характера: - общественные движения неполитического характера не ставят целью изменить существующую систему политических отношений в данном обществе; - общественные движения политического характера стремятся изменить существующие политические условия путем влияния на органы государственной власти. В зависимости от отношения к существующим социально-политическим порядкам выделяют: - консервативные движения – ориентированы на сохранение сложившейся системы, их социальная база чаще всего состоит из слоёв, приближённых к властным структурам; - оппозиционные движения – выказывают недовольство действиями властей, призывают к радикальным переменам в социально-политической системе; - реформаторские движения – выступают за постепенные изменения общественно-политических отношений строго в рамках существующего строя и законов. По способам и методам действий общественные движения и организации бывают: - насильственного характера; - ненасильственного характера. По социальной принадлежности участников различают общественные движения: - рабочие; - крестьянские; - интеллигенции; - фермеров; - мелких собственников и т.д. Общественные движения и организации группируются также по половозрастным признакам: - феминистские движения; - движения в защиту материнства и детства; - движения молодежи; - движения пенсионеров и.т.д. Все общественные движения можно, наконец, разделить по основным целям и сферам деятельности на: - экологические - антивоенные ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА- Вид избирательной системы, основанной на пропорциональности между поданными за партию голосами избирателей и полученными ими мандатами Достоинства пропорциональной системы: 1. Более полное представительство в парламенте политических партий. 2. Возможность принимать решения, которые в большей степени учитывают интересы разных групп населения. Недостатки пропорциональной системы: 1. Большое представительство партий в парламенте затрудняет формирование правительства, которое, как правило, нестабильно. 2.Слабая связь между избирателями и парламентариями, т.к. люди голосовали не за конкретных кандидатов, а за партии. Зависимость депутатов от партийно-аппаратных структур. СМЕШАННАЯ СИСТЕМА – вид избирательной системы, которая предполагает комбинирование элементов пропорциональной и мажоритарной избирательных систем с целью минимизации тех недостатков, которыми обладает каждая из них в отдельности. При наличии такой системы одна часть парламента страны избирается по пропорциональной системе, а другая - по мажоритарной. Каждый избиратель в этом случаи обладает как минимум двумя голосами.
Масштабные уровни Глобальные международные отношения – это отношения между системами государств, крупнейшими державами и отражающие мировой политический процесс в целом. Региональные (субрегиональные) отношения – это отношения между государствами определенного политического региона во всех областях жизнедеятельности общества, имеющие более конкретные проявления и носящие многосторонний характер. групповые уровни: Групповые (коалиционные, межкоалиционные) отношения. Они реализуются через взаимоотношения групп государств, международных организаций и т.д. Двусторонние отношения. Это наиболее распространенная форма международных отношений между государствами и организациями. ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Политические (правовые, дипломатические, организационные и т.д.);– играют главенствующую роль и находят свое выражение в реальной политической деятельности элементов политической системы, прежде всего государства. Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений. Идеологические отношения – относительно самостоятельная часть политических отношений. Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологи в обществе. Но характерна общая тенденция – к возрастанию роли идеологии, а следовательно, и идеологических отношений Экономические и научно-технические (финансовые, торговые, кооперативные). В современных условиях эти два вида международных отношений практически неотделимы. Состояние экономических отношений во многом определяется уровнем развития производства и производительных сил государств, различными моделями экономики, наличием природных ресурсов и другими секторами. Международно-правовые отношения – предполагают регулирование взаимоотношений участников международного общения правовыми нормами и правилами.. Международно-правовые отношения носят универсальный характер и основываются на системе общепризнанных принципов. Существуют и специфические нормы, которые регулируют специальные направления (дипломатическое право, морское торговое право, международный арбитраж, суд и т.д.). Военно-стратегические отношения- это отношения связанные с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением военной силы. Создание ядерного оружия радикально изменило характер, масштабы и интенсивность военно-политических отношений государств Культурные отношения связаны с процессами интернационализации общественной жизни, взаимопроникновением и обогащением культур, систем образования, бурным развитием средств массовой информации. В большинстве своем основное значение в их развитии имеют неправительственные организации.
43 Геополитика. Геополитика - это наука, которая изучает роль и воздействие природно- пространственных, географических факторов на политику любого государства. Зарождение геополитических идей. Мысли о влиянии географической среды ( климата,почвы, рек, морей), географического положения страны на историю и человека высказывали Геродот, Гиппократ, Парменид, Полибий, Аристотель и другие античные мыслители. Формирование и развитие геополитических концепций (XVI – XIX вв.) Ш.Монтескье впервые разработал основные принципы географического направления в социологии, согласно которым географическая среда определяют дух народа и характер общественного развития. Формирование геополитики как самостоятельной науки (XIX- XX вв.) Появились научные школы, изучающие и по-разному трактующие геополитические проблемы. Со второй половины XX в предмет геополитики значительно расширился. В центре ее внимания глобальные проблемы человечества, тенденции развития международных отношений и внешней политики государств Основным объектом геополитических исследований является географическая среда страны, которая характеризуется рельефом, размером и расположением территории в мировом геополитическом пространстве Важную роль в формировании геополитического пространства играют так называемые геостратегические линии. Под ними понимают оси, вокруг которых идет процесс геополитического структурирования и организации пространства в определенном регионе Политология: возникновение, предмет, объект, методы, структура, функции. Возникновение обусловлено общественной потребностью в научном познании политики, её рациональной организации, эффективном государственном управлении; развитием самого политического знания. Предмет - феномен политической власти (её сущность, институты, закономерности происхождения, функционирования, развития и изменения). Объект - политическая сфера общества (особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством).
МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ
1.Общефилософские методы – анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, абстрагирование. 2.Общенаучные методы – системный подход, комплексный подход, моделирование, типологизация. 3.Методы прикладной политологии – контент-анализ, политический мониторинг, метод сценариев, метод оценки расстановки политических сил, метод оценки и упреждения политических рисков, метод разработки и принятия политических решений.
4.Методы теоретической политологии – · Структурно-функциональный анализ – рассмотрении политической сферы общества как сложноорганизованной целостности. · Институциональныйметод – исследование функционирования и взаимодействия политических институтов · Исторический метод – изучение политических явлений и процессов в их последовательном развитии во времени. · Сравнительный метод – сопоставление однотипных политических явлений и процессов для нахождения оптимальных путей решения возникших политических проблем. · Бихевиористский метод - анализа поведения, действий людей по достижению своих конкретных политических целей. Структура политологии: Теория и методология политики – раскрывает философско-методологические основы политики и власти, их содержание, признаки, функции и закономерности. Теория политических систем – исследует сущность, структуру и функции политических систем, дает характеристику основных политических институтов – государства, партий, общественных движений и организаций. Теория управления социально-политическими процессами – изучает цели, задачи и формы политического руководства и управления обществом, механизмы принятия и реализации политических решений. История политических учений и политическая идеология – раскрывает генезис политической науки, содержание основных идейно-политических доктрин, роль и функции политической идеологии. Теория международных отношений – рассматривает проблемы внешней и мировой политики, различные аспекты международных отношений, глобальные проблемы современности. Функции Гносеологическаяфункция - наиболее полном и конкретном познании политической реальности. Мировоззренческая функция - развитии политической культуры и политического сознания граждан, формировании их политических убеждений, целей, ценностей, ориентации в системе общественно-политических отношений и процессов. Идеологическая функция – теоретическое обоснование политических целей, ценностей и стратегии развития государства и общества. Инструментальная функция - обосновывает необходимость создания одних и ликвидации других политических институтов, разрабатывает оптимальные модели и структуры управления, прогнозирует развитие политических процессов. Прогностическая функция - предсказании будущего развития политических явлений, событий, процессов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.248 (0.011 с.) |