Политология: возникновение, предмет, объект, методы, структура, функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политология: возникновение, предмет, объект, методы, структура, функции.



Политология: возникновение, предмет, объект, методы, структура, функции.

Возникновение обусловлено общественной потребностью в научном познании политики, её рациональной организации, эффективном государственном управлении; развитием самого политического знания.

Предмет - феномен политической власти (её сущность, институты, закономерности происхождения, функционирования, развития и изменения).

Объект - политическая сфера общества (особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством).

 

МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ

 

1.Общефилософские методы

анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, абстрагирование.

2.Общенаучные методы

системный подход, комплексный подход, моделирование, типологизация.

3.Методы прикладной политологии

контент-анализ, политический мониторинг, метод сценариев, метод оценки расстановки политических сил, метод оценки и упреждения политических рисков, метод разработки и принятия политических решений.

 

4.Методы теоретической политологии

· Структурно-функциональный анализ – рассмотрении политической сферы общества как сложноорганизованной целостности.

· Институциональныйметод – исследование функционирования и взаимодействия политических институтов

· Исторический метод – изучение политических явлений и процессов в их последователь­ном развитии во времени.

· Сравнительный метод – сопоставление однотипных политических явлений и процессов для нахождения оптимальных путей решения возникших политических проблем.

· Бихевиористский метод - анализа поведения, действий людей по достижению своих конкретных политических целей.

Структура политологии:

Теория и методология политики – раскрывает философско-методологические основы политики и власти, их содержание, признаки, функции и закономерности.

Теория политических систем – исследует сущность, структуру и функции политических систем, дает характеристику основных политических институтов – государства, партий, общественных движений и организаций.

Теория управления социально-политическими процессами – изучает цели, задачи и формы политического руководства и управления обществом, механизмы принятия и реализации политических решений.

История политических учений и политическая идеология – раскрывает генезис политической науки, содержание основных идейно-политических доктрин, роль и функции политической идеологии.

Теория международных отношений – рассматривает проблемы внешней и мировой политики, различные аспекты международных отношений, глобальные проблемы современности.

Функции

Гносеологическаяфункция - наиболее полном и конкретном познании политической реальности.

Мировоззренческая функция - развитии политической культуры и политического сознания граждан, формировании их политических убеждений, целей, ценностей, ориентации в системе общественно-политических отношений и процессов.

Идеологическая функция – теоретическое обоснование политических целей, ценностей и стратегии развития государства и общества.

Инструментальная функция - обосновывает необходимость создания одних и ликвидации других политических институтов, разрабатывает оптимальные модели и структуры управления, прогнозирует развитие политических процессов.

Прогностическая функция - предсказании будущего развития политических явлений, событий, процессов.

 

 

Политическая мысль цивилизаций Древнего Востока и Античности.

Египет.( III тыс. до н.э.) Во главе государства – фараон – наместник Бога, он и властелин, и духовный правитель, главный жрец. Таким образом формируется форма правления – восточная деспотия.

Индия. (II тыс. до н.э.) Книги «Веды»: кастовая система, социальное неравенство. В VI в. до н.э. возникла философия буддизма, которая ликвидировала кастовую систему, создание социального равенства через благородные поступки.

Вавилон (около 1750г. до н.э.) Законы Хаммурапи – первые правовые и политические памятники культуры человечества, где письменно закреплена ответственность за нарушение законов.

Китай (Vв.до н.э.)Конфуций. Основной принцип государственного устройства – патриархальность, которая выражена в словах Конфуция: «Император должен быть императором, отец – отцом, сын - сыном». Принцип социальной справедливости выражен в словах: «Стыдись быть бедным, когда в стране есть путь. Стыдись быть знатным и богатым, когда в ней нет пути».

На Древнем Востоке представление о политике и власти носило религиозно-мифологический характер, где основная форма правления – восточная деспотия.

Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.

Характерные черты:

· постепенное освобождение знаний о политике от мифологии;

· возникновение классической философии;

· формирование политических терминов, анализ устройства государства, классификация его форм, поиск наилучшей формы правления.

Сократ (V в. до н.э.): «власть, основывающаяся на воле народа и закона – демократия, а правление антинародное игнорирующее законы - тирания». Выдвигает основную социальную и политическую добродетель – справедливость, в основе которой находится мораль.

Платон (427-347 гг. до н.э.) разрабатывает концепцию идеального государства в работах: «Законы» и «Государство», основанную на принципах солидарности, общности, равенства, справедливости. Управлять государством должны люди мудрые, т.е. философы.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) его работа «Политика». Разрабатывает патриархальную концепцию государства: семья – полис – государство. Правильные формы правления – монархия, аристократия, полития. Неправильные: тирания, олигархия, демократия.

Цицерон (103 – 44 г. до н.э.): впервые ставит вопрос о правовом государстве и о принципе разделения властей. Является основателем ораторского.

Политические идеи Средневековья и эпохи Возрождения.

Характерные черты эпохи:

· формирование политических идей, преимущественно религиозными мыслителями;

· обоснование приоритетов церкви над государством в политике;

· теоцентрическое мировоззрение и восприятие мира.

А. Августин (354 – 430 гг.). Работы «О граде божьем и граде земном», «О святой Троице». Отдается приоритет христианской церкви над индивидом и государством. Разрабатывает концепцию разделения светской и церковной властей.

Фома Аквинский (1225-1274 гг.) Работа «Сумма теологии», обосновал теологическую концепцию происхождения государства, где лучшей формой правления является монархия.

М. Подуанский (1280 – 1342 гг.) Работа «Защитник мира». Подвергает критике теологическую концепцию происхождения государства, консервативную роль церкви, поставил вопрос об отделении церкви от государства и подчинении духовной власти светской.

В средние века господствовал теологический подход к анализу политики государства и права.

 

ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ

Управленческая - разработке основных направлений политического, экономического, социального и духовного развития общества.

Мобилизационная - сосредоточении материальных, духовных и трудовых ресурсов для эффективного решения задач, стоящих перед обществом

Социализирующая - включение человека в жизнь государства и общества.

Интеграционная - объединению различных групп общества на основе общих идей и интересов.

Распределительная - распределении социальных благ с учетом групповых приоритетов.

Прогностическая - прогнозировании различных аспектов политической деятельности.

Границы политики в обществе и механизм контроля.

Механизм контроля за полит.со стороны общества:

1) выборы

2) институт представительного управления (парламент)

3) политические партии

4) общественные мнения (соц.опросы; прессы; встречи лидеров и представителей соц.групп путем наблюд.)

5) действие отдельных людей или групп

 

 

Характерные черты

­ Жесткий государственный контроль над обществом, личностью.

­ Монополизация власти на СМИ, единая идеология преследования, инакомыслия и идейных оппонентов (фашизм, сталинизм, маосизм).

­ Государственная собственность, административно-командные методы управления экономикой.

­ власть регулирует все сферы жизни общества, включая и частную жизнь граждан.

 

 

Характерные черты

­ Характерна власть одного человека или группы лиц, которая закреплена в законе.

­ Власть постоянно выступает за демократическое общество, при этом проявляет политическую нетерпимость аппозиции, конкуренции, проводит манипулирование обществом.

­ Неразвитость демократических институтов общества, низкий уровень политической культуры граждан.

Политическая система отличается слабой адаптивностью к окружающей среде, невосприимчива к инновациям.

 

 

Унитарное государство

Федерация

Конфедерация

Под формой государственного правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. Различают две основные формы правления – монархию и республику.

Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Известны две основных формы монархии: абсолютная и конституционная.

Республика представляет собой форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Различают три формы республиканского правления: парламентскую, президентскую, смешанную(полупрезидентскую).

 

 

22.Понятие правового государства. Основные принципы правового государства.

Правовое государствоэто правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Иначе говоря, правовое государство можно определить как государство, в котором господствуют право и закон.

Основополагающими принципами правового государства являются:

ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА

господство закона во всех сферах общественной жизни.

Местное самоуправление

Республика Беларусь — унитарное государство, поэтому местное самоуправление решает в основном местные вопросы. Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы. К компетенции местных Советов депутатов относится:

1.утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчётов об их исполнении;

2.установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;

3.определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

4.назначение местных референдумов.

Партийная система в Республике Беларусь не развита, что объясняется различными причинами, в числе которых отсутствие традиции партийности, проведение всех выборов по мажоритарной системе, сложные условия для регистрации и деятельности партий, слабое развитие гражданского общества и др. Партии практически не оказывают влияния на политику.

 

 

Политические партии

1. Понятие и происхождение политических партий. Слово "партия" происходит от латинского слова "pars", "partis", что в переводе означает "часть".До формирования современных полити-ческих партий этим термином обозначались сословные групп-пировки, которые отражали интересы разных слоев господ-ствующего класса и вели между собой борьбу за государственную власть или влияние на неё.

Современные поли-тические партии берут свое начало в XIX в., решающую роль в процессе их формирования сыграли такие факторы как:

1. введение в ряде западных стран всеобщего избирательного права, (Либеральная и Консерваторская партии Великобритании, Республиканская и Демократическая партии США)

2. становление и развитие массового рабочего движения (соц.и социал-демократические партии)

Политическая партияэто добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении.

2. Основные признаки, структура, функции политических партий. Можно выделить наиболее существенные признаки, отличающие современную политическую партию от других политических организаций:

- наличие организационной структуры;

- наличие определённой идеологии или политической ориентации, отражающей интересы, цели, идеалы социальных групп, общностей, классов;

- наличие программы совместной деятельности;

- выдвижение основной цели – «завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении»;

- особый правовой режим;

- наличие связи с элементами государственного аппарата, участие в формировании и функционировании правительственных механизмов.

Структуру политической партии можно представить следующим образом: Парт.рук-во->Ряд.членыпартии->блок избират.

Современные политические партии выполняют ряд функций:

1. Функция представительства. Политические партии осуществляют связь между обществом и государством.

2. Функция борьбы за завоевание государственной власти либо участия в ее осуществлении;

3. Идеологическая функция. Политические партии разраба-тывают идеологические доктрины и стремятся распространить их в массы;

4. Функция отбора и формирование политических лидеров и элит. Политические партии осуществляют подготовку и выдвижение кадров для государственного.

5. Функция социальной интеграции граждан. Межпартийная борьба сглаживает политические и социальные конфликты;

6. Функция политической социализации и мобилизации граждан. Партии призваны усилить политическую активность граждан, создать основу долгосрочной политической деятельности;

7. Функция контроля над властью. Существование и активная деятельность политических партий предотвращает узурпацию власти, способствует реализации принципов демократии.

Виды общественных движений.

Различают общественные движения неполитического и политического характера:

- общественные движения неполитического характера не ставят целью изменить существующую систему политических отношений в данном обществе;

- общественные движения политического характера стремятся изменить существующие политические условия путем влияния на органы государственной власти.

В зависимости от отношения к существующим социально-политическим порядкам выделяют:

- консервативные движения – ориентированы на сохранение сложившейся системы, их социальная база чаще всего состоит из слоёв, приближённых к властным структурам;

- оппозиционные движения – выказывают недовольство действиями властей, призывают к радикальным переменам в социально-политической системе;

- реформаторские движения – выступают за постепенные изменения общественно-политических отношений строго в рамках существующего строя и законов.

По способам и методам действий общественные движения и организации бывают:

- насильственного характера;

- ненасильственного характера.

По социальной принадлежности участников различают общественные движения:

- рабочие;

- крестьянские;

- интеллигенции;

- фермеров;

- мелких собственников и т.д.

Общественные движения и организации группируются также по половозрастным признакам:

- феминистские движения;

- движения в защиту материнства и детства;

- движения молодежи;

- движения пенсионеров и.т.д.

Все общественные движения можно, наконец, разделить по основным целям и сферам деятельности на:

- экологические

- антивоенные

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА-

Вид избирательной системы, основанной на пропорциональности между поданными за партию голосами избирателей и полученными ими мандатами

Достоинства пропорциональной системы:

1. Более полное представительство в парламенте политических партий.

2. Возможность принимать решения, которые в большей степени учитывают интересы разных групп населения.

Недостатки пропорциональной системы:

1. Большое представительство партий в парламенте затрудняет формирование правительства, которое, как правило, нестабильно.

2.Слабая связь между избирателями и парламентариями, т.к. люди голосовали не за конкретных кандидатов, а за партии.

Зависимость депутатов от партийно-аппаратных структур.

СМЕШАННАЯ СИСТЕМА –

вид избирательной системы, которая предполагает комбинирование элементов пропорциональной и мажоритарной избирательных систем с целью минимизации тех недостатков, которыми обладает каждая из них в отдельности. При наличии такой системы одна часть парламента страны избирается по пропорциональной системе, а другая - по мажоритарной. Каждый избиратель в этом случаи обладает как минимум двумя голосами.

 

 

Масштабные уровни

Глобальные международные отношения – это отношения между системами государств, крупнейшими державами и отражающие мировой политический процесс в целом.

Региональные (субрегиональные) отношения – это отношения между государствами определенного политического региона во всех областях жизнедеятельности общества, имеющие более конкретные проявления и носящие многосторонний характер.

групповые уровни:

Групповые (коалиционные, межкоалиционные) отношения. Они реализуются через взаимоотношения групп государств, международных организаций и т.д.

Двусторонние отношения. Это наиболее распространенная форма международных отношений между государствами и организациями.

ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Политические (правовые, дипломатические, организационные и т.д.);– играют главенствующую роль и находят свое выражение в реальной политической деятельности элементов политической системы, прежде всего государства. Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений.

Идеологические отношения – относительно самостоятельная часть политических отношений. Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологи в обществе. Но характерна общая тенденция – к возрастанию роли идеологии, а следовательно, и идеологических отношений

Экономические и научно-технические (финансовые, торговые, кооперативные). В современных условиях эти два вида международных отношений практически неотделимы. Состояние экономических отношений во многом определяется уровнем развития производства и производительных сил государств, различными моделями экономики, наличием природных ресурсов и другими секторами.

Международно-правовые отношения – предполагают регулирование взаимоотношений участников международного общения правовыми нормами и правилами.. Международно-правовые отношения носят универсальный характер и основываются на системе общепризнанных принципов. Существуют и специфические нормы, которые регулируют специальные направления (дипломатическое право, морское торговое право, международный арбитраж, суд и т.д.).

Военно-стратегические отношения- это отношения связанные с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением военной силы.

Создание ядерного оружия радикально изменило характер, масштабы и интенсивность военно-политических отношений государств

Культурные отношения связаны с процессами интернационализации общественной жизни, взаимопроникновением и обогащением культур, систем образования, бурным развитием средств массовой информации. В большинстве своем основное значение в их развитии имеют неправительственные организации.

 

 

43 Геополитика.

Геополитика - это наука, которая изучает роль и воздействие природно- пространственных, географических факторов на политику любого государства. Зарождение геополитических идей. Мысли о влиянии географической среды ( климата,почвы, рек, морей), географического положения страны на историю и человека высказывали Геродот, Гиппократ, Парменид, Полибий, Аристотель и другие античные мыслители. Формирование и развитие геополитических концепций (XVI – XIX вв.) Ш.Монтескье впервые разработал основные принципы географического направления в социологии, согласно которым географическая среда определяют дух народа и характер общественного развития. Формирование геополитики как самостоятельной науки (XIX- XX вв.) Появились научные школы, изучающие и по-разному трактующие геополитические проблемы. Со второй половины XX в предмет геополитики значительно расширился. В центре ее внимания глобальные проблемы человечества, тенденции развития международных отношений и внешней политики государств

Основным объектом геополитических исследований является географическая среда страны, которая характеризуется рельефом, размером и расположением территории в мировом геополитическом пространстве

Важную роль в формировании геополитического пространства играют так называемые геостратегические линии. Под ними понимают оси, вокруг которых идет процесс геополитического структурирования и организации пространства в определенном регионе

Политология: возникновение, предмет, объект, методы, структура, функции.

Возникновение обусловлено общественной потребностью в научном познании политики, её рациональной организации, эффективном государственном управлении; развитием самого политического знания.

Предмет - феномен политической власти (её сущность, институты, закономерности происхождения, функционирования, развития и изменения).

Объект - политическая сфера общества (особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством).

 

МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ

 

1.Общефилософские методы

анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, абстрагирование.

2.Общенаучные методы

системный подход, комплексный подход, моделирование, типологизация.

3.Методы прикладной политологии

контент-анализ, политический мониторинг, метод сценариев, метод оценки расстановки политических сил, метод оценки и упреждения политических рисков, метод разработки и принятия политических решений.

 

4.Методы теоретической политологии

· Структурно-функциональный анализ – рассмотрении политической сферы общества как сложноорганизованной целостности.

· Институциональныйметод – исследование функционирования и взаимодействия политических институтов

· Исторический метод – изучение политических явлений и процессов в их последователь­ном развитии во времени.

· Сравнительный метод – сопоставление однотипных политических явлений и процессов для нахождения оптимальных путей решения возникших политических проблем.

· Бихевиористский метод - анализа поведения, действий людей по достижению своих конкретных политических целей.

Структура политологии:

Теория и методология политики – раскрывает философско-методологические основы политики и власти, их содержание, признаки, функции и закономерности.

Теория политических систем – исследует сущность, структуру и функции политических систем, дает характеристику основных политических институтов – государства, партий, общественных движений и организаций.

Теория управления социально-политическими процессами – изучает цели, задачи и формы политического руководства и управления обществом, механизмы принятия и реализации политических решений.

История политических учений и политическая идеология – раскрывает генезис политической науки, содержание основных идейно-политических доктрин, роль и функции политической идеологии.

Теория международных отношений – рассматривает проблемы внешней и мировой политики, различные аспекты международных отношений, глобальные проблемы современности.

Функции

Гносеологическаяфункция - наиболее полном и конкретном познании политической реальности.

Мировоззренческая функция - развитии политической культуры и политического сознания граждан, формировании их политических убеждений, целей, ценностей, ориентации в системе общественно-политических отношений и процессов.

Идеологическая функция – теоретическое обоснование политических целей, ценностей и стратегии развития государства и общества.

Инструментальная функция - обосновывает необходимость создания одних и ликвидации других политических институтов, разрабатывает оптимальные модели и структуры управления, прогнозирует развитие политических процессов.

Прогностическая функция - предсказании будущего развития политических явлений, событий, процессов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.0.24 (0.116 с.)