Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы кредитования физических лиц

Поиск

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТОВАНИЯ ЧАСТНЫХ КЛИЕНТОВ 6

 

1.1 Функции, принципы и формы кредита. 6

1.2 Методы оценки эффективности кредитования. 12

1.3 Направления по улучшению методов оценки эффективности кредитования. 17

 

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» 23

 

2.1 Организационно – правовая характеристика ОАО «Сбербанк России». 23

2.2 Финансовый анализ деятельности ОАО «Сбербанк России». 28

2.3 Анализ предоставленных кредитов за 2012-2014 годы.. 33

 

3. МЕРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КРЕДИТОВАНИЯ ЧАСТНЫХ КЛИЕНТОВ.. 39

 

3.1 Разработка дополнительных мер повышения эффективности кредитования частных клиенов. 39

3.2 Обоснование мероприятий. 44

3.3 Экономическая эффективность от предложенных мероприятий. 49

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 55

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 58

 

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 60

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Обслуживание физических лиц как одно из основных направлений банковской деятельности стало развиваться лишь в начале XXI века, большое и быстрое развитие получили операции по кредитованию населения страны.

Кредитование физических лиц – наиболее часто используемая услуга из огромнейшего спектра услуг предлагаемых банками. В настоящее время кредитные операции являются самыми востребованными, а также основным источником доходов банка. Ежегодно объем кредитования населения увеличивается.

Возможность и необходимость существования такого экономического явления, как кредит, связаны с объективно протекающими в хозяйстве устойчивыми процессами взаимосвязанных кругооборотов и оборотов индивидуальных капиталов.

Степень изученности отражается в Российских и Зарубежных трудах: В.И. Букато,О.И. Лаврушина, Л.Г. Батраковой, А.Ю. Викулина, Н.И. Валенцевой,А.Н. Иванова: - в научных трудах авторов представлены фундаментальные положения теории кредита.

Труды Максутова Ю.Г.,Батраковой Л.Г., Андреевой А.В., посвящены вопросам образования цен на банковские продукты. Эти ученые в своих работах концентрируют внимание на общих подходах к определению прибыльности банковских продуктов и себестоимости.

Предоставление услуг кредитования населения банками, не является объектом значимых научных исследований в изучении отдельного участка рынка кредитования. Данный факт предоставляет сообщить о недостаточном уровне разработанности темы кредитования физических лиц.

Цель дипломной работы является – разработать мероприятия по совершенствованию кредитования физических лиц на примере ОАО «Сбербанк России».

Для достижения выше поставленной цели в дипломной работе были установлены следующие задачи:

1. Охарактеризовать основные понятия кредитования функции, формы и принципы кредита;

2. Определить основные методы эффективности кредитования;

3. Выявить основные направления повышения эффективности кредитования населения;

4. Исследовать организационно –правовую структуру ОАО «Сбербанк России»;

5. Провести анализ финансового состояния ОАО «Сбербанк России»;

6. Проанализировать показатель выданных кредитов населению в период 2012-2014 годов;

7. Разработать мероприятия по повышению эффективности кредитования физических лиц;

8. Привести обоснование мероприятий;

9. Рассчитать экономический эффект от предложенных мероприятий.

Предметом исследования дипломной работы является система кредитования физических лиц в коммерческом банке.

Объектом исследования является финансовая деятельность коммерческого банка.

Базой исследования дипломной работы является ОАО «Сбербанк России».

В процессе написания дипломной работы были использованы методы исследования такие, как:

1. Анализ литературы по теме диплома;

2. Вертикальный и горизонтальный анализ ОАО «Сбербанк России»;

3. Анализ кредитного портфеля ОАО «Сбербанк России».

Повышение конкурентоспособности российского рынка кредитных услуг населению ориентировано на безграничное применение предложенных выводов, рекомендаций и предложений в своей деятельности российскими коммерческими банками – это и является практической значимостью кредитования физических лиц.

Структура дипломной работы отражает введение, первую, вторую и третью главы, заключение, список использованных источников и приложения.

Во введение отражено актуальность, задачи, предмет, объект, база и методы исследования.

В первой главе дипломной работы – Теоретические основы кредитования населения - рассматриваются основные функции, формы и принципы кредита, методы оценки эффективности кредитования, а также основные направления повышения эффективности кредитования физических лиц.

Во второй главе – Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Сбербанк России» - приведена общая характеристика банка, проведен анализ финансового состояния, а также анализ эффективности кредитования физических лиц за период 2012-2014 гг.

В третьей главе – Пути повышения эффективности кредитования физических лиц - предлагаются направления повышения эффективности кредитования физических лиц, приведено обоснование мероприятий, а также рассчитан экономический эффект от внедрения предложенных мероприятий.

В заключении представлены итоги проведенных исследований и общие выводы по дипломной работе.

Список использованных источников составляют такие документы как: нормативные документы, учебная литература и электронные ресурсы.

В приложения входят следующие документы: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о финансовых результатах.

Итак, рассмотрим теоретические и методологические аспекты кредитования населенияв первой главе дипломной работы.

 


 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Обоснование мероприятий

 

Совокупный объем кредитов в ОАО «Сбербанк России» также увеличился в 2014 году, однако в первые месяцы нынешнего 2015 года прирост составил 2%, а если учитывать курсовую разницу, произошло снижение на 1%. При этом на кредиты частным клиентам на 01.02.2015 приходилось 16,0% от совокупного кредитного портфеля банка, и объем этих кредитов в последнее время снижается. Поэтому эффективность дополнительных мер имеет ключевое значение, чтобы поддержать кредитование частных клиентов.

Потребительское кредитование в современных условиях занимает важное место в деятельности коммерческих банков и торговых организаций. Данный вид кредита стимулирует сбыт товаров и услуг, экономит издержки обращения, приносит кредиторам существенные доходы и прибыль. В свою очередь население получает возможность приобретать необходимую вещь в момент ее наивысшей актуальности для потребителя. По статистическим данным, в кредите живут около 42% жителей России.

Потребительское кредитование не только стимулирует спрос, но и выполняет важную социальную функцию. По количеству выданных кредитов лидируют небольшие ссуды в размере до 50 тыс. рублей.

Рисунок 3.1 - Удельный вес выданных кредитов в зависимости от размера ссуды[66]

В наши дни, наибольшую выгоду для банков и повышение благосостояния является кредитование мало обеспеченного массового сегмента. При начальном развитии потребительского кредитования банки работали именно с обеспеченными людьми. По мере насыщения рынка пришло понимание, что нужно искать другие сегменты, переходить на беззалоговое кредитование, потому что большинству клиентов нечего предложить в залог.

Удовлетворение потребительских нужд населения – сложный процесс взаимодействия доходов и расходов населения. Зависящий от величины доходов объем потребительских расходов населения удовлетворяется полностью или частично. В случае частичного покрытия расходов доходами у населения возникают неудовлетворенные потребности. В зависимости от величины доходов возможно удовлетворение этих потребностей через механизм сбережений. Причем для различающихся по уровню доходов групп населения необходимо неодинаковое время для накопления сбережений в целях удовлетворения возникшей потребности. В этом случае возникает временный разрыв между моментом появления потребности и моментом ее удовлетворения. Сокращение временного разрыва возможно с помощью кредитования населения.

Потребительские кредиты обычно ориентированы на приобретение товаров. Доля приобретения товаров в доходах населения наибольшая и составляет 60%.

С развитием банковской системы в России в последние годы произошло увеличение количества банков, а также их филиалов и представительств. Рядовому потребителю очень сложно определиться в многообразии условий кредитования, предлагаемых различными банками. В процессе выбора оптимальных условий кредита заемщик сталкивается с целым рядом проблем.

Поскольку у заемщиков появилась возможность выбора, то первым шагом должно стать ознакомление с условиями договора и сравнение их с условиями, предлагаемыми другими кредитными учреждениями.

Первой проблемой, возникающей на пути заемщика, становится ознакомление с условиями договора кредитования. Процедура кредитования очень многих банков построена следующим образом: сначала формулируется кредитная заявка, далее проверяется кредитное досье, изучается кредитоспособность заемщика, и, лишь приняв решение о выдаче денег, специалисты банка выдают договор. Таким образом, заемщик видит договор кредитования только в конце, в день подписания договора, поэтому, к сожалению, он не имеет возможности оценить его условия сразу, в начале, а тем более сравнить с условиями договоров других банков.

Вторым проблемным моментом как раз и является грамотная оценка стоимости заемного капитала. Стоимость заемного капитала обычно ассоциируется с процентной ставкой по кредиту и теоретически, чтобы определиться с затратами на заемный капитал, необходимо изучить ставки, объявляемые банками, и выбрать наименьшую. Однако практика показывает, что такой анализ является недостаточным.

Часто банки взимают эту ставку не единоразово, а всякий раз при оплате кредита и процентов по нему. Такая процедура в свою очередь сказывается на реальной ставке по кредиту, значительно повышая ее. Это является следующей, третьей проблемой, проблемой так называемых «скрытых комиссий»; поэтому клиентам банка, неплохо сразу выяснить, является ли эта процедура единовременной.

И, наконец, четвертая проблема - организационные вопросы оформления кредита: как правило, это проблемы менеджмента банка. Не на пользу банкам работает тот факт, что их специалисты, как правило, не дают информацию по телефону. Выяснить, какой пакет документов требуется для получения кредита, какая схема действует в банке, да и вообще получить какую-либо значимую для заемщика информацию с помощью звонка, в некоторых банках практически невозможно: служащие просят появиться в финансовом учреждении лично. Это объяснимо с точки зрения банка, но значительно затрудняет процедуру сбора информации для заемщика.

Итоговым подтверждением эффективности реализации предложенных мероприятий, был проведен опрос населения города Краснокамска.

 

Таблица 3.5 – Опрос населения о кредитовании в ОАО «Сбербанк России»

Заданный вопрос Ответы опрашиваемых.
Нуждаетесь ли в заемных средствах? 90% из 100% ответили, что регулярно используют заемные средства в своей жизни. 10% ответили, что стараются обходиться без заемных средств, путем накопления.
Имеете ли вы кредит в ОАО «Сбербанк России»? 45% ответили «Да имею» 55% ответили «Нет»
По какой причине вы не кредитуетесь в ОАО «Сбербанк России»?   Из 55% ответивших, что не имеют кредиты в ОАО «Сбербанке России» 15% - «Нет времени, ездить и стоять в очередях» 25% - «Есть более выгодные условия в других банках» 15% - воздержались от ответа
Узнав о новых возможностях, пойдете ли вы подавать заявку на кредит в ОАО «Сбербанк России» 90% ответили «Да» 10% ответили «Надо подумать»

 

Из проведенного опроса видно, что жители города Краснокамска нуждаются в заемных средствах банка, но не имеют возможности куда – либо ехать, для того чтобы подать заявку на получение кредита. Более наглядно результаты опроса представлены ниже.

Рисунок 3.2 – Результаты опроса жителей по вопросу: Хотите ли вы кредитоваться в ОАО «Сбербанк России»?

 

Таким образом, в данной главе, предлагаются следующие мероприятия по повышению эффективности кредитования физических лиц:

1. Открыть ставку менеджера по кредитам

2. Организовать и оформить щиты по кредитованию физических лиц в филиале банка в городеКраснокамск и в точках обслуживания клиентов, разместив на этих щитах полную и доступную информацию об условиях кредитования населения;

3. Усовершенствовать программу реструктуризации кредитов для физических лиц – путем снижения процентных ставок добросовестным заемщикам банка на последующее кредитование.

Повышение эффективности кредитования физических лиц ОАО «Сбербанк России» позволят банку укрепить свое конкурентное преимущество, привлечь новых заемщиков, значительно повысить свою доходность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема дипломной работы является актуальной в связи с тем, что в настоящее время кредитные операции являются самыми востребованными, а также основными источниками доходов банка. Ежегодно объем кредитования населения увеличивается.

Целью дипломной работы является – разработать мероприятия по совершенствованию кредитования физических лиц на примере ОАО «Сбербанк России».

Для достижения выше поставленной цели в дипломной работе были установлены следующие задачи:

1. Охарактеризовать основные понятия кредитования функции, формы и принципы кредита;

2. Определить основные методы эффективности кредитования;

3. Выявить основные направления повышения эффективности кредитования населения;

4. Исследовать организационно – правовую структуру ОАО «Сбербанк России»;

5. Провести анализ финансового состояния ОАО «Сбербанк России»;

6. Проанализировать показатель выданных кредитов населению в период 2012-2014 годов;

7. Разработать мероприятия по повышению эффективности кредитования физических лиц;

8. Привести обоснование мероприятий;

9. Рассчитать экономический эффект от предложенных мероприятий.

Предметом исследования дипломной работы является система кредитования физических лиц.

Объектом исследования является экономическая деятельность ОАО «Сбербанк России».

Базой исследования дипломной работы является ОАО «Сбербанк России».

В первой главе были рассмотрены теоретические основы кредитования. В системе кредитных отношениях важнейшей составной частью является кредитования физических лиц. Банк способствует наиболее полному удовлетворению потребительских нужд населения – это является главной целью кредитования физических лиц. Отношения, возникающие между кредитором и заемщиком являются, главной чертой кредитования физических лиц. Анализ кредитования физических лиц в банках проводится для получения наиболее полной картины развития кредитования в данном конкретном банке и в банковской отрасли в целом. Основной целью повышения эффективности кредитования физических лиц является минимизация рисков, увеличение объемов кредитования, увеличение работоспособности активов, улучшение качества кредитов (уменьшение просроченной задолженности).

Во второй главе была проанализирована деятельность ОАО «Сбербанк России».Он один из самых крупных и быстроразвивающихся российских финансовых институтов с самой широкой филиальной сетью не только в России, но и в зарубежных странах имеются представительства.

ОАО «Сбербанк России» занимает лидирующие позиции в рейтингах среди всех представленных банков в России, являясь самым надежным и устойчивым банком.

По всем основным нормативам ликвидности показатели ОАО «Сбербанка России» превышают минимальные показатели и не походят до предельного уровня.

В течение рассматриваемого периода активы банка увеличились на 68%, это говорит о развитии банка нормальными темпами повышения деловой активности.

Показатели кредитного портфеля ОАО «Сбербанк России» за иследуемый период выросли на 61,6%.

Общий прирост кредитного портфеля банка за период 2012-2014 года вырос и составил 67%. Самые значительное увеличение показателей, наблюдалось в жилищном кредитовании

В третьей главе были предложены пути повышения эффективности кредитования физических лиц и были предложены следующие мероприятия:

1. Открыть ставку менеджера по кредитам – реализация данного мероприятия позволит жителям городаКраснокамск получать кредиты в своем подразделении, без траты времени и сил на поездки в другие ближайшие отделения банка. Результатом этого мероприятия будет увеличение клиентов банка, следовательно, увеличение прибыли.

2. Организовать и оформить щиты по кредитованию физических лиц – распространение информации об услугах и продуктах банка приведет к привлечение клиентов к приобретению новых инновационных услуг и продуктов, выгодных как клиентам, так и самому банку, также привлечение новых клиентов.

3. Усовершенствовать программу реструктуризации кредитов для физических лиц – позволит улучшить условия обслуживания клиента, реализовать интересы банка в привлечении новых клиентов, и активизации старых.

Реализация данных мероприятий позволит маленьким филиалам банка повысить доходность кредитных операций, как всего банка в целом, так и маленьких филиалов.

Доход от реализации всех предложенных мероприятий по филиалу № 6984/0299 ОАО «Сбербанк России» в городе Краснокамск составит 590,3 млн. руб. Предложенные мероприятий позволят повысить эффективность кредитования физических лиц.

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТОВАНИЯ ЧАСТНЫХ КЛИЕНТОВ 6

 

1.1 Функции, принципы и формы кредита. 6

1.2 Методы оценки эффективности кредитования. 12

1.3 Направления по улучшению методов оценки эффективности кредитования. 17

 

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» 23

 

2.1 Организационно – правовая характеристика ОАО «Сбербанк России». 23

2.2 Финансовый анализ деятельности ОАО «Сбербанк России». 28

2.3 Анализ предоставленных кредитов за 2012-2014 годы.. 33

 

3. МЕРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КРЕДИТОВАНИЯ ЧАСТНЫХ КЛИЕНТОВ.. 39

 

3.1 Разработка дополнительных мер повышения эффективности кредитования частных клиенов. 39

3.2 Обоснование мероприятий. 44

3.3 Экономическая эффективность от предложенных мероприятий. 49

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 55

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 58

 

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 60

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Обслуживание физических лиц как одно из основных направлений банковской деятельности стало развиваться лишь в начале XXI века, большое и быстрое развитие получили операции по кредитованию населения страны.

Кредитование физических лиц – наиболее часто используемая услуга из огромнейшего спектра услуг предлагаемых банками. В настоящее время кредитные операции являются самыми востребованными, а также основным источником доходов банка. Ежегодно объем кредитования населения увеличивается.

Возможность и необходимость существования такого экономического явления, как кредит, связаны с объективно протекающими в хозяйстве устойчивыми процессами взаимосвязанных кругооборотов и оборотов индивидуальных капиталов.

Степень изученности отражается в Российских и Зарубежных трудах: В.И. Букато,О.И. Лаврушина, Л.Г. Батраковой, А.Ю. Викулина, Н.И. Валенцевой,А.Н. Иванова: - в научных трудах авторов представлены фундаментальные положения теории кредита.

Труды Максутова Ю.Г.,Батраковой Л.Г., Андреевой А.В., посвящены вопросам образования цен на банковские продукты. Эти ученые в своих работах концентрируют внимание на общих подходах к определению прибыльности банковских продуктов и себестоимости.

Предоставление услуг кредитования населения банками, не является объектом значимых научных исследований в изучении отдельного участка рынка кредитования. Данный факт предоставляет сообщить о недостаточном уровне разработанности темы кредитования физических лиц.

Цель дипломной работы является – разработать мероприятия по совершенствованию кредитования физических лиц на примере ОАО «Сбербанк России».

Для достижения выше поставленной цели в дипломной работе были установлены следующие задачи:

1. Охарактеризовать основные понятия кредитования функции, формы и принципы кредита;

2. Определить основные методы эффективности кредитования;

3. Выявить основные направления повышения эффективности кредитования населения;

4. Исследовать организационно –правовую структуру ОАО «Сбербанк России»;

5. Провести анализ финансового состояния ОАО «Сбербанк России»;

6. Проанализировать показатель выданных кредитов населению в период 2012-2014 годов;

7. Разработать мероприятия по повышению эффективности кредитования физических лиц;

8. Привести обоснование мероприятий;

9. Рассчитать экономический эффект от предложенных мероприятий.

Предметом исследования дипломной работы является система кредитования физических лиц в коммерческом банке.

Объектом исследования является финансовая деятельность коммерческого банка.

Базой исследования дипломной работы является ОАО «Сбербанк России».

В процессе написания дипломной работы были использованы методы исследования такие, как:

1. Анализ литературы по теме диплома;

2. Вертикальный и горизонтальный анализ ОАО «Сбербанк России»;

3. Анализ кредитного портфеля ОАО «Сбербанк России».

Повышение конкурентоспособности российского рынка кредитных услуг населению ориентировано на безграничное применение предложенных выводов, рекомендаций и предложений в своей деятельности российскими коммерческими банками – это и является практической значимостью кредитования физических лиц.

Структура дипломной работы отражает введение, первую, вторую и третью главы, заключение, список использованных источников и приложения.

Во введение отражено актуальность, задачи, предмет, объект, база и методы исследования.

В первой главе дипломной работы – Теоретические основы кредитования населения - рассматриваются основные функции, формы и принципы кредита, методы оценки эффективности кредитования, а также основные направления повышения эффективности кредитования физических лиц.

Во второй главе – Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Сбербанк России» - приведена общая характеристика банка, проведен анализ финансового состояния, а также анализ эффективности кредитования физических лиц за период 2012-2014 гг.

В третьей главе – Пути повышения эффективности кредитования физических лиц - предлагаются направления повышения эффективности кредитования физических лиц, приведено обоснование мероприятий, а также рассчитан экономический эффект от внедрения предложенных мероприятий.

В заключении представлены итоги проведенных исследований и общие выводы по дипломной работе.

Список использованных источников составляют такие документы как: нормативные документы, учебная литература и электронные ресурсы.

В приложения входят следующие документы: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о финансовых результатах.

Итак, рассмотрим теоретические и методологические аспекты кредитования населенияв первой главе дипломной работы.

 


 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 994; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.199 (0.012 с.)